Лекция философия, ее проблемы и специфика
Скачать 0.84 Mb.
|
духовной и материальной. Таким образом, единый мир Декарт расчленил на две независимые друг от друга части, определив каждую из них как самостоятельную субстанцию. Под субстанцией Декарт понимает всякое сущее, которое не нуждается для своего бытия ни в чем, кроме самого себя. Это может быть и идея, и физический предмет. Но в самом строгом и глубоком смысле слова, субстанцией, по Декарту, является только Бог, Который вечен, вездесущ, всемогущ, Он Творец всех вещей, Источник всякого блага и Истины. Весь сотворенный мир Декарт расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные. Если главным признаком духовной субстанции является ее неделимость, то материальной – делимость до бесконечности. В качестве основного атрибута (коренного свойства) духовная субстанция имеет мышление, а материальная – протяжение. Остальные же атрибуты производны от этих первых, и их следует называть модусами. Так, например, модусами мышления являются воображение, чувство, желание, а модусами протяжения – фигура, положение, движение и т.д. В человеке находятся, по мнению Декарта, две «сотворенные» Богом и резко отличающиеся друг от друга субстанции: одна – протяженная (телесная) субстанция, а другая – мыслящая (духовная). Обе они равноправны и независимы друг от друга. В этом четко проявляется дуализм Декарта. В силу этого обстоятельства его «двойной человек» (расчлененный на две половины), конечно, является слабым существом, однако с помощью своего разума он способен себя усилить и возвысить. В человеке эти две самостоятельные субстанции объединены в виде тела и души. Они пересекаются и активно взаимодействуют. Мышление наделено способностью к интуиции и дедукции. В них 46 самим Богом посажены «семена полезных мыслей», которые способны приносить людям плоды истинного знания. Монизм Б.Спинозы (1632-1677). Голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.) продолжал учение Р.Декарта. В своем основном философском труде «Этика» он исследовал тему природы человека, его свободы и познавательной деятельности. Свои основные идеи Спиноза изложил языком геометрии, ее аксиом и теорем. В теории познания Б.Спиноза – рационалист, в понимании бытия – материалист, пантеист, монист. Спиноза вводит понятие единой и бесконечной субстанции, называя ее Богом и Природой одновременно. Тем самым в отличие от Декарта он становится на точку зрения философского монизма, признающего единое первоначало мира. По словам Спинозы, не может быть двух субстанций в природе вещей, не может быть одна субстанция причиной другой. Субстанция в учении Спинозы является исходным пунктом его философии. Если у Декарта Бог возвышается над существующими двумя субстанциями, то Спиноза соединяет Бога с понятием субстанции, отождествляет его с природой, тем самым выражая свои материалистические взгляды в форме пантеизма (т.е. учения, отождествляющего Бога с природой): природа есть причина и следствие, сущность и существование; она вечна и бесконечна. В качестве субстанции он определяет природу, которая обладает «абсолютно бесконечной способностью существования» и не нуждается в посторонних причинах своего бытия. Только природа, или субстанция, существует необходимо, она есть причина самой себя. Определив природу как субстанцию, которая является причиной самой себя, вечное бытие которой вытекает из ее сущности, Спиноза снимает вопрос о творении природы и о Боге как ее творце. Природа – вечна во времени и бесконечна в пространстве. Природа как субстанция, отмечал Спиноза, проявляет себя в атрибутах, вечных, коренных, неотъемлемых свойствах. Субстанция – бесконечна, поэтому атрибутов у нее бесконечное множество. Но человек из этого множества познает два: протяженность и мышление. Каждый из атрибутов предстает пред нами как множество единичных вещей (модусов), в которых мы открываем проявление отдельного атрибута, образующего их сущность. Человек тем самым, имея тело и душу, познается и в плане протяженности, и в плане мышления. Тело и душа суть разные выражения одной сущности. Познавая тело, мы познаем душ, и наоборот. Субстанция по мнению Спинозы, немыслима вне своих атрибутов, протяженность и мышление составляют неименные формы бытия субстанции, неотделимы от нее и являются появлением ее сущности. В своем учении Спиноза определял атрибуты как неизменные вечные свойства субстанции. Такое понимание направлено против дуализма Декарта, согласно которому протяженность и мышление предстают как атрибуты двух субстанций. У Спинозы субстанция едина – это природа которую он называет Богом. Ее неотделимые свойства, протяженность и мышление не возникают и не исчезают, они вечны. Так, мышление никогда не возникает и никогда не исчезает, оно вечно и присуще в различной степени всем вещам, телам и т.п. от камня до человека. В учении о мышлении Спиноза выступает как гилозоист, он одухотворяет природу, материю. От субстанции с ее атрибутами необходимо отличать отдельные вещи, которые конечны и находятся в постоянном изменении. Всю совокупность отдельных конечных 47 вещей Спиноза называет модусами. Если субстанция едина и в своем существовании не нуждается не в чем другом, существует сама по себе, то модусов существует бесконечное множество, и в своем существовании они нуждаются в другом, обусловлены причиной другого. Поскольку субстанция, взятая в целом, покоится. Мир модусов, каждый из которых имеет свою причину в другом, подвержен изменению, находится в непрестанном движении и конечен. Плюрализм Г.Лейбница (1646-1717). Основные философские сочинения Лейбница: «Рассуждение о метафизике» (1685), «Новая система природы» (1695), «Новые опыты о человеческом разуме» (1704), «Теодицея» (1710), «Монадология» (1714). Лейбниц явился завершителем философии ХVII в. и предшественником немецкой классической философии. Его философские взгляды формировались под воздействием критического осмысления работ Демокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и др. Г.-В.Лейбниц – объективный идеалист, плюралист, рационалист. Если Декарт признавал основой мира две субстанции – духовную и материальную (дуализм), Спиноза – только одну (монизм), то Лейбниц ввел множественность и многообразие в саму субстанцию. Он расчленил последнюю на бесконечное количество отдельных субстанциальных начал, которые назвал монадами. Под монадой он понимал простейшую духовную неделимую частицу, из совокупности которых якобы и состоит мир. Монада сама по себе есть целый мир, активный и разнообразный. Каждая из них имеет индивидуальные свойства и не повторяет другие. Монады не воспринимаются органами чувств человека. Из их сочетаний образуются предметы природы – физические, биологические и иные. Верховной монадой является Бог как нечто абсолютно совершенное и деятельное. Каждая монада обладает внутренней активной силой, что обусловливает их самодвижение и развитие. Движение и жизнь, гармония буквально разлиты в окружающем мире. Иначе говоря, окружающий человека мир рационально устроен и являет собой «гармонию сущности и существования». В основе согласования единства между монадами лежит предустановленная гармония, идущая от Бога – главной монады. Лейбниц наделяет монады восприятием, представлением, стремлением и влечением. В силу этого он сравнивает их с человеческой душой. Монады, подчеркивает Лейбниц, называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда они обладают разумом. Подобно душам людей, каждая из них – обособленный мир, обладающий своим содержанием, в которое не может внедриться никакое другое духовное содержание извне и из которого не может ничего вовне «просочиться». Каждая монада «беременна» своим будущим, живет более или менее интенсивной жизнью, имеет двуликий характер: стремление и восприятие – вот ее стороны. Все монады можно условно расчленить на три класса. Первый класс – «голые» монады, которые составляют неорганическую природу (камни, землю, траву и т.п.). Второй класс составляют монады, обладающие ощущениями и созерцаниями, и присущи животным. У них деятельность по преимуществу пассивна, страдательна, а самосознание им не свойственно. Третий, самый высокий, класс монад образуют души людей. Им свойственна активность сознания, память, способность к рассуждению и самосознание. На вершину пирамиды (лестницы) Лейбниц помещает высшую монаду – Бога. Переход от одного класса к другому классу монад означает возрастание их степени сознательности или разумности, что тождественно со степенью ее свободы. 48 Онтология субъективного идеализма Дж.Беркли (1685-1753). Дж.Беркли – ирландский философ, епископ. Он является представителем учения субъективного идеализма, по которому окружающий объективный мир не существует реально, а существуют только наши субъективные представления или представления Бога, а что стоит за представлениями в мире мы сказать не можем. Он же является и агностиком в познании. Беркли заявлял, что в смысле независимого существования объектов, такой сущности, как физический мир или материя, нет вообще. Все, что мы обычно называем физическими объектами, в действительности является совокупностью представлений души о них. Стол – это набор восприятий, которые я получаю, когда смотрю, трогаю и т.д. Причем это не значит, что реальные вещи есть нечто, отличное от того, чем они кажутся. Беркли утверждал, что все, что мы когда-либо будем в состоянии знать об объектах, есть просто наши представления об этих объектах. Впечатления нашего опыта и являются для нас объектами, а эти впечатления суть восприятия и ощущения мыслящего существа. Однако, чем объясняется последовательность возникающих идей и их упорядоченность? Согласно Беркли, идеи сами по себе – всего лишь пассивные следствия какой-то причины, не способные вызвать или породить другие идеи. Мы – те, кто воспринимает и осознает мысли, - способны влиять и воздействовать (если вообще способны) на очень незначительное количество наших идей. Хотим мы того или нет, но когда мы открываем глаза, то воспринимаем определенные мысли. Даже если нам это не нравится или мы не хотим этого, но когда в наш палец вонзается иголка, мы испытываем боль и т.д. Следовательно, утверждает Беркли, сам порядок идей должен определяться душой, которая отлична от наших душ – духом, непрерывно воспринимающим все мысли вместе и в определенные времена выделяющим те группы из них, которые составляют наш опыт. Этот всеобщий дух, который воспринимает всегда, есть Бог. Согласно Дж.Беркли, в действительности существуют прежде всего – «души», сотворивший их Бог, а также «идеи» или ощущения, будто бы влагаемые Богом в человеческие души. Беркли все объективное во внешнем мире сводит к субъективному: он отождествляет все вещи с «комбинациями» ощущений. Для него существовать – значит быть воспринимаемым. Совершенный, полный великолепия мир природы с его удивительной, тончайшей гармонией – не что иное, как выражение идей божественного духа. Как считает Беркли, естественный мир был подарен нам в виде знакового языка для объяснения Божественного духа. Субъективный идеализм Беркли ведет к солипсизму. Солипсизм (от лат. Solus – единственный и ipse – сам) – это философская точка зрения, согласно которой не только все окружающие неодушевленные предметы, но и другие люди не существуют вне меня, объективно, а представляют собой более или менее устойчивые комбинации или комплексы моих ощущений, представлений. 3.ИДЕАЛЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФИИ XVII-XVIII вв. Т.ГОББС, ДЖ.ЛОКК, Ж.-Ж.РУССО. Как мы писали выше XVII в. – это и социальная революция и духовно-научная революция. Изменения и преобразования шли во всех сферах: социально-экономической, политической, духовной ( наука, культура, религия, право и др). Именно в этот период происходит формирование юридического мировоззрения, а его стержнем становится 49 учение о «естественных правах» человека (Гуго Гроций, Б.Спиноза, Дж.Локк и др.). Оно подчеркивало особое положение человека в обществе, его притязание быть свободным в своих стремлениях и действиях, владеть и распоряжаться собственностью и своими способностями. В ХVII веке идея естественных прав человека была органично дополнена концентрацией «общественного договора» (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Монтескье и др.). В ней подчеркивалось, что государство было создано людьми добровольно, ради свободного и цивилизованного, безопасного совместного существования. XVIII век (эпоха Просвещения) – это век разума и знаний, расцвета науки и культуры, преодоления религиозного невежества и фанатизма, становления подлинной свободы человека. Передовые мыслители XVIII века («просветители») видели в человеческом разуме основное орудие преобразования общества на началах социального равенства, справедливости и солидарности. Философия Просвещения носила оптимистический характер, что отвечало умонастроениям буржуазии как восходящего класса, обретавшего власть, силу и уверенность. Примечательно, что в эту эпоху философствование протекало не в форме трактатов академичных ученых, а с помощью популярных словарей и энциклопедий, острых полемических статей и памфлетов, художественных произведений. Просветительская философия была по преимуществу материалистической, если иметь в виду трактовку человека и окружающей его природы. Идейные истоки французского материализма эпохи Просвещения находились в творчестве таких философов и ученых, как Демокрит, Ф.Бэкон и Р.Декарт, Д.Локк, в естествознании своего времени. Основной теоретической установкой французских материалистов было стремление объяснить материальный мир из него самого, естественными причинами. Наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции (Ф.Вольтер, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо), куда в то время переместился центр европейской философии. Концепция «общественного договора» Т.Гоббса (1588-1679 гг.) Наиболее развитую социальную философию XVII века создал Т.Гоббс. Основной темой в ней стало государство как важнейший институт общественной жизни. Гоббс раскрыл сущность государства, обратившись в своей работе «Левиафан» к истории его происхождения. Английский философ полагал, что в начале человеческой истории существовало «естественное» (догосударственное) состояние общества. В то время еще не было ни собственности, ни морали, ни права. Здесь царила ничем и никем не ограниченная свобода, т.е. произвол. Поскольку все люди изначально созданы равными в своих физических и умственных способностях, то каждый из них имеет право на все. По природе же своей человек эгоистичен, жаден и честолюбив. Соответственно, как подчеркивал Гоббс, «человек человеку волк». Поэтому «естественное состояние» общества представляло собой безжалостную «войну всех против всех». В этой войне, по Гоббсу, не может быть победителей, поскольку каждому угрожают все. Выход из нее Гоббс видит в образовании общества. Для того, чтобы создать общество, надо получить на это согласие людей, которое должно быть закреплено совместным (общественным) договором. Прочность договора обеспечивается формированием общественной власти, которая призвана держать в узде всех членов общества и направлять их действия к общественному благу. Общественная власть наделяется реальной силой и полномочиями управлять другими людьми на основе того, что все члены общества добровольно отреклись от прав владеть самими собой и отдали их представительному органу. 50 Государство, в свою очередь, призвано поставить на место законов природы законы общества. Этим оно ограничивает общественные права гражданским правом. Вот почему гражданские права являются не чем иным, как естественными правами, перенесенными в государство. А так как права человека в естественном состоянии были ничем не ограничены, а затем делегированы государству, то и права государства в силу этого факта становятся неограниченными, обязательными для выполнения и приобретают статус гражданских законов. Дело власти – распоряжаться, а граждане обязаны подчиняться. Государство призвано покончить с «войной всех против всех», защитить своих подопечных от произвола и положить конец безвластию. Люди сами договорились учредить государство и передали ему (в лице отдельного человека или же группы лиц) часть своих полномочий. Государство есть воплощение власти, ее носитель – суверен, а все остальные люди – это подданные государства. Гоббс различает три вида государственной власти: демократию, аристократию и монархию. Наилучшей формой государства, по мнению философа, является монархия, ибо только она способна устранить все остатки естественного состояния, споры и беспорядки в обществе. Учение о «естественных правах» Дж.Локка (1632-1704 гг). Английский философ Джон Локк – материалист-эмпирик (сенсуалист) разделял основные идеи теории «общественного договора». В работе «Два трактата о государственном правлении» он рассматривает первоначальное состояние людей, как состояние господства их «естественных прав»: свободы, равенства и охраны собственности. Английский философ видел в частной собственности фундамент человеческого общества и первейшее условие свободы индивида. В «естественном» состоянии еще не было «войны всех против всех», но отсутствовали обязательные для всех законы. В целях более надежного обеспечения своих естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди договорились учредить государство. Назначение государства прежде всего состоит в том, чтобы регулировать и охранять отношения собственности в обществе с помощью законов. В отличие от Гоббса, Локк полагал, что государственная власть не может быть безграничной (абсолютной). Во- первых, государству не дано изымать у людей их естественное право на жизнь, свободу и частную собственность. Во-вторых, власть государства должна быть распределена между тремя институтами: парламентом, правительством и судом. Власть правителя должна носить конституционный характер. Как и Гоббс, Локк признавал право народа на восстание в случае грубого ущемления его естественных прав со стороны государства. Д.Локка не без оснований называют одним из предвестников буржуазного либерализма, отстаивавшего признание незыблемости прав и свобод индивида, их приоритета перед правами государства. Экономической основой свободы человека может быть лишь частная собственность, а юридической предпосылкой – закон. Локк подчеркивал, что поддержание режима свободы и законности является главной и великой задачей государства и всего общества. «Там, где нет законов, - подчеркивал философ, - там нет и свободы». Закон является важнейшим инструментом для защиты индивида от произвола и деспотизма со стороны других людей, включая и само государство. Если нет правовой организации общества, то в нем неизбежно возникает тирания – «осуществление власти помимо права». Тирания означает состояние насилия и грабежа, когда становятся беззащитными собственность и сам индивид, парализуется вся структура управления общественной жизнью. |