Этикет госслужащего. лекции ЭГСлужбы. Лекция Этика и этические ценности в общественной жизни. Этика как учение о морали и совокупность норм поведения
Скачать 0.87 Mb.
|
Лекция 1. Этика и этические ценности в общественной жизни. 1. Этика как учение о морали и совокупность норм поведения Понятие этики хорошо знакомо нам еще со знаменитого стихотворения о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Для одних людей этика ассоциируется с этикетом, правилами вежливого, уважительного отношения к другим людям. Для других этика – это наука об определенных желательных чертах характера, добродетелях, таких как, умеренность, мужество, мудрость, справедливость. У кого-то возникает образ грызущей совести, воспоминания о сильных нравственных переживаниях. Есть люди, с понятием этики задумываются о справедливости или несправедливости каких-то явлений общественной жизни, долге и обязанностях. Каждое из названных представлений действительно отражает какие-то стороны морали и что еще более важно - раскрывает определенные способы построения системы этического знания. Слово «этика» исторически происходит от древнегреческого слова «ethos», которое означало совместное жилище и правила, порожденные совместным общежитием. Этос — совместное жилище, обычай, темперамент, характер. Moralis — римское слово, ис- пользованное Цицероном для перевода греческого слова «этический». Так что, мораль и этика в принципе — синонимы. Но в современном словоупотреблении в русском языке под моралью больше понимаются реально существующие нравы, нравственные отношения, а под этикой — именно наука о морали. Этика как наука относится к философской дисциплине, изучающей практическое поведение людей, нормы, обеспечивающие условие сплочения общества, преодоления зоологического индивидуализма и агрессивности. Более подробный анализ данного феномена предлагает профессор А.В. Разин, отмечающий двоякость объекта этического знания. С одной стороны, это та общественная реальность, которая подвергается наблюдению и изучению для формулирования положений самой теоретической этики. В таком ракурсе объектом этического знания являются реально существующие нравы, по- ведение людей. С другой стороны, в качестве объекта воздействия этического знания выступает сам человек, его нравственное просвещение, развитие у него положительных нравственных качеств. В данном аспекте этическое знание соединено с воспитательной функцией, так или иначе представленной в культуре каждого общества [4, с. 16]. Предметом этики в самом общем виде выступает моральный выбор человека, все средства, которыми человек пользуется при совершении его. К средствам морального выбора относятся: - объективные общественно канонизированные условия совершения выбора, которым относятся общепринятые моральные нормы; - личные ресурсы совершения морального выбора, заключающиеся в эмоционально- волевых качествах индивида. Индивидуальные качества являются субъективным достижением каждой отдельной личности, однако они не существуют без поддержки со стороны общественного сознания, т.е. они сами развиваются под влиянием определенных нравственных идей, оказываются направленными на реализацию этих идей. В этом смысле они невозможны без рациональных представлений о надлежащем моральном поведении человека, что уже, несомненно, составляет предмет теоретической этики. Система действующих в обществе социальных норм также относится к объекту воздействия этики как науки. Содержание социальных норм постоянно уточняется, получает более подробную вербальную формулировку за счет работы этической мысли, если речь идет о собственно моральных нормах. Именно, исходя из этического знания, осуществляется разработка различных этических кодексов, например, кодексов профессиональной этики, в том числе профессиональной этики государственной и муниципальной службы. Этическая теория оказывает влияние на другие социальные нормы, прежде всего на нормы права. В этом ключе этика выполняет функцию поддержки, усиления таких норм или же, наоборот, функцию их социальной критики. Она оценивает существующие нормы с точки зрения общих представлений о социальной справедливости, поддерживает их или подвергает критике, выступая за необходимость утверждения новых норм. В свою очередь и правовые нормы могут поддерживать, усиливать практическую действенность некоторых этических принципов. Этика является учением о морали и в этой связи следует в рамках нашего вопроса обратиться к такому глубокому, сложному и важнейшему для общества феномену как мораль. Мораль представляет собой «способ духовно-практического освоения действительности, связанный с использованием идеальных образцов (норм) для общих оценок поведения на основе исторически канонизированного представления о различии добра и зла» [4, с 21]. В данном определении необходимо пояснить понятие духовно- практического освоения действительности, подразумевающей освоение мира через моральное сознание и, в то же время изменение мира также через моральное сознание. Итогом духовно-практического освоения мира является утверждение в обществе определенных социальных норм. Они воспроизводятся в жизни различных групп, социально-исторических общностей и являются способом передачи образцов поведения, соответствующих представлениям о должном, правильном, хорошем. На основе таких образцов строятся практические взаимоотношения людей, выполняются ожидания одних людей относительно возможного или вероятного поведения других. Например, представления о том, что знакомого при встрече поприветствуют, голодного накормят, попавшему в беду помогут и т. д. На основе социальных норм, представленных в нравственном сознании общества, по поводу отдельных поступков выносятся нравственные суждения, направленные на коррекцию поведения, стабилизацию условий общественной жизни. Указанные социальные нормы другими словами называют идеальными образцами, как было использовано в нашем определении морали. Идеальные образцы – это устойчивые формы коммуникации. Как отмечает А.В. Разин, это то, что придает надежность нашим ожиданиям в отношении поведения другого, вызванного нашими действиями или запросами. Например, если человек спрашивает кого-то, как пройти на такую-то улицу, то он ожидает получить правильный ответ и не рассчитывает, что будет обманут, тем более - не ожидает, что в ответ на вопрос будет проявлена в отношении какая- то агрессия [4, с. 21]. Устойчивые ожидания, собственно, и гарантируют воспроизводство того, что называется общественными отношениями, прежде всего теми, которые складываются, проходя через волю и сознание людей, т. е. осознанными общественными отношениями. Конечно, в обществе есть еще и другие отношения. Материальные, или, как их иногда называют, производственные. Эти отношения складываются независимо от воли и сознания людей и представляют собой стихийно возникающие пропорции, необходимые для воспроизводства общественного богатства, для бесперебойного осуществления материального производства. Но следует учесть то обстоятельство, что сами эти материальные отношения не могли бы существовать без определенной степени надежности в личных коммуникациях людей. Например, они не могли бы существовать, если бы все друг друга обманывали, если бы заключенные соглашения не выполнялись. Такую устойчивость личных коммуникаций наряду с нормами права гарантируют и нормы морали. Нормы морали представляют собой конкретные нравственные требования к поведению людей, в которых сформулированы в обобщенном виде представления о базовых ценностях. К таким ценностям относятся - добродетель, счастье, любовь, дружба, долг, милосердие, правда, справедливость и т. п. В нормах морали отражаются специфические черты развития общества на том или ином историческом этапе, поэтому все моральные правила являются порождением своего времени. Они могут принимать формы религиозных заповедей и предписаний, этических кодексов, правовых норм, обычаев и традиций, стандартов поведения в различных ситуациях. Нормы морали современного общества выражаются в базовых этических принципах, следование которым отражает нравственную культуру личности. Мы рассмотрим такие принципы, но вместе с тем предлагаю вам самим сразу подумать над тем, в каких образцах поведения изучаемых нами государственных и муниципальных служащих, могут выражаться следующие этические принципы: I. «Золотое правило» нравственности - поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми. II. Моральная автономия личности - личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т. д. Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства. III. Гуманизм - человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др. Таким образом, нравственная культура личности в своем практическом воплощении подразумевает знание общих моральных принципов, способность трансформировать их в устойчивые личностные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка. Когда мы будет говорить об этике государственной и муниципальной службы, профессиональной этики служащих, моральной основой нашего последующего дискурса будут выступать указанные этические принципы. Однако, вместе с тем, данные принципы хоть и являются базовыми для современного мира, но в этическом знании существуют также различные трактовки и направления изучения этических норм и системы ценностей. Для изучения предмета этики государственной и муниципальной службы необходимо учитывать информацию о таких трактовках и направлениях, поскольку они воплощаются в деятельности государственных органов и оказывают влияние на функционирование института государственной и муниципальной службы. Отсюда, мы и переходим ко второму вопросу нашей лекции. 2. Исторические и современные направления нормативной этики Нормативная этика осуществляет поиск принципа или принципов, регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра, а также правила, которое может выступать в качестве общего принципа для всех случаев. Другими словами нормативная этика имеет дело с практикой развития нравственных отношений, с влиянием теории на процесс уточнения содержания действующих норм и создания новых нормативов. Обратимся к направлениям нормативной этики, представляющие собой различные подходы к трактовке моральных норм и их иерархии. В рамках данного вопроса лекции рассмотрим следующие исторические и современные направления нормативной этики: Исторические Современные Стоицизм Консеквенциализм Гедонизм Утилитаризм Эпикуреизм Деонтология Сразу оговоримся, чтобы данный вопрос лекции принес познавательную пользу, попытайтесь осмыслить каждое из направлений с точки зрения следования им на практике, в том числе представителями государственной и муниципальной службы. Так, влиятельнейшей этической доктриной эллинистически-римской эпохи является стоицизм, основной идеей которого выступает предопределенность действий человека судьбой. Этика в стоицизме – есть высшая цель добродетельной жизни, это блаженство, определенное границами самой добродетели. Добродетель же есть «согласованная жизнь» или «жизнь, согласная с природой, логосом». Зло порождается страстями неразумными, чрезмерными движениями души (страсти могут быть и «ложными суждениями»). Их четыре – печаль, страх, вожделение и наслаждение. Одна из главных задач стоической моральной доктрины, выраженной такими известными философами как Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, – преодоление страстей. Отсюда и культивируемые стоической моралью состояния бесстрастия и невозмутимости – предельной собранности, центрированности душевных энергий. При этом допускается наличие и «добрых страстей» - радости, осторожности и воли. Интересна для нашего предмета идея стоиков о гражданине – космополите. Стоицизм определяет гражданскую принадлежность в терминах эмпирического полиса и полиса разумного, мирового государства. Универсальное сообщество разумных существ оказывается результатом расширения до периферийных сфер космоса врожденного человеку стремления к индивидуальному самосохранению; социальность становится нравственным императивом. В целом стоическая этика представляет собой чрезвычайно значимый прецедент автономного морального сознания, жизненной сосредоточенности субъекта на нравственности, находящей свое скульптурное выражение в невозмутимо- каменном лике мудреца. Теперь обратимся к другому направлению нормативной этики – эпикуреизму, основателем которого является древнегреческий философ Эпикур. Высшим благом он считал состояние блаженства, спокойствия духа. Стремление к наслаждению присуще абсолютно всем, любому живому существу. Однако наслаждения должны быть такими, чтобы они не приносили последующих страданий. При этом философ не признает ценности удовольствий процесса, например, поглощения пищи, а признает только ценность состояния, наступающего в результате удовлетворения чувства голода. Удовольствия разделяются им на три класса: 1) естественные и необходимые (элементарные телесные потребности); 2) естественные, но необходимые (изысканные яства); 3) неестественные и не необходимые (честолюбивые замыслы). Приемлемой является только первая группа. Решение относительно предпочтений тех или иных удовольствий принимает разум. Основной добродетелью у Эпикура является благоразумие. От благоразумия произошли все остальные добродетели. Они учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо. Ограничение желания необходимо, чтобы избежать привязанности к ним и не страдать в том случае, если достижение их невозможно. Вот такие нравственные идеалы должны быть у человека, по мнению Эпикура. Насколько они могут соблюдаться в современном обществе, как всеми людьми, так и представителями органов государственной власти, об этом каждый из нас может поразмыслить в рамках нашего предмета. Еще одним историческим направлением нормативной этики является гедонизм. При анализе данного направления представляйте себе образ современного российского чиновника, поскольку вполне вероятно будет интересно сопоставить этот образ и те идеи, которые предлагаются данным направлением этики. Под гедонизмом обычно понимается совокупность этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из наслаждения и страдания. Как тип этического учения гедонизм берет начало в школе киренаиков и складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Один из основателей гедонизма Аристипп не делал различий между наслаждениями, он принимал во внимание наслаждение, достижимое в данный момент, игнорировал возможные, но недостижимые в настоящем. Аристипп считал, что ценности зависят от человеческих установлений и не являются таковыми сами по себе. Поэтому следует знать, что нужно сделать, чтобы избежать дурных поступков, влекущих за собой наказание. Однако наслаждение как конечное благо всегда привлекательнее, чем соблюдение установлений. Богатство ценно, но не само по себе, а как возможность наслаждения. Друзей тоже любят ради выгоды. Продолжение гедонистического направления этики оформилось в конце XVIII века в трудах английского философа И. Бентама, предложившего теорию утилитаризма. Главной целью любой общественной системы, согласно утилитаристским воззрениям, является наибольшее счастье наибольшего количества людей. Счастье, или польза, заключаются в наслаждении, но при отсутствии страдания, т.е. счастье заключается в чистом, длительном и непрерывном наслаждении. Утилитаризм – это теория, направленная против эгоизма. Приемлемость в каждом конкретном случае получаемого удовольствия или выгоды определяется тем, содействуют ли они высшей цели. Права человека в утилитаризме выступают неким стандартом, выполнение которого вменяется каждому в обязанность. При том, что каждое действие должно в конечном счете соотноситься с принципом пользы, и этот принцип – тоже определенный стандарт для оценки поступков. Можно, таким образом, выделить два типа оснований оценки: результат, к которому привел поступок, или стандарт, которому поступок должен соответствовать. Отсюда два направления в современном утилитаризме: 1) утилитаризм действия – каждый человек в своем выборе должен руководствоваться стремлением наделить наивысшим счастьем наибольшее число людей, вовлеченных в ситуацию поступка; 2) утилитаризм правила – при выборе поступка следует определить, какой набор конкретных правил, будучи принятым в обществе, обеспечит максимум пользы, а затем руководствоваться этими правилами. Применительно к государственному управлению и государственной службе утилитаристская этика предполагает постоянный подсчет той самой пользы, которую принесет то или иное политическое решение, будь то разработка закона или принятие программы развития экономики или какой-либо другой общественной сферы. Принцип «наибольшее счастье для наибольшего числа людей» должен, согласно утилитаризму, быть положен в теоретическую основу любого законодательства и государственного устройства. С именем И. Бентама связано и еще одно направление нормативной этики –деонтология. Однако ученый только предложил название, в дальнейшем этот термин приобрел более специализированное значение, подразумевающее учение о |