Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой
Скачать 5 Mb.
|
Плотницкие рассказы Характеры-антиподы даны В. Беловым в повести «Плотницкие рассказы». Олеша Смолин трудолюбив, может понять и простить других людей, тяготы крестьянской жизни не ожесточили его сердце. Антагонистом Олеши является Авинер Козонков – тунеядец, приспособленец. В годы коллективизации он принес односельчанам много неприятностей. Образ Козонкова необходим для того, чтобы лучше определить особенности народной психологии, сформированной социальными условиями жизни.Единомышленником О. Смолина выступает К. Зорин, человек нового поколения. Если характер Смолина сформирован многовековым крестьянскимукладом, то характер Зорина находится в процессе становления. Жизненная цель Зорина – перенять народные традиции и нравы и совершенствовать их всовременных условиях. О. Смолина и А. Козонкова связывает многолетняя дружба-вражда. Козонков, постоянно наносящий обиды своему товарищу, не понимает причин возмущения Смолина, так как у каждого из них своя правда. Последний их конфликт, который происходит в доме Зорина, должен, кажется, довести отношения героев до логического конца. Но предложение К. Зорина разобраться, кто прав, кто виноват, заканчивается дракой. Жизненные позиции героев настолько различны, что, казалось бы, примирение невозможно. Но, тем не менее, на следующий день после драки: «... За столом сидели и мирно, как старые ветераны, беседовали и Авинер и Олеша. Не было ни крику, ни шуму. Бутылка зеленела между чайных приборов, на столе остывал самовар».Главная идея этого заключительного отрывка – идея смирения ивсепрощения в духе христианской философии, что является исконной чертой национального русского характера. Особняком стоит его роман “Все впереди” (1986), посвященный сугубо городским вопросам, но пронизанный, как и все его творчество, идеей столкновения русской духовной самобытности с космополитической бесовщиной. В нем раскрывается духовно-нравственная ущербность образованных горожан, впервые в художественной форме поднимается вопрос о растлевающем влиянии иудейско-масонской идеологии, ее гибельности для русского человека. Показана ломка национального хар-ра, разрушение, изображает городской хар-р, т.к городская жизнь луче всего показывает эту ломку. АВВАКУМ Житие – жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяние святых. Это достояние средневековой христианской литературы. Хотя античность этого жанра не знала, но именно ее традиции составления биографий святых людей подготовила почву для возникновения агиографии. У истоков житийной литературы стояло жизнеописание Христа. Оно определяло принципы изображения героя – идеализирующее. Питательной средой для жития на протяжении всего Средневековья является УНТ. Многие жития выросли из народной легенды, монастырского предания, рассказа о чуде, а их герои часто напоминали былинных богатырей. Житийный жанр пришел на Русь с принятием христианства. Классическое житие должно было состоять из 3 частей: 1) вступление; 2) биографическая часть в риторическом обращении; 3) похвальное слово Святому. В основании жития лежит монастырский эпос или родовое предание, рассказы о Святом, его подвижниках и учениках. Читательская аудитория – это среда в основном крестьянская и монашеская – дорожившая традиционным укладом и воспринимавшая все новое настороженно. Описание чудес свершавшихся при жизни и после смерти святых – обязательный компонент жития. Различают переводное и оригинальное житие. Разделяют их и по географическому принципу – киевские, новгородские и т.д. Созданные жития в первые века принятия христианства на Руси сыграли большую роль в борьбе за ее независимость. Русские церкви, чтобы поднять свой престиж, необходимо было создать свой ряд святых. Появления жития было вызвано формированием нового идеала поведения человека. Житие показывало конкретные пути достижения нравственного совершенства. 1) Первые жития – жития святых («Житие Бориса и Глеба» - мученики, «Житие Феодосия Печерского» - Нестора); 2) Первое русское житие князя-воина было создано в 80 г. 18 в. – «Житие Александра Невского». Инициаторами составления считают митрополита Кирилла и сына князя – Дмитрия Александровича; 3) Жития, созданные Епифанием Премудрым 14-15 вв. а) герои его житий – это миссионер-просветитель Стефан Пермский, который крестит пермяков, составляет азбуку и переводит на пермский язык («Житие Стефана Пермского»), б) Основатель троицкого монастыря – Сергий Радонежский («Житие Сергия Радонежского»). «Житие Протопопа Аввакума» 17 в. Аввакум – писатель 17 в., автор жития – автобиографии, из старообрядческой среды. В Пустозерске с 1669 по 1675 год пишет Аввакум свое "Житие". Его открывает вступление, рассказ о юных годах Аввакума и о чудесах, которые должны свидетельствовать о божественном призвании автора. Не случайно поэтому в начале жития Аввакум рассказывает о своем чудесном сне-видении: по Волге плывут "стройно два корабля золотые". Это корабли Луки и Лаврентия. За ними плывет третий корабль — это корабль Аввакума. Это знамение явилось символом многотрудного "плавания Аввакума по волнам житейского моря" и предопределило его мученический путь. Житие Аввакума напоминает монолог. Он делится воспоминаниями, ибо трагическое в его судьбе важно как пример мужества и стойкости, а победы Аввакума воспринимаются как убедительные свидетельства его искренности и правоты той идеи, за которую он боролся всю жизнь. Аввакум вызывает уважение своей убежденностью, откровенностью, мужеством. Он не терпит компромиссов и самым страшным судом судит себя за редкие проявления человеческих слабостей. Главным делом своей жизни Аввакум считал борьбу с реформами Никона, и большая часть жития посвящена именно этому. Рассказывая о своей жизни, он стремился воодушевить единомышленников на борьбу "за дело Божие". Поэтому он выделяет разного рода знамения и чудеса, которые должны подтвердить божественное освящение его борьбы за истинную веру. Это и затмение солнца в 1654 году, когда патриарх Никон собрал церковный собор, утвердивший новые реформы, и затмение, произошедшее тогда, когда Аввакума расстригли и бросили в темницу. Протопоп терпит страшные испытания: его избивают, ссылают, на долгие месяцы и годы заточают в тюрьму. Автор рассказывает о страшных своих мучениях необычайно просто в бытовой разговорной манере. Он пишет о своем первом заключении в Андрониевом монастыре. Он сидел на цепи в темной камере, что ушла в землю. "Никто ко мне не приходил, — вспоминает Аввакум, — только мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно". История жизни человека, поднявшегося на борьбу за свои убеждения, превращающееся у Аввакума в историю первых лет старообрядческого движения, в историю России 2 пол. 17 в. БЫЛИНЫ БЫЛИНЫ. Былины — это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории. В народе называли – старины. Сам термин был введен в 1830г на основании «Слова о полку Игореве». Переодизация Аникина. 1. Мифологический период – отмечен тесной связью с мифологией. Эти былины наиболее древние. О старших богатырях – Волх(«Волх Всеславьевич»), Святогор (идея о гибели великая сила), Дунай(скитания приводят в Киев, убиваеть Настасью случайно из лука, затем убивает себя), Михайло, Потык. Святогор – отражение мифологич идеи о гибели великана, сила котор. признана бесполезной. Частушки – разновидность лиричекой песни, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, присутвовала шутка или ирония. 2. Киевский период – былины обретают историч конкретность. Процесс историзации. Соединение традицион обобщения с конкретн оценкой своей эпохи. Гл мысль: Киев – центр. Все земли должны объединится вокруг Киева. Певцы запели о Киеве, князе Киевском. Особенность: циклизация. Объединение сюжета вокруг отдельн персонажей и мест действия. Высоко ставили князя, но он не стал гл героем. Гл герой – Добрыня Никитич(противопоставлен Дунаю, побеждвет змея гарыныча на реке, спасает Засбаву). («Добрыня и Настася». «Добрыня и Маринка», «Добрыня и змей»). Это доблестн воин, качества – вежество, тактичен, разумен в речах, заботливый сын, любящий супруг. 3. Владимиро-Суздальский период – после утраты Киевом могущества возникло новое гос-во – Владимиро-Суздальское. Продолжает историю киевской руси. Выдвигает своих героев. Илья Муромец заменил Добрыню. И.М получил силу от Святогора Физич и духовная сила показана. «И.М. и Соловей разбойник», «И.М. и сын», «И.М. и калин царь». Соловей разбойник – олицетворяет силы природы, Алеша Попович – из Ростова. Считается, что у него есть прототип – Александр Попович. Убил тугарина змея, обманывает врага, заставляет оглянуться. Хитрость и изворотливость «А.П. и тугарин змей», «О неудавшейся женитьбе А.П.» Образ показан иронично. Его буйная молодая сила ищет выхода наружу. Любит пошутить, озорствует. Областной эпос – 2п 12 появл. Особенно в 13в. Усилив областные тенденции. Это ветвь общерусск эпоса. Наиболее извест – Новгородск эпос. «Былины о Микуле Селяновиче»(Вольга и Микула Селянович), «Садко»(приобрает несметные богатства, ездит за моря, строит соборную церковь Николая Можайского — как просил о том его святой. С тех пор «не стал больше ездить Садко на сине море, / Стал поживать Садко во Нови-граде». «Былины о Василии Буслаеве»(побоище, мать унимает сына, его дружина в беде, упал поперок камня, разбился). Поэтика: в основе антитеза. Гл герой и противник. Сюжет строится по принципу эпич произвед - зачин, завязка, развитие, развязка. В зачине – рассказ о богатыре, откуда он. Завязка – часто на княжеск пиру. Иногда былины могут начин сразу с завязки – это киевск былины. Кульминация – битва. Поэтич формулы былин – запевы. Они не обязательн. Помогают эмоц настрою. Композиция: есть общие места – (описание и речь героев) и места переходные (ход действия). Общие места сказитель знает наизусть, поет их одинаково всегда. Ретордация – замедленность действия. Присутст повторы. Полелогия – повторение последних слов предыдущ строки в начале последующей. Синтаксич параллелизм. Ключевой троп – гипербола. Отсутств метафора. Исследов-ли: Одни из первых – Селиванов, Буслаев. А также Аникин, Жданов, Зуева. 14 ДЕРЖАВИН 1743 1816 по происхождению дворянин из обедневшего дворянского рода. Был определен в казанскую гимназию, там проявляется его талант как графика, художника. не закончил гимназию ушел в армию. Попадает в Преображенский полк. Занимался тем, что писал письма за неграмотных солдат. В 1773−1774 годах участвует в подавлении восстания Пугачёва. Первый этап творчества связан с годами учебы в Казанской гимназии и годами военной службы. В 1776 выходит первая книга стихов «оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае». В нем ясно обозначилась позиция автора. Поэт должен быть свободным от обязанностей, и должен говорить правду истину. По тематике поэзия Д разнообразна. Выделяют его сатирические оды: «Введение мурзы», «Вельможа», «Властителям и судьям». Д конкретизирует своих героев. Философские оды: «Бог», «Водопад», «На смерть князя Мещерского» - признает создание мироздания всевышнего, при этом человека приравнивает к богу. Патриотические или гражданские: «На переход Альпийских гор», «Осада Очакова», «Снегирь». Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти. Литературная и общественная известность приходит к Державину в 1782 году, после написания оды «Фелица», которая восхваляет императрицу Екатерину II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам: Едина ты лишь не обидишь, Не оскорбляешь никого, Дурачества сквозь пальцы видишь, Лишь зла не терпишь одного… Ода очень понравилась Екатерине 2, она присылает Д табакерку со своим портретом с запиской с благодарностью. Фелица в переводе с итальянского «счастье». Впервые образ императрицы наделяется конкретными чертами. И так же впервые в оду вторгается сатира. Державин по сути преодолевает рамки классицизма. Появляется образ автора. Державина назначают наместником Олонецкой губернии, а с 1785 губернатором — Тамбовской. Только свободный независимый поэт может сметь говорить правду в глаза государю, говорил Д. свою позицию поэта и гос служителя излагает в мемуарах. В автобиографии Д не слова не упоминает о том что он поэт. В стихотворении «Евгению. Жизнь Званская» рассказывает о монахе, который решил собирать воспоминания у живущих писателей и поэтов, просит Д написать свою биографию. В стихотворении природа эта та среда, где рождается поэзия. Д в поэзии впервые изобразил предметы быта, действуют живые люди и современники. Первым изобразил русскую природу с харак-ми признаками. Поднял на высокий уровень жанр философ. оды. Д соедин. в своем тв-ве разные стили, пишет забавным русским слогом. Автор создает идеал свободного независимого писателя. Обращается к частным лицам, называет быт людей, подробности, детали, приобщает поэзию к реальной жизни 1.эпические жанры русского фольклора. Сказка. В устной прозе выделяются два больших раздела: сказки и несказочная проза. В основе их разграничения лежит разное отношение самого народа к сказкам как выдумке и "событиям" как правде (как нечто реальное). Русские сказки обычно делят на следующие жанры: о животных, волшебные и бытовые (анекдотические и новеллистические). Предпосылкой создания сказок у каждого народа было разложение первобытно-общинного строя и упадок мифологического мировоззрения. Религиозно-магическое содержание обрядов и мифов эволюционировало в поэтическую форму сказок. Признаки сказки: 1.Основной художественный признак сказок — их сюжет – он последовательный и развив вокруг главн героя. Контоминация – объединение несколько сюжетов(восточн.сказки 1000 и 1 ночь). Виды сюжетов:а) кумулятивный (накапливаются точки из одного и того же мотива. Н.р. репка) б) линейный (накапливаются разные мотивы. Н.р. набитый дурак). В) маятниковый(н.р. журавль и цапля).наиболее сложный сюжет в волшебных сказках, он может соединять несколько видов сюжетов. 2.В основе сказки всегда лежит антитеза между мечтой и действительностью. В мире сказки торжествует мечта. Принцип антитезы используется и при распределении героев по полюсам добра и зла, эстетическим выражением которых является прекрасное и безобразное. 4.Сказочные сюжеты имеют обычное эпическое развитие: экспозиция — завязка — развитие действия — кульминация — развязка. Каждый сказочный жанр имеет свои характерные мотивы. Встреча - сказок о животных, шутовской обман- анекдотических сказок, поиски чудесной невесты — для волшебных. 5.Рассказывание сказок велось особым, художественным языком. Например, в них использовались традиционные зачины и концовки — начальные и заключительные формулы. Наиболее типичны такие: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был... (зачин); Сделали пир на весь мир. И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало (концовка). 3. СКАЗОЧНЫЕ ЖАНРЫ И ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ: Фольклорные сказки. Произошли из тотемических мифов первобытного общества. Затем сказки получают фуекцию магического обряда для воздейсвия уже не на зверя, а на души и духов. 3.1. Сказки о животных Сказки о животных главные герои — животные.в русском фольклоре насчитывается около 119 сюжетов. Они составляют 10% от всех сказок. Особенно популярны были сказки "Лиса крадет рыбу с воза (саней)", "Звери в яме", "Кот, петух и лиса", "Кот и дикие животные", "Волк-дурень", "Коза луплена". В сказках о животных сохранились следы того периода примитивного ведения хозяйства, когда человек мог только присваивать продукты природы, но еще не научился их воспроизводить. Основным источником жизни людей в то время была охота, а хитрость, умение обмануть зверя играло важную роль в борьбе за выживание. Центральный персонаж — лиса,- хитрая, пронырливая, ловкая, мстительная, корысная, расчетливая, жестокая, верна себе-«Лиса и дрозд», «Медведь и лиса», «лиса и заяц», лиса и волк», «кот, петух и лиса». Еще один персонаж сказки-волк. Нередко сказка заканчивается смертью волка. Он олицетворяет зло и глупость («волк и семеро козлят»(«волк и коза»), «овца, лиса и волк», «волк-дурень»). Третий персонаж-медведь-добрый, доверчивый, неуклюжий, сильный и самый главный, самый глупый («мужик и медведь»-про вершки и корешки»).4-заяц, лягушка, мышь, дрозд, кот, петух-олицетворяют слабость. Часто персонажами в сказках являются люди(бабушка, дедуша, внуки. Чаще это одномотивные сказки. Мотив обмана. (лиса кумушка обманула мужика, притворившись мертвой, пользовалась доверчивостью петуха, выходит замуж за кота-воевода в надежде прибрать власть, феноминальная глупость волка, медведь зверь высшего ранга, он самый сильный 3.2. Волшебные сказки Термин введен Проппом . 