Этикет госслужащего. лекции ЭГСлужбы. Лекция Этика и этические ценности в общественной жизни. Этика как учение о морали и совокупность норм поведения
Скачать 0.87 Mb.
|
Лекция 6. Воплощение нравственных императивов политической действительности на примере функционирования государственной гражданской службы 1. Мораль и политика: к вопросу о нравственности политических руководителей Проблема соотношения политики и морали остается актуальной во все времена, поскольку политическим деятелям, руководителям, государственным управленцам очень часто приходится осуществлять моральный выбор, от которого будет зависеть будущее страны. Разделение между политическими и административными чиновниками затрагивает сферу нравственного регулирования в вопросе ответственности политических руководителей перед государственными служащими. Исполнение административными чиновниками решений политический руководителей будет зависеть от предложенной политиками стратегии, составленного плана реализации решений и проведения контроля их исполнения. Этическое поведение политических деятелей может быть использовано государственными служащими как образец для собственного поведения. Поэтому нравственный облик политических руководителей оказывает непосредственное воздействие на деятельность государственных гражданских служащих, на их моральное поведение, и определяет, в конечном итоге, уровень доверия населения институту государственной службы. Мораль и политика представляют собой организационные, регулятивные, контрольные сферы общества, но их существование и функционирование в нем существенно различаются. Мораль - это совокупность взглядов, представлений и правил, возникающих как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей. Мораль представлена в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д. В словаре русского языка мораль определяется как правила нравственности и сама нравственность, а нравственность в свою очередь как правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. В отличие от других организационных форм, мораль не материализуется в аппаратах государственной власти, лишена центров управления и средств связи, и отражается лишь в языке и речи, но прежде всего, в отражении, признаках и свойств других общественных явлений. Вместе с тем она охватывает все феномены политики. Какие же функции выполняет мораль в обществе? К основным функциям морали относятся: 1. Оценочная функция. В морали оценка производится через призму особых понятий морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть и т.д. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все действия человека. Этого нельзя сказать о праве. Точно так же не везде уместны политические оценки. 2. Познавательная функция. Когда индивид оценивает чужие поступки или свои собственные, он неизбежно получает представление о внутреннем мире своем собственном, других людей. Когда с точки зрения морали дается оценка общего состояния нравов, в определенной мере нам открывается, насколько соответствуют действия государства высшим общественным ценностям, стратегическому направлению развития истории. 3. Мировоззренческая функция. Мораль не может быть сведена к простым нормам. Обоснование моральных норм моральным сознанием невозможно без понимания высших ценностей, смысла жизни, места человека в мире, представления о мире в целом. Представление о мире в целом (мировоззрение) невозможно составить на одних лишь выводах науки, ибо они неполны. Отсюда, мировоззрение формируется не только на основе знания, но и включает сложную гамму чувств, представляет собой своеобразный образ мира. 4. Воспитательная функция. Одна из важнейших функций морали. Без процесса воспитания – непрерывного, интенсивного и целенаправленного – невозможно существование общества, становление отдельной человеческой личности. В центре воспитания стоит воспитание нравственное, которое и формирует духовный стержень личности. 5. Регулятивная функция. Моральные ценности являются центром всего духовного мира личности и оказывают больше воздействие на ее политические позиции, на оценку тех или иных религиозных учений или произведений искусства [3, с. 73-74]. Специфика регулятивной функции морали состоит в следующем. Во-первых, мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека (чего нельзя сказать о праве, эстетическом сознании, политике). Во-вторых, мораль предъявляет к человеку максимальные требования, требует от него четко следовать нравственному идеалу. В- третьих, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и моральные убеждения (прежде всего совесть) человека. Несмотря на важность регулятивной функции морали, необходимо в то же время признать, что и мораль не всесильна, об этом свидетельствуют и многочисленные преступления, и повседневная грубость, бестактность [1, с. 7]. В отличие от морали политика представляет собой область деятельности и подсистему общества, которая решает общественные проблемы. Решение этих проблем осуществляется при помощи политических институтов, в совокупности представляющих собой определенное государственное устройство или, шире, политическую систему. Для управления обществом политика пользуется различными методами, вплоть до насилия. Для участников политического процесса политика выступает в качестве поля борьбы за власть и ее осуществление. Формируясь в процессе регулирования межгрупповых противоречий, поддержания целостности социума и сохранения общественной стабильности, политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизованное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки. В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ею следующих функций: 1. Обеспечение целостности и стабильности общества. Рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны 2. Распределение и перераспределение общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом. 3. Управление и руководство общественными процессами как главный метод согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития; 4. Социализации личности. Предполагает включение личности в жизнь сложноорганизованного государства и общества. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, преодоления разрушающих последствий подсознательных реакций на политические процессы, препятствующих рациональному отношению к жизни. 5. Проективная функция (созидание действительности). Политика способна формировать новые отношения между людьми и государствами, преобразовывать действительность в соответствии с планами различных политических субъектов, создавать новые формы орга- низации социальной жизни, формировать возможности для новых отношений между человеком и природой [2, с. 38-39]. Итак, после того как мы рассмотрели составляющие понятия, следует рассмотреть их взаимодействие на общественном уровне. Что касается политики и морали, общим является то, что и мораль, и политика призваны управлять поведением людей. Однако методы управления существенно различаются. Мораль опирается, прежде всего, на убеждения, а главными критериями оценки поступка являются собственная совесть или порицание окружающих. Политика опирается на силу, на использование принудительных мер, а критерием поступка является суд. Политика – это особый способ регулирования социальных отношений, основанный на писаных законах и опирающийся на политическую власть. Именно атрибут власти и возможность ее применения отличают политику от всех других средств регулирования общественных отношений. У политики и морали различные источники (основания) для создания структуры управления. Мораль основывается на существующих в обществе ценностях, обычаях, традициях, т. е. имеет ценностно-нормативную основу. В основе политики лежат интересы различных социальных групп общества, которые трансформируются в законы (нормы). Политика, по сути дела, начинается с введения в систему управления обществом писаных законов. Правовые нормы придают политике определенную логику развития, делают ее предсказуемой, создают общее правовое поле, определяют пределы компетенции субъектов и участников политического процесса. Существенным различием между политикой и моралью является также то, что моральные требования носят постоянный, универсальный характер и не зависят от конкретной ситуации, политика же должна учитывать реальные условия и действовать в зависимости от складывающейся ситуации. Кроме того, моральные требования весьма абстрактны и не всегда поддаются точным критериям. Требования политики достаточно конкретны, они облечены в форму законов, за нарушение которых следует наказание. Политика как особый вид регуляции социальной жизни необходима для того, чтобы согласовывать общие, обязательные для всех правила и нормы и осуществлять контроль над их выполнением. В связи с этим на политических руководителей возлагается объемный груз ответственности, питаемой нравственными императивами, т.е. строго очерченными, установленными моральными правилами поведения. Однако на практике политические руководители далеки от соблюдения нравственных правил и норм, руководствуются интересами господствующего класса в ущерб другим социальным слоям. Хотя нравственный императив требует от политика действий, сообразных с общим благом. Как говорили утилитаристы, с наибольшим счастьем для наибольшего числа людей. Может создаться впечатление, что политические деятели и мораль автономны по отношению друг к другу. Разделяющая их функциональная автономия делает их отношения несимметричными. Политические лидеры организуют совместную жизнь людей и их деятельность, регулируют и контролирует жизнь общества, мораль имеет такие же функции и в то же время пытается контролировать действия политиков, хотят они того или нет. Другими словами, то, что делает политика, не делает мораль, и это может приводить к свободе многих политиков от нравственных императивов. Мораль (в отличие от этики) стоит вне политики и над нею, и потому их соединение оказывается столь сложным и нестойким, а сама проблема их отношений остается традиционной темой философских и политических исследований. Поскольку политика не контролирует мораль, то она лишь может влиять на специфическую мораль конкретных политических действий политических руководителей. В отличие от идеального морального сознания моральное регулирование политических лидеров тоже оказывается ситуативным, как и сама политика, мораль здесь образует ту или иную общественную, политическую, а, следовательно, и этическую ситуацию. Тем самым действиями политиков в моральные оценки вносятся ситуативные критерии, которые обычно смягчают нравственные характеристики, добавляют к ним различного рода извиняющие объяснения. Как отмечалось выше, мораль оценивается с точки зрения высших критериев, абсолютных норм. Моральная оценка политических руководителей с точки зрения относительных ситуационных критериев или даже критериев отдельных культур, обществ, эпох делает такие оценки несравнимыми ни с другими подобными оценками, ни с общими принципами. Оценки дополнительно усложняются тем, что понятия хороший и плохой имеют разный смысл в политике и морали, так же как понятия блага, добра и др. Также ситуацию осложняет проблема соотношения целей и средств в политике. Рассмотрев, существенные различия, а также сходство политики и морали, следует подчеркнуть, что данные два элемента в своем соотношении образуют единый спектр направлений, влияющих на развитие общественной жизни. Совершенно невозможно представить то, каким образом будут реализовываться в действительности методы двух регулирующих систем. Политика и мораль взаимно опираются друг на друга. Политические руководители, взаимодействуя с моралью, перенимают ряд нравственных принципов, положительно влияющих на ход общественной жизни, где в свою очередь общество формирует отношение к государственной власти и выражает это отношение в общественном политическом сознании. Таким образом, следует констатировать наличие взаимосвязи и взаимовлияния политики и морали. От того, насколько политический лидер следует нравственным идеалам, ответственен перед гражданами зависит будущее развитие общества. Происходящие изменения в политической системе опосредуются тем, как мораль воздействует на принятие тех или иных политических решений, формируя систему мораль – политика - общество. 2. Традиционные этические концепции и современные ориентиры госслужащих Традиционные этические концепции учат нас достижению логоса, состояния безмятежности и спокойствия духа или движению к наслаждению личному или счастью для наибольшего числа людей. Людям, занятым в сфере государственной службы, в качестве традиционных нравственных императивов можно вспомнить учения древних философов. Так, самый известный древнекитайский мудрец Конфуций выделил такие обязательные элементы для людей, исполняющих государственные функции как: честность и искренность; стремление к собственному самоусовершенствованию; вежливость; любовь и почитание старших и др. Править в государстве, по мнению Конфуция, должны те же принципы, что и в обществе, то есть отношения гуманности, всеобщей любви и искренности. Всё, насильственно навязываемое человеку со стороны государственной власти, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Для лиц, занятых в государственном управлении Конфуций вывел четыре главных правила: 1. Самоуважение. Конфуций считал, что только уважающие себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю. 2. Ответственность. Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им народ. 3. Доброта при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способен лучше воспитать народ, повысить его моральные качества, образованность, а значит, и обеспечить прогресс всего общества. 4. Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества. Таков нравственный императив великого философа Конфуция. Насколько такие моральные идеалы воплощены в современном институте государственной службы? Особенно применительно к нашей стране? Социологическими центрами проводятся исследования на тему ценностных ориентиров различных слоев населения и профессиональных групп, в том числе и государственных гражданских служащих России. Рассмотрим данные таких исследований. Результаты социологического опроса государственных гражданских служащих в России показали значительный разрыв в их представлениях об идеальной профессиональной культуре и о ее наличном состоянии. Во-первых, полученные результаты подтверждают предположение о культурной неадекватности, присущей данному профессиональному сообществу, что объясняется общими проблемами в состоянии государственного управления. Во-вторых, прослеживаются прогрессивные тенденции в осознании самими чиновниками уровня состояния их профессиональной культуры. При этом в одних случаях положительное отклонение означает, что имеется представление о вполне хорошей развитости их профессиональной культуры. В других – отрицательное отклонение, означающего, что профессиональной культуры, в их представлении, им не достает. Анализируя такие отклонения, следует отметить, что заметную роль в представлениях российских чиновников начинают играть элементы, присущие капиталистической культуре, рыночным отношениям. При этом наиболее необходимы для служащих, по их мнению, следующие потребности: в знаниях психологии управления, логических основ построения управленческой деятельности, стратегических путей развития и изменения организации; в умениях делать удачные заключения при дефиците информации, овладении инновационными управленческими технологиями. А вот в меньшей степени корректировки, по мнению чиновников, нуждаются следующие элементы управленческой культуры: умение отстаивать разумные, основанные на правовой основе, правила внутреннего распорядка; предприимчивость; умение организовать работу, стимулировать и развивать самоуправление; умение мотивировать сотрудников к эффективной трудовой деятельности; умение оценивать реакцию окружающих. Т.е. данные составляющие профессиональной деятельности, по мнению российских гражданских служащих, у них достаточно развиты. Такие результаты приводят к выводу, что на профессиональную культуру служащих в значительной степени оказывают влияние внешние факторы воздействия: изменение государственной политики в области проведения рыночных реформ, активизация субъектов экономической деятельности, трансляция экономических знаний и др. Исследование ценностного аспекта профессиональной культуры государственных и муниципальных служащих России показывает, что они ориентированы на авторитарные и бюрократические ценности. Это проявляется в том, что достаточно большой процент руководителей в отношениях с подчиненными предпочитает жесткую субординацию, не поощряет свободный обмен мнениями на совещаниях, считает, что метод делегирования полномочий должен быть скорее исключением, чем правилом. В то же время сравнительно немного тех, кто считает, что к работнику нужно относиться как к главному ресурсу фирмы. И это очень хороший результат, указывающий, что профессиональный гуманизм все же не чужд российским гражданским служащим. Результаты социологического опроса выявили, что многим государственным управленцам присущи повышенная ответственность за порученное дело и стремление все делать самому. Это говорит о развитом чувстве |