Лекции по философии. Лекция Предмет и специфика философии, ее роль в жизни человека и общества План лекции
Скачать 158.59 Kb.
|
2. Философия IXX – XX вв. Основные направления. Выше уже отмечалось, что наиболее ярким и продуктивным периодом общепризнанно считается вторая четверть XIX – начало XX веков. В это в время в России на фоне значимых исторических событий возникает множество самобытных и оригинальных философских школ течений. Рассмотрим некоторые из них подробнее. а) Славянофилы и западники Собственно, спор славянофилов и западников относится к 30-40 гг. XIX века. Однако предтечей этого спора, безусловно, стала философия Петра Яковлевича Чаадаева (1794 –1856), который «Философическими письмами»(1836)буквально взорвал общественное мнение и вызвал бурные дискуссии на долгие годы. В его оценке России многие увидели ниспровержение национальных святынь. Чаадаев утверждал, что Россия вместо того, чтобы объединить Запад и Восток в силу своего географического положения, вообще как бы выпала из исторического прогресса – «мы принадлежим к числу тех наций, которые не входят в состав человечества... мы никогда не шли вместе с другими народами... мы стоим как бы вне времени».. В России нет позитивной идейной традиции, так как в свое время она приняла христианство в его византийской форме (православие) и оказалась исключенной из единства европейских народов, основанного на католицизме. Если и было какое-то движение, то в нарастании рабства: освободившись от татарского ига, русские попали в новое рабство – крепостничество. Однако, отсталость России является по Чаадаеву даже благом. Если благодаря католичеству западный мир, создал определенный политический уклад, философию, науку и литературу, улучшил нравы, то православие в России позволило сохранить сущность христианства в первоначальной чистоте. Призвание России в сближении православия и католицизма. Россия станет центром интеллектуальной жизни Европы, если усвоит ценности Запада. В сближении России и ЗападаП. Чаадаев видел – 1) не механическое заимствование европейского опыта, а объединение на общей христианской основе, требующей реформации, обновление православия; 2) не подчинение католицизму, а освобождение от застывших догм и придание религиозной вере жизненности и активности, чтобы она могла способствовать обновлению всех сторон жизни. Эта идея П. Чаадаева была разработана виднейшим представителем славянофильства А. Хомяковым. Славянофилы. Не редко в литературе можно встретить одностороннее ошибочное толкование этого направления как реакционного или консервативного, отсталого. Славянофилы противопоставляли Восток Западу, оставаясь в философских, религиозных, историко-философских воззрениях на русской почве, не отрицая достижения Запада, признавая и высоко ценя западноевропейскую культуру, философию (особенно философию Ф. Шеллинга, Г. Гегеля). Вместе с тем, они отрицали негативные стороны западной цивилизации: социальные антагонизмы, крайний индивидуализм и меркантильность, излишнюю рациональность. Главная идея славянофильства:русский народ должен обладать самобытными духовными ценностями, а не воспринимать огульно и пассивно духовную продукцию Запада. Это актуально и поныне. Славянофилы выдвинули идею соборности как истинного единения людей, как воплощение принципа всеединства в социальной жизни. Соборность означает сочетание единства и свободы личностей на основе их общей любви к богу и устремлённости к высшим ценностям. Соборность есть свобода без разобщенности и единство без порабощения. В развитии славянофильства особую роль сыграли И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин. Западники. Наиболее видные представители – В.Г. Белинский, В.П. Боткин, А.И. Герцен, Т.Г. Грановский, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин и др. Оппоненты славянофилов были убеждены, что: 1) России предстоит пройти тот же путь, что и Западу; 2) Россия отстала от Западной Европы, законсервировалась сама в себе, и теперь должна наверстывать упущенное; 3)никакого особого «уникального» исторического пути у нее нет. Они одобряли признаки буржуазного общества, которые появлялись тогда в России и положительно оценивали деятельность Петра Великого по европеизации страны. Западная культура привлекала их своим гуманизмом и либерализмом: идеей свободы, достоинства личности, жаждой справедливости. Они критиковали деспотическую самодержавную власть и невежество народа. Россия должна была освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Общее для этих течений попытка нарисовать такой путь развития России, который отвечал бы национальным интересам России, вывел страну из отсталости и поднял до уровня разрешения не только собственных. Но и общечеловеческих проблем. Славянофилы и западники решали общую задачу, но пути и средства предлагали разные. У них была «одна любовь к России, но не одинаковая» (А.И. Герцен). б) русский космизм Русский космизм – учение о неразрывном единстве человека, Земли, Космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса. Представители: Н. Федоров, Вл. Вернадский, К. Циолковский, А. Чижевский. Имеет два направления: 1) естественно-научный и 2) религиозный. Основные идеи космизма задал Николай Федорович Федоров (1829 – 1903) в своем труде «Философия общего дела» (1907).Н. Федороваможно назвать футурологом и утопистом, поскольку главные направления его философии –победа над смертью, достижение человеческого бессмертия и воскрешение всех прежних поколений. Для воскрешения мертвых необходимо прекращение всякой вражды между людьм; нравственное объединение всех людей и активная регуляция природы путем науки и техники. Федоров определил основные задачи для будущей науки: 1) максимально продлить жизнь человека, сделать его организм бессмертным, 2) обеспечить все воскресшие предшествующие поколения местом для существования. Это станет возможным только посредством освоения космоса и переселения на другие планеты. Наибольшей известности русский космизм достиг благодаря трудам и научным открытиям Константина Эдуардовича Циолковского (1857–1935) и Владимира Ивановича Вернадского (1863–1945). Циолковский – ученый, изобретатель, основоположник космонавтики – не считал себя верующим и отвергал наличие двух начал во Вселенной – материального и духовного. Рассматривая материю, он выдвинул три начала или принципа: время, пространство и силу. Без материи не существует ни времени, ни пространства, ни силы, и наоборот. В работе «Грезы о земле и небе» ученыйпредположил, что безграничное космическое пространство населено разумными существами различного уровня развития: более «совершенные» и менее «совершенные». Более «совершенные» следят за порядком во Вселенной. Со временем в ходе эволюции будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала – в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем союза союзов и так далее, до бесконечности, так как бесконечна сама Вселенная. Земля – «поздняя» планета, и ей дано право на самостоятельное развитие. Нравственная, космическая задача Земли – внести свой вклад в совершенствование Космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствования мира земляне смогут, лишь покинув Землю и выйдя в Космос. Изобретение ракеты для него как ученого – не самоцель, а – «метод проникновения в глубины Космоса». Суть его космической философии: «в переселении с Земли и в заселении Космоса». Фундаментальное открытие В.И. Вернадского – осознание того, что современная эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере. Биосфера, – поВернадскому, как область Земли, охваченную живым веществом (совокупностью живых организмов). Важнейшим признаком разнородности биосферы служит то, что в живом веществе процессы протекают иначе, чем в костной материи, особенно если рассматривать их в аспекте времени. В живом веществе они идут в масштабе исторического времени, а в костном – в масштабе геологического. Первая роль в деле полного заселения биосферы человеком принадлежит развитию научной мысли и неразрывно связанным с этим успеху техники передвижения и мышления, возможностям мгновенной передачи мысли на расстояния. Человечество все более становится неделимым и единым. Все это свидетельствует о переходе биосферы в ноосферу. На этой стадии человечество как единое целое охватит весь Земной шар и окончательно решит вопрос о лучшем устройстве жизни. Оптимистический идеал ноосферы наводил В. Вернадского на понятие о новой этике для нового человечества, связанного с научным прогрессом. в) философия всеединства В. С. Соловьева Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) – многогранный мыслитель. Проповедник, публицист, оратор, литературный критик, поэт, философ по призванию. Автор работ: «Кризис западной философии», «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве». Он первым в России создал особую философскую систему – концепцию всеединства. Основные идеи: Предельно высшим единством сущего является Бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности – энергично-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Все материальное одухотворено Божественным началом – мировой душой, Софией, что связано с идеей творческого мастерства. Стержневой принцип философии В. Соловьева –положительное всеединство. Сущее содержит в себе: 1) благо как проявление воли; 2) истину как проявление разума; 3) красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: абсолютное осуществляет Благо через Истину в Красоте. Эти три начала – благо, истина и красота – в нерасторжимом единстве, предполагают любовь – силу, подрывающую корни эгоизма. Реальный мирпредставлялся Соловьевым как самоопределение или воплощение абсолютно сущего: это – тело Божие, или материя Божества, субстанциональная премудрость Бога, проникнутая началом Божественного единства. Посредником между ними выступала София – мудрость Божия. Разделяя общехристианский взгляд на природу как на творение Бога, философ не мог признать его совершенным, а лишь идущим к совершенству. Эмпирический, материальный мир, в котором действуют временная и пространственная разорванность и механическая причинность, находится в хаотическом состоянии. Призванием человека, который является, по словам В. Соловьева, «центром всеобщего сознания природы», выступает его мессианская по отношению к природе роль – освободителя и спасителя. Именно человечество является посредником между Божеством и природой. В его сознании уже содержится форма всеединства. Рассматривая проблему «человек и общество», В. Соловьев утверждал, что человек– вершина творения Бога. Общество – расширенная личность, а личность – сосредоточенное общество. Идеалы совершенного добра и любви открывает христианство. Юридическое право не в состоянии это сделать: оно способно преградить путь проявлению лишь крайних форм зла. Соловьев строит метафизическую систему «цельного знания», в которой онтология должна раскрыть «всеединство», гносеология – обосновать иррациональное знание, социология – найти высший идеал общества. Таким образом, В.С. Соловьев заложил основу собственно философского принципа всеединства, обогатившего мировую философскую мысль, развил тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и иррационального типов философствования, единения западной и восточной культурных традиций. г) Философия свободы и творчества Н.А. Бердяева Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948) – представитель философии русского зарубежья. Автор таких работ как: «Дух и реальность», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», «О рабстве и свободе человека» и др. Будучи изначально марксистом, встал на путь богоискательства. Его философское кредо – экзистенциализм. Основные идеи его философской концепции: дух и природа противоположны; примат свободы над бытием; антроподицея (оправдание) человека. Дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность – различия преодолеваются любовью; природа – объект, вещь, необходимость, пассивная деятельность – все, что множественно и делимо. Бог есть дух. Природа вторична и производна. Только человек, обладающий свободой и способность к творчеству, способен преобразить и одухотворить природу. Бог не отвечает за зло, творимое в мире – он не сотворил свободу, которая привела человека к грехопадению. Существует три вида свободы: первичная иррациональная свобода, которая существовала до Бога и человека и из которой все возникло; рациональная свобода, т.е. исполнение рационального долга; свобода, проникнутая любовью. Человек свободно отпадает от Бога, движимой иррациональной свободой и призван свободно вернуться к Богу по своей воле и привести, объединенный любовью весь мир к нему. Человек есть точка пресечения двух миров, он отражает в себе мир высший (богоподобие) и мир низший – в этой двойственности заключается сложность его существования. Он – венец мироздания и микрокосм. Как образ и подобие Бога, человек является личностью. Личность - категория духовно-религиозная. Как личность он имеет большую ценность, чем общество, нация, государство. Человек – со-Творец Бога, он призван к творческой работе, его предназначение состоит в том, чтобы продолжать творение Богом мира. Человек творит из ничего, исходя из свободы как «безосновной основы бытия». И именно в творчестве человек совершает преодоление костной материи и он прорывается в высшую духовную реальность. Таким образом, русская философия внесла свой весомый вклад в развитие мировой философской мысли. К её несомненным достижениям относятся: – экзистенциализм Н. Бердяева и Л. Шестова; – концепция всеединства В. Соловьева; – локально-цивилизационная модель исторического развития Н.Я. Данилевского: его концепция появилась на несколько десятилетий раньше «Заката Европы» О. Шпенглера, но не была знакома западному читателю; – концепция русского космизма (в том числе теория ноосферы В.И. Вернадского), которые поставили вопрос о «глобальных проблемах» современности раньше философов Запада; – исследование античной эстетики А.Ф. Лосева; – теория культуры М.А. Бахтина; – исследования по философии и методологии науки советского периода и др. |