Главная страница

Юридическая этика. А.С. Кобликов. Лекция I. Мораль и этика основные понятия 2 Лекция II. Категории этики 9


Скачать 0.79 Mb.
НазваниеЛекция I. Мораль и этика основные понятия 2 Лекция II. Категории этики 9
Дата29.09.2018
Размер0.79 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЮридическая этика. А.С. Кобликов.doc
ТипЛекция
#51904
страница5 из 30
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

§ 4. Совесть


Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть — самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть — категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутрен­нюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, высту­пающее как долг и ответственность перед самим собой1.

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность. Люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия «чистая совесть», «нечистая совесть», «уснувшая совесть», «совестливый чело­век», «бессовестный», «угрызения совести» и т. п.

Роль совести особенно важна, когда человек находится пе­ред моральным выбором, а внешний контроль со стороны об­щественного мнения или исключается, или затруднен.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные функции, сталкивается со многими коллизиями, оказывает­ся перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокри­тично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддер­живать престиж своей профессии и личности.

§ 5. Ответственность


Ответственность — категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требо­ваний, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемому с позиций возможностей личности.

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек вы­полнять предписанные ему нравственные обязанности; пра­вильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.

Ответственность — обязанность и необходимость давать от­ чет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные следствия.

Ответственность — в целом философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретиче­ские обоснования уголовной ответственности, принципа лич­ной и виновной ответственности.

§ 6. Достоинство и честь


Достоинство — категория этики, означающая особое мо­ральное отношение человека к самому себе и отношение к не­му со стороны общества, окружающих, основанное на призна­нии ценности человека как личности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает опреде­ленного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство — выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения лич­ности. Достоинство обязывает совершать нравственные по­ступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нрав­ственности.

В то же время достоинство личности требует от других ува­жения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к не­му со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общест­ва, способности его обеспечить практическое утверждение не­отчуждаемых прав человека, признание самоценности лично­сти.

Понятие достоинства личности опирается на принцип ра­венства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное поло­жение он занимает. Достоинство человека — одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны обще­ства, окружающих, когда моральная ценность личности связы-"ва'ётся с моральными заслугами человека, с его конкретным об­щественным положением, родом деятельности и признаваемы­ми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя).

Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.

Исторически честь в моральном сознании общества появи­лась в виде представлений о родовой и сословной чести, пред­писывающей человеку определенный образ жизни, деятельно­сти, поведения, не унижающий достоинства сословия, к кото­рому он принадлежит.

Таковы были представления об офицерской чести в услови­ях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в от­ношении действий, которые затрагивати или могли затронуть честь офицера и дворянина.

В России, как и в других европейских странах, способом решения вопросов чести являлась дуэль. Запрещенная строжайшими указами Петра I еще в 1702 г., дуэль тем не менее существовала и до манифе­ста Екатерины II 1787 г. и позже. Приказ по военному ведомству от 20 мая 1884 г. по существу узаконил дуэль в армии. (Установленная в армии процедура, предшествовавшая офицерской дуэли, описана А. И. Куприным в повести «Поединок».) В спорах по поводу допустимо­сти или недопустимости дуэли в обществе не все юристы выступали на стороне ее противников. Так, известный криминалист Спасович утвер­ждал, что «обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать са­мым дорогим своим благом — жизнью — за вещи, которые с материа­листической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, роди­ну и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступиться».

Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать ре­путацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.

Репутация — мнение о нравственном облике человека, сло­жившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы скла­дывается на основании поведения принадлежащих к ней инди­видуумов в течение достаточно длительного периода их дея­тельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

Кодекс чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 г., обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что мог­ло бы причинить ущерб репутации.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


написать администратору сайта