Главная страница
Навигация по странице:

  • Религиозное мировоззрение

  • Обыденное (повседневное)

  • КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ№2 «АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ». Составитель: Т.Н. Скабёлкина. Цель

  • Задачи

  • [электронный ресурс]

  • Адрес электронного ресурса:http://old.studmedlib.ru/ru/index.html

  • Античная философия досократовского периода. Поиск первоначала бытия.

  • Классический период античной философии. Софисты.

  • Объективный идеализм Платона.

  • Философские идеи Аристотеля.

  • Конспекты лекций по философии. Лекции по теме 1 философия, её предмет и роль в жизни человека и общества. Составитель Т. Н. Скабёлкина


    Скачать 0.66 Mb.
    НазваниеЛекции по теме 1 философия, её предмет и роль в жизни человека и общества. Составитель Т. Н. Скабёлкина
    Дата03.11.2021
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспекты лекций по философии.doc
    ТипЛекции
    #262165
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Мироощущение – эмоционально- психическая сторона мировоззрения, это отношение человека к окружающему миру, проявляющееся в его настроениях, чувствах и соответствующих им действиях.

    Мироощущение выражает поверхностную, ситуативную, связь человека с миром и самим собой. Мироощущение представляет первичную ступень обыденно-практического освоения мира, его оценку в соответствии с потребностями и интересами.

    Миропонимание – это интеллектуальный уровень мировоззрения, абстрактно-логическое осмысление действительности, представленное системой понятий. Миропонимание характеризует умение личности выделять для себя наиболее значимое в мире, глубоко проникать рассудком и разумом в сущность постигаемых явлений, осмысливать целеполагание и осуществлять выбор адекватных средств достижения желаемого.

    На этом уровне проявляет себя воля. Воля – это способность к выбору цели действия, а также внутренние усилия, необходимые для осуществления этой цели. Воля – это переживание. Воля – это я должен, надо. На этом уровне знания переплавляются в убеждения. Важное условие и показатель переплавки взглядов в убеждения – возрастающая степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон веры широк – от скептицизма до догматизма. Норма – наличие сомнений. На уровне есть и сомнения, догматизм, вера, научное знание.

    Мировоззрение, таким образом, представляет собой сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания.

    Коэффициент интеллектуальности мировоззрений различен, также и неодинакова степень эмоциональной насыщенности мировоззрения. Но любое мировоззрение обязательно включает в себя оба эти полюса. Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрения не сводятся полностью лишь к интеллектуальной составляющей, мировоззрение не набор нейтральных знаний, но еще и человеческие эмоции (субъект мировоззрения – человек).

    Мировоззрение- это противоречие единство знаний, ценностей, интеллекта, , эмоций, миропонимания, мироощущения, разумного (обоснованного) и веры, убеждений и сомнений, общезначимого и личностного, традиционного и творческого.

    Различают следующие формы мировоззрения:

    Мифологическое (греч. предание, сказание, учение): это мировоззрение, которое основывается не на теоретических доводах, а на эмоциональном переживании или на общественных иллюзиях, которые рождаются неадекватным восприятием действительности. Оно связано с фантастическим представлением об окружающем мире и самом себе. Мифологическая картина мира сочетает в себе реальность и фантазию , естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. В мифологии отсутствует отчетливое разграничение мира и человека (гилозоизм, пантеизм), мысли и эмоции, объективного и субъективного.

    Миф вошел в культуру народов мира (литературу, живопись, скульптуру), остатки мифологического сознания присущи каждому человеку в детском возрасте.

    Религиозное мировоззрение (от лат святыня, предмет культа): оно аппелирует к чувствам, не требует доказательств, но создает своеобразную картину мира и места человека в нем. Оно различает земное и сакральное (святое). Сакральное- это сила или энергия, или область бытия, которая господствует над земным и сакральным определением судьбы человека.

    Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественной силы, в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

    Обыденное (повседневное): оно основано на здравом смысле, на повседневном опыте, это стихийно складывающаяся система мироощущения и миропонимания. Это массовое, реально «работающее» сознание, это есть в каждом. Оно неоднородно, т.к. неоднородны его носители – они отличаются по уровню образования, интеллекта, духовной культуры, по национальным признакам и т.д. Этим обстоятельством определяется широта диапазона «жизненной философии» - от примитивной, отставной, до разумной, наполненной здравого смысла.

    Своеобразной разновидностью жизненно-практического мировоззрения являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. По праву говорят о мировоззрении врачей, учителей, художников и т.д.

    Обыденное мировоззрение носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью, поэтому оно слабо защищено от ошибок. Здесь наряду с жизненным опытом, навыками, традициями, верой, сомнениями существует множество предрассудков.

    Философское: относится к научной сфере сознания в отличии от мифологии и религии. Философскую систему взглядов на мир и человека отличает теоретическая обоснованность содержания и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности человека.

    Философия имеет специфический понятийный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт человечества.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    Сущность философии как мировоззрения заключается в размышлении над всеобщими проблемами в системе мир – человек. При этом философию отличает научность, наличие специфического понятийного аппарата.

    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ№2

    «АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ».

    Составитель: Т.Н. Скабёлкина.
    Цель: рассмотреть суть концепций философов античности, определить их роль в современных философских учениях.

    Задачи:

    - дать краткую характеристику натурфилософии досократовского периода;

    - определить отличительные черты философии классического периода;

    - показать уникальность и ценность философских учений Сократа, Платона и Аристотеля.

    План:

    ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

    1. Античная философия досократовского периода. Поиск первоначала бытия.

    2. Классический период античной философии. Софисты.

    Этический рационализм Сократа.

    3. Объективный идеализм Платона.

    4. Философские идеи Аристотеля.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ,
    ЛИТЕРАТУРА:

    Основная литература:

    1.Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 828 с.

    2.Лаврененко В.Н. Философия: учебник. Изд. 7-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 711 с.

    3. Философия: учебник /под ред. В.П. Кохановского. – Ростов -н/Д: Феникс, 2010. – 568 с.

    4. Марков Б.В. Философия: учебник. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.

    5. Хрусталев Ю.М.Основы философии: учебник. - М.:ГЭОТАР-Медиа,2012. -304с. [электронный ресурс]

    6.Хрусталев Ю.М.Философия: учебник.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2015.-464с. [электронный ресурс]
    Дополнительная литература:

    1.Матющенко В.С.,Асташова Н.М.История философии: учеб. пособие.- Благовещенск, 2015.-136с.

    2.Философия (метафизические начала креативного мышления) : учебник / Ю. М. Хрусталев. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2015. -384 с. [электронный ресурс]

    3.Философия : учебник / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. Изд.5-е, перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2016. - 816 с. [электронный ресурс]

    4.Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю.М. Хрусталев. -М. : ГЭОТАР- Медиа, 2015.- 400 с.[электронный ресурс]

    Адрес электронного ресурса:http://old.studmedlib.ru/ru/index.html

    ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    Античная философия возникла в греческих городах-государствах («полисах») на рубеже У111-У1 вв. до н.э. ). Испытав период блестящего расцвета в У1-У вв. до н.э. она продолжалат развиваться в эпоху Александра Македонского и Римской империи вплоть до начала У1 в. н.э.

    Периоды античной философии:

    1) натуралистический (проблемы космоса и поиска первоначала бытия) – милетская школа, пифагорейцы, элеаты, физики-эклектики.

    2) гуманистический или классический (софисты, Сократ) – пытались определить сущность и человека, рассматривались вопросы счастья, свободы, морали.

    3) период большого синтеза Платона и Аристотеля – открытие идеального бытия, формулировка основных философских проблем, построение первых крупных метафизических систем.

