Главная страница
Навигация по странице:

  • § 2. Нравственные принципы и нормы в материальном праве

  • Юридическая этика. А.С. Кобликов. Лекция I. Мораль и этика основные понятия 2 Лекция II. Категории этики 9


    Скачать 0.79 Mb.
    НазваниеЛекция I. Мораль и этика основные понятия 2 Лекция II. Категории этики 9
    Дата29.09.2018
    Размер0.79 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЮридическая этика. А.С. Кобликов.doc
    ТипЛекция
    #51904
    страница9 из 30
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   30

    § 1. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности


    Правосудие как вид государственной деятельности, призванной обеспечить справедливость в отношении тех, чьи права и интересы оно затрагивает, базируется на правовых и нравственных началах. Законность и нравственность в правосудии, в деятельности правоохранительных органов находятся в неразрывном единстве. Правосудие, не связанное законом, не отвечающее требованиям права, вообще немыслимо. Правосудие — суд по праву, справедливости. Но сам закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам. Формальное применение закона вопреки требованиям справедливости извращает саму идею правосудия.

    Единство законности и нравственности находит свое воплощение в законодательстве о правосудии, его основных началах, принятых мировым сообществом, а также в конституционном национальном законодательстве.

    Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря I 1948 г., содержит ряд принципиальных требований к организации правосудия, которые с полным основанием можно отнести к числу общечеловеческих правовых ценностей. Одновременной они воплощают и нравственные требования, общепризнанные нравственные ценности, отражают важнейшие этические категории. Гуманизм, справедливость, защита достоинства человека характеризуют нормы этого важнейшего документа ООН.

    Статья 1 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

    В ст. 7 говорится, что все люди равны перед законом и име­ют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

    Статья 5 запрещает подвергать кого бы то ни было пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинст­во обращению и наказанию.

    Статья 11 провозглашает презумпцию невиновности, прин­цип гласности судебного разбирательства с обеспечением всех возможностей для защиты.

    Статья 12 гласит, что никто не может подвергаться произ­вольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, про­извольным посягательствам на неприкосновенность его жили­ща, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

    В ст. 29 определяется, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ог­раничениям, какие установлены законом исключительно в це­лях обеспечения должного признания и уважения прав и сво­бод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократи­ческом обществе.

    Приведенные, а также и другие положения Всеобщей декла­рации прав человека в юридической форме закрепляют нравственные начала права, служат воплощению и защите нравствен­ных ценностей.

    Другой важнейший документ ООН — Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. вос­производит, развивает и конкретизирует положения Всеобщей декларации прав человека, в том числе и относящиеся к облас­ти прав в сфере правосудия.

    Для уголовного процесса существенное значение имеют по­ложения Пакта о процессуальных гарантиях личности.

    Статья 9 Пакта провозглашает право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность и запрещает произволь­ный арест или содержание под стражей. Каждому арестованно­му сообщается о причине его ареста и в срочном порядке сооб­щается любое предъявляемое ему обвинение. Каждое аресто­ванное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье (или к другому должно­стному лицу, которому принадлежит по закону право осуществ­лять судебную власть) и имеет право на судебное разбиратель­ство в течение разумного срока или на освобождение. Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ста­виться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора. Каж­дому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы суд мог безотлагательно вынести постановление от­носительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно. Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, име­ет право на компенсацию, обладающую исковой силой.

    Приведенные нормы, предоставляя каждому человеку гаран­тии против произвольного стеснения свободы и личной непри­косновенности, делают судебную власть гарантом неприкосно­венности личности.

    Статья 10 Пакта обязывает гуманно обращаться со всеми лицами, лишенными свободы, и уважать их достоинство, при­сущее человеческой личности.

    Статья 14 провозглашает равенство всех лиц перед судами и трибуналами. Она устанавливает право каждого при рассмотре­нии любого предъявляемого ему уголовного обвинения на спра­ведливое и публичное разбирательство его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основа­нии закона. Ограничения гласности судебного разбирательства могут иметь место, в частности, по соображениям морали или когда того требуют интересы частной жизни сторон. Однако любое судебное постановление по уголовному или гражданско­му делу должно быть публичным, «за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми».

    В ст. 14 Пакта содержатся формулировка презумпции неви­новности, а также перечень процессуальных гарантий, которые, как минимум, должны предоставляться каждому обвиняемому в преступлении на основе полного равенства. К их числу относят­ся, в частности, право знать характер и основания предъявляе­мого обвинения, о чем лицо должно уведомляться «в срочном порядке и подробно» на языке, который оно понимает; быть су­димым без неоправданной задержки; иметь достаточное время и возможности для подготовки своей зашиты и сноситься с вы­бранным им самим защитником; быть судимым в его присутст­вии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены; не быть принуждаемым к даче показаний против себя самого или к признанию себя виновным; пользоваться бес­платной помощью переводчика; при отсутствии достаточных средств пользоваться безвозмездно помощью защитника. Каж­дый осужденный за какое-либо преступление имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоя­щей судебной инстанцией согласно закону. Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны.

    Статья 15 Пакта устанавливает принцип уголовного права — «нет преступления без закона» — nullumcrimen— и положение об обратной силе уголовного закона, смягчающего ответствен­ность, а ст. 17 воспроизводит ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, цитированную выше.

    Международный пакт о гражданских и политических пра­вах, таким образом, развивая идеи гуманизма и справедливости применительно к производству по уголовным делам, устанав­ливает конкретные процессуальные гарантии личности, кото­рые, как минимум, должны быть воплощены в национальном законодательстве членов мирового сообщества.

    В конституционном законодательстве всех государств при регулировании основ организации и деятельности судебной власти гуманные идеи нормативных актов мирового сообщест­ва, отражающие общечеловеческие нравственно-правовые цен­ности, находят более или менее полное воплощение. Именно конституционное законодательство, как правило, формулирует принципы правосудия и правоохранительной деятельности.

    Конституция Российской Федерации 1993 г. содержит развер­нутую систему норм, создающих гарантии прав личности, включая гарантии справедливого правосудия, которые отража­ют общечеловеческие правовые и нравственные ценности.

    Одна из ключевых статей Конституции РФ — ст. 2, помещен­ная в главе первой, где определяются основы конституционного строя, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод че­ловека и гражданина — обязанность государства». Здесь мы име­ем дело с формулировкой принципа гуманизма, выраженной в праве на высшем, конституционном уровне. Эта конституцион­ная норма, воспроизводящая этический принцип, обязывает прежде всего последовательно реализовать идею гуманизма во всем законодательстве, начиная с самой Конституции. Гума­низм, человеколюбие должны пронизывать все отрасли права России. Все, что не соответствует признанию человека высшей ценностью, должно быть устранено из отраслевого законода­тельства, какую бы область общественной жизни оно ни регули­ровало. Гуманизм — ведущий принцип правоприменительной деятельности. Государство, его органы обязаны признавать, со­блюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

    Правосудие, деятельность судебной власти должны соответ­ствовать принципу гуманизма. Процессуальное законодательст­во призвано создавать такой порядок судопроизводства, кото­рый обеспечивал бы защиту человека от правонарушений, в том числе от преступлений, восстановление нарушенных прав, охрану чести, достоинства, репутации честных людей. В то же время и те, кто подозревается или обвиняется в правонаруше­ниях, преступлениях, должны быть ограждены от необоснован­ных обвинений и тем более необоснованного осуждения. Их свободы, права и законные интересы должны быть ограждены должным образом от необоснованного стеснения или наруше­ния, их человеческое достоинство не должно унижаться.

    Статья 7 Конституции характеризует гуманистическую сущ­ность Российской Федерации как социального государства, по­литика которого направлена на создание условий, обеспечи­вающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Гуманизм права и правопорядка в России ярко выражает Лекция вторая Конституции — «Права и свободы человека и гра­жданина». Статья 17 Конституции фиксирует, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы чело­века и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституци­ей. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и при­надлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц. Статья 18 Кон­ституции устанавливает, что права и свободы человека и граж­данина являются непосредственно действующими. Они опреде­ляют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного само­управления. Права и свободы обеспечиваются правосудием.

    Регулируя начала правосудия, Конституция РФ фиксирует их демократическое содержание, отражая требования справед­ливости и гуманности.

    Важнейшая этическая категория — категория справедливо­сти означает прежде всего требование равенства между людьми. Статья 19 Конституции провозглашает: «Все равны перед зако­ном и судом». Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, националь­ности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убежде­ний, принадлежности к общественным объединениям и других , обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    В ряде конституционных норм гарантируется охрана жизни, чести, достоинства человека, личная неприкосновенность, не­прикосновенность жилища, охрана частной жизни — важней­ших благ, защита которых предусматривается документами ми­рового сообщества. При этом во многих случаях их гарантом является судебная власть.

    Статья 20 Конституции устанавливает: каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанав­ливаться федеральным законом в качестве исключительной ме­ры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

    В марте 1997 г. Государственная Дума РФ отклонила проект закона о моратории на исполнение смертной казни в России. Недавно пред­ставитель России в Совете Европы подписал протокол Европейской конвенции об отмене смертной казни. Но окончательное решение должна принять Государственная Дума.

    Статья 21 Конституции посвящена охране достоинства чело­века. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или уни­жающему человеческое достоинство* обращению или наказа­нию. Статья 23 устанавливает право каждого на защиту чести и достоинства.

    В соответствии со ст. 22 Конституции каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

    Право каждого на неприкосновенность частной жизни, лич­ную и семейную тайну устанавливает ст. 23 Конституции, а ст. 24 запрещает сбор, хранение, использование и распростра­нение информации о частной жизни лица без его согласия.

    Статья 23 Конституции устанавливает право каждого на тай­ну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграф­ных или иных сообщений. Ограничение этого права допускает­ся только на основании судебного решения.

    Статья 25 Конституции гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживаю­щих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федераль­ным законом, или на основании судебного решения».

    Лекция седьмая Конституции РФ устанавливает демократиче­ские принципы организации и деятельности судебной власти: осу­ществление правосудия только судом; независимость судей и под­чинение их только Конституции РФ и закону; несменяемость су­дей; неприкосновенность судей; гласность суда; состязательность. Статья 32 Конституции установила право граждан РФ участвовать в отправлении правосудия, а ст. 123 предусмотрела возможность ведения судопроизводства с участием присяжных заседателей.

    Конституция РФ 1993 г., расширив круг прав и свобод чело­века, восприняв важнейшие положения международно-право­вых актов, воплощающих общепризнанные нравственно-право­вые ценности, и усилив судебные гарантии личности, основных человеческих благ, существенно усовершенствовала основы российского права, его нравственный потенциал.
    § 2. Нравственные принципы и нормы в материальном праве

    При производстве по уголовным делам суд, органы следст­вия, дознания, прокуратуры применяют нормы различных от­раслей права. Однако по любому уголовному делу центральное место занимает применение уголовного права. Поэтому целесо­образно рассмотреть нравственную характеристику уголовного права, причем лишь некоторых его институтов, так как этиче­ские основы и содержание уголовного права в целом требуют углубленного и развернутого самостоятельного научного иссле­дования.

    Уголовное право служит задаче охраны человека и общества от общественно опасных деяний, определяя, что является пре­ступлением, устанавливая уголовные наказания и правила их применения к лицам, виновным в преступлении. История уго­ловного права в прошлом — история кровавых, мучительных, унижающих человека наказаний. Двигаясь по пути прогресса, человечество постепенно избавляется от смертной казни и гу­манизирует уголовное право;

    Уголовный кодекс РФ 1996 г. относит к числу принципов, на которых основывается Кодекс, законность, равенство граж­дан перед законом, принцип вины, справедливость и гуманизм. Принципы уголовного права выражают основополагающие идеи, в соответствии с которыми создается и функционирует эта отрасль права.

    Итак, к числу принципов уголовного права России относят­ся принципы гуманизма и справедливости, отражающие корен­ные требования этики.

    В уголовном праве принципиальное значение имеет опреде­ление понятия преступления, а одну из сложных и важных для общества проблем составляет криминализация и декриминали­зация тех или иных деяний. При решении этой проблемы мы наблюдаем неразрывную связь уголовного права и нравствен­ности.

    Преступление, посягающее на права и свободы человека, на интересы общества, представляет собой нарушение не только правовых, но и нравственных .норм. Поэтому отнесение тех или иных деяний к числу преступлений, установление за них уго­ловной ответственности опирается на их нравственное осужде­ние обществом, признание их злом в общественном сознании. «В принципе всякое деяние, прежде чем стать преступлением в глазах населения, во всяком случае подавляющей его части, рассматривается как безнравственное. В тех случаях, когда за­конодатель устанавливает уголовную ответственность за то или иное деяние, не осуждаемое нравственностью, создание соот­ветствующего уголовного закона является ошибочным или преждевременным».

    С другой стороны, исключение из числа преступлений тех или иных деяний, противоречащих общественной нравственности, глубоко безнравственных, должно производиться осмотри­тельно с учетом последствий как правового, так и нравственно­го характера.

    Вопрос о включении признака аморальности в само понятие преступления, определяемое законом, вызвал дискуссию между учеными. Так, А. А. Пионтковский считал, что «хотя всякое преступление в нашем обществе есть одновременно не только действие противоправное, но и аморальное, этот последний признак нет необходимости специально вводить в определение понятия преступления, так как понятие противоправности дея­ния тем самым предполагает его противоречие коммунистиче­ской морали». А. А. Герцензон же полагал, что в определении понятия преступления должна быть отражена отрицательная морально-политическая оценка. И. И. Карпец поддерживал позицию А. А. Герцензона и считал, что «элемент этический должен быть выделен в определении преступления».

    Как видим, никто из специалистов в области уголовного права не отрицает того, что преступление — деяние не только противоправное, но и аморальное. Вряд ли последователен взгляд тех, кто признает аморальность любого преступления и одновременно возражает против включения признака амораль­ности в законодательное определение понятия преступления.

    Признак аморальности, моральной осуждаемости деяния ха­рактеризует каждый состав преступления, все без исключения преступления аморальны.

    Тем не менее ст. 14 УК РФ 1996 г. в определение понятия преступления признак аморальности не включила.

    В российском уголовном праве с момента принятия в 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных рес­публик не применяется аналогия закона. До этого в соответст­вии с УК РСФСР 1926 г. (ст. 16) допускалось наказание за об­щественно опасные действия, не предусмотренные УК, «при­менительно к тем статьям Кодекса, которые предусматривают наиболее сходные по роду преступления». Наличие возможно­сти применения уголовного закона по аналогии открывает путь к произволу, а это с этической точки зрения безнравственно. Государство присваивает себе право наказывать человека за действие или бездействие, которое уголовным законом не за­прещено, в момент его совершения было не наказуемо, во вся­ком случае в уголовном прядке. Если в ряде других отраслей /права аналогия допустима и может быть нравственно оправда­на, то в уголовном праве, где речь идет о признании человека преступником и его уголовном наказании, применение анало­гии несправедливо.

    Вслед за международно-правовыми нормами ст. 54 Консти­туции России в настоящее время устанавливает гуманный принцип уголовного права nullumcrimensinepoena, nullapoenasinelege— «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонару­шением». Если после совершения правонарушения ответствен­ность за него устранена или смягчена, применяется новый за­кон. При этом закон, устанавливающий или отягчающий ответ­ственность, обратной силы не имеет.

    Последнее положение, крайне важное именно для уголовно­го права, обусловлено нравственно теми же причинами, что и отказ от аналогии. Человек, наказываемый за действия, кото­рые при их совершении не считались преступными, становится жертвой произвола, объектом расправы.

    Целый комплекс нравственных проблем связан с уголовным наказанием. Среди них заслуживают внимания прежде всего цели наказания. Исторически цели и нравственное обоснова­ние уголовного наказания получали разную трактовку. Объяс­нения природы и цели наказания давали различные теории: теория возмездия, теория устрашения, теория целесообразно­сти, теория психологического принуждения, теория заглажения вреда и т. п.1

    Признание целью уголовного наказания устрашение, воз­никшее, видимо, вместе с уголовным правом и бытующее до настоящего времени в обыденном общественном сознании, влечет за собой ужесточение уголовной ответственности, дегу­манизацию уголовного права. Опыт средневековых государств с их поражающей воображение изобретательностью в мучи­тельстве человека, разнообразии видов смертной казни и предшествовавших ей пыток свидетельствует о том, что нака­зание, целью которого является устрашение, не только антигуманно, но и не достигает целей, которые преследует законода­тель.

    Наказание как возмездие рассматривал еще Аристотель, ко­торый писал, что «люди стараются воздать за зло злом, и если подобное воздаяние невозможно, то такое состояние считается рабством»1. Кант также считал наказание возмездием и, как многие другие, поддерживал идею тачиона. Возмездие есть от­плата, кара за причиненное зло. Принятие идеи наказания как возмездия при всех ее модификациях приводит логически к признанию талиона. Талион был свойствен далекому прошло­му, когда возмездие за преступление должно было по силе точ­но равняться причиненному злу («око за око, зуб за зуб»). При­знание возмездия в качестве цели наказания влечет за собой признание того, что наиболее эффективны самые строгие нака­зания, и необходимость реанимации идеи талиона, несовмести­мой с представлениями о правопорядке в современном цивили­зованном обществе.

    Разработка нового уголовного законодательства актуализи­ровала проблему нравственного обоснования системы уголов­ных наказаний. Здесь наибольшие сложности вызывает оправ­дание сохранения института смертной казни в национальном законодательстве. Не вдаваясь в аргументы активных против­ников и сторонников смертной казни, отметим лишь, что смертная казнь представляет собой убийство человека по воле государства на основании решения других людей, которым до­веряется судебная власть. Смертная казнь, никогда не может быть гуманной. Но в то же время в конкретных обстоятельствах при наличии законных оснований она может считаться в отно­шении отдельного человека справедливым наказанием. При этом надо иметь в виду, что судебная ошибка здесь непоправи­ма: судебное убийство — самая крайняя и жестокая несправед­ливость в отношении человека, которую может допустить госу­дарство.

    Система уголовных наказаний в России подверглась измене­ниям и, надо полагать, претерпит новые серьезные преобразо­вания. Важно, чтобы эти изменения не вели к ужесточению системы наказаний, а сами наказания не унижали человеческое достоинство осужденных.

    Анализ нравственной стороны других институтов уголовного права, связанных с наказанием, потребовал бы многих исследований. Здесь уместно лишь отметить, что статьи УК, опреде­ляющие общие начала назначения наказания, предусматривают индивидуализацию уголовной ответственности как проявление справедливости в ее распределительном аспекте: лицу, совер­шившему преступление, должно быть назначено справедливое наказание.

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   30


    написать администратору сайта