Главная страница
Навигация по странице:

  • 26. Основные виды развития устной речи учащихся. Виды пересказов. Методика подготовки учеников к пересказам разных типов. Развитие устной речи учащихся

  • Виды: 1. Работа со словом

  • 3. Выразительное чтение 4. Ответы на вопросы 5. Доклад 6. Пересказы Виды пересказов

  • 6кл.

  • 27. Проблематика и поэтика «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя. Петербургские повести

  • 27. Речевая ситуация на уроке литературы. Требования к созданию речевой ситуации. Этапы подготовки. Основные виды речевых ситуаций и их характеристика. Речевая ситуация

  • Требования к созданию речевой ситуации

  • Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой


    Скачать 5 Mb.
    НазваниеЛекция Щербаковой
    АнкорШпаргалки по литературе. Госэкзамен
    Дата01.04.2022
    Размер5 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГОСЫ по литературе МОИ.docx
    ТипЛекция
    #434149
    страница9 из 30
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   30

    «Герой нашего времени» – первый социально-психологический и философский роман в русской литературе. Образная система романа. Соотношение в романе реалистического и романтического начал.

    Черты романтизма: в близости автора и героя, лиризме повествования, пристальном внимании к «внутреннему миру человеку», неясности прошлого героя, исключительности его натуры. Реализм: в постановке важнейших проблем современности и создании образа «героя времени», типичного представителя эпохи - «лишнего человека»; в стремлении автора психологически объяснить особенности натуры героя, связав их с условиями окружающей жизни. При этом типичностью обладают и другие персонажи. Впервые в русской литературе объединило социально-психологическую и нравственно-философскую проблематику. Для философско-психологического проникновения в природу «героя времени» и потребовался синтез повествовательных жанров: путевые записки, очерк, новелла, психологическая и философская повесть, дневники, исповедь. Задача - не столько в изображении внешней жизни Печорина, его приключений, Но - показать внутреннюю жизнь и эволюцию героя, для чего используются самые разнообразные средства, среди которых не только монологи, диалоги, внутренние монологи, психологический портрет и пейзаж, но и сама композиция произведения.

    В романе нет сквозной сюжетной линии с завязкой и развязкой, каждая из его частей имеет свой сюжет и героев, участвующих в нем. Цельное произведение, объединенное одним героем - Печориным, и общей идеей и проблематакой. К главному герою тянутся все основные сюжетные линии романа: Печорин и Бэла. Печорин и Максим Максимыч, Печорин' и контрабандисты, Печорин и княжна Мери, Печорин и Грушницкий и др.

    особенность композиции романа: его части расположены с нарушением хронологической последовательности событий: «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина», за которым следует этот журнал: «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». Хронологический порядок частей: 1 Тамань 2Княжна Мери 3 Бэла 4Фаталист 5 Микс Максим. Главная тема – личность в процессе самопознания, исследование духовного мира человека. В центре – проблема личности, «героя времени», вплетаются темы свободы и предопределения, любви и дружбы, счастья и роковой судьбы. Тема взаимоотношений исключительной личности и косной среды – в истории взаимоотношений Печорина и «водяного общества». Печорин – Максим Максимыч вводит и тему поколений, тему истинной и ложной дружбы, но в большей степени она развивается в «Княжне Мери» через линию взаимоотношений Печорина и Грушницкого. Большое место в романе занимает тема любви. Героини, в которых воплощаются различные типы женских характеров, призваны выявить отношение Печорина к любви. В «Фаталисте» центральное место занимает философская проблема предопределения и личной воли, возможности человека воздействовать на естественный ход жизни. Роман моно-геройный, потому в центре один герой – Печорин. Он эгоистичен, стремится сделать окружающих игрушками в своих руках, пренебрегает чувствами других людей. Несет страдания другим, но сам при этом не счастлив. Это пороки всего поколения. Но в то же время он задается вопросом: Зачем я жил? Зачем родился? Черта Печорина – самонаблюдение, полнее всего обнаруживает себя в исповеди, дневнике, поэтому центральное место занимает «Журнал» Печорина. Мы видим расхождение между внутренним богатством личности и ее реальным существованием. В результате – опустошенность души, уже не способной откликнуться живым чувством (в последнюю встречу с Максимом Максимычем). Уже тогда он понимает свою обреченность, бесцельность и гибельность новой и последней попытки что-то изменить в себе и своей жизни. Образная система. В любовном треугольнике (Грушницкий, Мери, Печорин) из приятеля и соперника Г. превращается во врага П. Г. не самостоятелен в своих мыслях, чувствах и в поведении. Легко подпадает под влияние внешних обстоятельств – то моды, то людей, становясь игрушкой в руках драгунского капитана или Печорина. Г. - не только тип антигероя и антипода Печорина, но и его «кривое зеркало». Г. напускает на себя трагическую таинственность, будто принадлежит к избранным существам, не понят и не может быть понят обыкновенными смертными, жизнь его во всех ее проявлениях якобы составляет тайну между ним и небесами. (юнкерство (т. е. короткий доофицерский срок службы) Грушницкий маскирует под разжалование, незаконно вызывая к себе жалость и сочувствие, приезд на Кавказ стал следствием фанатизма). Персонаж всюду хочет казаться не тем, что он есть, и пытается стать выше в своих собственных и в чужих глазах. В последних эпизодах Г. оставляет романтическое позерство, освобождается от зависимости перед драгунским капитаном и его шайкой, но не может преодолеть слабость своего характера и условности светского этикета.

    Максим Максимыч, штабс капитан кавказской службы. Он выполняет в повествовании функцию рассказчика и самостоятельного персонажа, противопоставленного Печорину. У него золотое сердце и добрая душа, склонен прощать людские слабости и пороки, смиряться перед судьбой, более всего ценить душевное спокойствие и избегать приключений. На первом месте стоит для него долг, но с подчиненными он не чинится и ведет себя по приятельски. Сам Максим Максимыч свято верит в дружбу и готов оказать уважение любому человеку. Роль Максима Максимыча как персонажа и рассказчика состоит в том, чтобы снять ореол романтической экзотики с изображения Кавказа и взглянуть на него глазами «простого», не наделенного особым интеллектом наблюдателя. Действует по закону здравого смысла, четко различая порядочность и непорядочность, не понимая сложности современных ему людей и мотивы их поведения. Благодаря М. М. обнаружились слабые и сильные стороны печоринского типа: разрыв с патриархально народным сознанием, одиночество, потерянность молодого поколения интеллектуалов.

    Мери – страдательное лицо. Она подвергается суровым жизненным испытаниям, и именно на ней Печорин ставит свой жестокий эксперимент разоблачения Грушницкого. Притворная любовь Печорина уничтожает притворную любовь Грушницкого. Любовь Мери к Печорину остается без взаимности. Оскорбленная и униженная, она перерастает в ненависть. Беда Мери заключается в том, что она не отличает маску от лица, хотя и чувствует разницу между непосредственным душевным порывом и светским этикетом. Видя мучения раненого Грушницкого, уронившего стакан, «она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему». Наблюдая за княжной Мери, Печорин угадывает в неискушенном жизнью существе противоборство двух побуждений – естественности, непосредственной чистоты, нравственной свежести и соблюдения светских приличий. Она выказывает и отзывчивость, и благородство, понимает, что ошиблась в Грушницком.

    Вернер – доктор, приятель Печорина, своеобразная разновидность «печоринского» типа. Эгоист и «поэт», изучивший «все живые струны сердца человеческого». Вернер невысокого мнения о человечестве и людях своего времени, но не охладел к страданиям людей («плакал над умирающим солдатом»), чувствует их порядочность и добрые наклонности. В нем есть внутренняя, душевная красота, он ценит ее в других. В нем все дисгармонично: развитый ум, чувство красоты и – телесное безобразие, уродливость. Видимое преобладание духа над телом дает представление о необычности, странности доктора.

    Вулич – поручик бретер, Печорин встретился в казачьей станице, один из героев «Фаталиста». замкнут, отчаянно храбр. предстает страстным игроком не только в карты, но и в более широком смысле, расценивая жизнь как роковую игру человека со смертью. Печорин отрицает предопределение, Вулич признает его. Пистолет, приставленный Вуличем ко лбу, должен решить спор. Выстрела не последовало. Храбрость и бретерство Вулича проистекают от того, что на жизнь, в том числе и на собственную, он смотрит как на роковую игру, лишенную смысла и цели. Храбрость Вулича лежит по ту сторону добра и зла: она не разрешает какой либо нравственной задачи, стоящей перед душой. Фатализм Печорина проще, но он держится на реальном знании, исключающем «обман чувств или промах рассудка».

    26. Основные виды развития устной речи учащихся. Виды пересказов. Методика подготовки учеников к пересказам разных типов.

    Развитие устной речи учащихся – это обучение их владению речью в условиях слушания и говорения. Развивать устную речь-способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной. Развитие устной речи опережает письменную. Между этими видами речи есть связь. Продолжение/отставание в одном направлении сказывается на другом. Неумение ученика слушать и пересказывать, делать заметки-сильно затрудняет письменное изложение собственной мысли.

    Виды:

    1. Работа со словом

    Например, такое упражнение: Возьмём одну из страниц «Муму» — «Барыня и собачка». Предлагается вставить глагол. «Барыня шла по гостиной» или «шагала по гостиной». Нет, «расхаживала». Что это значит? Уточните смысл слова. Или: «Приживалка побежала в переднюю» - нет, «порхнула». Сюда же относится работа над этимологией слов на конкретном литературном материале.

    2. Фразеологическая работа

    Например, упражнение: Какими пословицами ты скажешь: а) про болтуна, б) про лентяя, в) про скрягу, г) про правдивого человека, д) про смелого?

    3. Выразительное чтение

    4. Ответы на вопросы

    5. Доклад

    6. Пересказы

    Виды пересказов:

    1. Пересказы различных статей, литературоведческих материалов или их фрагментов.

    2. Пересказы художественного текста:

    1) Воссоздающие: подробный (свободный, т.е. своими словами, и художественный, который отражает художественные особенности текста), сжатый (учит отбирать главное), выборочный (пересказ фрагментов, объединенных одной темой, например «История Антипыча и Травки»).

    2) Творческие (например, изменение лица рассказчика). Здесь требуется глубокое понимание характера героя.

    Методика подготовки:

    Выбор пересказа для соответствующего произведения зависти от уровня подготовки учащихся. Свободный пересказ – самый простой. С него начинается работа. Постепенно усложняется работа. Самый сложный – сжатый пересказ. Пересказам предшествует аналитическая работа (словарная работа, составление плана, анализ произведения).

    Виды пересказа: краткий; подробный; выборочный; устный/письменный вопрос.

    Расширять словарь школьника принято по разным тематическим кругам: 5кл. процессы движения (предмета, человека, животного) - сосредоточенность на повествовании, нужно провести словарную работу. 1.стилист.эксперимент(муму) 2.жизненные впечатления(рубка леса) 3.поговорки,фразеологизмы,крыл.выражения. 6кл. предмет, явл-е внешнего мира и восприятие его через наши органы чувств-усвоение опис. набл-ть: краски, звуки, запахи (Гроза, Толстой Отрочество). 7кл. психич.сост.чел-а,определение внутренних его качеств, хар-ка героя-обратить внимание на лексику чувств, переживаний.(после бала).В старших классах речь учеников должна обогащаться и за счёт терминов, оборотов книжной речи и слов иностранного происх-я. Заботясь о расширении словаря учащихся нельзя терять чувство меры. Чрезмерное увлечение запоминанием незнакомых слов, может увести от лит-го произ-я. Словарная работа на уроке полезна в той мере, в какой она опирается на материал лит-го произ-я и помогает раскрыть его.

    27. Проблематика и поэтика «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя.

    Петербургские повести — общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, из них составленного. Объединены общим местом действия — Санкт-Петербургом 1830—1840-х годов.

    Гоголевский Петербург предстал здесь перед читателями как воплощение всех безобразий и несправедливостей, творившихся в полицейско-бюрократической России. Это город, где «кроме фонаря все дышит обманом» («Невский проспект»), в котором разыгрывается драма одаренного художника, ставшего жертвой страсти к наживе («Портрет»). В этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Ковалевым («Нос») и Поприщиным («Записки сумасшедшего»), здесь нет житья бедному, честному человеку («Шинель»). Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравном единоборстве с жестокими условиями действительности.

    Петербургский цикл открывается повестью «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ». Эта повесть определяет основные темы и проблемы сборника. Невский проспект предстает как символ всего Петербурга — города контрастов. Поэтому автор описывает его в различное время одного дня. Лица здесь отсутствуют, есть лишь примечательные детали внешнего облика — шляпки, усы, бакенбарды. На фоне этого описания, также используя принцип контраста, писатель раскрывает судьбу художника Пискарёва и поручика Пирогова. Автор поднимает проблему сосуществования красоты и безобразия. Пискарёв — человек искусства, его жизнь — это служение прекрасному, но он далек от реальности и от всего земного (влюбился в девушку из борделя. В связи с ней появляются прекрасные сны похожие на реальность). Во сне Пискарев обретает всю полноту счастья, наяву – полную меру страдания. Эти метаморфозы стали источником его страданий физических и нравственных и довели в конце концов до безумия, умирает.(Снится сон, где она его жена, находит её, предлагает быть его женой, он смеётся, он перерезает бритвой горло).

    Пирогов — иной человек. Главное для него — личное преуспевание, карьера, деньги, и для достижения этой цели он использует все средства. Единственная его привязанность — чин. Как и для Ковалёва (героя повести «Нос») . Пирогов знает законы современного мира (жизнь в городе=игра в рулетку, если рискнуть, можно покорить город). Он рискует (ухаживает за блондинкой у кот. есть муж. В итоге муж с друзьями застаёт и высекает его). Но для него не трагедия, оскорбился, сулил обидчику тюрьму, но поел пирожков в кондитерской и успокоился.

    Близок по духу Пискарёву герой из повести «Портрет», бедный талантливый художник Чертков, который умеет разглядеть прекрасное(отдаёт последние 2 гривна за портрет старика со странными глазами), мечтает стать модным и богатым. Это желание исполняется, но ценой потери таланта, художник сходит сума, умирает. Эта повесть стала своеобразным итогом размышлений Гоголя на тему искусства. Демонстрирует, что художник как и все подвержен соблазну, но этот соблазн губительнее для него, чем для обычных людей. Вывод: искусство должно быть свободным, нести только добро (2-ой художник, который нарисовал «злой» портрет старика-ростовщика тоже несчастен, расписывает стены в монастыре, искупает так свой грех). «Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою» Гоголь.

    В последней редакции уменьшил долю мистического, чтобы обратить внимание на социальную проблематику.

    • Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей.

    «Записки сумасшедшего». Герой произведения — Аксентий Иванович Поприщын, бедный дворянин. Уважает начальника, влюбляется в его дочь, узнает, что она считает его смешным уродом, это крайняя точка. Он задаёт вопрос, почему он в таком положении? Помешательство нарастает вместе с чувством достоинства, сходит с ума, считает себя наследником испанского трона. Забирают в психушку. Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель», задавленный жизнью человек, над ним издеваются сослуживцы (сыпали ему бумажки на голову), он безропотен. Появляется одна большая мечта в жизни - новая Шинель. В этом ирония Гоголя, решение бытовой мелочи возноситься на пьедестал. Эпизод у «значительного лица» (А.А. приходит за помощью) показывает всю сущность социальной трагедии «маленького человека (из кабинета его выносят бездвижным и безмолвным). Только мёртвый он способен на бунт. Приведение срывает с прохожих шинели. Маленького человека нельзя не осудить не оправдать, он вызывает и сострадание и насмешку. Смысл гоголевского изображения Петербурга — указать человеку на необходимость нравственного прозрения.

    ПОЭТИКА: 1) поэтика абсурда сочетание фантастического происшествия и реально-бытовых подробностей в описании жизни чиновничьего Петербурга. «Нос». Повесть начинается как протокольная статья (указание на реальность), но в ней говорится, что бал найден нос, который сбежал от Ковалёва начал жить самостоятельной жизнью. Эпизод в Казанском соборе. Ковалев встречает там свой собственный нос. Нос, судя по его мундиру и оказался статским советником, т.е. чином старше Ковалева. В «записках сумасшедшего» герой слышит разговор двух собачек-абсурд. 2) использование контраста 3) ирония 4) гротеск 5) реальность всегда в смешении с нелепицами, снами, фантастикой.

    27. Речевая ситуация на уроке литературы. Требования к созданию речевой ситуации. Этапы подготовки. Основные виды речевых ситуаций и их характеристика.

    Речевая ситуация – это ситуация, в которой осуществляется речевое взаимодействие.

    Требования к созданию речевой ситуации:

    1. Содержание и формы должны быть интересными для учащихся.

    2. Направленность на стимулирование речевой активности школьников, на использование в речи разнообразной лексики и фразеологии, образных средств языка в соответствии с темой высказывания.

    3. Направленность на углубление анализа литературного произведения, на расширение знаний по литературе.

    4. Соответствие возрастным и психологическим особенностям учащихся, уровню их развития.

    5. Характер и формы общения, композиционная структура каждой конкретной ситуации определяются особенностями литературного произведения, при изучении которого они создаются.

    6. Создание условий для формирования умений отстаивать свои позиции, убеждения, развивать способности к аргументации.

    Этапы подготовки:

    1. Создание установки на решение определенной смысловой и речевой задачи, пробуждение интереса к их решению, раскрытие их познавательной значимости (сопоставление позиций критиков, различных литературоведческих концепций, доступных для понимания учащихся).

    2. Подбор основных действующих лиц, определение в главных чертах их функций.

    3. Определение совместно с участниками предстоящего речевого общения жанров их высказываний, т.е. практическое обращение к теории ораторского искусства.

    4. Выдвижение ключевых задач выступлений в рамках предлагаемой ситуации (убедить кого-либо в чем-то и т.д.).

    5. Помощь в отборе опорного для самостоятельной подготовки материала, на котором строится устное выступление или дискуссия (эпизоды из текста художественного произведения, отрывки из литературно-критических статей, материал учебных пособий).

    6. Отбор словарного минимума, составление рабочих планов.

    7. Разработка мизансцены речевого общения (расположение участников).

    Виды речевых ситуаций:
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   30


    написать администратору сайта