Лекция философия, ее проблемы и специфика
Скачать 0.84 Mb.
|
душа рассматривалась как нематериальная, бессмертная и свободная в своих решениях. Человеку только кажется, что в своей жизни он действует свободно, на самом деле все, что он делает, делает через его душу Бог. Своим решением Бог одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей жизни, других – для осуждения 32 на вечные муки в аду. В этом суть знаменитого в истории христианства учения о Божественном предопределении. Для средневекового сознания весь смысл жизни человека заключается в трех словах: жить, умереть и быть судимым. Каких бы социальных и имущественных высот человек ни достиг, перед Богом он предстанет нагим. Поэтому не о суете мира сего нужно заботиться, а о спасении души. Средневековый человек считал, что на протяжении всей жизни против него накапливаются грехи, которые он совершил и в которых не исповедался и не раскаялся. Исповедь же требует столь характерной для Средневековья раздвоенности – человек выступал одновременно в двух ролях: в роли обвиняемого, ибо держал ответ за свои дела, и в роли обвинителя, поскольку сам должен был произвести анализ своего поведения перед лицом представителя Бога – исповедника. Поскольку Бог по сравнению с природой рассматривался как сверхбытие или высшая реальность, то основное внимание должно было сосредоточиваться прежде всего на Его познании. Но подобную реальность, рассуждали средневековые философы, невозможно понять обычным путем. Здесь нужно нечто нетрадиционное. Основным инструментом познания данном случае выступала вера как особая способность души человека Верить в реальное существование Бога. Будучи в принципе недоступным для познания, христианский Бог все-таки облегчал данную задачу для смертных людей тем, что Сам открывал Себя последним через Откровение, которое зафиксировано в священных Книгах – Библии. И вот задача теолога- философа заключалась в том, чтобы раскрыть тайны, загадки библейских текстов и тем самым приблизиться к познанию высшей реальности. О возможности для ученого иметь свою точку зрения свидетельствует и решение проблемы о соотношении веры и знания, которая была одной из самых актуальных в теории познания на протяжении всего Средневековья. В начале формирования христианства открыто была провозглашена враждебность к знанию: разум объявлялся предрассудком античности, создающим неприятности «смиренным» христианам. Крылатой стала фраза теолога Тертуллиана (II-III вв.): «верую, потому что абсурдно». С этой точки зрения союз философии и религии был практически невозможен, рекомендовалась строгая вера в догмы последней, ибо постижение их невозможно. В IV в. более прозорливые теологи, в частности Августин Блаженный (345-430), выдвинули идею о тождестве веры и знания, при котором господствующее положение оставалось все-таки за откровением, а разуму отводилась подчиненная роль. Поэтому философия рассматривалась лишь как элемент теологии. Знаменитая формула Августина «верю, чтобы понимать» стала эмблемой начинающей утверждаться примерно с конца ХII в. рационалистической тенденции в философии средних веков. Впоследствии Фомой Аквинским (1225-1274) была предпринята попытка примирить оба взгляда на проблему связи разума и веры. Выдвинутая им идея их гармонии предполагала, что вера не только не противоречит разуму, но помогает в его познавательной деятельности. Откровение и интеллект, согласно утверждению Фомы Аквинского, не должны противоречить друг другу, ибо исходят их одной и той же основы – Божественного Разума, как первоисточника высших истин. В период упадка средневековой схоластики возникает так называемая теория «двух истин», согласно которой вера и разум оказываются двумя независимыми областями, различая между которыми столь радикальны, что никогда не могут быть преодолены. Для сторонников этой теории, Сигера Брабантского (ок. 1240-1281), Уильяма Оккама 33 (ок.1300-ок.1350), разграничение веры и разума является фактически требованием эмансипации философии, освобождения ее из-под контроля религии. 3.АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. Эпоха Возрождения – это эпоха зарождения капиталистических отношений, создания национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы, эпоха глубоких социальных конфликтов. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков капиталистического производства; развиваются богатейшие города-республики в Италии. Одно за другим следуют крупнейшие открытия: первые печатные книги; огнестрельное оружие; Колумб открывает Америку; Васко де Гама, обогнув Африку, нашел морской путь в Индию; Магеллан своим кругосветным путешествием доказывает шарообразность Земли; возникают география и картография как научные дисциплины; вводятся символические обозначения в математике; появляется научная анатомия и основы физиологии; возникает «ятрохимия», или медицинская химия, стремящаяся к познанию химических явлений в человеческом организме и к изучению лекарств; огромных успехов достигает астрономия. Но самое главное – была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения. Стремление к возрождению идеалов и ценностей классической древности, давшее наименование эпохе, определило решающее влияние наследия античности на формирование философских воззрений этого периода. Развитие философии в эпоху Возрождения определялось воздействием ряда факторов. Во-первых, влиянием передовой античной философской мысли (Сократ, Эпикур и др.). Во-вторых, взаимодействием с зарождавшейся в эту эпоху систематической наукой. И в – третьих, нараставшим влиянием утверждавшегося капиталистического строя на общественное сознание, культуру и мораль общества. Весьма важной характеристикой новой эпохи был антропоцентризм. Он представляет собой тип философствования, сутью которого является восприятие человека в качестве некоего центра мира, «венца» эволюции природы. Выражением такой мировоззренческой установки стал гуманизм – зародившееся в итальянских городах идейное течение, которое провозгласило человека высшей ценностью и целью общества и сформировавшее понятие личности. Дух гуманистического антропоцентризма пронизывал не только философию, но и всю культуру Возрождения, особенно литературу и изобразительное искусство. По сути дела, это была философско-художественная эпоха, где возобладал культ человека, его духовности и красоты, свободы и величия. Возрождение подчеркивало не только свободу человека, но и идею всестороннего (универсального) развития им своих задатков и способностей (сущностных сил), его творческого призвания в мире. К числу важнейших характеристик гуманистического антропоцентризма Возрождения можно отнести следующие положения. Во-первых, в эпоху Возрождения человек стал рассматриваться как творец самого себя и господин над окружающей его природной средой. Он автор, режиссер и актер своей собственной драмы, кузнец своей судьбы («фортуны») и счастья. Человек – это соперник Бога на земле, он титан, т.е. великое и всемогущее существо, богочеловек. Ему присуще 34 естественное (от рождения данное) право на полноту существования и способность устроить свою жизнь именно таким образом (Д.Алигьери, Фр.Петрарка, Э.Роттердамский). Во-вторых, утверждение культа красоты и духовности человека, его достоинства (П.д.Мирандолла, Д.Алигьери). В недрах философии и искусства сформировалось понятие личности, важнейшим проявлением которой стала считаться свобода выбора жизненного пути, включая и свободомыслие. Заметный вклад в ослабление позиции богословской доктрины и усиление позиции философии принадлежит религиозным движениям XV-XVII вв., прокатившимся по Европе. Мы упоминаем об этих течениях в силу того, что они ослабляли религиозную доктрину изнутри, тем самым понемногу освобождая пространство для философской трактовки мира. Имеет смысл очень кратко коснуться их характера и направленности. Первое, по размаху и влиянию, реформационное движение, серьезно ослабившее позиции римско-католической церкви в Германии, возглавил немецкий священник Мартин Лютер. Суть доктринальных расхождений Лютера с высшими иерархами церкви заключалась в глубоком убеждении, что верующий достигает «спасения души» не в силу выполнения различных церковных ритуалов, а благодаря только вере, получаемой человеком непосредственно от Бога. Канонизировав это положение, Лютер сделал закономерный вывод о резком снижении статуса церковного клира и существенном ограничении его роли в духовной жизни верующих. Только личной верой в Бога люди могут приобрести спасение. Лютеранство, которое окончательно сложилось после смерти его основателя в самостоятельное религиозно-общественное движение на половине Германии, отрицает сословие духовенства как наделенное благодатью посредника между Богом и человеком. Духовная власть, согласно Лютеру, ничем не должна отличаться от светской и должна быть подчинена государственным интересам. А это серьезно расширяло сферу распространения научных, в том числе философских, знаний. Другим разрушителем монолитности церковной доктрины в эпоху Возрождения стал французский священник Жан Кальвин (1509 – 1564). В доктринальном плане, Кальвин, в противоположность догматам римско-католической церкви, утверждал, что Христос предопределил события так, что все люди делятся на избранных и осужденных. Ни своей верой (а человек верит потому, что предопределен к этому Всевышним), ни своими земными делами человек не может что-либо изменить в своей судьбе после ухода из жизни. Избранным будет обеспечено спасение, а обреченным – вечные страдания. По существу, своим постулатом Кальвин как бы освобождал человека от необходимости при жизни заботиться о своем послежизненном спасении. Вместе с тем его доктрина призывала и даже обязывала верующих отдавать все свои силы трудовой деятельности. Не вера, а результаты трудовой деятельности, проявлявшиеся в богатстве, служили как бы косвенным признаком принадлежности людей к той части, которую Христос относит к числу избранных. По мнению М.Вебера протестантизм стимулировал формирование нового человека нового капиталистического общества: трудолюбивого, прилежного, законопослушного, свободного, индивидуально и активно верующего. Зарождение капитализма вызвало большой интерес философии к социально- политической проблематике, к теме государства (Н.Макиавелли и др). По убеждению Н.Макиавелли решающий стимул всех человеческих поступков – это интерес (преимущественно имущественный). Происхождение государства является естественным, а не божественным делом. Сам государь ради блага государства может 35 принимать любые решения (ложь, насилие, вероломство). В своих произведениях «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Князь», флорентийский философ приходит к убеждению, что именно право, юридическое мировоззрение людей, которое может воспитать только государство, а не церковь, создадут необходимый порядок в обществе. Со временем тезис об оправдании применения силы и хитрости в политике получил название макиавелизма. В этом явлении (отрыв политики от морали, т.е. аморализм) также проявил себя ранний капитализм с его духом прагматизма, грубой силы и вероломства в общественных отношениях. В это время сформировался утопический социализм, выдвинувший идеал нового и справедливого общества (коммунизм), где человек смог бы развиваться свободно, всесторонне и гармонично (Т.Мор, Т.Кампанелла). Таким образом, в эпоху Возрождения начал формироваться новый подход к осмыслению социальных процессов. Он базировался на естественных особенностях людей, их земных интересах, учитывал исторические условия существующего времени, ориентировался на общественные идеалы, рожденные культурой Ренессанса. Важнейший долг гражданина – это служение обществу, Отечеству. 4.НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. В рамках этой великой эпохи стала очевидной глубокая ломка сложившейся в средние века теологической картины мира (теоцентризма) Наибольший вклад в такой поворот внесла натурфилософия и естествознание Возрождения (Н.Кузанский, Д.Бруно, Н.Коперник). Однако позиции науки тогда еще не окрепли, и религия по-прежнему была весьма влиятельна. Своеобразной формой борьбы и компромисса между ними стал пантеизм («всебожие»), утверждавший идею растворенности Бога в природе и во всех ее вещах. «Бог внутри природы, а не вне ее» – этот тезис стал доминирующим в эпоху Возрождения. Обращенная к теме природы натурфилософия характерна для эпохи Возрождения. Это было обусловлено возникшими в то время очагами индустриального общества и активизацией материального производства в городах. Явный поворот к теме природы означал в такой же мере переход от догм теоцентризма и формирование новой картины мира, более рациональной и аргументированной. Венцом природы они считали человека, существо разумное, деятельное и могущественное. Природа – это Бог в вещах, а человек – это человекобог, призванный к универсальному творчеству. В это время стала высоко оцениваться активная деятельность человека как важнейший способ его существования в мире (в отличие от созерцания Космоса в античности и постижения Бога в эпоху средних веков). Деятельность рассматривалась как способ вторжения в природу, преобразования ее по законам самой природы и в соответствии с замыслом человека. В это время происходит формирование основ нового европейского мышления («коперникианский переворот»). Это проявилось в следующих концепциях и идеях: формирование гелиоцентрической картины мира взамен геоцентрической системы Аристотеля-Птолемея. (Н.