Лекции по философии. Лекция Предмет и специфика философии, ее роль в жизни человека и общества План лекции
Скачать 158.59 Kb.
|
4. Основные черты философии эпохи Просвещения. XVIII век вошел в историю как век Просвещения. Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII века, представители которого полагали, что основной причиной негативных социальных явлений является невежество людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Смысл «просвещения» (науки и культуры) в том, что оно призвано обеспечить прогресс человечества. Представители философии этого периода: во Франции – Ш. Монтескье, А. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж. Ламетри и др.; в Англии – Дж. Локк, отчасти Д. Юм; в Германии – Х. Вольф, И. Гердер, И. Гете; в Северной Америке – Б. Франклин; в России – А.Н. Радищев, М.В. Ломоносов. Важнейшей характерной чертой философии эпохи Просвещения является рационализм — признание разума силой, определяющей прогресс. Вольтер любил повторять: «Однажды все станет лучше – вот наша надежда». Прогресс понимается как историческое совершенствование человеческого рода на основе расширяющего применения научного разума. Научное и техническое познание представляются как орудия преобразования мира и постепенного улучшения материальной и духовной жизни человечества; Главным препятствием на пути к прогрессу философы считали церковь и религию. Церковь есть орудие угнетения, подавления в человеке способности к самостоятельности и независимости, полагали просветители, и обрушивались на нее с критикой. Антиклерикализм – направленность против засилья церкви в духовной жизни общества – следующая важнейшая особенность философии эпохи Просвещения. Следующей особенностью философского творчества просветителей стала материалистическая и атеистическая направленность мысли, несмотря на то, что просветительская мысль в целом связана с деизмом – признанием существования Бога, как безличного разумного начала, но отрицанием какого-либо вмешательства в закономерное течение природных событий. В области онтологии господствовал механистический рационализм, признающий всеобщность законов механики применительно к объяснению природного и социального бытия. То есть, не только неживой, органический мир, но и биологические и социальные организмы подчиняются законом механики. Философия Просвещения известна также своей социально-политической частью. Основные теории Просвещения - теория естественного права и общественного договора – подготовили почву для революционного движения в Европе. Согласно этим теориям каждый участник общества должен отдать часть своих прав государству, заключив с ни общественный договор, и государство при этом должно взять на себя заботу о человеке. По природе человек существо эгоистичное, стремящееся к захвату как можно больше благ для себя («естественное право на все» – Т. Гоббс). В естественном состоянии «человек человеку – волк». Такое состояние противоречит праву на жизнь. Поэтому люди как существа разумные, приходят к решению отказаться от «естественного права на все» и создают общественный договор. Во Франции влияние идей Просвещения вылилось в революцию, одним из первых шагов которой стала «Декларация прав человека и гражданина» (1789). Лекция № 6 Немецкая классическая философия Субъективный идеализм И. Канта. Объективный идеализм и диалектический метод Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса. Немецкая классическая философия является вершиной в развитии европейской и мировой философии конца XVIII – начала XIX вв. Основными представителями являются: Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, Людвиг Андреас Фейербах. К достижениям немецкой классической философии относятся: разработка целостной системы диалектики; перенесение центра внимания на субъект познания и его взаимодействие с объектом; приоритет разума в изучении окружающей действительности. Немецкая классическая философия представлена следующими течениями: Субъективно-идеалистическое течение (Кант, Фихте), утверждающее, что в действительности мир является лишь образом, рожденным в сознании индивида, в то время, когда истинный мир недоступен для нашего мышления (субъективный образ объективного мира). Субъективный идеализм рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Специфика познающего субъекта – главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В самом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (индивидуально-психологические особенности человека) и трансцендентальный (всеобщие определения человека как такового); Объективный идеализм (Шеллинг, Гегель) утверждает, что в основе мира лежит высшая духовная надприродная сущность (Абсолютная идея), породившая природу и общество. Шеллинг стремился показать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. В натурфилософии Шеллинга была возрождена неоплатоническая идея Мировой души, пронизывающей собою все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений. Гегель доказывал, что происхождение многого из единого является предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой – понятие. В основе рационального познания лежит логика, а двигателем служит противоречие; Материализм (Фейербах) возник как реакция на идеализм Гегеля. В центре внимания Фейербаха – человек как единство души и тела. Критикуя абстрактное мышление, Фейербах полагает, что только то, что дано через органы чувств, обладает подлинной реальностью. Фейербах отвергает возможность отвлеченного познания с помощью разума. Субъективный идеализм И. Канта. Иммануил Кант (1724–1804) – родоначальник немецкой классической философии. В творчестве Канта различают два периода: «докритический» (до 1770г.) и «критический». В докритический период интересы Канта носят ярко выраженный естественно-научный характер. Достаточно перечислить ряд выдающихся гипотез в области естественных наук: о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности; о классификации животных в порядке их возможного происхождения; о естественном происхождении рас. Позднее его идеи были уточнены и развиты в учениях П. Лапласа, А. Эйнштейна, Ч. Дарвина. Во второй период Кант написал три книги: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В этих работах Кант дал критику всей предшествующей философии. Он сформулировал три основных вопроса: «Что я могу знать?» (гносеология), «Что я должен делать?» (этика), «На что я могу надеяться?» (эстетика). Ответы на эти вопросы позволяют ответить на главный вопрос – «Что такое человек и каким надо быть, чтобы быть человеком?». Отправной точкой размышлений Канта является, по его мнению, необходимость вначале изучить границы познавательных способностей человека. Может ли человеческий разум познать мир в целом? В работе «Критика чистого разума» достоверность научного знания Кант обосновывает как объективное знание. Объективность отождествляется с всеобщностью и необходимостью, то есть для того, чтобы знание несло достоверный характер, оно должно обладать чертами всеобщности и необходимости. Объективность знания, согласно Канту, обусловливается структурой трансцендентального субъекта, его надиндивидуальными качествами и свойствами. Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные, доопытные (априорные) формы подхода к действительности, из самой действительности не выводимые: пространство, время, формы рассудка. Пространство и время, согласно Канту, – это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а, напротив, – субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества. Пространство – это врожденная, доопытная, форма внутреннего чувства (или внешнего созерцания). Время – это врожденная форма внутреннего чувства (или внутреннего созерцания). Рассудок – это познавательная способность, мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рассудок, по Канту, выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм созерцания, под единство понятий и категорий. Не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка понятия и категории конструктируют предмет, поэтому и согласуются с нашими знаниями о них. Мы можем познать только то, что сами создали, считает И. Кант. Итак, рассудок упорядочивает восприятия человека, подводит их под всеобщие и необходимые формы, таким образом, обусловливает объективность знания. Что же тогда создает возможность для такой деятельности рассудка? Что объединяет все понятия и категории в целостность, что приводит их в действие? Кант отвечает на эти вопросы однозначно: все это сведено с особенностями субъекта. Теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют «вещи сами по себе», через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка они становятся достоянием сознания субъекта, и он может делать о них определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл «явлениями». Человек знает о вещах только в той форме, в какой они даны его сознанию, но каковы их качества и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Кант ограничил познавательные возможности субъекта миром «явлений». Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, умопостигаемый мир, может быть доступно только разуму. Разум – это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями, а идеи – это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит. Доказательством того, что идее разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума. Антиномии – это противоречивые, взаимоисключающие положения. Антиномии одинаково доказуемы. «Бог существует» и «Бога нет». «Мир имеет начало в пространстве и времени» и «Мир бесконечен». «Человек свободен» и «Человек несвободен». Антиномии имеют место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключение не о мере опыта, а о мире «вещей самих по себе». Мир «вещей самих по себе» закрыт для теоретического разума, науки. Однако это не значит, что этот мир недоступен человеку. Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции он провел разделение бытия на мир природы и мир человека. Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно воспринимаемый мир – это мир природы. Умопостигаемый мир – это мир свободы. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум, так как его главное назначение — руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является воля, которая определяется не внешними причинами, природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит перед собой. В своей книге «Критика практического разума» Кант излагает свое этическое учение. Основное понятие – практический разум. Практический разум действует в повседневной, обыденной жизни человека. Он ориентирует человека на его поведение в жизни общества. Регулятором поведения является категорический императив (обязательное требование или моральный закон). Он гласит: «Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом». Человек, согласно Канту, наивысшая ценность и всегда цель, но никогда не средство. Все поступки должны делаться на благо общества. Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение. Оно ориентирует человека и общество на моральные ценности, а не на эгоистические интересы. Таким образом, И. Кант признавал объективное существование материальных предметов. Но человек не может познать их сущность. Поэтому они являются «вещами в себе». Познать человек может только явления (феномены), находящиеся в хаотическом беспорядке. Человек, познавая, вносит определенный порядок: размещает все явления в пространственные и временные рамки, сообщает им закономерности и причинно-следственные связи. Познание происходит в чувственном опыте, но благодаря априорным формам, категориям и идеям. Ступенями познания являются чувственность, рассудок и разум. 2. Объективный идеализм и диалектический метод Г. Гегеля. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – автор работ: «Наука логики», «Феноменология духа», «Философия природы», «Философия истории» и т.д. В рамках объективного идеализма он пытается разрешить проблему тождества субъекта и объекта, мышления и бытия на основе обоснования тождества индивидуального и абсолютного «Я». Это возможно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит все те этапы, которые прошло человечество на протяжении всей своей истории. В процессе воспитания и образования каждый человек, по мнению Гегеля, становится способен посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившийся мировой истории, «мирового духа». Поэтому противоположность субъекта и объекта снимается и достигается абсолютное тождество, тождество мышления и бытия. Движение сознания, по Гегелю, – это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последующая ступень заключает в себя все предыдущие, воспроизводя их на новом, более высоком, уровне. Первая ступень – сознание: на этой ступени предмет противостоит человеку «Я» как внешняя данность; сознание является созерцающим (чувственные восприятия, формы рассудка). Вторая ступень – самосознание: сознание практически действующее, желающее и стремящееся. Высшая ступень – «дух»: сознание постигает духовную реальность мира и себя как выражение этой реальности. С каждой из этих ступеней развития индивидуального сознания соотносятся определенные ступени и формы развития человеческой культуры, духовной жизни: мораль, наука, право, религия и др. Гегель стремился охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единым понятием. Таким понятием является для Гегеля «Абсолютная идея» – это разум, мышление, разумное мышление. В процессе саморазвития «Абсолютная идея» проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактного общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием. Основой самораскрытия «Абсолютной идеи» является логика – научно-теоретическое осознание «Абсолютной идеи». Необходимым средством развития «Абсолютной идеи» выступает природа, которую Бог создал с той целью, чтобы из нее возникли человек и человеческий дух. Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона. Закон перехода количественных изменений в качественные. Категории: качество, количество, мера. Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом и определяется через его свойство. Количество – внешняя для бытия определенность, нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например: дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше. Мера – единство качественной и количественной определенности предмета. Сущность закона: Качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения. Закон о взаимопроникновении противоположностей. Категории: тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество выражает равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие – отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположность – взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Сущность закона: Противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состояние непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга. Закон отрицания отражает общий результат и направленность процесса развития. Отрицание – единство трех основных моментов: преодоление старого, преемственность в развитии, утверждение нового. Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития, которую Гегель связывал с прохождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис) и отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Сущность закона: новое закономерно сменяет старое, но на определенном этапе оно становится старым, которое сменяется на еще более новое. Главным недостатком гегелевской философии считается противоречивость между его системой и прогрессивным диалектическим методом: – если диалектический метод требует рассматривать все в движении и развитии, то его философская система отрицает всеобщность развития (природа, по Гегелю, не развивается во времени); – если диалектика Гегеля предполагает, что процесс познания бесконечен, то консервативная система призвана дать законченное абсолютное знание действительности; – если диалектика утверждает, что развитие общества не имеет границ, то система отграничивает это развитие прусской монархией, которая считалась высшим этапом этого развития. |