Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА: ПРОБЛЕМА «ПОДЛИННОГО БЫТИЯ» И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА. К.ЯСПЕРС. Экзистенциализм

  • Л.И. Шестова

  • Г. Марсель

  • ЛЕКЦИЯ 8. МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ XX В.

  • 1.ФИЛОСОФСКО—РЕЛИГИОЗНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ПЕРСОНАЛИЗМ, НЕОТОМИЗМ, НЕОПРОТЕСТАНТИЗМ.

  • 2.ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА. Герменевтика – искусство и теория истолкования текста

  • Лекция философия, ее проблемы и специфика


    Скачать 0.84 Mb.
    НазваниеЛекция философия, ее проблемы и специфика
    Дата04.10.2022
    Размер0.84 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаFilosofiya_kurs lekciy_1.pdf
    ТипЛекция
    #713252
    страница13 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    развивающееся содержание научного знания. В методологии и философии науки они создали «историческую школу» и сформулировали вывод о том, что логика науки может быть только теорией ее развития. Кроме того, они обратили особое внимание на исследование социокультурных и личностно-мировоззренческих факторов в научном познании; в отличие от лозунга позитивистов «Наука сама себе философия!» считали, что философские утверждения органически входят в «тело» науки. Лакатос, например, рассматривал метафизику как существенную часть науки, которая участвует в формировании и смене научно-исследовательских программ для развития знания.
    Историческая динамика развивающегося знания получила разработку в фундаментальной работе Т.Куна «Структура научных революций», изданной в 1963 г. и затрагивающей наиболее актуальные проблемы методологии и истории науки, подчеркивающей роль метафизических (философских и мировоззренческих установок в развитии знания). Об участии метафизики в формировании и развитии знания писали также

    87 известные философы - «критический рационалист» К.Поппер и «методологический анархист» П.Фейерабенд.
    3.ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА: ПРОБЛЕМА «ПОДЛИННОГО
    БЫТИЯ» И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА. К.ЯСПЕРС.
    Экзистенциализм (лат. existentia – существование), или философия существования,
    - одно из главных направлений в философии ХХ столетия. Предшественниками экзистенциализма считают датского философа С. Кьеркегора, немецкого философа Ф.
    Ницше, а также Ф.М. Достоевского. В России идеи экзистенциализма содержатся в произведениях Л.И. Шестова (1866 – 1938) и Н.А. Бердяева (1874 – 1948). Наибольшее распространение экзистенциализм получил в Германии – М. Хайдеггер (1889 – 1976),
    К. Ясперс (1883 – 1969) и во Франции – Г. Марсель (1889 – 1973), Ж.П. Сартр (1905 –
    1980), А. Камю (1913 – 1960).
    Экзистенциализм – философия особого рода. Она подчеркнуто не претендует на научность и общезначимость, отрицает возможность целостного научного мировоззрения.
    Предметом философии является человек, его существование, бытие. Однако наука о человеке, по мнению экзистенциалистов, невозможна, поэтому философия представляет собой вненаучное, внетеоретическое рассмотрение человеческого бытия, интимные переживания отдельного индивида.
    А что такое человек? Вслед за Достоевским экзистенциалисты утверждают, что человек есть тайна, и философия должна заниматься не проблемами, а тайнами, она не дает решения каких-то вопросов, ведет поиски не в сфере рационального сознания, а в сфере эмоций, переживаний. Экзистенциализм – философия ярко выраженного иррационализма и антиинтелликтуализма.
    Изучение эмоций, переживаний, подсознательного ведут психология, психоанализ при помощи научных методов. По мнению экзистенциалистов, это дело бесполезное, ибо наука не только беспомощна, но и вредна. Истина есть зло, она делает более тяжелым человеческое существование. Мифы и иллюзии, напротив, помогают человеку жить.
    При всех разночтениях экзистенциализм имеет общие исходные принципы.
    Центральным положением этой философии является одинокий человек с его крайним
    индивидуализмом и раздвоенным сознанием. Экзистенциалистская философия выражает настроения определенных кругов интеллигенции, которая увидела в ней озабоченность проблемами культуры, путями ее развития в наш технократический век, увидела стремление объяснить причины неустроенности человеческой жизни, неустойчивого положения «простого человека» в обществе, выявила протест против нивелирования личности, невнимательности к ее страданиям, массовой гибели людей в войнах.
    Философию экзистенциализма часто считают «философией отчаяния или кризиса» по пессимистическому содержанию, а также, как ни странно, и «философией утешения», утверждая, что она может научить людей, стоящих на краю бездны, сохранить свободу и независимость в обстановке одиночества и страха.
    В центр своей философии экзистенциализм ставит отчуждение личности от общества. Его представители утверждают, что тот человек обладает достоинством, который сумел избавиться от общества.
    ДЛя этого, говорил еще Кьеркегор, следует забыть мир, являющийся иллюзией, и глубоко погрузиться в «подлинную» действительность, которой является наше Я.
    Мыслящий субъект создает «свой мир», сугубо личный, интимный, внутренний мир. Когда

    88 говорят о «существовании», то понимают совсем не то, что принято понимать под этим словом. Это не физическое объективное существование. У экзистенциалистов
    «существование» – чистая субъективность, «то, чем я являюсь для себя». Под «Я» они понимают непосредственное самосознание, вернее самочувствие. Субъект рассматривается как чувствующий, переживающий, стремящийся. Переживание субъектом своего «бытия в мире» и есть существование, экзистенция.
    Спасение человека в окружающем его кошмарном мире – только он сам, его неповторимая Самость (Selbst), или ядро таинственной и непознаваемой экзистенции.
    Человек должен сам спасти себя, прийти к своей свободе. Самость может реализоваться только в свободном решении и выборе человека.
    Карл Ясперс (1863 – 1969) не считал философию наукой о бытии или наукой о жизни, потому что наука имеет ограниченный предмет. А жизнь или бытие неограничены.
    Философия же дает человеку жизненные ориентиры. Главная цель философии состоит в том, чтобы помочь человеку понять, осознать свое место в мире, понять важность любви, достичь свободы и научиться быть самим собой.
    Уход от «суетливой» действительности к «подлинному» существованию, к свободе непосредственно осуществляется в так называемых «предельных ситуациях» или
    «пограничных ситуациях». Предельная ситуация – это необычайное психическое напряжение, позволяющее непосредственно, интуитивно постичь подлинную действительность. Такой ситуацией могут быть страдание, вина, борьба, страх и важнейшая из них – смерть. К.Ясперс считал пограничную ситуацию формой разрушения человеческого бытия, тем пределом, который направляет бытие на само себя, когда экзистенция сталкивается с преградой, о которую она разбивается, «последний страх», из которого нет выхода.
    Это ситуации особого рода, которые «отрезвляют» человека, побуждают к пониманию своего подлинного призвания, отвлекают от однообразной и быстротечной суеты будней. К постижению экзистенции побуждает, например, столкновение со смертью.
    Смерть, - говорит Ясперс, - касается каждого и служит пограничной ситуацией в той степени, в какой она открывает ограниченность нашего быта, входит в нашу жизнь. Смерть оказывается пробным камнем, с помощью которого можно определить, Что в жизни экзистенциально, а что нет.
    Осознание пограничной ситуации ставит перед человеком вопрос о том, что же ему делать перед лицом этого абсолютного крушения, столкновение с которым рано или поздно неизбежно. Где обрести опору и смысл жизни? Ясперовский рецепт спасения – в проблеме превращения неподлинного бытия в подлинное, где главный вопрос – вопрос о
    коммуникации.
    Суть коммуникации, отражающей специфичность ясперского экзистенциализма, состоит в том, что отдельный человек сам по себе не может стать человеком и что сознание действительно лишь в коммуникации с другим самобытием. «Один я погружаюсь в заточение, - пишет Ясперс, - только вместе с другими в движении к взаимному сближению могу я открыться». Ясперс считает, что экзистенциальная коммуникация обретается человеком только в результате предварительного сосредоточения человека на самом себе.
    Человек не может стать самим собой, обрести себя, не вступив в общение с другими, однако он также не может вступить в это экзистенциальное общение, не побыв в одиночестве с самим собой. Внутреннее раскрытие себя другому, стремление понять другого в его внутренней жизни сопряжено с риском, поскольку каждый раскрывает свои слабости. Но на этой почве воссоздается подлинное бытие человека – его экзистенция.

    89
    Человек может преодолеть кризис и, придя к познанию себя, «самобытию», увидеть действительные связи бытия и свою судьбу. «Я есть, пока я выбираю», - такова позиция
    К.Ясперса. Это и означает стать свободным. Надо иметь веру в свою родину, чтить народные традиции, любить свой народ и других людей, избегать насилия в любых формах.
    Философская вера делает нас солидарными с другими людьми в их борьбе за свою свободу, права, за свое духовное развитие.
    Мы должны быть благодарными. А это значит идти не за толпой, а за гениями человечества, стремиться к «коммуникации», т.е. понимать, слышать других людей и быть в свою очередь услышанными ими.

    90
    Для заметок

    91
    Для заметок

    92
    ЛЕКЦИЯ 8. МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ XX В.
    1.Философско-религиозное направление: персонализм, неотомизм, неопротестантизм.
    2.Философская герменевтика.
    3.Философия психоанализа: З.Фрейд, К.-Г.Юнг.
    4.Постмодернизм в философии и культуре: основные идеи.
    Основные понятия темы: протестантизм, католицизм, интерпретация, герменевтический круг, понимание, психоанализ, эдипов комплекс, структура личности, сублимация, Эрос, Танатос, бессознательное, архетипы, психотерапия, антисциентизм, деконструкция.
    1.ФИЛОСОФСКО—РЕЛИГИОЗНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
    ПЕРСОНАЛИЗМ, НЕОТОМИЗМ, НЕОПРОТЕСТАНТИЗМ.
    Под определение религиозной философии обычно попадают такие философские школы, как персонализм (П.Шиллинг, Э.Мунье, Д.Райт и др.), христианский эволюционизм
    (Тейяр де Шарден), неопротестантизм (ЭЖ.Трельч, А.Харнак, П.Тиллих, р.Бультман и т.д.) неотомизм (Ж.Маритен, Э.Жильсон, Р.Гвардини, А.Швейцер и пр.).
    Религиозная философия уже по определению сопрягает все проблемы с учением о
    Боге, как совершенном бытии, абсолютной реальности, чья свободная воля прослеживается в истории и в культуре.
    Центральная проблема современной религиозной философии – проблема человека.
    Как относится человек к Богу? Какова миссия человека в истории, в чем смысл бытия человека, смысл скорби, зла, смерти – явлений, которые, несмотря на прогресс, так широко распространены?
    Неотомизм.
    Это направление в современной мировой философии одно из самых значительных в западном мире (Западная Европа, Америка, некоторые станы Африки и др.). Это объясняется тем, что за неотомизмом стоит мощный социальный институт – римско- католическая церковь.
    Неотомизм возник в конце XIX в. и имеет сегодня широкое распространение как философская модель мышления людей, живущих в странах, где господствует католическая церковь. Энцикликой (посланием) папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм был объявлен единственно истинной философией, соответствующей христианскму учению.
    Международным центром неотомизма является Высший институт философии в Бельгии и папская католическая академия в Риме.
    Основу неотомизма составляет философия средневекового схоласта Фомы
    Аквинского (ХIII в.) (См. подробнее лекцию №3). Главные принципы его философии сохранились без изменения: это идея гармонического единства Веры и знания, религии и науки, признания ценностей двух истин – истины разума и истины веры, и мысль о превалировании теологии над философией. Наряду с философским обоснованием бытия
    Бога, доказательств различных религиозных догм, рассмотрения «чистого бытия» как некого духовного первоначала, неотомизм занимается толкованием современных естественно-научных теорий и социальной практики. Неотомизм по преимуществу

    93 обсуждает ситуацию «образованного человека», живущего в условиях современной
    «индустриальной и научной культуры».
    Папа Иоанн Павел II в одной из своих энциклик (посланий) наметил путь обновления современной религиозной философии как уход от абстрактных учений о человеке и обращение к изучению «целостной динамики жизни и цивилизации». Человеку надо показать вечные ценности и ценности вновь появившиеся, помочь их правильно понять и синтезировать. Такой подход к задачам философии сделал религиозно- философские доктрины популярными в ХХ в.
    Ведущая проблема томизма – Доказательство бытия Бога и понимания места Его в
    Мире – была дополнена неотомистами проблемой бытия человека. В результате произошло смещение акцента на проблемы человека, был создан новый его образ, который творит свой культурно-исторический мир, побуждаемый к этому божественным творцом. Человек в понимании неотомистов – основной элемент бытия, через него проходит история, ведущая к высшему состоянию развития общества – «граду божьему». История имеет смысл и назначение. Общество может прийти к состоянию, непохожему на все известные. То будет общество, основанное на высших религиозно-нравственных ценностях.
    Бог в неотомизме постигается как бесконечная, вечная, несотворенная, современная личностная реальность. Следуя за Фомой Аквинским, неотомисты рассматривают бытие в двух аспектах – как сущность – это мир божественный и как существование – мир земной, несовершенный, но имеющий возможность стремления к совершенству.
    Вся натурфилософия неотомизма основана на рассмотрении диалектики
    (взаимодействии) формы и содержания, понимаемой в духе учения Аристотеля: материя – пассивна, а форма – активна, и только через форму материя приобретает свою определенность, конкретность и жизненность.
    В теории познания неотомисты обращаются к различным формам познания: чувственному познанию, рациональному познанию и интуиции. Именно в чувственном восприятии возможно обнаружение трансцендентного (божественного) и субъективного.
    Человеческий интеллект должен согласовываться с божественными истинами. Наука открывает лишь внешние связи явлений и событий, тогда как конечные причины относятся к Богу. По Маритену гармония в человеческом познании достается посредством интеллекций, - сверхрациональным, интуитивным озарением. Эта интуиция лежит в основе творчества, какую бы форму оно ни принимало: познания, создания произведений искусства или морального выбора. Это – сфера субъективности человека, и именно в этой сфере осуществляется для Маритена связь человека с Богом.
    Вопросы культуры, культурного творчества человека – в центре внимания философии неотомизма. Для представителей этой философии очень важно присутствие в ней христианских ценностей.
    В творении культуры мобилизуются все возможности человека – его разум, нравственные устои, интуиция. Человек реализуется в этом процессе. Маритен очерчивает цели культурного творчества. Это – освоение природы и завоевание автономии для человека; совершенствование знания, искусства, морали; наконец, стремление к полной реализации личности. Человека может это осуществить, но не один, а в единении с Богом, с трансцендентным. Создавая культурные ценности, человек воплощает в них основы божественного бытия – Истину, Красоту, Благо, и в этом – совершенствуется сам, становясь личностью. Только личность обладает свободой. Свобода – атрибут личности. Сущность свободы – отмечает Жильсон, - совпадает с сущностью личности. Свобода понимается неотомистами как свободы выбора и как свободы от внешнего принуждения.

