Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой
Скачать 5 Mb.
|
Тематический 19-20 в.(Собоевский)- по важным темам, героям. Это бытовые (любовные, семейные, шуточные); песни соц. содержания(солдатские, разбойничьи); песни крестьянских отходников(ямщицкие, бурлацкие) Бытовые. 1. Любовные-главные персонажи девушка и молодец. Переданы все оттенки любовных чувств. Больше песен о разлуке. Переживания переданы через внешние образы. Чаще всего песни передаются через природные символы: разлука- увядший сад. Семейные. Гл. герои муж и жена. Отличие от любовн. песен- жизнь правдивая, проще. В центре- образ замужней женщины. Говор., как тяжело живется в чужом доме. Почти нет радости, драматичные. Есть песни и от лица мужа. Изобр. неудачную семейную жизнь. В семейных песнях отразился идеал семейной жизни в ладу, в любви, согласии. Старому мужу противоп. муж желанный. Шуточные. Написаны на бытовые темы, показано с юмором. Должно было вызывать смех. Веселая, скорая мелодия, обилие рифм, припевов. Могли быть плясовыми. «Ах вы сени, мои сени», «Задумал да старый дед» Песни социального содержания. Солдатские- изображается царская солдатина. Петром первым воинская служба 25 лет. Отображены исторические события и личная судьба солдата. Тема одиночества солдата, разлука с семьей. Разбойничьи- все несут соц. протест. Главный герой смелый, мужественный разбойник. Песни крестьянских отходников. Бурлацкие. Бурлаки уходили на весну и лето. Изображаются как смелые, бывалые люди. Показывается бесприютность, трудности скитания, бедность. Но в целом песни звучат бодро. Чумацкие, ямщицкие. Чумаки перевозили товары, бурлаки- почту и пассажиров. Песни протяжные и унылые. Ключевой образ - долгая дорога. Ко второй половине 19 века в народе стали исчезать. (У Пушкина «Зимняя дорога», Некрасов «В дороге»). Подлюбные песни. Песни-гадания. Поэтический стиль. 1. Психологич. параллелизм. Принципы аналогии между человеком и природой. 2. Внутреннее состояние лирического героя выражается через микросюжет. 3. Ассоциативно- цепочная связь картин- ассоциации между образами. Образы вырастают один из другого. Повторы: лексические, синонимические, ритмические, припевы. 4. Ступенчатое сужение образов. Выявление Соколовым. В песни последовательно перечисляются образы, пространства, все более сужается. 5. Исключение единичного из множества позволяет выделить главного героя среди других. 6. Лирическое. обращение. 7. Тропы всех видов. ЛОМОНОСОВ 1711-1765.с его тв-ва начинается русский классицизм. Он был теоретиком и практиком русского к. благодаря ему в России к. приобрел черты национального характера. Детство и юность протекают среди величавой северной природы. На его личность повлияла жизнь крестьян. Детство и отрочество совпали с петровским временем. Л. нравились петровские преобразования. В 1730 году тайно уезжает в Москву. Там скрывает свое происхождение и поступает в славяно греко латинскую академию. Живет в бедности. В 1735 году Л. в числе 20 лучших учеников был отправлен на обучение в петербургскую академию. Далее следовало обучение в Германии (1736). Там интересуется литературой, стихосложением, пробует силы в стихотворстве. Результатом занятий стало составленное в 1739 г. «Письмо о правилах российского стихотворства». В нем завершает реформу российского стихосложения, начатую Тредиаковским. Принимает силлабо – тоническую систему стихосложения. Особенности русского языка, свободные ударения, вводит женскую и мужскую рифму. Поэзия Л не лирична, а гражданственна. Вместе с письмом послал свою «Оду на взятие Хотина». Возвращается в Россию в 1741г. в академию в Питер и не покидает до конца жизни. Вступил в литературу, когда древняя письменность отходит на второй план и на смену приходит светская культура. Пишет в 1757 г. «российскую грамматику, основанную на русском языке». Она открывается стихотворной хвалой русскому языку. Свои идеи по поводу штиля, жанров в литературе он изложил в трактате «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» в ней разделил все слова на 3 группы: 1. Относятся слова общие для русского и церковнославянского языков. 2. Только церковнославянские слова, но понятные всем грамотным людям. 3. Только русские слова. Это материал, на котором базируется теория трех штилей. Высокий – поэмы, оды; посредственный (средний) – трагедии, сатиры, эклоги, элегии; низкий – комедии, эпиграммы, песни. Ломоносов считает поэзию высоким родом искусства. Выделяет оду и считает, что через них можно лучше высказать свои взгляды. Большое место занимают торжественные или хвалебные оды- «восшествие на престол Елизаветы 2», научные оды - «о пользе стекла», философские – «размышление о божьем величии», патриотические – «на взятие Хотина», сатирические – «гимн бороде», о роли поэта и поэзии – «разговор с Анакреоном». Образ Петра присутвует практически во всех одах поэта (всего их 20). Петр светлое отражение всей России. «Разговор с Анакреоном»: в ней раскрывается позиция поэта – классициста. Ломоносов был сторонником идейности, гражданственности в искусстве. Перевел 4 оды Анакреона и ко всем дал ответ. Взгляды иногда совпадают, иногда нет (полемика). В 1 й группе ставится вопрос о выборе предмета достойного воспевания.(Ода I- Мне петь было о Трое, О Кадме мне бы петь, Да гусли мне в покое Любовь велят звенеть. Я гусли со струнами Вчера переменил И славными делами Алкида возносил; Да гусли поневоле Любовь мне петь велят, О вас, герои, боле, Прощайте, не хотят). Ответ Лом.- четко разделять личную жизнь поэта и поэтическую жизнь. Поэзия должна служить примером(Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен). Во 2 группе взгляды Анакреона сравниваются с учением древнеримского стоика Сенеки. Предлагал презирать радости жизни и готовить себя ко всем невзгодам. В 3 Анакреон говорит о цели в жизни. Ломоносов противопоставляет Анакреону республиканца Катона, чья преданность Риму его поражает. Но Л. не принимает позицию ни Анакреона, ни Катона. В 4 группе стихотв. оба поэта: Л. и А. обращаются к живописцу с просьбой нарисовать портреты возлюбленных. У Л. ей оказывается Родина, Россия. Служение понимает как тв-во, созидание. Ода « На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны » Позволяет в монологической форме дать уроки и советы Елизовете. Главное, что выведет Россию в ряд мировых держав, это, по мысли поэта, новые поколения людей: образованные, просвещенные, преданные науке русские юноши: О вы, которых ожидает Отечество от недр своих, И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте, ныне ободренны, Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха, Науки пользуют везде: Среди народов и в пустыне, В градском саду и наеди´не, В покое сладком и в труде. Тему решающей роли науки и просвещения в развитии страны заявил, как помним, еще Кантемир. Служил науке своим творчеством и всей своей жизнью Тредиаковский. И вот теперь Ломоносов увековечивает эту тему, ставит ее на поэтический пьедестал. Именно так, потому что две только что процитированные строфы – это кульминация оды, высший ее лирический пик, вершина эмоционального одушевления. Л.впервые обратился к 4х стопному ямбу с мужской и женской рифмами. Ломоносов поднимает такие вопросы как служение родине, богатство страны, восхваляет науки и образование, в одах была очень сильная общественная программа, которая могла воплотиться только если на троне будет просвещенный монарх. Л. Вводит образ Петра 1 как пример. На нем он показывает победы в области науки, политики и т.д. художественное своеобразие од Л. Определялось всецело их идейным содержанием. Каждая ода представляет собой вдохновенный монолог обличенный в стихотворную форму. В авторскую речь вводятся типичные ораторские приемы, вопросы. Характер речи придают одам также многочисленные обращения к музам, наукам, и т.д. много метафор, олицетворений, гипербол. Тропы отличаются ликующим, праздничным характером. Русское государство воплощено в гиперболизированном образе царственной женщины, которая опирается локтем на гору, а ногой на Китай. Слабые стороны одописи. Раскритиковал его Сумароков. Критикует за аллегории, олицетворения, за то, что нельзя понять, о чем идет речь. В своих «вздорных» одах Сумароков парадирует стиль Ломоносова. Этому посвящен целый ряд статей критика на оды. МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ В нач. 18 в. возникает могущественная империя Чингиз Хана. От них пострадали народы южной Сибири, Китая, средней Азии и др. В 1220 г. достигли границ Руси. Первым литературным откликом на трагические события 1223 г. стала «Повесть о битве на реке Калке». В ней рассказывается о вынужденном союзе рус. князей на половцев и поражении руссичей. К разгрому привело отсутствие единства действий между русскими и половцами. Много воинов пали, и богатыри и Александр Попович. Следующие вехи покорения Руси монголо-татарами: 1) 1237 г. – после героической обороны пали Рязань и Владимир; 2) поражение на реке Сити, открывшее завоевателям путь на юг; 3) 1240 г. – взят Киев и наступило более двухвековое татарское иго; 4) 1480 г. – Иван 3 смог отказаться от уплаты дани Орде. Монголо-татарское нашествие, отбросившее Русь на несколько веков в развитии назад, послужило исторической основой для появления произведений разной жанровой природы (воинские повести, слова и поучения, жития святых). «Повесть о разорении Рязани Батыем»-внелетописная Эта повесть утверждала идею защиты Родины всем миром и до конца, до гибели последнего воина. В основе лежат реальные события 1237 г. Композиция повести сложная, т.к. произведение складывалось на протяжении десятилетий, в ней много поздних вставок. В 1 ч. повести рассказывается о появлении полчищ Батыя на границах Рязанской земли. Трагическая история семьи князя Федора. Принял смерть за дерзостный ответ врагу, и следом жена Евпраксия с сыном Иваном выпрыгнула с горнице и разбилась. Во 2 ч. повести – трагедия города. Хотя рязанцы и бьются как богатыри, но от Рязани остаются «дым, земля и пепел». В 3 ч. – трагедия становится уже общерусской, посвященная подвигу Евпатия Коловратия. С небольшой дружиной Евпатий напал на Батыя под Суздалем и нанес удар с тыла. Убить Евпатия удалось только стенобитными орудиями.Последняя часть – после похорон защитников Рязани, Ингварь Ингварьевич борется за возрождение города. В этой повести усилилась роль повествователя-выражается в оценке героев,событий, в подборе оценочных эпитетов. Автор стремится к индивидуализации. Тема смерти связывает все части произведения. Повторяются многократно плачи – это определяет эмоц. настрой автора, который плачет над разоренной Рязанской земле. «Слово о погибели русской земли» Почетное место в ряду литературных памятников эпохи манголо-татарских нашествий занимает «Слово о…». Оно звучит как гимн былому могуществу страны. Автор любуется ею, но потом говорит о беде, обрушившейся на Русь. Под бедой исследователи видят манголо-татарские нашествия. Автор воспитывал чувство патриотизма, вселял веру в национальное возраждение. "Повесть о битве на реке Калке" Первое столкновение русских войск с кочевниками произошло в 1223 г. на реке Калке (Кальмиус). Летописная повесть об этой битве дошла до нас в двух редакциях. Повесть обстоятельно излагает ход событий. Весть о появлении "языка незнаемого" (неизвестного народа) принесли в Киев половцы, с которыми первыми столкнулись отряды степных кочевников, шедшие с Кавказа под руководством нойонов (воевод) Чингиза Джебе и Сабутэ. В битве приняли участие только южнорусские князья, но между ними не было согласия и единства, что и явилось причиной разгрома на Калке, указывает повесть. Она хорошо передает настроение русского общества при известии о появлении монголо-татарских полчищ. Весть эта была встречена с крайним недоумением: "Явились народы, которых как следует никто не знает, кто они, откуда пришли, каков язык их, какого они племени, какой веры, и зовут их – татары, а иные говорят – таумены, а другие называют их печенегами..." Автор повести ссылается на философско-исторический труд Мефодия Патарского "Откровение", созданный в Византии, по-видимому, во второй половине VII в. (в "Откровении" обозревались судьбы человечества от Адама до "второго пришествия"). На его основе и дается религиозно-моралистическая трактовка события: приход "языка незнаемого" – следствие попустительства божия "грех ради наших", предзнаменование конца мира. Народное сознание связывало с битвой на Калке сказание о гибели русских богатырей. Отзвук былины о том, как перевелись богатыри на Русской земле, мы находим в списках повести XV–XVI вв. Эти списки сообщают, что на Калке погибли не только шесть Мстиславичей, но и Александр Попович, его слуга Торопец, Добрыня Рязанич Златой Пояс, а также 70 "храбрых" (богатырей). Памятник куликовского цикла – кон. 14 в. – нач. 15 в. «Задонщина» . Памятник, принадлежащий перу Ефросина. Был открыт в 1852 г. ундольским, а привлек внимание своими параллелями со «Словом о полку Игореве». В жанровом отношении это больше «слова» чем «плач». Характерен радостный настрой. В отличие от «Слова» здесь солнце светит ярко, предвещая московскому князю победу. «Слово о житие Дмитрия Донского» «Сказание о Мамаевом побоище» к 15 в. Центр. Памятник куликовского цикла, рассказывающий о победе над полчищами Мамая в 1380 г. НЕДОРОСЛЬ Стоял во главе русского просвещения. Учился в гимназии при московском университете, там получает знание иностранных языков и впоследствии его зачисляют в коллегию иностранных дел. Творческий путь начинает с переводов датского баснописца и материалиста Гольберга. Ф высмеивает реальные пороки общественной жизни., выражает идеи петровского времени, для него Петр идеал. Одним из первых произведений стала басня Лисица и кознодей, написанная в 60 годах. Он высмеивает лисицу проповедника с одной стороны, а с другой самого льва – петра 3. Сатира на царедворцев, заметна тяга к реальной, современной жизни. 62 год становиться переломным. Сначала учеба в московском универе затем переезд в Петербург. несмотря на загруженность по работе часто бывает в кружке для литераторов – кружок Мятлевы. Знакомится с Сумароковым, Барковым. Пишет «послание к слугам моим Шуминову, Ваньке и Петруше». Было новаторство, адресовано слугам. В послании обнажает ложь и лицемерие. Автор обращается к своим слугам по очереди. В послании высмеивается основы церковного учения и защитников религии, проповедующих божественную мудрость в создании мира и человеческого общества. Послание построено в форме диалога между автором и слугами. Послание- жанр высокой лирической поэзии, поэтому адресатом его должен быть представитель из высшего сословия. Обращается к слугам - это было отступлением от правил классицизма. Ф заинтересовался театром благодаря Елагину, попытка создать русскую национальную комедию. Замысел новой комедии складывается очень медленно, с 1770 по 1782 г после возвращения из Франции. Появляется комедия «недоросль». Она насыщена опасными суждениями. Ф выступил с просветительскими идеями. 24 сентября 1782 года комедия была поставлена в деревянном театре силами придворных. Для Пушкина комедия стала народной. Борьба за руку Софьи носит пародийный характер. Зритель сразу понимает, что главное это не женитьба. В основу комедии Ф положил конфликт времени, который определял взаимоотношения между дворянами - крепостниками и крепостными крестьянами; конфликт социально-политический- произвол помещиков, кот. поддерживало правительство. Через образы Правдина и Стародума показывает служение государыне. Правдин служит при дворе, а Стародум разуверился в Екатерине, как просвещенной монархине. Очень важна тема крепостного права. Первая общественно - политическая комедия. Вся проблема государства в кр.пр., оно уродует и крестьян и помещиков. Комедия создана в классицистическом русле, но присутствуют черты реализма. Ф. поднимает темы крепостничества, помещичьей жизни. В проблемах воспитания и образования, крепостничества, своеволия дворян Ф видит угрозу развития России. Ф показал 2 системы воспитания. 1истиная (Софья), 2 ложная (Митрофанушка). Простакова не только жестокая помещица, но и любящая мать. Это новаторство. Отход от классицизма, попытка создать разносторонний образ. Кульминацией темы образования является экзамен. Среда влияет на воспитание детей. В комедии присутствуют черты классицизма: единство места, действия, времени, говорящие фамилии, деление на акты, герой носитель одной идеи. Новаторство: не все персонажи показаны однозначно. Образ Простаковой вызывает жалость, когда от нее отказывается Митрофанушка. Ф. достиг своей цели, поставив вопрос об уничтожении крепостного права мирным путем. Отказ от любовного сюжета, построение пьесы на основе реального социал. конфликта русской жизни, введение полож. героев – все это обусловило создание комедии нового типа - социально-политической. КРАТКОЕ Деревня помещиков Простаковых. Госпожа Простакова в гневе: крепостной портной Тришка, считает она, сшил слишком узкий кафтан её любимому сыну, шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Тришка оправдывается тем, что не учился портняжному ремеслу, но госпожа ничего и слушать не хочет. Её муж, Простаков, недалёкий и послушный жене человек, высказывает мнение, что кафтан мешковат. А Тарасу Скотинину, брату Простаковой, кажется, что кафтан «сшит изряднехонько». Сам же кафтан — обновка Митрофанушке к сговору Скотинина с Софьей, дальней родственницей Простаковых. Отец Софьи умер, когда она была ещё младенцем. Девушка росла у матери в Москве. Но уже минуло полгода, как она осталась круглой сиротой. Простаковы взяли её к себе, чтобы «надзирать за её имением, как за своим собственным». Дядюшка Софьи, Стародум, уехал в Сибирь. На протяжении долгого времени о нём не было никаких известий, и Простаковы считают, что он давно умер. Скотинин хочет жениться на Софье — не потому, что ему нравится девушка, не потому, что он хочет завладеть её деревеньками, но потому, что в этих деревеньках много... свиней, а до них он большой охотник. А Софья ещё не знает, кого прочат ей в мужья. Софье приходит письмо от Стародума. Госпожа Простакова, услышав об этом, крайне раздражена: не сбылись её надежды, дядюшка оказался жив. Простакова обвиняет Софью во лжи: письмо, дескать, амурное. Но проверить утверждение она не может, ибо неграмотна. Её муж и брат тоже читать не горазды. Их выручает постоялец Правдин. Он читает письмо, в котором Стародум извещает племянницу, что делает её наследницей своего состояния, нажитого им в Сибири, которое даёт доходу десять тысяч в год. Госпожа Простакова поражена этим известием. У неё возникает новая идея: выдать Софью за своего сына, неуча Митрофана. Через деревню Простаковых проходят солдаты. Их ведёт офицер Милон. Он встречает здесь своего старого друга, Правдина. Тот рассказывает, что состоит членом наместнического правления. Правдин объезжает округ и особенно обращает внимание на «злонравных невежд», которые плохо обращаются со своими людьми. Именно таких невежд он нашёл в лице Простаковых. Милон же рассказывает, что он влюблён и более полугода находится в разлуке с любимой. Недавно он узнал, что его возлюбленная осталась сиротой и какие-то дальние родственники увезли её в свои деревни... В тот момент, когда Милон говорит об этом, он внезапно видит свою возлюбленную — это Софья. Влюблённые рады встрече. Но Софья рассказывает, что госпожа Простакова хочет выдать её замуж за Митрофанушку. Милона терзает ревность. Правда, она ослабевает, когда он узнает побольше о своём «сопернике». Проходящий мимо Скотинин бесцеремонно заявляет о своих видах на Софью. Правдин рассказывает ему о планах госпожи Простаковой. Скотинин в бешенстве. На глаза ему попадается Митрофан, которого ведёт учиться няня Еремеевна. Дядя желает объясниться с племянником и уж было набрасывается на него с кулаками. Но Еремеевна заслоняет собою Митрофанушку и прогоняет Скотинина. Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч — Кутейкин и Пафнутьич — Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, — учитель арифметики. Митрофан отказывается учиться. Он жалуется матери, что после дядюшкиной «таски» ему не идёт на ум ученье. Еремеевна рассказывает о столкновении со Скотининым. Простакова утешает сына, обещает его скоро женить. Учителей она велит накормить обедом и вновь прислать. Госпожа недовольна Еремеевной: та «не впилась в харю» Скотинину и «не раздёрнула ему рыла по уши». Простакова собирается по-своему «переведаться» с братцем. Усердная Еремеевна от обиды плачет. Учителя утешают её. Приезжает Стародум. Прежде чем показаться хозяевам, он беседует со старым знакомым, Правдиным. Стародум вспоминает о своём отце, служившем Петру Великому, хвалит те времена. Стародум приехал, чтобы освободить свою племянницу от «невежд без души». Он был вынужден покинуть государственную службу. Когда Стародум ещё служил по военной части, он подружился с молодым графом. По объявлении войны Стародум поспешил в армию, а граф от этого уклонился. И вскоре после этого граф был произведён чином, а Стародум, раненный на войне, обойдён. Выйдя в отставку, Стародум приехал в Петербург ко двору. Но позже он решил, что «лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней». Стародум встречается с Софьей и обещает увезти племянницу от Простаковых. Разговор прерван появлением Простаковой и Скотинина. Сестра с братом дерутся, а Милон разнимает их. Стародума эта сцена забавляет. Госпожа Простакова раздражена весельем незнакомца, но, узнав, что это Стародум, она меняет тон на самый раболепный и угодливый. Она хочет подольститься к богатому родственнику и поспособствовать этим женитьбе Митрофанушки на Софье. Но Стародум обещает на следующее же утро отвезти Софью в Москву, чтобы там выдать её замуж за некоего «молодого человека больших достоинств». Это известие повергает всех в уныние, а Софья «кажется поражённою». Тогда Стародум говорит ей, что выбор достойного жениха — всецело в её воле. Это всем возвращает надежду. Госпожа Простакова хвалится перед Стародумом образованием Митрофанушки. Она особенно довольна немцем Адамом Адамычем Вральманом, которого наняла на пять лет. Она платит ему триста рублей в год (прочим учителям — десять). Вральман учит Митрофана «по-французски и всем наукам». Но главное — он «ребёнка не неволит». Тем временем Кутейкин и Цыфиркин печалятся о том, что учение идёт не очень успешно. Арифметике Митрофан учится третий год, а «трёх перечесть не умеет». Грамоту он изучает четвёртый год, а до сих пор «новой строки не разберёт». А вся беда в том, что Вральман потакает ленивому ученику и мешает учёбе. Госпожа Простакова уговаривает сына поучиться. Тот требует, чтобы поскорее был сговор: «Не хочу учиться, хочу жениться». Цыфиркин задаёт Митрофану две задачи. Но мать вмешивается и не даёт решить их. Вообще арифметика представляется ей пустой наукой: «Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтём и без Пафнутьича хорошохонько». Приходится Цыфиркину закончить занятие. Его место заступает Кутейкин. Митрофан бессмысленно повторяет за ним строки из Часослова. Тут появляется Вральман. Он объясняет госпоже Простаковой, что излишне набивать голову очень опасно. Вральман считает, что можно обойтись и без российской грамоты, и без арифметики. Митрофанушке, говорит он, нужно лишь знать, как жить в свете. Вральман отпускает Митрофана порезвиться. Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана. Отставной сержант замахивается доскою, а дьячок — Часословом, но немцу удаётся убежать. Софья читает книгу Фенелона о воспитании девиц. Стародум беседует с ней о добродетели. Он получает письмо от графа Честана. Это дядя Милона, который хочет женить своего племянника на Софье. Заговаривая с Софьей о её замужестве, Стародум вновь замечает, что она смущена... Тут появляются Правдин и Милон. Правдин представляет Милона Стародуму. Оказывается, Милон в Москве часто бывал в доме Софьиной матери, и та любила его как сына. Стародум, беседуя с Милоном, убеждается, что имеет дело с достойным человеком. Милон просит руки Софьи, упоминая о своей «взаимной склонности» с девушкой. Стародум с радостью узнаёт, что Софья избрала именно того, кого он сам прочит ей в мужья. Он даёт согласие на этот брак. Но прочие претенденты на руку Софьи ничего не ведают и не оставляют своих надежд. Скотинин принимается говорить о древности своего рода. Стародум в шутку делает вид, что во всём с ним согласен. Госпожа Простакова предлагает Стародуму посмотреть, как Митрофанушка выучен. Софьин дядюшка изображает, будто в восторге от Митрофанушкиной учёности. Однако он отказывает и Скотинину, и Митрофанушке, сообщив, что Софья уже сговорена. Он объявляет, что уедет с Софьей в семь утра. Но госпожа Простакова решает, что до этого времени она успеет «поставить на своём». Она расставляет по дому «часовых». Правдин получает пакет; ему предписано взять в опеку дом и деревни Простаковых при первом же случае, когда нрав Простаковой будет угрожать безопасности подвластных ей людей. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их разговор прерван шумом... Люди Простаковой тащат сопротивляющуюся Софью к карете — венчаться с Митрофанушкой. Милон, заставший эту сцену, освобождает невесту. Правдин грозит, что Простакова предстанет перед судом как «нарушительница гражданского спокойства». Госпожа Простакова бурно раскаивается в своём поступке. Стародум и Софья прощают её. Простакова рада прощению: уж теперь-то она отомстит своим слугам за произошедшую неудачу! Но сделать этого ей не удаётся: Правдин объявляет, что по правительственному указу он принимает в опеку дом и деревни Простаковых. Скотинин подобру-поздорову уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей власть хотя бы на три дня. Но тот не соглашается. Он зовёт учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги... А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: «От всего отступаюсь». Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером. Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку: «Один ты у меня остался...» Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: «Погибла я совсем...» А Стародум, указывая на неё, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!» |