Главная страница
Навигация по странице:

  • Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский , Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр, У. Оккам

  • Фома Аквинский (Аквинат)

  • 4. Спор о природе общих понятий. Номинализм и реализм.

  • «общее», единство

  • Лекция № 5 Философия эпохи Возрождения, Нового Времени и эпохи Просвещения. План лекции

  • 1. Основные черты философия эпохи Возрождения.

  • Николай Кузанский, Лоренцо Валла, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Николо Макиавелли, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Томазо Кампанелла

  • Отличительными чертами

  • Дж. Бруно

  • Г. Галилей

  • Т. Мора

  • 2. Особенности философии Нового времени. Разработка метода научного исследования в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта.

  • Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц, Д. Юм

  • Эмпиризм

  • Лекции по философии. Лекция Предмет и специфика философии, ее роль в жизни человека и общества План лекции


    Скачать 158.59 Kb.
    НазваниеЛекция Предмет и специфика философии, ее роль в жизни человека и общества План лекции
    Дата27.04.2022
    Размер158.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции по философии.docx
    ТипЛекция
    #501619
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    3. Схоластика. Учение Фомы Аквинского.

    Схоластика (лат. schola – школа) – рационалистическое обоснование христианской догматики. Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения догматов веры. Разрабатывалась в основном в Европе под руководством католической церкви. Схоластика опиралась на учение Аристотеля. Представители схоластики: Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский, Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр, У. Оккам и др.

    Фома Аквинский (Аквинат) (1221-1274)) – выдающийся философ зрелой схоластики, классик католической теологии и систематизатор схоластики. Главные труды: «Сумма теологии», «Сумма против язычников» (она же «Сумма философии»), «О правлении государей» и др.

    Аквинат систематизировал богословие на базе учения Аристотеля. В онтологии развивает учение идеалистического монизма. Мир сотворен Богом и имеет следующие ступени: первая ступень – низшая – это неорганическая природа, вторая ступень – растительный мир, третья ступень – животный мир, четвертая ступень – высшая – дух, или ум, или разумная душа.

    Аквинат выдвинул идею гармонии веры и разума. «Понимаю, чтобы верить» – провозгласил Ф. Аквинский. Он придерживается теории «двух истин»:: истины веры и истины разума. Разум и вера принципиально различны, но одновременно образуют гармоничное единство. Задача философии – сделать положения веры доступными человеческому разуму. Он выдвигает рациональные доказательства существования Бога:

    а) доказательство от движения – всякое движение нуждается в первотолчке, перводвигателе, и это есть Бог;

    б) доказательство от причины – в мире существует причинный порядок, берущий начало от первопричины, и это есть Бог;

    в) доказательство от совершенства – все существующее совершенно. Бог совершенен. Следовательно, Бог существует;

    г) доказательство от целесообразности – даже природные тела, не имеющие разума, ведут себя так чтобы достичь лучших результатов, стремясь к некоторой цели. Но любой объект, лишенный сознания, не может двигаться к цели иначе, нежели управляемый кем-то разумным. Следовательно, должна существовать сила, направляющая природные существа к цели, и это сила есть Бог;

    д) доказательство от необходимости и случайности – высшая необходимость – Бог.

    Аквинский несколько смягчил понимание греховного начала в человеке. Он обосновывает единство тела и души человека. Он говорил, что тело еще не человек и дух (привидение) тоже не человек. Человек – это личность в единстве тела и души. Природа – не злое, а доброе начало, ибо природу создал Бог. Философ дополнил античные добродетели тремя христианскими – верой, надеждой, любовью. Любовь к Богу важнее, чем понимание Бога.

    Аквинский исследует природу «общих понятий». и утверждает их троякое существование: до конкретных вещей – в уме Бога (как идеи будущих вещей), в конкретных вещах как идеи, получившие конкретное осуществление), после конкретных вещей – в уме человека (как результат абстракции).

    4. Спор о природе общих понятий. Номинализм и реализм.