    94
    Будущее европейской культуры Ж. Маритен связывает с интегральным
    гуманизмом, общий смысл которого – единение христианских и гуманистических начал в истории.
    Основной предмет исследования в персонализме – творческая субъективность человека. Объяснить ее можно только через ее причастность к Богу. Человек всегда личность, Персона. Его суть – в его душе, которая фокусирует в себе космическую энергию.
    Душа самосознательна, самонаправляется. Люди живут разобщенно и впадают в крайность эгоизма. Другая крайность – коллективизм, где личность нивелируется, растворяется в массе. Персоналистский подход позволяет уйти от названных крайностей, выявить истинную сущность человека и возродить его индивидуальность. Путь к индивидуальности лежит через понимание себя как неповторимой уникальной субъективности. История и общество развиваются через личность человека. Основные проблемы персонализма – это вопросы свободы и нравственного воспитания человека. Если личность стремится к Богу, или, Что то же самое, к добру и совершенству, она находится на правильном пути.
    Моральное самосовершенствование, правильное нравственное и религиозное воспитание ведут к обществу гармоничных личностей. Личность становится персоной в процессе коммуникации, активного диалога с другими людьми. Отсюда важность коммуникации как
    «вовлечение» людей в преобразование мира.
    Основные вопросы неопротестантских философов – о познаваемости Бога и своеобразия христианской веры. Но познание Бога связано с познанием себя. Поэтому учение о Боге выступает в форме учения о человеке. Он может существовать как
    «подлинный» – верующий, и «неподлинный» – неверующий человек. Неверующий человек находится в «видимом мире», его жизнь тревожна, проникнута страхом. Вывести из состояния страха и тревоги может только религия. Она оставляет человека наедине с
    Богом, и тем самым приобщает его к высшему миру. Важная задача нео-протестантизма – создать теологию культуры, которая бы с позиции религии объясняла все явления жизни.
    Бог не над миром, не вне мира, и не в частном бытии человека, а в мире как его первооснова и глубина. Изучение культуры и истории показывают нам Бога как первооснову всего существующего
    Религиозная философия остается одной из важных составляющих формирования современного мировоззрения, поддержания гуманистических тенденций в современной культуре и укрепления нравственности и духовности в отношениях между людьми.
    2.ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА.
    Герменевтика – искусство и теория истолкования текста. Начала герменевтики восходят к античности. Одним из первых произведений, непосредственно связанных с рассмотрением герменевтической проблематики, принято считать сочинение Аристотеля
    «Об истолковании». С возникновением христианства искусство и теория истолкования на долгое время стали рассматриваться как инструмент правильного понимания Библии.
    Христианские богословы первых веков христианской эры («отцы церкви») выделили в священном тексте несколько смысловых уровней. За первым, т.е. буквальным смыслом, они стремились обнаружить более глубокий, духовный смысл библейского послания. Тем самым они обратили внимание на то, что текст может иметь сложную, многозначную структуру. С течением времени герменевтика приобрела общекультурное и философское звучание.

    95
    В начале XIX века философ и протестантский теолог Ф. Шлейермахер (1768 – 1834) значительно расширил понятие герменевтики, рассматривая возможность ее применения не только к Библии, но и к другим текстам. Для Шлейермахера герменевтика стала способом понимания характера и психологии текста автора.
    Важный этап в дальнейшем расширении сферы приложимости герменевтики связан с именем философа В. Дильтея, который связал с герменевтикой обширную область знания, занятую изучением культуры и истории, – «науки о духе».
    Дильтей полагал, что воссоздать прошедшее можно лишь при условии правильной интерпретации текста источников, а для этого важно понять психологию автора, его мотивы, менталитет, образ жизни и мысли. Исследователь не в состоянии адекватно воспроизвести прошлые факты, если не сможет принять во внимание психологию создателя документа.
    Со времени Дильтея герменевтика тесно связывается с комплексом наук о человеке и обществе. Она стала рассматриваться в качестве одного из важнейших
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта