Главная страница
Навигация по странице:

  • Задачи

  • [электронный ресурс]

  • Адрес электронного ресурса:http://old.studmedlib.ru/ru/index.html

  • Отличительные черты Немецкой классической философии.

  • Философское учение Л. Фейербаха.

  • КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ №6 «МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ». Составитель: Т.Н. Скабёлкина. Цель

  • Предпосылки возникновения марксистской философии.

  • Предмет и структура материалистической диалектики.

  • Конспекты лекций по философии. Лекции по теме 1 философия, её предмет и роль в жизни человека и общества. Составитель Т. Н. Скабёлкина


    Скачать 0.66 Mb.
    НазваниеЛекции по теме 1 философия, её предмет и роль в жизни человека и общества. Составитель Т. Н. Скабёлкина
    Дата03.11.2021
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспекты лекций по философии.doc
    ТипЛекции
    #262165
    страница4 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ №5

    «НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ».
    Составитель: Т.Н. Скабёлкина.
    Цель: определить сущность и показать историческое значение Немецкой классической философии.

    Задачи:

    - определить отличительные черты Немецкой классической философии, показать их причинную обусловленность;

    - изложить суть трансцендентального идеализма И.Канта;

    - охарактеризовать диалектическую философию Г.Гегеля, показать противоречия между системой и методом;

    - показать сильные и слабые стороны антропологического материализма Л.Фейербаха.
    План:

    ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

    1. Отличительны черты Немецкой классической философии.

    2. Учение И.Канта.

    3. Философия Г.Гегеля.

    4. Философское учение Л.Фейербаха.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
    ЛИТЕРАТУРА:

    Основная литература:

    1.Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 828 с.

    2.Лаврененко В.Н. Философия: учебник. Изд. 7-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 711 с.

    3. Философия: учебник /под ред. В.П. Кохановского. – Ростов -н/Д: Феникс, 2010. – 568 с.

    4. Марков Б.В. Философия: учебник. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.

    5. Хрусталев Ю.М.Основы философии: учебник. - М.:ГЭОТАР-Медиа,2012. -304с. [электронный ресурс]

    6.Хрусталев Ю.М.Философия: учебник.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2015.-464с. [электронный ресурс]
    Дополнительная литература:

    1.Матющенко В.С.,Асташова Н.М.История философии: учеб. пособие.- Благовещенск, 2015.-136с.

    2.Философия (метафизические начала креативного мышления) : учебник / Ю. М. Хрусталев. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2015. -384 с. [электронный ресурс]

    3.Философия : учебник / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. Изд.5-е, перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2016. - 816 с. [электронный ресурс]

    4.Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю.М. Хрусталев. -М. : ГЭОТАР- Медиа, 2015.- 400 с.[электронный ресурс]

    Адрес электронного ресурса:http://old.studmedlib.ru/ru/index.html
    ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    Немецкая классическая философия – это философия немецкого Просвещения, её значение крайне сложно переоценить. Главной заслугой немецких мыслителей по праву считают разработку целостной концепции диалектики. Проиллюстрируем сказанное.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

    Отличительные черты Немецкой классической философии.

    К немецкой классической философии конца ХVIII-ХIХ вв. относятся И. Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель и Л. Фейербах. Все они очень разные философы, но их творчество принято оценивать как единое целое. Их объединяют общие методологические принципы построения философского знания: рационализм, диалектика, историзм.

    Учение И.Канта. И. Кант («Критика чистого разума») – родоначальник немецкой классической философии. В его творчестве выделяется два периода: 1) «докритический» - сфера интересов ограничивается проблемами онтологии, космологии, естественнонаучными исследованиями; 2) «критический» - на первый план выходят проблемы гносеологии: познавательные возможности человека, границы научного знания, структура мышления. Решает он эти вопросы с позиции агностицизма.

    В докантовской гносеологии трудность познания определялась самим объектом познания – окружающим миром, который содержит в себе бесконечное множество неразгаданных тайн. Кант полагает, что причиной этой трудности является сам человек и его разум (т.е. субъект познания), а не окружающий мир. Познавательные способности человеческого разума ограничены (разум не может все!). Разум постоянно наталкивается на неразрешимые противоречия в процессе познания (антиномии). С помощью разума можно одновременно доказать оба противоположных положения антиномии (например, «существуют только простые элементы и то, что состоит из простых» и «в мире нет ничего простого»). Разум заходит в тупик. Наличие антиномий – доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

    Однако, разум наталкивается не только на внутренние границы – неразрешимые противоречия, но и на внешние – сущность вещей принципиально непознаваема. Весь мир делится, по Канту, на познаваемый мир «явлений» и мир «вещей в себе», заключающих в себе сущность явлений – он недоступен человеческому разуму. Философ ставит вопрос возможно ли вообще всеобщее и необходимое знание?

    Все знание Кант делит на апостериорное – то, которое получает человек в результате опыта, оно предположительно, не обладает полной достоверностью и к всеобщности не имеет никакого отношения; и априорное - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства и практического подтверждения (например, «все что случается имеет причину», «человеческая жизнь протекает во времени»), оно абсолютно достоверно, надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. Априорными являются категории рассудка, законы (сохранения, причинности, взаимодействия), пространство и время как формы. Будучи всеобщими и необходимыми законы принадлежат не самой природе, а человеческому рассудку, пространство и время не формы существования вещей, а формы чувственного созерцания человека – к реальному миру тоже не имеют никакого отношения.

    В результате познавательный процесс происходит следующим образом: внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека. Органы чувств принимают эти образы внешнего мира в виде ощущений. Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира. Однако, по Канту, эта целостная картина мира в нашем сознании ничего не имеет общего с реальным миром!

    Потому что наше сознание само выстраивает окружающий мир при помощи априорных законов, категорий и форм чувственного созерцания – пространства и времени. Отсюда вывод Канта, что вещи сами по себе непознаваемы, так же как и весь окружающий мир. Более того – философия в той форме какой она существовала до Канта невозможна: она изучает сущность бытия, а она то как раз и непознаваема! Задача философии теперь состоит в критике рациональных способностей и определении границ познавательного процесса.

    Философия Г.Гегеля. Г.Гегель («Энциклопедия философских наук») - вершина немецкого идеализма первой половины Х1Х века. Основное понятие Гегеля – это Мировой дух или Абсолютная идея, которое он определяет как объективное, безличное, идеальное начало, основу и субъект развития всего мирового бытия. Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания мирового разума или Абсолютной идеи. Все, что существует (живая и неживая природа, человек) - это лишь различные воплощения Мирового духа. «Все действительно разумно, все разумное – действительно».

    Процесс развертывания мирового разума проходит три ступени:

    1) ступень логики – безличное, «чистое», т.е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий;

    2) ступень природы - внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек - завершение природы, преодолевающий ее материальность своей духовной деятельностью;

    3) ступень духа – история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею. Мировой разум как бы возвращается в философии к себе самой, познает самое себя. В этом и заключаетсясмысл саморазвития Мирового разума – в самопознании.

    Гегель основывает диалектический метод, ключевое его понятие – противоречие – «корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется».

    Развитие осуществляется по определенному правилу: утверждение (тезис) – его отрицание (антитезис) – отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). «Снятие» означает, что первые две стадии развития преодолены, но одновременны сохранены, воспроизведены вновь в новом качестве. Абсолютный дух, также как и все в мире, проходит эту триаду в своем развитии – тезис, антитезис, синтез: сначала чистые логические сущности, затем природа, и наконец, человеческий дух и его проявления Мировой разум в человеческой истории имеет ярко выраженную цель – свободу. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы». В соответствии с этим критерием Гегель различает четыре основных периода всемирной истории :восточный мир (Китай, Индия, Египет), греческий мир, римский мир, германский мир. Страны Востока не знают свободы, они знают, что свободен один человек, да и тот деспот.

    Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она серьезно ограничена – ведь свободны только некоторые те, кто не в рабстве. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых отношений. Но лишь германские народы в конце концов осознают в полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека. Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга исторических эпох свидетельствует о том, что дух неуклонно движется к своей цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или иного народа, который своим характером, государственным строем, искусством, религией, философией способен наиболее полно представить, выразить требования мирового духа.

    Философское учение Л. Фейербаха.

    Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872) был первым немецким философом, подвергшим развернутой критике идеализм. Он говорил, что в основе философии – знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Первейшая задача философии – критика и разоблачение религии. Для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек – не творение Бога, а часть вечной природы. Материализм Фейербаха неслучайно трактуется как антропологический. Он существенно отличается от материализма XVIII века, так как не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а, скорее, как организм. В центре внимания Фейербаха – не отвлеченное понятие души и тела, а человек как психофизическое единство. Дух и тело – две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа трактуется преимущественно биологически. В теории познания Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Антропологический материализм Фейербаха возникает как реакция на идеализм и, прежде всего, на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единым было утрировано. Фейербах встал на защиту природно-биологического начала в человеке.
    Знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства», написанная в 1841 году, была уже настоящим триумфом материалистической философии. Цель этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии». Он пишет, что его первой мыслью был Бог, второй – разум, а третьей и последней – человек. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек. Теизм неприемлем, ибо не Бог творит человека, а человек создает Бога. Фейербах в этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего и что созданное религией божественное существо есть лишь фантастическое отражение человеческой сущности.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ,

    Немецкая классическая философия формирует целостную концепцию идеалистической диалектики и разрабатывает систему антропологического материализма.

    Оба упомянутых выше учения будут взяты на вооружение Марксом и Энгельсом.

    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ №6

    «МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ».

    Составитель: Т.Н. Скабёлкина.
    Цель: определить сущность, показать историческое значение и практическую значимость философии марксизма.

    Задачи:

    - определить предпосылки формирования философии марксизм;

    - показать предмет и структуру материалистической диалектики;

    - дать краткую характеристику объективной и субъективной диалектики.
    План:

    ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

    1. Предпосылки возникновения марксистской философии.

    2. Предмет и структура материалистической диалектики.

    3. Диалектика природы.

    4. Диалектика общества.

    5. Диалектика мышления.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
    ЛИТЕРАТУРА:

    Основная литература:

    1.Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 828 с.

    2.Лаврененко В.Н. Философия: учебник. Изд. 7-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 711 с.

    3. Философия: учебник /под ред. В.П. Кохановского. – Ростов -н/Д: Феникс, 2010. – 568 с.

    4. Марков Б.В. Философия: учебник. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.

    5. Хрусталев Ю.М.Основы философии: учебник. - М.:ГЭОТАР-Медиа,2012. -304с. [электронный ресурс]

    6.Хрусталев Ю.М.Философия: учебник.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2015.-464с. [электронный ресурс]
    Дополнительная литература:

    1.Матющенко В.С.,Асташова Н.М.История философии: учеб. пособие.- Благовещенск, 2015.-136с.

    2.Философия (метафизические начала креативного мышления) : учебник / Ю. М. Хрусталев. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2015. -384 с. [электронный ресурс]

    3.Философия : учебник / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. Изд.5-е, перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2016. - 816 с. [электронный ресурс]

    4.Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю.М. Хрусталев. -М. : ГЭОТАР- Медиа, 2015.- 400 с.[электронный ресурс]

    Адрес электронного ресурса:http://old.studmedlib.ru/ru/index.html
    ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    Предпосылки возникновения марксистской философии.

    Представители: К. Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин.

    Маркс и Энгельс – основоположники материалистической диалектики (диалектического и исторического материализма). Это учение вышло на арену в 40 ые годы и стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70 ые – 90 ые годы 19 века. В России марксизм появился и укрепился в конце 19 века.

    Марксизм – новое слово в истории философской мысли, т.к. до этого был материализм без диалектики и диалектика без материализма.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    Предпосылки возникновения марксистской философии.

    1. Немецкая Классическая философия, и в первую очередь Гегелевская диалектика, которая согласно Энгельсу, «и по методу и по содержанию есть идеалистически на голову поставленный материализм».

    2. Конкретно-историческое состояние общества (декларируется общество равных, а в действительности – расслоение на антиномичные классы), анализируя которое марксисты приходят к выводу о том, что политика и право суть производные от каких-либо оснований. Прежде чем заниматься политикой, искусством, философией, люди должны есть пить одеваться, т.е. производить условия своего существования.

    3. Три великих научных открытия:

    - теория клеточного строения живых организмов

    - закон сохранения вещества и энергии

    - эволюционная теория.

    Энгельс дал диалектико-материалистическую интерпретацию этих научных открытий.

    Предмет и структура материалистической диалектики.

    1. с открытием материалистического понимания истории материализм был достроен «доверху» и стал социально-историческим материализмом.

    2. распространение диалектико-материалистической идеи на материал естествознания привело к обоснованию принципов диалектики природы.

    3. в процессе обоснования материалистической теории истории и диалектической теории природы складывалась диалектико-материалистическая теория познания.

    Материалистическая диалектика имеет своим предметом – всеобщие законы движения и развития природы, общества, мышления.

    Выделяют три относительно самостоятельных структурных компонента материалистической диалектики: Д.П., Д.О., Д.М.

    Диалектика природы.

    1. В.И.Ленин трактует материю как философскую категорию для обозначения объективной реальности, которая дана нам в наших ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими органами чувств, существуя независимо от них. До этого времени содержание понятия материи отождествлялось с естественнонаучными представлениями о веществе.

    2. Материя несотворима и неуничтожима, она существует вечно.

    3. Способ существования материи – движение, формы – П и В.

    4. Для всего материального мира закономерны всеобщая связь и причинная обусловленность.

    5. Материя структурируется на уровни: Н.П, Ж.П., С.П.

    6. Энгельс выделил 5 форм движения материи. В основу деления им были положены три критерия:

    - наличие специфического материального носителя

    - наличие специфических закономерностей для каждой формы

    - генетическая связь между низшей и высшей формами движения.

    Диалектика общества.

    Маркс рассматривает человека как практически действующее существо, которое в процессе своего бытия преобразует окружающий мир в целях удовлетворения своих потребностей. В силу этого сущностью человека «вообще» является свободная творческая сознательная целесообразная преобразующая деятельность. Практика – фундаментальный способ человеческого бытия. Главная философская идея Маркса состоит в том, что практика исходна и первична по отношению ко всему духовному миру.

    В своей работе «К критике политической экономии» К. Маркс сформулировал законы, которые лежат в основе развития общества.

    О.Б. определяет О.С. О.Б. – это материальные условия жизни общества, материальные отношения и совокупность законов, которым подчинено развитие общества.

    М.производство является основой существования и развития общества. М.П. обусловливает развитие социальной и духовной сфер жизни общества. М.П. всегда существует как С.П. С.П. представляет собой диалектическое единство П.С. и П.О.

    Общество развивается ступенями, которые Маркс назвал О.Э.Ф. Развитие общества – это процесс становления и смены О.Э.Ф.

    Структура О.Э.Ф. представлена базисом и надстройкой. Б – совокупность П.О. Н – совокупность Д.О. Б. определяет Н.

    Классовая борьба – движущая сила развития антагонистических формаций.

    Смена одной О.Э.Ф. другой происходит в форме социальной революции. С.Р. – это скачок, он происходит по причине несоответствия характера и уровня П.С. характеру и уровню П.О.

    Диалектика мышления.

    1. Марксисты вводят понятие практики (как общественно-исторической деятельности людей) в теорию познания. Практика – основа познания, цель познания и критерий истины.

    2. Разработали учение о соотношении объективной абсолютной и относительной истины.

    3. Раскрыли диалектику форм чувственного и рационального познания.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    Представители марксистской философии «достроили здание материализма доверху» и связали материализм с диалектикой, разработав систему диалектического материализма.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта