Главная страница

Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой


Скачать 5 Mb.
НазваниеЛекция Щербаковой
АнкорШпаргалки по литературе. Госэкзамен
Дата01.04.2022
Размер5 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГОСЫ по литературе МОИ.docx
ТипЛекция
#434149
страница21 из 30
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   30
глава ее может быть прочитана как самостоятельное произведение.

Главы связывает: герой; образ автора; сквозные перс – дед и баба, два солдата, генерал, танкисты; тема войны.

У Теркина нет портретных деталей хар-ки. Обобщённый образ. В.Т – собирательный образ бойца.

Фамилия Теркин явственно очерчивает границы характера: Теркин – значит бывалый, тертый человек, "тертый калач", или, как сказано в поэме, "жизнью тертый человек". В его образе собраны лучшие нравственные качества рус народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду. Нет портретных деталей. Это обобщённый образ., собирательный образ бойца. Теркин – деревенский, из крестьян, на гармони играет, руки золотые, балагур, весельчак, душа компании,

Язык. В книге сливаются различные речевые потоки: литературная речь и просторечие, народно-поэтическая и ораторская лексика. Выбор художественных средств в поэме обусловлен тем, что в ней изображается народный герой на войне. Отсюда и ее народный, преимущественно разговорный язык: язык поэмы свидетельствует о ее близости к произведениям УНТ: элементы частушки, пословицы, поговорки и прибаутки, часто перефразированные, чрезвычайно многочисленны в поэме: "Будем живы – не помрем"; "Делу время – час забаве"; в поэме множество уменьшительных слов, характерных для устной народной поэзии ("голубочек", "сыночек", "дружок", "соколик" и т.п.), постоянных эпитетов ("земля сырая", "година горькая", "дорога постылая", "край чужой" и др.), слов и выражений из УНТ ("жив-здоров", "встрепенулся ясный сокол"; "хвать-похвать"; "тем же ладом, тем же складом, только стежкою иной" и др.).

  1. Роман Л. Леонова «Русский лес». Жанровое своеобразие, социально-философская проблематика, особенности композиции. Система образов романа. Роль символики.

1950-1953гг. Напечатано после смерти Сталина перед эпохой «оттепели». (На стыке двух эпох)

Жанр: социально-философский роман, история общества на протяжении 50-ти лет и философская концепция истории. Удостоен высшей литературной премии (Ленинской).

Идея: необходимость перемен, обновления, отказ от идеологических догм, возвращение к национальным, народным истокам.

Проблематика: связь человека и природы, экологические проблемы, ответственность за будущее. Центральный конфликт романа – спор двух ученых-лесоводов Ивана Вихрова и Александра Грацианского. Вихров призывал соотносить процент вырубки лесов с их приростом, Грацианский, прикрываясь лозунгами о плановом производстве, выступал за бесконтрольность в лесных делах. Философское кредо Грацианского – мимитизм – приспособленчество, притворство.

Главная тема романа – тема родины и ее природы. (Борьба за лес – борьба за духовность, за Россию).

Композиция: В романе показано 2 временных пласта: 1 линия связана с судьбой Вихрова, его борьбой за рус. лес. Линия строится на главах ретроспекции (воспроизведение событий прошлого) начин. с 1889 г., вся последующая жизнь не воспроизводится. 2 линия воспроизводит современность: события 1941-1942 г., линия дочери Поли Вихровой. Начинается 21 июня 1941, завершается 1942 г. освобождение дочери.

Образная система: Внешняя основа сюжета составляет борьба В и Г, внутренняя основа, философско-этическое сост. истории становления, взросление Поли и в целом молодого поколения в лице подруги Поли Вари Чернецовой и приемного сына Сергея. Образы создают обобщающий образ молодого поколения, которому выпало тяжелое испытание - война с фашизмом. Гл. залог победы – сила молодого поколения, основанная на синтезе национальных качеств и коммунистических идеалов, сплав русскости и советскости. Борьба ученых разворачивается в сознании Поли и глобальная война тоже проецуется на ее сознание. Эпоха, представленная в романе – эпоха разрыва связи между поколениями.

Не мало страниц в романе уделено изображению Великой отечественной войны. Представители молодого поколения (Родион, Морщихин, Сапожков, Варя и другие) охотно идут на фронт и отдают свои жизни ради спасения отечества.

Вокруг Вихрова группируются герои-созидатели жизни. Огромную роль играет в романе образ старика Калины Глухова, который представлял «авторский символ народного духа и бессмертия» Общение с ним повлияло на становление мировоззрения Вихрова, воспитало в нем безграничную любовь и желание жить в гармонии с природой. Не случайно первое знакомство старика с мальчиком Иваном происходит возле родничка – символа непрерывности жизни. Калина был своего рода защитником леса и затем передал эту миссию ему. В конце романа Вихров встречает у родничка мальчика с таким же говорящим именем Калина: Таким образом, круговорот жизни продолжался. Вихров понял, то, что вручил ему старик в детстве и наказал беречь, он с честью пронес через всю жизнь и теперь мог вручить в надежные руки.

Таким образом, «Русский лес» - произведение многоплановое. На страницах романа Леонов затрагивает множество вопросов: о лесе и рациональном использовании, сохранении природных богатств для будущих поколений, жизни и ее смысле, Через столкновение главных героев автор решает поставленные проблемы. Если Вихров как придерживается теории закономерности течения жизни, то Грацианский, представляет собой циника и эгоиста, жаждущего славы и признания, ради вписания своего имени в историю. Самоубийство (утопился в проруби) Грацианского в конце романа – своего рода победа добра над злом.

65. Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». История создания и публикации. Личность и история в романе. Христианские мотивы. Метод, жанр, стиль, символика. Роль стихотворного приложения в раскрытии идейного смысла романа.
Писал 10 лет (1945 -55). П. предложил рукопись в журналы «Знамя» и «Новый мир», отказ П. считал «ДЖ» самым важным и итоговым произведением своего творчества. Он говорил, что создал эпическое полотно, своего рода «Войну и мир» своего столетия. Но «Новый мир» и «Знамя» отвергли роман как антисоветский. Романом заинтересовался крупнейший издатель Италии. Передавая ему свой роман, П. давал разрешение на публикацию не ранее, чем на родине, но в ноябре 1957 вышел роман в Италии. За 2 года был переведен на 24 языка. Мнения о романе были разные (большей частью негативные). Была присуждена нобелевская премия с целью насолить СССР. В России нач гонения на П. Его исключают из союза писателей, хотят лишить советск гражданства. От него потребовали написать обращение к народу, что он горд за время, в котор живет и верит в советск будущее, письмо составляет Ивинская с КГБ. Cпустя три десятилетия (1987) после смерти Союз писателей отменил решение об исключении П. из Союза писателей СССР. Через год «Новый мир» с романом «ДЖ» вышел миллионным тиражом. Варианты названия «Опыт русского Фауста», «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», взятое из стихотворения А.Блока.

Жанр: это произведение на стыке лирики и эпоса. Многие писатели говорили, что это лирич произвед. Лихачев говорил, что это роман-лирич стих-е, лирич исповедь П. Присутств лейтмотивы. Степень насыщенности литер метафорами сближает с лирикой. Роман изображает почти пол века. Упоминается ВОВ.

Композицию романа можно считать кольцевой: начинается повествование эпизодом смерти матери Живаго, завершается — смертью главного героя. Состоит из 17 частей. 16 ч эпилог. 17ч – стих-я Ю.Живаго.

Гл герой –Живаго. Врач по профессии, со вторым творческ планом, нечто среднее м/д Блоком, Есениным, Маяковским и Пастернаком т.е это собирательная фигурапоэт серебрян века, в нем сохр лучшие черты интеллигента. Остальн герои вертятся вокруг него.

Особенности романа – герои мало действуют, но много говорят. Есть события, котор явл неправдоподобными(40+40 верст на лошадях). П не стремился к правдоподобности, хотел создать символич картину необратимых воен действий. П. показывает, что Живаго не приемлет смерть. Насилие, убийство, но он все же стреляет – это сила, кот-ая делает человека вне власти на историей, сила, которая подчиняет человека истории. События подчиняют себе человекаЕму важны не сами события, а восприятие событий героями, он не просто реалист, он ближе импрессионистам.

П. показывает символичность бытия. Напр: Живаго умирает в 29 г – это годы перелома по пути на службу в советское учреждение. Сцена смерти-развернутая метафора, он умер в душном трамвае - чел умирает без воздуха, без свободы, это смерть интеллигенции, а трамвай – символ гос-ва(не зря он часто ломался). По П 29 г – конец интеллигенции, больше она сущ-ть не может Так же что, он впервые хотел устроится на офиц работу и не доехал = не может такой герой быть офиц. Живаго еще студентом ехал по Москве с Тоней:. Была метель. Юра обратил внимание на окно, в котор горела свеча. В конце романа Живаго именно в этой квартире лежит в гробу.

Свеча - символ любви и жизни, метель - образ вихревой революционной эпохи. Революция осознается как неизбежность.

Говорящие фамилии : Живаго – несет жизнь. Антипод ему Паша Антипов – Стрельников - Расстрельников. Лара Гишар – чайка, Гишар – тюремная кошка. Так и представлена ее судьба в конце романа, но это только предположение.

Главн упрек этому роману – что герой не принимает революцию. Позиция автора и Живаго – История – это неизбежность, это не зависит от человеч воли. Он восхищается и ужасается событиями. Живаго говорил про октябрьск революцию, что это великолепн хирургия, взять бы разом и вырезать старые язвы. Большевики ставятся в один ряд с бунтарями др эпох. Ж считал революцию человекоубийством.

Одна из проблем романа – смысл человеч жизни

Смысл романа – это плоды стих-ий Живаго. Три сквозн переплетающ темы – природы(цикличная – победа над смертью), любовь свободная от быта, истории, соц обст и страсти христовы(тема добровольной жертвы). Воспевает земную любовь к женщине, радость земного существования. Цель жизни в самой жизни состоит.

Это категории внесоциальные.

-идея свободы личности(сохранить свободу личности, не слиться со всеми)

-идея бессмертия человеческой души

-идея жизни как жертвы, (страдания во имя высокой духовной цели)

-идея победы над смертью

-высшее назначение любовных переживаний.

Стихи откр-ся стих «Гамлет», проблма бытия, смысла человеч сущ-я, но здесь есть христианская наполненность, герой добровольно идет на жертву

66. Роман В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба». История создания и публикации. Система образов. Проблематика: трагические парадоксы истории XX века в романе. Художественные особенности произведения.
После военных событий, участником которых был Гроссман, он пишет роман под названием «Сталинград». Твардовский сам долго читает этот роман, затем понимает, что его нужно утверждать в министерствах и военном отделе ЦК. Р-н редактировался 3 года, он прошел: комиссию генштаба, военный отдел ЦК. После долгих исправлений у р-на меняется название «За правое дело». Гроссману предписали добавить в р-н руководящую роль партии, показать соцреалистич идеологию – получился традиц сореалистич р-н, в котором все герои УРА-патриоты, болеющие за свою страну, у р-на получился казённый стиль. Идея пр-я свелась к следующему: единство советского народа под руководством большевистской власти. Мастерство писателя все же проглядывала в живых деталях. 1952 г. Р-н напечатан с идеологич изменениями в жур «Новый мир»

13 февраля 1953 г. газ «Правда» Бубенов публикует ст, в которой критикует р-н за отсутствие в нем положительного героя, гражданина советского союза, за то, что не показал руководящую роль партии в победе над фашистами. Далее идет ряд разгромных статей: Фадеев, «Новый мир» гов об ошибочности публикации.

1954-55годы р-н издают, критику признают ошибочной.

В 1960 году р-н полностью закончен, отдают в жур «Знамя» , но Кожевников (гл ред-р) понимает, что про-е отлич-ся от его р-на «За правое…» и не возвращает р-н, а доносит на Гроссмана в КГБ. Рукописи изъяты, арест.

Проведено большое собрание, куда собраны председатели союза писателей РСФСР и СССР, московские писательские организации, Гроссман не явился, р-н подвергся резкой критике: в нем показаны репрессии с отвлеченной стороны, а должны были б показаны с классовой, партийной точки зрения.

После проведения 22 съезда 1961 г Гроссман пишет Хрущеву. Вызывают в ЦК к секретарю Суслову, тот дает отказ на публикацию, его критика сходится с критикой Бубенова.

В 1964 г Гроссман умирает от рака. Рукописи были сохр у друзей Липкина и Лободы. Рукопись была вывезена из страны.

В 1988 г в жур «Октябрь» р-н публикуют.

«Жизнь и судьба» - место дей-я событий Сталинград. Замысел: показать войну как явление глобальное. Сталинград, тк это переломный момент в войне+имя, которое оно носит ассоциируется с жестокостью и репрессиями, а город – символ мужества.

Город дает понять трагический парадокс эпохи: Сталин ждет победы, чтобы забыли о его прошлых преступлениях, ему нужна победа любой ценой, он боится (видения убитых)

Гроссман показывает, что войну выигрывают те, кому не все равно, какой ценой ее достигают: полковник Новиков задерживает операцию на 8 мин и совершает ее без потерь.

Победители войны, по Гроссману, не Сталин, а такие как Новиков.

Автор поднимает вопрос о причине возникновения сталинизма, тоталитаризма. Автор считает, что вся управленческая система была заинтересована в такой системе.

Гроссман:

-типичный 60тник – вернуться к идеям Ленина (Мостовский, Крымов, Абарчук)

-Отлич от 60-ов, На них лежит вина за приход к власти Сталина.
Крымов – пишет донос на Грекова, такие как он помогли создать тоталитарную систему, но сам страдает от этой системы. Попав туда, куда сам отправлял людей у него возникает ? возможно, он попал сюда именно за это, за то, что сам отправлял сюда людей.

Магар – идейный чекист, также понимает, находясь в лагере, что они упустили свободу.
Мостовской – слепо верен партии, она абсолют. Он так и не прозрел (перекладывают док-ты Ершова на уничтожение)

Абарчук – также не прозревает, считает, что он случайно посажен, остальные за дело.
Проблема сходства фашистской Германии и СССР: Беседа Мостовского и генерала фашистской Германии Лисса. Мостовский ничего не противопоставляет Лиссу, Гроссман разделяет эту точку зрения.

Центральная проблема романа: Что дало силы победить? По Гроссману – пробудившееся чувство свободы.

Конфликт: между проснувшимся чувством свободы и тоталитарным гос-ом, которое хочет отобрать эту свободу. Управдом Греков говорит, что он воюет за свободу.

Жанровая форма: синкретична(идеологический, панорамный, роман - эпопея)

  1. Гражданская лирика А. Ахматовой («Мне голос был…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» и др.). Поэма «Реквием»: основные мотивы, жанр, композиция, символика.

1921 год – расстрел Н Гумилева, следом умер Блок. Ее сборник “ANNO DOMINI” (большая часть стихов посвящена Гумилеву и Блоку) принес ей забвение. С1925 по 1939 год ее вычеркивают из жизни – ни одного издания, ни строчки публикации. Затем арест сына Льва Гумилева (1935, затем 1939 и 1948 годы) освобожден только в 1956 году. В это время арестован и третий муж Ахматовой Н. Пунин. 1946 год – постановление в журналах “Звезда” и “Ленинград” о запрете поэзии Ахматовой и прозы Зощенко.) В 1917 году А. Ахматова пишет стихотворение «Мне голос был...», где зов искушающего ее голоса отождествляется с эмиграцией. Голос напоминает Ахматовой о «черном стыде», «о боли пора­жений и обид», называет Россию «краем глухим и грешным». Но она «равнодушна и спокойно» отворачивается от «недостойной речи»:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: “Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда...”

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

После революции Анна Ахматова оказалась перед непростым выбором – остаться в разграбленной и разрушенной России или же эмигрировать в Европу. Многие ее знакомые благополучно покинули родину, спасаясь от голода и предстоящих репрессий. Вплоть до начала массовых репрессий поэтессе неоднократно предлагали покинуть страну, но каждый раз она отказывалась от столь заманчивой перспективы. В 1922 году, когда стало ясно, что границы закрыты, а внутри страны начались гонения на неугодных власти людей, Ахматова пишет стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…», исполненное патриотизма.

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Действительно, эта поэтесса неоднократно признавалась, что не представляет своей жизни вдали от родины. Именно по этой причине она поставила на кон собственную литературную карьеру и даже жизнь ради возможности остаться в любимом Петербурге. Поэтесса не питает иллюзий по поводу новой власти, отмечая: «Их грубой лести я не внемлю, им песен я своих не дам». То есть, оставаясь в СССР, Ахматова осознанно выбирает путь оппозиции и отказывается писать стихи, которые бы восхваляли построение нового общества. При этом автор с огромным сочувствием относится к эмигрантам, которые проявили малодушие и вынуждены были уехать из России. Обращаясь к ним, поэтесса отмечает: «темна дорога твоя, странник, полынью пахнет хлеб чужой».

В 1941 году, будучи в эвакуации, Анна Ахматова начала работу над поэтическим циклом под названием «Ветер войны», в который вошло стихотворение «Мужество».

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

в стихотворении «Мужество» она обращается к обездоленным, голодным и уставшим людям, которые, тем не менее, не сломались под тяжестью военного бремени.

Поэма-цикл Ахматовой «Реквием». В предисловии к поэме Ахматова писала, что замысел подобного произведения у нее возник в годы «ежовщины», которые она провела в тюремных очередях, добиваясь встречи с сыном. Однажды ее узнали, и одна из женщин спросила, сможет ли Ахматова описать то, что творилось вокруг. Поэтесса ответила: «Могу». С этого момента и зародилась идея поэмы, как утверждает сама Ахматова.

Поэма «Реквием» - это и выражение судьбы Ахматовой, сына которой арестовали и приговорили к расстрелу в годы «ежовщины», и документ эпохи репрессий и насилия. «Реквием» воскрешает эпоху сталинского режима во всей ее истине, в нем поэт ведет диалог со временем о беде народа, о беде матери. В поэме Ахматова и поэт и летописец. Трагедия матери в поэме неотделима от народной скорби, от скорби тысяч матерей, от темы памяти о каждом человеке, жившем в то страшное время. «Рек­вием» живет перекличкой множества голосов; поэма построена как плач матери о сыне, жизни которого угрожает смертельная опасность, и как плач поэта-гражданина, чья страна переживает трагедию. Прослеживая судьбу народа, прошедшего через нечеловеческие испытания, Ахматова взывает к разуму, утверждает добро, счастье как норму жизни. В тюремных очередях конца 30-х годов, по словам А. Ахматовой, «одни бабы стояли».

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

В канун погребального дня. Это - состояние объятых горем людей, голосом которых стала А. Ахматова:

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун погребального дня.

«Реквием» Анны Ахматовой - подлинно народное произведение, не только в том смысле, что он отразил и выразил великую народную трагедию, но и по своей поэтической форме, близкий к народной речи. «Сотканный» из простых, «подслушанных», как пишет Ахматова, слов, он с большой поэтической и гражданской силой выразил свое время и страдающую душу народа. Никогда ещё в русской и мировой литературе не возникало столь необычного образа Памятника Поэту, стоящему по его желанию, у Тюремной Стены. Это памятник всем жертвам репрессий, замученным в страшные 30-е годы:

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем - не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

Ахматова показывает, как, пройдя долгий и трудный путь, находясь на грани отчаяния, мать сумеет выстоять, не сломаться: «У меня сегодня много дела: надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела, надо снова научиться.

Этого нельзя забыть, она не имеет права забыть ради тех, которые стояли с нею рядом, тех, которые так и не вернулись из тюрем и лагерей. Это ради них звучат скорбные и гордые в своей скорби и печали строки «Реквиема» — по мужу и сыну, по своей судьбе страдающей жены и матери, по черным годинам родины.

Мотивы: мотивы памяти, жизни и смерти. Все эти «вневременные» мотивы, эти такие знакомые фольклорные образы: горя, беды, горячей слезы (у Ахматовой она не «горючая», а именно «горячая»), и наконец, смерти - не ощущаются в поэме как «вечные», настолько жестко и реалистично вписаны они здесь в контекст настоящего. Чтобы не прожить жизнь зря, чтобы оставить память о себе и о своем времени в сердцах людей, она обращается к мотиву памятника. Она просит поставить себе памятник у Тюремной Стены, «где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов».

Про композицию: поэтический цикл, состоящий из десяти стихотворений, обрамленных прологом и эпилогом. Сюжетный центр поэмы— 5 и 6 главы. Обе они посвящены сыну и времени его заключения. Этим двум центральным главам предшествуют четыре коротких, в которых звучат различные голоса. Первый — женщины из российской истории, может быть петровской эпохи; второй— женщины из русской (казачьей) народной песни; третий — женщины из трагедии, близкой по стилю к шекспировской; четвёртый— некий голос, обращающийся к Ахматовой десятых годов и к Ахматовой тридцатых годов 20 века. Каждое из десяти стихотворений, составляющих поэму, лирическое. Фрагментарность свойственна почти каждой главке поэмы. Это может быть отрывок народно-исторического сюжета, песня, без начала и конца, фрагменты из Евангелия. Гневный голос поэта — страдающего гражданина своей страны — слышится в шести главах поэмы (плюс эпиграф). А. Ахматова уже в эпиграфе открыто заявляет о своей позиции, о своей главной роли в жизни — роли поэта, который разделил со своим народом трагедию страны.

Про жанр: Одни исследователи называют «Реквием» лирическим циклом, другие возражают («Реквием» не обычный цикл стихотворений, а скорее поэма с огромным эпическим размахом), третьи предпочитают уйти от жанровых дефиниций, заместив их неопределенным обозначением – «некое органическое целое». По мнению исследователей, более всего «Реквием» приближается к «Двенадцати» А.А. Блока. Ахматова, как и ее старший современник, также следует принципу монтажа отдельных лирических стихотворений в лирической поэме

Символика: В поэме присутствуют и символы: сам образ Ленинграда — наблюдатель горя, образ Иисуса и Магдалины — отождествление со страданиями всех матерей. Чтобы оставить память об этом времени, автор обращается к новому символу — памятнику. образ "Леты-Невы", "пропуск в бессмертие" - сигнал подключения ко времени вечному. Образ звезды, огромной, застывшей и яркой, являясь в поэме главным символом наступающего Апокалипсиса, впрямую соотнесен Ахматовой со смертью, жестко вписан в картину вселенской катастрофы.
67. Малая проза Солженицына. Один день И.Д, Матренин двор.

Литературный дебют Александра Исаевича Солженицына состоялся в начале 60-х годов, когда в «Новом мире» были напечатаны повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962, № 11), рассказы «Случай на станции Кочетовка», «Матренин двор» (1963, № 1).

Задумано в нач 50х г. Писал уже в Рязани в 59г за 40 дней. Отдал в «Новый мир» Твардовскому. Было подписано А. Рязанский. Твардовскому не терпится узнать кто это. Но понимал, что цензуру это произвед не пройдет. Стал собирать отзывы. Вместо первонач названия «Щ-854» - «Один день Иван Денисович». Лебедев просит за это произведение Хрущева. Читает вслух. Хрущев посчитал, что судьбу данного произвед должен решать президиум. Но решение все таки принял он сам тк с ним никто не мог спорить. Твардовский называл это произвед повестью. Это рассказ, но нагруженный. Написан в духе соц-реализма. Не все приняли это произведение. Либеральная общественность осуждала то, что лагерн жизнь показана праздной, без пыток. Но С не показал этого не из-за цензуры, хотел показать что чел-к приспосабливается к жизни везде. Сюжетная линия – один день от утра до ночи. Типичный день. События – январь 51 г – конец Сталинск эпохи.

Гл герой – Шухов – простой крестьянин, котор не жалуется. С хотел рассказать о простом народе, как все это пережили. Шухов – образ собирательный. Прототип – солдат котор воевал с С. Повествование от 3-го лица. С пользуетсянесобствен-прямой речью. Развернутого портрета Шухова нет. С вложил в него доброту и сердечность. Сострадает другим. Есть чувство достоинства. Формула выживания – кряхти да гнись. Несмотря на то, что Ш просидел уже 8 лет, сохранил в себе нравствен кач-ва. Буйновски же – недавно в лагере и пытается еше противостоять и держаться как капитан. Возмущаясь на досмотре, он получает 10 суток карцера. Номер «Щ-854» - показывает, что очень много заключен.

Каждый выживает как может.

Алешка баптист. Он очень добрый, но очень слабодушный – "им не командует только тот, кто не хочет" Заключение для него — это воля Бога; в своем заключении видит только хорошее, он сам говорит, что "здесь есть время о душе подумать". Но Алешка не может приспособиться к лагерным условиям и, по мнению Ивана Денисовича, долго здесь не протянет. ".

На особом положении находится в лагере Цезарь Маркович, бывший режиссер, который не успел снять своей первой картины, когда попал в лагерь. Он получает с воли посылки, поэтому может себе позволить многое из того, что не могут остальные заключенные: носит новую шапку и другие запрещенные вещи, работает в конторе, избегает общих работ. С. Первый автор, котор показывает лагерн жизнь и лагерн лексикон.

Литературный дебют Александра Исаевича Солженицына состоялся в начале 60-х годов, когда в «Новом мире» были напечатаны повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962, № 11), рассказы «Случай на станции Кочетовка», «Матренин двор» (1963, № 1).
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   30


написать администратору сайта