Главная страница

Юридическая этика. А.С. Кобликов. Лекция I. Мораль и этика основные понятия 2 Лекция II. Категории этики 9


Скачать 0.79 Mb.
НазваниеЛекция I. Мораль и этика основные понятия 2 Лекция II. Категории этики 9
Дата29.09.2018
Размер0.79 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЮридическая этика. А.С. Кобликов.doc
ТипЛекция
#51904
страница2 из 30
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

§ 2. Мораль и право


Соотношение морали и права — один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Ему посвящен ряд специальных работ. Мы коснемся здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных для рассмотрения последующих вопросов.

Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспе­чивает подчинение деятельности людей единым общесоциаль­ным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.

Мораль и право — необходимые, взаимосвязанные и взаи­мопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчине­ния людей определенным правилам.

Мораль и право выполняют единую социальную функ­цию — регулирование поведения людей в обществе. Они пред­ставляют сложные системы, включающие общественное созна­ние (моральное и правовое); общественные отношения (нрав­ственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

Нормативность — свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулиро­вания во многом совпадают. Но регулирование их осуществля­ется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений «с необходимостью опре­деляет общность правовой и моральной систем».

Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззре­ний и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, «мо­ральная сторона и моральные заповеди... не могут быть предме­том положительного законодательства»2. Законодательство не может декретировать нравственность.

Мораль и право каждой общественно-экономической фор­мации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, об­щеобязательны; они охватывают все стороны общественных от­ношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права.

Мораль и право — составные части духовной культуры чело­вечества.

При однотипности морали и права в определенном общест­ве между этими социальными регуляторами существуют важ­ные различия. Право и мораль различаются: 1) по объекту ре­гулирования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).

Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь челове­ка. Более того, оно призвано создавать гарантии против подоб­ного вторжения. Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).

Способ правового регулирования — правовой акт, создавае­мый государственной властью, реально складывающиеся пра­воотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, об­щепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.

Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощре­ние или осуждение, в том числе и государственное принужде­ние, юридические санкции. В морали действуют только духов­ные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки че­ловека, его совесть.

§ 3. Этика — учение о морали


Если термин «мораль» латинского происхождения, то «эти­ка» происходит от древнегреческого слова «этос» — местопре­бывание, совместное жилище. В IV в. до н. э. Аристотель обо­значил прилагательным «этический» класс человеческих добро­детелей — добродетелей характера в отличие от добродетелей разума — дианоэтических. Аристотель образовал новое сущест­вительное ethica(этика) для обозначения науки, которая изуча­ет добродетели. Таким образом, этика как наука существует свыше 20 веков.

В современном понимании этика — философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедея­тельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление обществен­ной жизни, то зтика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и разви­тия, место в системе других общественных отношений, теоре­тически обосновывает определенную моральную систему.

Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, науче­ния его добродетели, рассматривалась и рассматривается (рели­гиозными идеологами) как призыв человека к исполнению бо­жественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; ха­рактеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании «нового человека» — бескорыстного строителя абсолютно справедливого обществен­ного порядка и т. д.

В отечественных публикациях современного периода преоб­ладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нрав­ственную этику — учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться.

В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиоло­гию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, иссле­дующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологиче­ском и историческом аспектах; генеалогию морали, историче­скую этику, социологию морали, профессиональную этику.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизи­рует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, ко­торые в максимальной степени отвечают историческим потреб­ностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономиче­скому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гу­манизма и справедливости.

Лекция II. Категории этики



Категории этики — это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

Категории этики — не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в созна­нии каждого человека, сознании любого общества, социаль­ной группы.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наибо­лее важные в теоретическом и практическом отношении кате­гории:

добро и зло,

благо,

справедливость,

долг,

совесть,

ответственность,

достоинство и честь.

К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


написать администратору сайта