225 сюжетов всего. Чудесный вымысел лежит в основе волшебных сказок. Волшебная сказка имеет свои исторические корни. Восходит к более позднему, земледельческому периоду. Отсюда культ земли, воды и солнца. Отражение тотемных представлений – помощь животных (сивка-бурка) Фетешизм – верование в магич силу вещей (клубок, кольцо). В восточнославянских сказках особое значение имеет образ Бабы Яги. Существуют разные подходы к объяснению кто такая баба-яга:1.в переводе-огонь=хранилица огня и света, 2. Змея (одноногость), 3.это богиня смерти, дом-ее могила, 4. Это проматерь всего сущего. Она двойственная: может быть противником и помощником.центральный мотив-встреча бабы-яги и героя.этот мотив описывал пропп. В основе образа лежит мотив смерти, преобретение там чудесных свойств и возвращение обратно. Пропп говорил-яга-это умершая мать, это проводник в загробный мир. Еще один образ-кощей бессмертный:1. Это некрещеный кощевник(кощунство-совершат что-то ужасное),2. Кщь-кость, 3. Это демон зимы=кощей-старый скряга. Он обитает где-то далего, смерть его на конце иглы, к ней не очень легко подобраться.Внутри сказочного сюжета отчетливо выделены два пространства: мир людей и чудесное тридевятое царство, тридесятое государство — не что иное, как мифическое царство мертвых. В представлении древних оно было связано с солнцем, поэтому сказка изображает его золотым. В разных сюжетах чудесное царство расположено под землей, под водой, в далеком лесу или на высоких горах, на небе. От мифологии сказка унаследовала два типа героя: "высокий" (богатырь) и "низкий" (дурачок); самой сказкой порожден третий тип, который можно определить как "идеальный" (Иван-царевич). Бытовые сказки В основе лежит повседневность и действит. Невероятн события. Должны вызывать удивление и смех. Эстетика требует неожидан действий. («Каша из топора», «Мальчик спальчик», «Мертвое дело») Сюжет развивается благодаря столкновению со сложн обстоятельствами. Герой остается невредим. Идеализируют качество-находчивость. Хар-н диалог, разговорн речь, нет красочн эпитетов. Кол-во – более половины. Делятся на анекдотич и новеллестич. Анекдотические сказки. В основе смех, как средство разрешения конфликта. Герой этого жанра человек, униженный семьёй или обществом. Его противники богатые мужики, барины. Конфликт – одурачивание. Они зарифмованы. Используется гротеск. Формы дурацкого мышления. Прием порадирования. Персонажи –глупец и шут. Новеллистическая сказка. Интерес к внутреннему миру человека, интересует личная жизнь героев Сюжеты: 1) О женитьбе и замужестве («Приметы царевны», ) 2) Об испытании женщин «Семилетка». 3)О разбойниках 4) О судьбе «Марк Богатый». Эти сказки обходятся без волшебного, состоят из цепочки мотивов. ГОРЕ ОТ УМА Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» в4-х действиях была написана после Отеч-ой войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России.Считается первой реалестич комедией. Есть черты классицизма: единство времени и места, говорящ фамилии. Но Г. Нарушил правило действия. Герои как у классицистов не делятся на положит и отрицат, сплав качеств. И черты романтизма: исключит черты главн героя, его одиночество и непонимание другими. В комедии поставлены злободневные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному. Идейный смысл - в противопоставлении двух общ-ных сил, жизненных укладов, мировоззрений: старого, крепостнического, и нового. Конфликт комедии — конфликт между Чацким и фамусовским обществом, социальный, между «веком нынешним и веком минувшим». Это первая сторона конфликта, а в вторая это любовный конфликт. Конфликты идут параллельно. Герои распределяются в соответствии с конфликтом. Фамусов — чиновник, но к своей службе относится лишь как к источнику дохода. Его не интересуют смысл и результаты труда — только чины и богатво. Житьем похвальным, вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! - Что за тузы в Москве живут и умирают! - Пиши: в четверг, одно уж к одному, А может, в пятницу, а может, и в субботу, Я должен у вдовы, у докторши, крестить. Она не родила, но по расчету По моему: должна родить... Идеалом этого человека является Максим Петрович, который «пред всеми знал почет», «на золоте едал», «езжал-то вечно цугом». Фамусов, как и все общество, восхищается его умением «сгибаться в перегиб», «когда же надо подслужиться», так как именно эта способность помогает в Москве «дойти до степеней известных». Фамусов и его общество (Хлестовы, Тугоуховские, Молчалины, Скалозубы) представляют собой «век минувший». Чацкий, напротив, представитель «века нынешнего». Это выразитель передовых идей своего времени. В его монологах прослеж-ся политическая программа: он разоблачает крепостничество и его порождения: бесчел-сть, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает беспощадн. хар-ку фамусовскому обществу, клеймит «прошедшего житья подлейшие черты». Монолог Чацкого «А судьи кто?..» рожден его протестом против «Отечества отцов», так как не видит в них образца, которому следует подражать. Он осуждает их за консерватизм: Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма... за страсть к богатству и роскоши, добываемым «грабительством», ограждая себя от ответственности круговой порукой и подкупом: Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Крепостников-помещиков он называет «знатными негодяями» за бесчеловечное отношение к крепостным. Один из них, «тот Нестор негодяев знатных» променял своих верных слуг, которые «и жизнь и честь его не раз спасали», на три борзые собаки; другой негодяй «на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», которые затем были все «распроданы поодиночке». В фамусовском обществе внешняя форма как показатель карьерных успехов важнее просвещения, бескорыстного служения делу, наукам и искусствам: Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету... Дерзкий ум Чацкого сразу настораживает привыкшее к спокойствию московское общество. Диалоги Фамусова и Чацкого — это борьба, и она начинается с первых же минут встречи Фамусова и Чацкого. Чацкий резко осуждает принятую в Москве систему воспитания дворянской молодежи. А Фамусов высказывает мысль: Ученье — вот чума, ученость — вот причина… Отношение Фамусова и Чацкого к службе тоже противоположно. Чацкий основной целью видит служение делу. Он не приемлет «прислуживание старшим», угождение начальству: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Для Фамусова же служба — дело легкое: А у меня что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Противоречиями во взглядах м/у «веком нынешним» и «веком минувшим» пронизана вся комедия. И чем больше общ-ся Ч. с Ф. и его окружением, тем большая разделяет их пропасть. Ч. резко отзывается об этом обществе, которое, в свою очередь, называет его «вольтерьянцем». Чацкий вынужден отречься даже от любви к Софье, понимая, что она его не любит и не видит в нем идеала, оставаясь представительницей «века минувшего». Каждое новое лицо в комедии пополняет фамусовское общество, а значит — становится в оппозицию Чацкому. Он пугает их своими рассуждениями и идеалами. Именно страх заставляет общество признать его сумасшедшим. И это было лучшим средством борьбы с вольномыслием. КАНТЕМИР САТИРА Во 2 пол. 18 в литер. процесс усложняется, появл. школы, течения, увелич. число журналов, среди которых большое место занимают лит-ные журналы. Наряду с дворянскими писателями появл. Новые имена писателей и публицистов: Эмин, Чулков, Лёвшин, Аничков, Новиков. Россия разрастается в территории. Ек. 2 была автором сатирич. Журн. «Всякая всячина» 1769 г. Формальным издателем считался Козецкий. Первый номер раздавался бесплатно. Важным было обращение к читателю. Журнал определил то. О чем можно и нельзя писать. «Вс. Вс» показ. Пример благонамеренной журналистики. 1. Никогда не называть слабости пороком. 2. Хранить во всех случаях человеколюбие. 3. Не думать, что совершенных людей нет. 4. Просить бога, чтобы дал дух кротости и снисхождения. 5. Никому не думать, что он один весь свет может исправить. В журн. больш. материалов принадлежало Ек 2, хотя др. авторы приним. Участие: Елагин, Козицкий, Сумароков. Журналы: «Ни то, ни сё» Рубана, «Подёнщина» Тузова, ж. «Смесь», «Трутень» Новикова, «Трудолюбивая пчела» Сумарокова. Образцом стан. журн. европейский, английский. Опыт европ. предшественников использ. Эмин, Новиков, создав особый тип сатир. журн, в кот. на смену юмористически-занимательному сюжету пришла сатира с острым, злободневным содержанием. Новиков не принимал либерально-умеренную программу «Вс вс», выбир. Общественно-направленную сатиру. По утвержд. Новикова только язвит. И беспощ. Сатира на лицо может стать действенной. Вступ. В полемику со «вс вс», поддерж. Ж «смесь» и «Адская почта». Эпиграф ж. из «Жуки и пчелы»: «Они работают, а вы их труд ядите». Новиков выводит галерею вельможных трутней, для кот. Крестьяне не люди, не поним. Основу своего существования. Новиков затрагивает тему крестьянства, пытается найти первопричины бедственного положения. Журнал пользуется большим спросом, издание было временно прекращено. Вновь выходит в 1770 г, измен. Эпиграф: опасно наставленье строго, где зверства и безумства много. Ж. «Живописец» 1772 г. Заявил о приверженстве «Трутню». Автор изображает тяж. положение рус. крестьян, обвинил в этом дворян. Кантемир. «На хулящих учение» («К уму своему», 1729) - выступил против представителей церковных и светских кругов, пытавшихся после смерти императора Петра I вернуть Россию к дореформенным порядкам. Борьба за сохранение прогрессивных, по мнению Кантемира, достижений была продолжена во второй сатире «На зависть и гордость дворян злонравных» («Филарет и Евгений», 1730), посвященной защите петровской Табели о рангах, идее «физического» равенства людей и внесословной ценности человека. В 1730, при вступлении на престол Анны Ивановны, Кантемир принял деятельное участие в борьбе против «верховников» (членов Верховного тайного совета), пытавшихся ограничить самодержавие (Кантемир собирал подписи офицеров Преображенского полка, сопровождал A.M. Черкасского и Н.Ю. Трубецкого во дворец императрицы). Построение сатир К. обычно единообразно. После вступления (представляющего чаще всего обращение, например, к уму своему, к Феофану) К. сразу переходит к живым примерам, которые, следуя один за другим, создают галерею литературных портретов, связанных почти без переходов простым порядком звеньев. Отсюда типичное для К. двойное заглавие; первое определяет обращение, дающее рамку всей сатиры; второе относится к признаку, по которому отобраны сатирические портреты. (К уму своему (на хулящих учение)). И. Крылов центральная тема всех его комедий – разложение нравов высшего дворянского «света». В «Бешеной семье» любовная горячка, увлечение флиртом, нарядами и т.д. – изображена в тоне веселой буффонады, и сатира отступает на второй план по сравнению с фарсом; в комедиях, пришедших на смену опере, тема дана уже в остросатирическом плане, причем сатира приобретает уже явственно социальный характер. У К. смешались элементы сумароковского фарса с фонвизинским реализмом, и эта смесь была осмысленна как гротеск. Комедии К. не ограничиваются темами общесоциальной сатиры. Они направлены против литературных врагов писателя-разночинца. В «Сочинителе в прихожей» дан памфлет против рептильных стихотворцев, пишущих похвальные стишки знатным людям. К. ратует за высокое достоинство писателя, за свободу высказывания и учительную роль литературы. Служебность придворно-шинельского искусства он предает осмеянию. Крылов известен как мастер сатир. Прозы. Ж. «Почта духа» выходил с 1789 г в течение 8-ми месяцев. Продолжал сатирич. Традиции. Содержание ж. предст. Перепиской водяных, воздушных, подземных духов, эльфов и гномов с волшебником Маликульмультом. выбор фант. Персонажа был рассчитан на преодоление цензуры. С др стороны подобный прием позволил решать худ задачи писателя: его души вездесущи, способны проникать туда, куда нужно автору. Страна не названа. Герои делятся на 2 лагеря: Малекульмульк и души-персонажи разумные, мудрые, а люди оказываются глупцами либо носителями пороков. «Почта душа» изобр не только безумных дворян, но и невежеств учителей, франкоманию. Затрагив проблему ис-ва, высмеив увлечение дворянами иноземн ис-ва и невнимание к отечеств. Ж. был закрыт. Высокую оценку сатире дал Добролюбов, в частности, посвятил спец статью «рус сатира екатерин времени, сатирич ж. Новикова». Написана в 1859 г в канун отмены кр права. Несмотря на высокую оценку, Добролюбов критически охарактеризовал деят. Нов., критиковал за либерально-отличительный подход, при кот высмеив частные злоупотребления чиновников и помещиков, но не осужд самодержавие и кр право. По мнению Добр, такая сатира не достигает цели. Журналисты не умели добираться до корня зла, в своей критике шли за законодательством своего времени. КЛАССИЦИЗМ Литература ставит задачу донести, что есть правильно, высветить наразумные пороки. во всех странах формировался как литературное направление эпохи абсолютизма, отражение жизни идеальной. Зарождается в Италии в к.16 века в университетских кругах. Расцвет во Франции в 17 веке. Одним из первых классицистов является Мольер, начинает писать высокие оды. Теоретиком является Буало, который в 1674 году написал трактат «поэтическое искусство». Создает жанровую иерархию: 1. Высокие оды, трагедии. 2 низкие комедии, басни. Правило 3 единств. Единство дейсвия – действие должно быть едино, но должно быть предысторий, лишних героев, все конфликты должны решаться однозначно. Единство впечатлений, если комедия то все должно быть смешно. Деление героев на положительных и отрицательных. Главенствует только одна черта. Классицисты опирались на рационалистическую философию Декарта и сенсуализм Локка. Главное это разум, рационализм, служение государству. Русский классицизм утверждается в эпоху становления национальной государственности. В Петровскую эпоху стали складываться соц политические условия и идейно философские основы, которые способствовали зарождению К. все должно быть основано на разумных началах, прежде всего это общее благо, польза. Русские классицисты опираются на отечественную историю, культуру, унт, античность. Русский классицизм зарождается в период реакции, когда после смерти Петра 1 под удар поставлены все его начинания, достижения. Рус классицизм прошел несколько стадий развития: 1. зарождение 30-50-е г. 18 в. проявл. в сатире Кантемира, поэмах Тредиаковского «Телемахида», «Ода на сдачу Гданска». 2. 50-60-е г. расцвет кл. Создается русская классицистич. теория, появл. норматив. акты рус. кл. Появл. ода Ломоносова «На взятие Хотина», поэма «Петр Великий». Трагедия Сумарокова «Дмитрий Самозванец», комедии, басни. Произошли реформы стихосложения, жанровой системы. Первый этап осуществил Тредиаковский, трактат «Новый и краткий способ сложения стихов», разработал хорический размер стихотв. Второй этап осущ. Ломоносов «Письмо о правилах рос. стихотворства», отпр. из Германии в Петербург в 1735 г. Л. распространил силлабо-тонич. принцип на рус. стихосложение. Сумароков «Две эпистолы». В 1 «о русском языке», во 2 – «о стихотворстве», наставления писателям. Сумарков выдвинул положение о недопустимости смешения жанров, невозможности смешения высокого и низкого стилей. 3. 70-е до конца 18 в. время упадка кл. Фонвизин комедии «Бригадир», «Недоросль». Херасков, Державин, нек. произв. Радищева: ода «Вольность» и повесть «Житие Ушакова». Рус. кл. связан с просветительскими идеями, в произв. большое внимание уделяется воспитательным целям. Своеобразие русского классицизма: Евр классицизм отстаивал идеи просвещенной монархии. Рус классицзм строился уже на этих идеях. Петр 1, как идеал правителя. Русский классицзм начался с плода весенного оды, а с плода осенного сатиры (гусь сказал, что это очень очень важно). Р кл характерен социально критический пафос. Конфликт переживания власти, как эгоистичной личности Опирался на русский фольклор. 2. Лирические песни Вся лирическая традиция делится на: -Обрядовый фольклор, -Календарный (колядки, веснянки, масленичные песни), -Внеобрядовый фольклор(более поздний) Лирическая песня- жанр, в котором слово и мелодия нераздельны. Большинство исследователей говорят, что она возникла в недрах обряда и с течением времени стала существовать как пласт- 15-16 в. Классификация. Разделяется по характеру напева: протяжные и скорые(музыковеды). По выражению настроения: трагические, оптимистические, юмористические и сатирические. Это общая классификация. Существует два основных подхода: 1)Жанровый (Колпакова)- весь песенный репертуар раскладывается на: игровые; лирические; величальные; песни- заклинания; 2) |