Главная страница
Навигация по странице:

  • Платон

  • Правильные формы Количество правящих Неправильные формы

  • Лекция № 4 Средневековая философия. План лекции

  • Особенности средневековой философии.

  • 2. Философия патристики. Учение Аврелия Августина.

  • Патристика

  • Августин Аврелий

  • Лекции по философии. Лекция Предмет и специфика философии, ее роль в жизни человека и общества План лекции


    Скачать 158.59 Kb.
    НазваниеЛекция Предмет и специфика философии, ее роль в жизни человека и общества План лекции
    Дата27.04.2022
    Размер158.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции по философии.docx
    ТипЛекция
    #501619
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    3. Классический период античной философии.

    Расцвет античной философии приходится на V в. до н.э. – IV в. до н.э. Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей – Сократа, Платона и Аристотеля. Центром философской мысли этого периода были Афины, поэтому совокупность учений классиков вошла в историю философии под названием Афинской школы.

    Сократвпервые сделал главным объектом своего учения человека, пытаясь определить его сущность. Считается, что область философии Сократа относится к этическому реализму, поскольку размышления в основном касались человеческих добродетелей. Он не оставил письменных источников, свое учение он излагал в беседах с учениками и в дискуссиях.

    Сократ определяет сущность человека через разум. Людей делает добродетельными знание. Зло в человеке от незнания. Если человек знает, что есть добро, то и действие будет добрым, а, следовательно, и истинным. Например, храбрость – это знание того, как преодолевать свой страх, справедливость – как выполнять законы, умеренность - это знание того, как обуздывать свои страсти.

    Сократ стал основателем диалектического метода, как способа постижения истины посредством спора, противоборства противоположных мнений. Истины можно достичь в ходе преодоления противоречий в суждениях.

    Величайшим учеником Сократа стал Платон (427-347 гг. до н.э.). Платон основал в Афинах свою школу – Академию (название возникло потому, что школа находилась в роще, посвященной герою мифов – Академу). Она просуществовала вплоть до 529 года, когда император Юстиан закрыл, считая рассадником языческих учений.

    Платон – родоначальник объективного идеализма. По Платону, существуют два мира – мир идей и мир чувственных вещей. Мир идей – совершенный, неизменный, существующий вечно и чувственно не воспринимаемый, а постигаемый лишь умом. Мир вещей – несовершенен и является отражением мира идей. Мир вещей является вторичным, производным от мира идей. Идеи порождают вещи. Например, почему существует дерево, дом, красивая девушка? Потому что существует идея дерева, дома, идея красоты и женщины. Вещи лишь тени, копии идей. Таким образом, идеи, составляют сущность чувственного мира, данного нам в опыте. По настоящему реален не материальный мир, физический мир, мир чувственных вещей, а мир сознания, мир идей.

    По Платону, человек приобретает знания путем «припоминания». Душа человека до вселения в его тело, находится в мире идей и там непосредственно видит их и запоминает. Потом, попадая в тело, она забывает об увиденном. Но, находясь среди чувственно-конкретных вещей, она начинает припоминать виденное ранее. Платон приводит для демонстрации этой идеи пример с геометрическими фигурами. Человек способен решать геометрические задачи, имя дело с идеальными треугольниками и т.д., хотя в чистом виде в природе они не встречаются.

    Платон создал теорию идеального государства. В таком государстве все должно быть организовано в соответствии с идеей справедливости. Каждый должен быть на своем месте и заниматься тем, к чему у него есть способности. Место человека в обществе зависит от степени развитости его души. В душе каждого человека выделяются три части:

    • разумная, ее добродетель – мудрость,

    • аффективная, ее добродетель – мужество,

    • чувственная (вожделеющая), ее добродетель – умеренность.

    Справедливость гармонически объединяет все перечисленные добродетели.

    Условием прочности и справедливости государства есть наличие трех сословий в нем. Как справедливость есть мудрое равновесие всех сторон, так и справедливое (идеальное) государство должно состоять из трех сословий:

    • правители, у них более развита разумная часть души. Они управляют и обучают. Управлять государством должны философы, т.к. они разумны и мудры;

    • воины, у них более развита аффективная часть души, а их добродетель – мужество. Они защищают внешние границы и порядок внутри страны;

    • ремесленники и земледельцы, их добродетель умеренность. Они производят все необходимое для государства.

    Справедливость в государстве достигается при условии, что каждое сословие выполняет свою задачу и не вмешивается в дела других. Самовольный переход из низшего сословия в высшее недопустим и является преступлением, т.к. каждый человек должен заниматься своим делом, к которому он предназначен от природы.

    Рабы им не считались за людей и не составляли никакого сословия. Философы и стражи не должны иметь ни собственности, ни семьи. Они живут все вместе в общественных помещениях, вместе питаются и не получают никакого иного вознаграждения. Частная собственность разрушает государство. Собственность должна быть общественной, жены и дети – тоже (сексуальные связи регламентируются, чтобы «лучшие, сходились с лучшими – для получения лучшего потомства»). Воспитанием детей должны заниматься в общественных воспитательных учреждениях, так что родители даже не знали своих детей. Платон наивно надеялся, что в таком случае все дети будут относиться ко всем детям как к своим собственным.

    Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – величайший из древнегреческих философов. В мировоззрении Аристотеля античная философия достигла вершины своего развития. Аристотель – ученик Платона. «Платон мне друг, но истина дороже» – провозгласил Аристотель, найдя свое объяснение существованию мира. Воспитал Александра Македонского. Основал школу под названием Ликей.

    Аристотель считал, что все вещи есть единство материи и формы. Аристотель выделяет 4 причины вещей: 1) материальная (то, из чего делается вещь); 2) движущая (как делается); 3) формальная (сущность, благодаря которой вещь является именно такой); 4) целевая (ради чего делается вещь). В своем анализе причин Аристотель исходит из структуры процесса человеческой деятельности. По аналогии с предметами, изготовленными человеком, рассматриваются и природные вещи.

    Аристотелю принадлежит идея об абсолютном, божественном Уме. Он выступает в качестве триединой причины: «формой всех форм», «перводвигателем» и «всеобщей целью», которая является всеобщим благом.

    Человек, согласно Аристотелю, есть «политическое животное». Определяя таким образом человека, он подчеркивает в нем единство биологического и социального. Человек есть соединение души и тела (т.е. душа не представляет собой некой самостоятельной сущности, как у Платона), она неотрывно связана с телом и является его организующим принципом. Аристотель различает три разновидности души: растительную (выполняет функции рождения, питания, роста), чувствующую (ощущение и движение) и разумную (познание, самоопределение). Аристотель отрицает бессмертие души в платоновском смысле, но в то же время признает бессмертие, вечность разумной части души.

    При рассмотрении государственного устройства Аристотель, в отличие от Платона, выделяет наилучшие формы государственного устройства. Проанализировав вместе со своими учениками государственную практику 158 греческих государств, Аристотель создает свою классификацию форм государственного устройства. Основанием его классификации является два критерия: 1) принадлежность власти в государстве – одному, нескольким или большинству; 2) цель власти – общее благо или собственная выгода.


    Правильные

    формы

    Количество

    правящих

    Неправильные

    формы


    Монархия

    один

    Тирания


    Аристократия

    богатое меньшинство

    Олигархия


    Полития

    большинство

    Демократия




    Подобно тому, как во всем наилучшее есть мера, так и в государстве счастье наиболее обеспечено там, где нет ни чрезмерного богатства, ни чрезмерной нищеты, где в управлении преобладают люди среднего достатка и управляют ради общей пользы.

    Аристотель дал первую классификацию наук: он выделил науки: (1) теоретические, где познание ведется ради него самого (метафизика, физика и математика), (2) практические, дающие руководящие идеи для поведения человека (этика, экономика, политика) и (3) творческие, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного (поэтика, риторика). Аристотель определяет философию как науку о первых причинах и началах бытия, как науку наук. Это высшее знание. Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать конкретно-научное знание от философского. Аристотель – отец логики – науки о правильных формах и законах мышления.

    Таким образом, главной особенностью классической философии стало создание систематизированных учений, в которых представлены все разделы философии – онтология, гносеология, антропология, социальная философия, этика. Именно в этот период произошел переход от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера.

    Лекция № 4 Средневековая философия.

    План лекции:

    1. Общая характеристика и особенности средневековой философии.

    2. Философия патристики. Учение Аврелия Августина.

    3. Схоластическая философия. Философия Фомы Аквинского.

    4. Спор о природе общих понятий: номинализм и реализм.
    Особенности средневековой философии.

    Период исторического развития европейской цивилизации, получивший название Средневековья, начинается в V в. Но философия Средневековья ведет свой отсчет не с V века, а со II века, когда обозначается новая тенденция использования принципов монотеизма и откровения в философском мышлении. Средние века характеризовались переходом от политеизма к монотеистической религии. Монотеизм – единобожие, религия, признающая единого бога, в отличие от политеизма – многобожия. К монотеистическим религиям относятся иудаизм, христианство, ислам. Монотеизм требовал слепого принятия целого ряда новых «истин» через откровение, что и осуществила средневековая философия.

    Важнейшими факторами, определившими глубокие трансформации социального бытия раннесредневековой европейской цивилизации, стали разрушающееся рабовладение и зарождающийся феодальный уклад экономический жизни, великое переселение народов и образование новых европейских государств после крушения Римской империи. Но самым значительным событием этого периода стало возникновение христианства и повсеместная христианизация европейских народов. Церковь начинает занимать ключевое место в культурной, политической, экономической жизни людей. Духовенство становится единственным образованным классом, а соборные и монастырские школы – центрами образования.

    Следует помнить, что церковь враждебно относилась к языческой философии античности. Однако по мере того как христианство становилось все более влиятельным, оно нуждалось в рациональном обосновании своих догматов. Для этого использовалось наследие античных мыслителей. Философия служила как вспомогательный инструмент при толковании того или иного текста святого Писания. Поэтому понималась она как «служанка богословия». Основные проблемы философии соединялись с богословскими: Сотворен ли мир Богом или существует от века? Постижима ли воля Бога и сотворенный им мир? Как сочетается свобода воли человека и божественная необходимость? Если Бог есть добро, то откуда в мире зло? Как соотносятся истины откровения и истины разума?

    Главная особенность философской мысли Средневековья – теоцентризм, согласно которому центром всех философских проблем была идея Бога. Теоцентризмом пронизаны все разделы философского знания:

    Основу средневековой онтологии составляет идея креационизма – творение Богом мира из «ничего», актом собственной воли через «слово». Бог есть источник и причина всего сущего. Он центр мироздания, активное, он есть подлинное, истинное бытие. Он вечен, всемогущ, воплощение Истины, Добры, Красоты. Понимание природы и сущности Бога в христианском мировоззрении принципиальным образом отличается от представлений об античных богах. Античные боги имманентны природе, космосу, они не творят ничего принципиально нового, а только подобно ремесленнику накладывают форму на материю. Христианский Бог активное и творящее начало мира, он имеет сверхъестественную природу, находится не в природе, а над ней, трансцендентен миру (т.е. существует по ту сторону мира).

    В гносеологии основной философской проблемой было соотношение разума и веры. Познавать в средневековой теологии означает «искать истину в Боге». Но он не может быть постижим средствами интеллекта, поэтому основным гносеологическим принципом провозглашается принцип откровения. Знание дается откровением, которое зафиксировано в книгах Священного Писания. Примат веры над разумом выразил философ Тертуллиан в афоризме «Верую, дабы абсурдно»; философ Августин Аврелий«Верую, чтобы понимать», Фома Аквинский – «Понимаю, чтобы верить».

    В средневековой антропологии был реализован принцип персонализма, согласно которому человек есть «персона», неделимая личность, обладающая свободной волей и разумом. Понятия «личность» в античной философии не было, это было новая идея, открытая средневековыми мыслителями. Человек не просто «вещь среди вещей», а существо привилегированное, созданное Богом по образу и подобию своему. Человек двойственен: с одной стороны он совершенен, т. к. он замысел Бога и венец творения бога, с другой стороны – человек изначально греховен по идее первородного греха. Красота человека заключалась в торжестве духа над телом, в следовании заповедям Божьим. Важнейшая добродетель – не разум, как трактовалось в античной философии, а добрая воля. Человек должен стать таким же совершенным, как Бог, прежде всего посредством любви к нему, веры в него и надежды на его второе Пришествие.

    В социальной философии господствовал принцип провиденциализма. Согласно данному принципу всеми мировыми событиями, в том числе и историей и поведением людей управляет божественное провидение.

    Другими важнейшими особенностями средневекового мышления были также догматизм и тенденция к морализации. Догматизм означал опору на неизменные догматы церкви. Поэтому в средневековой философии не было свободы для критической мысли. Морализация выражалась в возвышении духовных, христианских ценностей, что являлось одной из важнейших новаций средневековой философии.

    2. Философия патристики. Учение Аврелия Августина.

    Философию Средневековья условно можно разделить на два больших периода: период патристики (I-II — IХ вв.) и период схоластики (IХ — XV вв.). Патристика(от лат. Pater – отец) – совокупность учений отцов церкви, обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства. В христианской традиции «отцы церкви» четко отделялись от прочих христианских авторов и должны были соответствовать следующим характеристикам: ортодоксальность учения, святость жизни, официальное признание церковью, древность. Представители патристики: Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский, Аврелий Августин, Григорий Великий (западная патристика), Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий (восточная патристика). Источники патристики – платонизм, стоицизи и особенно неоплатонизм. Главная задача философов патристики – создание и распространение христианского вероучения.

    Важнейший представитель патристики – Августин Аврелий (354-430 гг.) Основные труды: «О граде божьем», «Исповедь», «Против академиков», «О Троице» и др. Он первым представил европейскому миру всеобъемлющее христианско-теологическое мировоззрение.

    Августин представил философский теоцентризм в целостной, систематизированной концепции. Бог – высшая сущность, только он существует независимо ни от чего и необходимо. Он имеет три равноценные лица – Отец, Сын и Святой дух.. Основополагающая идея Августина – Бог – совершенная личность.

    Августин разработал проблему теодицеи - (тео – бог, дике – справедливость) – оправдания бога. Почему Бога надо оправдывать? Ведь он воплощенное Добро, Любовь и Благодать. Августин доказывает, что Бог создает мир добрым, но его отравляет злая воля человека (продукт его свободы), т.о., зло имеет земной характер. Зло – не в Боге, зло в человеке, в его грехопадении, которое он совершил, злоупотребив божественным даром свободной воли.

    В фокусе внимания философского поиска Августина находится фундаментальная проблема времени. Бог находится вне времени, мир – во времени, которое сотворено вместе с миром. Время – понятие человеческое. Существует только настоящее время, так как прошлого уже нет, а будущего еще нет. Поэтому существует только настоящее настоящего (душа созерцает), настоящее прошлого (душа помнит), настоящее будущего (душа надеется). Подлинной реальностью, согласно Августину, обладает только настоящее настоящего.

    Проблема познания в философии Августина так же решается по-новому. Путь к истине лежит через разум, ведомый верой, к Божественному откровению. Разум подкрепляет положения веры, но сама истину найти не может. Августин обосновывает первенство веры над разумом. «Верую, чтобы понимать» – говорит Августин.

    Прогрессивное достижение философии Августина –. понимание человека как личности. Человек не просто раб Божий, а личность, связанная с Богом. Личность – свободна (даже если это раб) и имеет сложную структуру. Заслуга Августина в том, что он переориентировал философию на изучение внутреннего мира человека. «Познай Бога – через душу, познай душу – через Бога» – говорил Августин. Он впервые показал, что душа есть нечто невероятно сложное и вряд ли до конца определимое. «Великая бездна сам человек… волосы его легче счесть, чем его чувства и движения души». Августин утверждал превосходство души над телом, человеческая душа близка Богу и бессмертна. Он признает бесконечную ценность человеческой души, так как она стоит больше, чем все царства мира. Поэтому – какая польза приобрести мир и потерять душу?

    Августин выдвинул идею необратимости, линейности истории. Античность понимала движение истории человеческого общества циклично. История согласно Августину имеет начало и вектор развития, который направлен от «града Земного» к «граду Божьему». Первый состоит из людей, живущих по плоти и основан на любви к себе, доведенной до презрения к Богу; второй – из людей, живущих по духу и основан на любви к Богу, доведенной до презрения к себе.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта