Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные понятия темы

  • 1.МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. Слово «философия

  • Аристотеля

  • Мировоззрение

  • Религиозное мировоззрение

  • 2.ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ.

  • Материалисты

  • Лекция философия, ее проблемы и специфика


    Скачать 0.84 Mb.
    НазваниеЛекция философия, ее проблемы и специфика
    Дата04.10.2022
    Размер0.84 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаFilosofiya_kurs lekciy_1.pdf
    ТипЛекция
    #713252
    страница1 из 15
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    5
    ЛЕКЦИЯ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРОБЛЕМЫ И СПЕЦИФИКА.
    1. Мировоззрение. Исторические типы и формирование философского мировоззрения
    2. Предмет философии. Основные проблемы и разделы философии.
    3. Специфика философии как науки и мировоззрения.
    4. Роль и функции философии в обществе.
    Основные понятия темы: мировоззрение, философия, мифология, религия, гносеология, онтология, антропология, аксиология, материализм, идеализм, методология, логика, рефлексия, интерпретация.
    1.МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
    ИСТОРИЧЕСКИЕ
    ТИПЫ
    И
    ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
    Слово «философия» происходит от греческих «phileo» (люблю) и «sophia»
    (мудрость) и означает любовь к мудрости. Уже само происхождение этого понятия раскрывает специфику постижения философией бытия – это всегда стремление проникнуть за пределы видимого, известного, понятого. Например, для Аристотеля «мудрый тот, кто не только знает сущность вещи,… но также и причину вещи и ее цель». Сенека связывал мудрость со знанием сущности и причин добра и зла. Построить систему абсолютного и окончательного знания философ не может (и не сможет никогда), но стремление к этому, т.е. стремление к мудрости, становится сутью философии. Оно выражается, с одной стороны, в желании узнать истину какого-то явления, его природную сущность, а с другой
    – увидеть также в этом явлении человеческий смысл, познать ценность этого явления для самого человека и его жизни. И в этом жизненность философа, ее ценность и «вечность».
    Философия продукт духовного развития человечества и особая форма общественного сознания, в которой люди чувствовали, представляли и осмысливали окружающий мир и самих себя в этом мире. Философия существует не с самого начала человеческой истории. Как специфическая область знаний она возникла на социальном переломе, обусловленном переходом от варварства к цивилизации и представляет собой третий исторический тип мировоззрения – философское мировоззрение, которое сформировалось как результат, синтез и развитие двух исторически предыдущих мировоззрений – мифологического и религиозного. (О них мы чуть ниже).
    Рассмотрим общее представление о мировоззрении, во взглядах которого люди тогда и сейчас чувствуют, представляют и осмысливают мир и себя в мире и строят свое поведение и планы на будущее.
    Мировоззрение – это система обобщенных взглядов, представлений и понятий человека о мире, отношениях к этому мру и к самому себе. Мировоззрение формируется в процессе жизни в обществе, воспитания, обучения, практической деятельности, самоанализа. Оно является определенным взглядом на мир, в основном определяет жизненную позицию человека (выбор), принципы его поведения и ценностные ориентации.
    Можно выделить три основных блока компонентов в мировоззрении:
    - познавательный - это в основном знания опытного, житейско-повседневного и научного характера, включающие как истинное знание, так и заблуждения, ошибки. Эти знания формируют обобщенную картину мира, по-своему

    6 обоснованный взгляд на мир, его происхождение, развитие, будущность, сущность и природу человека и т.п.;
    - ценностно-нормативный – это в основном ценности, идеалы, убеждения верования, нормы поведения, традиции. Здесь выделяются представления о духовных и моральных приоритетах и требованиях к человеку, представления о добре и зле, смысле жизни, значимости вещей, отношений, чувств, идеалах красоты, справедливости, вере, надежде на спасение, смерти, разнообразных нормах в обществе;
    - эмоционально-волевой – это эмоциональная «окраска» предыдущих компонентов, включающий в себя собственно эмоции, чувства, настроения (страх, радость, переживание, влюбленность, сострадание и т.п.), а также некоторые бессознательные проявления. Воля помогает преодолеть внутренние или внешние препятствия и участвует в регулировании человеком своего поведения и деятельности.
    Из структуры мировоззрения видно, что само по себе мировоззрение – не обязательно философия. Оно гораздо шире философии. Философия – это теоретическая, рационально-осмысленная часть мировоззрения (об это ниже). Ведь определенный взгляд на мир может быть основан просто на привычном здравом смысле, опыте. Таково, например, обыденное, часто наивное мировоззрение людей.
    Мировоззрение разных людей неодинаково: это зависит не только от многих объективных факторов, под влиянием которых формируется личность (условий жизни, национальной принадлежности и т.д., но и от ее субъективных особенностей, в том числе эмоционально-психологического склада. По отношению к жизни человек может быть оптимистом или пессимистом, по отношению к людям – эгоистом или альтруистом, по своим политическим взглядам – консерватором или революционером.
    Вместе с тем в обществе формируются общечеловеческие ценности – единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие. Эти общие, суммативные черты дают основание говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе его исторического развития. При таком подходе модно выделить мировоззрение первобытного общества, античности, средневековья, эпохи Возрождения и т.д. Мировоззрение каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства науки, культуры и другими факторами. Вместе с тем в качестве основных выделяются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и
    философское.
    Исторически первый тип - мифологические мировоззрение – формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы и т.д.
    Мифология (греч. Mythos – повествование, сказание) – фантастическое отражение действительности в виде чувственно-образных представлениях в сознании первобытного человека. Такое чувственно-образное освоение осуществлялось прежде всего путем проведения аналогии между: а) человеком и природой (антропоморфизм); б) родовыми отношениями между людьми и малопонятными явлениями (отношениями) в природе
    (родовой социоморфизм). Мифологическое мировоззрение: а) стихийно переносит на все мироздание свойства человека и его рода, устанавливает родство человека с природой
    (тотемизм), одушевляет часть природы (анимизм), оживотворяет мироздание (гилозоизм) и т.п.; б) основным принципом решения вопросов происхождения в Космосе был

    7 генетический, т.е. объяснение сводилось к рассказу о том, кто кого породил; в) не фиксируются различия между естественным и сверхъестественным, мифологическое бытие населяется фантастическими существами, героями, богами, которые живут и перемещаются в трех мирах: земном, небесном и подземном, и это взаимодействие происходит в метафорической, художественно-образной форме. Содержание мифа представлялось реальным, заслуживающим полного доверия.
    Мифы были тесно связаны с обрядами, с обычаями народа, они содержали нравственные нормы и эстетические представления, включали зачатки знаний и религиозных верований, сочетали реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, мысли и чувства.
    Как форма целостного, синтетического восприятия мира миф является формой сознания, адекватной первобытной эпохе, а следовательно, он не только объясняет мир, но и выполняет регулятивно-прагматические функции.
    Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Достоверность мифического образа является само собой разумеющейся и поэтому не нуждается в вере Религиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный.
    Религиозная вера как особое переживание проявляется в поклонении неким высшим сверхъестественны силам, которым приписывались свойства материальных предметов, связям между предметами (такова, например, вера в кровную связь племени с определенным видом животных и растений). Позднее формируется образ единого Бога – творца всего существующего, блюстителя обычая, традиций, нравственности, духовных ценностей. Возникают религии – иудаизм, христианство, зороастризм, иидуизм и др.
    Объяснение мира и всего в мире происходит на основе божественного как первопричинами мира и главной ценности в жизни человека. Основная идея – спасение человека (души) для вечной жизни. Основной принцип объяснения – ссылка на священные книги, божественный авторитет, культовые действия (таинства), догматы, откровения пророков и т.п. Вместе с тем, являясь фантастическим отражением действительности, основываясь на вере в сверхъестественное, неземные силы, религиозное мировоззрение, обобщая многовековой опыт человечества, включает общечеловеческие нормы общежития и нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое влияние на мораль современного общества.
    Познание мира (Бога) заменяется Откровением или озарением, где сердце есть главный источник «познавательных» действий, а разум играет только вспомогательную или параллельную сердцу роль.
    Качественно новым типом является философское мировоззрение (более подробно о нем будет в следующих вопросах).
    Как выше было сказано философское мировоззрение формируется на определенной стадии развития цивилизации. Это время немецкий философ К.Ясперс назвал «осевым».
    Оно приходится на VII-V в. до н.э. Появление философии – это своеобразный социокультурный взрыв, отражающий кардинальные изменения, происходящие в сознании и мышлении человека, во всей культуре.

    8
    Можно выделить несколько главных причин этого явления: а) переход от родового общества к обществу социально неоднородному, где умственный труд становится самостоятельным видом деятельности; б) фактический материал опытных наук: математика, логики астрономии, медицины, истории, геометрии, физики и т.п. для размышлений и построения системы Космоса; в) взаимодействие культур, рост общей образованности людей, формирование потребности к мудрости, существование свободных граждан для занятий умственной деятельностью в свободное время и т.д.
    Философское мировоззрение от мифологии и религии отличается ориентацией на рациональное объяснение мира.
    Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д. , но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои положения и принципы.
    Это не означает, однако, что философии вообще не свойственно художественно- образное мышление. Поэтическая фантазия ярко выражена в античной философии, тесно связанной с мифологическим воззрением на мир. Но и в более поздних философских учениях строгость мысли, логика доказательств нередко сочетались с яркими художественными образами, аллегориями, сравнениями, переосмыслением мифологических и религиозных сюжетов.
    Характеризуя философское мировоззрение, необходимо отметить, что в его содержание входят не только собственно философские проблемы, но также обобщенные экономические, политические, правовые и естественнонаучные представления, нравственные, эстетические, религиозные (или атеистические) принципы, воззрения, идеалы. Поэтому философское мировоззрение не следует полностью отождествлять с философией. Однако теоретической основой, ядром этого типа мировоззрения является философия, вокруг которой группируются все другие его элементы и по отношению к которым философия выполняет свою интегрирующую роль. Все это обусловлено
    мировоззренческим характером философии, именно она ставит и предлагает решение
    коренных мировоззренческих вопросов, и прежде всего центрального вопроса всякого
    мировоззрения – отношение человека к миру. Поэтому, употребляя понятие «философское мировоззрение», следует иметь в виду мировоззрение, теоретической основой которого является философия. Так возникает философия как системно-рационализированное мировоззрение.
    2.ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РАЗДЕЛЫ
    ФИЛОСОФИИ.
    Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI в. – нач. V в. до н.э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины». Итак, согласно
    Пифагору, смысл философии – в поиске истины.

    9
    Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным.
    Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.
    По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «значение и понимание ради самого знания и понимания».
    Наиболее четко предметная область философии представлена у И.Канта. Прежде всего он выделяет два самостоятельных уровня философии, выполняющих разные задачи в общественном сознании.
    Первый он обозначает как «школярскую» философию. Данная характеристика не является негативной. Это некоторая совокупность наиболее общих представлений о философии, философах, проблемах, которые стояли в ее истории и с которыми должен ознакомиться каждый культурный и образованный человек в рамках своего самовоспитания, так же как он должен знакомиться с религией, искусством, правом, не становясь при этом обязательно верующим, художником или юристом. Знакомиться с такой философией следует на ранних стадиях обучения, в школах, гимназиях и лицеях, говоря современным языком. В рамках среднего школьного образования. Сами по себе эти знания не учат философии, а лишь дают знания о том, что понимали под философией другие люди.
    При втором уровне философствования она должна ответить на четыре таких вопроса:
    «Что я могу знать?» Ответ на данный вопрос связан с особым пониманием взаимоотношения человека с миром. Человек познает мир, но это познание – не просто слепок бытия, а результат сложного взаимоотношения мелу человеком и предметом познания.
    «Что я должен делать?», чтобы оставаться человеком, как строить отношения с другими людьми, как следовать своему призванию и укреплению человеческого в человеке.
    «На что я могу надеяться?» Ответ на этот вопрос предполагает исследование феномена веры (в том числе и религиозной) как одной из фундаментальных предпосылок человеческого существования.
    «Что такое человек?» Это, по Канту, итог философствования, когда на основании решения предшествующих проблем выясняются роль, место и предназначение человека в мире.
    Таким образом, можно сказать, что в общем плане предметом философии является бытие как особая сложная система, включающая такие его подсистемы, как Мир и Человек.
    Философия выступает как знание о предельных (всеобщих) взаимоотношениях между миром и человеком на всех уровнях бытия.
    Мир – это окружающая нас природа на всех ее уровнях, включая общество. Это то материально-всеобщее, что противостоит человек и частью чего он одновременно является в качестве одухотворенного существа. Человек, с одной стороны, рассматривается в

    10 философии как творческий субъект познания и носитель сознания и мышления, а с другой стороны, как самостоятельный объект философского познания, объект самосознания.
    Человеческое «я» – это и сознание, и мышление, и дух, и особая мыслящая структура бытия. Поэтому противопоставление мира и человека, духа и материи является условным, так как они слиты в едином бытии. Выявление сущности человека есть фактически выявление различных сторон его взаимоотношений с миром, базирующихся на представлениях об истинном знании.
    Человек, будучи частью бытия (мира) и взаимодействуя с ним, ставит вопросы о сущности и происхождении мира, вопросы о том, что лежит в основе мира: материальная или духовная субстанция, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще. Частные науки также отвечают на данные вопросы в рамках собственного предмета. Но лишь философия ставит их в предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о наиболее общих взаимоотношениях между миром и человеком, мышлением и бытием.
    Поэтому многие философы проблемы выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, мышлением и окружающим нас бытием называют основным вопросом философии. Этот вопрос имеет две стороны: 1.Что первичнее, что возникло раньше и является определяющим – мышление или бытие, сознание или материя?
    2. Как относится наша мысль к окружающему миру? В состоянии ли человек познать окружающий мир, и, если да, как это познание осуществляется?
    Чтобы понять сущность философии, нужно внимательно рассмотреть ее основной вопрос с обеих его сторон.
    При ответе на первую сторону основного вопроса большинство философов в своих взглядах разделились на материалистов и идеалистов.
    Материалисты исходят из первичности материи, бытия. Они обосновывают вечность и несотворимость природы, независимость ее существования от сознания. А сам человек предстает как часть и продукт природы, особая форма бытия материи. Мышление человека выступает с таком случае как нечто вторичное по генезису и сущности, обусловленное материей и взаимодействующее с нею. (Демокрит, Спиноза, Маркс, Энгельс и др.).
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта