Главная страница

Лекция философия, ее проблемы и специфика


Скачать 0.84 Mb.
НазваниеЛекция философия, ее проблемы и специфика
Дата04.10.2022
Размер0.84 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаFilosofiya_kurs lekciy_1.pdf
ТипЛекция
#713252
страница15 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
4.ПОСТМОДЕРНИЗМ В ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЕ:
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ.
(В данном параграфе использовался материал статей проф. Г.А. Заиченко)
Во второй половине ХХ в. В Западной Европе возникает мощное философское движение, которое для удобства анализа мы вслед за И. Ильиным обозначим как
«постструктуралистско-постмодернистский комплекс», в который включается очень много философских концепций, имеющих ряд общих черт. К постмодернистам в философии можно отнести французских философов: Ж.Деррида, Ж.Делеза, Ю.Кристеву, Р.Барта и др.
Отметим существенные черты постмодернизма в философии.
1 – отрицание «метафизики» как синонима теоретической философии со своей самостоятельной рациональной системой категорий, с присущей ей системой рационального мировоззрения и соответствующими притязаниями на разработку и законное использование общефилософской методологии;
2 – «антисцентализм», который направлен не только против абсолютизации науки на доминирующую роль в системе человеческих знаний, но и против оценки науки как парадигмы построения философии и в то же время против рациональной «метафизики» как законодателя научного знания и знания вообще.
3 – отказ от традиционных способов и методов философского исследования, философской рефлексии и предпочтение общим гуманитарным методикам, часто фрагментарно почерпнутым из истории, философии, лингвистики и даже политологии.
Анализируется в основном текст как самостоятельный объект и все многообразие фактов, явлений рассматривается через их текстовое выражение;
4 – принятие принципа деконструкции как основы методологии исследования любого текста. «Ее смысл как специфической методологии исследования литературного текста заключается в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в

101 нем скрытых и незамечаемых не только неискушенным, «наивным» читателем, но и ускользающих и от самого автора («спящих», по выражению Жака Дерриды) «остаточных смыслов», доставшихся в наследие от речевых, иначе – дискуссионных, практик прошлого, закрепленных в языке в форме неосознаваемых мыслительных стереотипов».
Метод деконструкции призван выявить несостоятельность той парадигмы исследования и понимания языка, которые сложились еще в античности (парадигма, ориентирующаяся на рациональные и доказательные рассуждения, логику) и в соответствии с которой на основе ложного истолкования соотношения между устной речью и письменным языком, письмом, сложилась «метафизика», с характерным для нее логоцентризмом и представлением об объективности научного знания.
5 – критика рационалистических схем объяснения, что в наибольшей степени проявляется в постструктурализме. Классический структурализм видел свою задачу именно в поисках некоторых исходных объяснительных схем, которые, например, имелись в первобытном сознании, но сегодня для нас «закрыты» цивилизацией и благодаря которым можно объяснить современные культурные феномены. Постструктурализм, напротив, отказывается от любых «навязываемых» схем объяснения. Вместо этого предлагается свободный полет мысли и интерпретации.
И наконец – это резкое изменение трактовки соотношения между обыденным сознанием и рефлексирущим (философским и литературным) мышлением. Мы отмечали, что для классической философии обыденное сознание как собрание предрассудков представляло собой поле просветительской деятельности. В новой ситуации обыденное сознание становится не только равноправным объектом и источником философских изысканий и интерпретаций, но даже занимает более важное место. Если классика шла от истины к обыденному сознанию, то здесь истины уже заложены в обыденном сознании и необходимо лишь их вскрыть и проинтерпретировать.
Философия близка поэзии, представляя собой лишь разновидность литературного письма. Поэтому в противовес традиционному исследованию текстов Деррида предлагает его структурную деконструкцию, т.е. освобождение от логицизма и рационализма в его построении и истолковании. Научный текст необходимо должен быть подвергнут интерпретации, точно так же как мы всегда интерпретируем для себя художественное произведение. В этом плане философская работа есть не что иное, как постоянный комментарий к текстам и к Тексту (как феномену культуры).
Постмодернизм выступает как синтез постструктурализма и деконструктивизма, представляя собой новый этап антисцентистской установки.
С одной стороны, весь указанный комплекс не представляет, как нам кажется, магистральной линии развития современной философии. Он, по существу, вторичен и продолжает антисциентистскую традицию, которая возникает в современной культуре еще в начале ХХ в. Его центральным смысловым стержнем выступает негативное отношение к научному мышлению, а в более широком контексте – к рациональной традиции в целом.
С другой стороны, отметим, что деконструктивная установка может быть вполне вписана в общую рационально-конструктивную работу философа. Она лишь расшатывает языковые и смысловые стереотипы, демонстрируя тем самым, что язык является той основой, которая составляет ведущий стержень человеческой культуры, объединяющий все ее уровни. Особо важным здесь можно считать пристальное внимание к обыденному языку как важнейшему объекту философской рефлексии, потому что главной особенностью философии является то, что она играет роль мировоззрения, а поэтому не может быть оторвана от индивида как носителя последнего.

102
Для заметок

103
Для заметок
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта