Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой
Скачать 5 Mb.
|
41. Романы Достоевского конца 1860- нач. 1880 –х («Бесы»). «Преступление Наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1880) – Великое Пятикнижие. Что объединяет эти романы? Прежде всего, они были написаны один за другим в последний период жизни писателя с 1866 по 1880 год. Они принадлежат к зрелому периоду творчества писателя и отличаются своей философской направленностью и трагедийностью. В основе их лежат две идеи – Бог и Россия. Фёдор Михайлович обращался к этим вопросам и прежде. Д. долго вынашивал, «перерывал», искал идеальную форму для выражения этих идей. «Преступление и наказание» - первая книга серии «Великое пятикнижие Достоевского». Писатель поставил вопросы, и по сей день не решенные. Кем должен быть человек: «тварью дрожащей», как говорит Раскольников, или «Наполеоном»? И это проблема уже XXI века. «Идиот» - роман, в котором Достоевский впервые с подлинной страстью, ярко и полно изобразил положительного героя, каким его представлял. В князе Мышкине соединились черты образа Христа и, одновременно, ребенка, умиротворенность, граничащая с беспечностью, и невозможность пройти мимо беды ближнего. В «нормальном» обществе людей, одержимых корыстью и разрушительными страстями, князь Мышкин - идиот. В мире, где красота замутнена нечистыми помыслами людей, такой герой беспомощен, хотя и прекрасен. Но «красота спасет мир!», утверждает Достоевский устами князя Мышкина. «Бесы» - роман-предостережение и роман-пророчество, в котором Д. указывает на грядущие социальные катастрофы (кровавая русская революция, деспотические режимы Гитлера и Сталина) страшные и точные подтверждения идеи о том, что ждет общество, в котором партийная мораль замещает человеческую. «Подросток» - роман о становлении юного характера, о взаимоотношениях отцов и детей, о вечном в этих взаимоотношениях и о привнесенном временем и средой. Действие романа происходит в эпоху укоренения в России буржуазности как принципа не только сугубо экономических, но и человеческих отношений. «Братья Карамазовы» - итоговый роман Достоевского, в нем сконцентрировались вся художественная мощь писателя и глубина прозрений религиозного мыслителя. «Братья Карамазовы» - это своеобразный роман романов, в котором испепеляющая страсть, борьба за наследство, богоискательство выводят на глобальные вопросы о самой сущности человека, о его природе. Роман с тяжелейшей судьбой. Подвергался жестокой цензуре. (цензура исключила главу «У Тихона») роман называли литературным уродом, а автора – безумцем. Спустя время, роман – пророчество. «Бесы» создаются в заграничный период в германии. Роман называют антихудожественным. Главное достижение достоевского в нем – полит. памфлет, обращенный против западников и нигилистов. В основе фабулы – дело нечаева и нечаевщина. Нечаев создатель тайного общества «Народная расправа», их преступление - убийство слушателя Петровской академии И. Иванова. В этом убийстве Д. видит выражение «бесовщины», «отражение общей болезни переходного времени, переживаемого Россией и человечеством». Достоевский не принимал революцию как путь к достижению социальной справедливости и блага. Нечаевщина - закономерное порождение умственной отвлеченности и нравственной расшатанности оторванного от народной «почвы» образованного сословия. Система персонажей 2 палаты «бесов» Верхняя палата: Николай Ставрогин, Нил Кириллов (эти бесы бытийствуют, но не действуют) Нижняя палата: Петр Верховенский, Шигалев + Липутин, Виргинский и др. (неустанно крутятся в суете) Николай Всеволодович Ставрогин – антихрист Достоевского. С одной стороны обезбоженный, с другой стороны – обожествленный. Ст. очень странный персонаж – аристократ, красавец 30-и лет с порочными наклонностями. Ставрогин обладает даром привлекать людей, завораживать, внушать прямо противоположные мысли. Именно такой персонаж помогает Достоевскому раздвинуть рамки антинигилистического романа. Образ обворожительного демона – лицо напоминает маску, хоть и красиво. Ставрогин центр всех мужских и женских образов: Женщины Ставрогина: Лиза, Даша, Марья Тимофеевна, жена Шатова, Хромоножка. Проявляется неспособность Ставрогина к любви, к жертвованию. Ученики Ставрогина: Шатов, Кириллов, Петр Верховенский, Шигалев. Это – его идеи, которые воплотились и получили собственное существование в образах этих героев. Второстепенные персонажи из кружка Петра Верховенского – «мелкие» бесы: Липутин, Виргинский. Губернатор Лембке и знаменитый писатель Кармазинов. Налицо строгость композиции. Достоевский показывает, как от личности одного человека зависят судьбы мира. Душевная борьба Ставрогина, его безверие волнами расходятся по городу, губят окружающих. Идеи превращаются в страсти, страсти – в людей, люди – в события. Достоевский показывает, что только от возрождения или падения каждого из нас зависит судьба России. Характерно, что трагичны не только события романа, трагичен каждый герой. Кириллова. Первый двойник Ставрогина. В нем воплощена теория человека-божества, которая связана с тем, что Бога надо отринуть, чтобы человек встал на его место. Человек боится смерти, и страху смерти он дал имя Бог. Нужно победить страх смерти, убив себя. Кириллов решает убить себя, чтобы убить у людей Бога, убить человеческий страх смерти. Кириллов считает, что, убив себя, он станет Богом. В теории Кириллова Христос подменяется Антихристом. Отрицание Кириллова – великая мука его. Он убивает себя, потому что без Бога жить не может. Мрачный образ. Инженер, приезжает строить мост. Антинароден, антинационален. Речь прерывиста и невнятна. Шатов. Второй двойник Ставрогина. Ставрогин когда-то вложил в его душу основы веры. Но Шатов мучается: вера борется в нем с безверием. Именно он вносит идею русского народа – богоносца. Раздвоенность Шатова губит его. Трагичность его личности в том, что он близок к истинной вере. В его жизни резкий переход от света к мраку, от жизни к смерти. Кириллов. Ставрогин в его душу вкладывает идею безверия. Это образ философа-самоубийцы. Он лишен веры, но хочет веры. В нем роковое раздвоение ума и сердца. Шатов и Кириллов – два момента в диалектике души Ставрогина. Они чада Ставрогина, а Петр Верховенский – его исчадие. Петр Верховенский вышел у Достоевского лицом комическим. Это человек, в котором теория (если Бога нет, то все позволено) оборачивается в право убивать. Это типичный злодей. Но в нем просыпается и поэт, когда он излагает Ставрогину теорию обычных людей и их господ. Замысел великого разрушения превращается у Петра Верховенского в мелкий бунт. Без Ставрогина нет и Петра Верховенского. Никто не говорит о нем положительно, а только отрицательно – «помешанный, обманщик, интриган». Много от Ставрогина: не красавец, но не дурен собой, лицо не маска, но видно, что оно больное. Он презирает русский народ и Россию, заботу о судьбе народной считает политич. пережитком. Обладает маниакальной энергией. Шигалев – сам называет себя путаником. Он не безумец. Гениальность Шигалева в том, что он выдумал всеразрушающее равенство, глупость же его в вере, что равенство может привести к счастью. Тут-то он и запутался. Исходя из бесконечной свободы (филантроп), пришел к безграничному деспотизму (диктатор). Система Шигалева весьма проста. Чтобы осчастливить всех людей, надо разделить все человечество на две неравные части. 1/10 часть получает свободу личности и безграничное право над остальными, которые превращаются в стадо безличных, послушных, но сытых и по-своему счастливых животных. Степан Трофимович Верховенский (отец Петра Верх) – изображен с большой долей сарказма, любимый герой Дост. Либерал 40-х годов. Степан Трофимович -«тургеневские герои в старости, от них идет бесовское начало». Добрый, безобидный, но слабый, непрактичный, совершенно несамостоятельный человек. В молодости отличался редкостной красотой, которая и в старости его до конца не оставила. Находит полное взаимопонимание и искреннюю любовь со стороны детей, потому что сам, несмотря на свои почтенные лета, ребёнок. Тургеневская тема для Бесов важна. Сам Тургенев герой романа – писатель Карамзинов. Достоевский говорит, что бесы – это революционеры, вселившиеся в больное тело России. Исцелившийся человек – символ России. Достоевский верил, что Россия излечится от бесов. Назначение России – в православии. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Историософская концепция произведения. Принципы и средства раскрытия «диалектики души». «Война и мир» (1863 – 1869) - целая система мироосмысления, огромный отрезок русской социальной жизни. По словам исследователя Ильина, это художественно изложенная философия жизни. Здесь происходит соединение жизни личной и исторической, жизни частных лиц и целых народов. История создания. От рассказа о судьбе одного героя-декабриста он перешел к повествованию о поколении людей, живших в период исторических событий, сформировавших декабристов. Предполагалось, что судьба этого поколения будет прослежена до конца – до возвращения декабристов из ссылки. С первых месяцев 1864 г. до начала 1867 г. создавалась первая редакция всего романа. Исторический роман – «картина нравов, построенных на историческом событии», роман о судьбе поколения – превратился в роман-эпопею, в «историю народа». И даже шире – в историю народов, всего человечества, поскольку на примере величественных событий 1812 г. Толстой ставит вопросы философско-исторические (о свободе и необходимости, о причинах и законах исторического движения и т.п.). Смысл заглавия. Название «Война и мир» возникло в конце 1866 или в самом начале 1867 г. В старом нашем языке существовало два слова: мир в смысле не-война и мiр – общность людей, Название «Война и мiр», т.е. «Война и народ», больше соответствует основной идее романа, т.к. задачей Толстого было показать великую роль народа в освободительной войне, а вовсе не сопоставить военную и мирную жизнь. Понятие «война» означает в толстовском повествовании не одни военные столкновения враждующих армий. Война – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение. Мир – это и весь свет, Вселенная. Мир – это братство людей, независимо от национальных и классовых различий. Мир – это жизнь. Такие простые слова – война и мир – в заглавии указывают на эпическую широту и всеохватность книги. писатель представил социально-нравственную, психологическую историю эпохи, воссоздал душевные переживания разных людей того времени, их духовные устремления. Роман «Война и мир» пронизан мыслью о большом значении дворянства в судьбах нации, в истории России. «Мысль народная» и формы ее воплощения. Исследовать характер целого народа, характер, с одинаковой силой проявляющийся в мирной, повседневной жизни и в больших, этапных исторических событиях, во время военных неудач и поражений и в моменты наивысшей славы, - такова важнейшая художественная задача «Войны и мира». Впервые Толстой ставил подобную цель в повести «Казаки», хотя и на сравнительно узком и специфическом жизненном материале. Настойчиво подчеркивая независимость частной жизни определенных лиц от политической игры верхов – свиданий императоров, распоряжений полководцев, предначертаний государственных деятелей типа Сперанского, - Толстой неизменно замечает и показывает нерасторжимую связь своих героев с жизнью народа, с исходом той борьбы, какую ведет весь русский народ. Одна из важнейших проблем «Войны и мира» - соотношение личности и общества, руководителя и массы, жизни частной и жизни исторической. В романе отрицается и консервативный, и либеральный взгляд на историю и устанавливается взгляд подлинно демократический. Историософская концепция произв: 1. историю делают сами народные массы; 2. люди делают историю каждый поодиночке, а не вместе; 3. люди делают историю бессознательно. Диалектика души- непрерывное изображение внутреннего мира героев, движение души и развитие (Чернышевский). Средства психологического изображение: псиз анализ автора – повествователя; углубление в собственную личность героем, проникновение в подсознание и стремление видеть себя лучше и интуитивно искать самооправдания (Пьер, его размышления о правильность поступка); внутренний монолог- князь Андрей под небом Аустрелица; сны как раскрытие подсознательных процессов. Само произведение построено не как смена событий, а как смена восприятий этих событий разными героями. Также это многочисленные внешние детали, необходимые для раскрытия психологического состояния героя- небо Аустерлица или дуб по дороге в отрадное. +Чернышевский отмечал, что открытие Толстого стало изображение внутреннего монолога героя в форме потока сознания. Толстой: «Человек- текучее вещество». Этапы духовного искания Андрея Болконского: 1.Ориентация на идеи Наполеона, сверхличности.2. Ранение под Аустерлицем, кризис духовный ( и Наполеон настоящий).3. смерть жены и рождение ребенка, решение жить для других- своих близких.4. Встреча с Пьером, беседа на переправе.5.Встреча с Наташей в Отрадном ( возрождение к новой жизни, аллегорические изображенное в образе старого дуба).6. Разрыв с Наташей, дух кризис.7. Бородино. Окончательный перелом в сознании, сближение с народом (наш князь) 8. Перед смертью. Идея всепрощения- прощает врага, просит Евангелие. Принимает Бога и чувствует гармонию с миром. Образ Пьера Безухова является одним из самых важных в романе. Автор знакомит нас со своим героем уже с первых страниц произведения, в салоне Анны Павловны Шерер. Современники отмечали заметное сходство межу персонажем и автором. Действительно, Пьер Безухов выражает многие заветные мысли писателя. Но отождествлять их во всем не следует. Образ Пьера Безухова, как и образы Наташи Ростовой и Андрея Болконского, дан в динамике, то есть в постоянном развитии. Лев Толстой делает акцент на искренности, детской доверчивости, доброте и чистоте помыслов своего героя. Пьер охотно и даже радостно подчиняется чужой воле, наивно веря в благосклонность окружающих. Он становится жертвой корыстолюбивого князя Василия и легкой добычей для лукавых масонов, также неравнодушных к его состоянию. Толстой замечает: повиновение «даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем». Одно из нравственных заблуждений молодого Безухова – бессознательная потребность подражать Наполеону. В первых главах романа он восторгается «великим человеком», считая его защитником завоеваний французской революции, позже радуется своей роли «благодетеля», а в перспективе – и «освободителя» крестьян, в 1812 году хочет избавить людей от Наполеона, «Антихриста». Юный Пьер – представитель интеллектуальной дворянской элиты России, с презрением относившейся к «близкому» и «понятному». Толстой подчеркивает «оптический самообман» героя, отчужденного от повседневной жизни: в обыденном он не способен рассмотреть великое и бесконечное, видит только «одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное». Духовное прозрение Пьера – это постижение ценности обычной, «негероической» жизни. Испытав плен, унижения, увидев изнанку человеческих отношений и высокую духовность в обычном русском мужике Платоне Каратаеве, он понял, что счастье – в самом человеке, в «удовлетворении потребностей». На каждом этапе своего духовного развития Пьер мучительно решает философские вопросы, от которых «нельзя отделаться». Это самые простые и самые неразрешимые вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» Напряженность нравственных поисков усиливается в кризисные моменты. Пьер нередко испытывает «отвращение ко всему окружающему», все в нем самом и в людях представляется ему «запутанным, бессмысленным и отвратительным». Но после бурных приступов отчаяния Пьер вновь смотрит на мир глазами счастливого человека, постигшего мудрую простоту человеческих отношений. Находясь в плену, Пьер впервые ощутил чувство полного слияния с миром: «и все это мое, и все это во мне, и все это я». Радостное просветление он продолжает чувствовать и после освобождения – все мироздание кажется ему разумным и «благоустроенным». Толстой отмечает: «планов теперь он не делал никаких…», «не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру – не веру в слова, правила и мысли, но веру в живого, всегда ощутимого Бога». Пока человек жив, утверждал Толстой, он идет по пути разочарований, обретений и новых потерь. Это относится и к Пьеру Безухову. Периоды заблуждений и разочарований, сменявшие духовное просветление, не были нравственной деградацией героя, возвращением героя на более низкий уровень нравственного самосознания. 43.Философско-этическая проблематика и художественное своеобразие романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Работа над романом с перерывами с 1873 по 1878. По мере работы над романом замысел менялся, менялись и эскизы главных героев (Анну Каренину изначально звали Татьяна, образ Каренина был обрисован изначально иронически. В окончательном варианте он сух, эгоистичен. Толстой хотел показать, что трагедия Анны не избежна, поэтому Каренин и остался отрицательным). В первоначальном замысле не было широты и масштабности исторической эпохи. Эта широта появилась под влиянием Пушкина. Толстой продолжал традиции Пушкина (открытый финал, судьба К. Левина). Но толстой продолжает традиции не во всем. 2 сюжетные линии у Пушкина – перекликаются, у Толстого линии Анны и Левина – параллельны, не перекликаются, но между ними есть тесная связь. 2 круга. Круг Анны – линия семейная, круг Левина – линия народная. Круг Анны сжимается (одиночество в финале), круг Левина постепенно расширяется, жизнь без границ. Линия Анны – заканч. гибелью, линия Левина – рождение сына. Его линия позволила Толстому воплотить мысль освобождения человека от сословных предрассудков, от мучительной неправды и вражды. Изначально судьбы героев похожи (ищущие). В финале же Левин выходит к правде и народу. Мысли о духовной революции, которые должны привести к согласию и связи между людьми. Этическая сторона романа связана с мыслью семейной. Эта мысль продолжает мысль «Войны и мира». В «Анне Карениной» Толстой исследует проблему семейного несчастья. Мотив семейного разлада. Несчастны Каренины, Вронские, семья Левина в какой-то период тоже несчастна. Судьбы героев зависимы от семейных традиций. Анна и Стива – сироты, поэтому неспособны в будущем построить семью. (Вронский тоже неспособен). Кити и Долли – семья Щербацких, они счастливы. Создается атмосфера уюта. Подчеркнуто ведущее положение женщины в семье. Воплощением авторского идеала Толстого является Наташа Ростова. Анна К. несчастна тк отступила от священных обязанностей. Она не может быть счастлива ни с Карениным, ни с Вронским (С Карениным они разные люди – Анна искренний человек, который живет чувствами). Эпизод красносельских скачек (Вронский падает с коня, Анна в ужасе… реакция). Анна в безвыходном положении (чувствует вину за то, что не любит мужа). Находится в метаниях, не хочет оставлять сына Сережу. Но уходит к своему счастью, оставив сына. Этот выбор Карениной – неверный. Она постоянно думает о сыне, не испытывает глубоких чувств к дочери от Вронского. Ясно, что их отношения обречены. Об этом свидетельствуют символы (смерть сторожа на железной дороге, буря на станции и др.). Когда Анна замечает уши Каренина – большие. Это значит то, что она смотрит другими глазами на мир. Финальный эпизод – смерть героини показан своеобразно. Анна руководствовалась только эмоциями. Параллельна линии Анны линия Долли. Долли терпит все унижения, ради того, чтобы сохранить семью, во имя детей. Так поступают настоящие женщины – считает Толстой. |