Главная страница
Навигация по странице:

  • Лев Семенович Рубинштейн.

  • Тимур ЮрьевичКибиров(Запоев).

  • 76 Лит-ра русского зарубежья.

  • Шмелев написал автобиографическое произведение «Лето господне»

  • Набоков.Приглашение на казнь

  • 77.Стилевые течения постмодернистской прозы.

  • Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой


    Скачать 5 Mb.
    НазваниеЛекция Щербаковой
    АнкорШпаргалки по литературе. Госэкзамен
    Дата01.04.2022
    Размер5 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГОСЫ по литературе МОИ.docx
    ТипЛекция
    #434149
    страница25 из 30
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30

    Громкая лирика.

    Лидеры – Евтушенко, Вознесенский, Цыбин, Казакова, Ахмадулина. Лирика переместилась на эстраду. Проводились на стадионах в лужниках. Выступали молодые поэты. Люди стремились на вечера, т.к. поэты несли новые идеи – идеи перемен. Стихи громкие, т.к. чтение их предназначалось со сцены, а не читать с места. Поэты взывали к переменам, выступали за демократизацию, против сталинизма. Пр: Евтушенко «Давайте мальчики» - обличение сталинизма, неприятие этого. Громк. лирика не была традиционной, отбрасывали всю традиционлит-ру, считая ее архаикой. Ощущали себя пророками. Самые громкие выступления – 60-е г. Эта поэзия в которой нет тонкостей, ей не хватает глубины мысли. В ней риторичнось и черезмерн политизированность. Эти стихи отражали ломку юношеского сознания совпавшее с ломкой эпох (сталинизма и оттепели). Эстрадный бунт держался 10 лет, в середине 60-х пошел на спад. У поэтов была ограничен идеология – просто перемены. А как это сделать, не говорили. Евтушенко – поэт нелогичности – это стало его поэтич кредо. Написал около 20 поэм (станция зима, казанский университет, непрядва) «Братская ГЭС» построена на противопоставлении. 3 главы посвящены строителям ГЭС. 1гл – большевик – посвящена Карцеву. 2гл – деспетчер Света – монолог среднего поколения. 3гл – Нюшка- от лица молодой девушки(Я бетонщица, Буртова Нюшка. Я по двести процентов даю. Что ты пялишь глаза? Тебе нужно, чтобы жизнь рассказала свою? На рогожке пожухнувших пожней в сорок первом году родилась в глухоманной деревне таежной по прозванью Великая Грязь...)Глава –Казнь Стеньки Разина – Евтушенко рисует жителей Москвы, которые пришли поглазеть на казнь. Стенька наделен Богатырской силой.«Казанский университет»-17гл. Кажд глава посвящ какому либо деятелю. Поэма поэтизир бунтарей, противников царской власти. А сторонники власти – трусы. Стих «Граждане послушайте меня» - звучит как крик души. Лирич героя потрясает нежелание помочь чужому горю.

    ВОЗНЕСЕНСКИЙ – первые сборники «Мазайка» и «Парабола». Это поэт, музыкант, художник, Синтезировал разн виды искусства. Это поэзия модернистская. Поэзия обращена к интелектуальн, в отлич от Евтушенк. Даже революционеры у него показаны как художники. Поэма «Мастера» -59г. Мастера – это бунтари. Провозглашает культ бунтующего художника. Поэма строится на поэтике контрастов – добро и зло. Строительства храма, как дракона котор защищает царя. Храм призывает к бунту, революции. При описании храма и мастеров нет ничего христианского. Мастера придаются разгулу. По стих=ям В ставили в театрах спектакли. Первые стихи отличались многозначностью. «Гойя»,1959(Я- - Гойя!Глазницы воронок мне выклевал ворон,слетая на поле нагое.Я - Горе.Я– голосВойны, городов головни на снегу сорок первого года. Я - Голод.Я – горлоПовешенной бабы, чье тело, как колокол,било над площадью голой...Я - Гойя!О, гроздиВозмездья! Взвил залпом на Запад - я пепел незваного гостя!И в мемориальное небо вбил крепкие звезды -Как гвозди.Я - Гойя.)-Отец привез книгу Гойя(художник). Вознес-му было тогда 10 лет. Эта музыка боли и войны записалась в стих спустя много лет. Повторение звука –о-.

    «Тихая лирика» В поэзии на смену «громкой» поэзии приходит «тихая лирика». Гражданская поэзия, посвящена общественно-политической проблематике и обращена к широким массам, тихая же поэзия, обращена к проблемам нравственно-философским, к душе конкретного человека. Характерен мотив возвращения к истокам человеческого бытия: во-первых, к природе как истоку жизни всего человечества, во-вторых, к детству как истоку жизни конкретного человека. Опора на фольклор, класич реализм и средневековое искусство. Есенина считали духовным наставником.Лирика основана ритмике, чувствах; оиентир на душевное переживание. Зачинатель тихой лирики – Владимир Соколов. Но наибольшую известность среди представителей тихой лирики получил всё же Рубцов.Рано умерли родители. Воспит в детдоме. Учился в литинституте. Сблизился с Передреевым, Соколовым, Куняевым. Темы стих-й: родины, России; природы, историч судьбы русскнарода.Поэзия имеет национхар-р . Духовный мир чел-ка, жизнь и смерть, любовь. В лирич герое – национ ментальность. Рубцова относят к деревенским лирикам, но сам он отказался себя причислять к ним. Для Рхар-но чувство историзма. Чаще всего он рисует Русь- деревню. Но есть и городские картины. Самое известное егостих-е «Тихая моя родина» 63-г. Посвящено Белову. Получило широкую известность. Часто повторяется эпитет тихая. Р увлекался Блоком. Свидетельствует об этом стих-е «Видения на холме»,1960(Взбегу на холм и упаду в траву, И древностью повеет вдруг из дола. И вдруг картины грозного раздора Я в этот миг увижу наяву. Пустынный свет на звездных берегах И вереницы птиц твоих, Россия, Затмит на миг В крови и жемчугах Тупой башмак скуластого Батыя!.. Россия, Русь - куда я ни взгляну... За все твои страдания и битвы - Люблю твою, Россия, старину, Твои огни, погосты и молитвы, Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шепот ив у омутной воды, Люблю навек, до вечного покоя... Россия, Русь! Храни себя, храни! Смотри опять в леса твои и долы Со всех сторон нагрянули они, Иных времен татары и монголы. Они несут на флагах чёрный крест, Они крестами небо закрестили, И не леса мне видятся окрест, А лес крестов в окрестностях России... Кресты, кресты... Я больше не могу! Я резко отниму от глаз ладони И вдруг увижу: смирно на лугу Траву жуют стреноженные кони. Заржут они - и где-то у осин Подхватит это медленное ржанье, И надо мной - бессмертных звёзд Руси, Высоких звезд покойное мерцанье...). Оно созвучно с «На поле Куликова» Блока. У Р. Любовь к России, сопереживание к людям, тревога за судьбу России – главные чувства. Самый известный сборник стихов «Звезда полей»- 67г. Продолжал начатое Владимир Соколов, который больше прозвучал после смерти Рубцова. У него преобладают не христианские, а общечеловеческие ценности, на которые он ориентируется. Лучшее произведение Соколова – поэма «Сюжет», написанная в 1979. Здесь автор проверяет взрослых людей идеалами их юности. Произведение сочетает реалистические и фантастиические пласты, которые очень свободно перетекают друг в друга. Это позволяет автору раскрыть диалектику души героя.

    Поэтический авангард.

    Это стилевое течение постмодернизма – концептуализм. Концептуализм возник в последней трети 20в., как эстетическая реакция на искусство эпохи застоя. Стал затем нареакцией на любое идейное искусство. Концептуализм имеет дело не с образами, а с идеей. Задача концептуализма убрать худ приемы и максимально обнажить, оголить идеи, мысли. Цель – опрокидывание культуры.

    Дм. Пригов. буквализациявысказ. Достоевского: «Красота спасет мир!». Создал гиганское кол-во текстов(24тыс.стих-ий),хотел весь мир заполнить своими текстами. «Патриарх рос.концептуализма». Хотел заново сотворить мир, откликается на все явления действительности, описывает весь мир. Создает свой мир – пародия на реальную жизнь. Мир-это космос, иерархич.упорядоченный. В центре космоса-милицанер(«Апофеоз Милицанера»)-вездесущий, мифологический герой,воплощение порядка, гармонии, власти, справедливости.Он восстанавливает гармонию, весь мир держится на нем. Это персонаж, который спасает мир. Ощущение сакральности власти. Героями становятся маленькие советские люди, которые в отсутствие милицанера ощущают силы зла, всего боятся. Пространство вокруг милиц. заполнено обывателями, не совершившими ничего героического. Хронотоп-кухня, магазин, метро, работа. События имеют бытовой, обыденный характер.Цикл «Тараканомахия»- обыватель напоминает таракана.

    Лев Семенович Рубинштейн. В его стихах нет образа авт или лирич героя. «Стихи на карточках»-жанр,исполняя на эстраде свои стихи, Рубинштейн держит в руках стопку библиографических карточек, на каждой из которых написана одна строка или фраза. Этот жанр, по определению автора, явл-сяинтержанром, соединяя в себе черты поэзии, прозы, драмы, и т.д. Поэтический мир Рубенштейна населен голосами, которые перекликаются в пустоте. Нет героя, сюжете, пейзажа – лишь отдельные высказывания, фрагменты бытия. Последовательность высказываний определяет автор, но их можно менять. Таким образом, воплощается главная парадигма концептуализма – мир как хаос.(«Невозможно охватить все существующее»-«Это я»: Это я/Это тоже я/И это я/Это родители.Кажется в кислозаводске.Надпись «1952»/Миша с волейбольным мячом./Я с санками/Галя с двумя котятами. Надпись: «Наш живой уголок»/Третий слева-я…и т.д.»).

    Тимур ЮрьевичКибиров(Запоев). Предлагает собственную вариацию концептуализма.Главный прием-центон(от лат.-лоскутное одеяло). Этот жанр популярен в средней античности, где произведение состоит из цитат различных произведений.Кибиров сильно насыщал свои произведения цитатами. Чаще цитирует советскую культуру. Некая ностальгия по советской юности. Книга из 8 частей «Сантименты» печатается в 1994, создана в период с 1986-1991.Цикл «Сквозь прощальные слезы»,1988. Сознание Кибирова формировалось под влиянием сов.идей, искусства 30-хгг, фильмов, песен. Эффект цетона работает тогда, когда цитата узнаваема. Эпоха разрушения ценностей.Сначала он не просто иронизирует над советской жизнью, но и скучает по ней. В его творчестве сочетается лирический стиль, блат, сленг, кляше. В цикле использует самые разнообразные цитаты. Воссоздает разные периоды советской эпохи. Со временем ностальгия по советской власти исчезла, он стал лишь издеваться над ней, поэтому перешел к жанру ремейка.

    76 Лит-ра русского зарубежья.

    Литература русского зарубежья делится на три периода, соответствующие трём волнам в истории русской эмиграции:

    • 1918—1940 годы — первая волна,

    После революции 1917 года в связи со сложившейся политической обстановкой из страны отъезжало большое количество граждан, которые стали создавать за рубежом «вторую Россию»[3]. Начавшаяся в 1918 году первая волна русской эмиграции была массовым явлением (более двух миллионов эмигрантов) и продолжалась до начала Второй мировой войны и оккупации Парижа. В этот период значительная часть русской интеллигенции (философы, писатели, художники) эмигрировали или были высланы из страны[1]. Одна из наиболее известных акций по высылке интеллигенции вошла в историю под названием «Философский пароход».

    • 1940—1950-е (или середина 1960-х) годы — вторая волна

    В конце Второй мировой войны началась вторая волна эмиграции, которая уже не отличалась такой массовостью, как первая. Значительная её часть состояла из так называемых «перемещённых лиц» («ди-пи»). Большая часть эмигрировала в Германию и США. Оказавшиеся в тяжёлых условиях эмиграции поэты и писатели посвящали немалую часть своего творчества теме войны, плена, большевистского террора. Среди эмигрировавших авторов — Д. Кленовский, В. Синкевич, Б. Ширяев, Н. Моршен, Н. Нароков, одним из наиболее видных поэтов второй волны критиками считается И. Елагин.

    • 1960 (или середина 1960-х) — 1980-е годы — третья волна.

    Третья волна связана в большей степени с поколением «шестидесятников» и их не оправдавшимися надеждами на перемены после «хрущёвской оттепели»[1]. После посещения Н. С. Хрущёвым в 1962 году выставки художников-авангардистов начался период гонений на творческую интеллигенцию и ограничений свобод. В 1966 году был выслан первый писатель — В. Тарсис. Многие деятели науки и культуры стали выезжать из страны после изгнания А. Солженицына в 1974 году, эмигрируя в основном в США, Францию, Германию, Израиль.

    Это важный феномен, порожденный историческими событиями, революцией и гражданской войной. Возникла в 17-20 гг. в пик гражд. Войны. Часть эмигрантов – это противники советской власти.

    Выделяют два центра эмиграции

    1. Шанхайская

    2. Западная.

    Всего за пределами России оказалось более 2 мил-в чел-к, в основном интеллигенция.1 волна эмиграции (1918-1940) связана с революцией. Значительная часть осела в берлине. За рубежом выходили русские газеты и журналы, были открыты школы и университеты, действовала Русская Православная Церковь. Но несмотря на сохранение первой волной эмиграции всех особенностей русского дореволюционного общества, положение беженцев было трагическим. В прошлом у них была потеря семьи, родины, социального статуса, рухнувший в небытие уклад, в настоящем – жестокая необходимость вживаться в чуждую действительность. Надежда на скорое возвращение не оправдалась, стало очевидно, что России не вернуть и в Россию не вернуться. С 23 года с ухудшением экономики большая часть писателей покинула германию и поселилась вПариже. Некоторые селились в Праге, Софии. Писатели рус-го зарубежья: Бунин, зайцев, Гиппиус, Шмелев. Всех их сближала – тоска, ностальгия по России. Несмотря на многообразие эстетическое всех их сближала утрата России самодержавной, патриархальной, христианской. Многие из писателей за рубежом пришли к православию и стали воспринимать эти события как урок.

    Шмелев написал автобиографическое произведение «Лето господне» Это роман – воспитание, замысел Шмелёва — показать любовь к предкам, к ближнему, любовь-всепрощение, любовь к своим истокам, возвращение к которым сулит человеку нравственное самосовершенствование. Образцами поведения для Ванюши являются сами взрослые: их поступки, убеждения, взаимоотношения. Мальчик склонен им подражать, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Ребёнок знакомится с жизнью взрослых разными путями: наблюдая их праздники и трудовые будни, слушая их рассуждения о жизни, сказки, стихи. В качестве образца для Вани выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Михаил ПанкратьевичГоркин — духовный наставник мальчика. И.С. Шмелёв в заботе старшего поколения о младшем видел универсальную функцию человека. Маленький герой получает от людей старшего поколения бесценные уроки добра, милосердия, терпения, трудолюбия. У Шмелева особое пространство – “Лето Господне”. (Год Господен цикличен: от Пасхи до Пасхи, а следовательно, бесконечен. Православный календарь близок к природе, имеет круговую композицию, и композиция романа совпадает с православной символикой.)Композиция 3-х частная: •праздники •радости•скорби - роман начинается с праздника, т.к у ребенка вся жизнь праздник, в детстве идет знакомство с миром, ребенок всему радуется, это самые светлые и теплые воспоминания В детстве формируется душа человека, и именно православная культура является важной стороной воспитания. Это то, на чем держится нация. Автор показывает все прелести дореволюционной жизни: церковные праздники, дни рождения, даже обычные дни превращаются в неч-то веселое, необычное (засолка на зиму, ловля рыбы, строительство Кремля).

    Набоков.Приглашение на казнь. Герой отличается от всех, он прячится. У Набокова нет гос-ва, благодетеля, как у Замятина «Мы». Эта казнь бессмысленна, ничего неизменится. Проблемы: Духовные богатства Ц. Отстаиваивается право ч-а на внут свободу, о праве думать не так как все. Он совершил гносеологичгнустность. Гносиология-теория познания.Он неправильно воспринимал жизнь. Всё искусст-е(в конце всё разрушается, герои уменьш-ся, паук станов игруш-м), отсюда нужно понимать гдеиллюзия.. Проблема способ познания бытия. Сцены бытия. «Дуб» пародия на модернист роман(Джеймс «Улисс»), «Фотогороскоп»-созд Пьер. Пытался представить судьбу Эммочки (изменение лица). Время условно. Автор нас путает. Не можем опред-ть страну, время. В конце Ц обретает внутр свободу. Нет исторического времени, контуры мира размыты – все это не важно для Набокова.Проблемы: личность и социум, одиночество, смерть и смысл смерти, проблема творчества.Гносеологическая сущность – способ постижения бытия, что бы правильно понимать мир, видеть истинное, нужно определить правильный способ постижения бытия. Цинцинат находит эту формулу, а в финале находит фокус зрения. Тюрьма – жизненная обстановка, из которой он не знает выхода.Цинцинат оказывается прозрачен для всех, а Пьер и др для него не прозрачны. Ради чего казнь?нет власти, государя, Бога. Для набокова нет силы, находящейся за пределами личности, нет центра. Мир несистемен, со смещенным центром, поэтому легко разрушается в конце. Для набокова все сосредоточено в уникальной личности, она превыше всего. Цинцинат преодолевает общество в финале, и идет к таким же, кто отказывается подчиняться обстоятельствам. Проводится параллель между Цинцинатом и Иисусом Христом (33 года, ужин перед казнью, казнь). На площади все тоже смещено, место казни не в центре.Матьрассказывает об игре нетки – способ познания, пересоздания мира (подносишь к зеркалу к-либо уродливую вещь, а там она красивая).

    .Харбинская эмиграция. Харбин, город, построенный русскими. Там выросли писатели, прозаики. ( Несмелый,и др.)Выходили журналы «Рубеж». 2 волна связана с событиями 2 мир. Войны, когда началось перемещение массовое молодых людей в Германию как рабочюю силу и военнопленных переселяли. Несколько миллионов оказалось в плену. По ялтинскому соглашению, лица, которые были перемещены должны вернуться домой. Лит-ра называлась DP с англ-го перемещенные лица. Многие меняли имена, фамилии.3 волна, связанная с диседентами. 70-е годы. Уезжали лица еврейской национальности, высылали нек-х людей насильно, таких как солженицын, но не считал себя эмигрантом, так как не по своей воли уехал. Довлатов.В Иностранке Довлатов начинает выступать как летописец эмиграции, изображая эмигрантское существование в ироническом ключе. 108-я улица Квинса, изображенная в Иностранке, – галерея непроизвольных шаржей на русских эмигрантов.

    77.Стилевые течения постмодернистской прозы.

    Основные черты ПостМодернизма:

    1. Появление новых гибридных форм литературы за счет соединения языка литературы с языком научных жанров и за счет актуализации второстепенных жанров,

    2. Возникновение цитатного (гибридного) языка,

    3. Оригинальность постмодернистской литературы - в отсутствии оригинальности;

    4. Растворение голоса автора в используемых дискурсах;

    5. Игра с культурными знаками;

    6. Травестийное снижение классических образов, иронизирования и пародирования,

    . Использование культурной постструктуралистской символики «мир - текст - книга - словарь - энциклопедия - библиотека - лабиринт» и её вариантов.

    Русскпостмод-м нач с призведВен.Ерофеева «Москва-петушки» и Битов «Пушкинск дом». Расцвет приходится на 90-е г. – период разрушения и кризиса. Предпосылки загнивания советсклит-ры. Почвой стал – разлагающ труп официозной культуры. Осквернение того, что уходило. Их стремление обращено в прошлое страны. Понятие пост-зм стали внедрять Липовецкий, Зорин. Основания пост-ма:1исходит из того, что человеч история завершилась. Литерат процесс исчезает. Писатель должен конструировать новое из старых обломков т.е это вторичн искусство. 2мир как текст. Произвел не нацелено на изображобъективн реальности, а конструирует много новых реальностей. 3мир как хаос. Не пытаются понять логику мира, не ищет гармонии в мире. 4отказ от поиска истины. 5вместо серьёзн отношения к культуреценностям пост-м предлогает игровое отношение к дествит-ти и иронию. Нет границ. За культом новизны идет опрокидывание всех нравствен заповедей. Поэтика пост-ма – поэтика коллажа –наклеивание, полистилистика Роман-клип Зуева «Черный ящик». Герой – следователь Сергеев видит сон, когда он мальчиком выступает против своего отца Стилизация под разн жанры: роман-клип, генотекст(текст, котрпоявл в процессе творч-ва), перечни, катологи, комментаторство. Течение постм-ма – соц-арт - родилсяв1970г в живописи, художники Комар и Миловитов. В лит-ре – это способ разрушения соцреалестич искусства и его мировозренческ идеологии. .У Сорокина стилизация – типичнсоветск герои, фразы. Пытается дескридетироватьсоветск искусство. Еще одно течение – концептуализм. Это дескридетация, профонация любого искусства, в котор содержится концепт, система идеологичценностей.Т.е представить в уродливом виде.Чаще всего прозаич жанр. – Ерофеев «письмо матери», Попов «Удаки», «Накануне, накануне» - Гл героиня Руся (пародия на Елену Астахову и Россию), обычная, в ней нет ничего особенного. Владимир Лукич (пародия наВлад Ильич) – с идиотск улыбкой, его соперник Михаил Сидорович (коррекатура на генсека КПСС) – обнажение концепта перестроичной идеологии. У них появл более счастлив соперник ИнцаНахаров (Инсаров + Сахоров) котор изобрел мину и получил нобелевск премию. Оголяет все и всех. Издевка.
    Поэма «Москва-Петушки»(1969) появилась в самиздате и вызвала бурный интерес(гениальный русский роман, автор гениален как и Радищев, Гоголь, Достоевский). Известна стала только в 80-х гг. Поэма не предназначалась для печатания, он писал ее для себя и для друзей. Является главным худ.и философским манифестом рус. постмодернизма. Текст прозаический, герой алкоголик, авторская позиция – тотальная ирония. Жанровая форма(поэма не подходит, т.к. текст прозаичен и ироничен, а герой алкоголик) – повесть, путешествие (Радищев: «Путешествие из Петербурга в Москву»). Путешествие здесь внутреннее, в себе, показаны степени опьянения. Нет раскрытия характера, главный герой – пьяница, но интеллектуал. Имеет автобиографический характер. Венедикт Ерофеев-это главный герой, тезка автора. Наделен авторским мировоззрением. Авторское сознание в сознание героя алкоголика. Произведение оппозиционно к моралистической литературе 19 в., к либерализму, у диссидентской литературе. Пьянство – путь спасения от советского строя. Композиция кольцевая: Москва-Петушки-Москва. Попытка неудачная – все это приводит к деградации личности. Структурно, композиционно автор опирается на Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». У Ерофеева чудище – это Кремль, герой бежит от него. Это воплощение власти. Станция Петушки – некая идиллия, райское место, где царит природная гармония и любовь. Венечке не суждено туда попасть т.к с пьяни просыпается и оказывается у Кремля. Демон убивает его отверткой в горло (сам автОР умер от рака горла).Черты постмодернизма. -реминисценция. Огромное количество цитат, аллюзий из классической лит. Но они перестают быть просто цитатами, приобретают новый смысл.-автор избирает ироническую стратегию. Она выглядит вульгарно.-карнавальная концепция. Смеховая культура. Ссылка на книгу Бахтина. Алкоголь – заместитель карнавала. Некоторые критики считают, что он опирается на древнерусское юродство.Посвящается поэма Вадиму Тихонову (моему любимому первенцу посвящает автор эти трагические листы). СЮЖЕТ. Герой не как не мог попасть на Красную площадь, все дороги вели его на Курский вокзал. Просыпается в подъезде дома, не может вспомнить, что было вчера и сколько он выпил. В его сознании возникает образ ангелов(хор ангелов), которые говорят ему, чтоб он шел в кафе на курском вокзале, ведь там есть херес. Но оттуда его вышвыривают, т.к. там нет и в помине никакого хереса. Веничка Ерофеев едет из Москвы в Петушки. Петушки ассоциируются с райским уголком для него. Степень опьянения усиливается, нарастает во время поездки. Веничка вспоминает как был 4 недели старшим бригадиром монтажников ПГУСа, но его выгнали за внедрение индивидуальных графиков (отражал кто и сколько выпил). Вспоминает, что деликатность испоганила всю его юность, детство и отрочество. В Орехово-Зуево жили в квартире 5 человек, пили, гуляли. ; отделились от него, т.к. Венька вел себя высокомерно(Они: «Мы грязные животные, а он как лилея»). Здесь подсаживаются к нему пассажиры: дед и внук(Митрич и Митрич едут в Орехово), декабрист, черноусый, Дашенька (которая пострадала из-за Пушкина), старший ревизор Семеныч. Старший ревизор не брал с Венички денег за проезд, а тот ему рассказывал каждый раз интересные истории(аллюзия на «Тысяча и одна ночь»). Разговоры «высокие», на литературные темы, но все предстает в искаженном виде. Веничка понимает, что исследование пьяной икоты невозможно,т.к. она всегда через разные промежутки возникает и их невозможно предугадать. Коктейли, которые упоминает герой: Хаанский бальзам(денатурат, бархатное вино, политура очищенная), Дух Женевы(средство от потливости ног, Жигулевское пиво, Лак спиртовой), Слеза комсомолки, Ландыш серебристый, Сыпучий порох, Поцелуй тети Клавы.В конце он оказывается на Красной площади, где за ним гонятся несколько человек. Он забежал от них в неизвестный подъезд . Ему в горло вонзили отвертку.
    В комментарии Ю. Левина достаточно подробно и точно расшифровываются эти источники. В русской литературе для Ерофеева особенно близки и необходимы Пушкин и Достоевский. В тексте поэмы цитируются «Евгений Онегин» Пушкина, «Борис Годунов», «Моцарт и Сальери», «Цыганы», «Подражание Корану», а из Достоевского встречаются отсылки к «Запискам из подполья», «Преступлению и наказанию», «Братьям Карамазовым», «Двойнику», «Подростку», «Идиоту». С. Гайсер-Шнитман отмечала: в глаза бросаются явные, скрытые и ложные цитаты, реминисценции, аллюзии, пародии, травести, мистификации, широко использованные ресурсы устной речи: пословицы, поговорки, «крылатые слова», анекдоты, песни... На страницах книги встречается более 100 имен русских и зарубежных писателей, философов, композиторов, политиков, артистов, литературных и библейских персонажей. Названия произведений искусства - книг, опер, картин, фильмов, а также исторические события и имена географических местностей, не связанные впрямую с действием, - образуют группу из более чем 70 наименований.

    Цитирование является основным элементом, организующим смысловую и формальную структуру книги. Ю. Левин полагает, что «основным структурообразующим, определяющим и стилистику, и мотивную структуру, и другие структурные элементы» поэмы «Москва - Петушки» является слой подтекстов из Достоевского.

    Цитатность, интертекстуальность, различные дискурсы в поэме «Москва - Петушки» давали основание многим из ее исследователей относить поэму к постмодернизму. Да и жанровые особенности поэмы подвигали к такой оценке. Ерофеев обращается к характерному для сентименталистской традиции жанру путешествия и своеобразно, соблюдая все формальные параметры этого жанра, трансформирует его в своем произведении. Действительно, мотив путешествия «из - в», названия глав по населенным пунктам, «вехам», плавность перехода от одной главы к другой, многочисленные отступления от основной мысли повествования, большое количество имен, цитат, ссылок - это типологические характеристики жанра путешествия (естественно вспоминаются и Радищев, и Стерн). Пространственные параметры совершенно особенные в поэме «Москва - Петушки»: пространство мира ощущается через преломление в сознании героя, через муки его души.

    Вен. Ерофеев - человек колоссальной начитанности, необыкновенного музыкального слуха, феноменальной памяти, редкого опыта жизни. Он, филолог по жизненному призванию (не зря начало его творчества связано с жанрами литературоведческой статьи, в частности его статьи о норвежских писателях и эссе «Василий Розанов глазами эксцентрика»), предстает настоящим виртуозом художественной речи в поэме «Москва - Петушки». Его чуткое ухо и цепкая память позволили создать настолько живой и по-своему высокий строй речи, что эта поэма в прозе воспринимается как текст, организованный по ритмическим, мелодическим законам. И это несмотря на то, что Ерофеев впервые в русской литературе столь широко включил в художественный текст табуированные пласты речи. Нарушая табу, он, конечно же, особенно по тем временам, когда создавалась поэма, вызывал шоковое ощущение у читателя. Но писатель к этому и стремился: речевая экспрессия была адекватна тем явлениям жизни, о которых повествовалось.

    Неожиданностью в поэме оказывается не только лексический строй речи, но и ее стилевое многообразие. Загадочным образом возникает органичное слияние в едином потоке не просто разных, но порой полярных стилевых потоков: высокого литературного слога и сниженной разговорной речи. Единство речевого потока диктуется жанром, типом героя. Его взгляд проницательного, страдающего человека, спрятавшегося за маску юродивого в блистательной языковой игре, обнажает все условности нашего бытия, клишированность нашей речи и сознания. Он прибегает к пародированию, чтобы в самом языке, только его средствами, показать суть типично советской демагогии, «деканонизировать канонизированное». Сам Ерофеев говорил: «Мой антиязык от антижизни».

    В поэме нередко звучат широко известные высказывания - литературные цитаты, иронически переосмысленные, «сниженные» в патетическом содержании. Так, пародийно трансформируется всем известное обобщение Н. Островского из романа «Как закалялась сталь»: «Жизнь дается человеку один только раз, и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах».

    Особенность языка поэмы заключается именно в потоке вольной речи, как бы рождающемся на наших глазах: «Мне как феномену присущ самовозрастающий логос», - замечает герой. «Логос» в исконном смысле - это одновременно слово и смысл слова. Поэма творит новые смыслы.

    В Слове обретает герой и автор столь искомые истину и свободу. Поэма Вен. Ерофеева, воспринимаемая одними как натуралистический опус об извечном русском пьянстве, а другими - как постмодернистский текст, разрушающий через цитирование все предшествующие культурные языки, вряд ли может быть отнесена к какому-либо течению нашей литературы. Все многочисленные интерпретации поэмы только приближаются к ее истинному смыслу, но до конца не раскрывают его. Пришедшая к читателю через самиздат и только спустя многие годы официально вошедшая в отечественную литературу, поэма «Москва - Петушки» стала значительным явлением современного литературного процесса. Она оказала несомненное влияние на читателя и на новое поколение писателей, раскрепощая наше сознание, явив пример творческой отваги и предельной самоотдачи художника.

    ПЕлевин

    Наиболее заметная фигура современной постмодернистской литературы - Виктор Пелевин. Начавший печататься в середине 80-х годов, в 1993 году он уже получил премию «Малый Букер» за сборник рассказов «Синий фонарь» 1992 года. Сегодня Пелевин культовая фигура для целого поколения, кумир, определяющий «стиль жизни». В то же время два последних наиболее значительных романа писателя - «Чапаев и Пустота», «Generation „П“» - не попадают даже в номинанты престижных премий. Критики-законодатели всерьез не откликаются на творчество Пелевина, относя его к «промежуточной зоне между массовой и «настоящей» литературой». Разве что Ирина Роднянская попыталась преодолеть это своеобразное табу на исследование «феномена Пелевина» в новомировской статье «Этот мир придуман не нами» (1999. - № 8. - С. 207). Она убеждена, что Пелевин - писатель вовсе не коммерческий. Все, о чем он пишет, по-настоящему задевает и волнует его. Роднянская опровергает уже закрепленное за Пелевиным амплуа писателя-рационалиста, холодно моделирующего виртуальную реальность в своих произведениях.

    Роман «Generation „П“» (1999) - памфлет на общество потребления в его сегодняшней модификации информационного монстра. Писатель - не только ядовитый критик современной цивилизации: он аналитик, констатирующий ее трагическую тупиковость. Речевое ерничество, пародийность, виртуозность композиции, лишенной линейной определенности, вольно разрываемой вставными эпизодами, - не постмодернистские приемы, не отказ от писательской ответственности вообще, а способ предупреждения об опасности, которая грозит человечеству. Подмена живой жизни виртуальной реальностью далеко не безобидна. «Телевизор, - пишет Пелевин, - превращается в пульт дистанционного управления телезрителем... Положение среднего человека не просто плачевно - оно, можно сказать, отсутствует...». Но и сам автор нередко попадает в плен созданной его фантазией художественной реальности. Авторская позиция, несмотря на прозрение трагических коллизий современности, внутренне противоречива. Игровое начало увлекает писателя: жизненные поиски героя романа циника Татарского мистифицированы. Писатель мифологизирует «конец реальности». «Игра» и реальность неразделимы в его романе.

    Одна из важных прикладных тем романа -- гуманистически-образовательная. Хотя большинство людей и так догадывается, что реклама и политика (граница между которыми очень расплывчата) по сути вещи недобросовестные и что жевать «Тампакс» без сахара-- это вовсе не высшее счастье в жизни, Пелевин четко и профессионально, на уровне терминологических и технических подробностей, лишь слегка утрируя, показывает, каким именно образом изготавливается рекламно-политическое вранье. Этот роман затрагивает один из нервных центров современной жизни.
    В те дни в языке и в жизни вообще было очень много сомнительного и странного. Взять хотя бы само имя «Вавилен», которым Татарского наградил отец, соединявший в своей душе веру в коммунизм и идеалы шестидесятничества. Оно было составлено из слов «Василий Аксенов» и «Владимир Ильич Ленин». Отец Татарского, видимо, легко мог представить себе верного ленинца, благодарно постигающего над вольной аксеновской страницей, что марксизм изначально стоял за свободную любовь, или помешанного на джазе эстета, которого особо протяжная рулада саксофона заставит вдруг понять, что коммунизм победит. Но таков был не только отец Татарского, - таким было все советское поколение пятидесятых и шестидесятых, подарившее миру самодеятельную песню и кончившее в черную пустоту космоса первым спутником - четыреххвостым сперматозоидом так и не наставшего будущего.

    Татарский очень стеснялся своего имени, представляясь по возможности Вовой. Потом он стал врать друзьям, что отец назвал его так потому, что увлекался восточной мистикой и имел в виду древний город Вавилон, тайную доктрину которого ему, Вавилену, предстоит унаследовать. А сплав Аксенова с Лениным отец создал потому, что был последователем манихейства и натурфилософии и считал себя обязанным уравновесить светлое начало темным.
    «Generation П» дает четкое представление о том, как человеческая личность может деградировать под влиянием извне, превращаясь в марионетку рекламы и потока общественности, потеря индивидуальности.
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30


    написать администратору сайта