Этикет госслужащего. лекции ЭГСлужбы. Лекция Этика и этические ценности в общественной жизни. Этика как учение о морали и совокупность норм поведения
Скачать 0.87 Mb.
|
9. Уважать и защищать специальную информацию, к которой мы имеем доступ во время выполнения официальных обязанностей. Значительное количество информации в государственных учреждениях является закрытой по соображениям национальной безопасности или на основании законов и распоряжений. Если вы разговариваете с коллегами о вопросах подобного рода, удостоверьтесь, что эта информация им действительно необходима, и передайте им ее с сохранением секретности. Если ваша работа классифицирована как закрытая, соблюдайте правила секретности. Особое внимание должно быть обращено на охрану доступа к конфиденциальной информации, содержащейся в компьютерах. Информация утаивается от отдельных граждан или от общественности, только если есть вероятность наносящих ущерб, незаконных или непрофессиональных последствий распространения информации. 10. Воспринимать как личный долг постоянное нахождение в курсе текущих и возникающих проблем и необходимость вести государственные дела с профессиональной компетентностью, честностью, беспристрастностью, эффективностью и результативностью. Серьезную ошибку в сфере государственного управления совершают те, кто выполняет свою работу со знанием дела, но не заглядывают вперед и не интересуются проблемами и вопросами, которые только нарождаются. 11. Соблюдать и отстаивать Конституцию страны и конституции штатов и другие законы, определяющие отношения между государственными учреждениями, служащими, клиентами и гражданами, а при необходимости содействовать их совершенствованию. Таковы основные положения Этического кодекса в США. Данный кодекс представляет собой хороший пример прописанных и регламентированных в правовой форме моральных ориентиров для представителей государственных органов. В предыдущей лекции мы говорили об унификации этических норм для государственных служащих разных стран. Помимо принятых в государстве этических требований, существуют международные документы, регламентирующие данную сферу. Так, в 1996 году Генеральной Ассамблеей ООН был принят Международный кодекс поведения для государственных лиц, а в 1998 годы Советом Европы утверждена Программа действия против коррупции. Этически кодексы различных стран принимают во внимание международные нормы в качестве ориентира, что свидетельствует об унификации этических норм для государственных служащих со всего мира. Будем надеяться, что и в России в системе государственной и муниципальной службы появится такой документ как Этический кодекс. Список использованной литературы: 1. Абрамова Л.П. Этика государственной службы. Спб. - Академия госслужбы при Президенте РФ, 2001. – 81 с. 2. Аппарат зарубежных парламентов: законодательное обеспечение его структуры и основных направлений деятельности / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ. – 1999 // URL. : http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/1999/vestniksf108-20/vestniksf108- 20150.htm (дата обращения: 04.11.2014) 3. Осипова И.Н. Этика и культура управления. Учебное пособие. – М. : Форум, 2009. – 121 с. 4. Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. - 3-е изд. перераб. - М. : Академический Проект, 2006. - 624 с. Лекция 3. Культура служебных отношений и этика управления 1. Особенности служебной этики Самым широким понятием в сфере профессиональной морали является термин служебная этика, под которой принято понимать совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, поступивший на службу, будь то в правоохранительных органах, на военную или гражданскую службу. Подавляющая часть установленных норм формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности. Можно выделить общие требования служебной этики: 1. Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будет определяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают. 2. Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д. 3. Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте. Все эти требования делятся на две подгруппы: Первая подгруппа включает в себя требования в межличностных контактах по горизонтали (подчинённый – подчинённый, руководитель-руководитель). Вторая подгруппа включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали (подчинённый - руководитель). Тут главное требование к подчинённому - признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору. Требования данной группы мы рассмотрим в следующих вопросах лекции. А в рамках данного вопроса обратимся к основам служебной этики в трех видах государственной службы: военной, правоохранительной и гражданской. Так, основой служебной этики военнослужащего является понятие воинского долга.Нравственная культура военнослужащего проявляется в способности личности воина, офицера сознательно и по собственной воле воплощать в жизнь требования моральных норм и воинского долга. Служебная этика военного проявляется также в способности осуществлять такое целенаправленное поведение, которое характеризуется слаженным сочетанием личных и общественных интересов. На практике нравственная культура военнослужащих реализуется в следующих направлениях: верность военной присяге и боевому знамени части; добросовестное выполнение служебно-боевых и военно-профессиональных обязанностей; четкое следование традициям войскового товарищества и приумножение морально-боевых качеств российской армии; готовность по совести и долгу преодолевать все трудности военной службы, а не за материальное вознаграждение и служебную карьеру. Чтобы деятельность военнослужащего не превращалась в работу обычного наемника, его служба обязательно должна быть подкреплена идеей, которая будет призывать к действиям, консолидировать и даже вдохновлять на подвиги. Включая таки подвиги как выполнение рутинной работы на службе в мирное время (это тоже подвиг). Таким нравственным основанием должны выступать чувства национальной идентичности и патриотизм. Армия без нравственных идеалов и верности своему военному долгу перед Отечеством, любви к Родине, не только теряет способность защищать государство, но может быть опасна для своего собственного народа. Военная этика предполагает, чтобы каждый военнослужащий осознавал личную ответственность за защиту государства и выполнял вверенные ему обязательства добросовестно и честно. Он должен быть готов к преодолению повседневных трудностей, к ведению боевых действий в условиях применения современных средств вооруженной борьбы. Военнослужащий должен дорожить боевой славой Вооруженных Сил, честью Боевого Знамени, своим званием военнослужащего вооруженных сил Российской Федерации и чтить боевые традиции армии. Основу служебной этики правоохранительных органов составляют те общественно- значимые задачи, которые стоят перед правоохранительной службой. Правоохранительные органы обеспечивают сохранение правопорядка, законности, следят за соблюдением прав и законных интересов граждан. Моральную основу деятельности сотрудников правоохранительных органов также составляют патриотическое воспитание, чувство принадлежности, сопричастности нации, долг перед государством, служение Отечеству. Главной сущностью правоохранительной службы является служение закону. Но при этом следует помнить, что сам по себе закон не является самоцелью, он существует во имя общественного блага. И закон будет служить благу только при условии, если он осознается обществом как воплощение справедливости и высшего нравственного начала, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность общества и государства. Для того, чтобы так было на практике каждый сотрудник правоохранительных органов должен быть в любую минуту готов совершить сложный моральный выбор в пользу нравственности, поскольку не каждую ситуацию из жизни людей можно разрешить только правовыми нормами, на помощь приходят именно моральные ориентиры. Отсюда, сотрудники правоохранительных органов должны вести себя таким образом, чтобы смогли оказывать положительное воспитательное воздействие на граждан. Или, говоря словами И. Канта, служащие должны поступать так, чтобы их поведение могло стать основой всеобщего законодательства. Высокая морально-психологическая и физическая напряженность труда сотрудников правоохранительных органов, нередко связанного с риском для их жизни и здоровья, взаимодействие не с лучшими гранями общественной жизни, не может не накладывать отпечаток на моральный облик сотрудника и его нравственное здоровье. Поэтому только морально-волевые способности и настоящие духовные силы могут сделать службу сотрудника правоохранительных органов действенной и обеспечивающей порядок и законность в обществе. Применительно к этике государственной гражданской службы, как и на государственной службе в целом, основу нравственности составляют верность государству, честная служба, добросовестное выполнение должностных обязанностей и др. Особое внимание в данном виде службы уделяется вопросам личной заинтересованности и поиске личной выгоды при исполнении служебных обязанностей. Поэтому ключевыми элементами служебной этики гражданской службы являются: чувство ответственности перед людьми за результаты своей деятельности; честная и бескорыстная работа на гражданской службе; принципиальность и стремление безукоризненно выполнять возложенные на служащего задачи; стремление к общему благу, осознание последствий принимаемых и исполняемых решений, затрагивающих интересы значительного числа людей. Обращаясь к служебной этике на муниципальной службе, выделим ряд специфических моментов этического регулирования в этой сфере. За муниципальными служащими закреплена обязанность выполнять задачи местного значения, они должны, вместе со своими руководителями нести моральную ответственность за положение дел в муниципальном образовании, в котором служат. К принципам служебного поведения муниципальных служащих относятся: исполнение должностных обязанностей добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы муниципальных органов; осуществление своей деятельности в пределах полномочий соответствующего муниципального органа; воздержание от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей, избегание конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации муниципальных служащих или авторитету муниципальных органов. Это часть принципов, относящихся к служебному поведению муниципальных служащих. Эти и другие принципы полностью соответствуют установленным этическим принципам государственной гражданской службы, ограничиваясь только территориальной принадлежностью и вопросами местного значения. 2. Управленческая культура: сущность, структура, признаки Обратимся к общим понятиям управленческой культуры, а затем перейдем к анализу этики управления в государственной и муниципальной службе. Под управленческой культурой следует понимать «высокий уровень сформированности интеллектуальных, эмоционально-волевых, нравственных, физических качеств, совокупность которых позволяет решать профессиональные задачи в сфере социального управления с высокой степенью эффективности и стабильности» [4, с. 90]. Управленческую культуру называют также этикой управления, т.е. совокупность норм, правил, принципов, идеалов, определяющих поведение людей в сфере осуществления властно-распорядительных полномочий. Все нормы управленческой этики можно разделить на две группы норм: I. Правила принятия управленческих решений. II. Правила общения с подчиненными и другими руководителями. В рамках данного вопроса лекции обратимся к первой группе норм, связанных с процессом принятия, реализации решений и контроля над их исполнением. На правилах общения руководителя с подчиненными и другими руководителями мы подробнее остановимся в следующем вопросе лекции. А первая группа норм регулирует различные этапы процесса принятия решений. 1 этап – разработка и принятие решения. Особенностью предвидения и прогнозирования является необходимость просчитывать нравственные последствия принимаемых решений. Решений, которые бы не имели нравственных последствий, не бывает, только последствия эти могут быть более или менее глубокими. Особенность нравственных последствий и в том, что они могут сменить значение с положительного первоначального результата на отрицательный впоследствии и наоборот. Разработка решений – это комплекс управленческих мероприятий по выбору решения из числа возможных альтернатив. Творческий и ответственный процесс разработки решений включает в себя несколько стадий: изучение проблемы на основе полученной информации; постановка задач; выбор и обоснование критериев эффективности и последствий принимаемого решения; рассмотрение различных вариантов решения; выбор и формулирование наиболее приемлемого варианта. На первом этапе подготовки управленческих решений часто возникает противоречие между знанием о необходимости конкретных изменений и незнанием конкретных путей, методов и средств этих изменений, незнание механизма функционирования объекта, которым надо управлять. Необходимо четкое осознание того факта, что любая возникающая управленческая проблема имеет как минимум два, а чаще – множество возможных решений. Здесь управленец должен владеть всесторонней и достоверной информацией о проблеме, которую необходимо решить. Диагностика сложной проблемы начинается с получения информации о состоянии управляемого объекта и окружающей среды, т.е. установления и осознания причин и симптомов возникшего затруднения. В ходе обсуждения принимаемых решений этика управления требует от руководителя объективности и гибкости при анализе предлагаемых ему вариантов. Так, если в процессе обсуждения становится очевидным, что предпочитаемый руководителем вариант решения менее удовлетворяет интересам различных групп, чем какой-либо другой, руководитель, ведущий обсуждение, должен иметь мужество отказаться от своего мнения в пользу большинства, а не настаивать на неправильном варианте решения, который выбрал именно он. Происходящие в современном обществе трансформации организационных структур оказывают влияние на деятельность управленца и его компетенцию. Так, из-за наличия большого числа различных групп появляется раздробленность интересов, что меняет само понятие профессионализма. Отсюда, профессионализм управленца, в особенности в сфере государственной и муниципальной службы, предполагает, прежде всего, умение в процессе принятия решения устанавливать конструктивное взаимодействие с представителями различных групп интересов и в процессе коммуникации стремиться осознать природу интересов, специфику их возможного учета в решениях и возможность достижения согласия интересов в различных вариантах решения. Чем больше разрастается общество, тем сложнее становится процесс принятия решения. Возрастает количество альтернатив в принятии решения, и поэтому становится более затруднительным удовлетворить различные группы населения. Поэтому от управленца в современном обществе требуется знание и строгое следование установленным принципам его работы и моральным ориентирам в ходе осуществления его деятельности. 2 этап – реализация (внедрение) решения. Реализация или внедрение решения – это «последовательное осуществление управленческих воздействий, осуществляющих сбор и анализ информации об этапах и последствиях внедрения решения, управление ресурсами, создание системы обеспечения координации и контроля реализации решения» [2, с. 105]. Реализаций решения начинается с выработки стратегии, которая должна ответить на вопросы: что требуется предпринять, чтобы решение было реализовано; какие ресурсы требуются для осуществления запланированных мероприятий; кто их контролирует и насколько они доступны в настоящий момент. Самым важным условием реализации решения является наличие финансовых, материальных, информационных и других ресурсов. На выбор стратегии оказывает влияние выбор временного периода, в течение которого необходимо реализовать решение и сколько есть времени в резерве. Еще большую важность представляет кадровый потенциал при реализации решения. Управленец должен правильно определить, кто из его людей будет поддерживать решение, а кто сопротивляться, кто способен оказать поддержку, какие нужны ресурсы для получения союзников. Хороший руководитель тот, который способен понять, когда принятие решения желательно, а когда неизбежно; который способен дать любому человеку чувство сопричастности инициативе, сделать его союзником. Здесь, в том числе, на помощь и приходит этика с ее высокими моральными ориентирами. Где еще как не на этом этапе руководитель, например, в системе государственной и муниципальной службы, должен руководствоваться принципами гуманизма и профессионального оптимизма, т.е. проявлять искреннее уважение к личности, мнению своих коллег, подчиненных, верить в их профессионализм и компетентность в деле исполнения государственных функций. Однако на данном этапе управленческой деятельности как раз и возникают ситуации, противоречащие всяким моральным принципам и этическим установкам. Так, в ходе реализации принятых решений общественные интересы зачастую подменяются личными и корпоративными интересами. Усиливаются тенденции государственной и муниципальной службы защитить свои интересы, расширить власть и полномочия чиновников, получить привилегия и материальные вознаграждения, а также увеличить бюджетные ассигнования на деятельность чиновничьего аппарата. В ходе внедрения решений этические правила зачастую отходят на второй план. На наш взгляд, именно на этом этапе управления существует опасность развития коррупционных схем и манипуляций в системе государственной и муниципальной службы. Мы видим, как люди, наделенные правом принимать решения, остаются всего лишь людьми со своими слабостями, желаниями, особенностями мировоззрения и поведения. Поэтому вопрос соблюдения на практике норм управленческой этики остается острым, злободневным и требующим разрешения. |