Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой
Скачать 5 Mb.
|
Достоинства прозы Гоголя: 1)простота вымысла 2)совершенная истина жизни 3)комическое одушевление, побежденное чувством грусти и тут же смех Гоголя вызывает грустные чувства. Б. раскрывает значение поэмы «Мёртвые души»: 1.«М. души» - правдивое изображ пороков, присущих дворянству. 2.Поэма не карикатура. А правдивое изобр. пороков. 3.Поэма не явл. оскорблением чести. 4.Поэма необъятная по худ. концепции. КРАТКО о эволюции: В критике обозначился как поклонник литературы Шиллинга, но концепция Ш. уводила от реальности и тяготела к романтизму (размышления о том что человек часть вселенной) Белинский отказался эт этого пути. Идеи Фихте привели к пониманию роли человека в преобразовании действительности. Б. был революционным мыслителем, искал правильной, революционной теории, способной объяснить окружавшую его действительность и указать пути к ее изменению. Романтизм мешал в этом плане, критик отмечал особенность романтизма переносить с земли на небо (ну и так ничего не решить само собой) На становление его взглядов повлияли Герцен, Пушкин, Радищев и т.д. 30. Сочинение как вид развития письменной речи. Трудности в работе учителя. Классификация сочинений. Методика подготовки к написанию сочинений, их проверка, исправление, рецензирование, совершенствование. Сочинение – самостоятельная письменная работа учащихся, изложение ими собственных мыслей, наблюдений, переживаний, суждений. Это не только основное упражнение в построении текстов, но и средство самовыражения личности, развитие логического мышления и речи. Трудности в работе учителя. 1. Проверка сочинений занимает достаточно большое количество времени Классификация сочинений: Виды сочинений: По личным впечатления и наблюдениям учащихся. На материале произведений смежных видов искусств (романсы на стихи Пушкина, экранизация произведения, постановка спектакля). На литературную тему: а) творческие (создаются на основе приемов, развивающих сотворчество детей); б) сочинения логического типа (по аналогу литературоведческих статей). Сочинения по личным впечатлениям и наблюдениям учащихся. Это сочинение на тему, родственную теме, проблеме или жанру изучаемого произведения. родственная тема: «Мещерская сторона», а пишем «Как ходили за грибами», Толстой «Детство» - «Какой день в моей жизни мне не хотелось вспоминать», Короленко «Дети подземелья» - «Моя семья / Мой друг / Папа – мой лучший друг). По сказкам (приемы): а) Изменить некоторые события хорошо известной сказки – «Синяя шапочка»; б) Перевирание сказок – выворачивание наизнанку сказочной темы – Красная шапочка злая, а волк добрый; в) добавление нового слова (лес, девочка, пирожки, волк, дровосеки + вертолет; г) салат из сказок (Золушка вышла замуж за Синюю бороду, Кот в сапогах поступил на службу к Змею Горынычу). Приемы создания сказок: 1. изменение некоторых событий или признака героя (желтая шапочка вместо красной) 2. перевирание сказки. Метод ошибки наводит на новую мысль, намечает контуры некоего рисунка. 3. добавление нового слова (лес, девочка, пирожки, волк, дровосеки+вертолет) 2) На литературную тему А) - письмо героя (Аркадий – отцу о Базарове, рассказ одного героя о другом; Чацкий другу об Онегине) - дневники героя (страница из дневника Раскольникова – м.б. заочная экскурсия, словесное рисование – путешествие по городу Калинову) - проект памятника героя. Создать герб помещиков (Манилов – чубук, зубочистка, Коробочка – комод, из него выглядывает петух, свинья мешочек, Ноздрев – опрокинутая рюмка, Плюшкин – дырявое ведро). Хорошо поставить творческую задачу. Опасности творческих сочинений: нужно следить за тем, чтобы герой говорил свойственной ему речью. Творческие сочинения не создаются на пустом месте. Чтобы дети могли написать такое сочинение, на уроках анализа произведений нужно использовать приемы, развивающие сотворчество читателя. Б) Сочинения логического типа 1) Сочинения типов характеристик: - индивидуальные (эволюция образа Онегина, Судьба Онегина на страницах романа) - сравнительная хар-ка (Что роднит и отличает Татьяну и Ленского). Хар-ка должна даваться параллельно. - групповые хар-ки (Поместное дворянство в романе «Е О», Фамусовская Москва) 2) Проблемные (одинок ли Чацкий?) 3) Анализ произведения или эпизода, двух или нескольких эпизодов. Сопоставительный анализ двух эпизодов, сопоставительный анализ двух произведений. Приемы анализа. Программа связана с тем, что дети не могут выстроить логику. Формировать самостоятельность суждений, обучать аргументации, совершенствовать речевые умения. Работа над логической структурой. – умение понимать тему ???? Понять тему можно в связи с идеей, т.е. с главной мыслью. Как учить определить главную мысль? Дать тему в виде вопроса – Каким представляется Молчалин Софье и каков он на самом деле?) Ответ на этот вопрос - это главная мысль. ЕГЭ (С5 – вопрос в такой форме). – даем тему, где идея дана в формулировке (Татьяна – милый идеал Пушкина (а почему?)) ПОТОМ ДАЕМ НЕЙТРАЛЬНЫЕ ТЕМЫ (хар-ка Фамусова, Молчалин и Скалозуб (зачем их сравнивать => один солдафон, другой – приспособленец) Отбор материала и его систематизация, написание сочинения, проверка и анализ сочинения. Выписки по ходу проверки (достоинства и недостатки). Прочитать хорошее сочинение. логического типа делятся на сочинения типа характеристики: - индивидуальные - сравнительные - групповые Методика подготовки к написанию сочинений, их проверка, исправление, рецензирование, совершенствование. Чтобы сочинение стало итогом творческой работы необходимо: -хорошее знание произведения -интерес к работе (интересная тема, степень подготовленности учеников) -знание теории сочинения (путей реализации своего замысла) -практика написания (кроме итогового нужны написания малых форм). В сочинениях большого подхода требует подготовка: 1. качественный анализ самого произведения: а) ребенок намечает важные для него выводы (пометить страницу и записать) б) учить аргументации (одна из проблем - тезисность изложения, схематизм). Умению аргументировать мысль нужно учить в процессе анализа. Ученикам по ходу анализа предлагается письменно аргументировать тезис. 2. обучение (анализ темы): а) научить умению понимать тему (вольнолюбивая лирика Пушкина и тема свободы у Пушкина). Определяем границы темы, раскрываем суть. Границы темы тесно связаны с идеей сочинения. 3. отбор материала 4. систематизация (в виде плана, должен быть внутренний план) 5. пишем сочинение 6. анализ учителем сочинения: а) проверяет б)выписывает типичные ошибки (схематизм изложения) в)индивидуальные ошибки г)показать как надо писать 31. Своеобразие структуры урока литературы в ряду других учебных дисциплин. Сложность вопроса о классификации уроков литературы. Требования к современному уроку литературы. Среди многих гуманитарных предметов, включенных в программу, особое место занимает литература. Художественное произведение представляет собой некоторую знаковую модель, в которой зафиксирован его герой (человек или антропоморфизированный объект): его характер, душевные переживания, страсти, ум, воля, мировоззрения, взаимоотношения с другими и т.п. В этой модели опредмечен нравственно-психологический опыт автора. В процессе чтения произведения происходит распредмечивание соответствующего опыта, и он становится достоянием другого человека-читателя. Последний, в идеале, может вынести его за пределы художественного текста, т.е. воспользоваться им при разрешении реальных жизненных проблем. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности. Сложность вопроса о классификации уроков литературы. Проблема типологии уроков литературы не нова в методической науке, ею занимались такие ученые, как В. В. Голубков, Н. И. Кудряшов, Н. А. Станчев, Н. А.: Бодрова и мн. др. В основу классификации уроков В. В. Голубков положил цели занятий по литературе. Исходя из этого, им были выделены такие виды (вступительные занятия, чтение произведения, ориентировочная беседа, анализ текста, изучение дополнительного материала, подведение итогов, учет). Однако типология уроков литературы, предложенная В. В, Голубковым, не учитывала разнообразие способов и методов деятельности учителя и учащихся. Проблема типологии и методики проведения уроков литературы рассматривается в работах А. М. Докусова «Урок литературы» 1983 г., Курдюмовой Т. Ф. «Проблемы преподавания литературы в средней школе» 1985 г., в сборнике «Активные формы преподавания литературы» В них определяются принципы классификации уроков литературы. В одних случаях, в основу классификации положена учебная цель, согласно которой выделяются вводные и контрольные уроки. В последние годы в школьной практике проводятся уроки, в основу которых положены методы обучения или же форма внеклассных занятий: уроки-лекции; уроки-семинары; уроки-концерты; уроки-диспуты. Типология Кудряшева: 1) уроки изучения художественных произведений: - уроки художественного восприятия произведения; - уроки углубленной работы над текстом произведения; - уроки, обобщающие работу над произведением. 2) уроки изучения основ теории и истории литературы: - уроки формирования теоретико-литературных понятий; - уроки усвоения научных, литературно-критических статей; - уроки по биографии писателя; - уроки по историко-литературным материалам. 3) уроки развития речи: - уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства; - уроки обучения устным рассказам, устным ответам и устным докладам;- уроки обучения сочинениям; - уроки анализа сочинений. Требования к современному уроку литературы: Одним из важнейших требований к уроку литературы становится соответствие путей, методов и приемов анализа при изучении произведения. Одним из главных дидактических принципов ведения урока Рыбникова считает сочетание деятельности учителя, классов и отдельного ученика. Построение урока решается на двух уровнях: 1) общая организация урока 2) организация отдельных учебных ситуаций. Построить урок в целом - установить последовательность учебных ситуаций и так связать их между собой, чтобы концепция урока оказалась реализованной. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие: 1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. 2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил. 3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей. 4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей. 5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. 6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности. 7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. 8. Эффективное использование педагогических средств. 9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся. 10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. 11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний. 12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока. 31. Тургенев «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне» Им написано 6 романов, созданные на протяжении 20-ти лет. Первый роман «Рудин», написан за 49 дней, быстрота объяснима тем, что замысел в голове держался давно. В 1853 г. Тург работал над 1ч. романа «Два поколения», который был уничтожен после критики друзей. Т впервые попробовал себя в жанре романа, многое перейдёт в «О и Д». В рассказах проявляется интерес Т к мировоззрению и психологии человека мыслящего, страдающего, страстного искателя истины. Небольшие повести «Гамлет Щегровского уезда» и «Дневник лишнего человека» стали своеобразным прологом серии романов. Т заинтересовали «русские Гамлеты» (тип дворянина-интелектуала, захваченного культом философского знания, прошедшего этап идеологического самоопределения в философских кружках). Русским гамлетом был и сам Т. Создавая такого героя, тем самым пытался разобраться в самом себе. Автобиографизм всегда есть в его романах. Основные жанровые особенности сложились уже в «Рудине». В 1879 г. Т подчеркнул, что герои в предисловии к «Рудину» являются одним и тем же человеком (т.е. автор и герой – это один и тот же человек). Задачи при написании романов: 1) Создать образ времени; 2) Обратить внимание на новые тенденции в жизни культурного слова в России. Роман «Рудин» дважды перерабатывался. Добивался более объективного освещения фигуры гл. героя. Тургенев хотел изобразить в романе новый тип, его заинтересовали «русские гамлеты» (дворянин-интеллектуал, захваченный культом философского знания и проходящего этап самоопределения в философских кружках) Стремление не только объяснить других, но и понять себя. Прототипом является радикальный западник Бакунин (русский Гамлет). Показан с 2 точек зрения: Резко-критическая, обличительная аполонтическая Герой получился личностью противоречивой, результатом этого является противоречивое отношение автора. Рудин – натура богато-одаренная, ему свойственна жажда истины, страсть к философскому самопознанию, душевное благородство, глубина, искренность чувств, тонкое восприятие поэзии. Именно этими качествами привлекает гл. героиню (Наталья Ласунская). Рудин блестящий полемист, достойный воспитанник пикарского кружка. Рудин – это выразитель исторической задачи поколения. Он не способен к практической деятельности, но может только красиво говорить. Многие воспринимают Рудина как пророка, но всоре становится ясно, что ему не чужды рисовка, кокетство, суетность, мелочность, деспотизм. Тема ущербности главного героя. Он не способен любить, страдать, упорно трудиться сильные черты неотделимы от слабостей. Характер загадочный, странный. Впервые в этом романе Т испытывает героя любовью. Рудину противопоставлена героиня. Складывается тип «тургеневской девушки» - она всегда сильнее героя, ярче. Финал: гибель Рудина (на баррикадах от пули) – трагизм, историческая обреченность героя. В эпилоге характер изображения героя резко меняется. Все мелкое, тривиальное отходит на второй план. Открывается глубинная сущность, трагический герой появляется, стремится служить истине, но сталкивается с порядками России и терпит поражение. В эпилоге Т пытается нарисовать общечеловеческий характер рудинских высказываний. В образе Р сливаются общественно-психологические типы: Лишний человек Романтик Герой-разночинец Портрет: Каждая деталь свидетельствует о внутренней противоречивости Высокий рост/суьулый Красивый/одет не очень хорошо Речевая характеристика: В нач. – сдержан, остроумен, лаконичен. В финале – разбитая речь (бесплодность поисков) Обреченность («слова, все слова, дел не было») Главный недостаток – неумение перейти от слов к делу. Главная идея – наступило время знаний идей, соединение их с практической деятельсностью; идея не получила выражения. Особенности: Сжатая композиция Простота построения Подчинение всех элементов центральному образу (все это определяет монологический характер произведения) Бытовые описания (простые) Герой в определенной среде Действует на разных уровнях «Дворянское гнездо» 1858 г. Этот роман укрепляет репутацию Т. как общественного писателя, психолога, тонного лирика в прозе. «Д. г.» имел самый большой успех. Достоевский, который не любил Т, высоко оценил этот роман («произведение вечное»). От «Рудина» отличается ярко выраженным «лирическим началом» (это лирическое начало проявляется: 1) изображение трогательной любви Федора Лаврецкого и Лизы Калютиной; 2) создание лирического образа-символа дворянского гнезда, усадьбы). У Т не было особого отношения к теме «дворянского гнезда». Если в «Рудине» 1 гл. герой, то в «Д.Г.» их 2(Лаврецкий и Лиза). Впервые в русской литературе идейный спор занимает центральное место, и участниками становятся влюбленные. И сама любовь показана необычно (любовь-спор). В «Д.Г» есть все 3 ситуации, которые определяют сюжет и проблематику романов Т: 1) Борьба идей; 2) Стремление обратить собеседника в свою «веру»; 3) Любовная интрига (Лиза стремится доказать Лаврецкому правоту своего убеждения). Лиза критикует его за то, что он не фанатик своего дела, и за равнодушие к религии. Сама Лиза – религиозна ( религия это единственный источник ответов на любые вопросы). Лаврецкого считает своей родственной душой, она чувствует его любовь к России, к народной почве, но скептицизм она не принимает. Лиза покорна, смиренна, хочет взять на себя бремя, историческую вину предшествующих поколений, а Лаврецкому это чуждо – именно это рождает между ними споры, поэтому любовь между ними невозможна. Их любовь знак трагической разобщенности современных дворянских интеллигентов. И Лиза отрекается от этого счастья (она уходит в монастырь). Лаврецкий её навещает. Т не скрывает симпатии к Лаврецкому, подчеркивает превосходство в спорах с Михалевичем – иным типом, тип «Дон Кихота», с Паншиным – молодым бюрократом. Лаврецкий намного искренней. Т. Предпринеял последнюю попытку найти героя времени в дворянской среде. Т резко критикует дворянскую беспечность, оторванность от культуры, от российских корней. В романе – идеальный образ тургеневской России (создан бережно, с любовью). Живое олицетворение Родины – главная героиня Лиза. Лаврецкий испытывает чувство любви к Лизе. Оно для него – продолжение очищения, котрое началось после возвращения домой. Что-то постоянно натораживает героев. Роковые предзнаменования омрачают героев. Лизе кажется, что такое счастье непростительно, последует расплата. Русская тема: Трагическое существование, личное счастье непрочно в климате России. Герои не могут уйти от чувства вины. Эпилог Мотив скоротечности жизни; многие герои умирают (мама, няня, учитель музыки) Лаврецкий постарел, перестал думать о счастье, стал хозяином. В финале Лаврецкий приветствует молодое поколение – прощание с дворянством. «Накануне» 1859 г. Опубликован в «Рус. вестнике» в 1860 г. Этот роман вызвал поток статей, рецензий, в котором по-разному оценивался герой Инсаров и гл. героиня Елена Стахова. С этим романом связана ссора Т с журнала «Современник» (из-за статьи Добролюбова) – Т: «недопустимо трактовать роман как призыв к революции». Роман был проанализирован не как роман, а как панфлет какой-то. В произведениях, написанных к 1860 г. сложились основные жанровые особенности Тургенева, этими особенностями сложилось худ. своеобразие отцов и детей. Жанровые особенности: 1) не показывал никогда крупных политических сил и общественно-политическая борьба никогда не была объектом изображения в его романах. Осложненная интрига чужда; 2) мало интересовали бытовые подробности, избегал детализации; 3) Важный принцип характеристики героя – диалог, сопровождавшийся скупым авторским комментарием. Т не моралист, не навязывает своей авторской позиции. Т присутствует в пейзаже, интерьере, в характере общения. Фоновые детали столь же значимы, как события, поступки героев. Т романы не романы – притчи, нет в них опорных идеологических конструкции, свободны от нрав-философ обобщений; 4) в романах немного персонажей. Система персонажей характеризуется логич. стройностью, простотой, четким распределений сюжетных, проблемных ролей. Кол-во центр. героев колеблется от 2 до 5. 31. Герой и время в романах И.С. Тургенева 40-50-х годов XIX века («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»). И. С. Тургенев обладал редкой способностью улавливать все новое, что появлялось в современной ему жизни, и отражать это в своих произведениях. Поэтому в его романах всегда указано точное время действия. Задачи при написании романов: 1) Создать образ времени; 2) Обратить внимание на новые тенденции в жизни культурного слова в России. В «Рудине» действие происходит в 30—40-е годы XIX века. Для русской интеллигенции это было время философских кружков (Станкевича, например), где звучали пламенные речи о науке и просвещении, о свободе человеческой личности, о будущем России, об искусстве и культуре. В романе упоминается кружок Покорского, о котором говорит Лежнёв, вспоминая свои студенческие годы. В них принимал участие тургеневский герой. Роману «Рудин» предшествуют повести «Гамлет Щегровского уезда» и «Дневник лишнего человека», в которых обозначился интерес Тургенева к мировоззрению и психологии человека мыслящего, страдающего, страстного искателя истины к «русскому Гамлету» (тип дворянина-интеллектуала, прошедшего этап идеологического самоопределения в философских кружках). Русским Гамлетом был и сам Т. Создавая такого героя, тем самым пытался разобраться в самом себе. Автобиографизм всегда есть в его романах. Основные жанровые особенности сложились уже в «Рудине». Таким явился главный герой романа «Рудин». Роман дважды перерабатывался. Добивался более объективного представления фигуры гл. героя. Герой получился личностью противоречивой, результатом этого является противоречивое отношение автора. Р. умеет искусно говорить и слушать (первый раз появляется в доме Ласунской, одет обычно, не красавец, но силой слова завоёвывает симпатию окружающих). Он уверено ведёт себя в спорах, образован, любит поэзию. Искрений в своих словах, это чувствуют окружающие. Но все его слова остаются словами. Не способен на серьёзное действие: и учительствовал, и пробовал быть агрономом, и собирался одну реку в губернии превратить в судоходную. В ответственный момент он пасует. Беспомощность Рудина показана на фоне Лежнёва (противоположен в этом плане). Иногда, кажется, что истинный герой Лежнёв, но сам Лижнёв опровергает предположение – ставит Рудина выше себя. Во время их последней встречи Лежнев говорит Рудину, что тот, с его способностями, мог бы достичь многого, если бы захотел. Лежнев считает, что хотя сам Рудин и не осуществил ничего в жизни — в практическом смысле, хотя в нем много «блеску и треску», никто не вправе сказать, что он не принес пользы. Его слова хорошо повлияли на молодые умы. Не проходит Рудин и испытание любовью. Первым признавшись Наталье Ласунской в любви, он в решительную минуту боится взять на себя ответственность за их будущее и советует любимой покориться воле матери. В письме к Наталье сам признаётся в своей несостоятельности. При первом же общении с Натальей сам Рудин выдает неспособность и нежелание делать что-либо полезное и целенаправленное. Он говорит ей о том, что “пора отдохнуть”. В ответ на это Наталья, удивляясь, отвечает, выдавая свои мысли: “...вы должны трудиться, стараться быть полезным. Кому же, как не вам...”. Тургенев отмечает, что обилие мыслей, мешало говорить ему точно-указание на то что он ничего не может толком. Рудину противопоставлена героиня. Складывается тип «тургеневской девушки» - она всегда сильнее героя, ярче. Финал: гибель Рудина (на баррикадах от пули) – трагизм, историческая обреченность героя. Рудин был приглашен доживать свой век в поместье Лежнева, но поступил иначе. Он отправился в Париж и погиб там в июне 1848 года на баррикадах, чуть-ли не сам подставил грудь. Поступок Рудина показан двояко, можно подумать, что участие в французской революции-желание покрасоваться в собственных глазах и как попытку отдать жизнь ради великого идеала. Может смерть Рудина символизирует смерть целого поколения 30-40 годов, разочаровавшихся в своих идеалах во время революции 1948 года, у талантливого поколения пока не хватило силы духа и воли. «Дворянское гнездо» 1858 г. «Д. г.» имел самый большой успех. Достоевский, который не любил Т, высоко оценил этот роман («произведение вечное»). От «Рудина» отличается ярко выраженным «лирическим началом» (это лирическое начало проявляется: 1) изображение трогательной любви Федора Лаврецкого и Лизы Калютиной; 2) создание лирического образа-символа дворянского гнезда, усадьбы). У Тургенева не было особого отношения к теме «дворянского гнезда». Если в «Рудине» 1 гл. герой, то в «Д.Г.» их 2(Лаврецкий и Лиза). Впервые в русской литературе идейный спор занимает центральное место, и участниками становятся влюбленные. И сама любовь показана необычно (любовь-спор). В «Д.Г» есть все 3 ситуации, которые определяют сюжет и проблематику романов Т: 1) Борьба идей; 2) Стремление обратить собеседника в свою «веру»; 3) Любовная интрига (Лиза стремится доказать Лаврецкому правоту своего убеждения). Лиза критикует его за то, что он не фанатик своего дела, и за равнодушие к религии. Сама Лиза – религиозна ( религия это единственный источник ответов на любые вопросы). Лаврецкого считает своей родственной душой, она чувствует его любовь к России, к народной почве, но скептицизм она не принимает. Лиза покорна, смиренна, хочет взять на себя бремя, историческую вину предшествующих поколений, а Лаврецкому это чуждо – именно это рождает между ними споры, поэтому любовь между ними невозможна. Их любовь знак трагической разобщенности современных дворянских интеллигентов. И Лиза отрекается от этого счастья (она уходит в монастырь). Лаврецкий её навещает. Тургенев не скрывает симпатии к Лаврецкому, подчеркивает превосходство в спорах с Михалевичем – иным типом, тип «Дон Кихота», с Паншиным – молодым бюрократом. Лаврецкий намного искренней. «Накануне» 1859 г. 60-е годы XIX века требовали новых людей, энергичных, деятельных, готовых к упорной работе и борьбе. Они должны были сменить людей рудинского типа, не сумевших от слова перейти к делу. Так в творчестве писателя появляется образ революционера. Инсаров “железный человек” (говорит Берсеньев), наделенный необычайной силой воли. Никогда не отступает от намеченной цели. Все эти качества открывают характеризуют Инсарова как практического деятеля, все силы его посвящены служению великой патриотической цели — освобождению родины от чужеземного ига, истинный патриот, ему противоположны Берсенев и Шубин (в начале романа они спорят между собой о счастье и долге. Приходят к выводу, что каждый ищет личного счастья, а для Инсарова счастье связано с Родиной ) Дмитрий Инсаров живет в России и занимается в университете только для того, чтобы лучше подготовиться для ожидавшего его дела. Он равнодушен к искусству, но в то же время собирает болгарские народные песни из-за национального значения. Все интересы на благо Родины. Полюбив Елену он готов пожертвовать своим счастьем, боясь, что любовь станет помехой для его дела. В качестве революционера Тургенев изобразил болгарина, потому что не нашел (и не хотел искать!) его в своей стране. Но черты характера, свойственные Инсарову, отразились и в позднейших поколениях русских революционеров. Елена Стахова выбирает между Инсаровым, учёным Берсеньевым и молодым чиновником Курнатовским и скульптором Павлом Шубиным –символизирует Россию в 60-е, Россию «накануне» предстоящих перемен. Автор решает таким образом важнейший вопрос: кто сейчас больше всего нужен России? Своим выбором Елена дает определенный ответ на вопрос, важнейший для России 60-х годов. Опубликован в «Рус. вестнике» в 1860 г. С этим романом связана ссора Т с журналом «Современник» (из-за статьи Добролюбова) – Т: «недопустимо трактовать роман как призыв к революции». 32Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Своеобразие конфликта. Система персонажей. Роман в критике. Роман «Отцы и дети» был написан И. С. Т в период революционной ситуации в России (1859— 1862) и отмены крепостного права. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Это размежевание общества и нашло отражение в романе в лице Базарова, разночинца-демократа («дети») и братьев Кирсановых, лучших из дворян- либералов («отцы»). ГЛАВНУЮ ПРОБЛЕМУ писатель ставит уже в заглавии произведения. Затрагивая конфликт двух поколений, сам автор осознает, что этот конфликт не является лишь атрибутом эпохи 60-х годов, а существует во все времена и лежит в основе развития общества. Это противоречие знаменует собой непременное условие прогресса. ПРОБЛЕМА заключается еще и в том, что “отцы” и “дети” стали выразителями идей противоположных эпох, представителями разных социальных слоев: старого дворянства, аристократии и молодой революционной демократической интеллигенции. Проблема ПРОТИВОСТОЯНИЯ дворянства и революционных демократов заявлена с первых страниц романа. БАЗАРОВА автор описывает как “человека высокого роста в длинном балахоне с кистями”, “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом. Автор акцентирует внимание на неопрятном, даже несколько неряшливом виде героя. В описании же ПАВЛА ПЕТРОВИЧА все указывает на аристократическую сверхутонченность:“Темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки”. Т также замечает, что рука Базарова была красная и обветренная, что свидетельствует о трудолюбии героя. Красивая же рука Павла Петровича, “с длинными розовыми ногтями”, являет полную противоположность руке главного героя. Противоположность двух эпох выявляют и споры, которые ведут Павел Петрович и Базаров. Они рассуждают о вопросах нации, о сущности материалистического подхода, об аристократии. Помимо темы поколения Тургенев затрагивает в своем произведении и другие: любви, природы, искусства, поэзии. Именно эти общечеловеческие ценности и становятся предметом обсуждения. В своем произведении Тургенев ставит ВОПРОС О БУДУЩЕМ России. Проблема, за кем будущее государства, является в романе одной из самых важных. Базаров может лишь ломать старое, но сам ничего нового создать не может. В своем романе “Отцы и дети” писатель поставил глубокие философские проблемы. Основными противоречиями в произведении явились не только политические разногласия и не конфликт “отцов” и “детей”, а конфликт теории и живой жизни, которая доказывает бессмысленность всего того, что не подчиняется ее потоку. Личность Базарова, выразителя идей революционной демократии, интересует Тургенева, ведь это герой времени, вобравший в себя отличительные черты эпохи социального перелома. Тургенев выделяет в Базарове демократизм, проявляющийся в благородной привычке к труду, которая вырабатывается с детства. С одной стороны, пример родителей, с другой — суровая жизненная школа, учеба в университете на медные гроши. Эта черта выгодно отличает его от Кирсановых и для Базарова является основным критерием оценки человека. Кирсановы — лучшие из дворян, но они ничего не делают, не умеют взяться за дело. Николай Петрович играет на виолончели, читает Пушкина. Павел Петрович тщательно следит за своей внешностью, переодевается к завтраку, обеду, ужину. Приехав к отцу, Базаров говорит: «Я работать хочу». И Тургенев постоянно.подчеркивает, что «лихорадка работы» характерна для деятельной натуры героя. Черта поколения демократов 60-х годов — увлечение естественными науками. Окончив медицинский факультет, Базаров вместо отдыха «режет лягушек», готовя себя к научной деятельности. И даже смерть его произошла из-за заражения при вскрытии. Гуманизм Базарова проявляется в его желании принести пользу народу, России. С выходом романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” началось оживленное обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”. Спор, по существу, шел о типе нового революционного деятеля русской истории. В журнале “Русское слово” появилась статья Д. И. Писарева “Базаров”. Критик отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев испытывает невольную антипатию к своему герою, к направлению его мыслей. Писарев находит в образе Базарова художественный синтез наиболее существенных сторон мировоззрения разночинной демократии, изображенных правдиво, несмотря на первоначальный замысел Тургенева. Критическое отношение автора к Базарову воспринимается Дмитрием Ивановичем как достоинство, поскольку со стороны виднее достоинства и недостатки и критика будет плодотворнее раболепного обожания. Трагедия Базарова, по мнению Писарева, состоит в том, что для настоящего дела в действительности нет благоприятных условий, а потому автор, не имея возможности показать, как живет и действует Базаров, показал, как он умирает. Страхова - Критик убежден, что роман — замечательное достижение Тургенева-художника, а образ Базарова считает крайне типичным. Некоторые черты базаровского характера объяснены Страховым точнее, чем Писаревым, например отрицание искусства. Страхов говорит, искусство всегда носит в себе характер примирения, тогда как Базаров вовсе не желает примириться с жизнью. Искусство есть идеализм, созерцание, Базаров же реалист, не созерцатель, а деятель. Однако если у Писарева Базаров — герой, у которого слово и дело сливаются в единое целое, то у Страхова нигилист — все еще герой “слова”, пусть с жаждой деятельности, доведенной до крайней степени. На тургеневский роман откликнулся и либеральный критик П. В. Анненков. В своей статье “Базаров и Обломов” он пытался доказать, что, несмотря на внешнее различие этих двух персонажей, “зерно” в них заложено одно и то же. 32. Планирование в работе учителя. Виды учебных планов, их оформление. Роль кабинета литературы в реализации планирования. Планирование - основной вид деятельности учителя при подготовке к уроку. Виды: 1) календарное: - на четверть (5-9 классы); - на полугодие (старшие классы). Распределение тем программы по календарным строкам (10 класс - «Введение»- 2.09; «А.Н.Островский»- 4.09-11.09). 2) тематическое - планирование конкретной темы (Тургенев «Отцы и дети» - 6 часов. Урок 1.«Жизнь и творчество Тургенева»). 3) календарно-тематическое - перспективный план на полугодие. 4) поурочное - планирование каждого урока: план-сценарий - подробная запись для учителя и ученика; план-конспект - подробная запись только деятельности учителя; рабочий план - схематическая запись деятельности учителя. |