Главная страница

Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой


Скачать 5 Mb.
НазваниеЛекция Щербаковой
АнкорШпаргалки по литературе. Госэкзамен
Дата01.04.2022
Размер5 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГОСЫ по литературе МОИ.docx
ТипЛекция
#434149
страница20 из 30
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   30
Тема любви представлена в стихотворениях «Письмо товарищу Кострову о сущности любви», «Письмо Т. Яковлевой». Перед нами вновь влюблённый романтик, который объясняет красоту и тонкость бессмертного чувства. Однако в стихотворениях соседствуют любовь и политика: (В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне красный цвет моих республик тоже должен пламенеть).
Маяковский – замечательный реформатор стиха. Его знаменитая «лесенка» принципиально изменила характер стихотворной строки, строфы. Такая форма помогает поэту подчеркнуть смысловые связи слов в строке, выделить главную мысль, создать совершенно иной стихотворный ритм. И хотя Маяковский писал и классическими поэтическими размерами (ямбы), а не только тоническим стихом, его поэзия выглядит необычной, она как будто ломает привычные читательские представления. Не менее новаторской была и символика стихов Маяковского, а также неологизмы.
Есенин. Ранняя лирика. 1917-1918
Великий нац-ный поэт.. 1-ый сб-к - «Радуница» (16 г.). Отношение к миру как к воплощению гармонии, отсюда – приятие этого мира. Ощущает природу как творение рук бога. Россия – райская страна, воплощена гармония в природе и в крест.быте, в рус.доме. природа – воплощение божества. Далее 1 Мир.война, которая перетекает в февр.рев-цию 17 г. Есенин начинает ощущать дисгармонию, появляются диссонансы. О Русь, взмахни крылами!- программное стих., выражает свое поэт.кредо. ставит себя в ряд с крест. поэтами: 1- Алексей Кольцов (он – божество), за ним – Клюев, одетый светом (воплощение святости), Миколай=Николай, отсюда – святой угодник. Ес.молится, воспринимает его как святого. Сам Ес.не святой, разбойный, бросает вызов («Сшибаю камнем месяц» - бунтарство). Восторгается, т.к.февраль – это пролог к созданию наст.рая, к воплощению идиллий, чаяний и дум крест-ва. И россия по-наст.превратится в мужицкое царство,пшеничный рай. Ес. – еще начинающий поэт, ищет филос.основу. на него повл.: 1) Клюев (относится к Кл.как к апостолу) – вручил мысль, что февраль – это рев-ция, и Ленин – это мужицкий вождь, он вернет Россию к подлинноправославному состоянию, к допетр.вр. 2) историк Иванов-Разумник. Ред-р ж.»Скифы», оказывал вл.на эсеров. Скифы – Блок, Ес., Замятин, Пришвин, Белый и др. 17-18 гг. – период лечения скифскими идеями. Эсеровская партия тогда была самая влиятельная. Под их вл.Ес.создает цикл из 11 поэм. В теч.2-х лет пишет только на революц.тематику. Воплощает свои идеи в революц.-мистических поэмах: Товарищ, Певущий зов, Отчарь, Октоих, Пришествие, Преображение, Инония, Сельский часослов, Небесный барабанщик, Пентакратор. Не пишет больше о природе и любви, все мысли – к России, ко всему, что с ней происходит. Поэмы называют библейскими. Сам представляет себя в образе пророка новой веры, нового бога, спасителя. Поэмы – главы Нового Завета, Новой Библии. Это Новый Завет. Пророк – еретический, богоборческий, но в то же вр.исп-ет религиозную лексику. По поэмам м.понять, какой д.стать Россия. Иорданская голубица-идиллический мир, кот.олицетворяет апостол. Ес.называет себя большевиком, но им он не был. Смысл поэмы – пророчество новой страны, рисует ее контуры. Считает, что события зависят от человека, решил поучаствовать. Его миссия – повлиять на события, показать контуры, идеалы. Создает модель России, в кот.она д.превратиться, хочет оказать вл.на сознание людей.Россия – особая в поэмах, кот.предстоит совершить мессианскую роль. Россия – это место рождения нового бога на кобыле, а на кобыле ездит мужик. Инониялав.поэма. Написана после окт.событий. Ес.всё еще выстраивает модель. Поэма о разрешении старой Руси и построении иной, отсюда – Инония, иная страна, идеальная. Отвергает и бога-отца и бога-сына, т.к.его идеи – спасение через погибель, через распятия, страдания. Поэтому он кощунствует («Не хочу восприять спасение через муки его и крест»). Не хочет страданий для России. Хватит требовать распятия. Выбирает нового бога без креста и мук. Бог – ласковый, добрый, заботливый, дарующий жизнь, спасающий и милостивый. Ес. ищет нового бога, дающего исцеление. Проклинает прежние идеалы, отвергает Китеж-град-глав.легенда России, символ спасения, но ч\з гибель. Также это воплощение старой Руси, в прошлое возвращаться не нужно. Воюет с певцом Китежа – Клюевым, расходится с ним. Ощущает в себе пророческий дар, большой поэт, не хочет быть его учеником. П\в своего наставника, нужно идти вперед.Период массового дух.помрачения. Ес.попал под власть революц.идей (чел-к могущественен). Природа вызывает агрессию, т.к.она – воплощение того бога. Пришел рев-р, крушит всё, не принимает, сломает всё. Период революц.ломки, радикализма. Не принимает мира без духа, отрицает мироустройство, в кот.господствует плоть, материал. Грозит Америке за бездуховность.»Не хочу я небес без лестницы»

Конфликт природы и цивилизации 1919-1922

Поменялось окружение. 21 г. – за границу на год, брак с Айседорой Дункан. Переход из лагеря новокр.поэтов к имажинистам. Поэма «Кобыльи корабли»- апокалипсическая картина. Голодные собаки, рваные животы кобыл, зарево трупов. «Скачет по полю стужа, Окна выбиты, настежь двери…» Крест.изба – модель христ.быта, она – отражение того, что Русь переживает. Нет идиллии, всё разрушено. Виновата в этом Окт.рев-ция-«Сгложет рощи окт. ветер», злой октябрь.«Веслами отрубленных рук вы гребете в страну грядущего». Т.е.большевики двигаются к власти ч\з Гражд.войну, смерть и жестокость. Противостоящие им силы гребли назад. Рисует сов.страну. настроение лир.героя – одиночество, обреченность. Среди людей нет единомышленников. «Я, как вы, у людей в загоне». Его друзья – собаки. «Не нужны мне кобыльи корабли и паруса вороньи». Был период, когда падали лошади, в городах лежали их трупы, на кот.слетались вОроны, отсюда образ кобыл.кораблей, на кот.слетались стервятники, вОроны – символ смерти. Мир уничтожается, рев-ция ударила по деревне. Тот мир, чьим певцом был Ес., уничтожается, отсюда – такое видение, такие образы. Поэма показывает окончание периода утопизма. С 19 г. – период наибольшего сближения с имаж-стами. Меняется органика стиха. В поэзии – следы имажинистской поэтики. Задача – эпатировать ч\з брань («Если хочешь, поэт, жениться, то женись на овце в хлеву»). Но этот эпатаж неорганичен для Ес. Его альянс с им-стами вызывал недоумения, как они могли сойтись. Глав.причина перехода – мировоззренческая, ломка представлений, крушение идей об Инонии, разочарование в происходившем с Россией. Воспринимает окружающее как апокалипсис.Отсюда –ключ.тема: конфликт природы с цив-цией, м\у городом и деревней, несоединимы.

«Сорокоуст» (20г.) – поминальная служба по патриархальной Руси, деревня погибла, переживает. Преобразование имеет дъявольский хар-р. Это не просто машины, это демоническая сила. Мчится паровоз – это молох, кот.требует жертв, это чудовищный зверь, кот.д.уничтожить рус.Китеж-град. Паровозы уничтожат мир, это эмблема быстрого победного движения в светлое будущее. Конь стальной победил коня живого. Жеребенок – образ вымирающей деревни. Поединок живой силы и железной.- «Живых коней победила стальная конница…».Стих.об умерщвлении живого, всё дух.уничтожается. гибель всего живого отражено в стих.: Хулиган, Исповедь хулигана, Мир таинственный, мир мой древний, Я последний поэт деревни, Сторона ль ты моя, сторона, По-осеннему кличет сова.

Преодоление кризиса и поиски гармонии

22-23 годы знаменуются созданием двух циклов: Москва кабацкая. М.к. – создан во вр.заграничной поездки. Вокруг цикла много легенд. Есть реальность, кот.смеш-ся с мифом. Были противники – рапповцы, имажинисты. Кабак – это метафора болезненного состояния поэта, потерявшего место в жизни. Впервые цикл вошел в книгу «Стихи скандалиста», позже – в книгу «М.к.». Узкий смысл - 5 стихотв., широкий – это книга, стихотв.больше (включены стихи, кот.объясняют причины периода М.к., почему туда попал, что пережил и как выходил. Композиционно выстроена поэтом и отражает то, что пережил Ес.внутренне. 4 раздела: 1) стихи-вступление к М.к. (что привело в М.к.). Стихи отражают состояние надлома, неуверенности, нет опоры, поэтому всё зыбко. Гибнет патриарх.мир под натиском железного города. Это век, в кот.нет души, рубится мост, соединяющий с духовностью, Русь гибнет.; 2) «М.к.» (сама М.к.) – весь цикл в узком смысле: «Да, теперь решено. Без возврата», «Пой же, пой На проклятой гитаре», «Сыпь гармоника.Скука…Скука..», «Снова пьют здесь, дерутся и плачут» и др. Цикл отражает потерю всех опор в норм.здоровой жизни поэта. Испытывает разочарование, выключен из обычной жизни, из тв-ва. Есть дерзкий эпотаж, вульгарные обороты речи. Присутствует имажинистская образность (задача – шокировать). Есть грубое отношение к женщине, циничное, кот.отражает степень разочарования. Нет поэтизации разгула, его ужасает то, что он испытывает, где оказался. Жуткое логово, шум и гам, сердце бьется чаще. Я такой же как вы пропащий, Мне обратно дороги нет. Ощущается нежная и ранимая душа. Он внутренне пережил эти стихи.; 3) «Любовь хулигана» - выход из кризиса. Любовный цикл посвящен актрисе Моск.театра Асгусте Леонидовне Миклашевской. У стихов уже другая тональность, изменилось состояние лир.героя. любовь к женщине стала прологом к выздоровлению, это исцеление, наполняет душу нежностью. Любовь приводит к перелому в душе, выводит из смуты, пробуждает к жизни. Это было спасением. В женщине подчеркивается тонкость, нежность, она боготворится. С появлением любви заявляет о желании порвать с тв-вом и начать жизнь по-новому. Это глав.чувство. проводит различия м\у собой прежним тем, каким он был (плевал на иконы, теперь – просветленный, одухотворенный); 4) стихи как заключение «М.к.» - 1 стих. «Не жалею, не зову, не плачу»

В 24г. в сознании оформилась филос.концепция жизни. Хочет принять мир таким, какой он есть, душа хочет покоя. Это отразилось в цикле «Персидские мотивы» (24-25). Стихи написаны в Тифлисе и Баку, созданы во вр.нескольких поездок на Кавказ, но посвящены Персии. Мотивы персидские, т.к.связаны со знаменитыми среднев.поэтами, их настроениями. Выдуманная страна (примерно как и Инония)- утопическая, понадобилась из-за потребности в покое, гармонии, это мечта и тоска по идеалу. Осн.пафос цикла – обретение душев.покоя, потребность в нем, в гармонии, стремление увидеть эту гармонию в России. Есть название вост.городов, но реального Востока нет. Создает просто идиллический образ. Россия – тоже сквозной образ (помимо Персии), кот.тоже видится идиллической страной, к кот.стремится Ес.
58.Социально-философская проза А. Платонова («Усомнившийся Макар», «Котлован», «Чевенгур» и др.). Типы героев. Основные мотивы. Особенности поэтики: функционирование мифа, специфика художественного пространства и времени, своеобразие языка.

Наст фамилия Климентов (отца). Отец паравозный машинист, талант изобритатель. Платонов унаследовал любовь к технике, особенно к паровозам. Образ отца угадывается во многих героях.
Уже в первых своих произведениях Платонов проявил себя художником, умеющим видеть мир неоднозначно, понимающим сложность души человека. Тоска по человечности в рассказах Платонова неотделима от внимания к отдельному человеку. Писатель — вольно или невольно — следовал той традиции, которая была заложена в русской литературе Гоголем и Достоевским.

Почти все герои Платонова отправляются в путь искать «смысл существования». (Герой «Котлована» – странник поневоле, насильно вытолкнут из привычной жизни, лишён средств к существованию. Чувствует себя ненужным, становится бездомным и нищим. Макар едет в Москву…)
«Усомнившийся макар» вызвал болезненную реакцию со стороны властей и критиков . Он был напечатан в журнале «Октябрь» 1929г. Небольшой рассказ-притча. Представлена модель бытия. Главного героя зовут Макар Галушкин. Начало рассказа строится на антитезе, противопост-ся 2 героя Макар и Лев Чумовой, жители гос-ва. Герой Платонова-это всегда житель гос-ва. Действия Чумового бестолковые, несуразные, умная голова, только руки пустые. Макар имеет золотые руки, но пустую голову. Макар не хочет подчиняться Чум. Отправляется в Москву на зароботки. Герой Платонова - путник, странник движущийся к некому сокральному центру. Платоновский герой всегда единоличник, он сам по себе. В Москве Макар видит некие несообразности (везут бедоны с молоком, а обратно пустые). Макар предлагает сделать молокопровод. Платовский герой всегда сомнивающийся (Макар усомнился в распределении ролей в гос-ве, когда одни исполнители чужой воли, а др часть только командует. Сомнения в гос-ве, гос устройстве). Идейно-композиционным центром явл-ся сон Макара. (видит гору, на вершине научный человек, а Макар смотрел на него и ждал от человека дела. Но чел-к думал о «целостном масштабе». Смотрел «вширь». Гора метафора цели, смысла жизни. Плат. герой всегда ищет смысл жизни. Появл-ся рабочий Пётр. Идут в РКИ(рабочий крест-я инспекция), сели за столы напротив Чумового и стали говорить с простым бедным народом. Конфликт между одной личностью и народом в целом и между бюрократом и бюрокт в целом, между живым чел и бездушной системой.
«Котлован».

Работа над повестью «Котлован» датируется: «Декабрь 1929 – апрель 1930». Повесть «Котлован» относится к тем немногим в русской лите­ратуре XX в. произведениям, в которых с поразительным муже­ством была выражена, сущность эпохи «великого перелома».

В повести отразились главные исторические события конца 1920-хнач30-х годов: проводимые в СССР в годы первой пятилетки, индустриализация и коллективизация. Символом осуществляемых в стране преобразований Платонов избрал проектирование и строительство «общепролетарского дома». В «Котловане» переплетись два сюжета: сюжет-странствие главного героя в поисках истины и сюжет-испытание очередного проекта улучшения жизни человечества. Герой повести Вощев — странник поневоле, он насильно вы­толкнут из привычной жизни, уволен с «механического завода» и лишен средств к существованию. Он чувствует себя ненужным, становится бездомным нищим. Вощев попадает на строительство символического «общепролетарского дома». Первое, что он видит на стройке, — барак мастеровых, где спят вповалку на полу измученные люди. Жизнь в бараке схожа с пребыванием в аду. Положение здесь нестерпимо и указывает на необходимость скорейшего одоления их «гибельной участи».

Платонов хотел рассказать как строится новое общество, какими путями.

Образ «общепролетарского дома» в повести многозначен: его основу составляет библейская легенда о Вавилонской башне. Со­отнесение строительства «общепролетарского дома» с безуспеш­ной и наказуемой попыткой человечества построить «город и баш­ню высотою до небес...» свидетельствует о масштабах авторского осмысления «стройки социализма». Образ-символ «дома-башни» в «Котловане» обогащается содержанием, которое он приобрел в контексте пролетарской культуры и искусства авангарда.

В «Котловане» мечтают о том, что, поселившись в «общепро­летарском доме», люди оставят «снаружи» враждебную природу, освободятся от воздействия ее смертоносных сил.

В сюжете строительства общепролетарского дома просвечивает символика «дерева». Его фундамент закладывают с надеждой, что сажают в землю «вечный корень неразрушимого зодчества».

Но строительство «вечного дома» остановилось на стадии рытья котлована под фундамент. Вместо ожидаемого возрождения мате­рии происходит обратное: люди тратят себя на мертвый камень. Че­ловеческая жизнь безвозвратно стекает в общую братскую могилу. Землекопы. Ключевое слово «Котлована» - ликвидация - создает лейтмо­тив повести. Мотив уничтожения людей и природы ради дома постоянно звучит в произведении. Ощущение гибельных по­следствий работы на котловане испытывают все землекопы. Каж­дый мечтает «спастись» — вырваться со стройки, где царит атмо­сфера безысходности.

«Котлован» — уникальный по честности и мужеству документ эпохи, передавшим картину «сплошной коллективизации». Ее сим­волом становятся гробы, которые заготовлены крестьянами, ожи­дающими коллективизации со смертным страхом. Мужики воспри­нимают ее как «колхозное заключение», «плен». Смысл «Котлована» был раскрыт самим Платоновым: проис­ходит превращение котлована в могилу не только для его строите­лей, но и для будущего России, воплощенного в образе девочки Насти. Одна из героинь «Котлована» — удочеренная землекопами девочка-сирота. На ее глазах умерла мать, завещая пятилетнему ребенку забыть, что она — дочь «буржуйки». Осиротевшую Настю бригадир землекопов Чиклин приводит в барак. Настя умирает в бараке землекопов от голода и холода Смерть Насти заставляет землекопов думать, что «нет никакого коммунизма».

Чевенгур

Это главная книга Платонова. В полном объёме был напечатан в 88г. К печати цензура не допустила. Печатал роман фрагментами. 2 издательства. 1-е оценили как контрреволюц-е В 29г 1я часть «Происхождение мастера»-как повесть. Обратился за помощью к Горькому. Пишет ему письмо. «Скажите, что автор прав, в романе честная попытка рассказать о начале капиталистич общества» «Ваш роман вряд ли напечатают. Это лирико-сатирич жанр. Люди окрашены иронически. Цензура этого не приемлет» Горький отказал ему в поддержке. Обращать больше не куда было. Платонов не стал писать. Это соц-философ роман, рассказ-й о попытке реализации комунистич утопии в России. Композиц-но р-н распадается на 3 части, каждая из частей новая жанровая модель – прошлое Саши (1-7части). Напоминает модель воспитания. Гл ед герой Саша, сын утопив-ся рыбака и неизвест матери. Фамилию взял от другой семьи-Дванов. В образе Захара мастера воплотились черты отца Платонова. Юноша читает книги, осознаёт свою принадлежность к пролетарской среде после революции вступает в большевистскую партию. Ему кажется, что только революция поможет разрешить загадку смерти и преодолеть себя. – 2 часть повесть «Строители страны»(8-18 гл)Это путешествие в поисков ростков социализма. Жанр: роман путешествия. На смену воспитания приходит хронотоп-дороги. Гл герои –анархисты, бандиты и др, т.е нет одного гл героя Саши. – 3 часть (19-27) Появл-ся г.Чевенгур. Жанр:дорога заканчивается и нач-ся утопия и антиутопия. Сюжет: более 280 персонажей. Дванов-фамилия двоист-ти. Говорит о 2х отцах(Захар и Прохор). Спутник Саши Степан Копенкин-освоб-т Сашу из рук анархистов. Он командир полевых большевиков. Одинокий поломник Розы Люксембург (мучительница 19 в Германии). Роза-земной рай. Самое ценное на земле для него. Конь «Пролетарская сила». Странная мечта найти и откопать могилу Розы. Роза-воплащение фанатичных идей. Два героя-романтик социалист и Копенкин ищут ростки социализма. С.Ханские дворики олицетворяет персонаж, называвший себя Достоевский, раньше он был Мошенкиным. Пытается быстро построить социализм. Коммуна Дружбы бедняка. Никто не работает. Дважды в день они заседают, проводят собрание, выбирают того, кто будет против, кто воздержится при голосовании. Платонов изображ наивную модель бюракратич организ общества. Ревзаповедник-место где законсирвир революция. Пашенцев символиз эпоху коммунизма. Последняя часть. гЧевенгур-вымышленный город. Прототипом яв-ся город Богучан. Во главе 12 коммунистов. Комунизм-это отсут эксплуатации. В конце романа появл-ся вооруж кадеты, убивают всехОст-ся Прошка. Саша уходит к озеру. Такой конец говорит либо о крушении мировозренчиских иллюзий Дванова, либо предвидение краха. Попытки построения комм-ма. Худ. время. Время не может быть датировано точно. Всё появл-ся мимо ходом и не в порядке хронолог последоват-ти. Это нелинейное истории время, небытовое время, это время мифа,к-е движется вместе с героями. Худ.пространство-фрагментарно. Представляет собой некие пространственные островки, м\у ними пустота, кот соед-ся дорогой. Персонажи некие тени, контуры. У них нет внешности, портрета, нет биографии. Концепция Эроса. Связан со смертью (ранен вспоминает о Сони). Тяга к умершему (Роза) Мотивы- тоска, скука, одиночество-основ мотивы ТВ-ва Плат.Гланая идея Платонова-преодоление смерти Победа над смертью-революция.

  1. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Особенности метода, жанра и композиции. Система образов. Проблематика и поэтика романа.

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” был опубликован в 1966—1967 годах и сразу принес писателю мировую славу. Сам автор определяет жанр произведения как роман, но жанровая уникальность до сих пор вызывает у литераторов споры.  Его определяют как роман-миф, философский роман, роман-мистика и так далее. Повествование романа направлено в будущее, содержание как психологически так и философски достоверное, проблемы, затронутые в романе, вечные. 
    Основной идеей романа является борьба добра и зла. Композиция романа — роман в романе. Один — о судьбе Мастера, другой о Понтии Пилате. С одной стороны, они противопоставлены друг другу, с другой — как бы образуют единое целое. Этот роман в романе собирает в себя глобальные проблемы и противоречия. Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. В конце романа можно заметить, как Москва соединяется с Ершалаимом, то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную линию. Читая произведение, мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы XX века и 30-е годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами. 

Особенности метода: Магический реализм - фантастическое и реальное перемешано, сплавлено в единое целое. Самое невероятное происходит в будничной, тривиальной обстановке. Вторжение фантастического, вопреки традиции, не сопровождается яркими эффектами, а подается автором как обыкновенное событие. Создание особой художественной действительности - фантастической - есть способ познания и отображения глубинного, спрятанного смысла явлений реальной жизни.
В романе присутствуют три сюжетные линии: философская- Иешуа и Понтий Пилат, любовная — Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая — Воланд, вся его свита и москвичи. Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда. Он свободно себя чувствует и в библейском и в современном писателю времени. Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах, где происходит спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога.

Еще одной особенностью этого произведения является то, что он автобиографичен. В образе Мастера мы узнаем самого Булгакова, а в образе Маргариты — его любимую женщину, его жену. Вследствие того, что роман состоит из двух частей, в нем два главных героя: Мастер и Иешуа. Они являются героями-двойниками. Соответственно двойниками являются и мно­гие второстепенные персонажи. Так, Иван Бездомный и Левий Матвей являются последователями своих учителей, Алоизий Могарыч и Иуда из Кириафа — их предателями.

Философский смысл романа "Мастер и Маргарита"

Здесь сцены из античной эпохи переплетаются с описанием советской действительности. Из взаимоотношений прокуратора Иудеи Понтия Пилата, всесильного наместника Рима, и  нищего проповедника Иешуа Га-Ноцри выявляется философское и нравственное содержание данного произведения Булгакова. Именно в столкновениях этих героев автор и видит яркое проявление единоборства идей зла и добра. Более полно раскрыть идейный замысел произведения Булгакову помогают элементы фантастики.

Проблематика.

Глубочайшая философская проблема — проблема взаимоотношений власти и личности, власти и художника — находит отражение в нескольких сюжетных линиях. В романе присутствует атмосфера страха, политических гонений 1930-х годов, с которой столкнулся сам автор. Более всего тема угнетения, преследования неординарной, талантливой личности государством присутствует в судьбе Мастера. основные проблемы романа: • морального выбора; • взаимоотношений личности с властью;

• веры и безверие; • чести и справедливости; • бездуховности, мещанства; • соотношение добра и зла;

• истины. Отплата за добро и зло - Воланд восстанавливает справедливость, возвращая Мастеру сгоревшую рукопись, давая ему покой как награду за творчество. Вины и отплаты - Пилат наказанный бессмертием.

Поэтика: Роман включает в себя два повествовательных плана — сатирический (бытовой) и символический (библейский или мифологический). Каждому плану соответствует своя временная система. Действие библейского плана выстроено в соответствии с христианским каноном и продолжается в течение одного дня. В него вводятся воспоминания о прошлом и предсказания будущего. В потустороннем мире время не движется. Писатель показывает бесконечно длящуюся полночь, во время которой происходит бал Сатаны, или вечный день, в течение которого наступает «вечный покой» в финале романа. Только в реальном мире, связанном с Москвой, действие продолжается четыре дня и время течет в традиционных рамках. В основе мифологической линии — авторская версия Евангелия. Булгаков не пересказывает жизнь Иисуса, а создает на основе библейского мотива живой, реальный мир. В описании Ершалаима использованы временные, пространственные и бытовые детали. Писатель создает подчеркнуто реалистичную картину с запоминающимися деталями. Сочетание двух планов — реального и условного — позволило Булгакову создать полотно, отличающееся эпическим размахом и философской глубиной.. Чтобы связать все планы между собой, писатель использует сложную систему своеобразных «переходов», постепенно выводя повествование из реального плана (описание Москвы в страшную жару) в мифологический (бал у Воланда). В центре романа находятся фигуры Мастера и Иешуа. Вокруг них в иерархическом порядке располагаются остальные герои. Верхнюю ступень занимает оппозиция Воланд — Пилат. Ниже располагаются слуги основных персонажей: Азазелло — Кот — Фагот и Афраний — Крысобой — Банга. Они дополнены триадой, которую можно назвать демонической — Гелла, Наташа и Низа. Во всех трех мирах действует только один персонаж — Маргарита. В ней соединены христианские и народные представления, вера в Вечную Женственность и Пресвятую Богородицу. Она похожа и на мифологический персонаж (Маргарита спускается в ад и становится царицей на балу у Сатаны), и на реальную личность (Маргарита не умирает вместе с Мастером, а переходит в мир иной).

60. Жизнь Клима Самгина

Роман был задуман после 1905 года. Приступил к нему Горький в 1925 году, сразу по окончании «Дела Артамоновых». Обрывается смертью Горького в 1936 г., четвертый том так и незакончен.

В 1926 г. – 1 том, 1928 г. – 2 том, 1930 г. – 3 том.

Горький говорил: «Интеллигенция – мозг нации». Но со временем стал думать иначе.

«ЖКС» о роли интеллигенции в событиях конца 19 - нач 20 вв. Через судьбу интеллигента показать роль интеллигенции в истории.

Горький возвращался к этой книги, к 2 тому вносил изменения, т.к. его взгляды менялись по отношению к интеллигенции. Очень трудная была работа, с переосмыслением.

Горькому был свойственен комплекс Луки, но в Климе этого комплекса нет. Книга очень жестокая, нет жалости. Горький: «Роман сводит меня с ума», «Я схожу с ума».

Книга не будет бесцелером, его тЕкста не поймут.

В 1909 г. книга вышла. Все обсуждали ее. Авторы книги: Бердяев, Булгаков – ВЕХИ.Авторы осмысляли итоги 1ой рус. революции (1905-1907). Рус. интеллигенция – антипатриотична, атеистична, не любит власть. Плод деятельности интеллигенции – рус. революция. Книгу «ЖКС» ВЕХИ не приняли, говори клевета на интеллигенцию. Замысел у Горького – опровергнуть веховскую клевету на интеллигенцию, рассказать о подлинной роли интеллигенции. Но опровергнуть не получилось, по сути он придет к тому, что хотел опровергнуть.

Черновой вариант – «История пустой души». Сорок лет - > «Жизнь Клима Самгина». Сорок лет.
Двойное название породило концепцию двоецентрие, в романе два центра:

1) Клим Самгин и его история;

2) Сорок лет – отрезок истории. В книге движущая понарама действительности. Все дано через восприятие Клима. Автор себя устраняет как оценщика, морализатора. Главное идейная борьба. Горький заостряет внимание на истории идейных исканий.

В книге есть народники, марксисты, ницшиане, веховцы. Это роман о борье идей. Клим свидетель, он все фиксирует, наблюдает.

В книге показаны события рус. истории: Крах народничества и зарождение марксизма, жаркие бои революционных марксистов с политическими противниками, знаменитая Нижегородская ярмарка, коронация Николая II и кровавая Ходынка, где в безумной давке погибли тысячи людей, события революции 1905 года, мировая война, бурные дни 1917 года.

Автор вводит локальных исторических лиц: царя Николая II-го, Савву Морозова, некоторых художников, литераторов. Только 1 том разделил на главы, остальные не имеют дробления, структуры. Клим в центре, все за ним движутся.
Своеобразное повествование, не от 1го лица, а от 3го, должно быть приближение к авторскому, но присутствия автора нет. Повествование от самого себя. Клим не близок автору.

Горький говорил, что Самгин фигура мне чуждая, но через него автор познает самого себя.

Говорил Горький, что я написал роман на 800 персон: «Я книгу взял воспряв от сна, и погрузился в сон, роман ЖКС на 800 персон».

Остальные герои книги представляют собой все слои: капиталисты, купцы, интеллигенты, большевики и др., но в центре КС.

КРИТИКА

С. Сухих. Самгин есть выражение подсознательного Горького, его презираемая, ненавидемая им самим тень.

Б. Парамонов. ЖКС – психологическая автобиография босяка. Самгин не интеллигент, это Пешков помещен в интеллигентскую гостиную. КС бессознательное Горького, его тень. Клим боится деревню, как и Горький.

Антипатия писателя к Климу Самгину настолько сильна, что и от произведения порой веет холодом. Последнее признавал и сам автор. В одном из писем к М. Ф. Андреевой он замечал: «Ты мне писала и говорила, что «Самгин» написан холодно. Это -- все говорят. Но я думаю, что «прохладное» отношение к Герою объясняется тем, что он автору не симпатичен».

Клим имеет много общего с Горьким.

Заглавием автор символизирует, что гл. герой КС. Не интеллигенция играет гл. роль. С детства начинает играть роль ученого (надел дымчатые очки). Способностей мало, но говорят о нем серьезно, пророчат будущее министра. Он герой, который мало говорит, он слушает только. Горький любил афоризмы: Человек – это система фраз. Клим коллекционирует фразы всю жизнь. Клим поборник правды, он за нее, он как Сатин. Клим любитель отдельных фраз-лейтмотивов, кот пронзают всё произведение, 3 фразы: 1) А был ли мальчик? Эта фраза выражает форму СКЕПТИЦИЗМА; 2) Да что вы озорничаете? Эта фраза является выражением его тоски по сильной личности, которая наведет порядок; 3) Смирно! Эта фраза усмирит и поставит на место. Финал – Клим растоптан.

Жанр

Повесть – сам Горький так обозначил. Для эпопеи характерно особое героическое состояние мира.

Роман изображает историческую упорядоченную действительность. Синтез жанров: роман, эпопея, хроника – уникальная жанровая форма.

Самгин – это художественный тип. «Художник рождает на свет новую личность, совершенно пластическую, совершенно живую, и тогда жизнеспособность такой личности-типа оказывается большей, чем у подавляющего большинства живых людей. Именно так сделан Самгин. Самгин — живая личность» Луначарский. Воплощение типичных свойств буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции.

Выбрал Самгина гл. героем – он удобен для наблюдения ( он подвижен). У него нет позиции собственной. Самгиновщина термин ввёл Луначарский. Отсутствие прочной идейной позиции.

60. Жизнь Клима Самгина

Роман был задуман после 1905 года. Приступил к нему Горький в 1925 году, сразу по окончании «Дела Артамоновых». Обрывается смертью Горького в 1936 г., четвертый том так и незакончен. Роман осознавался Горьким как «главное дело жизни»(«Не имею права умереть» не заверщив).

В 1926 г. – 1 том, 1928 г. – 2 том, 1930 г. – 3 том.

Горький говорил: «Интеллигенция – мозг нации». Но со временем стал думать иначе.

«ЖКС» о роли интеллигенции в событиях конца 19 - нач 20 вв. Через судьбу интеллигента показать роль интеллигенции в истории.

Горький возвращался к этой книги, к 2 тому вносил изменения, т.к. его взгляды менялись по отношению к интеллигенции. Очень трудная была работа, с переосмыслением.

Горькому был свойственен комплекс Луки, но в Климе этого комплекса нет. Книга очень жестокая, нет жалости. Горький: «Роман сводит меня с ума», «Я схожу с ума».

Книга не будет бесцелером, его текста не поймут.

В 1909 г. книга вышла. Все обсуждали ее. Авторы книги: Бердяев, Булгаков – ВЕХИ.Авторы осмысляли итоги 1ой рус. революции (1905-1907). Рус. интеллигенция – антипатриотична, атеистична, не любит власть. Плод деятельности интеллигенции – рус. революция. Книгу «ЖКС» ВЕХИ не приняли, говори клевета на интеллигенцию. Замысел у Горького – опровергнуть веховскую клевету на интеллигенцию, рассказать о подлинной роли интеллигенции. Но опровергнуть не получилось, по сути он придет к тому, что хотел опровергнуть.

Черновой вариант – «История пустой души». Сорок лет - >«ЖКС». Сорок лет. Двойное название породило концепцию двоецентрие, в романе два центра: 1) Клим Самгин и его история; 2) Сорок лет – отрезок истории. В книге движущая понарама действительности. Все дано через восприятие Клима. Автор себя устраняет как оценщика, морализатора. Главное идейная борьба. Горький заостряет внимание на истории идейных исканий.

В книге есть народники, марксисты, ницшиане, веховцы. Это роман о борье идей.Клим свидетель, он все фиксирует, наблюдает.

В книге показаны события рус. истории: Крах народничества и зарождение марксизма, жаркие бои революционных марксистов с политическими противниками, знаменитая Нижегородская ярмарка, коронация Николая II и кровавая Ходынка, где в безумной давке погибли тысячи людей, события революции 1905 года, мировая война, бурные дни 1917 года.

Автор вводит локальных исторических лиц: царя Николая II-го, Савву Морозова, некоторых художников, литераторов. Только 1 том разделил на главы, остальные не имеют дробления, структуры. Клим в центре, все за ним движутся.

Своеобразное повествование, не от1го лица, а от 3го, должно быть приближение к авторскому, но присутствия автора нет. Повествование от самого себя. Клим не близок автору.

Горький говорил, что Самгин фигура мне чуждая, но через него автор познает самого себя.

Говорил Горький, что я написал роман на 800 персон: «Я книгу взял воспряв от сна, и погрузился в сон, роман ЖКС на 800 персон».

Остальные герои книги представляют собой все слои: капиталисты, купцы, интеллигенты, большевики и др., но в центре КС.

С. Сухих. Самгин есть выражение подсознательного Горького, его презираемая, ненавидемая им самим тень.

Б. Парамонов. ЖКС – психологическая автобиография босяка. Самгин не интеллигент, это Пешков помещен в интеллигентскую гостиную. КС бессознательное Горького, его тень. Клим боится деревню, как и Горький.

Антипатия писателя к Климу Самгину настолько сильна, что и от произведения порой веет холодом. Последнее признавал и сам автор. В одном из писем к М. Ф. Андреевой он замечал: «Ты мне писала и говорила, что «Самгин» написан холодно. Это -- все говорят. Но я думаю, что «прохладное» отношение к Герою объясняется тем, что он автору не симпатичен».

Клим имеет много общего с Горьким.

Заглавием автор символизирует, что гл. герой КС. Не интеллигенция играет гл. роль. С детства начинает играть роль ученого (надел дымчатые очки). Способностей мало, но говорят о нем серьезно, пророчат будущее министра. Он герой, который мало говорит, он слушает только. Горький любил афоризмы: Человек – это система фраз. Клим коллекционирует фразы всю жизнь. Клим поборник правды, он за нее, он как Сатин. Клим любитель отдельных фраз-лейтмотивов, кот пронзают всё произведение, 3 фразы: 1) А был ли мальчик? Эта фраза выражает форму СКЕПТИЦИЗМА; 2) Да что вы озорничаете? Эта фраза является выражением его тоски по сильной личности, которая наведет порядок; 3) Смирно! Эта фраза усмирит и поставит на место. Финал – Клим растоптан.

Жанр

Повесть – сам Горький так обозначил. Для эпопеи характерно особое героическое состояние мира.

Роман изображает историческую упорядоченную действительность. Синтез жанров: роман, эпопея, хроника – уникальная жанровая форма.

Самгин – это худ-ый тип. «Художник рождает на свет новую личность, совершенно пластическую, совершенно живую, и тогда жизнеспособность такой личности-типа оказывается большей, чем у подавляющего большинства живых людей. Именно так сделан Самгин. Самгин — живая личность» Луначарский. Воплощение типичных свойств буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции.

Выбрал Самгина гл. героем – он удобен для наблюдения ( он подвижен). У него нет позиции собственной. Самгиновщина термин ввёл Луначарский. Отсутствие прочной идейной позиции.

Горький жесток по отношению к тем людям, которых описывает. Героев ок.800.

Есть фоновые персонажи: Николай 2, Витте, Л. Андреев, Ф. Шаляпин – не участвуют в фабуле, а выступают для показа эпохи.

У ряда персонажей есть прототипы, иногда точно нельзя угадать, с кого они списаны, поэтому принято считать, что все персонажи вымышлены.

  • Представлены следующие социальные слои:

  • Буржуазия (Варавка, Бердников, Денисов)

  • Купцы, бывшие промышленники (Горький хорошо знал эту среду, это сословие; купцы, которые выламываются из своего класса: Лютов списан с Саввы Морозова, Торобоев – судьба их печальна)

  • Большевики (Степан, Поярков, Сомовка, Елизавета)

  • Декаденты (Серафима)

  • Полицейские жандармы (Митрофанов)

Образ интеллигента – Клим Самгин (большинство рецензентов не поняли выбор Горького). Почему? Горький хотел рассказать об интеллигенции, о ее роли в революции, об эволюции интеллигенции.

Близок ли Самгин Горькому? «Человек мне чужой» - Г.

Многие взгляды, высказанные Самгиным, близки Г.:

  • Отношение к деревне (с опаской, «хитрая деревня», недоверие к мужику)

  • Отношение к декадентам (Самгин называет Серафиму смертницей)

  • Отношение к большевикам (Степан Кутузов – человек правильных взглядов, но Самгин относится к нему отчужденно. Кутузов умник, его не ужасают факты гибели людей во время революции. Кутузовщина – говорит Самгин – холодность, расчетливость)

То, что происходит с Самгиным – процесс регресса интеллигенции. В нем проявляются худшие качества народа. Он воплощение пустоты.

Лейтмотивы:

  • «А был ли мальчик?»- фраза-лейтмотив №1 – выражение скептицизма

  • «Да что вы озорничаете?» - фраза-лейтмотив №2 – сцена поднятия колокола – переходит в социально политическую плоскость.

В полном собрании сочинений приводятся наброски завершения романа:

  1. Самгина задавили на массовом сборище

  2. Становится участником 1 волны эмигрантов

  3. Остается в СССР и пакостит Сталину в 30-е гг.

61. «Тихий дон» Шолохова – роман-эпопея о судьбе народа в революцию. История создания и проблема авторства
«Ти́хий Дон» — роман-эпопея Шолохова в 4 томах. В октябре 1925 г. он начал работу над романом, который получил название «Донщина». И первоначально начиналось с похода на корниловщину. Стал думать о более широком романе». Хотел показать быт казачества. Действие романа охватывает– примерно 10 лет (1912-1922).Это - Первая мировая война, революции 1917г, гражданская война. Эти события – важнейшие в истории страны, ее народа. Все книги объединяет образ Григория Мелихова. До «ТД» написаны «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».

1 книга –28. Рисуется уклад жизни казачьего дореволюционного хутора Татарского в 1912г. Преобладает бытовое время, особ-ти жизни, культуры казаков. Печатался в журнале «Октябрь», принята на «УРА»

2 книга напечатана в 28. Начинается с 14 (1 мировая) до Февральская революция 17г. Действие происходит на хуторе Татарском. На 1й план выходят историч события. Прошла со скрипом

3 книга. Публикация с 29 по 32г Повест с 18 года до мая 19 Главное событие - Верхнее – Донское восстание казаков против советской власти и участие в нем Григория.Самое трагич событие гражд войны. Шолохов показал причины восстания. Появляются проблемы с печатью.

4 книга до 40х. Охват-т с 19 до 22г. Завершение гражданской войны.Отношение автора к крестьянскому (Банды Якова Фомина)Трагические события, связанные с главными героями ( смерть Натальи, Дарьи, Пантелея Прокофьевича), отказ казаков от эвакуации. Участие Григория в разбоях банды Фомина. Уход из банды. Внутренние опустошение, связанное со смертью Аксиньи. Возвращение в хутор.

Плагиат. Некоторые литературоведовы считают, что Шолохов не является подлинным автором романа. Прежде всего, сам Шолохов был очень молод, когда начал писать роман. Начал писать примерно в 22 г., до этого издав только сборник рассказов. Написал первые книги с большой скоростью: два первых тома за 2,5 года. Шолохов, якобы, был малообразованным человеком — окончил всего 4 класса гимназии.Первые слухи о плагиате появились в 1928 году вместе с выходом первых двух томов «Тихого Дона» в журнале «Октябрь». Из них следовало, что Шолохов присвоил рукопись из полевой сумки безвестного белого офицера, расстрелянного большевиками и опубликовал под своим именем. Говорили даже об анонимных звонках в издательство с угрозами появления некоей старушки, требующей восстановления авторства её умершего сына. Однако в противоположность известные специалисты по творчеству Шолохова Кузнецов и Стручков считают факт авторства Шолохова доказанным и не вызывающим сомнений

В 1999 г. специалистами РАН были обнаружены считавшиеся потерянными рукописи 1 и 2 книг «Тихого Дона». После трёх экспертиз — графологической, текстологической и идентификационной, — авторство романа было окончательно подтверждено за Шолоховым. Среди тех, кто открыто обвинял в плагиате, был Солженицын.

Ш. поэтизирует жизнь казачества, но и показывает смешные сцены (сватовство). Ш. показал, что в казаках всегда было ядро жестокости: война это оголила – у кого-то больше, у к-т меньше. Ш жестокими сценами проводит гуманистическую линию: чтобы не допустить такого.

Образ Григория Мелехова — центральный, он типичный казак (хозяйственный, работящий, храбрый, свободолюбивый), но с инд. чертами(турецкие корни: повышенная чувствительность, гордость и чувство достоинства). Григорий Мелехов предстает в романе, прежде всего, как правдоискатель, который всегда на грани: Полюбив Аксинью — чужую жену — Григорий не старается скрыть свои чувства от окружающих, это ниже его достоинства. Гордый и независимый, он уходит с Аксиньей в Ягодное, собираясь жить, как душа велит. Но жизнь идет своим чередом, не ориентируясь на желания и устремления молодого горячего казака. Григорий Мелехов оказывается в самой гуще военных событий, но и здесь он проявляет себя как смелый и стойкий боец. Он умен, решителен, бесстрашен и вместе с тем — неистребимо самолюбив, что не мешает ему твердо придерживаться усвоенных с детства принципов мужской, рыцарской чести.

Увидев на знаменах революции слова о свободе и равенстве, Мелехов с восторгом встал в ряды красных. Однако его ожидали большие разочарования. Оказалось, что у защитников революции в борьбе за счастливое будущее используются все те же жестокость и насилие над личностью, неприемлемые для Григория. Он не может принять путь достижения цели любой ценой, на его глазах красные секут саблями безоружных пленных, расстреливают казаков, грабят хутора и насилуют казачек.

Григорий во время своих исканий не раз наблюдал жестокость и беспощадность и красных и белых, поэтому классовая ненависть стала казаться ему бесплодной.

Душа Григория стремится к любви, покою, хозяйскому труду, но время предъявляет совсем иные требования. Не желающий изменять себе, своим принципам, вечно находящийся в поиске правды, Григорий оказался чужим для всех. Казаки знали, что раньше он был красным командиром, поэтому относились к нему с подозрением. Когда же Мелехов в очередной попытке добраться до истины ушел от белых, красные тоже не доверяли бывшему белому офицеру. Чужой людям и бесконечно одинокий, Григорий стремится вернуться к мирной жизни. Еще одну попытку вырваться из замкнутого круга исканий предпринимает Мелехов: пытается скрыться вместе с Аксиньей, но она погибает в дороге. Умерла Аксинья, единственная и страстная любовь Григория, и перед нами уже не храбрый и самолюбивый боец, а убитый горем человек, которому суждено до конца испить чашу страданий.

В конце романа Григорий отказывается и от войны, и от оружия, которое он бросает в Дон. Возвращение в родной хутор Татарский дает надежду на рождение новых надежд, новой любви, новой жизни. Григорий Мелехов не принял этого враждебного к нему и враждующего мира, но на вопрос, что будет с ним дальше, роман не дает ответа...

  1. Эпоха, народ, личность в историческом романе А. Толстого «Петр Первый». Система образов. Своеобразие жанра, особенности языка романа.

Эпоха: автор художественно осмысливает конкретное содержание эпохи, ее неповторимый облик и колорит, показывает тенденции общественного развития, общенародные события и индивидуальные судьбы персонажей. Детально изображает эпоху, предшествующую приходу великого царя-реформатора Петра Первого. Толстой рисует Россию страдающую от собственного невежества и жаждущую перемен. (эпизод бунта по приезду Матвеева, его убивают и Михайла Долгорукова + несколько бояр, люди разъярённые, но в итоге ничего не меняется. Одних бояр сменили другими. У власти Софья, Иван, Пётр). Яркое представление о допетровской эпохе Толстой даёт через описание жизни и быта семьи крестьянина Ивана Бровкина (книга первая, самое начало). У него 5 детей (дочь Санька и трое сыновей Яшка, Гаврилка и Артамошка, Лексей). Всю зиму проводят на печи так как не хватает обуви..Волков-его хозяин.Ему Бровкин отдал старшего сына на вечную кабалу за недоимку.

Народ:: люди не хотят осваивать новые сферы деятельности (судопроизводство), не стремятся принять участие в преобразованиях. Но, наряду с изображением «дремучего», «необразованного» народа, автор создает образы талантливых, одаренных простых людей, стремление и поступки которых не остались незамеченными. Роман «Петр Первый» проникнут стремлением показать самое главное - гений русского народа, без которого невозможны были бы никакие преобразования. Факты народной жизни у Толстого не просто фон, на котором разворачивается деятельность царя, а полные драматизма основные элементы повествования об эпохе. Так, например, полон гордости рассказ кузнеца Кузьмы Жемова: «Не нашелся еще такой вор, кто бы мои замки отмыкал...Мои серпы до Рязани ходили... Тытров (обедневший дворянин) – гость Волкова рассказывает о том, что такие же дворяне как он вершат разбой. Государство истощено от войн, бунтов, казна «за два с половиной года жалованье задолжала стрелецким полкам». Недовольны жизнью купцы: нет возможности для торговли, всем владеют немцы, спроса на товар нет. На них наложен огромный нало, Овсей Ржов(стрелец) предлагает ударить по Москве – бунт. Приезжают на смотр, Алёшка видит нищету, грязный город, старухи трясут лохмотьями. Особенно ярко выглядит картина русской жизни на фоне описания немецкой слободы (убегая от разъярённого отца сюда попадает Алексашка, вскочив на облучок кареты немца Лефорта), где «улицы под­метены, избы чистые, веселые, в огородах — цветы.... Люди приветливые... И — богатство».

Личность: рассматривает становление личности в истории (Петр Первый). Пётр первый показан не готовой личностью, а показан процесс его развития, характер в динамике

Образ Петра и его современников.

Образ Петра показан А. Толстым как актуальный в конкретную эпоху. Автор подчеркивает, что именно Петр мог стать тем «преобразователем», в котором нуждалась Россия, т.к. в полной мере понимал потребности времени. Петр показывается как человек решительный, мужественный, внутренне сильный, ведь он идет против боярства, да и во многом – наперекор желанию народа (судостроительные верфи были непривычным для них занятием). Но Петр и расчетливый, умный политик, который смог «перебороть» первую волну сопротивлений (бегство в леса, на Дон), а после вывести страну на кардинально новый уровень.

Не чужда Петру и жестокость (сцена подавления стрелецкого мятежа: «Всю зиму были пытки и казни. Ужасом была охвачена вся страна. Кончалась византийская Русь»). Неоднократно автор подчеркивает противоречивость своего героя, создавая его не только как фигуру «времени», но и как человека, воплотившего в себе лучшие черты русского национального характера.

Странен для человека 18 века и выбор соратников Петра: ему не важно материальное состояние и социальный статус, напротив, предпочтение Петр отдает личностным качествам – преданности, верности, решительности, ответственности, способности все схватывать «на лету», надежности.

Образ Петра в романе не статичен: мы видим развитие в герое его «бойцовских» качеств уже с юношеских лет. 

Кузьма Жемов – воплощение одаренности и духовного богатства народа. Несмотря на то что он самоучка, его знают далеко за пределами России. Кузнечное дело не приземляет Кузьму, напротив, свои знания он пытается приспособить для реализации мечты – научить человека летать.

Меншиков(Алексашка) - предан Петру до самозабвения, он готов по мановению руки «мин херца» идти на любое дело, не задумываясь скачет в самое пекло сражения, загораживая собой своего кумира, дарит ему любимую женщину — пленницу Катерину, но вот от вороватой натуры отказаться не в силах, за что частенько бывает бит Петром (за гнилое сукно для формы солдатам)

В облике Софьи писатель постоянно подчеркивает ее чрезмерную любовь к роскоши: она одета в богатые наряды, все пальцы унизаны кольцами, на шее дорогие жемчуга, но ничто не радует ее. Герои: Анна Монс (любовница), Василий и Борис Голицыны, Наталья Кирилловна(мать Петра), Ромадоновский, Цыган, Федька Заяц (торговец с пирожками),Кузьма Жемов (сделал крылья, учит Петра), Буйносовы (обедневший род, Роман-князь), Санька Бровкина-жена Власова, Пётр Алексеевич Толстой-стольник, Ромодановский, Шереметев (генерал), Катерина Васелевская, Голиков (художник),Август, Собещанская-любовница Августа.

Своеобразие жанра, особенности языка романа.

Жанр: исторический роман.

Язык: важнейшим художественным средством передачи колорита исторической эпохи стал у Толстого язык романа. Его основа - литературный язык ХХ века, в который вводятся архаизмы петровской эпохи, иностранные, диалектные, просторечные слова и т.д. Благодаря этим вставкам язык романа становится ярким и выразительным, создаётся впечатление, что читатель «окунулся» в русскую жизнь XVII века. Однако это только иллюзия: если бы Толстой написал роман на языке петровской эпохи, то современный читатель просто не понял бы половины произведения

63. «Василий Тёркин» А. Твардовского как лирический эпос о войне. История создания, особенности жанра, композиции, языка. Фольклорные и литературные традиции. Образ Тёркина.
Работу над поэмой нач 1939-40 г, когда он был военкором газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» в ходе финской военной кампании(захватническая кампания). Нужен был герой для ободрения солдат.Имя героя и его образ родились как плод совместного творчества членов редколлегии газеты. Тёркин стал сатирическим героем нескольких небольших стихотворений-фельетонов Твардовского, написанных для газеты. Писали о Тёркине и другие авторы. В ходе ВОВ Тв. продолжает писать о Теркине, но нужно было развивать героя, подгонять под условия освободительной войны, работу над произведением затрудняла война. До 42 г Теркин так и пролежал в замысле. Закончил поэму в 45 г. Получил сталинск премию. Хотя работ начата рано, Тв. Ставит дату: 1941-45 г.

Жанр. Сам Т. определил жанр как книга про бойца. Это произ-е, кот синтезирует в себе множество жанров. Эпос- попытка охватить все масштабные события(Поединок) Лирика – лирич начало, сфера переживаний, чувств(от автора), песня(про шиненль), черты сказок (удаль бойца, смелость), хроника, дневник. Перемешиваются эпос, хроника, пословицы, летопись. И всё это в единое целое.

Композиция. 3 части, но Тв. Отказывается от разграничения на части, эти гр обознач. Гл От автора. Композиция построена по хронологическому принципу Поэма состоит из 30 (включая главу "О себе" и четыре главы "От автора") самостоятельных, внутренне законченных глав, не связанных строгой последовательностью событий. Сюжет книги складывается по ходу войны, и его стержнем стала судьба всего народа, судьба Родины в горькую годину. Книга построена так, что каждая
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   30


написать администратору сайта