Лекции сд. Лекция 1 История развития сестринского дела в России
Скачать 381.84 Kb.
|
Краткая характеристика 14 потребностей Потребность дышать - обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой, способствуют поступлению О2 в кровь и ткани, выводит СО2. Потребность пить - осуществляется доставка Н2О в организм. Без Н2О жизнь невозможна, т.к. все химические процессы в клетках протекают только в водных растворах. В норме человек должен употреблять 1,5-2 л воды в сутки. Потребность есть - обеспечивает доставку в организм питательных веществ, которые служат источником энергии в организме и пластическим материалом (Б), из которого строятся органы и ткани. Потребность выделять - обеспечивает выведение конечных продуктов обмена веществ, токсичных для организма. Потребность спать, отдыхать - обеспечивает восстановление жизненных сил организма. При неудовлетворении потребности наступает истощение нервной системы и нарушение деятельности всех органов и систем. Потребность двигаться - обеспечивает самостоятельное удовлетворение всех потребностей. Потребность быть здоровым - обеспечивает комфортное состояние и независимость пациента в удовлетворении всех жизненно-важных потребностей. Потребность быть чистым - обеспечивает нормальное функционирование кожи и слизистых, которые участвуют в терморегуляции, выводят из организма шлаки, выполняют защитную и дыхательную функции. Поддержание чистоты тела способствует психологическому комфорту человека. Потребность одеваться, раздеваться - обеспечивает защиту от влияния вредных факторов внешней среды и поддержание постоянства внутренней среды; дает человеку ощущение комфорта и морального удовлетворения. Поддержание температуры тела - обеспечивает, как и предыдущая П постоянство внутренней среды, оптимальную температуру, при которой протекают биохимические реакции в клетках. Пути поддержания нормальной температуры: терморегуляция; одежда по сезону; создание микроклимата в помещении. Потребность в безопасности - обеспечивает необходимость избегать влияния вредных факторов внешней среды, физических, психосоциальных, духовных; всего, что может нарушить комфортное состояние человека. Потребность общаться - дает человеку всю информацию о мире; дает ему возможность быть принятым и понятым, быть любимым. Иметь жизненные ценности - обеспечивает необходимость выбирать сферы деятельности в соответствии со склонностями и способностями каждого человека и стремление добиться успеха, признания в этой деятельности. Потребность работать, учиться, играть - через удовлетворение этих потребностей происходит самореализация человека. А. Маслоу создавал свою теорию в 40-е годы ХХ века. Сегодня она не столь популярна в странах с высоким уровнем жизни, где изменились приоритеты в удовлетворении основных потребностей. В таком государстве на первом месте - потребность в самовыражении; удовлетворение физиологических потребностей низшего уровня всем граждан обеспечивает государство. Для наших условий теория А.Маслоу остается актуальной. Модели сестринского дела По своей сути сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний и умений. В основе ухода должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем пациента. Другими словами в основе должна лежать модель. Модель - это средство, помогающее представить, на чем акцентировать внимание сестры при обследовании пациента, какими должны быть цели и сестринские вмешательства. Модель - это научно обоснованный набор понятий, который составляет элементы сестринской практики. Для планирования ухода можно выбрать какие-то элементы из различных моделей. Разработано несколько различных моделей. Содержание каждой модели зависит от уровня экономического развития той или иной страны, её политики, общепризнанных ценностей, системы здравоохранения, религии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель. Каждая модель отражает различия в понимании авторами не только термина «сестринское дело» но и понятий «пациент», «здоровье», «окружающая среда». Модель сестринского дела ориентирована на человека, а не на болезнь. Например, до 17 века сестринское дело было сведено к уходу за пациентом. Как правило, не было никаких активных попыток повлиять на течение болезни. Модель сестринского дела, сложившаяся в США в конце 19-го, начале 20-веков, отражает деятельность Флоренс Найтингейл, которая считала, что состояние пациента можно улучшить, воздействуя на окружающую обстановку, для этого обеспечивался свежий воздух, тепло, свет, питание и соответствующая гигиена. Постепенно эти факторы стали важными для всех, а не только для больных, заложили основы профилактики. С развитием медицинской помощи многие обязанности стали переходить к медицинской сестре (измерение температуры, артериального давления, выполнение ряда процедур и пр.). Кроме ухода за пациентом, сестра принимает активное участие в реабилитации и профилактике. В связи с этим появились другие модели сестринской помощи. В каждой модели отражаются мировоззрения и убеждения медицинских сестер, занимающихся её построением. В настоящее время в мировой практике сестринского дела насчитывается более 30 концептуальных моделей сестринской помощи. В каждой модели сестринского дела имеются общие положения: - пациент^; - источник проблем пациента; - направленность сестринского вмешательства; - цель ухода; - способы сестринского вмешательства; - роль сестры; - оценку качества и результатов ухода. Наибольшее распространение получили модели: · дополняющая (В.Хендерсон), · модель поведенческой системы (Джонсон), · адаптационная модель (Рой), · модель дефицита самоухода (Орем). Основные положения модели. Согласно врачебной модели человек (пациент) представляет собой набор анатомических органов и физиологических систем. При таком подходе человек рассматривается как «пассивный носитель болезни!» Сестринское вмешательство при этой модели связано исключительно с биологическими потребностями человека, т.е. уход направлен на поддержание функции того или иного органа или системы, а не человека в целом. Цель ухода направлена на то, чтобы вызвать изменения в конкретных физиологических и анатомических системах организма, восстановив их деятельность до прежнего устойчивого уровня. В данной модели интересы пациента редко находятся в центре внимания. Роль сестринского персонала сводится к роли «помощника» врача («при враче»). На сегодняшний день существуют десятки моделей с/д. Фундамент моделей составляет философия с/д. Из всех моделей сестринского дела наиболее приемлемой для нашей страны признана одна из первых моделей, созданная в 1953 г. на основе учения об основных человеческих потребностях американского психолога А.Маслоу - модель Вирджинии Хендерсон. Модель, предложенная Вирджинией Хендерсон (1966), акцентирует внимание сестринского персонала на биологических, психологических, социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Одно из непременных условий этой модели — участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода. Пациент, согласно утверждению В.Хендерсон, имеет человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей: «...Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь в виду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде; в любви и доброжелательности, в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений...». Модель, предложенная в США В. Хендерсон в 1960 г., а затем дополненная в 1968 г., в большей степени акцентирует внимание сестринского персонала на физиологических, в меньшей — на психологических и социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Одно из непременных условий этой модели — участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода. Основные положения модели Пациент, согласно утверждению В. Хендерсон, имеет фундаментальные человеческие потребности, одинаковые для всех людей: «Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь в виду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде; в любви и доброжелательности, в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений...» В. Хендерсон приводит 14 потребностей для повседневной жизни. Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при Удовлетворении этих потребностей. В то же время в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти человек бывает не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно. Именно в это время сестра помогает «человеку, больному или здоровому, в выполнении тех функций, которые поддерживают его здоровье или же способствуют его выздоровлению и которые этот человек выполнил без посторонней помощи, будь у него силы, желания или знания...». Автор утверждает, что во все времена сестринский уход Должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека. Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон 1.Нормально дышать. 2.Употреблять достаточное количество пищи и жидкости. 3.Выделять продукты жизнедеятельности. 4.Двигаться и поддерживать нужное положение. 5.Спать и отдыхать. 6.Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду. 7.Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду. 8.Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде. 9.Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасность для других людей. 10.Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение. 11.Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой. 12.Заниматься любимой работой. 13.Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх. 14.Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться. Источник проблем пациента. В. Хендерсон, разрабатывая свою модель, основывалась на теории американского психолога А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей. Проблемы, требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, когда человек в силу определённых обстоятельств (болезнь, младенческий и/или старческий возраст) не в состояний осуществить уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительногоумирания. В. Хендерсон утверждает, что способность человека удовлетворять свои ежедневные потребности меняется в зависимости от его темперамента и эмоционального состояния. Например, испытывая чувство страха и беспокойство, человек может плохо спать и есть. Пожилой человек, недавно перенёсший тяжёлую утрату, может испытывать трудности в общении, передвижении, одевании и раздевании, если ранее ему в этом оказывал помощь его умерший родственник. Физиологические и интеллектуальные возможности человека также могут влиять на способности человека удовлетворять свои фундаментальные потребности. Направленность сестринского вмешательства. Несмотря на то что Хендерсон явно не рекомендует использование сестринского процесса, она считает, что при обследовании пациента сестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи. По мнению В. Хендерсон, сестра должна постараться встать на место пациента, понять его собственную оценку своего состояния и выбрать необходимое вмешательство. Цель ухода. В. Хендерсон считает, что сестре следует ставить только долгосрочные цели в восстановлении независимости пациента при удовлетворении им 14 повседневных потребностей. Правда, краткосрочные и промежуточные цели тоже имеют право на существование, но только при острых состояниях: шоке, лихорадке, инфекции или дегидратации (обезвоживании). Автор рекомендует составлять план сестринского ухода, письменно изменяя его после оценки результата сестринских вмешательств. Сестринское вмешательство. В. Хендерсон считает, что сестринский уход должен быть связан и с лекарственной терапией, и с процедурами, назначаемыми врачами, при этом для осуществления сестринских вмешательств может потребоваться участие членов семьи пациента. Оценка качества и результатов ухода. По данной модели можно окончательно оценить результат и качество ухода только тогда, когда удовлетворены все повседневные потребности, в отношении которых было предпринято сестринское вмешательство. Модель Д.Орем Основные представления о моделях сестринского дела см. Модель предложенная Орем в 1971 году, рассматривает человека как единое целое, основана на принципах самоухода. В модели уделяется большое значение личной ответственности человека за свое здоровье. В модели выявлены три группы потребностей: 1. Универсальные: - достаточное потребление воздуха, - достаточное потребление жидкости, - достаточное потребление пищи, - достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом, - сохранение баланса между активностью и отдыхом, - предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия, - стимулирование желания соответствовать определенной социальной группе в соответствии с индивидуальными способностями и ограничениями, - время одиночества сбалансировано со временем в обществе других людей. 2. Потребности, связанные со стадией развития, удовлетворяются всеми взрослыми людьми, поддающимися обучению и воспитанию. 3. Потребности, связанные с нарушением здоровья: - анатомические изменения (ожоги, раны и т.д.) - функциональные физиологические изменения (одышка, тугоподвижность суставов), - изменение поведения или повседневных привычек (бессонница, изменение настроения). Основные представления о моделях сестринского дела
Рассматривает человека как единую функциональную систему, имеющую мотивацию к самоуходу. Возможности и потребности в самоуходе должны быть в равновесии, независимого от того, здоров он или болен. Сестринское вмешательство должно быть направлено на выявленный дефицит самоухода и его причины. Сестринское вмешательство позволяет человеку сохранить здоровье, справиться с последствиями травмы или болезни. |