Главная страница

Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой


Скачать 5 Mb.
НазваниеЛекция Щербаковой
АнкорШпаргалки по литературе. Госэкзамен
Дата01.04.2022
Размер5 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГОСЫ по литературе МОИ.docx
ТипЛекция
#434149
страница22 из 30
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   30

Сюжетная линия – один типичный день.

Замысел – изобразить такой день, который является воплощением целой эпохи репрессий. События – январь 51 г – конец Сталинск эпохи.

Пространств орг:

1эт – Цезарь ИБуйновский

2эт – Алешка и Шухов.

Лагерные ворота откр-ся только внутрь

Повествование от 3-го лица. С пользуетсянесобствен-прямой речью. Словарь Даля-любимкн, герои говорят живым народным языком.
«Матренин двор»

Дереве́нскаяпро́за — направление в русской литературе 1950—1980-х годов, связанное с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни. Хотя отдельные произведения, критически осмысляющие колхозный опыт, начали появляться уже с начала 1950-х (очерки Валентина Овечкина, Александра Яшина, Анатолия Калинина, Ефима Дороша), только к середине 1960-х «деревенская проза» достигает такого уровня художественности, чтобы оформиться в особое направление (большое значение имел для этого рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор»). Тогда же возник и сам термин. Начин деревенская проза с рассказа Солженицына «Матрёнин двор». Он написан в 1959 и попадает в печать в 1963 году. Под влиянием Солженицына в литературе 1960-80-х годов появляется целая плеяда подобных характеров. Старуха Анна («Последний срок»), Дарья («Прощание с Матёрой»), Мария (Вичутин, одноименная повесть), Пелагея (Абрамов, одноименная повесть), примыкает сюда образ Ивана АфрикановичаДрынова из повести Белова «Привычное дело».

Первоначальное авторское название — «Не стоит село без праведника»; окончательное придумано главным редактором журнала «Новый мир» А.Т. Твардовским.

Жанр: монументальный рассказ. Житие. Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем об­щечеловеческих ценностей. Это произведение автобиографично. С. в описываемое время снимал угол в доме Матрены Васильевны Захаровой (в рассказе Григорьевой) в деревне Мильцево (в рассказе Тальново) точно воссоздал подробности жизни и смерти своей героини, а также особенности местного диалекта.

В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношение власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу. В центре внимания писателя судьба простой деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за “палочки”. Несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую беду. Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына подлинную масштабность и философскую глубину. В нехитрой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая непоказная праведность, без которой не может возродиться Россия.

Образ рассказчика: Игнатьич, от его лица ведется рассказ. Приехал работать учителем, искал глухое место. Попав к Матрене, рассказчик обретает именно то, что искал Атмосфера ее быта, образ жизни и склад характера родственны его душе. Он обретает успокоение и открывает героине, "что много лет провел в тюрьме. Сближает их и речь – простая речь, устаревшие слова.
В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношение власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу. В центре внимания писателя судьба простой деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за “палочки”. Несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую беду. Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына подлинную масштабность и философскую глубину. В нехитрой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая непоказная праведность, без которой не может возродиться Россия.

То, что происходит в Тальново (и за его пределами) — есть результат массового духовного заболевания, переживаемого Россией в XX веке.

«Ручку-то правую оставил ей Господь! Там будет Богу молиться…» «С помощью этой символической детали А. Солженицын «приподнимает» реалистически описываемое конкретное событие до уровня сущностных проблем бытия, до уровня глобального космического противостояния сил добра и зла, знаменуя неминуемость победы света над тьмой, космоса над хаосом, веры над безверием. Как раз в этом состоит один из важнейших принципов эстетического сознания русского православного искусства средних веков, который принято обозначать термином «софийность», читаем мы у А.В. Урманова.

Представительница горнего мира Матрена – праведница, без которой «не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша» -- воплощение Добра. Противопоставляется ей в рассказе «черный» старик Фаддей – пришелец из антимира – инфернального уровня. Антимир – это царство насилия, эгоизма, в котором правит культ земного благополучия. К сожалению, сторонников антимира в рассказе немало. Разрушив горницу Матрены — последний оплот праведницы, -- представители антимира во главе с Фаддеем, вроде бы побеждают Матрену – она гибнет под колесами поезда. Но в этой борьбе одержала победу все-таки Матрена Васильевна – даже после смерти она похожа на живую, и ее гибель – укор всем живущим неправедно, а ее жизнь – пример христианского мировосприятия бытия и соблюдения заповедей Христовых.

Рассказ «Матренин двор» воплощают идею о том, что Добро неизменно победит Зло. В рассказе Матрена во время труда как бы озаряется внутренним светом, таким образом, труд и спасительная вера во Христа – помогают Матрене достичь идеального – стать праведницей.

68.Солженицын «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Август 14»

С автор произведений не только малых жанровых форм, но и крупных .

Архипелаг ГУЛАГ.

Расказыв-ся весь преодсуществовлагерей:с 1918 до 1956г. Это энциклопедия советсклагерной жизни – описан быт, заключение, психология, следствие

Задумал написать энциклопедию зековской жизни Отображены все стороны: быт, язык, психология, разряды зеков. Материалом послужили письма, которые хлынули на Солж. Книга разнообразна в жанровом отношении – это синтез публикационных исследованей, статей, худ повествования.. Принципы композиции: 1.хронологический принцип. 2.Описание судьбы каждого, кто попадет в ГУЛАГ.

Основной смысл и конфликт в борьбе добра и зла в человеческом сердце. Главное – внутренний характер, что происходит с душой человека. Что помогает людям устоять наедине с преступной системой. Солж приходит к выводу, что ответственность за ГУЛАГ несут все, не виновных нет, соответственно нет смысла кого-то обличать. Главная идея книги – раскаяние, покаяние, этот призыв обращен ко всем. Автор в праве требовать покаяния от других, так как сам раскаивается. Книга – зов к раскаянию, но не всепрощению.

Название вышло за пределы пр-я, стало трагич знаком эпохи. Архипелаг – остров, целая страна, Гулаг – главнуправл лагерей, название ведомства; ГУЛАГ – название страны

Повествоватстр-рамногоголосая(для решения задачи):

- от лица автора, автобиогр

-от 3 л (Фан Фаныч)

-от лица реальн заключенных (Побег Тэнно)

-Несобственно-прям речь

-Сторонники сталинской системы (надзиратели, палачи)

Задача:написать энциклопедию лагерной жизни Отображены все стороны: быт, язык, психология, разряды зеков.

Автор – центр пр-ия, биографич фигура – капитан Солженицын + автор, кот-ый возвышается над всей повествстр-ой – активный, оценивающий: дает оценки: иронизирует, смеется, развенчает и т.д. (хроникер, историк, энциклопедист, комментатор, летописец). Оценивает прямо и косвенно – ч/з метафоры (название, фоносемантика названия, названия глав)

Материалом послужили письма, которые хлынули на Солж.

Жанропыт худ-го исследования (авторское),синтездокументального(все дб доказательно, факты: газеты, документы, стенограммы)+ худ-ое (интуиция автора, основанная на знаниях автора). Худ-док или док-худ пр-ие

Принципы композиции: 1.хронологический принцип. 2.Описание судьбы каждого, кто попадет в ГУЛАГ.

Основной смысл и конфликт в борьбе добра и зла в человеческом сердце. Главное – внутренний характер, что происходит с душой человека.(«Душа и колючая проволока») Что помогает людям устоять наедине с преступной системой, гос-ом.

Солж приходит к выводу, что ответственность за ГУЛАГ несут все, не виновных нет, Гулаг появился из-за отсутствия веры.

Главная идея книги – раскаяние, покаяние, этот призыв обращен ко всем. Автор в праве требовать покаяния от других, так как сам раскаивается. Книга – зов к раскаянию, но не всепрощению.
«В круге первом».(55-68)

Оно имеет автобиографический характер и впитывает опыт писателя в Марфинскойспецтюрьме.

В романе «В круге первом» всё действие укладывается в трое суток. (24-27 дек 1949г) Человек у Солженицына заключён в микрокосме камеры, лагеря или больничной палаты.. Дей-е происходит в разных чиновничьих учреждениях.

Оно имеет автобиографический характер и впитывает опыт писателя в Марфинскойшарашке.

В романе «В круге первом» всё действие укладывается в 3е суток. (24-27 дек 1949г)

3 этапа работы:

1)Написан

2)Искажен 1964 (для публикац в «НМ», замена с атомного сюжета на врачебный)

3)1968, восстановлен, усовершенствован

Сюжетн линии:

1)Иннокентий Володин в романе показан как идейный боец, за мир, а прототип искал своей выгоды. В романе герой – жертва, пытающаяся спасти мир от войны; Соженицын убирает с него мотив предательства

2)Марфинская шарашка (Глеб Нержин, Лев Рубин(Копелев), Дмитрий Сологдин(Панин))

Человек у Солженицына заключён в микрокосме камеры, лагеря или больничной палаты.. Дей-е происходит в разных чиновничьих учреждениях.

События не только в шарашке, но и за ее пределами: Макарыгин(тесть Володина), кабинет Абакумова, сталинские главы, комната свиданий в Лефортовской тюрьме, общежитие МГУ(жена Нержина), Рождество – сталинская деревня.

С стремитсяобъят всевозможные проблемы советской страны. Представлены различные герои,соцсрез:студенты, аспиранты, писатели, министры, интеллигенция. Затрагивает вопросы внутр и междунар политики, кино, театра, науки,истории, этики, филосфии.

5 сталинских глав. Сталин показан изнутри, его монолог и размышления. С пытается объяснить его рационально. Внутр мир – это упорядоченная система взглядов. С пытается объяснить логику поведения Сталина.

Полифонизм (автор сам указывает на это) – автор как бы устраняется, автор – точка пересечения разных голосов. С приближается к этой модели, но отходит от нее в сталинских главах, тк дает оценку герою: называя его замарашкой (будто сам Сталин себя так называет).

Носителем народной мысли явл дворник Спиридон, в его лице автор стремился создать типичный народный хар-р (1900г – год рождения героя, ровесник века). Все осн испытания века в его судьбе: 1 мировая, пролетарий, зеленый, белый, красный, польский поход, подавлял мятеж в Крондтштате, вернулся-богатый дом, коллективизация, сгорел, стал сам раскулачивать(запил от несправедливости, пропустил, что богачи не сдают в колхоз, а режут скотину на мясо) – лагерь, пересуд – война- работа на заводе – работа под немцами – партизан – семью немцы увезли в Германию, герой за ними – возвращ на Родину – арест. Согласен на атомную бомбу, лишь бы умер Сталин.

Глеб Нержин – главное в борьбе со злом – слово, герой-идеолог(его прототип – Солженицын).

Рубин – лингвист, остался марксистом

Сологдин – опис-ся как христианин, похожий на святого, но принимает участие в сталинском режиме – идет на сделку.

Система взглядов и Рубина и Сологдина терпит поражение
Солженицын «Красное колесо»

В ноябре 36 г (Солженицыну 18 л, убежденный марсист) замысел написать роман о большевистской революции. Условное название«Р-17»(революц 17 года). Первонач замысел историч эпопея в 20 томах, но , погрузившись в материал, планы меняются.

Написал краткий конспект об оставшихся ненаписанных событиях – «На обрыве повествования»

Плотно работать над р-ом С начал в 1965 году вплоть до 1990. После изгнания из страны в 1974 – пишет р-н, встречается с участниками событий или их потомками(дневники, записи)

Задача: воссоздать события в мельчайших деталях

Подзаголовок: повествованье в отмеренных сроках. 2 дей-я

1 действие: революция – «Август 14», «Октябрь 16», «Март 17».

2 действие: народоправство – «Апрель 17».

3 действие: переворот «Октябрь 17».

4 действие: наши после наших «Ноябрь 18 Январь 20».

5 действие: заковка путей – «Октябрь 20 – весна 22».

Хотел показать большевиков с негативной стороны.

Пришел к выводу, что переломные события случились в дни февральскреволюц. революц - 1905-1907, февраль и октябрь 1917.

«Август 14» события с 10 по 21 августа 14г. Повествование о первой мир войне.

Вводит в повествов главу «Столыпин»- возвращение в прошлое, рассказ-ся о его пришествии в министерство.эффект многомерности.

Герои: Саня Лаженицын прототип отца Солженицына. Ксения Томчак – мать С. Рупором авторских взглядов является полковник Воротынцев – вымышлен герой. Крупным планом показан император Николай 2. С разрушает его иконный образ.

Сс максимальной полнотой воссоздает события. Например: убийство Столыпина показано глазами Багрова, Столыпина, Ник 2 - это для того чтобы понять закономерности действия историч законов.

Есть герои,котор проходят через все узлы: Лаженицын, Ксеня Томчак, звездочет Варсонофьев, Воротынцев. Варсоанофьев – вымышлен герой, наделен тонким пониманием историч событий, мудрец.

В содержание есть моногеройные главы (Столыпин, Ник 2, Самсонов, Воратынцев) Есть обзорные главы – обзоры воен событий – газетн выписки. Есть экранные сцены – разгром гостиницы Астории – это попытки написать сцены в динамике.

Автор не рассказывает, а показывает.

С включ в речь героев пословицы Даля. Были призваны воссоздать народное сознание.

Красное колесо – это сквозной лейтмотив всей эпопеи. Событие как колесо, набирает обороты и не остановить его. Человек бессилен, колесо давит – закон революции. С хотел показать историю во всей ее полноте, участников революц, ее предпосылки, котор привели Россию к революции. В конце эпопеи С приходит к выводу, что нужно биться за гос-во.
Первонач замысел историч эпопея в 20 томах. В 90-х г прекратил работу не завершив замысел. В 10 томе к этому произвед оставил краткий конспект об оставшихся ненаписанных – «Повествование об отмеренных сроках» - жанр определил как односуточная повесть. 1 действие: революция – «Август 14», «Октябрь 16», «Март 17». 2 действие: народоправство – «Апрель 17». 3 действие: переворот «Октябрь 17». 4 действие: наши после наших «Ноябрь 18 Январь 20».

5 действие: заковка путей – «Октябрь 20 – весна 22». Хотел показать большевиков с негативной стороны. Пришел к выводу, что переломные события случились в дни февральскреволюц. № революц - !905-1907, февраль и октябрь 1917. Это гигантское произведкотор не имеет аналогов. «Август 14» события с с 10 по 21 августа 14г. Повествование о первой мир войне. Вводит в повествов главу «Столыпин»- возвращение в прошлое, рассказ-ся о его пришествии в министерство. Дума выражала либеральное мнение, а власть придерживалась консервативн взглядов. Закончилось это кровавой революцией и усобицей. Герои: Саня Ложеницын прототип отца Солженицына. Ксения Томчак – мать С. Рупором авторских взглядов является полковник Воротынцев – вымышлен герой. Крупным планом показан император Николай 2. С разрушает его иконный образ. Сс максимальной полнотой воссоздает события. Например: убийство Столыпина показано глазами Багрова, Столыпина, Ник 2 - это для того чтобы понять закономерности действия историч законов. Есть герои котор проходят через все узлы: Ложеницын, Ксеня Томчак, звездлчетВорсонофьев, Воротынцев. Варсанофьев – вымышлен герой, наделен тонким пониманием историч событий, мудрец. В содержание есть моногеройные главы (Столыпин, Ник 2, Самсонов, Воратынцев) Есть обзорные главы – обзоры воен событий – газетн выписки. Есть экранные сцены – разгром гостиницы Астории – это попытки написать сцены в динамике. Автор не рассказывает, а показывает. С включ в речь героев пословицы Даля. Были призваны воссоздать народное сознание.Само красное колесо – это сквозной лейтмотив всей эпопеи. Событие как колесо, набирает обороты и не остановить его. Человек бессилен , колесо давит – закон революции. С хотел показать историю во всей ее полноте, участников революц, ее предпосылки, котор привели Россию к революции. В конце эпопеи С приходит к выводу, что нужно биться за гос-во.

69.Художественный мир драматургии Вампилова. Утиная охота.

Автор четырёх больших пьес и трёх одноактных, трагически погибший в возрасте 35 лет, не увидевший ни одной из своих пьес на московской сцене.

«Провинциальные анекдоты» ,«Прощание в июне» 1965,«Старший сын» 1968

«Утиная охота»,«Прошлым летом в Чулимске».

Вампилов – много сделал для возрождения и обновления традиции русской классической реалистической драмы. Отказываясь и от метода социалистического реализма Вампилов сосредоточивает внимание на духовно-нравственной сущности личности и вслед за классиками утверждает в своих пьесах общечеловеческие ценности. Особенно важным для молодого Вампилова оказался опыт Гоголя, а для зрелого – опыт Чехова. Традиция Гоголя сказалась в пристрастии Вампилова к гротескному реализму, к анекдотическим ситуациям, высвечивающим, тем не менее, типическое. По пути Гоголя Вампилов и идёт в комедии «Провинциальные анекдоты» (1962 – 1968) . Его движение – от Гоголя к Чехову со всё более глубоким постижением внутреннего мира человека.

Вампилов обновляет старые театральные жанры фарса, водевиля, мелодрамы, побуждая их служить очень серьёзным общественно-политическим целям. Он порой синтезирует элементы поэтики названных и иных жанров в рамках одного произведения, так что наблюдается переход драмы в фарс, комедии – в трагикомедию. В этом тоже новаторство Вампилова. «Утиная охота» кульминационная пьеса А. Вампилова. Жанр –психологическая драма «Утиная охота» впервые опубликована в 1970 году в альманахет «Ангара . Композиция – три пласта – Настоящее (происходит в квартире зилова); - воспоминания(новоселие, знакомство с Ириной итд); - ведения Зилова ( представляет как будут вести себя друзья когда он умрет).

Конфликт в одном герое – Зилове, в нем борется живое и неживое.

Типовой дом, квартира, мебель. Мёртвый кот и декоративные утки. Всё это детали. Конфликт связан и с бытом, всё это историч детали.

Зилов — инженер, к службе своей уже потерял интерес. Он уже ничего не хочет, ни к чему не стремится, плохой муж, плохой сын, плохой друг. Объясняется это тем, что Зилов живет в время, когда утрачены идеалы, а новых нет. Цинизм, эгоизм, беспутство пронизали жизнь Зилова насквозь В финале герой оказывается перед дилеммой возможного самоубийства. В самом ли деле Зилов убьёт себя, или это очередная игра, важная для его самосознания – читателю остаётся неизвестным. Есть впечатление, что Зилов слишком эгоистичен, чтобы убить себя. Фон действия в течение всей пьесы – окна квартиры Зилова, за которыми серый день, унылое небо. Однако в самой последней сцене на небе появляется маленький голубой просвет. Таким образом, показывает автор, не исключено, что всё пережитое не пройдёт бесследно, и этот человек начнёт меняться.

Перед нами живой труп. Физически живой, нравственно – мёртвый. Причина «смерти» болезни – социальные (сцена с крабами, жили как папуасы, но были крабы. Крабы были до Сталина. Эпоха оттепели наступает. Всё прежние ценности опракидываются, появляется безидеальный герой.Песа-это новый взгляд на эту эпоху. Всё осмеяно. Люди без идиалов).
Автор четырёх больших пьес и трёх одноактных, трагически погибший в возрасте 35 лет, не увидевший ни одной из своих пьес на московской сцене. Провинциальные анекдоты» ,«Прощание в июне» 1965,«Старший сын» 1968 «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске».

Отказываясь от метода социалистического реализма, Вампилов сосредоточивает внимание на духовно-нравственной сущности личности и вслед за классиками утверждает в своих пьесах общечеловеческие ценности.
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   30


написать администратору сайта