Главная страница
Навигация по странице:

  • Серѐна Кьеркегора

  • 2.ПОЗИТИВИЗМ, НЕОПОЗИТИВИЗМ, ПОСТПОЗИТИВИЗМ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАУКИ И ФИЛОСОФИИ (МЕТАФИЗИКИ).

  • Схема эволюции форм позитивизма I форма: Позитивизм

  • Неопозитивизм

  • Постпозитивизм

  • Лекция философия, ее проблемы и специфика


    Скачать 0.84 Mb.
    НазваниеЛекция философия, ее проблемы и специфика
    Дата04.10.2022
    Размер0.84 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаFilosofiya_kurs lekciy_1.pdf
    ТипЛекция
    #713252
    страница12 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    теряется в них, забывая свою индивидуальность, свою волю и остается только в качестве чистого зеркала мира, вещей, объектов, ландшафта и т.д. Погруженная в такое созерцание личность
    – это уже не индивид, а чистый, безвольный, безболезненный, вневременный субъект познания. Шопенгауэр отмечал, что воля как тайная сила живой природы открывается лишь гениальным творцам произведений искусства. По убеждению философа, только они способны с помощью чистого созерцания и огромной силы фантазии познать вечные идеи и выразить их в поэзии и музыке, в изобразительном искусстве. Вот почему особое место в искусстве должна занимать музыка как непосредственное обнаружение и выражение
    «мировой воли».
    Но обыкновенный человек совершенно не способен к сколько-нибудь продолжительному созерцанию такого рода, он замечает вещи лишь постольку, поскольку они имеют отношение к его воле, и ему остается довольствоваться или неудовлетворенными желаниями или, в случае их удовлетворения, скукой. Правда, у каждого человека есть три высшие блага жизни – здоровье, молодость и свобода. Пока они у нас есть, мы не осознаем и не проникаемся их ценностью, а осознаем только тогда, когда их уже утратим, ибо они, по Шопенгауэру, только отрицательные величины.
    Основные идеи философии Шопенгауэра становятся все более популярными уже в самом конце его жизни, к нему приходит известность, появляются ученики, выходят другие книги. Мир менялся, и люди начали замечать, что имеют дело не с чудаковатым философом, а с мудрецом и пророком.
    Тема воли как сущности и начала мира более подробно была развита немецким философом Фридрихом Ницше (1844-1900 гг.) в ряде работ («Веселая наука», «Так говорил
    Заратустра», «Антихристианин»), написанных нередко в форме афоризмов и мифологических повествований. Этот мыслитель также явился одним из основателей
    «философии жизни» как альтернативы традиционным рационалистическим учениям
    Нового времени. Он рассматривал жизнь как вечное движение и становление, созидание и самовыражение человека в различных формах культуры. По Ницше, окружающий человека мир – это поток жизни, бесконечная и безбрежная река событий и изменений. Нет бытия – подчеркивал философ – а есть лишь вечное становление. Эта жизнь недоступна ни чувственному, ни рациональному познанию и постигается лишь интуитивно, в результате непосредственных переживаний.
    В истории философии Ницше известен как автор концепции волюнтаризма.
    Центральным в творчестве мыслителя выступает понятие «воля к власти». При его осмыслении немецкий философ опирался на учение А.Шопенгауэра и закон Ч.Дарвина о борьбе живых существ за свое существование в природе. Основным законом мироздания является, по убеждению Ницше, неисчерпаемая воля к власти, к влиянию и господству. Он действует и в растительном, и в животном мирах. Воля к власти – это как бы «душа» мира, укорененная в его глубинных недрах. Мир – это арена борьбы за власть, за превосходство над другими. Властолюбие органично присуще также и всем людям, хотя и в разной

    82 степени. Подлинным бытием человека является лишь постоянное движение и становление, неустанное творчество. Всякое действие человека есть, по мнению философа, «род властолюбия». Цель человека – это биологическое выживание и укрепление воли к власти.
    Стремление к власти является неизменной внутренней сущностью человека. В силу этого он всегда непредсказуем в своих действиях, он – нигилист, свободно отрицающий существующий порядок вещей и предрассудки общества. Человек свободен и поэтому всегда непредсказуем.
    В дальнейших своих работах Ницше проводит следующую основную идею: человек в полной мере еще не возник, еще не вырвался из животного состояния, об этом свидетельствуют соперничество людей друг с другом, их бесконечные войны, их конкуренция между собой, их бестолковые и бессмысленные устремления. Только в отдельных индивидах природа достигла подлинно человеческого состояния: это философы, художники и святые.
    Однако они встречаются чрезвычайно редко, зато всюду и везде господствует масса людишек серых, обезличенных, неспособных ни на какой поступок, никогда не рисковавших ничем прежде всего собственной жизнью и, следовательно, ничего в этой жизни не добившихся. У этого стада одно основополагающее чувство – чувство злобной зависти ко всему яркому, талантливому, удачливому. Они говорят, что призваны приносить пользу и служить себе подобным. Так как каждый служит другому, ни у кого нет призвания жить ради себя самого. Если цель всякого в другом, то общее существование не имеет цели, это «существование друг для друга» – самая комичная из комедий. Человек должен, по
    Ницше, заниматься своим делом – воспитывать в себе философа, художника или святого, и если каждый будет заниматься своим делом – тогда будет общий прогресс.
    Идеальным образцом для Ницше был сверхчеловек, освободившийся от слабых сторон своей природы. Идея сверхчеловека как «смысла земли» явилась своеобразной реакцией немецкого философа на догматическое христианство, которое, по убеждению
    Ницше, сделало человека слабым, покорным и униженным. Все лучшее в человеке – писал философ – было погублено христианством. Оно всегда было на стороне слабых, оно настойчиво культивировало в людях слабость и убивало в них силу, воспитывало чувство страха. По убеждению Ницше, христианство есть «порча» и несмываемое «позорное пятно» на теле человечества. Оно разрушило высший тип человека с его естественной волей к власти. Следовательно, человечество деградирует: сильные погибают, а остаются лишь слабые, бессильные. «…Больше силы, больше власти! – призывал немецкий философ. – Да здравствует личность, способная встать по ту сторону добра и зла и возвыситься над слабыми и больными».
    «Пусть гибнут слабые и уродливые» – первая заповедь «человеколюбия» Ф.Ницше.
    «Что хорошо?» – Все, от чего возрастает в человеке чувство силы, воля к власти, могущество.
    «Что дурно?» – Все, что идет от слабости.
    «Что счастье?» – Чувство возрастающей силы, власти, чувство, что преодолено новое препятствие» («Антихристианин»).
    Идея «сверхчеловека» оказалась естественной для исторических условий своего времени (конец XIX века) с присущими им бездуховностью и распадом морали, упадком и даже катастрофой человека. Именно эти обстоятельства подпитывали учение Ф.Ницше о воле к власти и сверхчеловеке. Знаменитое ницшеанское выражение: «Бог умер» – зафиксировало глубокий кризис крайне рационализированных и оптимистических концепций человека и истории, которые вступили в резкое несоответствие с практикой

    83 эпохи индустриального общества (конец XIX – начало ХХ вв.). Требовалось оживить человека, и это стремление выразилось в идее сверхчеловека как антипода слабого человека. В этом смысле идея сверхчеловека есть, конечно же, нигилизм (отрицание, противопоставление), но все же восстанавливающий человека и потому это оправданный нигилизм. «Обретение свободы через индивидуальное творчество» – таков, пожалуй, основной смысл ницшеанской идеи. «От рабства – к свободе через волю к творчеству» – призыв немецкого философа к человеку. «Смерть Бога» должна побуждать человека энергично проделать этот путь.
    Философия Ф.Ницше весьма многослойна и неоднозначна, чему способствует и метафоричный стиль ее изложения. Неудивительно, что и истолковывалась она по-разному.
    Так, в прежней советской философии ницшеанство всегда относилось к числу идейных источников фашизма и характеризовалось как «антидемократическая идеология», которой присущи волюнтаризм и аморальные идеи. Но, по-видимому, крайние оценки творчества
    Ф.Ницше всегда будут необъективными. На самом деле его взгляды представляют собой вполне естественное выражение духа разлома исторических эпох, тревожное предчувствие грядущих социальных катастроф и бездны падения человечества, его духовной деградации и распада. Дело ведь не в Ницше самом, а в кризисе культуры и ее институтов, что стало достаточно очевидным к концу прошлого столетия. Наступил ХХ век, и грехопадение человеческого рода стало еще более масштабным и разнообразным.
    Такая же судьба как и А.Шопенгауэра – непонимание и полное неприятие со стороны современников – постигла великого датского философа Серѐна Кьеркегора
    (1813-1855).
    Его считают одним из основоположников экзистенциализма (философии существования), направление которого сложилось уже в ХХ в. Сам Кьеркегор выступает страстным сторонником откровенного раскрытия и анализа нашего человеческого существования.
    В своих работах «Или – или» («Наслаждение и долг») и «Болезнь к смерти» он говорит о трех стадиях развития личности – эстетической, этической и религиозной.
    Эти три стадии представляют не этапы в развитии, а различные установки, или способы бытия.
    Эстетическая стадия характеризуется тем, что все переживается с отдаленной и потворствующей желаниям перспективы, т.е. человек остается пассивным наблюдателем, как это бывает при восприятии произведений искусства. Мы наблюдаем трагедию и комедию жизни, но реально в них не участвуем.
    Эстетическая жизнь – это жизнь непосредственная, когда человек живет минутой, не задумываясь о смысле своего существования, о последствиях, живет прежде всего чувственными удовольствиями (эстетическими, физическими и т.п.). Ложная беззаботность, ложное довольство жизнью – все это больше похоже на состояние животного, в крайнем случае, ребенка.
    Непосредственный человек никогда не приходит к сознанию того, что он есть дух, никогда не замечает и не ощущает в глубине существования Бога. Люди непосредственной жизни больше ценят не духовную, а свою физическую природу.
    Однако человек, живущий внешней непосредственной жизнью, постоянно испытывает чувство тревоги, дисгармонии, страха перед чем-то неизвестным. Это его человеческая природа выдвигает перед ним требование – быть духовным. Человек должен выбрать: оставаться ему в своем поверхностном бездумном существовании, по мере возможности получая эстетическое наслаждение от жизни, или выбрать собственную

    84 природу, стать человекам нравственным. Путь к этому уровню существования лежит через
    отчаяние как напряжение всех душевных сил человека.
    Напряжение всех душевных сил человека открывает человеку для него самого этическую стадию, стадию ответственности, долга, поиска смысла жизни, ее изменения и улучшения.
    Однако этическое существование, к которому человек приходит через отчаяние, не является высшим уровнем развития человека. Этический человек считает, что в мире господствуют необходимость и долг, которым надо повиноваться. Человек должен вступить в борьбу против бессмысленной, отвратительной, тупой и глупой необходимости, например, необходимости смерти. У человека, считает Кьеркегор, долга вообще нет, есть только долг по отношению к самому себе, у каждого свой. Долг быть самим собой, обрести себя.
    Когда человек на третьей стадии прорывается к вере, то приобретает новые возможности, веру в то, что для Бога все возможно. Бог может даже сделать бывшее небывшим. Вообще вся философия Кьеркегора – это отчаянная борьба за возможность.
    Если есть Бог, то возможно возникновение такого мира, где бы Сократ не выпил чашу с ядом, где бы Христа не распяли на кресте, где любой человек смог бы выполнить свое человеческое предназначение. Эта вера открывается человеку, дошедшему до края, когда для него не остается никакой другой человеческой возможности. Только тот, чье существо так глубоко потрясено, что он становится духом и понимает, что все возможно, только тот подходит к Богу.
    2.ПОЗИТИВИЗМ, НЕОПОЗИТИВИЗМ, ПОСТПОЗИТИВИЗМ.
    ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАУКИ И ФИЛОСОФИИ (МЕТАФИЗИКИ).
    Позитивизм и его исторические формы относятся к сциентистскому (научному) направлению, абсолютизирующему роль науки, логико-математического знания, языка и умаляющему роль философии (метафизики) в развитии научного знания. Название этого направления пошло от слов «позитивная наука», т.е. естественная наука. Позитивизм в основном отвергал мировоззренческую и методологическую функции философии, поскольку философские понятия якобы лишены своей познавательной ценности из-за их предельной абстрактности и оторванности от эмпирической основы. Философские положения будто бы не имеют смысла и бесполезны, т.к. они не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты.
    Схема эволюции форм позитивизма
    I форма: Позитивизм – 30-40 гг. XIX в.
    Представители: О.Конт, Г.Спенсер, Д.Милль.
    II форма: Махизм или эмпириокритицизм – конец XIX – нач. ХХ вв.
    Представители: Э.Мах, Р.Авенариус.
    III форма: Неопозитивизм – 20-70-е гг. ХХ в.
    I этап: логический атомизм (позитивизм) – 20-50-е гг.
    Представители: Л.Витгенштейн, Р.Карнап, Б.Рассел.
    II этап: лингвистический позитивизм, аналитическая философия
    Представители: Д.Мур, Л.Витгенштейн, П.Стросон и др.
    IV форма: Постпозитивизм – с 70-х гг. – по наст. время.
    Представители: К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд.

    85
    Позитивизм.
    Термин «позитивизм» был введен основателем этого течения французским философом О.Контом (1798-1857), выступившим с идеей о неспособности «метафизики», т.е. традиционной философии, основанной на умозрительном, отвлеченном типе построения знаний, ответить на вопросы, поставленные развитием науки. Все положительные знания могут быть получены, согласно Конту, эмпирическими науками, опирающимися на опыт, поэтому философия с ее претензиями на исследование реальности не имеет своего предмета. Наукам предписывалась задача по сбору и описанию положительных (позитивных) фактов, а не объяснение причин. Считалось, что нужды в философской методологии не существует, что любая наука сама по себе есть философия.
    Махизм.
    В конце XIX в. возникает вторая форма позитивизма – махизм, связанный с научным кризисом в физике. Этот кризис был порожден рядом крупных открытий (открытие электрона, давление света, явление радиоактивности, позже – теория относительности и др.), которые привели к крушению старых представлений о строении материи и к отказу некоторых ученых от материализма и их приходу к субъективному идеализму. Они утверждали, что человек воспринимает мир исключительно сквозь призму ощущений. Мир таков, каким мы его ощущаем. Картина мира есть, следовательно, не что иное, как комплекс
    ощущений. Даже традиционное философское понятие «материя» не имеет познавательной ценности, поскольку оно непосредственно не дано в опыте, в отличие от конкретных вещей.
    Познание мира представляет собой, с точки зрения Маха, описание ощущений и основано на принципе «экономии мышления», т.е. приспособления мысли к имеющемуся комплексу ощущений. Описание – это основной принцип науки, заявлял Мах. Философия
    (метафизика) имеет дело с «мнимыми» проблемами и поэтому значения не имеет.
    Неопозитивизм представляет собой третий этап в развитии позитивизма.
    Первоначально он проявил себя в 20-х гг. ХХ в. в рамках философского семинара в
    Венском университете («Венский кружок»), объединившего группу философов и представителей специальных наук. Неопозитивисты (Л.Витгенштейн, Р.Карнап, Б.Рассел и др.) попытались растворить философию в науке, полагая, что у философии нет собственного предмета исследования, а ее положения недоказуемы. Лишь строгое научное знание обладает статусом истинности, поскольку оно может быть подвергнуто
    верификации (проверка на достоверность). Истина – это совпадение высказываний с непосредственным опытом действительности. Однако многие научные знания (например, факты прошлого) неверифицируемы и поэтому наука не может опираться лишь на непосредственный (эмпирический) опыт.
    Объявляя войну философии, неопозитивисты утверждают, что она занимается бесплодным делом, выясняя, что такое материя, пространство, время, якобы существующие вне нас. Надо отбросить эти «метафизические» фикции и брать мир таким, каким он существует в представлениях и понятиях ученых. При этом важно отметить, что эти понятия рассматриваются не как отражение объективной реальности, а как системы мыслительных конструкций, создаваемых умом ученых по определенным логическим законам. Стало быть, мир – это система научных фраз и терминов. Философия же
    должна дать методы их анализа, отделить научно-осмысленные предложения от
    бессмысленных, «метафихических», устранить последние. (Надо помнить, что под словом «метафизика» понимается философия вообще). С «метафизическим туманом»,

    86 говорят неопозитивисты, необходимо вести постоянную борьбу, посредством логического анализа очищать теорию познания от метафизических проблем.
    Логические позитивисты еще более сузили предмет философии, считая ее только логикой науки, а затем свели философию к анализу «языка» науки, а Карнап – даже к
    «синтаксису языка науки».
    Лингвистический позитивизм – еще одна разновидность неопозитивизма – понимает философию как аналитическую деятельность по прояснению языка, но уже не научного, а обыденного. Представители этой философии видят задачу «философа-аналитика» в исследовании фактического употребления естественного разговорного языка с тем, чтобы устранить недоразумения, возникающие вследствие его неправильного использования.
    Они в духе неопозитивизма считают традиционные проблемы философии псевдопроблемами. Философия, с их точки зрения, не имеет связи с наукой и не может выполнять мировоззренческих функций.
    Неопозитивизм – это в основном абсолютизация логико-математических и лингвистических средств и способов анализа знания, субъективизм в онтологии, лишение философии ее мировоззренческого и методологического статуса. Сужение предмета философии доведено было до того, что стало трудно отличать философию от психотерапии или языкознания.
    Неопозитивизм, отрицая объективное содержание науки, порождал неуверенность в ее ценности. Поэтому к середине ХХ в. авторитет неопозитивизма в западной философии заметно снизился. Такие ученые, как М.Планк, П.Ланжевен, вели борьбу с неопозитивизмом в защиту объективной целостности науки. Другие творцы современной физики, такие, как А.Эйнштейн, Н.Борн, В.Гейзенберг, Л. де Бройль, несмотря на различие своих философских воззрений, также стали придерживаться антипозитивистской точки зрения по вопросам познания в физической науке. А.Эйнштейн, например, подчеркивал, что физики в своих теориях имеют дело с природой, которая существует независимо от познающего ума.
    В 60-70 гг. нашего века развивается постпозитивизм. Этим термином обозначают различные концепции, возникшие после неопозитивизма, сохранившие с ним тесную связь, но выступившие с критикой его положений. Исследования постпозитивистов перемещаются с анализа языка науки и построения абстрактных логических моделей сложившегося знания к проблемам его изменения, истории возникновения, развития и смены научных теорий. Значительное внимание уделяется методологическим проблемам.
    Постпозитивисты поставили перед собой задачу выявить формы и методы, позволяющие раскрыть
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта