Главная страница
Навигация по странице:

  • Разделы философии Гносеология

  • Философская антропология

  • Логика

  • 3. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЯ И НАУКИ.

  • РОЛЬ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В ОБЩЕСТВЕ

  • Мировоззренческую и методологическую . Мировоззренческая функция

  • Методологическая функция

  • ЛЕКЦИЯ 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

  • 1.НАТУРФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ ГЕРАКЛИТА И НЕПОДВИЖНОЕ БЫТИЕ ПАРМЕНИДА. Античная философия

  • Особенности древнегреческой философии

  • Анаксимандру

  • Лекция философия, ее проблемы и специфика


    Скачать 0.84 Mb.
    НазваниеЛекция философия, ее проблемы и специфика
    Дата04.10.2022
    Размер0.84 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаFilosofiya_kurs lekciy_1.pdf
    ТипЛекция
    #713252
    страница2 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    Идеалисты же настаивают на первичности духовного начала. Те из них, кто полагает, что сознание существует до и вне природы, независимо от нее, называются
    объективными идеалистами (Платон, Гегель и др.). В их представлении природа и сам человек творятся неким безличным духом, независимо, т.е. объективно существующем от материального мира (мировым разумом, идеей, волей, Богом).
    Иную версию идеалистического решения основного вопроса философии предлагают те мыслители, которые вообще не допускают какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания, наших восприятий. Это субъективные идеалисты.
    (Дж.Беркли, Д.Юм и др).
    Что же касается другой стороны основного вопроса философии – в состоянии ли человек познавать действительный мир, - то большинство философов здесь придерживается положительного ответа. Различие между ними проявляется только в разной трактовке того, каким способом достигается знание: посредством ощущений или чувствами (сенсуализм), в опыте (эмпиризм), разумом (рационализм), с помощью интуиции
    (интуитивизм) и др.
    В то же время известные мыслители (Пиррон, Д.Юм, И.Кант) , которые сомневаются в возможности познания сущности мира, считают, что вопрос об истинности познания

    11 окружающей человека действительности окончательно не может решен. Учение таких философов называют агностицизмом.
    Разделы философии
    Гносеология выступает как раздел философии, исследующий условия, сущность и границы познания, отношение знания к реальности, а также условия достоверности и истинности познания.
    Являясь частью бытия, человек в то же время противостоит ему и осознает это свое противостояние. Это позволяет ему рассматривать весь окружающий мир как объект познания, причем не только внешний мир, но и самого себя как часть мира, а также организованную совокупность людей – общество. На этом уровне философия в предельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем.
    А комплекс исследований познавательных методов, процедур в науке, критериев и способов создания идеализированных объектов, которыми оперирует наука получил название методология (досл.: учение о методе).
    Метафизика – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.
    Метафизические проблемы есть во всех областях знания, везде мы упираемся в то, что недоступно разуму, в некий нерастворимый остаток: в познании человека, истории, природы. Например, принцип причинности неявно полагает, что, если все в мире пронизано причинно-следственными связями, то последовательность причин неизбежно уходит в бесконечность и предполагает первую причину, Бога, скажем, то есть тот уровень, о котором мы ничего не можем сказать в рамках рационального описания. Этот уровень бытия исследует метафизика.
    Термин «онтология», происходящий от сочетания древнегреческих слов «относ»
    (сущее) и «логос» (знание), обозначает собой знание о сущем, или метафизику бытия. Так понимается онтология до сих пор – как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия. Выделение онтологии в отдельную философскую дисциплину означает, что она, являясь основополагающей частью метафизики, не отождествляется с ней.
    Философская антропология в качестве предмета исследования рассматривает человека, его происхождение на Земле и в Космосе, его природу, смысл существования, духовности, его свободы, предназначения и т.д.
    Логика – это учение о законах и формах правильного мышления.
    Этика в основном рассматривает вопросы, связанные с проблемой добра. Цель этики – выявить фундаментальные, предельные основания справедливых разумных действий в совместной жизни людей. При этом выдвигаемые этические принципы должны быть общезначимыми и понятными, их обоснование не должно опираться на какие-то внешние авторитеты или соглашения.
    Эстетика предлагает общие определения прекрасного и исследует формы его проявления в искусствах и природе, а также его воздействие на воспринимающего.
    3. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЯ И НАУКИ.
    Какой бы проблемой ни занимался философ, будь то вопросы логики, онтологии, этики или эстетики, в центре его внимания оказывается человек, который мыслит, живет, верит, оценивает и преобразовывает мир. Такая нацеленность философии на человека позволяет ее рассматривать прежде всего как гуманитарную науку.

    12
    «Вечность» философской проблематики объясняется предельным характером философских вопросов, тем, что они касаются наиболее общих проблем бытия и человеческого существования и «мигрируют» из эпохи в эпоху, получая то или иное решение, в зависимости от социокультурной ситуации и личности философа.
    «Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальной конкретной ситуации». Философия в целом выступает как вневременной диалог мыслителей всех эпох и воззрений, в котором сталкиваются разнообразнейшие точки зрения и синтезируются в едином общечеловеческом мыслительном процессе противоположные концепции. В рамках этого общего диалога происходит возвращение к «старым» проблемам и открытие новых.
    Утверждение Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю» – не просто философская бравада с целью эпатировать общественное мнение, а гносеологическая установка, отражающая сущность философского отношения к миру, силу и одновременно слабость философии, даже определенный трагизм ее положения. Философ стремится ответить на глобальные вопросы, осознавая, что для полного ответа знаний принципиально недостаточно.
    Специфика философии многими исследователями определяется в следующих чертах:
    1. Рассматривая различные варианты понимания философии на всем протяжении ее истории, можно обнаружить, что для них характерно признание своеобразной
    «двойственности» ее предмета. Философия всегда рассматривалась, с одной стороны, как рационально-теоретическое постижение бытия, а с другой стороны, как определенная форма ценностного сознания, которая должна помочь обрести смысл этого постигнутого бытия, осознать человеческую ценность своих взглядов на мир, своих поступков и поведения.
    Выступая как рациональное познание бытия, философия устремлена к науке как некоему идеалу. Ее научность основывается на использовании: результатов многих наук, научно-теоретических- методов – абстрагирования, идеализация, моделирования, системности, законов логики, доказательства, обоснованности на основе идеалов и норм научного исследования и др. И если достигнув истины, специально-научное знание в основном может считать свою задачу выполненной, то философская познавательная задача включена в решение более широкой и фундаментальной – преобразование мира в соответствии с человечески желаемыми должным. И в этом связь философии с культурой, человеческим опытом, традицией, религией, искусством и т.п.
    Можно определить философию как мировоззренческую науку о наиболее общих законах и принципах теоретического и практически-духовного отношения человека к миру и к самому себе.
    2. Большинство философских концепций, исследований носит личностный, индивидуальный характер. В этих концепциях, стиле мышления, постановке и решении проблем видна личность мыслителя, его связь с эпохой, культурой, традицией, религией и его новаторство (если есть).
    3. Философия как мировоззренческая наука анализирует не отдельно «Мир» и не отдельно «Человека», а систему «Мир

    Человек», т.е. она есть философией человеческой жизнедеятельности в мире со всеми отношениями в этой системе.
    4. К специфике философии нужно отнести рефлексивность и интерпретацию.
    Философскому сознанию свойственна постоянная рефлексия (анализ и восприятие действительности в формах мышления), т.е. философ постоянно соотносит опыт

    13 внутренний (наши образы, представления, формы мышления) с опытом внешним - реальностью.
    Интерпретация (истолкование) есть в философии один из главных способов анализа бытия, представленного в текстах (символах).
    Каждая эпоха, каждый исторический пласт в жизни человеческого общества шифрует знаки реальности по-своему, в соответствии со своими целями и представлениями об истине, добре, справедливости и красоте. Задача философского исследования заключается в расшифровке символов посредством интерпретации. Методы философской интерпретации отличаются спецификой и разнообразием.
    Объектом философии является текст как некая смысловая вторичная реальность. Эта реальность живет по своим законам.
    Философский текст представляет собой открытую концептуальную систему: философ ищет в тексте новые смыслы и вправе допустить любую его интерпретацию с целью поиска смысла и ценностей, заложенных в тексте потенциально и раскрывающихся в контексте новой социокультурной и пространственно-временной заданности. То, что в результате такой интерпретации в некоторых случаях происходит отступление от канонизированного философского текста, тесно связано одной из задач философии – приращением философского знания. Часто мысль, в контексте ушедшей эпохи второстепенная, оказывается современной. Изучение истории философии ценно не само по себе, не ради удовлетворения праздного любопытства, а ради уяснения наших сегодняшних мыслей о бытии и человеке. Платон или Кант современны для нас в силу потенциальной возможности интерпретации их текстов сегодня, в случае возможности учиться у этих мыслителей силе и красоте мысли.
    Философия является двойственной формой сознания, в которой органично переплетаются рационально-теоретические и ценностные аспекты духовного взаимодействия Человека с Миром. Разнообразие концепции в ней отражает различные стороны философского отношения к миру. Философию нельзя усвоить, не пропустив ее через собственное сознание, факторы же, влияющие на приобщение человека к той или иной философской системе, чрезвычайно разнообразны. Ценность философии определяется тем, насколько удается ей выразить цели и интересы отдельного человека и человечества в целом. В качестве рационально-теоретической формы сознания философия выступает как самосознание теоретической деятельности, как ценностная форма сознания – самосознание всех форм ценностно-мировоззренческого постижения мира, что позволяет ей быть самосознанием общечеловеческой культуры и выдвигать рациональные и ценностные ориентиры перед Человеком и Человечеством.
    4.РОЛЬ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В ОБЩЕСТВЕ.
    У вас уже должно было сформироваться по материалу сегодняшней лекции предварительное представление о предназначении философии в обществе. Это было видно при ее формировании как исторического типа мировоззрения, из ее основных прблем и разделов философского знания. Углубление понимания роли философии будем продолжать в процессе нашего учебного курса и Вашей дальнейшей жизни. Поэтому здесь мы только обозначим основные положения этого вопроса.

    14
    В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о способности правильно понять этот мир и целесообразно действовать в нем.
    Философия, анализируя фундаментальное взаимоотношение Мир

    Человек, выполняет две основные функции: Мировоззренческую и методологическую.
    Мировоззренческая функция включает в себя:
    - формирование общих теоретических представлений людей, научной картины мира о бытии, природной и социальной действительности, человеке и его предметной деятельности;
    - анализ, критика и обоснование социальных, нравственных, эстетических, правовых идеалов людей, ценностных ориентаций, норм поведения человека в его жизнедеятельности и др.
    Методологическая функция включает в себя:
    - анализ и обоснование взаимоотношения субъекта и объекта познания, условий получения достоверного знания;
    - формирование системы познавательных регулятивов, универсальных норм, эвристических (творческих) принципов научного познания;
    - экспликация (прояснение, уточнение) как философских, так и общенаучных понятий и др.
    Философии нельзя выучиться, усвоив одну или несколько философских систем.
    Цель должна заключаться в том, чтобы научиться философски мыслить, философствовать, развить определенную культуру мышления. Философ должен уметь чувствовать специфику философской проблематики, ее предельность, чтобы ни выступало в качестве объекта его исследований. Философия в отличие от науки не всегда ответ, но философия – всегда вопрошание, для нее значима сама постановка проблемы, а также анализ и обоснование самих проблем и вариантов их решения. В связи с этим очень важно изучение текстов философских произведений (Сократ, Платон, Спиноза, Декарт, Кант и др.), изучая которые вы вместе с мыслителем анализируете проблемы, участвуете мыслями в его мыслительной и творческой «лаборатории» – его произведении. Вы знакомитесь с его стилем мышления, становитесь на время то Сократом, то Спинозой – тем самым обогащаете свою методику творческого мышления, учитесь философствовать и размышлять вместе с лучшими умами Европы.

    15
    Для заметок

    16
    Для заметок

    17
    ЛЕКЦИЯ 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
    1. Натурфилософия милетской школы. Диалектика бытия Гераклита и неподвижное бытие Парменида.
    2. Атомизм и материализм Демокрита.
    3. Идеализм Платона и учение о государстве.
    4. Философия Аристотеля. Учение о бытии и причинах вещей.
    Основные понятия темы: космоцентризм, архэ, натурфилософия, апейрон, гилозоизм, пантеизм, Логос, PANTA REI, атом, майевтика, эйдосы, демиург, четыре причины существования вещи, этика, рационализм, антропология.
    1.НАТУРФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. ДИАЛЕКТИКА
    БЫТИЯ ГЕРАКЛИТА И НЕПОДВИЖНОЕ БЫТИЕ ПАРМЕНИДА.
    Античная философия охватывает почти тысячелетний период истории. Она возникла в Древней Греции так же, как и восточная философия, в середине 1 тысячелетия до н.э. и уступила свое место другой – средневековой философии уже после распада
    Римской империи – к VI в. н.э.
    В развитии античной философии можно выделить следующие этапы:
    1) становление древнегреческой философии (VI-V в. до н.э.) – в центре внимания стояли проблемы космоса, природы; 2) классическая греческая философия – учения
    Сократа, Платона и Аристотеля (V-IV в. до н.э.) – главное внимание уделяется проблемам человека, его сущности и познавательным возможностям; 3) греко-римский, или
    эллинистический, этап (конец IV до н.э. – IV в н.э.), связанные с упадком греческой демократии и перемещением центра политической и духовной жизни из греческих полисов
    (городов-государств) в столицу формировавшейся Римской империи – учения стоиков, эпикурейцев, скептиков. Главные проблемы – человек, его судьба, смысл жизни, познание добра и зла. Формируются предпосылки христианской философии.
    Философия возникает примерно в VII-VI вв. до н.э. (Малая Азия, Греция, Китай,
    Индия). Это время немецкий философ К.Ясперс назвал «осевым», т.е. очень значимым в формировании духовного изменения мира. Появлению философии способствовал ряд социальных предпосылок:
    - мифология и религия, мировоззренческий характер рассмотрения их проблем;
    - совокупность опытных знаний и начатков наук (математики, астрономии, физики, медицины и др);
    - развитие абстрактного мышления, теоретического доказательства, поиски истины ради истины («любовь к мудрости»);
    - отделение умственного труда от физического, формирование гражданского полиса и античной демократии.
    Философия шла на смену мифологической картине мира и стремилась к рациональному (понятийному) осмыслению мира и человека в нем. Основной была тема первоначала (основы) мира и важнейших характеристик мироздания.
    Особенности древнегреческой философии:
    - космоцентризм, т.е. восприятие мира как огромного и таинственного Космоса, гармоничного и многообразного в своих проявлениях;
    -
    поиски первооснов всего сущего, первоначала («архэ»);

    18
    -
    поиски меры, гармонии, истины во взаимоотношениях человека с миром;
    - обращение к теме человека (Сократ, Платон, эллинизм).
    Милет – один из греческих полисов, находившихся на восточной границе эллинской цивилизации, в Малой Азии. Именно здесь – переосмысление мифологических представлений о начале мира раньше всего приобрело характер философских рассуждений о том, как многообразие явлений, окружающих нас, возникло из одного источника – изначальной стихии, первоначала – архэ. Это была натурфилософия, или философия природы. На важнейшие мировоззренческие вопросы в ней давался, как правило ответ, с позиций стихийно-наивного материализма.
    По мнению Фалеса, архэ является вода. Это означает, во-первых, что когда-то все вещи произошли из воды – из океана. Во-вторых, вода представляет собой сущность каждой отдельной вещи – иными словами, закончив срок своего земного существования, любая вещь теряет свои очертания, утрачивает качественную определенность и возвращается в исходное «водное» состояние. И, наконец, разрушение мира по истечении
    «мирового цикла» будет означать погружение всего сущего в океан. «Все из воды, и все в воду» – основной тезис философа. Вода пребывает во всех вещах и даже Солнце и небесные тела питаются испарениями воды. Ставя вопрос о воде как единственной основе мира и начале всего сущего, Фалес тем самым решал и вопрос о сущности мира, все многообразие которого выводится (происходит) из единой основы (субстанции). Вода – это то, что в последующем многие философы стали называть материей, «матерью» всех вещей и явлений окружающего мира.
    Самое яркое учение о первоначальной стихии, из которой возникают все вещи и явления мира, позднейшая греческая традиция (в первую очередь Аристотель) приписывает
    Анаксимандру. Эта стихия (впоследствии названа Апейрон, т.е. Беспредельное), не ассоциируется ни с каким конкретным веществом, порождает многообразие предметов, живых существ, в том числе людей. Люди и животные смертны, вещи приходят в ветхость и подвержены разрушению. Апейрон беспределен, вечен, всегда активен и пребывает в движении. Будучи началом Космоса, апейрон выделяет из себя противоположности – влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее). В Космосе существует свой порядок, не созданный богами.
    Анаксимандр предполагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. От животных со временем произошел и человек, родившись и развившись до взрослого состояния из рыбы.
    Еще один яркий представитель Милетской школы – Анаксимен началом всего сущего считал
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта