Главная страница

Юридическая этика. А.С. Кобликов. Лекция I. Мораль и этика основные понятия 2 Лекция II. Категории этики 9


Скачать 0.79 Mb.
НазваниеЛекция I. Мораль и этика основные понятия 2 Лекция II. Категории этики 9
Дата29.09.2018
Размер0.79 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЮридическая этика. А.С. Кобликов.doc
ТипЛекция
#51904
страница6 из 30
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

§ 7. Гуманизм как этический принцип


Гуманизм (от лат. humanus— человечный) — принцип миро­воззрения, в TOiM числе нравственности, означающий призна­ние человека высшей ценностью, веру в человека, его способ­ность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, на­слаждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности.

Философ Иммануил Кант, обосновывая свою теорию нрав­ственности, в которой мораль рассматривалась как область должного, сформулировал гуманистическое в своей сущности требование, названное категорическим императивом. Категори­ческий императив (безусловное повеление) Канта в одной из формулировок гласит: «поступай так, чтобы ты всегда относил­ся к человечеству и в своём"лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству».

Категорический императив провозглашает важнейшее гу­манное положение, означающее, что всякий человек заслужи­вает отношения к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу.

Идею категорического императива Канта поддерживали многие мыслители, в том числе в России. Однако ее реализа­ция в жизни, что отмечал и сам Кант, в полном объеме неосу­ществима.

Картину общества, живущего не в соответствии с идеалами Канта, обрисовал Пушкин в главе второй «Евгения Онегина»: ...Все предрассудки истребя, Мы почитаем всех нулями, А единицами — себя. Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно; Нам чувство дико и смешно.

Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное нравственное требование, получившее название «золотое пра­вило». Оно формулируется в позитивной форме «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступа­ли по отношению к тебе» или же в негативной форме «не по­ступай...» и т. д. В русской пословице оно получило такую интерпретацию: «Чего в других не любишь, того не делай сам».

«Золотое правило» содержит гуманистическую идею равен­ства всех людей. Оно означает право и обязанность личности брать на себя ответственность за свои поступки, способствует выработке стремления ставить себя на место другого.

Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практи­ческой деятельности по его применению.

Лекция III. Юридическая этика - вид профессиональной этики




§ 1. Понятие и виды профессиональной этики



Среди отраслей этической науки выделяют профессиональ­ную этику.

Термин «профессиональная этика» обычно употребляется для обозначения отрасли не столько этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной про­фессии. Таковы, к примеру, клятва Гиппократа, Кодекс чести судьи Российской Федерации.

Профессиональная этика обусловлена особенностями неко­торых профессий, корпоративными интересами, профессио­нальной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфи­ческие традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для про­фессий, субъектом которых является человек. Там, где предста­вители определенной профессии в силу ее специфики находят­ся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические «нравственные кодексы» людей этих профес­сий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи.

Существование нравственных кодексов определенных про­фессий — свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах нё способствовать смерти пациента. Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег," заботиться о моральном "доверии общества к учителю. Этика ученого включает требова­ние бескорыстного служения истине, терпимости к другим тео­риям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследова­ний. Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь. Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, этика ра­ботников телевидения, сферы обслуживания и т. д.

Осенью 1997 г. Постоянная палата по государственной информаци­онной политике Политического консультативного совета обсуждала проблемы профессиональной журналистской этики и приняла заявле­ние, адресованное российским журналистам. В заявлении отмечены негативные процессы, связанные с деятельностью средств массовой информации (интенсивная монополизация прессы, концентрация СМИ в руках отдельных лиц и финансовых гигантов, распространение прак­тики погони за дешевыми сенсациями, превратного истолкования фак­тов, недостойных способов получения информации и др.). Палата об­ратилась к руководителям средств массовой информации с просьбой не принимать к публикации материалы, которые так или иначе проти­воречат нравственным нормам.

Таким образом, профессиональная этика — это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определеннойпрофессии. П. Котов высказывает иное мнение, считая, что следует различать понятия «профессиональная мораль (нравст­венность)» и «профессиональная этика», понимая под послед­ней лишь раздел этической науки.

Профессиональная этика - это совокупность .правил пове­дения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений", обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в раз­личных видах деятельности.

Профессиональная этика распространяется на те социаль­ные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высо­кие нравственные требования.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


написать администратору сайта