Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой
Скачать 5 Mb.
|
14.Приёмы анализа, «проясняющие авторскую позицию». Приёмы анализа раскрывают более конкретный способ осмысления худ. текста. Используются две группы приёмов: 1. Приёмы литературоведческие или приёмы, проясняющие авторскую позицию. 2. Приёмы, развивающие сотворчество читателей. Приёмы литературоведческие или приёмы, проясняющие авторскую позицию. Главное назначение литературоведческих приемов анализа - освоение текста, его композиции, стиля писателя, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического начал. 1. Комментарии. -лингвистический -историко-бытовой (комната Раскольникова очень маленькая ,замкнутая – как и он, комната Сони просторная – открытая как и она, уродливое описание комн = её жизнь) -историко-литературный (ЕО – «…и вреден север для меня» - южн.ссылка) -идейно-стилистический (образ-я система, особ-ть изображения) Комментированное чтение-медленное чтение. Комментарий восстанавливает в глазах учеников реальную действительность, изображенную художником, тем самым поясняет в ходе анализа намерения писателя. Без определенных знаний по истории культуры и общества в читательском восприятии искажаются или весьма неполно осознаются позиции автора. (Пример: незнание античной мифологии, библейских легенд затрудняет восприятие пушкинской лирики). 2. Освоение композиции произведения. -сопоставление эпизодов (Гл.4 и Гл.7 «Детство» Горького, Толстой «ВиМ» дуб – сухой, дуб- зеленый) -сопоставление образов персонажей (хар-ка портретов или поступков героев) -рассмотрение связей пейзажа, портрета с общим течением текста 3. Наблюдение над стилем писателя. Стиль, как и композиция, проясняет авторскую концепцию, авторское отношение к изображаемому. -наблюдение над языком писателя (Толстой «Петр 1» Язык романа. - литературный язык ХХ века, в который вводятся архаизмы петровской эпохи, иностранные, диалектные, просторечные слова и т.д. Благодаря этим вставкам язык романа становится ярким и выразительным, создаётся впечатление, что читатель «окунулся» в русскую жизнь XVII века.) -игра с деформированным текстом (Стихотворение Фета. Убираем эпитеты, предлагаем детям самим их вставить – почему именно это слово выбрал поэт?) -стилистический эксперимент (авторское слово заменяется синонимом: Барыня расхаживала по гостиной. Почему именно этот глагол? (было сердитой) Приживалка заметалась с тоскливым беспокойством – (указывает на степень страха (МУМУ)). 4. Сопоставление художественного произведения с его реальной основой, в более частном виде - героя с прототипом обнаруживает авторские намерения, как «заострил» писатель жизненный материал. Что? Как? Зачем изменил? Этот прием позволяет показать, что отражение это не зеркально, что художник преображает образы действительности, соединяет в искусстве жизнь и свое отношение к ней. («Шинель» Гоголя – повесть родилась из «канцелярского анекдота» о бедном чиновнике, потерявшем своё ружьё, на которое он долго и упорно копил деньги – сделал повесть трагичной. Т.о. характеризуем важные детали) 5. Сопоставление разных редакций, вариантов текста выявляет развитие авторской мысли в процессе создания произведения. ( «Анчар» Пушкина (черновой и беловой вариант стихотворения – с помощью нужных эпитетов воссоздается образ Анчара – ядовитого дерева, - «Послал к анчару властным словом» / «Послал к анчару властным взглядом». Почему, как вы думаете, поэт так тщательно подбирал нужное слово? Окончательный вариант особо убедительно свидетельствует о покорности раба. Достаточно одного взгляда, чтобы тот пошел на верную смерть: «послушно в путь потек» – для раба выполнить любой приказ владыки так же непреложно, как реке течь. Также выбор прилагательного верный по отношению к слову раб не соответствует идейному замыслу писателя, поэтому Пушкин остановился на прилагательном бедный, которое выражает сочувствие автора положению раба.) 6.Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя. Сопоставление произведений одного писателя способно раскрыть общие основы его миросозерцания и художественного метода. Так, сравнивая две элегии Жуковского - «Вечер» и «Море», ученики начинают понимать, что идеальное для поэта состояние мира - гармония всех начал, что недостижимость этого рождает в нем грусть. Когда мы сравниваем на уроке лицейское стихотворение Пушкина «Пирующие студенты» с «19 октября» 1825 года и стихотворение, посвященное последней лицейской годовщине («Была пора…», 1836), школьники способны заметить, как углублялось осознание дружбы в лирике поэта (единство настроения, близость судьбы, историческая общность поколений), как вместе с этим менялось художественное освещение мира и людей в поэзии Пушкина. 7.Сравнение произведений разных писателей. Обычно проводится для подчеркивания общности нравственной коллизии, художественной ситуации, сходства героев и их различия. (например «тип маленького человека» Гоголь «Шинель», Чехов «Человек в футляре», Пушкин «Станционный смотритель». В средних классах оно обычно проводится для подчеркивания общности нравственной коллизии, художественной ситуации, сходства героев и их различия. В старшем звене школы эти сопоставления приобретают большую историческую законченность. Сопоставляются не только герои, но и, как говорил Г.А. Гуковский, «типы сознания» писателей. Так, Т.Ф. Курдюмова предлагает сравнивать не только отдельные черты Базарова, Рахметова, Раскольникова, но и общее отношение Тургенева, Чернышевского и Достоевского к героям 60-х годов Х1Х в. - разночинцами. 15. Приемы анализа, развивающие «сотворчество» читателя. - выразительное чтение. Предваряет разбор произв-я и является основным ключом к пониманию содержания. В процессе подготовки к нему ученики заново переживают и осваивают события произведения. - рассказывание: 1.логический последовательный пересказ. Заставляет вникать в цепь фактов и их внутреннюю связь. 2.выборочный рассказ о впечатлениях от произведения. Что сильнее всего запомнилось, что произвело наибольшее впечатление. 3.творческий пересказ произв-я или его отдельных элементов. Пересказ с изменением формы произведения в широк.смысле, т.е. дано от 1ого лица. Дописать продолжение – что после произошла. Реконстр. Отсутст-го эпизода – предполагает изменение т.з. на знакомый текст, т.е. его интерпр-я. Явл-ся скрытой формой анализа. На основе этого можно написать творч.сочинение. Кладовая солнца. От лица Лося. (от автора, от самого себя, от имени действующего лица). Развивает воображение учащихся. Не всегда целесообразно ( Тургенев «Муму». Стоит ли от Муму делать пересказ? Игра (творч.переск) может разрушить трагизм произ-я, его эмоц-ю тональность) - Устное словесное рисование. Создание словесных картин на основе прочит.произ-я.Способствует углублению субъективного начала разбора. Предполагает, что читатель, опираясь на образы писателя, детализирует свое видение в картине, которую словесно воспроизводит, описывает. 1) Прочит.текст 2) выделить худ-ые детали изобр-я,кот. помогают увидеть прочит-ое 3) устно описать рисунок ,сравнить с тем, что есть в тексте. Требование к словес.картине: 1) не подменять картину, кот. должны создать дети характ-ой героя (не пересказ), 2) Не превращать в обычное написание – перечисл.признаков. Нужно, чтобы дети передали своё отношение в изобр-ии данной картины. 3) Слов.картина м.б. наполнена звуками и запахами ( Пр: представь, что мы нах-ся рядом с героем) 4) Картина статична! Нет движения. 5) Искажение текста не допуск. Принципы отбора материала для слов-ой карт: 1) простор для вообр-я, если в стихотв-ии картина описана подробно, то ученику нечего дополнить. В данном случае просим пересказать или проанализировать. Можно по-разному изоб-ть картиру (словесн.портр) (пр: герой в разные моменты жизни – Ленский в сценах Ольги, в беседе о Онег.) - составление киносценария. Фильм на бумаге. Описание действия, поведения,действ-их лиц, их внешности, указ-е на игру света и цвета, муз и тд. Киносц – синтетический приём, кот. основан на умении уч-ов рис.картину.глубже и пристальнее всматриваются в литературный текст, усиливает сопереживание и воспитывает навыки вдумчивого, медленного чтения. 1) Прочит.текст 2) сост.план 3) выделить худ-ые детали изобр-я,кот. помогают увидеть прочит-ое 3) создать каждый кадр. Кино динамично. Кадры – те явления жизни, кот. входят в поле зрения объектива и фиксир. на пленке. (с тех.т.з.) Дальний план(изоб-е чел-ка,изоб-е картины в общем) Крупн.план – лицо, рука, нога. Монтаж –собир.кадров. и тд (работа с светом, звуком) Объяснение учеником специф.работы. Надо подбирать яркие эпизоды, где можно передать психол-ю героя) У чудищ (Бальмонт) – про избушку Бабы Яги. - инсценирование. повествование приходится переводить в диалог – это сложная задача для учеников > в старших классах. 16.Приёмы анализа, «развивающие театральное воображение». - создание режиссерских ремарок (работая над пьесой, необходимо учитывать мнение класса); Понять текст, почувствовать «подводное течение». Требует от учеников не только внимательного прочтения данной сцены, но и рассмотрения предшествующих поступков персонажей, понимания особенностей их характеров, состояния, в котором находятся герои пьесы. «Ревизор», Городничий, находясь в радостно-возбужденном состоянии от возможности скоро «большой чин заиметь», мечтая стать генералом, он встречает купцов, которые жаловались на него Хлестакову: -Городничий: А! Здорово, соколики. (Говорит притворно-любезно, в этом приветствии чувствуется скрытая угроза). -Купцы: Здравия желаем, батюшка! (Виновато кланяясь, пристыженно). Работа над режиссерскими ремарками содействует углубленному пониманию изучаемой пьесы, усвоению особенностей драматических произведений. - создание воображаемой декорации (представьте, что вы сидите в зале, расскажите, что вы видите на сцене). Представьте, вы сидите в зрительном зале. Открывается занавес. Расскажите, что вы увидели на сцене? – говорят о широких далях Заволожья, о просторах Волги…. Описание кофейни в Бесприданнице. (раскошное) – расположение героев в определенный момент действия, их взаимодействие, передвижение. (Рисуем мизансцену и описываем её). В процессе анализа предлагается подумать, как бы они расположили персонажей в определенный момент действия, представить их положения, жесты, движения. Гроза, 5 действ, появление Кабановых: Кабаниха впереди остальных членов семьи, Тихон – за маменькой, Катерина – скромно, Варвара – тоже за матерью, глядит п сторонам, ей скучно. – создание внесценических эпизодов. Драматургу важно сконцентрировать внимание на самых значительных для развития действия сценах, поэтому некоторые эпизоды приходится относить за сцену, зрителю о них известно из разговоров действующих лиц, но они не показаны. Это внесценическое действие, эпизод. ПРИМЕР НЕ ЗНАЮ 17. Литературная игра как прием анализа и способ диагностики знаний учащихся. Виды литературных игр. Идея использования игры как важнейшего дидактического средства издавна привлекала методистов разных поколений. Игровую методику преподавания использовала М. А. Рыбникова в 20—30-е годы XX века, с конца 60-х годов XX века – активное освоение и разработка приёмов, развивающих воображение учащихся, описанные в работах Т. В. Чирковской, З. Я. Рез, Н. А. Станчек, В. Г. Маранцмана, М. Г. Качурина и др. Среди современных УМК по литературе – программа авторского коллектива под руководством И. Н. Сухих. Литературная игра – деятельность, в кот. есть правила и распределение ролей. Игра и Искусство близки между собой, так как возникли из художественной игры. объединяет: условность и двуплановость поведения. Игра позволяет расширить знания о мире, о жизни, т.к в ней возможно моделировать такие ситуации, кот. в реальной жизни может и не быть. Из игры возникает потребность в худ. деят-ти. Литературные игры: театрализированные и интеллектуальные. Театрализированные: используются в функции приема анализа, предполагают создание воображаемых ситуаций, в кот. необходимо совершить определенные действия: напрример, дети выступают на радио в кач-ве ведущего, их задача – выразительно прочитать фрагмент из текста – это обосновывает необходимость выразительного чтения и пробуждает желание читать. Театр. игры: игры-пантомимы (при изучении басен), инсценировки. К театр. играм уч-ля прибегаю не часто, т.к. предполагаю серьезную предварительную работу над ролями. Широко пользуются интеллектуальными играми – это способ диагностики знаний уч-ся, помогают учителям проверить знания художественного текста или знания теоретического материала. Инт. игры: викторина (вопросы д.б. разнотипными, не д.б. много), словарные игры (кроссворды – форма, кооторая может использоваться в качестве д/з), стилистические игры (игра с деформированным текстом – направлена на анализ произв-я), пресс-конференция (эксперты и зрители), тестовые формы. ЕЩЕ НАШЛА ТАКОЕ: Главная задача всех литературных игр - сломать барьер между человеком и бумагой, научить его сочинять легко, играя, не задумываясь. Ведь почти каждому известен страх перед чистым листом бумаги. Почти каждому приходилось бывать в ситуации, когда нужно что-то написать (пусть даже и школьное сочинение, письмо), а мысли в голову не приходят, делать этого очень не хочется. Литературные игры – тот спасательный круг, который всегда поможет вам справиться с подобной ситуацией. Ещё одна отличительная особенность литературных игр, это то, что они не требуют для себя никакого оборудования, кроме ручки и бумаги. Я не сомневаюсь, что проницательный читатель найдёт для себя и для других новые варианты, новые виды литературных игр. Я уверена, что ваши попытки играть в них обязательно принесут свои плоды в виде удивительных идей. Здесь важно начать. Девиз литературных игр: «Не сомневайся, а пиши! Действуй! Всё получится….» Благодаря литературным играм происходит: Развитие творческого потенциала. Развитие ассоциативного мышления, воображения, смекалки. Развитие литературных способностей. Литературные игры можно использовать в качестве: Интеллектуальной зарядки перед умственной работой. Развлечения, не требующего никакого оборудования, оснащения, кроме бумаги и ручки. Литературные игры способны играть роль: Настроя перед введением на уроке новой темы или дискуссии на любой предмет во внеклассной работе со школьниками. Подготовительного этапа перед сочинением стенной газеты, Поздравления, сценария КВН и т.п. Черновика при сочинении любого литературного произведения. Конкурса на празднике. Основные варианты литературных игр: Игра в ассоциации. Сочинить рассказ из набора слов. Сочинить рассказ по его первой и последней строчке. Сочините рассказ с многократным использованием одного слова. Сочинить рассказ на одну букву. Сочинить шуточное поздравление. Сочинить шуточное резюме. Сказочный персонаж проступает на работу. Как будет выглядеть его резюме? Старая сказка на новый лад Буриме Синквейн Игра в ассоциации Игра в ассоциации знакома многим, обычный её вариант - устный, когда каждый из присутствующих называет вслух слово на предложенную тему, а следующий продолжает и так по кругу. 18. Изучение эпических произведений. (в лекции Щ) Эпос (род лит-ры). Самый универсальный для изоб-я чел-ка,т.к. способен в наиб.объеме освежить события,хар-р героя. Цель эпоса – воспроиз.внешн.действит-ти по отнош-ю к автору объективного хода событий. Повест-е о жизни людей и их поступков. Внеш.прояв-е чел-ка в эпосе: портрет, жесты, позы, движения. Это дополняет обрисовку героя. Полнота охвата событий и хар-ра достигается благодаря условной структуре повест-я. Определ-т пристальное влияние к соц-ой стороне жизни, к обрисовке чел-ка в развитии его хар-ра. Гл.метод.задача – сформулировать у учащихся прав-ое представ-е о том, что это обстоятельность. Приступая к анализу эпич.произв-я обращаем внимание на жанр. Многоплан-сь эпич.пр подвигает нас к выбору угла зрения при анализе 1.зачем 2. что 3. Как Нужно провести литературовед.анализ (Пр: Кладовая солнца. Тут – показать сложность взаимоотношений чел-ка и природы. Пояснить особенность философии Пришвина, считавшего, что превосходство над природой или подчин-ие ей – признак незрелого чел-ка. Должны быть равные гармоничные отношения между чел. и прир. Отсюда проблема взаимоотн.поколений) Основные комп.изучения: тема, проблематика, сюжет; образы героев; автор произ-я, его отношение. 1.Работа над уяснением сюжета. Единицей сюжета явл.событие, а цепь событий и есть сюжет. Анализ поступков героев, мотивов, последств.поступков О каких соб-ях расск-ся в произв-ии. Назовите их в той послед-ти,в кот. они произошли? (сюж.цепочка – уяснение причинно-следств.св) Иллюстрации в хронолог.послед-ти. Какое событие 1ое в жизни героя? План прои-я (главы,эпиз ,цитатный – распределите цитаты в верном порядке) Переск.произв (подробный, сжатый,выборочный) Игровой поворот работы над сюжетом. Работа над эпизодом в эпич.произв.: Эпизоды всегда звено в цепи событий. Если не научим выявл.эпизоды – не будут анализировать. Дать понятие «эпизода» - отрывок, фрагмент худ-ого произ-я, обладает самот-ю и законч-ю. (вспомнить событие прошедшего дня. Об одном из событий рассказать подробнее. Твой день – рассказ, событие – эпизод.– для 5кл) Приёмы вявл.-е эпизодов: Состав.плана Пересказ эпиз (должна быть статичность) Назвать и переск.эпиз. (самый грустный/веселый) Перес.эпиз.с помощью рассыпанного текста. Перепутан.цитатн.план Требование к работе над эпизодом: Научить видить связь эпизодов Выявл.ключев.эпиз Вариатив.приёмов анализа Сохранение эмоц-ого отнон-я к героям и событ-м (Рез) Что чув-ет Сережа, когда спасает Арто? (мысленно воспроизв.состояние героя) Работа над образом героя. Осмысление образа, прослежив. Связь м/у событиями и героем. –Нельзя давать харак-ку героя не разобравшись в его поступках. Приёмы изобр-я героя: Проявление героя в поступках, действиях,быт героя, его речь, жесты и тд. Сопоставление героев по единст.основ-ю ( внешность: Герда(милое лицо,горящее сердце) и Сн.Королева (холод в глазах, кусок льда) в единстве с действием (Жилин (храбр,мужств) и Костылин (трус,предат, малодуш) Эпос в школе представлен разнообразными жанрами: басня, рассказ, повесть, роман, эпопея. Особенность - повествовательность и способность охватить жизнь в ее объективной полноте. Основным недостатком восприятия эпических произведений – отсутствие целостности, одной из задач анализа является воссоздание этой целостности. Внимание уч-ся концентрируется на теме, проблематике, сюжете – осмысливают произв-е как эс-тетические реальность; - образы – постигают разнообразие человеческих хар-ров, - автор, как тво-рец, создатель особого художественного Изуч-ся с 1 по 11 кл., различия в подходе связаны с возрастными и познавательными особенностями детей. В средних классах внимание на сюжете, переживаниях, поступках героев. Начинаем наблюдать над композицией, жанром. В старших классах изучается курс на лит-но - историч основе, обращаем внимание на эволюцию жанра. интересна эволюция жанра романа. В 1 пол 19 века роман есть, но в своеобразной форме. У Пуш роман в стихах, у Лермонтова герой… в повестях, очерках. Во 2 пол 19 в появ-ся потребность иссле-ть героя времени, объяснить причины появления героя. Анализ - объяснить личность, ее поведение. В старш. классах появл-ся понятие худ-й мир писателя, который связан со стилем писателя. Эпич. произ-я изучаются на серьезном теоретико - литературном фундаменте. Меняется степень глубины освоения тематики, проблематики, сюжета. Вводятся понятия – вечные темы, кочующие сюжеты. Соотнесенность темы и проблемы со временем их написания. Обломов 59 г. почему рядом с дворянином появл-ся предприниматель? Дворянин не герой своего времени, его время прошло. Соотнесенность героев произведения. Бялый сопоставил Раскольникова и Базарова. Оба люди – теории, опровергнутые жизнью. При изучении образа героя понимание реальное и художественно - условное. Реальное отражение конкретного человеческого хар-ра, судьбы. Худ-но- условное понимание – герой - образ, выражающий авторскую позицию, идею. Появляется понятие система образов. Принцип изучения образов героев в единстве с действием в зависимости от композиции произведения рассматриваются образы героев. У Тургенева Базаров дается в сопоставление с Аркадием, Кирсановыми. Также в старш. классах обращаем внимание на портрет или отсутствие его. Напрмер: первое представление Базарова, портрет героя: не совсем авторское описание. Ставим вопрос: Чьими глазами показан Базаров? Николая Петровича Кирсанова! Почему тщательное описание внешности героя? Важным моментом работы над портретом явл-ся речевая хар-ка. 1) что он сам о себе сообщает (самоанализ) Печорин, Раскольников.2) в каких формах представлена речь героев: монологи, диалоги, письма, дневники. Виды деятельности в зависимости от возраста учащихся и этапа литературного образования при изуч. эпоса: 5–6 кл.: – чтение учащимися вслух (правильное, беглое, выразительное) – не более 10–15 минут урока; – пересказы различных видов; – беседы на первоначальное восприятие, аналитические, обоб- щающие; – составление простых сюжетных планов; – различные виды характеристик литературных героев; – творческие задания (устные словесные рисования, домыслива- ние сюжета, составление кадроплана, иллюстрирование и т.п.). 7–8 кл.: – пересказы с элементами анализа; – составление сложных планов; – различные виды бесед;46 – развернутые аргументированные ответы на вопросы; – различные виды характеристик литературных героев; – отзывы на прочитанные книги. 9–11 кл. (добавляются к предшествующим – в 7–8 кл.): – рассказ о писателе; – самостоятельный анализ эпизодов, сцен, характеров; – виды работ на основе самостоятельной исследовательской деятельности (сообщения, рефераты, доклады); – участие в обсуждении на семинарах. Система анализа эпических произведений в старших классах строится на использовании многообразия методов и приемов анализа, следует уделить внимание выбору глав, эпизодов, описаний и обобщениям после наблюдений над отдельными частями текста, особенно в условиях обзорного изучения. Особое значение имеет постепенное усложнение заданий старшеклассникам, целенаправленное формирование умений и навыков: от наблюдений над особенностями стиля произведений русских писателей, от первоначальных выводов и обобщений, касающихся отдельных компонентов стиля, - к владению теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста. Важно добиться усвоения содержания и общих принципов анализа, и владения теоретическими понятиями, и развития эмоционально-волевой сферы. Особенно важно, чтобы состоялся акт «общения искусством». (Так, на уроках по повести В. Г. Ко-роленко «Дети подземелья» имеем возможность обдумать важные эстетические проблемы, волно-вавшие писателя: проблему социального неравенства, проблему подлинной дружбы и проблему взаимоотношения родителей и детей). |