Главная страница
Навигация по странице:

  • [электронный ресурс]

  • Адрес электронного ресурса:http://old.studmedlib.ru/ru/index.html

  • Философская антропология как учение о человеке.

  • Проблема человека в истории философской мысли.

  • Природа и сущность человека.

  • Смысл и назначение человеческого бытия.

  • Индивид, индивидуальность, личность, структура личности.

  • Свобода и ответственность личности.

  • Конспекты лекций по философии. Лекции по теме 1 философия, её предмет и роль в жизни человека и общества. Составитель Т. Н. Скабёлкина


    Скачать 0.66 Mb.
    НазваниеЛекции по теме 1 философия, её предмет и роль в жизни человека и общества. Составитель Т. Н. Скабёлкина
    Дата03.11.2021
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспекты лекций по философии.doc
    ТипЛекции
    #262165
    страница9 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ №13

    «ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ».

    Составитель: Т.Н. Скабёлкина
    Цель: сформировать представление об антропологии, определить проблемное поле последней, обозначить варианты решения антропологических вопросов.

    Задачи:

    - показать специфику философского взгляда на человека, продемонстрировать связь антропологии с частными науками о человеке;

    - показать развитие идей о человеке в истории философской мысли;

    - определить понятия «природа», «сущность» человека, озвучить альтернативные точки зрения на проблему сущности человека;

    - показать альтернативные варианты решения проблемы смысла жизни, свободы и ответственности;

    - дать определения понятиям «индивид», «индивидуальность», «личность»,провести сопоставительный анализ.
    План:

    ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

    1. Философская антропология как учение о человеке.

    2. Проблема человека в истории философской мысли.

    3. Природа и сущность человека.

    4. Смысл и назначение человеческого бытия.

    5. Индивид, индивидуальность, личность, структура личности.

    6. Свобода и ответственность личности.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
    ЛИТЕРАТУРА:

    Основная литература:

    1.Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 828 с.

    2.Лаврененко В.Н. Философия: учебник. Изд. 7-е, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 711 с.

    3. Философия: учебник /под ред. В.П. Кохановского. – Ростов -н/Д: Феникс, 2010. – 568 с.

    4. Марков Б.В. Философия: учебник. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.

    5. Хрусталев Ю.М.Основы философии: учебник. - М.:ГЭОТАР-Медиа,2012. -304с. [электронный ресурс]

    6.Хрусталев Ю.М.Философия: учебник.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2015.-464с. [электронный ресурс]
    Дополнительная литература:

    1.Матющенко В.С.,Асташова Н.М.История философии: учеб. пособие.- Благовещенск, 2015.-136с.

    2.Философия (метафизические начала креативного мышления) : учебник / Ю. М. Хрусталев. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2015. -384 с. [электронный ресурс]

    3.Философия : учебник / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. Изд.5-е, перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2016. - 816 с. [электронный ресурс]

    4.Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю.М. Хрусталев. -М. : ГЭОТАР- Медиа, 2015.- 400 с.[электронный ресурс]

    Адрес электронного ресурса:http://old.studmedlib.ru/ru/index.html

    ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    Философское рассмотрение проблем человека называется философской антропологией, философские системы, ставящие в центр рассмотрения человека, – антропоцентрическими. Человека изучает не только философия. Разные науки делают это со своей стороны. Антропология как часть биологии и медицины изучает биологические и расовые особенности человека. Медицинские науки – разные аспекты жизненных процессов: развитие, угасание функций, старение, возможности увеличения продолжительности жизни с точки зрения механизмов их осуществления. Философия может рассматривать эти же проблемы с позиций этики жизни, эволюции живого долга, ответственности и т.п.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    Философская антропология как учение о человеке.

    Философская антропология рассматривает наиболее общие и существенные, объективные и научные, а также ценностные аспекты в природном, общественном и социальном их существе. Цель исследований бытия человека в комплексе с бытием природы и общества – создание всеобщей концепции человека. Если анатомия изучает индивидуальный жизненный путь человека, ставит задачу интегральной модели человека в его статике и динамике, становлении, функционировании и развитии, философия строит теорию общего видения человека. Можно обозначить ряд принципов философской антропологии: соотнесение концепций человека с теориями отдельных, изучающих человека дисциплин; исследование проблем родовых сущностных сил человека в его потребностях и способностях; объяснение происхождения и эволюции человека и Земли; анализ деятельности человека, категорий свободы и ответственности, ценностей и идеалов; обобщение данных естественных наук; как можно более убедительная аргументация гуманитарного характера сущности человека.

    Проблема человека в истории философской мысли. В ХХ в. сформировалось устойчивое понимание того образа человека, который сложился у античных мыслителей. Согласно анализу Х. Ортеги-и-Гассета, это человек, который все еще сохраняет интенции первобытного человека в том смысле, что живет вещами и существует лишь для космоса физических тел.

    Само греческое мышление, в известном смысле, вещно. Античность рождает философию, а, следовательно, рационализм. Однако, совсем не случайно Милетская школа, с которой философия и началась, видит основу всего сущего обязательно в чем-то вещественном: во влаге, воздухе, воде. Даже на зрелых стадиях развития античной мысли, когда греки не только вырабатывают идеи, но и создают сложные концепции о происхождении жизни и ее сущности, они не идут в их понимании дальше уподобления внешним вещам.

    Для грека человек мыслит всем телом, а, следовательно, для того, чтобы хорошо мыслить, надо уметь хорошо бегать, хорошо метать диск, хорошо стрелять из лука, хорошо бороться. Поэтому для него естественно то, что достаточно странно для нас: величайший философ мог, одновременно, быть олимпийским чемпионом. Логосу, космически переживаемой мысли, единой с сущим, еще предстоит быть стянутой до пределов отдельной личности, которая мыслит, а не через которую движется безначальная и безымянная, организующая и проникающая космос Мысль.

    Если античный образ человека космоцентричен, то средневековый - теоцентричен. Как и античный он обладает определенной динамикой. Однако, как верно заметил Х. Ортеги-и-Гассет, размышляя над данной темой, понять этот образ, значит, прежде всего, погрузиться в ритмы исходных представлений ранних христиан, воплощенных в образе святого. Человек не верит в себя, он верит в Бога. Его глаза обращены к потустороннему миру. Это - подлинно духовный мир, в сравнении с которым “дух” античности неадекватно материален. Посюсторонний мир, как и сам человек, рассматриваются не в их самодовлеющей реальности, не такими, какими они есть в действительности, а лишь как момент движения человека к Богу. Сам же по себе он юдоль греха и печали.

    Здесь противопоставлены друг другу бессмертная душа и смертная плоть человека. Заботиться нужно только о спасении души, в том числе и при помощи умерщвлении тела. Бог и душа влекутся друг к другу, говорил святой Августин, и нет ничего кроме этого, ровно ничего. Поскольку нет ничего, кроме этого, ни одна из категорий античного космоса - субстанция, причина, необходимость и т. д. - не может быть применена для понимания отношения между человеком и Богом, а тем более, самого Бога, потустороннего мира. Огромное значение придается промыслу Божьему, проявлению “божественной воли” во всех событиях в мире. Считается, что человек не может самостоятельно добыть знание, оно дается ему в откровении. Не может он и преодолеть свою греховную природу без Божьей благодати, способной бывшее сделать небывшим, сжечь грех.

    Образ человека Нового времени антропоцентричен. Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек отрывается от него. Он теперь верит в себя. На место Бога он ставит “человекобога” (Ф. Достоевский). Зрима веха, обозначившая переход от старого к новому образу, - философия Р. Декарта. Суть открытия французского философа: “человек есть мыслящая вещь”. Глаза, в течение веков обращенные на небо, обратились внутрь человека. Субъективность - наидостовернейшая реальность. Более того, она - критерий всего существующего. Центральная картезианская формула - “мыслю, следовательно, существую”. Происходит второе - после античности - рождение рационализма, положившее начало экспериментальной науке.

    Главная сфера человеческой деятельности - познание. Главный метод познания - рефлексия. Миром управляют разумные законы. Каким-то образом они соответствуют законам человеческого разума. Любой, самый утопический социальный проект, который можно построить в человеческой голове, в силу этого соответствия, имеет шанс быть воплощенным в действительности. Способ реализации социальных проектов - воспитание и просвещение. Внедрение в сознание людей тех или иных идей переустройства общества на разумных началах и есть, по сути, их реализации в жизнь. Его отношения с природой - это отношения господства и подчинения. Ученые - естествоиспытатели. Они “пытают” природу и тем способствуют покорению ее, сначала, по большей части, в идеальных формах, а затем и промышленных. Христианская идея движения истории к Царству Божьему секуляризована в идею исторического прогресса в различных формах от “буржуазного либерализма” до “пролетарского коллективизма”.

    Есть и другая линия, идущая от “мыслящей вещи” Декарта как “точки бифуркации”. Человек оторвался от Бога, говорит Х. Ортега-и-Гассет, и остался наедине с вещами. Он сам есть вещь, предмет и действует с вещами, предметами, как идеальными, так и материальными. Здесь начало “деятельностной парадигмы”, в рамках которой человек Нового времени осознавал себя. В наибольшей степени она была артикулирована в концепциях Гегеля, Фихте, Фейербаха, раннего Маркса, сложных синтезах английской политической экономии.

    Для Гегеля деятельность - это, прежде всего, чистая деятельность мышления. Моментом этой деятельности является предметность, характеризуемая как своего рода деградация духа, обнаруживающаяся при выходе во вне его “тяжесть”. Ибо подобно тому, как субстанцией духа является свобода, субстанцией материи является тяжесть. Однако мышление преодолевает эту тяжесть “окаменевшего” на миг интеллекта и возвращается к себе, к соответствующей его понятию чистой деятельности. В философии Гегеля акцент в формуле Декарта “человек есть мыслящая вещь” был сделан на мышлении, как и философии Фейербаха и раннего Маркса - на предметности и на понимании деятельности, прежде всего, как предметной деятельности.

    Вещественная предметность - не деградация, а естественное состояние. Человек есть предметное существо, он всегда имеет дело с предметами и с другим предметным существом. Но будучи предметным существом, он не сводится к мышлению и сознанию. Это лишь одна из способностей целостного человека. Элементарной клеточкой предметной деятельности является противоречивое единство опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание есть превращение деятельностных способностей человека в свойства предмета. Распредмечивание - превращение характеристик предмета в деятельностные способности человека. Опредмечивание есть в то же время и распредмечивание, ибо опредмечивая предмет, человек, в то же время распредмечивает себя. И наоборот.

    В качестве предметного существа человек есть, прежде всего, природное существо, живой чувственный предмет с руками, ногами, глазами, зубами, предметным образом относящимся к предметному миру. В качестве природного предметного существа он обладает природными силами, свои проявления жизни он осуществляет на других природных предметах и, в свою очередь, является страдающим существом, предметом проявления сил других предметов. Предметность есть единственная форма существования жизни. Непредметное существо - недействительное, нечувственное, только мыслимое, только воображаемое существо, продукт абстракции.

    Человек, однако, не только природное предметное существо, но и общественное предметное существо, живущее в собственно человеческом, общественно - предметном мире. Последний, с одной стороны, создается человеком, с другой, - формирует человека, социализирует его. Поэтому не только сам человек, но и его чувства, зрение, слух, обоняние и остальное культурно ориентированы. К тому же, наряду с этими чувствами, возникают принципиально новые, духовно - практические чувства, к которым можно отнести волю и любовь. Каждый общественный предмет - посредник между людьми и, более того, средство общения человека с человеком.

    Человек реализует себя как целостность не только потому, что для него свойственна нераздельность тела и духа, аффективной, волевой и ментальной способностей и т. д., но и потому, что человек не только - момент движения общественной системы, но и общество - момент движения человека. Он не только конечное и единое существо, но, в то же время, бесконечное и всеобщее существо, тотальность. Таким образом, то, что возникает из глубокого единства человека с природой в ходе исторического развития, оказывается и тем, что выделяет и глубоко отличает человека от его природных предков. В рамках деятельностной парадигмы, возведенной на уровне практики, сформулированы следующие критерии, отличающие человека от его животных предков:

    • животное не производит, человек производит;

    • животное строит только сообразно мерке и потребностям своего вида, человек - по мерке любого вида, умеет приложить к предмету свою мерку;

    • животное действует в соответствии с физической потребностью. Человек же действует подлинно по-человечески, когда свободен от такой потребности;

    • животное действует узко утилитарно, человек способен действовать универсально;

    • животное непосредственно тождественно своей жизнедеятельности. Человек не делает свою жизнедеятельность своим предметом.

    Поскольку его собственная жизнь является для него предметом, его деятельность является свободной деятельностью. Он достигает высшей формы деятельности: самодеятельности.

    В силу всего этого сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности. Все названные характеристики резюмируются понятием “субъект”, которое соотносится с понятием “объект”. Суть этого понятия в том, что человек не вещь среди вещей, лишь включенных в систему природных и социальных детерминаций, он есть существо, способное, по Канту, начинать причинный ряд, осуществлять то, что получило название детерминации из свободы. В качестве субъекта человек есть творец мира и самого себя, но не произвольно, а в определенных, заранее данных, наработанных историей и природой объективных обстоятельствах и условиях.

    Природа и сущность человека. Человек – представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Человек – это живая система, представляющая единство трех составляющих:

    4) биологического (анатомо-физиологические задатки, тип

    нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.)

    5) психического (чувства, воображения, память, мышление, воля,

    характер и т.д.)

    6) социального (мировоззрение, ценностные установки, знания

    и умения и т.п.)

    Он существо целостное - соединяет в себе физическое, психическое и духовное начало; универсальное - способное к любому виду деятельности; уникальное - открытое миру, неповторимое, свободное, творческое, стремящееся к самосовершенствованию и само-преодолению. Если относительно двух последних характеристик сомнений у ученых не возникает, то относительно целостности велись и ведутся ожесточенные споры.

    Индивидуальный человек - часть живой природой, он неповторим в силу своих биологических особенностей (генетического кода, веса, роста, темперамента и т.д.). Однако стать человеком он может только в обществе: будучи оторванным от общества, например, в младенческом обществе, человеческое существо развивается как биологическая особь, но безвозвратно утрачивает способность стать полноценным человеком (овладеть речью, навыками общения, обучиться труду, интеллектуальная деятельность тоже для него недоступна).

    Несомненно, человек по своей природе и биологическое, и социальное существо. Но каково соотношение этих двух начал, является ли одно из них определяющим – это предмет научных дискуссий. Существуют два основных подхода в решении этой проблемы: биологизаторский и социологизаторский. Каждый из них, абсолютизирует какую-то одну природу (биологическую или социальную) человека.

    Сторонники биологизаторских концепций стремятся объяснить человека, исходя только из его биологического начала, и совершенно игнорируют влияние общества или собственный выбор личности. Так, Т.Мальтус (ХУ111 в.) предложил рассматривать общественную жизнь как арену борьбы отдельных людей за свое существование, где

    побеждают сильнейшие, а слабые обречены на гибель (по аналогии с животным миром). Социал-дарвинизм на рубеже Х1Х-ХХ вв. продолжают эту идею, вооружившись учением Ч.Дарвина о естественном отборе и эволюции.

    Социобиология в ХХ в. делает акцент на генетической наследственности. Поведение человека так же, как и животного, генетически определено и никто не может преодолеть влияние своей наследственности, какой бы она не была – плохой или хорошей (общество здесь тоже не помощник).

    Расистские концепции, заявляют о превосходстве одних людей над другими по признаку принадлежности к «высшим» или «низшим» расам, что ярко проявилось в фашистской идеологии, призывавшей к «расовой чистоте» и «расовой гигиене». В большей степени эти идеи опирались на евгенику – учение о том, какими средствами и каким образом можно достигать «высшего качества наследственности человека».

    Фрейдизм с его пониманием культуры как сублимации сексуальных влечений тоже относится к биологизаторскому направлению.

    Социологизаторские концепции, напротив, абсолютизируют влияние общества на формирование человека. Какова социальная среда, окружающая человека, таков и он сам. В нем, как в зеркале отражаются пороки общества или его добродетели. Злым человека делает несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Создайте человеку идеальные условия, и он будет совершенным. Такова установка всего социального утопизма, начиная с эпохи Просвещения, заканчивая К.Марксом, и его воплощением в действительность – социализмом. Однако, в действительности оказалось

    все сложнее. Человек – это не tabula rasa (чистая доска), на которой общество пишет свои письмена (какие захочет). Не учитываются не только генетические особенности данного индивида, но и сознательный свободный выбор ценностей и направления жизненного движения, зачастую совершенно необъяснимый (и противоположный) окружающей социальной средой.

    В формировании человеческой личности играют большую роль и биологические задатки, и социальное воспитание и собственный выбор (Я). Ни одно из этих трех факторов современная наука не называет в качестве определяющего. Все важно и необходимо. Человек – это целостная система, открытая миру и возможностям.

    Смысл и назначение человеческого бытия.

    Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному.

    Смысл жизни не дан человеку извне. Каждому человеку он открывается по-разному. Найти смысл жизни – единый и общий – для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – надежды каждой данной эпохи. Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни. И он может меняться в зависимости и от исторических условий существования человека, и от его возрастных особенностей.

    В истории философии можно выделить следующие основные концепции смысла жизни:

    1. Гедонизм – жить, значит наслаждаться;

    2. Аскетизм – жизнь – это отречение от мира ради близости к

    богу, которому как духовному бытию можно «подойти» только будучи

    самому максимально духовным и свободным от грехов мира;

    3. Этика долга – жизнь – это самопожертвование ради высоких

    идеалов (служение Родине, семье, долгу, любви, счастью других людей

    и т.д.)

    4. Утилитаризм – жить – значит извлекать из всего и всех пользу,

    видеть в другом человеке не самоценную личность, а средство

    удовлетворения своих устремлений и потребностей;

    5. Эвдемонизм – жизнь – понимается как стремление к счастью

    как подлинному назначению человека

    6. Прагматизм – цель оправдывает любые средства ее

    достижения.

    Индивид, индивидуальность, личность, структура личности.

    Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» нередко употребляются как синонимы для описания человека. Однако в них есть важные различия. Эти понятия характеризуют человека с разных сторон.

    Индивид – это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей.

    Индивидуальность – характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода. Индивидуальность включает в себя как унаследованные так и благоприобретенные свойства.

    Личность определяется как носитель социальных качеств. Человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества (такой процесс в социологии называется социализацией). Только человека со сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью. Личность – это итог взаимодействия человека и общества.

    Личность неоднородна, что позволяет говорить о ее структуре:

    1) физическая личность или физическое Я – это телесная

    организация человека, которая требует заботы, защиты, тренировки и

    самодисциплины; существование физического Я во многом

    определяется духовной стороной жизни человека.

    2) социальная личность - это совокупность социальных ролей человека, которые он играет в различных социальных группах. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности,

    семье, дружбе, любви и т. д. формируют социальную структуру

    личности.

    3) духовная личность – ценности и идеалы - составляет тот

    невидимый стержень, ядро личности, на котором она держится, и вокруг

    которого выстраивается. Именно духовный стержень придает силу

    человеку и позволяет выжить в самых тяжелых условиях, напротив,

    утеря его ведет к саморазрушению личности, потере смысла жизни.

    Все эти стороны личности образуют единую систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать главенствующее значение. Известны периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной и интеллектуальной активности. Эта черта, выходящая на первый план, и определяет сущность личности на данном этапе ее развития.

    Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

    Первый тип – «деятели» - охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, руководители и предводители. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая самого себя.

    Второй тип – «мыслители». Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Размышление требует одиночества и определенной дистанцированности от общества и происходящих

    событий. Образ мудреца, мыслителя всегда пользовался большим авторитетом. Недаром многие мудрецы и пророки: Будда, Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций, Христос и Мухаммед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись

    сами. Они в истории человечества выступают в качестве «маяков», на которые равняются последующие поколения.

    Третий тип – люди чувства и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г.Гейне) проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, их гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом. Судьба их как правило трагична.

    Четвертый тип – гуманисты и подвижники, которые видят свое предназначение в любви к людям и всему живому, в активной помощи людям. Они очень тонко чувствуют чужую боль и сделали делом своей жизни милосердие. «Спешите делать добро» - их жизненный принцип. А. Швейцер, Ф.П.Гааз, Мать Тереза, тысячи их последователей и в истории и нашей действительности – живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение.

    Свобода и ответственность личности.

    Свобода – высшая ценность, нечто большее, чем учёт необходимости и устранение ограничений. Л.Бюхнер писал, что свобода – это свобода со связанными руками; специфический способ бытия человека, связанный со способностью выбирать решения, совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами, оценками, основанными на объективных процессах, связях вещей, закономерностях окружающего мира. Свобода противостоит произволу. Ответственность – социальное отношение к общественным ценностям. Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека. Свобода выбора, обусловленная вариативным характером ситуации, порождает ответственность личности за решения и поступки.

    Волюнтаризм – подразумевает волю как принцип жизни, при котором принижается значение разума. Волюнтаризм не считается с условиями бытия, законами природы и общества.

    Фатализм – проявляется в случаях, когда человек объясняет всё судьбой, волей Бога, жёстким детерминизмом системы, не допускает роли выбора или альтернативы происходящему.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    Не смотря на бурное развитие частных наук и философии, сегодня человек рассматривается как феномен (явление не до конца познанное и изученное), философия лишь обозначает проблему человека и предлагает варианты решения.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта