Главная страница

Юридическая этика. А.С. Кобликов. Лекция I. Мораль и этика основные понятия 2 Лекция II. Категории этики 9


Скачать 0.79 Mb.
НазваниеЛекция I. Мораль и этика основные понятия 2 Лекция II. Категории этики 9
Дата29.09.2018
Размер0.79 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЮридическая этика. А.С. Кобликов.doc
ТипЛекция
#51904
страница3 из 30
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

§ 1. Добро и зло


Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее по­ложительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от без­нравственного, противостоящего злу.

Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: «Представления о добре и зле так силь­но менялись от народа к народу, от века к веку, что часто пря­мо противоречили одно другому»1.

Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра доста­точно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

Зло — категория этики, по своему содержанию противопо­ложная добру, обобщенно выражающая представление о без­нравственном, противоречащем требованиям морали, заслужи­вающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика от­рицательных моральных качеств.

Моральное зло следует отличать от социального зла (проти­воположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно — проявление воли определенного лица, группы лиц, со­циального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрица­тельные поступки людей.

Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло — фатальная неизбежность человеческого сущест­вования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей под­линной природы. Марксисты связывают зло с антагонистиче­ским устройством общества.

Понятия добра и зла, как и другие нравственные категории, всегда занимали умы.

Вот о чем спорили образованные молодые люди начала прошлого века (Онегин и Ленский во второй главе «Евгения Онегина» А. С. Пуш­кина).

Меж ними все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду,

Все подвергалось их суду.

С категорией добра связано и такое понятие, как доброде­тель — устойчивые положительные качества личности, указы­вающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок.

Добродетельный человек не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, по­ступая в соответствии с ними (добродеять — делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически из­менялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными ка­чествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедли­вость. Христианская вера в эпоху Средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).

При всей изменчивости взглядов в разное время и в различ­ных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескоры­стие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно.

Вот как описан в послесловии к роману Э. М. Ремарка «Тени в раю» (М., 1972. С. 428—429) своеобразный нравственный кодекс положи­тельных героев. «Будь добр и мужествен; свято выполняй долг челове­ческого братства и солидарности, не проходи безучастно мимо чужого горя; терпящему бедствие приди на помощь даже в ущерб себе; будь верен в любви и дружбе, непримирим к подлости и беспощаден к него­дяям; совершив достойный поступок, не пыжься и не гордись, не про­износи громких фраз и благородных сентенций; будь равнодушен к бо­гатству, власти, карьере и другим рычагам личного возвышения; не унижайся и не унижай, блюди честь и достоинство».

Добродетели иногда связывают с определенным социальным положением личности. Так, можно говорить о воинских добро­детелях. А. В. Суворов в наставлении И. О. Курису писал: «1. Добродетель, замыкающаяся в честности, которая одна тверда. Она: в сдержании слова, в безлукавствии и осторожно­сти, в безмщении. 2. Солдату — бодрость, офицеру — храб­рость, генералу — мужество».

У средневековых рыцарей существовал целый культ «трудных доб­родетелей», среди которых на первом месте были храбрость и мужест­во, необходимые для защиты чести и достоинства. Рыцарь предпочи­тал скорее смерть, чем унижение.

Наряду с понятием добра в этике употребляется термин благо. В обыденной жизни благо — все, что способствует человече­ской жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения опре­деленных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено ути­литарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы.

Добро — разновидность духовного блага. В этическом смыс­ле понятие блага часто употребляется как синоним добра.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


написать администратору сайта