Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой
Скачать 5 Mb.
|
ПОВЕСТИ Во второй половине XVII в. жанр повести занял ведущее положение в системе литературных жанров. Появляются вымышленные гои, очно вписанные в контекст рус. действительности. Предметом изображения становится индивидуальная судьба человека. Голос автора уступает место сюжету, читателю предоставляется право сделать выводы с прочитанного. Личность героя оказывается способной к саморазвитию (эл-ты эволюции). Развитие может совершаться от добра ко злу и наоборот. Эти изменения нашли отражение в жанровых разновидностях: бытовой повести «Повесть о Савве Грудцыне» - созданная в 70-е годы XVII в. В этой повести также раскрывается тема взаимоотношений двух поколений, противопоставляются два типа отношений к жизни. Основа сюжета — жизнь купеческого сына Саввы Грудцына, полная тревог и приключений.1показан тип эволюционирующего героя, но эволюция эта внешняя. Перед нами показан активный герой. Он постоянно в движении, меняет свой социальный статус, место: вначале купец, затем солдат, а в конце монах. Повесть состоит из ряда последовательно сменяющих друг друга эпизодов, составляющих основные вехи биографии Саввы: юность, зрелые годы, старость и смерть. Пространство расширяется как в географическом, так и социальном плане. Вначале родной, купеческий дом, затем пространство чужого города, чужой семьи с иными нравами и законами. Показана среда военных и придворных. В юности Савва, отправленный отцом по торговым делам в город Орел соликамский, предается любовным утехам с женой друга отца Бажена Второго, смело попирая святость семейного союза и святость дружбы. В этой части повести центральное место отводится любовной интриге и делаются первые попытки изобразить любовные переживания человека. Опоенный любовным зелием, изгнанный из дома Бажена Савва начинает терзаться муками любви. Вводится в повесть и средневековый мотив союза человека с дьяволом: в порыве любовной скорби Савва взывает к помощи дьявола, и тот не замедлил явиться на его зов в образе юноши. Он готов оказать Савве любые услуги, требуя от него лишь продать свою душу. Герой исполняет требование беса, не придав этому особого значения, и даже поклоняется самому Сатане в его царстве, дьявол, приняв образ «брата названого», становится преданным слугою Саввы. Идейно-художественная функция образа беса в повести выступает воплощением судьбы героя и внутренней смятенности его молодой и порывистой души. При этом образ «названого брата», который принимает в повести бес, близок народной сказке. С помощью «названого брата» Савва вновь соединяется со своей возлюбленной, спасается от гнева родительского. Это синтез достоверного и фантастического. Если в эпизодах, изображающих юность героя, на первый план выдвинута любовная интрига и раскрывается пылкая, увлекающаяся натура неопытного юноши, то в эпизодах, повествующих о зрелых годах Саввы, на первый план выступают героические черты его характера: мужество, отвага, бесстрашие. В этой части повести автор удачно сочетает приемы народной эпической поэзии со стилистическими приемами воинских повестей. В последней части повести, описывая болезнь Саввы, автор широко использует традиционные демонологические мотивы: в «храмину» к больному великой толпой врываются бесы и начинают его мучить. Автор показывает нам двойничество героя, с одной стороны противостояние с бесом, с другой с самим собой. Двойничество внутреннее и внешнее. Авторское отношение не однозначно, с одной стороны осуждает грехи, а с другой признает жизненную притягательность страстей. Двойничество самого автора. Человек сам выбирает что добро, а что зло. Литературные источники: средневековая легенда о юноше, который продает душу дьяволу. Сборник великое зерцало – новелла о бесе служащем человеку. Агиографическая литература ( жизнеописание от юности к старости). Житийные мотивы чуда, видения. Волшебная сказка – бес волшебный помощник, поединок с тремя вражескими испалинами, тема царской милости. Это первый опыт русского романа. Эта повесть нашла отражение в произведениях Пушкина « уединенный домик на васильевском», Ремезов «Савва Груцын». Одним из выдающихся произведений литературы второй половины XVII в. является «Повесть о Горе и Злочастии». Центральная тема повести — тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью. Вступление к повести придает этой теме общечеловеческое обобщенное звучание. Библейский сюжет о грехопадении Адама и Евы трактуется здесь как непокорность, неповиновение первых людей воле создавшего их Бога. Источник этого неповиновения — не дьявол-искуситель, как толковала Библия, а сам человек, его сердце «несмысленное и неуимчивое». Такая трактовка библейского сюжета говорит о новом миропонимании, сложившемся у автора: причина преступления человеком заповеди смирения, покорности — в нем самом, в его характере, а не результат воздействия потусторонних сил. Основу сюжета повести составляет трагическая история жизни Молодца, отвергнувшего родительские наставления и пожелавшего жить по своей воле, «как ему любо». Появление обобщенно-собирательного образа представителя молодого поколения своего времени было явлением весьма примечательным и новаторским. В литературу на смену исторической личности приходит вымышленный герой, в характере которого типизированы черты целого поколения переходной эпохи. Молодец вырос в патриархальной купеческой семье, окруженный неусыпными заботами и попечением любящих родителей. Однако он рвется на свободу из-под родного крова, жаждет жить по своей воле, а не по родительским наставлениям. Постоянная опека родителей не научила Молодца разбираться в людях, понимать жизнь, и он платится за свою доверчивость, за слепую веру в святость уз дружбы. Причиной дальнейших злоключений героя является его характер. Губит Молодца похвальба своим счастьем и богатством. С этого момента в повести появляется образ Горя, которое, как и в народных песнях, олицетворяет трагическую участь, судьбу, долю человека. Этот образ раскрывает также внутреннюю раздвоенность, смятенность души героя, его неуверенность в своих силах. Спасение герой находит в монастыре, но монашество не добровольное, а вымышленное, в этом прослеживается искусственность финала. Жанр - это синтез фольклорных и литературных тенденций. Фольклорные: народные песни о горе, сама форма текста стихотворная, титонический стих без рифмы. Постоянные эпитеты, сравнения, от былины диалоги. Литературные черты: покоянные стихи, апокрифы – неканонические тексты. Черты философской прозы – проблемы отцов и детей, проблема соотношения человека и судьбы. «Повесть о Фроле Скобееве». Если герои повестей о Горе и Злочастии и Савве Грудцыне в своем стремлении выйти за пределы традиционных норм морали, бытовых отношений терпят поражение, то бедный дворянин Фрол Скобеев, герой одноименной повести, уже беззастенчиво попирает этические нормы, добиваясь личного успеха в жизни: материального благополучия и прочного общественного положения. Худородный дворянин, вынужденный добывать средства к существованию частной канцелярской практикой «ябедника» (ходатая по делам), Фролка Скобеев делает девизом своей жизни «фортуну и карьеру». «Или буду полковник, или покойник!» — заявляет он. Ради осуществления этой цели Скобеев не брезгует ничем. Он неразборчив в средствах и пускает в ход подкуп, обман, шантаж. Для него не существует ничего святого, кроме веры в силу денег. Он покупает совесть мамки, соблазняет дочь богатого стольника Нардина-Нащокина Аннушку, затем похищает ее, разумеется с согласия Аннушки, и вступает с ней в брак. Хитростью и обманом супруги добиваются родительского благословения, потом полного прошения и отпущения своей вины. Повесть является типичной плутовской новеллой. Она отразила начало процесса слияния бояр-вотчинников и служилого дворянства в единое дворянское сословие, процесс возвышения новой знати из дьяков и подьячих. Резкому сатирическому осмеянию подвергнуты в повести боярская гордость и спесь: знатный стольник бессилен что-либо предпринять против «захудалого» дворянина и вынужден примириться с ним и признать своим наследником. Все это дает основание полагать, что повесть возникла после 1682 г., когда было ликвидировано местничество. Автор не осуждает своего героя, а любуется его находчивостью, ломкостью, пронырливостью, хитростью, радуется его успехам в жизни и отнюдь не считает поступки Фрола постыдными. Добиваясь поставленной цели, Фрол Скобеев не надеется ни на бога, ни на дьявола, а только на свою энергию, ум и житейский практицизм. Стиль повести сугубо деловой, преобладают канцеляризмы, заимствования, слог рубленный. Язык индивидуализирован. Впоследствии повесть привлекала к себе внимание писателей XVIII и XIX вв.: в 80-х годах XVIII в. Ив. Новиков на ее основе создал «Новгородских девушек святочный вечер, сыгранный в Москве свадебным». Н. М. Карамзин использовал этот сюжет в повести «Наталья — боярская дочь»; в 60-х годах XIX в. драматургом Д. В. Аверкиевым была написана «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве», а в середине 40-х годов XX в. советский композитор Т. Н. Хренников создал комическую оперу «Фрол Скобеев» или «Безродный зять». 4 ПВЛ Первое произведен дошедш до нас относящ к сер 11 нач 12в. Эпоха эта трагична, полн распад русск гос-ва. Оьмечена междуусобн войнами князей. С др стороны культурн расцвет. Одним из древнейших отрахивш эту эпоху – это ПВЛ. Это выдающийся историч и литературн памятник. Отразил становление русск гос-ва. ПВЛ дошло до нас в составе летописных сводов более поздего времени. Самая старшая – Лаврентьевская летопись 1377г., Ипатьевская летопись 15в, 1-ая новгородская летопись 30-е г 14в. Основн идеи и тепы ПВЛ уже отражены в названии – русская земля, ее историч судьбы. Нестор повествует об исторических событиях поэтично. Происхождение Руси Нестор рисует на фоне развития всей мировой истории. Главная её цель состояла в том, чтобы показать Русскую землю в ряду других держав, доказать, что русский народ — не без роду и племени, а имеет свою историю, которой вправе гордиться. Издалека начинает свой рассказ Нестор, с самого библейского потопа, после которого земля была распределена между сыновьями Ноя. Автор рассказывает о славянских племенах, их обычаях и нравах, о взятии Олегом Царьграда, об основании Киева тремя братьями Кием, Щеком, Хоривом, о походе Святослава на Византию и прочих событиях, как реальных, так и легендарных. Он включает в свою «Повесть...» поучения, записи устных рассказов, документы, договоры, притчи и жития. Ведущей темой большинства летописных записей становится идея единства Руси Осн тема – тема родины. Осн идея – патриотич идея – могущество русск земли. Все летописн сказания публицистичн, самостоятельны. Памятник наполнен призывом блюсти русск землю, не посрамить русск землю. Памятник стилистич разнороден, сост из разн жанров. 1. Документализм. Простейшая повествоват единица – локоничн погодная запись – ограничив записью фактов. Есть развернутые записи – не только даты, но и результат. 2. Комплекс жанров объединяющ памятник с фольклором. Народн эпос (предания, дружин героич эпос). 3. Историч повести и сказания в содержании летописи. Материал становится более историч точным. В летописи выробатывается идеал князя – правителя. Идеальн правитель должен быть:все его поступки определяются благом родины и народа. Князь пренадлежит гос-ву, поэтому показан в офиц обстановке. Повесть «Об убиении Борисове» -1015г – об убийстве братьев Бориса и Глеба. Строится на контрасте мучеников и злодея. Повесь «Об усыплении Васелька Теребовльского» - выдержана в историко-документальн стиле. Показан съезд князей в Любиче, договоренность - не распускать распрей. Но длится это не долго. Усыпление Василька его двоюродн братьями. 4. Агиографические (стиль) : хрестианская легенда, мученическое житие, сказание о основании киевско-печерского монастыря, сказание о перемещение мощей Бориса и Глеба. 5. Посмертные никрологи – это форма прославления князей связан с жанром надгробных похвальн слов. Первый такой некролог в ПВЛ помещен под 969г «Никролог княгине Ольге». В текстах ПВЛ историч личности. Князь Олег (вещий) – служил воеводой у Рюрика, но смог стать князем. Действует в летописи с 879 по 912г. Летописец всячески старается подчеркнуть законное княжение Олега. Обличие его воиское.Показан как жестокий и удачн военачальник. Он изобретателен и свереп в убийствах. Летописн облик Олега противоричив: с одной стороны он язычник, но и к христианству относится терпеливо, не наказывает своих послов. Котор переходили в христианство. Более того он насмехался над язычниками.Вещий – значит ведает такими знаниями, котор другим недоступны. Был подвержен гордыне. Дважды посмеялся над предсказаниями своей смерти. Гордыня до добра не доводит. Летописец выделяет князей по решающему делу. Игорь – поход на древлян, слабость княжеск власти, зависимость от дружины. За это убит древлянами. Ольга – первая кто приняла крещение, образ ее идеализирован, мудрая. Святослав (сын) – причины гибели – не слушал мать свою и не захотел принимать крещение, не русск. ариентированность, чрезмерн воинственность, жадность к богатству. Владимир – крещение Руси. РАДИЩЕВ 1749- 1802. Дворянин из старого дворянского рода, получил хорошее воспитание и образование. В числе лучших студентов был отправлен в Петербург, где становится пажом при Екатерине 2 . ранние произведения «Житие Ушакова» «Дневник одной недели». Самая известная книга «Путешествие…». Р. Смог обмануть цензора названием, цензор принял книгу за путевые очерки. В 1790 г. поступила в продажу лавки купца Зотова без авторства, печат. в домашней типографии Р. Книга стала откликом на путешествие Екатерины 2 по югу России, кот. заявила, что Россия - страна процветающая. Главная задача раскрыть глаза царице, царское окружение лжет, а она не замечает. Один экземпляр попал в руки Ек 2; Р. объявили смертную казнь, позже заменили каторгой в Сибирь на 10 лет, лишили дворянского титула. После смерти Екатерины, Павел возвращает Р. В 1802 году в своем имении принимает яд, был медиком по образованию и умирает. «Путешествие из Петербурга в Москву» самое значительное произведение 18 века. Имеет посвящение – Кутузову. Эпиграф взят из «Телемахиды» Тредиаковского: "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй". Чудище – аллегория власти. Собрание фрагментов, кот. связ. герой – рассказчик. Главы носят назв. насел. пунктов. Автор рисует картины совр. ему России, удел. вним. положению креп. крестьян, кот. угнетают помещики. Р. исходит из просветительских идей естеств. права, согласно кот. все люди равны и свободны. Р. не признает дворянство цветом и гордостью нации, счит. паразитирующим. Он показывает конфликт времени – дворяне и крепостные крестьяне. Основные темы: воспитание, образование, ставит вопрос о просвещенном монархе, все эти темы Р. раскрывает через разные слои населения. Книга состоит из 17 глав, каждая глава это название станции. Содержание редко совпадает с названием главы. В большинстве глав речь идет о крестьянах. В главу «Тверь» включена ода «Вольность». … кульминацией является глава «Спасская Полесть» – сон путешественника. Он правитель, кругом золото, шелка, бриллианты, но тут появляется фея Прямо-зора и снимает бельмо с глаз и кругом сразу грязь и разруха. Глава «Медное» раскрывает жестокие моменты продажи крестьян с торгов, это путешественник прочитал в бумагах своего знакомого, кот. нашел по дороге. Лейтмотивом становится фраза, крестьяне в законе мертвы. Все главы объединены центральным персонажем - рассказчиком. Он приезжает борцом за права крестьян. Вначале на него смотрят скептически, но в дальнейшем он становиться для них революционером. Вначале книге очень чувственный, сентиментальный, но постепенно образ претерпевает эволюцию, меньше сентиментальных частей. У путешественника есть группа сочувственников: Крестьянкин, рассказывающий о бунте крестьян, семинарист. Крестьяне показаны угнетенными, забитыми, смирившимися с положением. Многие не знают что такое сахар, но автор описывает их с любовью. Образ Анюты несмотря на неказистую внешность, она сияет естественной красотой (не взяла 100 рублей чтобы откупиться от барина). Это в главе «Едрово». Образ крестьянина Ивана, который воспитывался наравне с сыном барина, получал воспитание и образование, но барин умер и не успел подписать вольную. Образы помещиков: большинство изображены отрицательно и только единицы, такие как барин Ивана. По поводу метода несколько мнений: 1) Сентиментализм, 2) просветительский реализм, 3)реализм с элементами сентиментализма. В произвед. важна роль автора – повествователя: автор дает экспрессивные оценки увиденному, бурно реагирует на возник. ситуации, открыто сочувствует страдающим. Конкретно-историч. описание мест позвол. говорить об эл-тах реалист. Есть эл-ты просветительские: идея равенства людей. Жанр: синтез разных жанров – это кабинетное сочинение, не путевые заметки, есть и очерк и рассказ, наставления, сон, ведения, философский трактат. РОМАНТИЗМ Русский романтизм возникает позже, чем романтизм в Европе в 18 - 19 веке. В России был подготовлеен победой в отчественной войне, пробуждением национального сознания. Является частью европейского романтизма, но это явление самостоятельное и многоликое (Жуковский, Батюшков, Лермонтов, ранняя проза Гоголя). Это литературное направление имеет и социальные и философские корни. Романтизм обратился к человеку в центре концепции Я, в основе романтизма неприятие действительности, возникает романтизм на подъеме освободительного движения, это реакция на события Французской революции. В основе романтизма идеалистическая философия Фихте, Шелера. Типологические особенности: интерес к личности, Я, его внутреннему миру, главное это мысль ставшая переживанием. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Четкое деление героев на положительных и отрицательных. Герой либо исключительно красив, либо уродлив. Но это всегда сильная личность. Для романт. героя хар-но слияние с природой. Но герой не только с внешними обстоят. находится в противоречии, часто не находит поддержки, понимания в окр. его людях. Проявление романтизма хар-но глубокой неудовлетворенностью действительности. Главное это наличие единой цели «мцыри- я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть»- это свобода. И в конечном счете недостижимость этой цели. У романтиков декабристов иная цель – служение отечеству. Композиция произведения – все строится вокруг главного героя. Жирмунский назвал это принципом единодержавия героя. Природа у романтиков как действующее лицо, живая, она является выражением духовной мысли. Герой бежит от дейст-ти (Пушкин Кавказ пл), часто к природе. Может погружаться в собственный мир, свои переживания. Романтики обращались к истории. Но им не важна была подлинность событий, им нужна история как фон. В истории искали воплощение собственных идеалов. Обращались к народным истокам, жанрам народного тв-ва: сказкам, балладам. Большое внимание уделялось мечте, романтики искали ее воплощение ( «светлана» жуковского ее мечта это любовь). Мир для романтиков это духовная часть, это арена борьбы противоположных схем и начал. Любовь носит идеальный хар-р, любимая женщина возвеличивается, любовь восприним. как высочайшая реальность. Жанры в эпоху романтизма стали более подвижными, помимо элегий, повестей, рассказов, поэм, сказка стала влиять на эти жанры и появились поэма - сказка, повесть – сказка. Поэзия мост от реальной жизни к жизни идеалистичесокой. Для рус ром не были присущи настроения смировой скорби, чувства разочарования. Разновидности романтизма: 1 субьективно-лирический (Жуковский, Батюшков, Пушкин) Идеал эти поэты искали в самом себе. 2 байронический (Пушкин, Лермонтов, Козлов). Герои байр. Типа ищут свой идеал в укладе жизни. декабристов, возник на революционном подъеме. 3 гражданский (Рылеев, Бестужев марлинский, адоевский, творчесво пушкина петербургского периода. Обращение к героям трагическим эпизодвм национальной истории. Широко опирались на фил канта, фихте и щеленга (братья Адоевские), 4. Славянофильский романтизм (Хомяков, братья Аксаковы) на смену ром философскому, идеал в патриотизме. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ КАРАМЗИН Сентиментализм как литературный метод склад. в Европе в 60-70 г. 18 века. Предпосылки: политич. роль третьего сословия, кризис абсолютной монархии, филос. учение сенсуализм - Дж. Локк, филос. сенсуализма утвержд., что источником знаний явл. чувства. Локк предл. новую модель процесса познания: ощущение-эмоция-мысль. Принципы: обращение к личности станов. важным, личностное бытие равно бытию общественному. Высшей способностью духовной личности оказ. способность чувствовать, эмоцион. восприним. окруж. мир. Видим изображение простых людей, человек в частной жизни, в быту. Изобр. личные переживания, автор вклинивается в текст, заним. позицию сопереживания. Автор ведет беседу с читателем. Сентимент. преодолевает нормы классицизма. Природа выступает не только как объект созерцания, но и как мирило всех ценностей. Самым главным является семья и природа, а потом дружба. В дружбе важную роль играет сходство взглядов, вкусов. Главную роль играет чувствительность. Как и любое другое чувство, чувствительность нуждается в воспитании. На чувст-ть человека оказывает влияние и общество. Сентименталисты опирались на взгляды Руссо. Положительный герой наделен природной чувствительностью. Положительным может быть человек, если он переселится с города в природу. Полож герои отзывчивые, сострадательные, способные к самопожертвованию, к высокой, бескорыстной любви. Отрицательные – высокомерны, жестоки. Носителями чувственности являются демократические слои общества – крестьяне, разночинцы, сельское духовенство. Ведущими были прозаические жанры: романы, дневники, повести, путешествия. В России С зарождается под влиянием просветительских идей – Руссо, Стерна и масонской идеологии. В русском С главными героями стали крепостные крестьяне и помещики крепостники. В своем развитии С проходит 4 этапа: 1. 1760-1775 в 1760 году появляется журнал «полезные увеселения», который сплотил вокруг себя начинающих писателей и поэтов сентименталистов: Ржевский, Нарышкин во главе с Херасковым. Продолжением журнала были: «свободные часы», «добрые намерения». Радищев пишет «дневник одной недели», драматургия представлена слезными пьесами Хераскова и Лукина. Просветительские идеи проступают слабо, больше масонской идеологии. Авторов интересует любовная, дружеская, семейная проблематика. Критика направлена против светской жизни и неправосудия. Крестьяне пока еще не главные герои. Это время зарождения С. 2. 1776-1789. В 1776 году Николев пишет сентиментальную комическую оперу «Розана и Любим». Она дает толчок к созданию однотипных произведений. Конфликт помещичий произвол над крестьянами. Крестьяне стали выступать главными героями. В его произведениях углубляется интерес к частной жизни. 3. 1789-1796. Расцвет русского С. Просветительская идеология проявляется полно. Сентименталистов интересуют злободневные вопросы: законы природы, политический строй государства, неустройство общества. Преобладают прозаические жанры. С 1791 года печатаются повести Карамзина, появляется «Московский журнал». 4. 1797-1811. Время упадка С. Зарождается предромантизм затем романтизм. Все это связано с наступившей реакцией на Франц. революцию. Бывалую славу поддерживает Карамзин, но с 1803 года занимается написанием «истории государства российского». Основные черты С: противопоставление деревни городу, чувственного характера холодному, крестьяне, помещичье дворянство светскому обществу. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. Н.М. Карамзин 1766-1826. Семья происходит от татарского князя. Воспитывался с 11 лет в пансионе в Симбирске, затем в пансионе Шадена в Москве. Поступает на военную службу, но покидает ее. Отъезд в Москву, там попадает в кружок Новиковских массонов, получает кличку Рамзес. Отъезд за границу, ему было тесно в масонском обществе. Побывал в Пруссии, Саксонии, Швейцарии, Англии. К. разочаровался в европейских странах. Формируются философские взгляды. С 93 года мировоззрение меняется, он отходит от просветительской позиции. С 92 г. появл. повести «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь» составляют дилогию. К явл. новатором жанра повести, до него повести почти не отличалась от романа по объему. С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы, а с 1804 г., будучи назначенным Александром I на должность историографа, он прекратил всякую литературную работу. БЕДНАЯ ЛИЗА Повесть написана и опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Н. М. Карамзин. В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой. Сюжет После смерти отца, «зажиточного поселянина», юная Лиза вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продаёт ландыши в Москве и там знакомится с молодым дворянином Эрастом, который влюбляется в неё и готов даже ради своей любви оставить свет. Влюблённые проводят вместе все вечера, разделяют постель. Однако, с потерей невинности Лиза потеряла для Эраста и свою притягательность. Однажды он сообщает, что должен вместе с полком выступить в поход и им придётся расстаться. Спустя несколько дней Эраст уезжает. Проходит несколько месяцев. Лиза, оказавшись в Москве, случайно видит Эраста в великолепной карете и узнаёт, что он помолвлен (он проиграл в карты своё имение и теперь вынужден жениться на богатой вдове). В отчаянии Лиза бросается в пруд. Художественное своеобразие Сюжет повести заимствован Карамзиным из европейской любовной литературы, однако перенесён на «русскую» почву. Автор намекает, что лично знаком с Эрастом «Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле», и подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов и Данилов монастыри, Воробьёвы горы, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы — не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина — массу подражаний. Однако, несмотря на кажущееся правдоподобие, мир, изображённый в повести, идилличен: крестьянка Лиза и её мать обладают утончённостью чувств и восприятия, их речь грамотна, литературна и ничем не отличается от речи дворянина Эраста. Жизнь бедных поселян напоминает пастораль. Повесть стала образцом русской сентиментальной литературы. В противовес классицизму с его культом разума Карамзин утверждал культ чувств, чувствительности, сострадания. Герои важны прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам. Сословного конфликта в повести нет: Карамзин в равной степени сочувствует и Эрасту, и Лизе. Кроме того, в отличие от произведений классицизма, «Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидательности: автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям. Повесть отличает и «гладкий» язык: Карамзин отказался от старославянизмов, высокопарности, что сделало произведение лёгким для чтения. Черты сентиментализма: конфликт морально-этический на соц фоне. Идеализация природы и крестьянской жизни. Природа как одна из главных действующих персонажей. Карамзин завершает реформу русского литературного языка. Наталья, боярская дочь. Сентиментально-психологической является и повесть «Наталья, боярская дочь», действие которой происходит во времена царя Алексея Михайловича. Обращение к историческому прошлому русского народа было вызвано, во-первых, патриотическим стремлением писателя бороться с галломанией, получившей в то время в среде русского дворянства достаточно широкое распространение. Главная героиня - Наталья, живет в допетровской России. Ее родители: отец, боярин Матвей, – богатый человек, верный советник царя; мать Натальи умерла и ее воспитывала няня. Весь жизненный уклад героев регламентируется правилами «Домостроя», и жизнь Натальи полностью подчиняется этому укладу. По утрам вместе с няней Наталья идет в церковь молиться, затем раздавать бедным милостыню. Дома Наталья работает за пяльцами, шьет, плетет кружево. Отец отпускает ее на прогулку с няней в сад, а затем она опять садится за рукоделье. Вечером ей разрешается пообщаться с подружками под присмотром нянюшек. Жизнь Натальи замкнута и бедна событиями, но даже при такой жизни она умеет мечтать и много думает обо всем. Мы видим, как она добра, как любит отца и строгую няню, как умеет восхищаться природой и красой Москвы. Она очень трудолюбива и послушна, какой и должна быть девушка того времени. Но наступает время, и она начинает грезить мыслями о любви. Долгожданная встреча происходит в церкви, и Наталья влюбляется с первого взгляда, не ведая даже имени того молодого человека. Не встретив его на следующий день, она тоскует и мучается, не ест, не пьет, стараясь при этом скрыть ото всех свою тоску. Увидев своего возлюбленного снова, она счастлива так, что «час обедни был для нее одною блаженною секундою». Няня устроила влюбленным встречу, и молодые люди сговариваются бежать и тайно венчаться. Мы видим переживания героини: счастье первой любви, безмерное доверие к Алексею, чувство вины перед любящим отцом, стыд за ту боль, которую она ему причиняет. Но по правилам «Домостроя» истинная жена обязана все забыть для мужа и во всем ему повиноваться. Наталья готова к этому. Даже когда няня, испугавшись вооруженных слуг Алексея, закричала, что они в руках у разбойников, Наталья успокоилась от одного лишь слова Алексея. Она верила и знала, что он не может быть злым человеком. Она обретает счастье с Алексеем, но продолжает вышивать узорные полотенца для отца. Ее мечта, чтобы отец простил, и она каждый день молится об этом. Но тут приходит время идти Алексею на войну, и Наталья, надев мужскую одежду и спрятав волосы под шлем, идет вместе с ним на поле боя и сражается там как мужчина. Этот ее поступок заставляет царя и отца простить ее. Изображение внутреннего мира героев в развитии, в динамике было большой заслугой писателя и его новаторством. Но настойчивое стремление Карамзина раскрыть перед читателем внутренний облик действующих лиц его повести ведет к модернизации их в психологическом отношении. Так, совсем в духе сентиментализма описаны любовные отношения Алексея с Натальей: при встречах «любовники» бледнеют, доходят почти до обморочного состояния, а из глаз их беспрестанно льются слезы. СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ "Слово о полку Игореве" — шедевр древней литературы, произведение, проникнутое нежной и сильной любовью к родине, было открыто в начале 90-х годов XVIII века. Рукописный список "Слова" был найден известным любителем и собирателем русских древностей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в сборнике, поступившем из Ярославля, из Спасо-Ярославского монастыря. Граф заинтересовался находкой и принялся изучать текст. Он показал рукопись своим друзьям — директору Московского архива Коллегии иностранных дел, историку Н.Н. Бантыш-Каменскому и его помощнику А.Ф. Малиновскому. В качестве консультанта был привлечен известный историк и писатель Н.М. Карамзин. По совету Карамзина и Малиновского Мусин-Пушкин решил опубликовать текст. В 1800 году "Слово" было издано. Это стало большим событием в литературной и культурной жизни русского общества начала XIX века. Сразу же началось интенсивное изучение и освоение памятника. Рукопись "Слова" вскоре погибла во время московского пожара 1812 года вместе со всем собранием рукописей Мусина-Пушкина и его библиотекой. "Слово о полку Игореве" посвящено походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятому им в 1185 году против половцев. Историческая основа событий такова. В 1184 году к юго-восточной границе Русской земли подступила большая орда половцев. Навстречу им вышел великий князь киевский Святослав Всеволодович. На реке Ореле, левом притоке Днепра, Святослав неожиданно напал на половцев, нанес им тяжелое поражение и взял в плен половецкого хана Кобяка с сыновьями. Игорь выехал из Новгорода-Северского во вторник, 23 апреля 1185 года. Вместе с ним в поход выступили его сын Владимир и племянник Святослав Ольгович. Они поехали по направлению к Дону. У реки Донец Игорь увидел солнечное затмение, что предвещало беду. Застать половцев врасплох не удалось. Игорю советовали либо идти быстрее, либо возвратиться, на что князь ответил: "Если нам не бившися возвратиться, то срам нам будет хуже смерти". В пятницу полк Игоря столкнулся с небольшим отрядом половцев. Те не ожидали нападения и бросились бежать. Игорь догнал их и захватил богатую добычу. На рассвете следующего дня лагерь русских оказался окружен половцами. Завязалась сеча, князь был ранен. До позднего вечера отбивалась дружина Игоря от половцев. Наутро следующего дня русские не выдержали половецкого натиска и побежали. Игорь поскакал остановить бегущих, даже снял шлем, чтобы дружина могла его узнать, но ничего не добился. На расстоянии полета стрелы от своего войска он был схвачен половцами. В плен попали все князья, часть дружины успела бежать, а часть была перебита. Так бесславно кончился поход Игоря. Это был первый случай, когда русские князья попали в плен. Эти исторические события, описанные в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях, и дали автору "Слова о полку Игореве" сюжет. Основная идея "Слова" — страстный призыв русских князей к единению. Эта идея получает воплощение во всей художественной структуре произведения, в его сюжете и композиции. В образе Святослава автор воплощает идеал мудрого, могучего правителя. В "золотом слове" князь скорбит о Русской земле, порицает храбрых, но безрассудных князей за единоличное выступление в поход против половцев. Вещий сон Святослава предрекает поражение русских. Патриотические чувства народа, любовь к родине выражены и в описании автором его горя после поражения Игоря ("О! Рыдать Русской земле") и его радости после возвращения князя из плена ("Солнце светит на небе, князь Игорь — в Русской земле... Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Да будут здравы князья и дружина, сражающиеся за христиан с полками поганых! Князьям слава и дружине! Аминь" Автором воссоздаются и героические характеры русских женщин, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь. Ярославна скорбит не только об Игоре, но и о всех павших русских воинах. Ее образ воплощает лучшие черты древнерусских женщин, горячо любящих, плач овеян нежностью и состраданием. Сила ее любви помогает Игорю бежать из плена. Игорь в изображении автора наделен всеми возможными качествами доблестного воина, готового на любые жертвы для блага земли Русской. Перед выступлением в поход он воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Смерть он предпочитает плену. Во время битвы Игорь обнаруживает благородство: в разгар боя он "заворачивает" полки, чтобы поспешить на помощь брату Всеволоду. В каком жанре написано "Слово"? Мнения исследователей расходятся. Одни утверждают, что "Слово" — "песнь", поэма (лирическая или героическая), памятник древнерусского героического эпоса. Другие отрицают стихотворную природу памятника. По их мнению, "Слово" не песнь и не поэма, а воинская повесть, памятник древнерусской исторической повествовательной прозы. Д.С. Лихачев в своих работах показал, что в "Слове" соединены два фольклорных жанра — слово и плач. Оно близко к народной поэзии по идейной сущности и по стилю. Композиция: 1) Сборы и выступление Игоря в поход; первое столкновение с половцами, завершившееся победой; решающая битва в результате которой войско Игоря было разбито, а сам Игорь попал в плен. 2) «вещий сон» Святослава и его толкование боярами, «золотое слово» киевского князя.3) Плач Ярославны; бегство Игоря из плена, возвращается на Русь. Завершается «Слово» «здравицей» князьям. 19 ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ ПУШКИНА Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве. В творческом пути поэта можно выделить 6 периодов: 1811 – 1817 лицейский период-«воспоминания в царском селе», «к другу стихотворцу»; 1817 – 1820 петербургский период-«Волность», «к Чаадаеву», ; 1820 – 1824 южная ссылка-«кинжал», «узник», 1824 – 1826 Михайловское, 1826 – 1830-московский период-«анчар», «во глубине сибирских руд», 1830-Болдинская осень-«пророк», «я памятник себе воздвиг нерукотворный, 1831-1837-творчество 30-х годов . первые три периода-романтический период тв-ва пушкина. Стих «к морю»-это водораздел в т-ве П.до этого у П. романтическое настроение .Внутренней, самой близкой отчизной, отчизной души Пушкина, был лицей, Царское Село. Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. О них он вспоминал часто. Пушкина привезли в Царское Село летом 1811 года, вскоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в свое время поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое литературной влияние. УЧИТЕЛЯМИ юного Пушкина были не только Вольтер и другие знаменитые французы, но и еще больше Державин, Жуковский, Батюшков. Связь с Жуковским в лицейский период проявились особенно заметным в таких стихотворениях Пушкина, как «Мечтатель» (1815), «Сраженный рыцарь» (1815). Несомненное воздействие на Пушкина оказал также и Державин. Очевидным образом его воздействие проявилось в известном стихотворении лицейской поры «Воспоминание в Царском селе». Это стихотворение несет следы ученичества. Стих начинается описанием ночного пейзажа царского села. Обращается к памятникам, хвала полководцам утвердившим мощь России. Стихотворение было одобрено Державиным, оно было опубликовано в 1815 году в журнале «Российский музеум» за полной подписью автора. А в пушкинском послании «Лицинию» критически изображена современная жизнь России, где в образе «любимца деспота» выведен Аракчеев. Слышится протест против рабства, утверждение личной независимости и свободы. Одно из лучших произведений Пушкина Лицейского периода – стих «Городок». Оно написано в 1815 году и представляет собой по жанру дружеское послание. Речь идет о лирическом герое, который покинул шумный город, придается своим занятиям. В лицее П отчетлево представлял свое место в литературе. Он считал себя орзомасцем. После лицея вступает в ряды орзамасцев и получает прозвище сверчок. Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одиночество — вот лишь небольшая часть мотивов его лирики. Одной из отличительных особенностей творчества А. С. Пушкина является необыкновенная разносторонность его творческого дарования. Глубоко искренняя реалистическая лирика поэта — невероятно важная, полная гениальной легкости и глубины часть творчества поэта. Лирический дар дает поэту возможность выражать свои чувства и настроения, остро и быстро реагировать на изменения общественно-политической и литературной жизни. ТЕМА СВОБОДЫ Пушкин, прежде всего — выразитель передовых для своего века взглядов, певец политической свободы. Наиболее четко его взгляды отразились в оде «Вольность», написанной им в 1817 году. Произведение отражает разнообразные чувства автора: пламенное желание свободы, негодование против тиранов. Революционно звучали для читателей заключительные строки второй строфы: «Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!». Эта же тема, тема вольности и борьбы с самодержавием, звучит и в стихотворении «К Чаадаеву». Пушкин призывает отчизне посвятить «души прекрасные порывы», бороться за ее свободу. Любовь к родине для него неразрывна с борьбой, и он верит в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа: «Взойдет она, звезда пленительного счастья!». |