    4) эллинистические школы эпохи завоеваний Александра Македонсткого и до конца языческой эры – книзм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    Античная философия досократовского периода. Поиск первоначала бытия.

    Первый милетский философ Фалес полагал, что все существующее возникло из влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Сама Земля держится на поверхности воды, окруженная со всех сторон океаном.

    Анаксимен первовеществом называет воздух. Именно воздуху свойственен процесс разрежения и сгущения, благодаря которым из него образуется все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, он в зависимости от степени сгущения последовательно превращается в воду, землю, камни. По своей физической природе

    воздух – род пара или темного облака и сродни пустоте. Воздух для Анаксимена не только первоначало, но и источник жизни и психических явлений, сама душа для него – «дыхание», дуновение воздуха.

    Согласно Гераклиту, мир или природа находятся в беспрерывном процессе изменения, из всех природных веществ наиболее, наиболее подвижен именно огонь. Поэтому первовещество природы – «огонь». Мир остается в основе огнем, несмотря на все его превращения. Из огня происходят не только обычные материальные тела , но и души.

    Душа материальна, это наименее влажный, сухой огонь. Все вещи возникают из огня путем последовательных превращений. Мир есть процесс, в котором всякая вещь и всякое свойство переходят в свою противоположность: холодное становится теплым, теплое – холодным, влажное – сухим, сухое – влажным. Само Солнце каждое мгновение обновляется. Нельзя поэтому дважды вступить в одну и туже реку: входящего во второй раз уже омывают новые воды. Превращение всего в противоположное есть не простой переход, а борьба. Она всеобща, «отец всего, царь всего». Однако, при переходе борющихся противоположностей друг в друга сохраняется общая для обеих тождественная основа. «Бог есть – день и ночь, зима и лето, война и мир, но он остается всегда самим собой». Важнейшее философское открытие Гераклита – закон единства и борьбы противоположностей.

    По Эмпедоклу (У в.) основу вечного и неразрушимого мира образуют четыре вещественных начала: огонь, воздух, вода и земля. Все существующее находится в постоянном процессе соединения и разложения этих начал. Возникновение вещей – их соединение, «гибель» вообще то, что кому-то выгодно. Нет ничего абсолютного, все относительно – и знание (можно одно и тоже утверждение доказать и опровергнуть) и мораль.

    Классический период античной философии. Софисты.

    Этический рационализм Сократа.

    Примером древнего софизма является софизм «Рогатый»: «То. что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь». Вот еще пример, как два софиста решили запутать простого человека по имени Ктисипп.: «Скажи-ка, есть ли у тебя собака?» - «Есть и очень злая», - отвечал Ктисипп. «А есть ли у нее щенята?» -«Да, тоже злые» - «И их отец конечно, тоже собака?» - «Да» - «Что ж, эта собака твоя?» - «Конечно» - «Значит, этот отец – твой, следовательно, твой отец – собака и ты – брат щенят». Аристотель в качестве софистических приемов называл следующие: софист может быстро говорить, чтобы противник не уяснил смысла его речи, или напротив, нарочито растягивать свою речь, дабы его противнику было трудно охватить весь ход его рассуждений, подменять понятия, принуждать собеседника к частому повторению одного и того же и т.д.

    Несомненный плюс в истории философии софистики заключается в выявлении противоречивости познавательного процесса Сократ впервые в центр философии поставил проблему человека. Он не оставил значительных философских произведений.

    Свое учение излагал в форме открытой беседы (диалога), темами которой были проблемы актуальные во все времена: добро, зло, любовь, счастье, честность и т.д. Философия в понимании Сократа не изучение природы, а учение о том, как следует жить. Сократ выступает против ранних физиков. Знать человек может только то, что в его власти. Это не внешний мир, а его собственная душа. Поэтому главная задача познания – самопознание, а принцип философии – «познай самого себя». Что же такое познание и знание? Знание он определяет как понятие о предмете. Предмету необходимо дать понятие, т.е определить ряд общих признаков, характерных только для него. Сократ отождествляет добродетель со знанием. Поведение человека определяется его понятиями о доблести и благе: нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучшее, стал бы делать худшее. Сократ сводил всякое дурное действие к простому незнанию или к заблуждению. Только тот человек мужественен, кто знает, что такое мужество. Знание того, что такое добро и что такое зло делает людей добродетельными. Зная, что хорошо и что плохо, никто не может поступать плохо. Зло – результат незнания доброго. Нравственность, по Сократу, следствие знания. Задача философии – помочь человеку прийти к правильному пониманию – понятию – предмета или явления (что такое мужество, любовь и т.д.). На это направлен метод, применяемый Сократом – майевтика. Суть его состоит в том, чтобы благодаря наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Он не навязывает свою точку зрения, а помогает родиться истине в душе человека. Майевтика дословно переводится как повивальное искусство.

    Этика Сократа носит рационалистический характер. Аристотель совершенно справедливо возражал потом Сократу: иметь знание о добре и зле и быть добрым или злым – не одно и то же. Сократ был чрезвычайно популярным философом. Все свое время он посвящал беседам и спорам, которые проходили чаще всегона многолюдном рынке Афин. У него было много учеников. Однако, его разговоры не были понятны официальным властям. Сократ был обвинен в подрыве устоев общества и отрицании богов, приговорен к смерти и вынужден был принять чашу с ядом – цикутой.

    Объективный идеализм Платона.

    Платон считается первым древнегреческим философом, создавшим целостную философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию и антропологию. Философское учение Платона обнимает широкий круг вопросов: о бытии, о мире и его происхождении, о душе и познании, об обществе и т.д. Философию Платон понимает как учение о сущем, том что является постоянным в окружающем мире. Мир чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными являются идеи (эйдосы) материальных предметов. Идея – это сущность предмета, отделенная от него, «вынутая» из человеческого сознания и помещенная в некий идеальный мир, где собраны все идеи всех предметов. Любая материальная вещь является лишь материальным отображением идеи данной вещи. Например, лошади рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи лошади, которая вечна и неизменна. Идея – образец, модель, по которой создаются, «копируются» предметы. Материальный мир образуется из соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее» оформленность и вещественность. Платон считает, что первичен именно мир идей, мир вещей вторичен. Поэтому его называют создателем первой в мире идеалистической системы. Антропология. Философ традиционно выделяет душу и тело в человеке. Тело смертно – душа бессмертна. Душа – это «эйдос», сущность человека. Назначение тела

    – быть временным вместилищем души (тюрьма души). Душа состоит из трех частей – разумной (ведущей), аффективной (страстной) и вожделеющей. Изначально было сотворено определенное количество душ (сколько звезд на небе). Это число неизменно. После смерти и воздаяния за грехи душа сама выбирает себе будущую жизнь, правда, попадая в тело, она это забывает. Души вселяются как в тела людей, так и в тела животных и растений в зависимости от того, насколько разумной части души удалось победить низшие. Души=идеи первоначально находились в идеальном мире и созерцали сущности=идеи всех предметов. Попав в материальные тела, они все забыли. Отсюда, по Платону, знание есть не что иное как припоминание того, что они созерцали ранее. Именно поэтому Платон столь парадоксально трактует смерть как благо – особенно для философа, стремящегося познать сущее. Социальная философия. Платон – первый философ, создавший социальную утопию. Его интересовали условия возникновения и построения справедливого – идеального государства. Ко всем существующим он относился отрицательно. Платон резко критикует олигархию (власть богатых), тимократию (власть военных), тиранию и демократию («безумие большинства»), которая как правило, вырождается в тиранию. Он предлагает свой образец совершенного государства. Философ основывает свое учение о государстве на учении о структуре души человека. «Государство подобно человеку и человек подобен государству». Подобно тому как в душе три части, так и в государстве должно быть три группы граждан, три сословия. Разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей – философов; страстной части, добродетель которой в мужестве – сословие воинов, воспитанных в дисциплине; низменной, вожделеющей части души – сословие земледельцев и ремесленников. Каждое сословие должно быть ограничено выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства в дела других. Именно в этом и заключается справедливость по Платону. Каждый занят своим делом и действия всех граждан подчинены общему благу, выразителем которого является государство. Философ пытается предложить модель не только справедливого, но и гармоничного общества. Источником противоположных интересов, подрывающих единство общества, он первый в истории общественной мысли называет частную собственность. Поэтому ни философы-правители, ни стражи не имеют право иметь частную собственность (земледельцы и ремесленники лишь в небольшой степени). Лишены они также семей и детей, воспитанием которых занимается государство. Государство Платона построено по жесткому кастовому принципу, переход из одного сословия в другой невозможен. Это государство в котором интересы личности подчинены интересам общества, человек лишен свободы выбора (это недостаток также всех последующих утопий).

    Философские идеи Аристотеля.

    Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своего учителя. Ошибка Платона, с его точки зрения, состояла в том, что оноторвал «мир идей» от реального мира. Сущность предмета в самом предмете, а не вне него. Нет и мира «чистых идей», существуют только единичные и конкретно определенные предметы. Сущность предмета и причина его заключена в форме, которая неотделима от вещи. Форма – ключевое понятие Аристотеля. Именно форма делает предмет тем, чем он является. Бронзовый шар и бронзовая статуя едины по материи, но различны по форме. Материя – это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, действительность. Единичное бытие (предмет) есть соединение двух причин бытия: формальной и материальной. Всего их 4:

    формальная, - сущность вещи;

    материальная – субстрат вещи;

    действующая – то, что приводит в движение и обуславливает изменение;

    целевая – во имя чего совершается действие.

    Бытие по Аристотелю иерархично и выражается оно в иерархичности форм. Поднимаясь по лестнице форм значение материи ослабевает, а формы возрастает. Форма неживых предметов – растительная форма - животная – форма (душа) человека – Бог (как чистая форма освобожденная от материи вообще). Бог Аристотеля – совершенный Ум, источник всякого движения – Перводвигатель, хотя он сам неподвижен, вечен, не имеет истории, бесстрастен и не принимает участия в делах людей. Бог – как абсолютное совершенство, та целевая, конечная причина, которая влечет к себе весь мир.

    Этика. Цель человеческой жизни – счастье (это общая установка для античной философии. Счастье, по Аристотелю, заключается не в материальном богатстве, не в наслаждении, и ни в одной добродетели, а в разумной деятельности в согласии с добродетелью. Необходимо реализовать в действительности то, что заложено в нем потенциально. Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины. Добродетель – середина между излишеством и недостатком («ничего слишком»). Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество – между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость – между расточительностью и скупостью. Философ особенно высоко ценит такие добродетели как: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.

    Политология. Так же как и Платон, Аристотель делит формы государства на правильные (когда достигается польза для всех) – это полития, монархия и аристократия; и неправильные (польза для некоторых) – тирания, олигархия и демократия. Хорошими он считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом – это монархия, аристократия и «полития», т.е. власть среднего класса. Аристотель полагает, что и для государственного правления (как и в этике) «умеренное и среднее наилучшее», т.е именно среднее сословие, владеющее умеренной собственностью и устанавливают наилучшую форму правления. В отличие от Платона, Аристотель – защитник частной собственности. Он говорит о том, что «одна мысль» о собственности доставляет несказанное удовольствие», отмена ее ничего не даст, так как «общее дело все сваливают друг на друга. Причина несправедливости общества состоит в нежелании управляющих действовать в интересах общего блага. Именно служение общему благу является критерием правильных форм.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    Философия Античности формирует основные идеи и направления, которые лягут в основу последующих исторических форм философии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта