Главная страница
Навигация по странице:

  • Мировоззрение – это система наиболее общих взглядов человека на мир в целом и собственное место в нем.

  • . Философия

  • 2. Сущность и структура философского знания. Философия – это теоретическое знание о всеобщих (универсальных) принципах и закономерностях мира, общества и мышления.

  • К специфическим чертам философского знания относятся

  • 3. Функции и основные методы философии

  • Лекция № 2 Философия Древнего Востока План лекции

  • Общая характеристика философии Древнего Востока.

  • 2. Основные направления и школы древнеиндийской философии

  • Буддизм.

  • Лекции по философии. Лекция Предмет и специфика философии, ее роль в жизни человека и общества План лекции


    Скачать 158.59 Kb.
    НазваниеЛекция Предмет и специфика философии, ее роль в жизни человека и общества План лекции
    Дата27.04.2022
    Размер158.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции по философии.docx
    ТипЛекция
    #501619
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    Лекция № 1. Предмет и специфика философии, ее роль в жизни

    человека и общества

    План лекции:

    1. Понятие мировоззрения, его структура и типология.

    2. Предмет и специфика философского знания.

    3. Функции и основные методы философии.
    1. Понятие мировоззрения, его структура и типология.

    Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любить мудрость», «любомудрие» (от греч. fileo – люблю, sofia – мудрость). Впервые этот термин употребил Пифагор. Философия возникла практически одновременно в конце VII – начале IV в. до н.э. в трех очагах древней цивилизации – в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции.

    Философия возникла как мировоззрение. К мировоззренческим вопросам относятся вопросы о том, как устроен мир в целом? Есть ли первоначала и первопричины бытия этого мира и каковы он? Существует ли истина и возможно ли ее познание? В чем назначение человека и почему его жизнь столь сложна и противоречива? Возможно ли построение справедливого общества? Что такое добро и что такое зло?

    Мировоззрение – это система наиболее общих взглядов человека на мир в целом и собственное место в нем. Мировоззрение возникает из потребности человека познать мир и самого себя. Оно помогает ориентироваться в окружающем его мире. Важнейшими функциями мировоззрения являются:

    1) познавательно – ориентационная. Эта функция заключается в объяснении происхождения и устройства мира, явлений природы. Знание нужно человеку не само по себе, а с целью практической ориентации в мире. Человек способен ориентироваться в мире, если он понимает его;

    2) регулятивная (социально-практическая). Она означает, что мировоззренческие убеждения и принципы деятельности являются регулятором поведения людей;

    3) функция осознания собственной личности, собственного «Я».

    Мировоззрение имеет сложную структуру. Оно включает в себя следующие основные компоненты:

    а) обобщенные знания (или миропонимание) — логико-рассудочные представления о мире (в форме понятий, теорий);

    б) ценности – это характеристики объектов и явлений, имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека;

    в) нормы и идеалы. Нормы – это исторически выработанные образцы, стандарты деятельности, которые являются важнейшими регуляторами социальной жизни (не убей, не укради и др.). Идеал – это мысленный образец совершенства. Через соотношение с нормой, идеалом идет оценка происходящего;

    г) принципы деятельности человека (нормативно-регулятивный компонент мировоззрения). Мировоззрение – это не только образ мысли, но и образ действия. Мировоззрение побуждает к определенному образу действий и мыслей.

    Мировоззренческая картина мира представляет собой исторически развивающийся процесс. Каждая историческая эпоха вырабатывает свои представления о мире и о назначении человека. Выделяют три исторических типа мировоззрения: миф, религия и философия.

    Исторически первым типом мировоззрения была мифология. Мифология мировоззрение древнего общества, которое содержало в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

    Мифология — система сказаний, преданий, легенд, при помощи воображения объясняющая происхождение и протекание природных и социальных процессов. Что характерно для этой формы?

    1) эмоциональная образность, чувственная наглядность: в мифе природные и социальные явления описывались при помощи художественных образов, например образов богов, героев.

    2) антропоморфность: рассмотрение явлений природы происходит по аналогии с человеком. Человеческие черты переносились на окружающий мир, природные силы представали как фантастические существа, взаимодействующие друг с другом подобно людям.

    3) синкретизм: в мифологическом мировоззрении мир и человек – единое целое, т.к. человек еще не научился выделять себя из окружающего мира.

    Религия – способ объяснения мира на основе социально организованной веры человека в бога и поклонения сверхъестественным силам.

    Для религии характерно:

    1) авторитарность и догматизм, т.е. эмоционально-образное бездоказательное восприятие действительности; разум в религии играет подчиненную роль, вера выступает главным средством постижения бытия.

    2) наличие строгого вероучения, жесткой религиозной организации и обязательного религиозного культа;

    3) раздвоение мира на естественный и сверхъестественный. Мифология не содержит такого раздвоения.

    Если для мифа главным является связь индивида с родом, то для религии главное – достижение единения человека с богом.

    Наиболее распространенными, «мировыми» религиями являются буддизм (VI-V вв. до н.э.), христианство (I в. н.э.), ислам (VII в. н.э.).

    Выделяется несколько функций религии:

    - мировоззренческая,

    - коммуникативная,

    - компенсаторная,

    - регулятивная,

    - интегрирующая-дезинтегрирующая.

    Третья, самая поздняя в историческом плане историческая форма мировоззрения – философия. Философиявысший уровень мировоззрения, теоретически оформленное или системно-рациональное мировоззрение. Философия в отличие от мифологии и религии строится не на догадках , вымыслах и вере, а на разуме.
    2. Сущность и структура философского знания.

    Философия – это теоретическое знание о всеобщих (универсальных) принципах и закономерностях мира, общества и мышления.

    К специфическим чертам философского знания относятся: универсализм (универсализм), плюрализм, рефлексивность, соединение в ней рационально-теоретического подхода и ценностного подхода

    Универсализм означает, что законы, категории и принципы философии носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. Философия изучает всеобщее (универсальное) или наиболее общее, т.е. такие свойства и отношения вещей и явлений, которые проявляются везде и всегда, в любом уголке Вселенной и в любое время.

    Плюрализм – разнообразие философских школ и направлений, которые вели между собой спор по принципиальным вопросам понимания природы, человека и его сознания. Каждый философ, или философская система выражает свой уникальный, неповторимый взгляд на мир, в философии всегда шла борьба течений, школ, направлений. В философии не существует однозначных и общепринятых ответов. Философские выводы не являются жестко определенными. Этим она отличается от науки. Философия затрагивает предельные проблемы мира и человека и выразить их посредством однозначных формул и законов нельзя;

    Рефлексивность (от лат. reflexio – обращение назад) – способность человеческого мышления анализировать свои собственные основания и предпосылки. Оттого философию интересует не сам по себе мир, а то, как он представлен в структурах нашего сознания. Поэтому философия видит не вещи, а смыслы.

    В философии соединяются рационально-теоретический подход и ценностный подход к анализу проблем взаимодействия человека с миром. Что это означает? Философия как и наука стремиться логически обосновать свои положения, доказать их, т.е. выразить их в теоретической форме. Но наука не занимается вопросами о добре и зле, она не может объяснить целей, к которым мы стремимся или оправдать этические принципы, которым мы следуем. Физические и химические формулы не подлежат моральной оценке. Истины же философии преломлены сквозь призму ценностей человека, жизненных интересов и целей.

    Предметом философии являются всеобщие закономерности природы, общества и человека; отношения объективной действительности и субъективного мира.

    Предмет современной философии включает следующие основные разделы, являющиеся фундаментом философского знания:

    онтология – область философии, которая исследует наиболее общие вопросы бытия мира. Основной вопрос онтологии: Что первично – материя или сознание? Это знание о системном строении природы, ее существовании (в пространстве, времени и постоянном изменении), и т.д.

    гносеология – теория познания. Она рассматривает наиболее общие вопросы о познаваемости мира, а также, общие формы, принципы и методы познания. Основной вопрос: Познаваем ли мир?;

    философская антропология – учение о человеке и личности;

    социальная философия – учение о человеческом обществе;

    аксиология – учение о ценностях.
    3. Функции и основные методы философии

    Философия играет особую роль в жизни человека и общества. К функциям философии относятся:

    1) мировоззренческая (онтологическая) функция означает способность философии формировать мировоззрение человека;

    2) методологическая функция состоит в выработке общих принципов и норм познавательной деятельности. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в многообразии фактов и процессов, происходящих в мире.

    3) культурная функция означает способность философии формировать общую и профессиональную культуру человека. Без философии невозможна культура мышления: она развивает нестандартность и самостоятельность мышления, его критичность;

    4) критическая функция требует подвергать сомнению устоявшиеся стереотипы, догмы, устаревшие взгляды.

    5) аксиологическая функция: любая философская теория содержит в себе оценку исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: нравственных, эстетических, идеологических, социальных и т.п.;

    6)гуманистическая функция: философии направлена на формирование жизнеутверждающего миропонимания, на утверждение позитивного смысла жизни. Выполняя гуманистическую функцию, философия помогает адаптироваться человеку в сложных проблемах мироздания и отношений между людьми.

    Методы философии также многочисленны. Метод – путь или средство, которое помогает осуществлять исследования различного рода. В качестве основных философских методов выделяют: диалектику, метафизику, догматизм, эклектику, софистику, герменевтику.

    Диалектика – метод философского исследования, при котором явления, а также вещи рассматриваются критически, гибко, очень последовательно, во взаимосвязи друг с другом, учитывая их постоянное изменение и развитие. Является основополагающим для большинства научных методов.

    Метафизика – противоположный диалектике метод, при котором объекты рассматриваются статично, обособленно, независимо от других вещей и явлений, однозначно.

    Догматизм – метод, суть которого сводится к восприятию окружающего мира через призму различных догм, т.е. принятых убеждений которые принимаются буквально и носят абсолютный характер. Этот метод был присущ в средневековой теологической философии.

    Эклектика – философский метод, основанный на соединении разнородных, внутренне не связанных, иногда несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей. Для эклектики характерно игнорирование логических связей, использование многозначных и неточных понятий и утверждений, нередко допускаются ошибки в определениях и классификациях. Эклектика, возникшая в древности, используется в современной архитектуре, рекламе, сфере моды.

    Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), умозаключения логически верного, но ложного по смыслу. Метод широко использовался в Древней Греции как прием ораторского искусства. В наши дни используется в основном в рекламе, а также в юридической практике.

    Герменевтика – философский метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов, символов. Широко распространен в западной философии.

    Лекция № 2 Философия Древнего Востока

    План лекции:

    1. Общая характеристика философии Древнего Востока.

    2. Основные направления и школы древнеиндийской философии.

    3. Основные школы и направления древнекитайской философии.




    1. Общая характеристика философии Древнего Востока.

    Возникновение философии в странах Древнего Востока относится к ХV в. до нашей эры. Именно в это время в Индии и Китае осуществляется переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.

    Мифологическое сознание характеризуется синкретичностью, в нем все находится в единстве и нерасчлененности: правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. Вместе с тем он носит антропоморфный характер. В мифе человек не выделяет себя из мира, более того, он очеловечивает сам мир и природу, объясняет его происхождение и осуществление по аналогии с самим собой.

    В отличие от мифа философия основывается на разуме, логико-понятийном освоении мира. На первых порах она еще очень тесно и непосредственно связана с мифом, ее образы и язык во многом почерпнуты из мифологии.

    Несмотря на несомненно имеющиеся различия философских систем в странах Древнего Востока, можно выделить общие их особенности, которые обусловлены общими принципами отношения к миру и понимания места человека в мире.

    Философия существует для жизни и должна проявляться и использоваться во всех ее сферах, это первое положение, из которого исходили мыслители Востока. Философия связана с телесной и духовной сторонами человеческого существования, и только в согласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно решение основных проблем человеческого бытия.

    Ядром всех философских систем Востока является представление о том, что конечной целью каждого индивида должно быть совершенствование самого себя, поскольку только так можно понять мир и достичь гармонии.

    2. Основные направления и школы древнеиндийской философии

    Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. Оригинальность и мощь древнеиндийской философии оказали большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени. Например, А. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Л. Толстого, Р. Роллана, А. Швейцера, А. Эйнштейна, В. Гейзенберга и др.

    В индийской философии можно выделить три периода:

    • Ведический – XV-V вв. до н.э.;

    • Классический – V в. До н.э. - X в. н. э.;

    • Индуистский – с X в. н. э.

    Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т. е учением брахманов. Брахманизм опирался на Веды, представляющие собой собрание древнеиндийских источников (в основном это – гимны и ритуальные песнопения в честь богов, описания самих ритуалов). От слова «Веды» происходит название этого периода в индийской философии. В Ведах запечатлены все знания древних Ариев о самих себе и об окружающем мире. Известны четыре Веды: Ригведа (Веда гимнов), Самаведа (Веда напевов, священных мелодий), Яджурведа (Веда жертвенных формул) и Атхарваведа (Веда магических заклинаний). Эти четыре сборника составляют самую древнюю часть Вед. Далее следуют брахманы-комментарии к текстам Вед и араньяки – «лесная книга», повествующая о жертвоприношениях. Заключительная часть Вед – Упанишады – содержит трактаты религиозно-философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение.

    В качестве первоосновы бытия в Упанишадах выступает Брахман – универсальная, безличная мировая душа, духовное начало. Эта универсальность Брахмана достигается через познания им самого себя. Брахман тождественен и вместе с тем противопоставляется Атману – индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я». Учение о Брахмане и Атмане утверждает тождество бытия отдельного человека с всеобщей сущностью мира.

    Эта идея лежит в основе учений о сансаре (круговороте жизни) и карме (законе воздаяния). В учении о сансаре человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечного перерождения. А определяется будущее рождение индивида законом кармы. Будущее человека – результат тех дел и поступков, которые человек совершал в предшествующих жизнях. Поэтому важнейшая задача человека-освобождение его от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование.

    Проблема познания и самопознания – одна из важнейших тем в Упанишадах. Речь идет в первую очередь не о чувственном и даже не о рациональном познании. Подлинное, наиболее истинное познание состоит в самом глубоком и полном соединении и осознании тождества Атмана и Брахмана. И только тот, кто способен сделать это, освобождается от бесконечной череды перерождений сансары. Душа такого человека сливается с Брахманом и остается в нем навсегда. Вместе с тем она освобождается от влияния кармы. Это и есть самая высокая цель и самый истинный путь – «путь богов», в отличие от обычного пути – «пути отцов».

    В эпический период философия в Индии постепенно превращается в особую отрасль знания. Среди главных источников эпического периода развития философской мысли выделим следующие:

    • эпическая поэма «Махабхарата». Основа поэмы – песни, баллады, народные предания и сказания о родовых героях;

    • поэма «Рамаяна». Состав поэмы многослоен: здесь и ведические боги во главе с Индрой, и новые боги, отождествляемые с различными первопредками, и политеистические культы и т.п.;

    • свод законов Ману (1250 г. до н.э.) – этический кодекс, дающий разъяснения по поводу прав и обязанностей различных варн (сословий) древнеиндийского общества, порядка жертвоприношений, моральных критериев различных действий и т.д.

    Философские школы начинают формироваться в VI в. до н.э., когда в индийском обществе происходят значительные перемены. В частности, усиливается критика ведического брахманизма. Интуиция уступает место исследованию, религия – философии.

    Школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря – ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).

    К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет Вед:

    • система ньяи – главное в которой состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики;

    • система вайшешики – согласно которой вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы-атомы;

    • система санкхьи – в основе которой лежит не непосредственно текст Вед, а независимый опыт и размышление;

    • система йоги, – философия этой школы направлена на практическое психологическое обучение и физическое самосовешенствование;

    • система мимансы – которая касается объяснения ритуалов Вед.

    • система веданты, признающая Брахмана как абсолютную духовную сущность мира.

    К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы – материалистическая (чарвака-локаята), буддистская (вайбхашика, саутрантика, йогочара и мадьямака) и джайнистская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета Вед.

    Чарвака. В индийской философии слово «чарвака» означает материалист. Достоверным источником познания последователи системы чарвака считают только восприятие. Они указывают, что все непрямые, находящиеся вне процесса восприятия, источники познания, такие, как вывод, свидетельство других лиц и т. д., ненадежны и часто вводят в заблуждение. Поэтому мы не должны верить ничему, кроме того, что мы познаем непосредственно через восприятие, которое раскрывает перед нами только материальный мир, состоящий из четырех элементов материи: воздуха, огня, воды и земли, в существовании которых мы можем убедиться посредством наших ощущений. Нет никаких оснований допускать существование чего-то подобного в нематериальной душе человека.

    Джайнизм. Эта философия передавалась потомству через посредство двадцати четырех достигших освобождения проповедников джайнизма, последним из которых был современник Будды – Вардхамана (он величался также Махавира). Джайнисты отвергают точку зрения чарваков, считающих восприятие единственно достоверным источником познания, допуская в качестве источников достоверного познания логические выводы и свидетельства. Достоверное знание через посредство выводов мы получаем тогда, когда они подчиняются логическим законам определенности. Свидетельство же является достоверным в том случае, когда оно представляет собой сообщение, исходящее от надежного авторитета.

    Буддизм. Буддистская система философии выросла из учения Гаутамы Будды, хорошо известного основателя буддизма. Многие годы он учился, ведел аскетический образ жизни и думал о происхождении человеческих страданий, ища средства для их преодоления. Наконец на него снизошло просветление, результат которого был изложен им в учении, которое известно как «четыре благородные истины»:

    • истина о том, что жизнь – есть страдание;

    • истина о том, что есть причина страдания – желания;

    • истина о том, что есть прекращение страдания – отказ от желаний;

    • истина о том, что есть путь, ведущий к прекращению страдания.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта