Главная страница
Навигация по странице:

  • Роль кабинета литературы.

  • Место и роль И.А. Гончарова в развитии русского реализма. Н.А. Добролюбов об Обломове и «обломовщине».

  • 33. Проектирование урока литературы. Обдумывание темы, цели, содержания, структуры, видов деятельности учеников. Требования к содержанию и оформлению конспектов.

  • Требования к содержанию и оформлению конспектов. 34. Учет и оценка знаний учащихся. Современные средства оценивания результатов обучения.

  • Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

  • Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ

  • Сочинение оценивается двумя оценками

  • При выставлении оценки за содержание и речевое оформление

  • При выставлении второй оценки учитывается

  • 34Лирика Н.А. Некрасова и её место в литературном процессе 60-70-х годов XIX века.

  • Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой


    Скачать 5 Mb.
    НазваниеЛекция Щербаковой
    АнкорШпаргалки по литературе. Госэкзамен
    Дата01.04.2022
    Размер5 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГОСЫ по литературе МОИ.docx
    ТипЛекция
    #434149
    страница12 из 30
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   30
    Тематический - план системы урока, распределение материала темы по урокам: № - тема урока - задание на дом - повторение - письменные работы - оборудование.

    Календарно-тематический - перспективный план на полугодие: № - тема урока - количество часов - календарные строки - уроки внеклассного чтения - письменные работы.

    Поурочный план - Тема урока. Цели урока: а) образовательные; б) воспитательные; в) развивающие. Методы и приемы. Оборудование. План урока. Ход урока: учитель - ученик.

    Роль кабинета литературы.

    В условиях кабинетной системы преподавание предмета ведётся более целенаправленно и эффективно: учителю легче организовать учебную деятельность школьников, удобнее использовать различные средства обучения. Одновременно кабинет является и лабораторией учителя, помогает ему в подготовке к урокам, стимулирует поиски новых эффективных приёмов обучения, облегчает накопление и систематизацию методических материалов.

    У кабинета русского языка и литературы особое назначение: создать устойчивую речевую среду, стимулировать общение именно на русском языке, облегчить развитие речи учащихся, помочь в реализации межпредметных связей. Эта специфика, естественно, определяет и те организационно-материальные условия, которые должны быть созданы в кабинете.
    Аппаратура и приспособления, обеспечивающие использование экранно-звуковых пособий: экран, шторное устройство, подставки для проекционной аппаратуры, магнитофон, электропроигрыватель, диапроектор, телевизор. При отсутствии русской языковой среды требуется иной, более высокий уровень технического оборудования кабинета – система звукотехнической аппаратуры, включающая телефонную связь.

    1. Место и роль И.А. Гончарова в развитии русского реализма. Н.А. Добролюбов об Обломове и «обломовщине».

    Мережковский: «Ведущий представитель художественной мысли, наш вечный спутник».

    Иван Александрович Гончаров широко известен как создатель трех романов — «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

    Гончаров занимает одно из центральных мест в рус лит.
    Роман был начат в 1847 году, а полностью опубликован в 1859-м. Появление его совпало со временем острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного, неспособного к деятельности помещика, выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке барской усадьбы, где господа жили безмятежно благодаря труду крепостных, был очень актуален для современников.

    Структ образующие основы всех романов:

    1. Личность, склонная к творчеству, но идеализирующая восприятию мира, стремящ к высокому, изящному.

    2. Герой- прагматик, воплощ трезвого, делового подхода к жизни.



    В романе два сюжетных узла: история отношений Обломова и Ильинской и Обломова и Пшенициной. Первая часть романа «Обломов», включающая «Сон Обломова», посвящена описанию всех подробностей, «мелочей» бытия героя романа в его петербургской квартире — миниатюрной петербургской «Обломовке» — с Захаром, знаменитым диваном, халатом. Портрет Обломова говорит о многом в его характере: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах…». Далее отмечает автор «выражение усталости или скуки», нездоровый цвет лица от недостатка воздуха и движения; обрюзгшее тело.

    Захар, слуга Ильи Ильича, под стать хозяину. Если дорогой восточный халат Обломова «засалился», то у Захара — постоянная прореха под мышкой, из которой торчит нижняя рубашка. Для своей нерадивости и лени он всегда находит оправдание. Разве он виноват, что «уберешь, а завтра опять пыль наберется». Сам ленивый, он благоденствовал на лени хозяина. С дивана Обломова не могут поднять даже неотложные дела: нужно ответить на письмо старосты Обломовки, переехать на новую квартиру, заплатить по счетам.

    Ум и воля давно парализованы, и, кажется, безвозвратно...»

    Главный вопрос- почему Обломов стал таким?

    Возможный ответ – причина в воспитании.

    Труд воспринимался как наказание, посланное за грехи. У Обломова не было необходимости трудиться, так как все делали крепостные крестьяне, слуги.

    Годы учения тоже не воспитали в Обломове дисциплины ума. И родители всячески спасали любимое дитя от мук учения.

    Главные мотивы:

    • Мотив сна

    • Мотив тишины

    • Мотив неподвижности

    • (все в Обломовке)

    Параллельно с Обломовым прослеживается судьба его школьного товарища Андрея Штольца, сына управляющего имением. И Обломов, и Штольц окончили Московский университет, оба направились в Петербург служить. Но уже через год Илья Ильич вышел в отставку: служба тяготила его, требовала внимания, усидчивости, трудолюбия. Деятельный Штольц заставляет «беспокоиться» русского барина Обломова, навязывает ему свои идеи. Штольц хочет пробудить Обломова от спячки: «Теперь или никогда!» Он заставляет его бывать в обществе, читать книги, посещать театры. Усилия его оказались тщетны.

    Последняя возможность излечиться от «обломовщины» предстала перед героем в образе прекрасной русской девушки Ольги Ильинской. Любовь к ней на время воскресила Обломова. Здесь обнаружилось и «золотое сердце» Обломова, способное к сильному чувству, и его поэтичность, и чуткость, и благородств души, сказавшееся в письме к Ольге, в котором он «готов пожертвовать своим счастьем, так как не достоин ее». Но любовь требует от человека не только порывов, но и постоянного внутреннего роста, преображения души, развития ума, чувства. Любовь не принимает «сна», неподвижности. «Обломовщина» победила и на этот раз. Ольга Ильинская расстается с Обломовым. Тонкая и глубокая натура, не останавливающаяся в своем развитии, она поняла, что ее чувство обречено, не имеет перспективы: в затхлом обломовском мирке она задохнулась бы, умерла как личность. Поэтому итог жизни самого Обломова она воспринимает как катастрофу. Ольга выходит замуж за Штольца. Союз со Штольцем — это любящая семья: «...работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой... Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и апатии проводили они дни».

    В финале мы наблюдаем медленное умирание Обломова в доме его жены, мещанки Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая создала ему «идеал нерушимого покоя жизни». Но и сама она приобрела новое человеческое существование, наполненное серьезной внутренней работой и обретшее смысл.

    "Обломов" встретил единодушное признание, но мнения о смысле романа резко разделились. Н. А. ДОБРОЛЮБОВ в статье "Что такое обломовщина?" увидел в "Обломове" кризис и распад старой крепостнической Руси. Илья Ильич Обломов - "коренной народный наш тип", символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он - последний в ряду "лишних людей" - Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных. Подобно своим старшим предшественникам, Обломов заражен коренным противоречием между словом и делом, мечтательностью и практической никчемностью. Но в Обломове типичный комплекс "лишнего человека" доведен до парадокса, до логического конца, за которым - распад и гибель человека. Гончаров, по мнению Добролюбова, глубже всех своих предшественников вскрывает корни обломовского бездействия.

    Таким образом, роман И. А. Гончарова «Обломов» можно считать не только произведением, в котором раскрывается явление «обломовщины» как национального порока, но и предостережением против засилья прагматиков, подобных Штольцу, деятелей, лишенных полета, не имеющих таланта «душевности».










    33. Проектирование урока литературы. Обдумывание темы, цели, содержания, структуры, видов деятельности учеников. Требования к содержанию и оформлению конспектов.

    Первая мысль учителя, готовящегося к уроку, — мысль об устройстве художественного текста и о его смысле.

    Прежде чем проектировать урок, проанали­зируйте произведение, осмыслите его, сформулируйте для себя важ­ные мысли, выраженные автором, его позицию и художественную идею.

    Прежде чем проектировать урок, подумайте о том, как текст может быть воспринят ученика­ми, определите, кому, где и в чём нужна будет помощь.

    Отталкиваясь от художест­венной специфики литературного произведения, особенностей его восприятии школьниками и их личностных качеств, учитель вы­страивает движение к некоей цели.

    Планируя свою деятельность, мы учитываем цели, которые ста­вит перед нами программа. Но любой урок подчинён конкретным целям, как содержательным (понимание произведения), так и обу­чающим и развивающим (обучение школьников языку словесного искусства, расширение их культурного кругозора, развитие уме­ния анализировать художественный текст — всего того, что помо­гает понять произведение). 

    Учебная задача становится ведущим мотивом ученической деятельности, анализа текста и в то же время позволяет учителю направить деятельность учеников к поставленным целям урока.

    Этапы изучения художественного произведения:

    1. Вступительное слово

    2. Чтение произведения

    3. Выявление первоначального восприятия

    4. Изучение текста произведения

    5. Заключение.

    Требования к содержанию и оформлению конспектов.

    34. Учет и оценка знаний учащихся. Современные средства оценивания результатов обучения.

    Оценка устных ответов учащихся

    Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

    Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

    При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

    Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

    "5" :

    1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

    "4":

    ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

    "3":

    ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

    1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

    Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

    Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ

    Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются: соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность и логичность изложения; правильное композиционное оформление работы.

    Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

    Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

    При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

    При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

    "5": Содержание работы полностью соответствует теме, аактические ошибки отсутствуют, содержание излагается последовательно, работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления, достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

    Допускаются:

    I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки.

    "4":Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы), содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей, лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

    Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

    "3": В работе допущены существенные отклонения, работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности, допущены отдельные нарушения последовательности изложения, беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление, стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

    Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки

    "2": Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

    Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок

    34Лирика Н.А. Некрасова и её место в литературном процессе 60-70-х годов XIX века.

    Глубочайшей реформой было по своей сути творчество Н. А. Некрасова, который повернул поэзию лицом к народу, наполнив ее народным мироощущением и живым народным языком. Он один из первых, кто проложил дорогу демократической поэзии.

    Тема поэта и поэзии

    Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Если Пушкина поэт — «пророк» находится над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, идет к людям «глаголом жечь сердца». Поэту Некрасова — это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали», его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно.

    Поэтическим манифестом поэта стало стихотворение «Поэт и гражданин» (1856), написанное в форме диалога поэта с читателем — гражданином, демократом по своим убеждениям, который предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны — эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:

    Будь гражданин! Служи искусству,

    Для блага ближнего живи,

    Свой гений подчиняя чувству

    Всеобнимающей любви...

    Перед нами взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:

    Поэтом можешь ты не быть,

    Но гражданином быть обязан.

    Стихотворение «Элегия» — поэтическое завещание поэта-гражданина, выполнившего свой долг:

    Я лиру посвятил народу своему.

    Быть может, я умру неведомый ему,

    Но я ему служил — и сердцем я спокоен...
    Тема народа и нравственного идеала

    Народ и идея народного служения стали для Некрасова главной очищающей силой, источником нравственного обновления, духовной опорой. В 1845 году выходит стихотворение Некрасова «В дороге». Оно стало настоящим потрясением для русской поэзии. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического стихотворения, изобразив его как человека с индивидуальной судьбой. Таким образом, уже в первом зрелом произведении поэта проявились новаторские тенденции: глубокое раскрытие внутреннего мира крестьянина, сочетание индивидуального и типического, эпические элементы, народный язык, социальный критицизм, новизна способов выражения авторского сознания.

    Чтобы понять себя, осветить так или иначе историю своей души, поэт обращается к поре детства. Стихотворение «Родина» (1846)

    И вот они опять, знакомые места,
    Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
    Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
    Разврата грязного и мелкого тиранства;
    Где рой подавленных и трепетных рабов
    Завидовал житью последних барских псов,
    Где было суждено мне божий свет увидеть,
    Где научился я терпеть и ненавидеть,
    Но, ненависть в душе постыдно притая,
    Где иногда бывал помещиком и я;
    Где от души моей, довременно растленной,
    Так рано отлетел покой благословенный,
    И неребяческих желаний и тревог
    Огонь томительный до срока сердце жег...
    Воспоминания дней юности — известных
    Под громким именем роскошных и чудесных, —
    Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,
    Во всей своей красе проходят предо мной...
    Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальней
    Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?
    Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
    Кто жизнь твою сгубил... о! знаю, знаю я!..
    Навеки отдана угрюмому невежде,
    Не предавалась ты несбыточной надежде —
    Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
    Ты жребий свой несла в молчании рабы...
    Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
    Она была горда, упорна и прекрасна,
    И всё, что вынести в тебе достало сил,
    Предсмертный шепот твой губителю простил!..
    И ты, делившая с страдалицей безгласной
    И горе и позор судьбы ее ужасной,
    Тебя уж также нет, сестра души моей!
    Из дома крепостных любовниц и псарейspan >
    Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила
    Тому, которого не знала, не любила...
    Но, матери своей печальную судьбу
    На свете повторив, лежала ты в гробу
    С такой холодною и строгою улыбкой,
    Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.
    Вот серый, старый дом... Теперь он пуст и глух:
    Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, — 
    А встарь?.. Но помню я: здесь что-то всех давило,
    Здесь в малом и в большом тоскливо сердце ныло.
    Я к няне убегал... Ах, няня! сколько раз
    Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час;
    При имени ее впадая в умиленье,
    Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?..
    Ее бессмысленной и вредной доброты
    На память мне пришли немногие черты,
    И грудь моя полна враждой и злостью новой...
    Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
    Отрадного душе воспоминанья нет;
    Но всё, что, жизнь мою опутав с первых лет,
    Проклятьем на меня легло неотразимым, —
    Всему начало здесь, в краю моем родимом!..
    И с отвращением кругом кидая взор,
    С отрадой вижу я, что срублен темный бор —
    В томящий летний зной защита и прохлада, —
    И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
    Понурив голову над высохшим ручьем,
    И набок валится пустой и мрачный дом,
    Где вторил звону чаш и гласу ликований
    Глухой и вечный гул подавленных страданий,
    И только тот один, кто всех собой давил,
    Свободно и дышал, и действовал, и жил...


    — это попытка проанализировать влияние крепостничества на формирование детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли в детской душе страшные следы — они рождали ненависть, сопротивление, стремление вырваться из этого мира.

    Но не только жизнь русского крестьянства описывает Некрасов, но и жизнь городской бедноты. Он подчеркивает трагизм городской повседневности и обыденности. В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858)

    Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
    Одержимый холопским недугом,
    Целый город с каким-то испугом
    Подъезжает к заветным дверям;
    Записав свое имя и званье,
    Разъезжаются гости домой,
    Так глубоко довольны собой,
    Что подумаешь — в том их призванье!
    А в обычные дни этот пышный подъезд
    Осаждают убогие лица:
    Прожектеры, искатели мест,
    И преклонный старик, и вдовица.
    От него и к нему то и знай по утрам
    Всё курьеры с бумагами скачут.
    Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
    А иные просители плачут.
    Раз я видел, сюда мужики подошли,
    Деревенские русские люди,
    Помолились на церковь и стали вдали,
    Свесив русые головы к груди;
    Показался швейцар. «Допусти», — говорят
    С выраженьем надежды и муки.
    Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
    Загорелые лица и руки,
    Армячишка худой на плечах,
    По котомке на спинах согнутых,
    Крест на шее и кровь на ногах,
    В самодельные лапти обутых
    (Знать, брели-то долгонько они
    Из каких-нибудь дальних губерний).
    Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
    Наш не любит оборванной черни!»
    И захлопнулась дверь. Постояв,
    Развязали кошли пилигримы,
    Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
    И пошли они, солнцем палимы,
    Повторяя: «Суди его бог!»,
    Разводя безнадежно руками,
    И, покуда я видеть их мог,
    С непокрытыми шли головами...
    А владелец роскошных палат
    Еще сном был глубоким объят...
    Ты, считающий жизнью завидною
    Упоение лестью бесстыдною,
    Волокитство, обжорство, игру,
    Пробудись! Есть еще наслаждение:
    Вороти их! в тебе их спасение!
    Но счастливые глухи к добру...
    Не страшат тебя громы небесные,
    А земные ты держишь в руках,
    И несут эти люди безвестные
    Неисходное горе в сердцах.
    Что тебе эта скорбь вопиющая,
    Что тебе этот бедный народ?
    Вечным праздником быстро бегущая
    Жизнь очнуться тебе не дает.
    И к чему? Щелкоперов забавою
    Ты народное благо зовешь;
    Без него проживешь ты со славою
                    И со славой умрешь!
    Безмятежней аркадской идиллии
    Закатятся преклонные дни:
    Под пленительным небом Сицилии,
    В благовонной древесной тени,
    Созерцая, как солнце пурпурное
    Погружается в море лазурное,
    Полосами его золотя, —
    Убаюканный ласковым пением
    Средиземной волны, — как дитя
    Ты уснешь, окружен попечением
    Дорогой и любимой семьи
    (Ждущей смерти твоей с нетерпением);
    Привезут к нам останки твои,
    Чтоб почтить похоронною тризною,
    И сойдешь ты в могилу... герой,
    Втихомолку проклятый отчизною,
    Возвеличенный громкой хвалой!..
    Впрочем, что ж мы такую особу
    Беспокоим для мелких людей?
    Не на них ли нам выместить злобу? —
    Безопасней... Еще веселей
    В чем-нибудь приискать утешенье...
    Не беда, что потерпит мужик;
    Так ведущее нас провиденье
    Указало... да он же привык!
    За заставой, в харчевне убогой
    Всё пропьют бедняки до рубля
    И пойдут, побираясь дорогой,
    И застонут... Родная земля!
    Назови мне такую обитель,
    Я такого угла не видал,
    Где бы сеятель твой и хранитель,
    Где бы русский мужик не стонал?
    Стонет он по полям, по дорогам,
    Стонет он по тюрьмам, по острогам,
    В рудниках, на железной цепи;
    Стонет он под овином, под стогом,
    Под телегой, ночуя в степи;
    Стонет в собственном бедном домишке,
    Свету божьего солнца не рад;
    Стонет в каждом глухом городишке,
    У подъезда судов и палат.
    Выдь на Волгу: чей стон раздается
    Над великою русской рекой?
    Этот стон у нас песней зовется —
    То бурлаки идут бечевой!..
    Волга! Волга!.. Весной многоводной
    Ты не так заливаешь поля,
    Как великою скорбью народной
    Переполнилась наша земля, —
    Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
    Что же значит твой стон бесконечный?
    Ты проснешься ль, исполненный сил,
    Иль, судеб повинуясь закону,
    Всё, что мог, ты уже совершил, —
    Создал песню, подобную стону,
    И духовно навеки почил?..




    Некрасов с гневом и негодованием говорит о судьбе народа. Владельцу роскошных палат, считающему «жизнью завидною» «волокитство, обжорство, игру», он противопоставляет горемычную жизнь крепостного крестьянина. Драматизм картины основан на контрасте между бесправным и нищим положением народа и паразитической, роскошной жизнью богачей и вельмож.

    Пейзажная лирика

    Вся лирика Некрасова проникнута чувством любви не только к русскому народу, «которому пределы не поставлены», но и к родной земле, с ее бескрайними нивами, зелеными лесами, суровыми зимами. Некрасовский мир — это не только «страшный» мир, есть в нем и другая сторона. Мир света и надежды связан у Некрасова прежде всего с природой.

    Любовь к полям и лесам своей родины зародилась у Некрасова в ранние детские годы. Он восхищался родной ярославской природой, красотой ее зеленых просторов…

    Трепетной любовью и проникновенным чувством наполнено у Некрасова описание весны в стихотворении «Зеленый шум»:

    Как молоком облитые,

    Стоят сады вишневые,

    Тихохонько шумят;

    Пригреты теплым солнышком,

    Шумят повеселелые

    Сосновые леса…
    Любовная лирика

    Лирика Некрасова во многом автобиографична. В цикле стихов, обращенных к жене Авдотье Яковлевне Панаевой («Поражена потерей невозвратной...», «Я не люблю иронии твоей...», «Да, наша жизнь текла мятежно...» и др.), поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания.

    В любовной лирике герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой им женщины.

    Однако личную судьбу, личные слезы Некрасов в своей поэзии смог слить с судьбой и слезами всего народа.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   30


    написать администратору сайта