Главная страница
Навигация по странице:

  • Полифонизм по Бахтину.

  • 40. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.

  • Жанр.

  • Анализ романа "Идиот". История создания

  • Один из острых вопросов в романе

  • Место действия

  • Вопрос о вере, о природе человека и идеала, о структуре жизни

  • Образ Мышкина.

  • Знак равенства (Мышкин — Христос) условный

  • Мышкин — воплощение любви христианской.

  • Идею богоборчества

  • Образ Аглаи один из ключевых.

  • Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой


    Скачать 5 Mb.
    НазваниеЛекция Щербаковой
    АнкорШпаргалки по литературе. Госэкзамен
    Дата01.04.2022
    Размер5 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГОСЫ по литературе МОИ.docx
    ТипЛекция
    #434149
    страница14 из 30
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   30
    Тема: жизнь и духовный облик молодежи 60-х гг. 19 в. (Тургенев «Отцы и дети»). Особенности трактовки этой темы связаны с тем, какие проблемы ставит Д, основываясь на жизненном опыте.

    Главная проблема: религиозно-философский смысл нигилизма (эта проблема ключевая в тв-ве Д). Д говорит нам о том к чему приводит нигилизм ( Раскольников поддался странным недоконченным идеям, которые носятся в воздухе). Итог нигилистического бунта – преступление против собственной личности. Д говорит о том, что такая личность как Раскольников есть и имеет реальных прототипов. Д в жизни читал газеты и останавливался на уголовных рубриках. Убийца на самом деле существует – молодой, развитый человек, теория построена на жизненном материале.

    Идейное преступление – это особенность времени, с т.зр. Д. Преступление головное, книжное. Порфирий Порфирыч: «это дело фантастическое, современное, когда помутнилось сердце человеческое». Характерная черта времени – идеальное самоопределение, вынуждающее уточнить свою позицию. Убийство – одна из попыток самоутвердиться. Герой испытывает не идею, а себя, к какому разряду людей он принадлежит. Д своим романом полемизирует с теорией социального прогресса, с идеей сверхчеловека, с идеями Чернышевского – разумного эгоизма. Д считал эти теории безнравственными, т.к. допускал использование любых средств. Неслучайно в романе появляется мотив самоубийства (Свидригаев), у Раск тоже была такая мысль. Самоубийство – это закономерный итог (христ. – самый великий грех). Это роман предупреждение, в котором Д выразил, что безнравственные нигилистические идеи ведут к безнравственной гибели. Раск и другие герои романа интересны Д, когда в них идет борьба (Все его герои нервные, на грани какой-то катастрофы – это его стиль).

    Раск – тип униженного и оскорбленного. Своеобразный тип маленького человека. С философ – псих т.зр. Раск ближе всего к герою из «Записок из подполья». Подпольный человек – эгоцентрист, который болезненно воспринимает то, что делает его незаурядным, обычным. Сближает с униженным и оскорбленным гордость, большая амбиция, неудовлетворенность своим местом в жизни, чувством ущемленности. Качества Раск: доброта, жалость, благородство, великодушие, умен, образованный, неоднозначный. Как говорит его друг Разумихин: «Ведет себя так, как будто 2 человека сменяют друг друга». Гл. герой – человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали большинства. Отрицает традиц-ые представления нравств-ти. Испытывает потребность в новой вере, в новой морали – отсюда вырабатывает теорию. Теория Раск не способна объяснить истинные причины зла, не может дать твердых основ в жизни, потому что сама теория – это один из вариантов мирового зла, как бес в него вселяется и водит его за собой. Становится фанатиком своей идеи. В своей статье, которую пишет за пол года до преступления, которую потом будет читать Порфирий Порфирыч, Раск сравнивает 2 типа преступников: до, вовремя и после преступления. У человека обычного после преступления мучает совесть, а у сверхчеловека нет ни сомнений, ни угрызения совести. Смысл теории Раск – герой, отвергнув идею равенства всех идей перед моральным законом порывает и с человеком, и с богом. По поводу убийства он говорит: «Ничто не послужило этому ни семья, ни мать, я просто убил, для себя убил». Убийство – это трагический эксперимент. Мотив преступления – не испытание теории, а испытание самого себя. Раск хочет доказать кто он для себя, к какому типу людей он относится. После убийства он страдает, мучается и понимает, что он относится к 1-му типу людей «твари дрожащей». Он по-прежнему думает, что его теория безупречна. Он в себе ошибся, но не в своей теории. Выздоровление Раск, возвращение к богу невозможно, пока он эту теорию не изгонит. Хар-р Раск: статичен, лишён развития. Раск это герой действий, поступков. Автор убеждён, что духовное возрождение возможно, хотя в романе его нет. Выздоровление героя лишь намечено в конце 2 гл. в эпилоге, т.е. Раск не упоминает о своих жертвах даже, он еще не раскаивается, поэтому выздоровление лишь намечается.

    З еркальная система персонажей. У Раск есть двойники: 1) Лужин и Свидригаев( у них много общего, их объединяет принцип вседозволенности, но сходство их чисто внешне; 2) Студент в распивочной ( он озвучивает мысли Раск после первой встречи со старухой); 3) следователь тоже двойник ( понимает, что Раск убил не из-за денег, а что движет им теория); 4) Соня Мармеладова ( она тоже преступница, переступила через свою жизнь ради родных, именно он ей открывает тайну и ждет спасения). Символизм романа. Особый символ. Сюжет – сны Раск, как вторая символич. реальность. 1)сон о забитой кляче (является наказанием до преступления), 2) сон о повторном убийстве старухи (после преступления), 3) сон о трехинах (философ. сон) – показывает, что подобные теории ведут к катострофе. Жанр. 1)философ. роман ( герои решают собств. проблемы) 2) психологич. роман (показан внутр мир героя). Метод: фантастический реализм. 3) полифонический роман. Голоса героев равноправны между собой. Полифонизм по Бахтину. Герой, голос которого построен полифонически, равен голосу автора. Поэтика: психологизм, символизм, хронотоп, пространственные диалоги.











    40. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.

    «Преступление и наказание» (1865-1866) — величайшее философско-психологическое произведение. Первый роман из Пятикнижия (Преступление и наказание, Идиот, Бесы, Подросток, Братья Карамазовы). Как и другие романы «П и Н» представлен на современном злободневном материале. Тема: жизнь и духовный облик молодежи 60-х гг. 19 в. (Тургенев «Отцы и дети»). Особенности трактовки этой темы связаны с тем, какие проблемы ставит Д, основываясь на жизненном опыте. Главная проблема: религиозно-философский смысл нигилизма (эта проблема ключевая в тв-ве Д). Д. говорит нам о том, к чему приводит нигилизм (Раскольников поддался странным недоконченным идеям). Итог нигилистического бунта – преступление против собственной личности.

    Идейное преступление – это особенность времени, с т.зр. Д. Характерная черта времени – идеальное самоопределение, вынуждающее уточнить свою позицию. Убийство – одна из попыток самоутвердиться. Герой испытывает не идею, а себя, к какому разряду людей он принадлежит. Д своим романом полемизирует с теорией социального прогресса, с идеей сверхчеловека. Д считал эти теории безнравственными, т.к. допускал использование любых средств. Неслучайно в романе появляется мотив самоубийства (Свидригайлов), у Раск тоже была такая мысль. Это роман предупреждение, в котором Д выразил, что безнравственные нигилистические идеи ведут к безнравственной гибели. Раск и другие герои романа интересны Д, когда в них идет борьба (Все его герои нервные, на грани какой-то катастрофы – это его стиль). Раск – тип униженного и оскорбленного. Своеобразный тип маленького человека. С философ – псих т.зр. Раск ближе всего к герою из «Записок из подполья». Подпольный человек – эгоцентрист, который болезненно воспринимает то, что делает его незаурядным, обычным. Сближает с униженным и оскорбленным гордость, большая амбиция, неудовлетворенность своим местом в жизни, чувством ущемленности. Качества Раск: доброта, жалость, благородство, великодушие, умен, образованный, неоднозначный. Как говорит его друг Разумихин: «Ведет себя так, как будто 2 человека сменяют друг друга». Гл. герой – человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали большинства. Отрицает традиц-ые представления нравств-ти. Испытывает потребность в новой вере, в новой морали – отсюда вырабатывает теорию. Теория Раск не способна объяснить истинные причины зла, не может дать твердых основ в жизни, потому что сама теория – это один из вариантов мирового зла, как бес в него вселяется и водит его за собой. Становится фанатиком своей идеи. В своей статье, которую пишет за пол года до преступления, которую потом будет читать Порфирий Порфирыч, Раск сравнивает 2 типа преступников: до, вовремя и после преступления. У человека обычного после преступления мучает совесть, а у сверхчеловека нет ни сомнений, ни угрызения совести. Смысл теории Раск – герой, отвергнув идею равенства всех идей перед моральным законом порывает и с человеком, и с богом. По поводу убийства он говорит: «Ничто не послужило этому ни семья, ни мать, я просто убил, для себя убил». Убийство – это трагический эксперимент. Мотив преступления – не испытание теории, а испытание самого себя. Раск хочет доказать кто он для себя, к какому типу людей он относится. После убийства он страдает, мучается и понимает, что он относится к 1-му типу людей «твари дрожащей». Он по-прежнему думает, что его теория безупречна. Он в себе ошибся, но не в своей теории. Выздоровление Раск, возвращение к богу невозможно, пока он эту теорию не изгонит. Хар-р Раск: статичен, лишён развития. Раск это герой действий, поступков. Автор убеждён, что духовное возрождение возможно, хотя в романе его нет. Выздоровление героя лишь намечено в конце 2 гл. в эпилоге, т.е. Раск не упоминает о своих жертвах даже, он еще не раскаивается, поэтому выздоровление лишь намечается.

    Зеркальная система персонажей. У Раск есть двойники: 1) Лужин и Свидригайлов ( у них много общего, их объединяет принцип вседозволенности, но сходство их чисто внешне; 2) Студент в распивочной ( он озвучивает мысли Раск после первой встречи со старухой); 3) следователь тоже двойник ( понимает, что Раск убил не из-за денег, а что движет им теория); 4) Соня Мармеладова ( она тоже преступница, переступила через свою жизнь ради родных, именно он ей открывает тайну и ждет спасения). Символизм романа. Особый символ. Сюжет – сны Раск, как вторая символич. реальность. 1)сон о забитой кляче (является наказанием до преступления), 2) сон о повторном убийстве старухи (после преступления), 3) сон о трехинах (философ. сон) – показывает, что подобные теории ведут к катострофе. Жанр. 1)философ. роман ( герои решают собств. проблемы) 2) психологич. роман (показан внутр мир героя).

    Особенности метода и стиля Достоевского-романиста:

    • глубокий психологический анализ персонажей и ситуаций.

    • занимательные и увлекательные сюжеты, неожиданные повороты событий и часто непредсказуемая, волнующая развязка.

    • детективная тематика и криминальный сюжет. Не все, но многие произведения (особенно романы) Достоевского так или иначе рассказывают о каких-то преступлениях.

    • реалистичность персонажей, их живость и натуральность.

    • "полифоничность" и "многолюдность". Романы Достоевского действительно называют полифоническими из-за большого количества по сути равнозначных персонажей. в среднем, по 10-20 героев. Голоса героев равноправны между собой. Полифонизм по Бахтину. Герой, голос которого построен полифонически, равен голосу автора.

    • Метод: фантастический реализм.

    • Поэтика: психологизм, символизм, хронотоп, пространственные диалоги.

    Анализ романа "Идиот".

    История создания: в феврале 1867 года Достоевский обвенчался в Никитиной и уехал за границу на 4 с лишним года. Там появляется замысел романа.

    1867 г (декабрь) - работает над романом.

    1868 г - роман издается.

    Главная мысль романа - изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, особенно теперь - так говорил сам Достоевский.

    Один из острых вопросов в романе облик современного человека, «потеря благообразия» в человеческих отношениях.

    Сила романа — в художественном использовании контраста между выработанными человечеством за многие века идеальными духовными ценностями, представлениями о добре и красоте поступков, с одной стороны, и подлинными сложившимися отношениями между людьми, основанными на деньгах, расчете, предрассудках, — с другой.

    Роман о Богочеловеке, о человеке – Христе. Д. попытался создать образ абсолютно прекрасного человека. К образу князя Мышкина Д. пришел через образ Алея из «Записок из мёртвого дома» и Сони Мармеладовой.

    В героях прослеживается амбивалентность сознания, в них идет борьба между велением сердца и голосом рассудка.

    Место действия – Петербург, но уже как аристократический город.

    Поднимается проблема человека, оторванного от родной почвы, возникает вопрос, как же вернуться на родную землю.
    Вопрос о вере, о природе человека и идеала, о структуре жизни воплощается и развивается на разных уровнях повествования, что значительно расширяет и углубляет контекст оценки героя, оценки его убеждений и верований. В третьей части беседа с Евгением Павловичем об извращении понятий и убеждений (I глава третьей части), рассуждения Лебедева о “веке пороков и железных дорог” (IV глава), исповедь Ипполита с его размышлениями о природе и картине Ганса Гольбейна-младшего “Мертвый Христос” (V – VII главы); разговор князя с Аглаей на зеленой скамейке (VIII глава), и случай с генералом Иволгиным (IX глава) на разных уровнях раскрывают проблему несоответствия идеала действительности, выводят эту проблему на уровень “вечных” и “проклятых” вопросов, которые пытается решить человечество на протяжении всей своей истории. Реальные судьбы героев, в орбиту которых оказывается втянут князь Мышкин, становятся жизненной проверкой состоятельности его дела.

    Образ Мышкина.

    Князь Лев Николаевич Мышкин. Фамилия говорящая, она отражает тип героя русской литературы, героя с больным сознанием. Имя-отчество отсылает к Толстому. Идея Христа воплощается в князе Мышкине. Сцена его братания с Рогожиным перед телом убитой Настасьи Филипповны – одна из главных сцен романа, в ней реализуется идея братства. Описываемая сцена является глубоко реалистической, по мнению Достоевского.

    В поисках нравственного идеала Достоевский пленился «личностью» Христа и говорил, что Христос нужен людям как символ, как вера, иначе рассыплется само человечество, погрязнет в игре интересов. Истина для него — плод усилий разума, а Христос — нечто органическое, вселенское, всепокоряющее.

    Знак равенства (Мышкин — Христос) условный, Мышкин — обыкновенный человек.

    Сходства Мышкина и Христа:

    1. полная нравственная чистота сближает Мышкина с Христом.

    2. внешне:Мышкин в возрасте Христа, каким он изображается в Евангелии, ,ему двадцать семь лет, он бледный, с впалыми щеками, с легонькой, востренькой бородкой. Глаза его большие, пристальные. Вся манера поведения, разговора, всепрощающая душевность, огромная проницательность, лишенная всякого корыстолюбия и эгоизма, безответность при обидах — все это имеет печать идеальности.

    Мышкин задуман как человек, предельно приблизившийся к идеалу Христа. Но деяния героя излагались как вполне реальная биография. Швейцария введена в роман не случайно: с ее горных вершин и снизошел Мышкин к людям. Бедность и болезненность героя, когда и титул «князь» звучит как-то некстати, знаки его духовной просветленности, близости к простым людям несут в себе нечто страдальческое, родственное христианскому идеалу, и в Мышкине вечно остается нечто младенческое.
    Заповеди Мышкина: «Кто из нас не без греха», «Не брось камень в кающегося грешника».
    Писатель наделил его некоторыми автобиографическими чертами- придает образу жизненность.

    Автобиографические черты:

    1. Мышкин болен эпилепсией — это многое объясняет в его поведении. Достоевский стоял однажды на эшафоте, и Мышкин ведет рассказ в доме Епанчиных о том, что чувствует человек за минуту до казни: ему об этом рассказывал один больной, лечившийся у профессора в Швейцарии.

    2. Мышкин, как и автор, — сын захудалого дворянина и дочери московского купца. Появление Мышкина в доме Епанчиных, его несветскость:так чувствовал себя Достоевский в доме генерала Корвин-Круковского, когда ухаживал за старшей из его дочерей, Анной. Она слыла такой же красавицей и «идолом семьи», как Аглая Епанчина.

    Писатель заботился о том, чтобы наивный, простодушный, открытый для добра князь в то же время не был смешон, не был унижен. Наоборот, чтобы симпатии к нему все возрастали, именно оттого, что он не сердится на людей: «ибо не ведают, что творят».

    Мышкин — воплощение любви христианской. Но такую любовь, любовь-жалость, не понимают, она людям непригодна, слишком высока и непонятна: «надо любовью любить». Достоевский оставляет этот девиз Мышкина без всякой оценки; такая любовь не приживается в мире корысти, хотя и остается идеалом. Жалость, сострадание — вот первое, в чем нуждается человек.
    Идею богоборчества выражает в романе Ипполит Терентьев (молодой человек, который болен чахоткой). Он восстает против Бога, говорит, что человек рождается во грехе и его не спрашивают, хочет ли он жить на этом свете. Ипполит уверен, что сам, когда захочет, тогда и уйдет из этого мира. Но он не смог себя убить, а в «Бесах» Кириллов сможет.

    Идея поруганной красоты воплощена в образе Настасьи Филипповны, которую содержит помещик Тоцкий. (В нее влюблены все).

    У романа очень запутанный сюжет, сложная композиция, большое количество героев. Но создается впечатление, что нет продуманной конструкции- оно лишь внешнее, на самом деле строгий порядок - события, лица сходятся в общих точках.

    Нет четкой системы персонажей.

    Князь Лев Николаевич Мышкин в романе и является носителем такой «связующей мысли» о братстве людей, о необходимости милосердия и добра, сострадания и поддержки, о родстве человеческих душ.
    Образ Аглаи один из ключевых. Характер Аглаи изображается в становлении, эволюционирует. Гордость и самоотверженность — едва ли не главные ее достоинства.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   30


    написать администратору сайта