Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция V. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания 50 Лекция VI. Этика предварительного следствия 61

  • Лекция X. Нравственные качества юриста 114 Лекция I. М

  • Юридическая этика. А.С. Кобликов. Лекция I. Мораль и этика основные понятия 2 Лекция II. Категории этики 9


    Скачать 0.79 Mb.
    НазваниеЛекция I. Мораль и этика основные понятия 2 Лекция II. Категории этики 9
    Дата29.09.2018
    Размер0.79 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЮридическая этика. А.С. Кобликов.doc
    ТипЛекция
    #51904
    страница1 из 30
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

    Содержание


    Лекция I. Мораль и этика: основные понятия 2

    Лекция II. Категории этики 9

    Лекция III. Юридическая этика - вид профессиональной этики 17

    Лекция IV. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности 25

    Лекция V. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания 50

    Лекция VI. Этика предварительного следствия 61

    Лекция VII. Нравственные начала осуществления правосудия 79

    Лекция VIII. Этика судебных прений 95

    Лекция IX. Культура процессуальной деятельности 104

    Лекция X. Нравственные качества юриста 114

    Лекция I. Мораль и этика: основные понятия




    § 1. Мораль, ее функции и структура



    Мораль (от лат. moralisнравственный; mores— нравы) яв­ляется одним из способов нормативного регулирования поведе­ния человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в ко­торых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

    Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о до­бре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недос­тойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

    Особенностью морали является то, что она регулирует пове­дение и сознание людей во всех сферах жизни (производствен­ная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие от­ношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

    Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватыва­ют всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотноше­ний, создаваемые в длительном процессе исторического разви­тия общества.

    Всякий поступок, поведение человека может иметь разнооб­разное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценива­ют по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспро­изводятся в обществе силой традиции, властью общепризнан­ной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

    Ответственность в морали имеет духовный, идеальный ха­рактер (осуждение или одобрение поступков), выступает в фор­ме моральных оценок, которые человек должен осознать, внут­ренне принять и сообразно с этим направлять и корректиро­вать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.

    Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущност­ных потребностей человека, но определяется уровнем общест­венного и индивидуального сознания. Наряду с другими фор­мами регулирования поведения людей в обществе мораль слу­жит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчи­ненную определенным социальным законам.

    Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятив­ную, воспитательную, познавательную, оценочно-императив­ную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции. Первосте­пенный интерес для юристов представляют такие функции мо­рали, как регулятивная и воспитательная.

    Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общест­ва. При этом активное воздействие морали на общественные отношения, осуществляется через индивидуальное поведение.

    Воспитательная функция морали состоит в том, что она уча­ствует в формировании человеческой личности, ее самосозна­ния. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

    Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как дейст­вующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятель­ность человека — нравственную деятельность.

    Нравственное сознание является одним из элементов мора­ли, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторо­ну. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве, их долга. Нравственное созна­ние дает оценку разным явлениям социальной действительно­сти (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оцен­ка выражается в одобрении или осуждении, похвале или пори­цании, симпатии или неприязни, любви или ненависти. Нрав­ственное сознание — форма общественного сознания и одно­временно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, свя­занная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

    Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственно­му) сознанию.

    Выступая против отождествления нравственности и нравст­венного сознания, М. С. Строгович писал: «Нравственное соз­нание — это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достой­ном и недостойном поведении, а нравственность — это дейст­вующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения»2.

    Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они разли­чаются по содержанию, форме, способу социальной связи меж­ду субъектами. Их содержание определяется тем, по отноше­нию к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной професси­ей; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях че­ловек в конечном счете оказывается в системе моральных отно­шений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одно­временно он и объект моральных обязанностей для других, по­скольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

    Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда,, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостой­ного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются мо­ральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Мо­ральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

    Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

    Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется чело­век, их специфически нравственные мотивы: желание совер­шить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

    В структуре морали принято различать образующие ее эле­менты. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

    Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим лю­дям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

    Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, т. е. присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отлича­ются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, право­вых, эстетических), по способу регулирования поступков лю­дей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при опре­деленных условиях.

    В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди од­нотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня ро­ждения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, при­вычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного обще­принятого порядка, а находят идейное обоснование в представ­лениях человека о должном или недолжном поведении как во­обще, так и в конкретной жизненной ситуации.

    В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены ре­альные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., дейст­вующие в обществе.

    Выполнение нравственных норм обеспечивается авторите­том и силой общественного мнения, сознанием субъекта о дос­тойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

    Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санк­ции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведе­ния человека, в направленном духовном воздействии. Они оз­начают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

    Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). На­пример, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тя­жести на основании воинских уставов последует соответствую­щая реакция.

    Моральные нормы могут выражаться как в негативной, за­прещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированные в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

    Моральные принципы — одна из форм выражения нравст­венных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, ка­сающиеся нравственной сущности человека, характера взаи­моотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

    Если моральная норма предписывает, какие конкретно по­ступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направ­ление деятельности.

    К числу моральных принципов относятся такие общие нача­ла нравственности, как гуманизм — признание человека выс­шей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближне­му; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выра­жающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм — сознательное стремление со­действовать общему благу; отказ от индивидуализма — проти­вопоставления индивида обществу, всякой социальности и эго­изма — предпочтения собственных интересов интересам всех других.

    Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные прин­ципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных тре­бований. Таковы, например, сознательность и противополож­ные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравст­венность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

    Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования вы­ражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высо­кие моральные качества.

    Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практиче­ской деятельности созерцание истины, то Кант характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, «божественного человека внутри нас», с которым мы сравнива­ем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические те­чения, философы.

    Нравственный идеал, принятый человеком, указывает ко­нечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспи­тания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

    Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требо­ваниях высшей справедливости, гуманизма.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


    написать администратору сайта