Лекции по философии. Лекция Предмет и специфика философии, ее роль в жизни человека и общества План лекции
Скачать 158.59 Kb.
|
3. Основные школы и направления древнекитайской философии Китайская философия зарождается и складывается в период династий Шан (XVIII-XII вв. до н.э.) и Чжоу (XI-III вв. до н.э.). Своими корнями она уходит в мифологическое мышление. В мифологии выделяется высший принцип, управляющий миропорядком. При династии Шан таким высшим началом, божеством, создавшим все существующее, считался Шанди, а при династии Чжоу возникло представление о «воле Неба» как о всемогущем первоначале и первопричине всех вещей. В период Чунь-цю (VIII-V вв. до н.э.) – Чжань-го(V-III вв. до н.э.), получивший название «соперничество всех школ», начинает развиваться философское мышление. Среди возникших школ можно выделить основные шесть: школа служилых людей (конфуцианцев): школа моистов (последователей Мо-цзы); школа даосистов (центральная категория – дао); школа законников (легистов); школа номиналистов (школа имен); школа сторонников Инь и Ян (натурфилософы). Наибольшее распространение и известность во всем мире получили конфуцианство и даосизм. Конфуцианство.Основатель школы Конфуций (Кунфу-цзы). Основным достоверным источником для изучения воззрений являются сохранившиеся записи изречений Конфуция и его учеников в книге «Беседы и суждения» (Лунь юй). Исходной можно считать концепцию «Неба» и «Небесного веления» (приказа, т.е. судьбы). «Небо» – это и часть природы, и высшая духовная сила, определяющая природу и человека. «Жизнь и смерть определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба». Человек, наделенный Небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать их при помощи обучения. Центральное место в учении Конфуция занимает концепция жэнь (человечности) – закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве. Она включает в себя два основных принципа, регулирующих человеческое существование: - помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь; - чего не желаешь себе, того не делай другим. Главный метод управления народом – сила примера и убеждения. «Благородный муж», член правящей элиты, не должен быть гневливым, алчным, гордым и жестоким. Преследования и убийства инакомыслящих и непокорных Конфуций осуждал. Если верхи будут следовать правильному пути» (дао), учил он, то «со всех сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной». После смерти Конфуция его учение распалось на восемь школ, важное значение из них имеют лишь две: идеалистическая школа Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.) и материалистическая – Сюнь-цзы (298-238 гг. до н.э.). Даосизм. Наряду с конфуцианством, одно из двух основных течений китайской философии. Легендарный основатель – Лао-цзы (Старый Ребенок). В даосизме, в отличие от других школ, на первом плане находятся онтологические проблемы. Дао – естественный Путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей и одновременно их материальное начало. Дао бесконечно, его нельзя охватить ни умом, ни чувством. Дао предшествует Богу и диктует законы Небу, Небо – Земле, Земля – Человеку. Этический идеал даосизма выражен в концепции у-вэй. У-вэй означало подчинение естественному процессу, гармонию с Дао, отсутствие всякого действия, идущего вразрез с ним и приводящего к свободе и счастью. Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом, для воцарения его нужно дать свободу ее прирожденным качествам. Поэтому лучший правитель тот, кто ни во что не вмешивается и следует Дао. Моизм.Школа получила название по имени основателя Мо-цзы (Vв. до н.э.) и была четко выстроенной военизированной организацией, неукоснительно выполнявшей приказы ее главы. Основная идея философии моизма – «всеобщая любовь», т.е. отвлеченная любовь всех ко всем, в отличие от конфуцианской взаимности, трактуемой как любовь к родственникам. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядков, а «отдельная» любовь – «взаимной ненависти». Моисты отрицали также конфуцианское учение о судьбе. Жизнь человека, утверждали они, определяется его свободными действиями, а не приказами неба, которое лишь желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный не притеснял слабого, а знатный не кичился перед незнатным. Мо-цзы решительно осуждал «агрессивные войны», объявив их величайшим и жесточайшим преступлением. Высшая ценность, по учению моизма, – народ, который правители должны любить. Легизм.Школа законников возникла и оформилась в VI-III вв. до н.э. В разработке учения приняли участие такие мыслители как Гуань Чжун, Шан Ян, Хань Фэй и др. Развивался легизм в напряженной борьбе с ранним конфуцианством, вместе с которым стремился к созданию мощного, хорошо управляемого государства, расходясь, однако, в философском обосновании и методах его построения. Если конфуцианство на первый план выдвигало нравственные качества людей, то легизм исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью. Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно управлять ими. Основной метод воздействия – награды и наказания, причем вторые должны превалировать над первыми. Укреплять государство следует за счет развития земледелия, создания сильной армии, способной расширять границы страны, и оглупления народа. Легисты создали концепцию деспотического государства, в котором все равны перед законом, за исключением самого правителя – единственного творца этих законов. Это учение сыграло решающую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления. Основные его идеи: государственное регулирование экономических процессов в стране; систематическое обновление государственного аппарата путем назначения чиновников (вместо традиционного принципа наследования должностей); введение единого принципа присвоения рангов знатности, должностей, привилегий и жалований за службу в армии и военные заслуги; равные возможности при выдвижении на административные посты; четкая градация внутри правящего сословия; унификация мышления чиновничества; личная ответственность чиновника; цензорский надзор над деятельностью работников госаппарата. Школа сторонников Инь и Ян. Основателем школы был Ван Чун (27-ок. 100 н.э.). Он не принадлежал ни к одной из философских школ, хотя в его учении заметно влияние идей даосизма, особенно идей о взаимодействии темного и светлого начал (инь и ян). Источником познания мира Ван Чун считал чувственное восприятие, созерцание реальности материального мира. Знание не дается от природы и от рождения, а приобретается в процессе познания. Всякое знание основано на соответствии наших чувств окружающей человека реальности. Будучи материалистом, Ван Чун рассматривал развитие мира, в том числе развитие общества через естественные законы. С этим согласуется и его фатализм в объяснении истории, в которой все заранее предопределено природой. Таким образом, становление древнекитайской философии, как и древнеиндийской, связано с ломкой традиционных общинных отношений, укреплением государственной системы, вызванной экономическим прогрессом, появлением денег и частной собственности, ростом научных знаний. Развитие философских школ и систем способствовало творчеству многих великих мыслителей, ученых, политических и военных деятелей, писателей, художников и создало множество памятников культуры. Лекция № 3 Античная философия План лекции: 1. Этапы развития и особенности античной философии. 2. Доклассическаяя философия (натурфилософия). 3. Классический период античной философии: а) философия Сократа б) философская система Платона в) философское учение Аристотеля. 1. Этапы развития и особенности античной философии. Античной философией называют философию древних греков и древних римлян. Она зародилась в VII в. до н.э, и завершилась в IV в. н.э. Античная культура справедливо считается основой европейской цивилизации, а философия древних греков и древних римлян фундаментом всей европейской философии. Все проблемы, стимулирующие творческий поиск философии, в том числе и современной, были обозначены античными мыслителями. Античная философия просуществовала более тысячи лет. В процессе ее развития выделяются следующие этапы: 1. раннегреческий или натурфилософский (конец. VII в. до н.э. – середина V в. до н.э.). Основными темами этого периода были проблемы природы (космоса), проблемы происхождения мира и принципы мироустройства. Философские и естественно-научные знания не разделялись, и первые философы были одновременно и учеными – физиками, механиками, астрономам и математиками. Отсюда общее название для философии этого периода – натурфилософия (от латин. natura– «природа»); 2. классический(V в. до н.э. – IV в. до н.э.). В этот период философия делает главным предметом своих исследований человека, пытаясь определить его сущность. Это время выдающихся мыслителей Сократа, Платона и Аристотеля, заложивших основы классических направлений современной философии; 3. эллинистически-римский(III до н.э.– IV в. н.э.). Он связан с пониманием философии, прежде всего, как нравственного учения, разрабатывающего нормы и правила человеческой жизни. Особенность этого этапа в развитии философии заключалась в отказе от создания философских систем. Главной задачей философии считалась проблема поиска ценностей и смысла человеческой жизни. Это период творчества таких философов как – Эпикур, Пиррон, Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар, Плотин и др. Особенности античной философии: тип мировоззрения – космоцентризм, т.е. – основной, проблемой философского познания была проблема происхождения, сущности и функционирования космоса (природы); стихийный материализм первых философских школ (вода, воздух, огонь как первоосновы сущего); онтологизм, выраженный в попытках мыслителей объяснить сущность и закономерность бытия; тесная связь с наукой: практически наука и философия не разделялись; логическая разработанность понятий и категорий философии; многообразие философских учений и направлений – материализм, идеализм, скептицизм, релятивизм, рационализм, детерминизм и т.д. 2. Раннегреческая философия (натурфилософия) Считается, что первые философы появились в городе Милет (располагался на побережье Малой Азии). По названию города получила свое имя первая европейская философская школа – Милетская. Ее основателем был Фалес, а его учениками – Анаксимени Анаксимандр. Основной проблемой их исследований был вопрос о первоначале мира, о той основе, из которой все образуется: и которая сама остается неизменной. «Из чего все произошло?» – задавались вопросом философы. Все, что есть в мире произошло из воды – утверждал Фалес, из воздуха – говорил Анаксимен.Анаксимандр же считал, что всеобщее в природе не может быть выражено при помощи ее части. Поэтому он ввел особое, абстрактное понятие – апейрон («беспредельное»). Апейрон – фундаментальная реальность, не имеющая определенных качественных характеристик, но которая лежит в основе всех природных вещей подобно тому, как все деревянные вещи имеют одну основу – дерево. Гераклит из Эфеса в качестве первоначала мыслит огонь. «Мир не создан никем из богов и никем из людей, он есть «вечно живой огонь, мерами загорающийся и мерами затухающий». Гераклит полагал, что все мировые процессы возникают из борьбы противоположностей: «Холодное теплеет, теплое холоднеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». Борьба, движение, изменение не прекращается ни на мгновение: «все течет, все изменяется», «нельзя войти дважды в одну и ту же реку», «Солнце новое ежедневно». Если исчезают противоречия, то исчезает и движение, а если исчезает движение, исчезает все. В учении Гераклита явно просматривается диалектический метод объяснения причин развития предметов и явлений окружающего мира. Демокрит и Левкиппвыдвинули идею о мельчайших неделимых частицах вещества как первооснове мира и назвали их атомами («атомы» в переводе с греческого «неделимый»). Именно поэтому их школа называется школой атомистов. Атомы, согласно учению Демокрита и Левкиппа, находятся в постоянном движении. Мир и все вещи, существующие в нем, включая душу человека, есть соединение различных по форме и положению атомов. Смерть происходит в результате распадения атомов. Вместе с тем, атом неизменен, неделим и неуничтожим. Неделимость атома означает и его неразрушимость, а если нельзя разрушить, значит нельзя и создать. Значит они вечны. Эмпедокл считал первоначалом мира не один какой-то элемент, а четыре: огонь, воздух, воду и землю и все вещи получаются из их смешения. Они вечны и неизменны. Первоначало всех этих философов мыслилось как нечто материально-вещественное, чувственно воспринимаемое. Элеатская (элейская) школа получила свое название от г. Элея. Ее представители: Ксенофан (565-470 гг. до н.э.), Парменид («О природе» – поэма в стихах) (ок. 540-470гг. до н.э.), Зенон («Споры, «Против философов») (ок. 490-430 гг. до н.э.). Элеаты открывают новый этап в развитии древнегреческой философии. Они осуществили важный шаг от метафорического к понятийному мышлению. Они первыми возвели в ранг философских понятий такие понятия как бытие, небытие, движение. Основные идеи философии элеатов: а) поставлен вопрос о сущем как таковом: Все, что существует есть бытие, которое есть всюду, во всех местах. «Бытие есть, а небытия нет» (Если признать, что «небытие есть», то получим логическую ошибку: то, чего нет – есть; б) проблема тождества бытия и мышления. «Бытие и мысль одно и то же», «Мысль о предмете и предмет мысли – одно и тоже», т.е. бытие не является чувственно воспринимаемым. Наша мысль, всегда есть мысль о чем-либо, мысль ни о чем в принципе невозможна (попробуйте помыслить ни о чем). Т.о., небытия нет, ибо оно немыслимо, а отсюда Парменид делает вывод: в) бытие неподвижно (оно не может двигаться - ему просто некуда двигаться!), вечно, целокупно (не имеет частей), сфероподобно. Бытие представлено в виде шара (у греков это самая гармоничная фигура, т.к. он равен сам себе во всех точках поверхности). Мир – это плотный шар, в котором нет пустоты, следовательно, никакое движение в нем невозможно; д) разграничение истины (алетейя), основанной на рациональном познании и мнения (докса) – на чувствах. Изменчивость и множественность мира, о которой говорят наши чувства – заблуждение, и относятся не к «миру истины», а к «миру мнения». Истинное знание о природе дает только разум. Его ученик Зенон, считал, что всякое понятие о движении противоречиво, а, следовательно, неистинно. Для этого он формулировал хитроумное доказательства невозможности движения с т.з. разума (апория - интеллектуальное затруднение; апории: «Стрела», «Дихотомия» «Ахиллес и черепаха»). Зенон сформулировал свои апории, для того, чтобы показать, что мы не можем мыслить движение, если понимаем пространство как состоящее из отделенных друг от друга частей, а время как отделенных друг от друга моментов. Следовательно, бытие не имеет частей, оно едино, а множества не существует. Постановка античной философией проблемы бытия имело решающее значение для европейской ментальности. Было выяснено, 1) что чувственно воспринимаемый космос содержит в себе скрытый Абсолют, составляющий подлинную суть бытия. Именно он обеспечивает подлинную гармонию, совершенство, упорядоченность и необходимость мира в целом; 2) подлинное бытие «умопостигаемо», т.е. только силой мышления. Поэтому мышление заслуживает всякого поощрения и развития; 3) если в человеческих понятиях проявляется суть бытия (единство, неизменность, неделимость), значит, они не произвольны, не чисто субъективны, но являются объективными формами, имеющими всеобщее содержание. Поэтому оперирование ими способно привести к истинам более глубоким, чем, те, которые мы получаем в чувственном опыте; 4) Если истинное бытие радикально отличается от материального мира, то наше земное существование несовершенно, неистинно. Значит, его хорошо бы изменить для того, чтобы приблизиться к бытию подлинному. Пифагорейская школа. Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э; подлинные сочинения отсутствуют – не сохранились даже названия.). Пифагора можно считать первым идеалистом Древней Греции, поскольку он считал основой всего сущего число: «число владеет вещами», а мир мыслил как математически организованный космос. Величайшим открытием Пифагора явилось положение, что любой предмет не только качественно, но и количественно определен. Вся экспериментирующая наука опирается на это положение. Число дает нам меру и понимание закономерности. Создает оккультно-мистическое знание относительно чисел. Выделял священные числа; 10, 7, 1, 3, 4. Пропорции между числами создают мировую гармонию. Сохранилась легенда о том, как Пифагор пришел к этой идее. Однажды он проходил мимо кузницы и заметил, что неодинаковые по весу молоты, издают звуки разной высоты. Эта зависимость может быть выражена числами. Любой предмет может быть выражен количественно. 1 – точка, 2 – линия, 3 – плоскость, 4 – объемная фигура и т.д. Таким образом, заслугой первых философских школ (которые именовали себя физиками) было стремление познать природу из нее самой, из ее естественных причин (вода, воздух, огонь – это природные стихии). До этого господствовали мифологические, т.е. фантастические, иллюзорные представления о ней. К открытиям натурфилософии можно отнести следующие идеи: идею природы (Космоса) как живой, изменяющейся, развивающейся целостной системы, учение атомистики (Левкипп, Демокрит, Эпикур), идея противоречивости окружающего мира – «все возникает через борьбу» (Гераклит), идея объективности природы: «пытаться доказывать, что природа существует, смешно» (Аристотель), идея взаимосвязи и взаимопревращения материи, идея иерархичности (лестницы) природы: каждая высшая ступень является более сложной по сравнению с низшими. |