Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой
Скачать 5 Mb.
|
«Утиная охота» кульминационная пьеса А. Вампилова. Жанр – нравственно-психологическая драма. «Утиная охота» впервые опубликована в 1970 году в альманахе «Ангара». Композиция: три пласта – Настоящее (происходит в квартире Зилова); - воспоминания (новоселье, знакомство с Ириной и тд); - видения Зилова ( представляет как будут вести себя друзья, когда он умрет). Конфликт сосредоточен внутри героя – в Зилове, в нем борется живое и неживое. В пр-ии много деталей, которые показывают подменность живого неживым, все указывает на мертвую, ненастоящую жизнь: типовой дом(это проблема не одного Зилова, а целого поколения), квартира, мебель. Мёртвый кот и декоративные утки. Конфликт связан и с бытом, всё это историч детали. Зилов — инженер, к службе своей уже потерял интерес. Он уже ничего не хочет, ни к чему не стремится, плохой муж, плохой сын, плохой друг. Объясняется это тем, что Зилов живет во время, когда утрачены идеалы, а новых нет. Цинизм, эгоизм, беспутство пронизывают жизнь Зилова насквозь. В финале герой оказывается перед дилеммой возможного самоубийства. В самом ли деле Зилов убьёт себя, или это очередная игра, важная для его самосознания – читателю остаётся неизвестным. Есть впечатление, что Зилов слишком эгоистичен, чтобы убить себя. Фон действия в течение всей пьесы – окна квартиры Зилова, за которыми серый день, унылое небо. Однако в самой последней сцене на небе появляется маленький голубой просвет. Таким образом, показывает автор, не исключено, что всё пережитое не пройдёт бесследно, и этот человек начнёт меняться. Перед нами живой труп: Физически живой, нравственно – мёртвый. Причина «смерти» болезни – социальные (сцена с крабами, жили как папуасы, но были крабы. Крабы были до Сталина. Эпоха оттепели наступает. Всё прежние ценности опрокидываются, появляется безыдеальный герой. В душе героев – зияющая пустота Пьеса-это новый взгляд на эту эпоху. Всё осмеяно. Люди без идеалов). В пьесе «Утиная охота» Вампилов показал трагедию постепенной нравственной деградации личности, происходящей в атмосфере бездуховности, всеобщей безответственности, эгоизма. В каком-то смысле "Утиная охота" это история "грехопадения" героя, типичная для среднего советского интеллигентного служащего, окончательно запутавшегося в собственных страстишках, в человекоугодии и непроходимых житейских обстоятельствах. Это и жена, которую он предает, а позже – так же легко преданная юная любовница, ложь и подхалимаж с фигой в кармане, отчаяние, попытка самоубийства.. . Единственная у него отдушина – выезд в сентябре на утиную охоту, которой в течение года он просто бредит. Утиная охота – это некий суррогат духовности, возможность вырваться за границы реальности, которая настолько связана с грехом, что никакого другого выхода в окружающем "совке" просто больше не видится. Финал пьесы открытый (рыдающий или смеющийся герой): либо он переродился и превратился в такого же мертвеца как официант Дима, либо стремится на охоту, чтобы попасть в этот чистый, светлый для него духовный мир. 70.Тетралогия Абрамова «Братья и сестры», «Дом». Романы «Братья и сестры» и «Две зимы и три лета» вместе с романами «Пути-перепутья» и «Дом» составляют тетралогию писателя Федора Абрамова «Братья и сестры», или, как назвал произведение автор, «роман в четырех книгах». Объединенные общими героями и местом действия (северное село Пекашино), эти книги повествуют о тридцатилетней судьбе русского северного крестьянства, начиная с военного 1942 года. За это время состарилось одно поколение, возмужало второе и подросло третье. Более двадцати пяти лет создавалась тетралогия (1950—1978). Фабула – 1932-1972гг. Главные герои – семья Пряслиных. Герои: семья Клевакиных, семья нетесиных, семья Ставровых. Это не только история семьи, это история России. "Дом" Срез народной жизни, реалистический роман. Концентрированный системный сбор взглядов автора на историю страны. События в романе происходят в 1972 году. Его называют романом “возвращений”. Возвращается в родное Пекашино Егорша Ставров, двадцать лет скитавшийся по стране, приезжают в родную деревню братья-близнецы Пётр и Григорий, тоже немало лет проведшие вдали от родного дома. Живёт в Пекашине Калина Иванович Дунаев (эпоха), объездивший на своём веку полстраны и приехавший наконец домой, в родную деревню. Он из первостроителей «дома» (страны), революционный романтик, думает об общих проблемах. Персонаж эпохи. Его даже хоронят на старом кладбище. Подрезов – «эмблема» сталинской эпохи. Суса-балалайка – идеолог брежневской эпохи (Суслов). Отстроилось, обновилось Пекашино, техника пришла на поля, лучше, зажиточнее стали жить люди, и Михаил появляется как довольный хозяин в своем новом доме. Но Абрамова страшит мнимое благополучие, бесхозяйственность, приспособленчество, цинизм, утрата идеалов, равнодушие людей, которые жить стали лучше, а работать хуже. Даже в семье Пряслиных распалось былое братство: Михаил отрекся от Лизы, Татьяна живет в столице и редко вспоминает родных, Федор кочует по трудовым колониям и тюрьмам, Петр не покидает больного Григория, но связан с ним не сердцем, а оковами долга. Люди перестали быть «братьями и сеестрами». И только Лиза верна прежним устоям, она остается хранительницей пряслинской совести, родного очага. Но и она не в силах уберечь от гибели завещанный ей ставровский дом. Образ дома Дом Пряслиных Дом Степана Андрияновича (образ России) Дом «склеивается» только в конце романа, когда Михаил осознает те слова, которые ему говорит Ефсей Мошкин – «дом в душе». Судьбы Ставровского дома, Михаила и Лизы - центральные в книге. А рядом - десятки других домов и судеб. В домах по-разному живут, дома строят и разрушают, о них спорят. Не случайно в роман включены главы "Из жития Евдокии-великомученицы", заставляющие осмыслять наше многострадальное прошлое - революцию, коммуны, пятилетки, репрессии. Русский народ… Русский характер… Русская женщина - сквозные темы русской литературы. Они главенствуют и в романе "Дом", где представлены разнообразные характеры от романтика-революционера Калины Дунаева до жизнелюбивого эгоистичного Егорши. Федор Абрамов всегда трезво смотрел на народ, не идеализировал его, но и не преуменьшал его достоинств: "И в народе есть великое и малое, возвышенное и низменное, доброе и злое". Так и в русском характере он видел великие достоинства и недостатки, часто причудливо переплетающиеся, - например, великое долготерпение и рабская покорность, нравственный максимализм, порыв к горним вершинам духа и пренебрежение будничным, кропотливым трудом. В книгах Абрамова нет однолинейных героев. В каждом персонаже - сплав достоинств и недостатков, высоких устремлений и заблуждений. На примере Калины и Евдокии Дунаевых (главы "Из жития Евдокии-великомученицы") писатель предостерегает от одностороннего, поверхностного понимания прошлого, героев гражданской войны и первых пятилеток, и задает главный вопрос: можно ли созидать Дом-страну фанатичным подвижничеством, не заботясь о благополучии отдельных людей? "Дом" - книга эпохальная, книга о поисках нового сознания, новых плодотворных путей в развитии страны, человека и человечества. Новые высоты духа являют Лиза и Михаил Пряслины. Лиза сохранила, уберегла в своей душе то лучшее, что издавна было в нравах Руси - любовь, доброта, сострадание, стойкость, справедливость и совесть… . И все-таки она не могла уберечь от гибели завещанный ей дом. Почему гибнет дом? Почему гибнет Лиза, самый лучший человек Пекашина? Прямого ответа нет в книге. Читатель должен сам искать ответ, к тому взывает и духовное прозрение Михаила после гибели Лизы. 71.Проза Астафьева «Пастух и пастушка» и «Царь-рыба». Появилось в 1976. Астафьева относят к писателям деревенской прозы. Авторское определение жанра: повествование в рассказах или новеллах.. Части самост-ны. Всего «Царь-рыба» включает двенадцать рассказов. -Особ роль фигуры повествоват9оценивает, морализатор) -Пр-во – бассейн р Енисей, п. Чуш – назв уже дает оценку, люди живут лишь стремлением урвать себе что-либо -сквозные персонажи(автор, бр Утробины, Дамка, Аким, Грохотало) -Проблематика(нравственная – хищничество, варварство+бытийная – добро,зло,жизнь, смерть, смысл бытия) -Стиль повествования Части самост-ны. Всего 12новелл. Сюжетпутешествие рассказчика по родным местам в Сибири. Сюжет произведения связан с путешествием автора – лирического героя – по родным местам в Сибири.Прост-во: - река Енесей и его притоки,- посёлок Чуш. Композиция: 1 часть 7 рассказов, 2 часть 5 расск-в. Несеметрично. Объёмная часть посвящена бракон-м посёлка Чушь. ; рассказа посвящены бракон-ам, отриц героям и есть светлый рассказ «Капля». 1 рассказ «Царь –рыба» даёт название всей книги.2 часть в центре Аким и его детство. Посёлок Богонида. Свойствена посёлку артель, т.е вместе работают, дух коллективизма. Артель – это единство, община, родство людей трудом, взаимопомощь.ю. Принцип антитезы между частями. Мрачному миру чушанцев, изображенному в первой части, противостоит другой мир – светлый мир Боганиды, который предстает во второй части (рассказ «Уха на Боганиде»). Здесь свой быт, свои нравственные представления, созвучные авторскому идеалу. Память о Боганиде бережно хранит в своей душе Аким (рассказы «Поминки», «Туруханская лилия», «Сон о белых горах»). Чуш и Боганида – два центральных, противоположных по своей этической сущности, полюса, два образа–символа, определившие публицистическую контрастность сюжета, которая нашла выражение в антитетической композиционной структуре. Авторское мировосприятие проявилось главе «Капля». Капля – символ всего живого, что рождается и умирает, символ индивидуальной жизни, ее скоротечности и непреходящей ценности. Мир – это то, что существует вечно в бесконечной смене умирающего и нарождающегося – сама природа и человечество.Художественному исследованию духовной сущности браконьерства посвящены последующие рассказы-главы с индивидуализированными образами браконьеров в центре повествования: «Дамка», «У Золотой Карги», «Рыбак Грохотало», «Царь-рыба». Создавая портреты чушанских браконьеров, писатель использует одинаковую, типичную ситуацию – «случай на реке», представляющую собой разновидность классической ситуации испытания человека в его противоборстве с природой. Во всех рассказах действие развивается в одинаковой последовательности: грабительским, хищническим способом добыта рыба, испытываемая по этому поводу неудержимая радость и тотчас за этим справедливое возмездие в лице рыбинспектора. Иногда, как в случае с Командором и Утробиным-старшим, браконьеров наказывает сама судьба.К одиночеству стремится Гога Герцев, потому что оно для него связано с представлением о свободе личности. В образе Герцева воплощается тема туристского взгляда на жизнь, потребительское отношение ко всему – будь то природа или же окружающие люди. Герцев начитан и образован, зато лишен главного, чем в избытке наделен Аким: потребности сострадать и помогать другому человеку, одаренности братским отношением к каждому (для Акима любой человек, встреченный в тайге, - брат), способности воспринимать окружающий мир природы во всем богатстве и красоте.Герцев относится к природе потребительски. Природа для него мертва. И нет у него того «сыновнего» чувства к ней, как у Акима, для которого природа – мать, кормилица. Герцева же ждет глупая, случайная смерть как расплата за его образ жизни, приобретающая в произведении символический смысл, связанный с критикой ущербности и исторической бесперспективности индивидуалистического сознания. "Пастух и пастушка" — маленькая повесть, рассказывающая о Великой Отече-ственной войне. Виктор Петрович Астафьев работал над ней с 1967 по 1974 год. Повесть состоит из четырех частей: "Бой", "Свидание", "Прощание", "Успение"; пролог и эпилог. Каждая часть имеет свой эпиграф. В прологе седая женщина ищет своего любимого мужчину(поиск могилы). В первой части автор погружает в атмосферу войны; главный герой Борис Костяев знакомится с девушкой Люсей. Они влюбляются друг в друга. В этом сюжетном ходе — завязка произведения. Именно с момента знакомства молодых людей чувства нарастают, пока уже в третьей главе не наступает кульминация – сцена прощания. Лирикой вагантов начинается третья часть. Для влюбленных наступает утро, — сказочная, неповторимая ночь уходит в небытие. Их ожидает горестный момент прощания и длительная разлука. В части «Успение» читатель станет свидетелем смерти главного героя, его товарищей, увидит переполненные санитарные поезда, услышит крики, мольбы о помощи — страшные последствия войны. Эпилог – перед нами седая женщина перед могилой любимого. Кольцевая композиция. Зовут главного героя Борис Костяев. Он командир взвода. Борис — молодой человек девятнадцати лет, родившийся в семье сельского учителя. С товарищами строг, в бою решителен и порой безрассуден. Зачастую он без надобности вылезал из окопа, кричал "Ура", рвался в бой, под пули, рискуя жизнью, в то время как бывалые солдаты выжидали.Они познакомились в избушке, где ночевала часть взвода. Люсе шел 21-й год, волею судьбы она оказалась в деревушке, занятой полком. Тяжелая судьба солдата развела Бориса с Люсей, но в памяти его потом всплывали моменты счастья рядом с ней, ее длинная русая коса, коротенькое желтое платьице.А. опред. жанр повести как «современную пастораль», жанр, кот. изображ. деревенскую мирную жизнь пастухов, рыбаков. «Пастух и пастушка»- символ прекрасной и чистой любви, кот преодолевает все препятствия и становится сильнее смерти. Гл. задача- показать антигуманную суть войны, ломающую судьбы. "Пастух и пастушка"—повесть о Великой Отечественной войне. Астафьев работал над ней с 1967 по 1974 год. Повесть состоит из 4 частей: "Бой", "Свидание", "Прощание", "Успение"; пролог и эпилог. Каждая часть имеет свой эпиграф. В прологе седая женщина ищет своего любимого мужчину(поиск могилы). В первой части автор погружает в атмосферу войны; главный герой Борис Костяев знакомится с девушкой Люсей. Они влюбляются друг в друга. В этом сюжетном ходе — завязка произведения. Именно с момента знакомства молодых людей чувства нарастают, пока уже в третьей главе не наступает кульминация – сцена прощания. Лирикой вагантов начинается третья часть. Для влюбленных наступает утро, — сказочная, неповторимая ночь уходит в небытие. Их ожидает горестный момент прощания и длительная разлука. В части «Успение» читатель станет свидетелем смерти главного героя, его товарищей, увидит переполненные санитарные поезда, услышит крики, мольбы о помощи — страшные последствия войны. Эпилог – перед нами седая женщина перед могилой любимого. Кольцевая композиция. Борис — молодой человек 19 лет, родившийся в семье сельского учителя. С товарищами строг, в бою решителен и порой безрассуден. Зачастую он без надобности вылезал из окопа, кричал "Ура", рвался в бой, под пули, рискуя жизнью, в то время как бывалые солдаты выжидали.Они познакомились в избушке, где ночевала часть взвода. Люсе шел 21-й год, волею судьбы она оказалась в деревушке, занятой полком. Тяжелая судьба солдата развела Бориса с Люсей, но в памяти его потом всплывали моменты счастья рядом с ней, ее длинная русая коса, коротенькое желтое платьице. А. опред. жанр повести как «современную пастораль», жанр, кот.изображ. деревенскую мирную жизнь пастухов, рыбаков. «Пастух и пастушка»- символ прекрасной и чистой любви, кот преодолевает все препятствия и становится сильнее смерти.образ-символ помогает писателю раскрыть чувствительность, ранимость, неординарность главного героя, несовместимость его с жестокой реальностью войны и в то же время способность на необычную возвышенную любовь. Гл. задача- показать антигуманную суть войны, ломающую судьбы. В повести были показанысложные характеры, порожденные войной. Примером этого может быть Мохнаков - смелый и умный военный, не раз выручавший своего командира, взвод, сильный храбрый человек, который героически шел на смерть, чтобы уничтожить опасный для взвода танк. Мохнаков считает, что война дала ему и право преступать нравственные законы: он может оскорбить своими назойливыми ухаживаниями женщину, не побрезгует мародёрством. Он сам признаётся: «Весь я вышел. Сердце истратил... И не жаль мне никого. Мне и себя не жаль». Война разрушает жизнь и лейтенанта: он умирает не от ранения, а оттого, что понимает невозможность вернуться с войны в мирную жизнь, потому что тот, кто убивал, кто видел беспредельную жестокость войны, не может быть прежним, не может вернуть себе ощущение радости жизни: «Жажда жизни рождает неслыханную стойкость — человек может перебороть неволю, голод, увечье, смерть, поднять тяжесть выше сил своих. Но если её нет, тогда всё, тогда, значит, остался от человека мешок с костями». Мир Люси и Бориса чист и наивен. Они запрещают себе говорить о смерти, но где-то вдалеке взорвалась мина, и невольно вырвалось: «Еще чьей-то жизни не стало». автор показал любовь среди смертей, среди ужаса войны, простую чистую, спонтанную, еще детскую любовь двух молодых людей. 73.Новеллистика Шукшина. Как деревенщик начинал свой творческий путь Шукшин, хотя в дальнейшем ушёл к постановке проблем общечеловеческого характера. Родился он на Алтае в селе Сростки, сменил ряд специальностей, Как писатель Шукшин занимает промежуточное место между представителями деревенской и городской прозы, так как герои его произведений – и сельские жители, и горожане (как правило, в первом поколении). Писателя интересует не советский, а русский национальный характер, но в его постижении он более, сравнительно с деревенщиками, бестенденциозен и далеко не всегда оценивает его позитивно. Национальное получает у Шукшина гораздо более разнообразное выражение. (У почвенников – один и тот же человеческий тип.) Сборники «Сельские жители» (1963), «Там вдали» (1968), «Печки-лавочки» (1973) – в них Шукшин и создал галерею ярких самобытных характеров русских людей, своих современников. В сборнике рассказов "Беседы при ясной луне" Шукшин показывает нам новый тип героя. Это "чудик" (есть у него и рассказ с таким названием). Чудики Шукшина - это люди, стремящиеся создать "праздник души", живущие просто, естественно, не делая другим зла. Таковы герои рассказов "Чудик", "Микроскоп", "Мастер". Но их стремления Рассказы Шукшина звучат как тонкие философско-лирические притчи, несущие в себе вопросы современной духовной жизни. Рассказы Ш тематич относились к деревенск прозе, сосредотачив на насложн психологич ситуациях в котор оказывались герои. Основн жанр в котор работал Ш – короткий рассказ, представляющ собой или небольшую психологич сценку, построен на диалоге, или несколько эпизодов из жизни героев. Ш называл своих героев «странными людьми», «непутевыми людьми». В. Шукшин в простой форме, часто с юмором, доносит до читателя многие проблемы человека и общества. Рассказ Шукшина “Обида” как раз относится к этой теме. Главный герой — Сашка — молодой мужчина. Однажды он пришел в магазин, где продавщица нагрубила ему, сказав, что вчера он, будучи пьяным, устроил в магазине скандал. Но такого не было, и Сашка очень обиделся на несправедливость, на покупателя, который поверил продавщице. Но проблема, поднимаемая в этом рассказе, гораздо глубже обиды. Вопрос стоит о душе человека, о том, что у разных людей и души-то разные. И оказывается, что чем чище, добрее у человека душа, тем он слабее. Получается, что быть честным, открытым и добрым плохо; для самого же человека это оборачивается иногда трагедией. В. Шукшин вывел новый тип героя. Его «чудики» своим существованием, поступками опровергают узость и ограниченность обычных представлений о человеке и жизни. Это фантазеры и мечтатели. Причем мечтают герои Шукшина о вещах недостижимых: об изобретении лекарства от рака («Митька Ермолаев»), избавлении мира от микробов («Микроскоп») и т. д. Василия Макаровича Шукшина. Шукшин очень скуп на слова. Но это не экономия, а элегантность писателя, который умеет вкладывать в старые слова новый смысл. Можно, например, долго и нудно повествовать о человеке, лишенном чувства юмора. Можно, как Шукшин, ограничиться одним небольшим предложением: «Он совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось». Вот еще пример лаконичной выразительности: «Чудик уважал городских людей. Не всех, правда: хулиганов и продавцов не уважал. Побаивался». Сравнив хулиганов с продавцами, Шукшин с конкретным сарказмом отозвался о грубых и наглых торговых работниках советского периода. И это гораздо изящнее, чем прямолинейные фельетоны и карикатуры того времени. Кроме того, в предложении дана определенная характеристика героя. Ясно, что он человек провинциальный и застенчивый. Эта характеристика усиливается эпизодом с потерянными деньгами. Чудик увидел в магазине на полу пятидесятирублевую ассигнацию. Пошутил, что богато, мол, тут люди живут, положил деньги на прилавок и ушел. А потом обнаружил, что это его собственные деньги. Большие, кстати, полмесяца тогда за полсотку работали. Но постеснялся вернуться и заявить свои права. »Но только он представил, как он огорошит всех этим своим заявлением, как подумают многие: «Конечно, раз хозяина не нашлось, он и решил прикарманить». Нет, не пересилить себя – не протянуть руку за проклятой бумажкой. Могут еще и не отдать». Эти краткие, но емкие фразы не только рисуют своеобразный характер героя, но и обладают социальной критикой. Казалось бы, стереотипный диалог с работницей почты, которая «знает, как нужно писать телеграммы». А сколько в нем издевки над узколобыми чиновниками всех мастей! В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила: - Составьте иначе. Вы – взрослый человек, не в детсаде. - Почему? – спросил Чудик. – Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!.. Вы, наверно, подумали… - В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст. Чудик переписал. »Приземлились. Все в порядке. Васятка». Телеграфистка сама исправила два слова: «Приземлились» и «Васятка» Стало: «Долетели. Василий». - «Приземлились». Вы что, космонавт, что ли? - Ну, ладно, – сказал Чудик. – Пусть так будет». На первый взгляд в рассказе почти ничего не происходит. Ну съездил герой к родственникам, ну деньги потерял, за что получил от жены шумовкой по голове, ну с людьми в дороге пообщался. Рассказ буквально насыщен протестом чистой человеческой души, вынужденной жить в корыстном, неблагоустроенном мире. Есть там эпизод, почти незаметный в общем течении событий, когда герой едет в поезде: «Входили и выходили разные люди, рассказывались разные истории. Чудик тоже одну рассказал какому-то интеллигентному товарищу, когда стояли в тамбуре, курили. - У нас в соседней деревне один дурак тоже… Схватил головешку – и за матерью. Пьяный. Она бежит от него и кричит. «Руки, кричит, руки-то не обожги, сынок!» О нем же и заботится… А он прет, пьяная харя. На мать. Представляете, каким надо быть грубым, бестактным… - Сами придумали? – строго спросил интеллигентный товарищ, глядя на Чудика поверх очков. - Зачем? – не понял тот. – У нас за рекой, деревня Раменское… Интеллигентный товарищ отвернулся к окну и больше не говорил». Так и будут отворачиваться от Чудика «интеллигентные» и не слишком интеллигентные люди. Возненавидит его и сноха, в которой слились уродливые типы всех недалеких «выходцев из деревни». …Тут только понял Чудик, что – да, невзлюбила его сноха. А за что, действительно? - А вот за то, что ты – никакой не ответственный, не руководитель. Знаю я ее, дуру. Помешалась на своих ответственных. А сама-то кто! Буфетчица в управлении, шишка на ровном месте. Насмотрится там и начинает… Она и меня-то тоже ненавидит – что я не ответственный, из деревни… А ведь сама из деревни! – как-то тихо и грустно изумился Дмитрий. – А вот… Детей замучила, дура, одного на пианинах замучила, другую в фигурное катание записала. Сердце кровью обливается, а – не скажи, сразу ругань».И все-таки Чудик счастлив. Хотя бы тем, что жена с ним «иногда ласкова», что идет «рясный парной дождик» и можно снять ботинки и бежать по мокрой, теплой траве, подпрыгивать и петь громко: «Тополя-а-а, тополя-а...» В сознании читателей и критиков прижилось название «чудик» (по одноименному рассказу, 1967). Именно «чудики» являются главными героями рассказов, объединенных Ш в один из лучших его сборников «Характеры». Русский чел-к в рассказах Ш часто не удовлетворён своей жизнью, он чувствует наступление стандартизации всего и вся, тупой и скучн обывательской усреднённости и пытается выразить собственную индивидуальность - нередко странными поступками. Пример : Алёша Бесконвойный из одноимённого рассказа (1973) отвоёвывает себе в колхозе право на нерабочую субботу, чтобы каждый раз целиком посвящать её... бане. Для него этот банный день становится главным и любимейшим на неделе - ведь тогда он принадлежит только себе, а не колхозу, не семье - и наедине с самим собой может спокойно предаваться воспоминаниям, размышлять о жизни, мечтать... А вот . Некий Бронька Пупков из рассказа “Миль пардон, мадам!” (1968) придумывает целую захватывающую историю о том, как во время войны он якобы получил спецзадание по убийству самого Гитлера, и о том, что из этого вышло. Пусть вся деревня смеётся и негодует, однако Бронька раз за разом преподносит этот рассказ приезжим из города - ведь тогда он хоть на миг может сам поверить в то, что является ценной персоной, из-за которой чуть не изменился ход мировой истории... Ш не пытается эстетизировать или идеализировать своих чудаков, он не просто проявляет интерес к разнообразию человеческих характеров, сложности человеческой натуры. Ш как бы старается оправдать, «легализовать» поведение, кажущееся странным, ненормальным. Его чудаки несут в себе как духовную неудовлетворенность советских людей, так и извечную русскую национальную тоску по смыслу человеческой жизни. Как правило, герои Ш - это неудачники. Но их неудачливость, житейская несостоятельность — это своего рода принцип, жизнен позиция. Один из рассказов Ш «Чудик». «Чудик» - Василий Егорович Князев – » и его брат не поняты собственными женами и окружающими людьми. Желая угодить невзлюбившей его снохе, Чудик разрисовывает детскую колясочку, чем вызывает ярость женщины, выгоняющей его из дома. Непритязательная попытка внести красоту в дом, где живут злость и раздражение, кончается очередной неудачей. О своих странных людях Ш высказывался неоднократно, говорил о симпатии и привязанности к ним, был убежден, что «их судьбы слиты с народной судьбой». Для Ш «Чудик», дурачок» – явления времени, весьма поучительные, в них по своему вопиет правда времени. Именно Чудик одним из первых задает глубоко личный, истинно шукшинский вопрос: « Не понимаю: почему они стали злые? Герои Ш нервно, болезненно реагируют на зло, на унижение человека человеком, на обиды. Так почти всегда у Ш: повседневная будничная жизнь, в которой рождаются драмы и трагедии. Частное событие он переводит в общефилософский план, подводит героя не только к размышлением о природе человеческого хамства, равнодушия, но и дальше – вообще о человеческой жизни…В творчестве Ш подняты важнейшие нравственные проблемы: не деревня против города, а духовность против бездуховности, совестливость против хамства, внутреннее недовольство собой против самодовольства. Рассказы Ш можно сравнить с пословицами. Та же и них острота. 74.Распутин «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с матерой». Повести Распутина вызвали мировой резонанс, творчество Распутина обнаружило свойство новой прозы – драматический сюжет вырастает из быта людей, приобретает обобщенный смысл выражения. Над сюжетом (например в повести «Деньги для Марии») вырастает смысловая надстройка, отражая злободневные проблемы времени; экономическая проблема – в России происходит разрушение общинных связей, вторжение новых товарно-денежных отношений, т.е. отношения начинают основываться на них; таким образом, новая экономическая проблема породила социально-нравственную. Распутин констатирует, что произошла смена ориентиров. Также мы отчетливо видим и экзистенциальную проблему – человек одинок, не способен в одиночку решить всё. Проблему советской прозы 70-х гг. отражают такие повести писателя как: «Последний срок», «Живи и помни», «Пожар», «Прощание с Матёрой». Писатель намеренно обращается к пожилым персонажам. Через восприятие стариков можно увидеть духовную жизнь общества, считает писатель. Автор показывает, что в современном обществе произошел распад человеческих связей, каждый живет своим эгоизмом. . Валентин Григорьевич Распутин - писатель-“деревенщик”, последовательно и страстно выступающий за сохранение духовности, традиций народа и культуры. его перу принадлежат хорошо известные читателям произведения: “Деньги для Марии” (1967 г.), “Последний срок” (1970 г.), “Живи и помни” (1975 г.), “Прощание с Матерой” (1976 г.) и другие. |