Главная страница
Навигация по странице:

  • 52. Акмеизм. Эстетическая программа. Особенности поэзии Н. Гумилева, О. Мандельштама и др.

  • С акмеистическим течением связан творческий путь Осипа Мандельштама

  • Своеобразие русского футуризма и место в нем В. Маяковского, В. Хлебникова, И. Северянина.

  • Русские футуристы имели четыре основные группы : кубофутуристы

  • Группу поэтов-эгофутуристов

  • Поэма А. Блока «Двенадцать». Система образов. Своеобразие композиции. Символика.

  • С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих историҹеских перемен, тему вседозволенности.

  • 55.Изображение революции и гражданской войны в прозе 20-х годов XX века. Основные стилевые течения (на примере творчества И. Бабеля, Б. Пильняка, А. Фадеева).

  • Б. Пильняк

  • "Повесть непогашенной луны"

  • Б.Пильняк. Повесть непогашенной луны

  • 56. Послеоктябрьское творчество В. Маяковского: жанровое многообразие, проблематика, поэтическое мастерство. В. Маяковский – реформатор стиха.

  • Поэма «В. И. Ленин» (1825)

  • Лирика М. 20-х г

  • Важное место в послереволюционном творчестве поэта занимает тема поэта и назначения поэзии

  • “Поэт-рабочий”, “Юбилейное”, вступление к поэме “Во весь голос”, «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии».

  • Гражданская, патриотическая тема: «Домой», о загранице «Блэк энд уайт».

  • Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой


    Скачать 5 Mb.
    НазваниеЛекция Щербаковой
    АнкорШпаргалки по литературе. Госэкзамен
    Дата01.04.2022
    Размер5 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГОСЫ по литературе МОИ.docx
    ТипЛекция
    #434149
    страница19 из 30
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   30

    После 1910 г – кризис символизма. Он связан с появлением новых течений, с появлением целой плеяды новых поэтов, которые противопоставляли себя символистам (Акмеисты и футуристы). Акм и футур считали, что сим-ты не справятся с задачей о преобразовании мира через искусство. И они (фут, акм) возьмут эту функц на себя. После кризиса каждый из символистов пошел своим путем в литературе.

    52. Акмеизм. Эстетическая программа. Особенности поэзии Н. Гумилева, О. Мандельштама и др.
    В среде поэтов, стремившихся вернуть поэзию к реальной жизни из туманов символизма, возникает кружок «Цех поэтов» (1911), во главе которого становятся Гумилев, Городецкий. Участниками «Цеха» были, в основном, начинающие поэты: Ахматова, Бурлюк, Зинкевич, Мандельтам. В 1912 г. на одном из собраний «Цеха» был решен вопрос об акмеизме как о новой поэтической школе. Свои манифесты, стихи они публиковали в ж. «Апполон».

    Акмеисты провозгласили своими принципами:

    - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности; - стремление придать слову определенное точное значение, основывать произведения на конкретной образности, требование "прекрасной ясности"; - обращение к подлинным чувствам.

    Центральными фигурами являлись организаторы акмеизма Н. С. Гумилёв, А.Ахматова и С. М. Городецкий. Входили также Осип Мандельштам, Михаил Кузмин.

    Манифестом нового течения стала статья Гумилева «Наследие символизма и акмеизм», которая начиналась с утверждения: «… символизм закончил свой круг развития и теперь падает… На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли… или адамизм…».

    Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние чувств не раскрывалось непосредственно, оно передавалось психологически значимым жестом, перечислением вещей.

    Н. Гумилев Творческий путь обозначается со второго сборника «Романтические цветы» (1908). Очень велико было влияние Брюсова. Гумилев много путешествовал по экзотическим странам. Создает особый образ лирического героя – капитан – человек, который судьбой своей владеет, романтический владелец морей. Стихотворение «Жираф»: Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, и руки особенно тонки, колени обняв. Послушай, далеко на озере Чад изысканный бродит жираф. В первый месяц Первой Мировой войны Г направляется в действующую армию. Первая Мировая война побудила Г обратиться к теме России – официальной, государственной. Он воспевает войну, представляя как освободительную, народную: И воистину светло и свято дело величавое войны, Серафимы, ясны и крылаты, за плечами воинов видны. Поэзию пронизывают мотивы отчаяния, одиночества. Стихотворения сборника «Огненный столп» (1921) полны мрачной символики, туманных намеков, ощущений «непоправимой гибели». В стихотворении «Заблудившийся трамвай» образ трамвая, сошедшего с пути – это для поэта сама жизнь, сошедшая с рельсов, жизнь, в которой происходит непонятное и странное.

    С акмеистическим течением связан творческий путь Осипа Мандельштама. Его первый сборник стихов «Камень» вышел в 1913 г. В стихотворениях поэт создает образ «камня», из которого он строит «здания», «архитектуру», форму своих стихов. В тв-ве Мандельштама выразилось стремление уйти от трагических бурь времени во вневременное, в цивилизации и культуры прошлых веков. От стихов «Камня» веет одиночеством, тоской.

    Сюжет стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков…», написанного в тридцатые годы двадцатого века, имеет автобиографическую основу. Как и многие другие деятели культуры и искусства, автор этих строк попал в жернова сталинских репрессий. Тяжело переживая удушающую общественную атмосферу того времени, М проявил образец гражданского мужества, продолжая писать то, о чем не мог молчать. Личность лирического героя в этом произведении уникальна. Главное для нее — сохранить самоуважение, не уподобиться вопреки законам жестокой эпохи звериной сущности волков. М подчеркивает ту высокую цену, которую в сталинское время платили за право оставаться верным своей жизненной позиции: Я лишился и чаши на пире отцов,И веселья, и чести своей.

    Объемным и запоминающимся выглядит в стихотворении образ «века-волкодава» -кровавое начало двадцатого века в России. Стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков…» — обвинительный акт для многих современников поэта. Одних он уличает в жестокости тирании, других — в трусости. Причем обе эти роли кажутся О.Э.Мандельштаму неприглядными, недостойными настоящего человека, поэтому сибирская ссылка воспринимается, как единственно возможный и даже в какой-то степени счастливый выход для человека, который хочет сохранить душевную чистоту, собственное достоинство, наконец, цельность своей личности и незыблемость идеалов.


    1. Своеобразие русского футуризма и место в нем В. Маяковского, В. Хлебникова, И. Северянина.

    Футуризм - общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России. Родиной футуризма была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Маринетти, выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.

    Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками — В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

    Русские футуристы имели четыре основные группы:
    кубофутуристы (Бурлюк, Хлебников, Каменский, Маяковский); эгофутуристы (Игорь-Северянин); «Мезонин поэзии» (Шершеневич, Ивнев); «Центрифуга» (Пастернак, Асеев).

    Для русского футуризма характерны: Бунтарство, выражение массовых настроений толпы. Попытка создать искусство, устремленное в будущее. Бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат. Эксперимент по созданию заумного языка.

    Первое программное выступление литературного кубофутуризма относится к 1912 г, когда появился сборник «Пощечина общественному вкусу». В предисловии-манифесте провозглашалась революция формы, независимой от содержания, абсолютная свобода поэтического слова, отказ от всех традиций. Футуризм – явление разнородное, группы, составлявшие его, постоянно враждовали друг с другом.

    Основные положения программы футуристов отразились в творчестве Велимира Хлебникова, участника группы кубофутуристов. Хлебников пытался обновить, оживить слово, выявить его корневой, глубинный смысл, вывести из него целые ряды родственных значений и звучаний. Хлебников пытается выделить в слове смысл, заложенный в нем в древнюю эпоху, «разложить» слово на его «первоначальные» значения, части, из которых потом поэт производит новые слова, стремясь создать новый тип языкового мышления. Так строилось хрестоматийно известное стихотворение «Заклятие смехом» (1908-1909).

    О, рассмейтесь, смехачи!

    О, засмейтесь, смехачи!

    Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,О, засмейтесь усмеяльно!

    Группу поэтов-эгофутуристов возглавил Игорь Северянин. В нее вошли Г. Иванов, К. Олимпов, И. Игнатьев, В. Гнедов и др. "Эго" в переводе с лат. – "я". В центре творчества поэта-эгофутуриста – его "я", его личность. О его книгах "Громокипящий кубок" (1913), "Златолира" (1914), "Ананасы в шампанском" (1915) и других говорили повсюду. Северянин в своих стихах отдал дань техническим достижениям нового века, ориентировался на быстрые темпы жизни. Однако его урбанизм носил скорее внешний характер и имел салонный оттенок комфорта и элегантности:

    (Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!)
    Как и у других футуристов, у Северянина встречается немало неологизмов, но они "осмысленны", изысканно доступны, и ими поэт никогда не злоупотребляет (ср.: ветропросвист, крылолет).

    Своеобразный шик северянинской поэзии придавали неологизмы с иностранными корнями и суффиксами, чарующие своей экстравагантностью, увлекающие в изысканно-экзотический мир.Северянину так же, как и всем футуристам, было свойственно стремление эпатировать, поразить читателя, самоутвердиться. Это особенно ярко проявилось в его стихотворении "Эпилог" (своеобразная "желтая кофта" Северянина):

    Я,гений Игорь-Северянин,Своей победой упоен:Я повсеградно оэкранен!Я повсесердно утвержден!..

    Игорь Северянин не стремился, в отличие от кубофутуристов, порвать с культурой прошлого и "cбросить Пушкина с корабля современности". Он считал, что и Пушкина, и Блока надо знать даже "во времена Северянина". И. Северянин известен и как автор негромких щемящих строк о России, о своей судьбе.
    Творчество молодого Маяковского неразрывно связано с футуризмом. Вместе с Д. Бурлюком, В. Хлебниковым, А. Крученых он участвовал в создании сборника «Пощечина общественному вкусу», выступал на футуристических вечерах-диспутах, писал критические статьи, печатался в футуристических изданиях того времени. В литературу Маяковский вступил прежде всего как поэт города. Первые его произведения – зарисовки, описания городского пейзажа; главная тема – социальная. Город для поэта – ад, «адище». Городской пейзаж Маяковского очеловечен образами безмерного страдания людей – «пленников» города. («Адище города», «Из улицы в улицу»).

    У–лица.Лица у догов годов рез–че.Че– рез железных коней с окон бегущих домов прыгнули первые кубы.Лебеди шей колокольных, гнитесь в силках проводов!

    Тема человека, его страданий в буржуазном мире – основная в дореволюционном тв-ве. Программным стихотворением стало «Нате!» (1913) - о призвании поэта, о подлинном искусстве, которое он противопоставляет поэзии-забаве и развлечению озверевшей от пресыщения мещанской толпы и всему миру буржуазных отношений.

    Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

    а я вам открыл столько стихов шкатулок,я — бесценных слов мот и транжир.

    Тема отношений поэта и буржуазно – мещанского общества отражена в стихотворении «Вам!» (1915).

    Вам, проживающим за оргией оргию,имеющим ванную и теплый клозет!

    Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет?!

    Программным произведением дооктябрьского тв-ва стала лирическая поэма «Облако в штанах» (1914-1915). По своему содержанию эта поэма стала манифестом поэта в условиях крушения старого мира. Маяковский не принимает современный мир и провозглашает как бы ҹетыре отрицания: Долой вашу любовь, Долой ваше искусство, Долой ваш строй, Долой вашу религию. Четыре крика ҹетырех ҹастей.

    Провозгласив свою поэму катехизисом, Маяковский должен был соответственно построить ее в форме вопросов и ответов, которые должны были сводиться к ҹетырем провозглашенным отрицаниям.

    в 1 главе, эмоционально насыщенной, Маяковский пишет о любви,

    Вся глава это не трактат о любви, а переживания поэта, как бы выплеснутые наружу. В этой главе нет рассуждений, присутствуют только эмоции. Тоҹнее эту главу можно определить не как Маяковский о любви, а как Маяковский в своей любви. Отвергнутая любовь приводит поэта к отрицанию любви вообще. Отсюда возникает первое противореҹие лирики и грубости. Грубость это реакция влюбленного поэта на отвержение его ҹувств.

    Вторая глава, по замыслу поэта, посвящена искусству. Она прямо наҹинается с отрицания всего того, ҹто было создано в искусстве предшествующих эпох: Славьте меня!Я великим не ҹета.

    Я над всем, ҹто сделано,Ставлю nihil.Ничего не хочу читать.Книги?Что книги!

    Из всех видов искусств Маяковский обращается только к поэзии. И это естественно, потому ҹто поэзия ему ближе всего. Что же думает поэт о современной ему поэзии? Маяковский полагает, ҹто поэзия в классическом виде изжила себя. Она слишком оторвалась от реальной жизни и от реального языка, на котором говорит народ. Маяковский гиперболизирует этот разрыв.

    В осмысление роли поэзии в политике звуҹит его третье долой долой ваш строй. Если обратиться только к именам собственным, упомянутым в этой главе, можно увидеть, против какого строя он выступает. Галерея героев наҹинается с Наполеона: на цепоҹке Наполеона поведу, как мопса. Его сменяют: железный Бисмарк, генерал Галифе, и др

    По всей главе проходит тема крушения старого мира. В революции видит Маяковский способ покончить с этим ненавистным строем.

    Революция должна принести не только социальное освобождение, но и нравственное очищение.

    В четвертой главе Маяковский как бы смешивает все ҹетыре темы. Тема любви перекликается с библейской темой, здесь же, отдельным штрихом, вновь звуҹит насмешка над поэзией. Все это как бы происходит в ожидании великих социальных потрясений. И на этом общем фоне вырисовывается образ самого Маяковского, нового апостола, проповедника новых идей и нравственности.


    1. Поэма А. Блока «Двенадцать». Система образов. Своеобразие композиции. Символика.


    Блок воспринял Октябрьскую революцию как уникальную возможность для грандиозного духовного обновления, для построения новой жизни по законам красоты и гармонии. Эти настроения отразила поэма «Двенадцать», которую поэт считал лучшим из всего им написанного, и статья «Интеллигенция и революция», создававшиеся одновременно - в январе 1918 г. В «Двенадцати» Блок приветствовал крушение старого мира и торжество новой революционной стихии.
    Поэма "Двенадцать" получила свое название от числа глав произведения, от числа главных героев апостолов Христа (образы красноармейцев – в произведении). В своей поэме А. Блок хотел изобразить коллективное сознание и коллективную волю, пришедшие на смену индивидуальному началу лирики символизма.

    Жанр поэмы: Поэма – эпопея (Венгеров). (Карпов) Поэма - эпос нового типа. (Громов) – Поэма - трагический эпос.

    Несмотря на разные позиции, все они указывают на лиро-эпический характер поэмы. Сходятся во мнении, что в поэме 2 сюжетные линии: главная (сюжетная) в которой воплотилась тема революции, 2я – новеллистическая (второстепенная) – история Ваньки и Катьки.
    Сам Блок чувствовал особую природу поэмы и говорил, что речевым центром является не автор, а кто-то другой. Из толпы выделяется 12 красногвардейцев. Они являются продолжением той стихии, которая господствовала в начале произведения. С их появлением меняется ритм: становится маршевым. В этот же момент меняется пространственная организация. Меняется конфликт: если в 1 главе Блок рисует столкновение 2х миров: старого и нового, то во 2й главе конфликт разворачивается внутри нового мира.
    Катька и Ванька также как и 12 красногвардейцев люди стихии, но они используют свободу в личных целях. главный конфликт начинается с раздвоения стихии, с распадения ее на враждебные стороны. Конфликт разрешается гибелью невинной жертвы (хотел попасть в Ваньку, а убил Катьку). В момент разгара конфликта в поэме вновь возникает образы снега и ветра, они же провоцируют все. Блок обращает внимание на стихийное начало революции.

    Появление образа Христа как идея прощения. Дозорным и Христу нужно обрести друг друга. Мотив вселенской целесообразности, разумности воплощается в образе Христа.
    Поэма «Двенадцать» построена на антитезе. (Черный вечер, Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем божьем свете!)

    Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме.
    Лишь в конце появится красное знамя. Красный цвет в поэзии Блока часто соотносится с состоянием тревоги и сомнения, но здесь поэт значительно расширяет его смысловые границы. Красный флаг находится в руках Христа, поэтому он становится символом нового времени, новой веры. В финальной строфе есть важная деталь: красный флаг становится кровавым флагом. Значит, путь к свободной, новой жизни лежит «сквозь кровь и пыль», через смерть человека. И здесь вспоминается убитая Катька, которая погибла не от руки старого мира, а от жестокости людей, идущих в новую эпоху. По-видимому, Блок, отрицая старый мир, не может принять до конца и новый.

    Поэма Александра Блока «Двенадцать» достатоҹно богата символикой, ҹто вообще характерно для лирики серебряного века. Одним из главных символов революции в поэме «Двенадцать» является ветер, метель.

    В поэме встреҹается еще один яркий символ - мировой пожар. В статье «Интеллигенция и революция» Блок писал, ҹто революция подобна стихийному явлению, грозовому вихрю, снежному бурану; для него размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон.... Эта идея нашла свое отражение в поэме Двенадцать, где автор говорит о мировом пожаре символе вселенской революции. И этот пожар обещают раздуть двенадцать красноармейцев.

    С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих историҹеских перемен, тему вседозволенности. Апостолы революции оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задаҹи революции. Блок считал, что путь к гармониҹному будущему лежит через хаос, кровь. В этом смысле образ Петрухи, одного из двенадцати красноармейцев, который из ревности убил Катьку, немаловажен. С одной стороны, А. Блок показывает, что его злодейство быстро забывается и оправдывается еще большим грядущим злодейством. С другой стороны, через образы Петрухи и Катьки Блок хоҹет передать, ҹто, несмотря на происходящие важные историҹеские события, любовь, ревность, страсть - веҹные ҹувства, которые руководят поступками ҹеловека. Также немаловажными в поэме Двенадцать являются образы старухи, попа, писателя- витии, буржуя - они представители старого, отжившего мира. Например, старуха далека от революции, от политиҹеских дел, ей непонятен смысл плаката «Вся власть Учредительному собранию!», она не принимает и большевиков (Ох, большевики загонят в гроб!), но старуха верит в Богородицу, матушку-заступницу. Для нее важны насущные проблемы, а не революция:

    Благодаря системе образов и символике в поэме «Двенадцать» Блоку удалось показать, ҹто в кровавом настоящем происходит становление нового ҹеловека и переход от хаоса к гармонии. В этом и заклюҹается, по мысли поэта, истинный смысл революции.

    55.Изображение революции и гражданской войны в прозе 20-х годов XX века. Основные стилевые течения (на примере творчества И. Бабеля, Б. Пильняка, А. Фадеева).

    Лит процесс 20х годов не был однородным. Не существовало единого потока, писатели не были едины ни по эстетике, ни по мировоззрению. Условно в прозе 20х можно выделить несколько стилевых течений:

    1. Традиционалисты (опирались на традиции классич реализма)- Пришвин, Вересаев, А. Толстой, Неверов и др.

    2. Неореализм (молодые писатели) Сочетает в себе приёмы прежние и развивает новое мироощущение. Федин «Города и годы», Леонов

    3. Формирующаяся лит-ра соц реализма. Фадеев «Разлив», Островский, Фурманов «Чапаев»

    4 разные разновидности романтизма (Грин)

    5 натуралистические черты (Романов, Зазубрин)

    6. Сатирическая проза

    7. Орнаментализм (украшение). Крупнейшее стилевое течение. Пильняк, Весёлый, Иванов и др. Отражает бурлящую жизнь революц событий. Хар-ны острые сюжеты, резкие контрасты, языковая вычурность, вкл заговор, частушек, яркая изобразит-ть. Хар-на ритмизация, т.е музык начало.

    8 экспрессионизм. Платонов «Котлован», Булгаков «Роковые яйца». Авторы давали панораму гражданской войны в разных районах России.

    Проблематика этих произведений строи­лась главным образом вокруг идеи духовного роста на­родной массы в огне революции и гражданской войны. В центре внимания большинства произведений на эту тему был коллективный образ народа, ищущего в революции и гражданской войне осуществления социальной справед­ливости.

    Бабель. "Конармия" написана на основе дневников Бабеля (он сражался в Первой конной армии). Сражался под именем Лютова. В 1923—1924 годах журналы «Леф», «Красная новь» и другие издания поместили ряд его рассказов, позднее составивших циклы «Конармия» и «Одесские рассказы». В 1926-м увидело свет первое издание сборника «Конармия», в последующие годы многократно переизданного. «Конармия» представляет собой нерасторжимое художественное единство — цикл рассказов, объединённых образом героя-повествователя Лютова (автор сохранил своё «корреспондентское» имя). «Конармия» — одно из произведений, показывающих революцию как стихию, хаос, порыв. Во многом эта книга была попыткой интеллигента найти себя в революции. Лютов — типичное лицо, соединяющее в себе черты людей, принадлежащих к интеллигенции, которые оказались в роли наблюдателей, свидетелей и судей кровопролитных событий. Он находится в гуще совершающегося, но не принимает непосредственного участия в боях, в грабежах, в расправах. Писателя волнует проблема гуманизма на войне. В рассказах намеренно не высказывается авторская позиция, и это допускает множество толкований. Образы автора, рассказчика и героя находятся в сложном соотношении, создают впечатление сразу нескольких точек зрения, высказанных в произведении.Композиционное единство цикла создается введением рассказчика - Лютова. Он единственный, кто причастен в той или другой форме практически ко всем эпизодам, диалогам и ситуациям. Большая часть книги (23 из 34 новелл) написана в манере личного повествования - от автопсихологического героя, свидетеля и участника событий. Лишь в четырех случаях он назван Лютовым. В остальных новеллах это просто «я» с не всегда совпадающими биографическими деталями.

    Фадеев «Разгром» Первоначально наз «Враги» (враги внутри красного лагеря: Мечик и Морозко) Конфликт :противопост 2х хар-р. Новаторство: показывает внут процессы в чел-ке. Название «Разгром» - это поражение полностью, а их осталось 19 чел. Разгром, т.е душевный разгром. Проблемы: Интеллег и революция; становление личности (Морозка); проблема формирования коллектива; проблема полож героя; проблема гуманизма; Худ метод: опирается на Толстого (повторение одной и той же детали, постепенное описание наружности в связи с изменением образа. Всегда отмечаюся глаза-отражение внутр силы. Жанр: соц –психолог р-н. Истор контекст ограничен. Главное, что занимает писателя-изображ самой жизни партизан, их переживаний. Образы: главные: Левисон, Морозка, Мечик, Метелица и второстипенные: Фролов, Пила, Бакланов и др. особенность в построении «Разгрома»: каждая из глав не только развивает какое-то действие, но и содержит полную психологическую развертку, углубленную характеристику одного из действующих лиц. Некоторые главы так и названы по именам героев: «Морозка», «Мечик», «Левинсон», «Разведка Метелицы».

    У Фадеева присутствуют не единичные герои, а единый коллектив, именно коллектив, а не толпа, не имеющая общих задач и ясно видимых ориентиров. Главное в нём — наличие объединяющей, высокой революционной цели. Стихийность, воспеваемая многими в те годы, вовсе не привлекает Фадеева.

    В 1920-м году Б. Пильняк пишет свой первый роман о революции "Голый год". Он стал новаторским художественным отражением революционной стихии. В центре романа – жизнь в страшном и голодном 1919 году условного провинциального города Ордынина, который символически расширяется до общерусских масштабов. Нет главных героев, 3 линии: Россия Ордыниных (Старинный род Ордыниных болен сифилисом и вымирает); Новые люди (кожаные пиджаки, Архип Архипов, ставший большевиком); Народ (темный и страшный, но он пробудился!). Пильняк призывает отказаться от индивидуальности, счастье – быть в рое, быть частичкой хаоса. Для Пильняка революция –грандиозный прорыв бунтарского ухарства, демонического анархизма. Революция в романе – «прыжок в русский XVII век», в этом «прыжке» по-новому раскрывается и сам человек. Он описывается подчеркнуто натуралистично, в нем обнаруживается природно-зоологическое, «звериное» начало. Идеи и мир образов вступают в противоречие: писатель-художник вступает в борьбу с писателем-мыслителем. Первый славит народ, второй – его пугает этот народ: революция – бунт народа => восстание зверей (поэтому в глазах мужиков безразличие). Противопоставление народа и интеллигенции. Новые порядки должны были привести к вырождению купечества. Кто ощущает и доверяет инстинкту – тот должен спастись. История семьи Ордыниных (они вырождаются, только Наталья спаслась). Рабочий – большевик – подчеркнуто волевое качество. Кожанная куртка – символ большевика. Большевики: из русской рыхлой корявой народности – лучший отбор. Мотив смерти в романе «Голый год». Сквозной мотив, предстаёт в различных вариантах как на уровне судеб отдельных персонажей, так и на уровне историософии (см. названия глав и новелл романа: «Смерть стрика Архипова», «Смерть коммуны», «Первое умирание»). Своеобразный реестр смертей в романе заключает в себе авторское осмысление действительности, отсутствие перспектив у того или иного героя, жизненного или общественно-исторического явления. "Повесть непогашенной луны" была написана в 1926 году. В первых литературно-критических журнальных откликах после публикации в 1987 году "Повесть…" была прочитана, по идеологическому коду, социально-психологическому, коду "социальной прогностики" (А. Латынина). Автор подчеркивает закономерность гибели главного героя Гаврилова (прототип - Михаил Фрунзе), понесшего кару за совершенное им насилие над человеческими жизнями, за нарушение природного органического процесса. Гаврилов представлен чел-ом, кот имел право и волю посылать людей убивать. Теперь на смерть посылают его, приказывая ложиться на ненужную операцию. Писатель напоминает: тот, кто убивает и, более того, делает убийство системой, не уйдет от возмездия. писателю было свойственно и восхищение революционерами-«кожаными куртками», их готовностью к смерти, и в то же время предчувствие, осознание той опасности, к которой может привести их жесткость, максимализм. Это двойственное отношение к революции — и восхищение, и тревога за будущее — воплотилось в содержании устойчивых мотивов повести.

    Проза 20х годов

    Общая картина:Лит процесс 20х годов не был однородным. Не существовало единого потока, писатели не были едины ни по эстетике, ни по мировоззрению. Лит была очень многообразна. Условно в прозе 20х можно выделить несколько стилевых течений: 1. Традиционалисты (писатели-реалисты старшего поколения, кот сформировались ещё до октября, они опирались на традиции классич реализма)- Пришвин, Вересаев, А. Толстой, Неверов и др. 2. Неореализм (молодые писатели) Сочетает в себе приёмы прежние и развивает новое мироощущение. Федин «Города и годы», Леонов 3. Формирующаяся лит-ра соц реализма. Фадеев «Разгром», Островский, Фурманов «Чапаев» 4 разные разновидности романтизма (Грин, Кин) 5 натуралистические черты (Романов, Зазубрин) 6. Сатирическая проза 7. Орнаментализм (украшение). Крупнейшее стилевое течение. Пильняк, Весёлый, Иванов и др. Отражает бурлящую жизнь революц событий. Хар-ны острые сюжеты, резкие контрасты, языковая вычурность, вкл заговор, частушек, яркая изобразит-ть. Хар-на ритмизация, т.е музык начало. Система сквозных лейтмотивов. 8 экспрессионизм. Платонов «Котлован», Булгаков «Роковые яйца». Авторы давали панораму гражданской войны в разных районах России. Проблематика этих произведений строи­лась главным образом вокруг идеи духовного роста на­родной массы в огне революции и гражданской войны. В центре внимания большинства произведений на эту тему был коллективный образ народа, ищущего в революции и гражданской войне осуществления социальной справед­ливости.
    Фадеев «Разгром»

    Первоначально наз «Враги» (враги внутри красного лагеря: Мечик и Морозко) Конфликт:противопост 2х хар-р. Новаторство: показывает внут процессы в чел-ке. Название «Разгром» -это поражение полностью, а их осталось 19 чел (надежда) Разгром, т.е душевный разгром. Проблемы: Интеллег и революция; становление личности (Морозка); проблема формирования коллектива; проблема полож героя; проблема гуманизма; Худ метод: опирается на Толстого (повторение одной и той же детали, постепенное описание наружности в связи с изменением образа. Всегда отмечаюся глаза-отражение внутр силы. Жанр: соц –психолог р-н. Истор контекст ограничен. Главное, что занимает писателя-изображ самой жизни партизан, их переживаний. Образы: главные: Левисон, Морозка, Мечик, Метелица и второстипенные: Фролов, Пила, Бакланов и др. Можно обратить внимание на одну особенность в построении «Разгрома»: каждая из глав не только развивает какое-то действие, но и содержит полную психологическую развертку, углубленную характеристику одного из действующих лиц. Некоторые главы так и названы по именам героев: «Морозка», «Мечик», «Левинсон», «Разведка Метелицы».

    Но это не значит, что эти лица действуют только в этих главах. Они принимают самое активное участие во всех событиях жизни всего отряда. Фадеев, как последователь Льва Николаевича Толстого, исследует их характеры во всех сложных и порой компрометирующих обстоятельствах. В то же время, создавая все новые психологические портреты, писатель стремится проникнуть в самые сокровенные уголки души, пытаясь предвидеть мотивы и поступки своих героев. С каждым поворотом событий обнаруживаются все новые стороны характера.

    Но все-таки тему такого многогеройного романа «ведет» Левинсон, ему отдан голос в самых важных размышлениях о целях революции, о характере взаимоотношений между руководителями и народом. С ним соотнесены, сравнены и противопоставлены почти все основные персонажи.

    Кроме Бакланова, Дубова и Гончаренко, сознательно и целеустремленно участвующих в борьбе, с Левинсоном соотнесен и образ Метелицы, бывшего пастуха, который «весь был огонь и движение, и хищные его глаза всегда горели ненасытным желанием кого-то догонять и драться». Со слов Бакланова, намечен и возможный путь Метелицы: «Давно ли коней пас, а годика через два, гляди, всеми нами командовать будет…» Это человек, для которого революция – цель и смысл существования.

    Соотнесены с образом Левинсона также Морозка и Мечик – две важнейшие фигуры в романе. Как писал сам А.А. Фадеев: «В результате революционной проверки оказалось, что Морозка является человеческим типом более высоким, чем Мечик, ибо стремления его выше, - они и определяют развитие его личности как более высокой».

    Что же касается юного Мечика, то перед ним был один из главных моментов выбора жизненного пути. И как человек молодой и неопытный он избрал для него романтический путь Фадеев, ставя Мечика в различные положения, показывает, что его драма не в столкновении романтической мечты с суровой реальностью жизни. Сознание Мечика воспринимает лишь внешнюю, поверхностную сторону явлений и событий.

    Завершающим для понимания юноши и его судьбы становится ночной разговор с Левинсоном. К этому времени накопилось не мало обид. Мечик оказался мало приспособленным к партизанской жизни. Как человек посторонний, смотревший на отряд со стороны он с предельной, ожесточающей откровенностью говорит Левинсону: «Я теперь никому не верю… я знаю, что, если бы я был сильнее, меня бы слушались, меня бы боялись, потому что каждый здесь только с этим и считается, каждый смотрит только за тем, чтобы набить себе брюхо, хотя бы для этого украсть у своего товарища, и никому нет дела до всего остального… Мне даже кажется иногда, что, если бы они завтра попали к Колчаку, они так же служили бы Колчаку и так же жестоко расправлялись со всеми, а я не могу, а я не могу этого делать!..»

    Сам А.А. Фадеев, определил основную тему своего романа: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все не способное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей» «каждый из основных персонажей «Разгрома» имеет свой законченный, индивидуально выраженный образ. Вместе с тем сцепление человеческих фигур в романе, совокупность всех социальных, культурных, идейных и нравственных разновидностей (большевик Левинсон, рабочие – Морозка, Дубов, Гончаренко, Бакланов, крестьяне – Метелица, Кубрак, интеллигенты – Сташинский, Мечик и т.д.) образуют сложную «противоречивую картину духовного становления нового человека, советского гражданина, в практике революции»

    «Разгром» явился знаменательным событием в истории ранней советской прозы, став на время средоточием горячих споров о дальнейших судьбах литературы. Успех романа Фадеева, новаторского произведения, основывается на высоких идейно-художественных достоинствах. Талантливо изобразив процесс становления нового человека, в революции и гражданской войне, Фадеев зарекомендовал себя как превосходный мастер психологического анализа, вдумчивый проникновенный художник, воспринявший традиции классической литературы.

    И. Бабель «Конармия»

    «Конармия» представляет собой нерасторжимое художественное единство — цикл рассказов, объединённых образом героя-повествователя Кирилла Васильевича Лютова (автор сохранил своё «корреспондентское» имя). Последовательность рассказов строго определена автором и при переизданиях никогда не менялась. Композиция цикла — единое лирико-эпическое повествование о Гражданской войне, в котором соединены романтическая патетика и натуралистическое описание военных будней. Рассказы доступны (и даже исполнялись на эстраде), но вместе с тем очень сложно построены. В них намеренно не высказывается авторская позиция, и это допускает множество толкований. Образы автора, рассказчика и героя находятся в сложном соотношении, создают впечатление сразу нескольких точек зрения, высказанных в произведении.

    В центре «Конармии» — проблема человека в революции, человека, вступившего в борьбу за новое, справедливое устройство общества. Стремлением понять гуманистическое содержание революции проникнуты многие страницы «Конармии». Жестокость некоторых нарисованных Бабелем сцен, натуралистичность картин быта красноармейцев вызваны необходимостью показать достоверность того, что происходило ежедневно. Писателя упрекали в цинизме, гак как описание страшных сцен у него исполнено на первый взгляд философского спокойствия: «Старик взвизгивал и вырвался. Тогда Кудря из пулемётной команды взял его голову и спрятал её у себя под мышкой. Еврей затих и расставил ноги. Кудря правой рукой вытащил кинжал и осторожно зарезал старика, не забрызгавшись» («Берестечко»), Герои Бабеля поступают жестоко, потому что этого требует логика времени. «Конармия» — одно из произведений, показывающих революцию как стихию, хаос, порыв. Этому соответствует «мозаичный» принцип изображения: последовательность эпизодов в рассказах чаще всего непредсказуема. Восприятие автором Гражданской войны было противоречиво, так как он видел и величие её, и невероятную жестокость. Во многом эта книга была попыткой интеллигента найти себя в революции.

    Б.Пильняк. Повесть непогашенной луны

    В повести исследуются социально-психологические предпосылки одного из этапов исторического развития страны, которое совершается, по мысли Пильняка, по законам насилия над органикой жизни и имеет истоки еще в Петровской эпохе. Пренебрежение природными законами грозит уничтожением как отдельному человеку, так и всему обществу в целом. Не случайно структура повести включает в себя мотив возмездия. Автор подчеркивает закономерность гибели главного героя, понесшего кару за совершенное им насилие над человеческими жизнями, за нарушение природного органического процесса. Писатель напоминает: тот, кто убивает и, более того, делает убийство системой, не уйдет от возмездия.
     Главные герои “Повести непогашенной луны” Гаврилов и Первый в равной мере несут ответственность перед судом природы. “Не мне и тебе говорить о смерти и крови”,— напоминает Первый Гаврилову об одном из эпизодов гражданской войны, когда последний послал на верную смерть четыре тысячи человек. В тексте есть и прямое указание на то, что имя Гаври-лова обросло легендами о тысячах, десятках и сотнях тысяч смертей.
     Тема смерти является главной в повести и поддержана в основном мотивом крови. Смерть и кровь — опорные слова в тексте, в равной мере относящиеся и к образу Первого, и к образу Гаврилова. В повести не случайно подчеркнуто, что последними словами Гаврилова перед смертью, которые слышал от него друг, были слова, связанные с воспоминаниями о толстовском персонаже, который хорошо “кровь чувствовал”.
     Основные эпитеты, которые использует автор,— красный и белый. Нагнетание красного цвета особенно заметно в начале второй главы, где текст интенсивно окрашен различными оттенками этого цвета: и пейзаж (кровавый закат), и предметный мир (упоминаемый автором несколько раз красный карандаш в руках у Первого), и описание отдельных эпизодов (“Краском, с двумя орденами Красного Знамени, гибкий, как лозина,— с двумя красноармейцами,— вошел в подъезд”). Таким образом, и поэтический уровень текста устанавливает идентификацию персонажей, наделенных общей виной перед народом и заслуживающих возмездия. Об этом свидетельствует и очень важный для понимания смысла повести символический эпизод гонки автомобиля сначала Гавриловым, затем, после его смерти, Первым, повторившим предыдущую ситуацию. Безумная гонка в неизвестном направлении, движение ради движения — метафорическое осмысление писателем исторического пути страны, в основе общественной структуры которой лежит насилие над человеком. Как справедливо отметила критика, “в доводах Первого революция оказывается отделенной, а если говорить до конца, то противопоставленной человеку”.
     По мысли Пильняка, в самом понятии “государственная система” заключено нечто чуждое, противоположное природной сущности человека, тем более в тоталитарном государстве, которое держится исключительно силой власти, насилием над личностью. Гаврилов — строитель страшной машины истребления личностного сознания и сам становится ее жертвой. Государство, власть являются в повести метафорой смерти. Герой не хочет умирать, но покорно соглашается на смерть не только в силу своей принадлежности “к ордену или секте”, но главным образом потому, что видит в этом акт возмездия за содеянное. Скорее всего, именно осознание неотвратимости кары заставило Гаврилова почувствовать свою обреченность и не сопротивляться приказу Первого. Таким образом, философский смысл повести делает ее содержание не менее актуальным в современную эпоху, чем ее политический смысл.


    56. Послеоктябрьское творчество В. Маяковского: жанровое многообразие, проблематика, поэтическое мастерство. В. Маяковский – реформатор стиха.
    Октябрьскую революцию Маяковский принял как осуществление своих надежд. Для этого периода творчества Маяковского характерно жанровое многообразие: продолжает

    писать как стихотворения, также пробует себя в жанре поэмы.
    К первой годовщине Октябрьской революции была написана и самим автором поставлена пьеса «Мистерия-буфф». (Маяковский участвовал в создании костюмов и декораций, а также исполнил несколько ролей.) В ней вновь используются библейские сюжеты, довольно прозрачно соотнесённые с современными событиями (Всемирный потоп — революция, Земля обетованная — осуществлённый коммунизм).
    Поэма «В. И. Ленин» (1825) написана после смерти Ленина, М. стоял у истоков «лениниады». В поэме нет сюжетно-фабульной основы, вместо нее даются описания историч. фактов в хронологич. последоват-ти. Поэма состоит из вступления и 3 частей. Во вступлении поэт намечает основные темы поэмы, обосновывает необходимость освещения ленинской темы, указ. на человечность Ленина как основную черту его внутр. облика. Первая часть открывается портретом капитала, показыв. всю силу растущей в пролетариате мечты о «борце, вожде». Вторая часть поэмы раскрыв. величие подвига во имя революции, совершенного Ильичом. Третья часть полна эмоционального напряжения; скорбь и горе народа и партии, потерявших «революции сына и отца», переданы с необычайной силой и правдой. Но горе явл. источником новых сил, способных сплотить вокруг ленинского знамени и повести страну по ленинскому пути. Концовка поэмы полна оптимистичности и уверенности в бессмертии дела Ленина, партии и освобожденного революцией народа. М. декларирует неоднократно о социальном заказе. Отсутствуют психолог. хар-ки, есть возвеличивание (титан, миссия, спаситель), аналог Христа. Его жизненный путь неразрывно связан с историей, полностью замыкается и исчерпывается ею. Ленин рожден выполнить социально-историческую миссию.
    Поэма «Хорошо!» писалась в 1926—1927 годах и называлась первоначально «Октябрь», потом «25 октября 1917 г.». Жанр произведения необычен — поэтохроника. С хроникальным описанием событий совмещаются поэтические образы. С революцией связан мотив обновления мира («Жизнь переделаем снова»). Для Маяковского чрезвычайно важна идея показа революции через жизнь народа. В поэме противопоставляются старые и новые времена (было и прошло), большевики и Временное правительство (период двоевластия), Ленин и Керенский, крестьяне и помещики, голодная Россия и сытая Америка и.т.д. Каждая из глав поэмы строится именно на одном конкретном противопоставлении, которое помогает поэту делать конкретные выводы.

    М. в своей поэме пытается осмыслить те исторические процессы, свидетелем которых ему довелось стать. Возникновение революции он связывает с первой мировой войной и тяжелым положением народа. Революция для Владимира Маяковского — это разрушение старого мира во имя созидания нового, гибель во имя рождения. Поэтому поэма «Хорошо!» ориентирована на будущее. Маяковский вводит понятие «страна-подросток». У нее много недостатков, и Маяковский не скрывает их: голод, разруха, спекуляция. Но они не только разрешимы, но и уже начинают отходить в прошлое: к примеру, субботник для поэта становится символом возможности нового труда.
    Поэма «Про это». Написана на стыке 22-23г. Итоговое произ-е, М. проявил себя не эпиком, а лириком. Иследов-ли находят черты общности м\у лирич. героем и поэтом. Лирич герой носит такое же имя как и поэт, он вспоминает в поэме о своей маме и сёстрах. Любимая носит такое же имя какое и люб поэта. Всё это указыв на то, что это не вымышленная ситуация, а реальная. Лилия Брик жена теоретика с кот Маяк познакомился с ним ещё в 15 году. Маяк влюб в неё, она не рассказ мужу, что полюбила другого. Особенностью поэмы является то, что все описанное происходит не на самом деле, а в сознании лирического героя, и проходит как смена образных ассоциаций. Отсюда необычная гротескность и фантастичность, крутые повороты судьбы и экстремальность событий. В системе образов поэмы "Про это" основное место занимает лирический герой, его отношения и связи с другими людьми. Напряженность конфликта выражается в том, что героя окружают грубость, насилие, грязные слова. Самым близким людям его устремления непонятны.
    Лирика М. 20-х г. разнообразна тематически. Многие стихи этого периода посвящены теме разоблачения бюрократизма, буржуазии.
    В стихотворении “Прозаседавшиеся” (1922) Маяковский высмеивает само устройство бюрократического общества. Сатирическая сила стихотв. рождается из сплава реалистической, жизненной ситуации с гиперболой, гротеском, фантастикой отдельных картин и образов. Заседания следуют одно за другим, одно нелепее другого. Лирич. герой, добивающийся аудиенции, искренне возмущен, его охватывает ярость. М. высмеивает бессмысленность, беспросветность заседательской суеты, которая подчерк. фантастичностью картины (люди, разделенные надвое).

    Взъяренный,на заседание врываюсь лавиной,дикие проклятья дорогой изрыгая.И вижу:

    сидят людей половины.
    Близкое по тематике явл. стихотворение “О дряни”. В центре произведения – образ мещанина, втершегося в советское учреждение и заботящегося только о своем благополучии.

    Намозолив от пятилетнего сидения зады,крепкие, как умывальники,живут и понынетише воды.Свили уютные кабинеты и спаленки.
    Сатира Маяковского – один из важных составных элементов его поэзии. Особенностью ее явл. лирич. страстность поэта-патриота в разоблачении того, что несовместимо с представлениями о высоком звании гражданина Советского союза.

    Важное место в послереволюционном творчестве поэта занимает тема поэта и назначения поэзии, многие стихотв. относ. к 1926 г., когда М. пытается заново осмыслить задачи поэзии, роль поэта в жизни народа. затронутая в таких произведениях, как “Поэт-рабочий”, “Юбилейное”, вступление к поэме “Во весь голос”, «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии». Маяковский дает оценку своему творчеству, называя себя поэтом-горланом (“Во весь голос”), пишет, что работа поэта трудна, что “поэзия - та же добыча радия”, и труд поэта родствен любому другому труду. Поэзия - это “острое и грозное оружие”. Она способна агитировать, поднимать на борьбу, заставлять трудиться. М. говорит о неразрывной связи поэта со своим народом.

    Гражданская, патриотическая тема: «Домой», о загранице «Блэк энд уайт».

    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   30


    написать администратору сайта