Коперник, И.Кеплер, Дж.Бруно). Земля представлялась не центром Вселенной, она есть лишь одна из множества планет, вращающихся вокруг собственной оси и Солнца как центра мира. А сам мир это сложная машина, некий грандиозный часовой механизм. Он сотворен Богом в соответствии с мерой, числом и весом (И.Кеплер). 36 В своем учении о Космосе Д.Бруно пошел дальше Н.Кузанского и Н.Коперника. В отличие от них, Бруно полагал, что Солнце есть не абсолютный, а всего лишь относительный центр мира, в котором все мы существуем. Наблюдаемая граница звезд не является конечной границей мира, а Солнце – это не единственное светило во Вселенной. Окружающий человека мир многообразен и бесконечен. И Земля, и Солнце являются, по убеждению Бруно, всего лишь «рядовыми» небесными телами. Философ выдвинул идею о том, что земля и вода, воздух и огонь наверняка имеют место и на других планетах Солнечной системы и звездных телах. Идея бесконечного множества миров явилась одной из самых смелых в творчестве мыслителя. Формулировка идеи многообразия миров стала поводом для заточения Д.Бруно в тюрьму, где он много лет находился под следствием инквизиции. Тезис о множестве миров ставил под сомнение господствовавший в средние века религиозный догмат о единственности и завершенности этого земного мира, об особом месте Земли, Солнца и человека. Однако Д.Бруно все же не отступил от своей идеи и был публично сожжен 17 февраля 1600 года в Риме на площади Цветов как «нераскаявшийся, упорный и непреклонный еретик». Д.Бруно полагал не только одушевленность Космоса и многообразие миров в нем, но даже и населенность этих миров. Он считал возможным наличие в них различных форм жизни (в том числе и разумной), отличающихся от земной. Такой подход вступал в еще более острое противоречие с догматическим христианским вероучением, которое проповедовало идею одного-единственного мира, якобы сконцентрированного вокруг Земли и созданного Творцом для человека. Идеи натурфилософии включают: - Идея пантеизма, которая полагает, что Бог растворен в природе и придает ей единство и многообразие. (Дж.Бруно и др.) Он утверждал, что «природа есть Бог в вещах». Она имеет полную самостоятельность, активна и деятельна, а Бог придает ей гармоничное единство. - Идея наличия и борьбы в Мире противоположных начал. Мир есть совпадение и слияние противоположных начал: темного и светлого, конечного и бесконечного (Н.Кузанский). - Понимание истины как сложного процесса бесконечного углубления познания на пути к Богу – непостижимому и неисчерпаемому началу всего сущего. Каждое отдельное суждение является всего лишь малой частицей многогранной истины. (Н.Кузанский, Г.Галилей). - Разработка метода научного исследования (Г.Галилей): 1) наблюдение (чувственный опыт); 2) создание рабочей гипотезы (аксиомы); 3) вывод законов природы (математическое развитие); 4) опытная проверка сделанного открытия, как высший критерий правильности вывода. Г.Галилей считается основоположником научного естествознания. Значение творчества Галилея состояло прежде всего в стремлении объяснять природу и ее законы с позиций науки. Итальянский ученый сформулировал основные принципы механического материализма. Должно быть понятно, подчеркивал Галилей, что перед законами природы бессильны все – и князья, и императоры. Эти законы имеют принудительную силу для всех людей. Мир един, безграничен и открыт для познания. Сама 37 же истина не есть нечто застывшее, а представляет собой длительный и бесконечный интенсивный процесс углубления человеческой мысли в объект познания. Натурфилософия и наука эпохи Возрождения имели большое мировоззренческое и методологическое значение. Во-первых, в их рамках и с их помощью происходила ломка теоцентризма и переход к научной картине мира, постепенное освобождение философии от пут средневековой теологии. Формой такого перехода и стал пантеизм как своего рода компромисс между религией и наукой. Во-вторых, в эту эпоху были заложены технологические, социальные и духовные предпосылки для осуществления научной революции и формирования рационалистической картины мира, что произошло в ХVII веке и имело свое продолжение в последующем. Имена философов-естествоиспытателей эпохи Возрождения символизировали собой острую борьбу старого и нового, противоречивый и даже драматичный процесс становления науки и утверждения ее позиций в общественной жизни. 38 Для заметок 39 Для заметок |