    Крупнейшей дискуссией схоластического периода развития средневековой философской мысли, растянувшейся на столетия, была борьба номинализма и реализма. В центре этой дискуссии была проблема универсалий. Универсалиями (от лат – общее) называют общие понятия (термины, названия, имена) в отличие от единичных, конкретных предметов. В основе данной проблемы лежал вопрос: «Объективно (реально) ли существуют общие понятия, или же реально существуют лишь единичные предметы?», Существуют ли универсалии самостоятельно, вне конкретных предметов (напр., «дерево вообще, человек вообще»)? Существует ли объективное содержание у общих понятий, или нет, а если существует, то в какой форме? Особую остроту проблеме универсалий в Средневековье придавало то, что она обсуждалась не как чисто философская проблеме, а в связи с определенными богословскими проблемами, в частности догматом о Троице. Сложились две позиции под названием реализма (средневековый реализм не имеет ничего общего с современным значением этого слова) и номинализма. Позиция средневекового реализма – это продолжение развития платонизма, номиналистов – линии софистов.


    Реализм

    Номинализм (от лат.nomen – имя)

    1.Универсалии существуют реально, вне конкретных вещей (Бог не просто слово, а реально существующий субъект)

    1. Реально существуют единичные вещи, а универсалии – лишь имена, который создает познающий их субъект

    2. Универсалии существуют до вещей (в уме бога)

    2. Универсалии существуют после вещей (в уме человека)

    3. Преобладает интерес к сущности вещи

    3. Преобладает интерес к акциденции (свойству) вещи. Только индивидуальное может быть предметом познания.

    4. Приоритет разума над волей

    4. Приоритет воли над разумом (Бог сначала своей волей творит вещи, а потом в его Уме возникают идеи этих вещей)

    5. Ориентация на рационалистическое познание

    5. Ориентация на опыт

    6. Бог – реально существующее «общее», единство трех ипостасей (Отца, Сына и Святого Духа)

    6. Троица состоит из трех отдельных лиц или это разные названия одного реально существующего лица.

    7. Представители: Иоганн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский (умеренный реализм)

    7. Представители: Росцеллин (крайний номинализм), Уильям Оккам, Дунс Скот


    Значение средневековой философии:

    • выдвижение на первый план проблем внутренней, духовной жизни человека;

    • возвышение общечеловеческих ценностей, необходимости воспитания людей в духе терпимости и любви, провозглашение равенства всех людей перед богом;

    • пробуждение интереса к проблеме смысла и направленности человеческой истории;

    • разработка логического и категориального аппарата философии.



    Лекция № 5 Философия эпохи Возрождения, Нового Времени и эпохи Просвещения.

    План лекции:

    1. Основные черты философии эпохи Возрождения.

    2. Особенности философии Нового времени.

    3. Разработка метода научного исследования в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта.

    4. Основные черты философии эпохи Просвещения.


    1. Основные черты философия эпохи Возрождения.

    Эпоха Возрожденияохватывает период с ХIV по XVI век. Термин «возрождение» (Ренессанс) означал стремление возродить традиции и идеалы античности на новой основе. Это было время, когда философское мышление освобождалось от религиозных оков и в результате создало науку как новую отрасль культуры.

    Раньше всего новая культура и философия появляются в Италии. Именно в ней было больше всего памятников античного мира. В дальнейшем Возрождение охватывает ряд других стран Европы – Францию, Германию и др. Наиболее видными представителями этой эпохи были Николай Кузанский, Лоренцо Валла, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Николо Макиавелли, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Томазо Кампанелла и др.

    Отличительными чертами философии эпохи Возрождения были антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.

    Антропоцентризм – основной тип мировоззрения – означает, что в центре философского учения находилась проблема человека. Хотя Бог по-прежнему понимался как творец мира и человека, в центр сотворенного Богом мира был поставлен человек, обладающий свободой воли. В отличие от средневековой эпохи человек рассматривается как совершенное творение Бога, а не как «сосуд греха». Возникает понятие индивидуальности, неповторимого своеобразия и творческой сущности человека.

    Гуманизм означал признание самоценности человеческой личности, уважение его достоинств. Гуманизм подчеркивает независимость человека от родовитости и происхождения, утверждает, что человек способен постоянно совершенствоваться и обладает безграничными возможностями..Человек признается «сотрудником» Бога и «сотворцом» в преобразовании мира. Человек сам творит свою судьбу.

    Пантеизм – учение, отождествляющее бога с мировым целым. Формула пантеизма – «Бог в вещах». Христианский Бог как бы сливается с природой, а природа обожествляется. Бессмысленно, утверждает Дж. Бруно, представлять Бога как нечто изолированное от природы, Бог в природе.

    Одним из основных направлений в философии эпохи Возрождения была натурфилософия. Ее развивали Н. Кузанский, Д. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник. Они изменили представление об устройстве Космоса.

    Н. Кузанский – крупнейший европейский мыслитель. Бог в философии Кузанского есть безличностное единое начало, которое он называет абсолютным максимумом. Он находится не вне мира, а в единстве с ним. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризуется как пантеизм. Весь мир есть «развертывание» Богом собственной сущности, подобно тому, как линия есть развертывание точки, время развертывание мгновения, движение – развертывание покоя. Данное понятие позволяет представить мир не как совокупность вещей, а как процесс. Н. Кузанский высказал идею бесконечности Вселенной, отсутствия во Вселенной центра и окружности, верха и низа. Такое представление мира стало впоследствии одной из предпосылок научного познания природы.

    Дж. Бруно высказал идею о бесконечности Вселенной и о множественности разумных миров во Вселенной. Н. Коперник обосновал гелиоцентрическую систему мира, в центре которой находится Солнце (вместо геоцентрической, в центре которой находилась Земля). Г. Галилей заложил основы экспериментально-теоретического естествознания.

    Другим распространенным философским направлением эпохи Возрождения был утопический социализм. Это учение было изложено в трактатах «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца» Т. Кампанеллы. В этих сочинениях авторы отстаивали идеи социальной справедливости и равенства всех граждан государства. Такое общество можно было создать, если уничтожить частную собственность .

    В эпоху Возрождения происходит становление политической философии и политологии как самостоятельной науки, основателем которой считается итальянский философ Н. Макиавелли. Он высказал идею о естественном происхождении государства. Государство – это результат человеческой деятельности, и Бог не имеет никакого отношения к этому. Н. Макиавелли на место веры поставил материальный и эгоистический интерес. Самый главный вопрос в политике: «Кому это выгодно?». Философ понимал политику как свободную от религии и морали сферу человеческой деятельности. В политике в отличие от морали «цель оправдывает средства». Подобные рассуждения Макиавелли создали ему печальную славу проповедника политического вероломства и насилия.

    Историческое значение философии эпохи Возрождения:

    • преодоление религиозной схоластики средних веков;

    • предопределила рационалистическую, критическую философскую методологию;

    • способствовала росту авторитета науки;

    • обновила содержание философии, прежде всего, посредством углубленного интереса к проблемам человека.


    2. Особенности философии Нового времени. Разработка метода научного исследования в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта.

    XVII век в истории Западной Европы принято называть Новым временем. Представители философии Нового времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц, Д. Юм и др.

    Новое время – эпоха буржуазных революций в Европе, а также время научной революции. С появлением в научных исследованиях эксперимента происходит становление науки как социального института. Наука впервые выбивается в лидеры духовной сферы. Успехи математики, естествознания, механики и их техническое использование превзошли все достижения прежних эпох. Возникает новый тип науки – экспериментально-математическое естествознание. Развитие науки стимулировало актуализацию гносеологической проблематики в философии.

    Особенности философии Нового времени:

    1. гносеоцентризм, который означает, что теория познания становится приоритетной в философии. Как возможно истинное знание? Какова структура процесса образования нового знания? – вот главная тема философских размышлений. При этом основное внимание фокусировалось на поиске истинного метода научного познания;

    2. механицизм (в онтологии) – абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, в т.ч. и на общественные;

    3. деизм – признание существования Бога в качестве безличной причины мира, сведение функций Бога к минимуму.

    Итак, философия Нового Времени решает две основные задачи:

    1) вместе с наукой создает новую механистическую картину мира;

    2) осуществляет поиск универсального метода плодотворного мышления и распространение его на различные области знания.

    Философию Нового времени необходимо систематизировать, прежде всего, по гносеологическому основанию, выделив в ней рационализм и эмпиризм. Полемика между эмпиризмом и рационализмом продолжает интеллектуальную борьбу, начатую средневековыми мыслителями между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, согласно которому познание возможно при опоре на разум.


    Эмпиризм (от греч. «опыт»)

    Рационализм (от лат. «разум»)

    Главный источник знания и критерий достоверности – чувственный опыт.

    Главный источник знания и критерий достоверности – разум, мышление.

    Основной метод познания – индукция, т.е. движение мысли от единичного к общему

    Основной метод познания – дедукция, т.е. движение мысли от общего к частному

    Представители: Ф.Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Юм

    Представители: Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза


    Ф. Бэкон (1561-1626) – английский философ, видный политический деятель. Основные труды: «Новый Органон» (1620), «Опровержение философией» (1608), «Новая Атлантида» (издана посмертно).

    С именем Ф. Бэкона связывают новое понимание науки. Бэкон считал, что цель науки в принесении пользы человечеству. Он резко критикует прежнюю схоластическую философию, страдающую формализмом, оторванностью от жизни и практических нужд общества. Его известный афоризм «Знание — сила». В нем отражен новый образ науки, которая приумножает могущество и силу человека, и способствует преобразованию природной и социальной реальности. Наука должна быть реформирована и методологически перевооружена.

    Первый шаг в процессе реформирования науки – очищение разума от заблуждений, которые стоят на пути истинного знания. Человеческий ум, по Бэкону, неровное зеркало, изогнутость которого искажает все то, что отражается в нем. Препятствия успешного и достоверного познания природы он назвал идолами сознания. Выделил 4 рода идолов: идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка, идолы театра. Идолы рода – предрассудки ума, обусловленные несовершенством человеческого рода. Идолы пещеры – предрассудки, связанные с человеческой субъективностью восприятия окружающего мира. Идолы рынка – иллюзии, порожденные неправильным использованием слов. Идолы театра – предрассудки сознания, возникающие в связи с некритическим отношением к различным философским системам, слепой веры в авторитеты.

    Английский философ стал основателем эмпиризма. т.к. источником и критерием истинного знания считал опыт, если он основан на эксперименте. Это не значит, что он пренебрегал разумом. Он резко критиковал эмпириков, недооценивающих роль разума и рационалистов. «Эмпирики подобно муравью только собирают и пользуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний путь — она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением. Не отличается от этого и подлинное дело философа».

    В своей теории эмпирических исследований в качестве основного метода, позволяющего получить достоверное научное знание, Бэкон предложил метод индукции - логический вывод от частного к общему, от отдельных фактов ко всеобщему закону.

    Творчество Бэкона оказало сильное влияние на общую духовную атмосферу, в которой формировалась наука и философия XVII века.

    Рене Декарт (1596-1650) – французский философ, математик, физик. Основные труды: «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии», «Страсти души» и др.

    Р. Декарт, в противоположность Бэкону не признавал опытное познание истинным, т.к. чувства искажают действительность: Он приходит к выводу, что источник истинного знания находится не во внешнем мире, а в разуме человека, обосновывая тем самым рационализм в теории познания. При этом приоритет в методологическом инструментарии научного поиска Декарт отводит дедуктивному методу мышления, который означает движение мысли от общего к частному. Но прежде чем его реализовать, надо найти некую всеобщую исходную истину, из которой можно дедуктивно вывести достоверное научное знание.

    В поиске такой исходной истины он опирается на метод философского сомнения. Сомнение Декарта – это не путь отрицания познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания. Любое представление может быть подвергнуто сомнению. Нужно подвергнуть сомнению все, даже существование мира, даже своих собственных рук и ног. Но при этом несомненным остается сам факт сомнения. А сомнение есть акт мысли. Отсюда вывод: «Мыслю, следовательно, существую». «Нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит». Это и есть начало философии, истинное утверждение, лежащее в фундаменте научного знания.

    Декарт создал теорию «врожденных идей». Они даны от Бога, заложены в наш разум априори (до опыта): идея Бога, идея «cogito» («Cogito ergo sum», так по латыни звучит фраза «Мыслю, следовательно существую») и математические аксиомы.

    В решении основных онтологических вопросов французский мыслитель придерживался дуализма. Декарт исходил из признания двух начал в основе сотворенного Богом мира – материального (протяженную) и духовного (мыслящую). Они самостоятельны и независимы друг от друга. Душа является только мыслящей, но не протяженной, Материя является только протяженной, но не мыслящей. Материя понимается с помощью механики, в то время как душа свободна и рациональна. Растения, животные, человеческое тело, по Декарту, суть механизмы. Искусно сделанное животное в принципе нельзя отличить от настоящего животного. В целом Декарт создает механистически-геометрическую картину мира.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта