Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой
Скачать 5 Mb.
|
35Новаторство Н.А. Некрасова в жанре поэмы. «Кому на Руси жить хорошо» – энциклопедия народной жизни. Типы крестьян в поэме. Поэма Н. «Кому на Руси жить хорошо», которую он писал около 20 лет, — итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни. Для того чтобы ответить на вопрос, сформулированный в стихотворении Некрасова «Элегия»: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — поэту потребовалось создать эпопею, которая отразила все важнейшие события и явления в жизни народа в переломный момент истории страны. Автор смотрит на происходящее глазами народа, выражая, прямо или косвенно, его чувства и устремления. Сюжет – путешествие. Композиция – календарная.( нач с весны и заканчив жатвой) Поэма Н. «Кому на Руси жить хорошо»— итог творческого пути поэта, он работал до своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, к-рые произошли в ней. Это – «народная книга». В этом - своеобразие поэмы “Кому на Руси…”. Она является ГЛУБОКИМ художественным ИССЛЕДОВАНИЕМ народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. По первоначальному замыслу Н., крестьяне во время своего путешествия д/б встретиться со всеми, кого считали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была несколько изменена. В прологе мы знакомимся с 7 крестьянами из 7 различных деревень, названия к-рых отражают те условия, в к-рых жили бедняки России. 1я часть — “ПУТЕШЕСТВИЕ”, во время к-рого крестьяне встречают большое кол-во людей, к-рые м/считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье — совсем не то, что нужно странникам. 2я часть — “КРЕСТЬЯНКА”. В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой рус. женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что “не дело — между бабами счастливую искать!”. 3я часть — “ПОСЛЕДЫШ”— посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Гл. «СЕЛЬСКАЯ ЯРМАРКА»- пример многоголосья , подчеркиваются такие качества русского хар-ра, как трудолюбие, терпение, невежество, отсталость, чувство юмора, талант. Заключит. часть поэмы наз. “ПИР НА ВЕСЬ МИР”. Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем “счастливого” чел-ка — Гришу Добросклонова. В “Заключении” звучит и песня Гриши “Русь” — гимн родной стране и великому рус. народу. Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе «Доброе время — добрые песни», и связан он с образом Гриши Добросклонова, в котором воплотился нравственный идеал писателя. Формы развития сюжета разные: Рассказ (преимущественно монолог) Изображение того, что видят и слышат мужики Рассказ автора-повествователя Главная из проблем – проблема счастья. Заявлена проблема в произведении очень широко, как на соц., так и на философском уровне. Связана проблема с темой реформы, темой свободы, русского национального характера; вызывает образ громадного исторического времени. Поэма – выражение вечного в сегодняшнем, общего в конкретном. Образ народа связан с темой труда, проблемой пьянства, тмеой народного творчества, народного слова, судьба русской женщины с темой Родины – все они связаны с темой счастья. Поэма “Кому на Руси…” по стилю очень близка к произвед-ям УНТ. С этим читатели сталкиваются, едва начав читать ее: В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков... Первые 2 строчки здесь — зачин, характерный для русских былин и сказок. В поэме много народных примет, загадок Хар-р героев раскрывается и ч/з их речь. Крестьяне говорят простым языком, а представители др. классов иначе выражают свои мысли Помещики в поэме изображены как умирающий класс. В “Кому на Руси развернута такая картина народной жизни, каких мало в рус. и мировой лит-ре Названия деревень, в которых живут мужики, встретившиеся на столбовой дороге, глубоко символичны: Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разугова, Знобишина, Горелова, Неелова — Неурожайка тож. Вечные вопросы: Заслуживает ли русский народ счастья? Какой народ заслуживает счастья? Способен ли русский мужик бороться за свое счастье? Образы символы: Образ дороги Образ скатерти-самобранки (символ щедрости, достатка) Образ неизвестной рыбы Образ плачущей волчицы (русская женщина) Образ цепи Образ 7 странников (символ всей России) Центральный вопрос поэмы: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» не имеет однозначного ответа: Но дело в том, какое содержание вкладывают представители разных сословий в понятие «счастье». Для попа счастье — в крепостническом прошлом, когда церковь была на содержании у богатых помещиков. Два помещика, Оболт-Оболдуев и Утятин-князь, тоскуют о навсегда утраченном рае крепостной Руси. Их дворянское счастье — в праздности, роскоши и чревоугодии: в потехах псовой охоты, в своеволии, которое разрешало крепостное право: А народ понимает счастье по-своему. Солдат счастлив тем, что в двадцати сражениях «был, а не убит», «нещадно бит я палками» — а остался жив; старуха радуется, что не умрет с голоду, так как «родилось реп до тысячи на небольшой гряде»; каменщик, надорвавшийся на работе, рад, что добрался до родной деревни. Их счастье — в отсутствии несчастья. Для народа богатство — достаток, который дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим. Покой — внутр. гармония и чист. совесть. Честь — уваж., любовь, сострадание, возможные между людьми. Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением: «Не дело между бабами счастливую искать». Счастливой она была только в молодости: Хороший муж, лад в семье — это и есть счастье. А потом пошли беды и несчастья: погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, дважды горели, «Бог сибирской язвою» трижды наградил. Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям. Матрена называет деда Савелия — «богатыря святорусского», который двадцать лет провел на каторге. Эти простые люди — золотой фонд русской нации. Одним из условий счастья народного в их понимании является свобода. В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе «Доброе время — добрые песни», и связан он с образом Гриши Добросклонова, вкотором воплотился нравственный идеал писателя.Он испытывает глубокую и преданную любовь к народу, но и становится народным заступником, сознательным борцом за народное счастье. О его дальнейшей судьбе Некрасов говорит: Судьба ему готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Такая судьба типична для русских революционеров-демократов. Фамилия героя похожа на фамилию Добролюбова, которого Некрасов очень любил и ценил. Именно Гриша формулирует авторскую мысль о счастье народа: Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего! Смысл итоговых стихов – призыв к борьбе за народное счастье. 35.Внеклассное чтение на уроках литературы. Виды рекомендаций по внеклассному чтению. Специфика урока внеклассного чтения. Принципы связи уроков внеклассного чтения с уроками программного изучения произведений. Внеклассное чтение – в методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса. Книги, читаемые школьниками вне класса, часто влияют гораздо сильнее на воспитание развитие школьника. Произведения для внеклассного чтения рекомендуются программой, но учитель может дополнять список. Часто уроки внеклассного чтения подключают к урокам основного курса. Уроки внеклассного чтения в средних классах строятся так, чтобы расширить представления учеников о писателях, с которыми их знакомит основной курс, и познакомить с писателями, без которых невозможно представить себе круг чтения современного подростка. Так же применяется планирование уроков внеклассного чтения в соответствие с жанрами произведений основного курса. Виды рекомендаций: - беседа учителя с учениками, возможность выяснить целый ряд сведений об особенностях читательской ситуации в классе - анализ письменных работ учащихся, поможет учителю определить особенности восприятия литературного произведения, как на этапе самостоятельного прочтения, так и после анализа или обсуждения - читательские биографии, дают учителю материал об особенностях эволюции читательских интересов школьников - читательский дневник, дает возможность длительного наблюдения за чтением учащихся, их литературным развитием - изучение библиографических материалов, большая часть книг берется из домашней библиотеки или друзей - анкетирование, определение направлений в индивидуальной работе, подведение итогов. Связь уроков внеклассного чтения с программным изучением: Обычно учителя планируют проведение уроков внеклассного чтения между отдельными темами, связывая эти уроки с изучением программного материла. Но эта увязка необязательна, это так же могут быть «библиотечные уроки», обзоры новинок, а также уроки, посвящённые писателю юбиляру. - проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Обсуждение проблем, поднятых в произведениях по программе, переносят это обсуждением на уроки внеклассного чтения - историко-литературные связи, «связи по автору», для беседы на уроке внеклассного чтения отбираются другие произведения писателя, изучаемого по программе, или книги посвященные его жизни и творчеству, так же изучаются произведения других авторов, близкие по времени написания, близкие по времени написания, имеющие сходную творческую судьбу, созданные в русле одного литературного направления -теоретико-литературные связи, могут расширить представление учащихся о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи Специфика урока внеклассного чтения состоит в след-м: яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики. В средних классах на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса. В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем. 36 Концепция мира и человека в философской лирике Ф.И. Тютчева. Идейное содержание философской лирики Тютчева значительно не столько своим разнообразием, сколько глубиной. Пределы, поставленные человеческому познанию, ограниченность знания «человеческого Я», слияния человека с жизнью природы, описания природы, нежное и безотрадное признание ограниченности человеческой любви – таковы господствующие мотивы философской поэзии Тютчева. Тютчева волновала кратковременность человеческой жизни, это вызывало у него мучительную тревогу, заставляло вглядываться в природу, которая обладает способностью вечно обновляться, обладает жизнью. Тютчев не писал для публики, в основном, он писал для себя, излагая свои мысли на бумаге. В каждом стихотворении он ищет истину, правду. Стихотворение Тютчева «Silentium!» было написано в 1830 году четырехстопным ямбом. Неправильное ударение некоторых слов в стихотворении объясняется тем, что для Тютчева было важнее показать правдивые чувства, а не ложь. Он обращается к вопросам жизни: Как сердце высказать себя? Другому как понять тебя? Помет ли он, чем ты живешь? Он ищет ответы на них, сомневается или, наоборот, убеждается в правильности своих мыслей. Тютчев рассуждает о том, что даже сердце порой сложно признаться в своих мыслях и предположениях, а поймет ли тебя другой человек – это вечный вопрос, потому что представления о жизни, мысли и чувства у всех людей различны и противоречивы. Тютчев советует: Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты свои. Будто в человеке рождается страх: «А поймут ли меня? Что скажут в ответ?». Но Тютчев верил в то, что будет понят человечеством. Но так же Тютчев призывает слушать чужие мнения: Взрывая, возмутишь ключи, - Питайся ими – и молчи. Тем самым углублять свои знания и представления о мире. Каждую свою мысль нельзя показывать свету, надо лишь самому наслаждаться ей, а так же скрывать свои чувства и сдерживать эмоции, переполняющие душу. Человек должен жить своим миром, своей душой, чтобы для всех это было тайной, потому что, открыв ее, он, возможно, будет не понят другими людьми и чужд тем, кто не считает его мнение и предположение верным. В стихотворении «Не то, что мните вы природа…» (1836) Тютчев спорит с механическим воззрением на природу (Исаак Ньютон, Рене Декарт). По их представлению природа – это механизм. Для Т. природа оживлена и одухотворена, в ней есть душа, свобода, язык, любовь. Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Написано в традиционном жанре инвективы (форма литературного произведения, одна из форм памфлета, осмеивающего или обличающего реальное лицо или группу), направлено против механических воззрений. Отрицания: не видят, не слышат. Череда отрицаний связана со спором. Они не видят и не слышат,Живут в сем мире, как впотьмах. Через стихотворение проходит мотив темноты, слепоты и глухоты людей, к которым обращается поэт. Человек не просто сближается с природой, Тютчев может показать разлад человека и природы. Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах». Свобода человека на самом деле призрачная. Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе,- Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем. …Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник? Выражение «мыслящий тростник» означает, что человек хрупок, как тростник, но мыслящий. Каковы пределы человеческой мысли? Этому посвящено стихотворение «Фонтан». Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Двухчастная структура стихотворения, фонтан сравнивается с человеческой мыслью. Тютчев использует образный параллелизм, сравнивая человека с природой. Тютчев охотно пишет о переходных состояниях. «Есть в осени первоначальной». Тютчев - ночной поэт, ночь – важнейшая тема творчества. Стихотворение «День и ночь». Что для нас день и ночь? День - сей блистательный покров День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье, Друг человеков и богов! День у Тютчева наполнен жизнью, радостью и безграничным счастьем. Но он – лишь иллюзия, призрачный покров, накинутый над бездной. Совсем иной характер носит ночь:И бездна нам обнаженаС своими страхами и мглами. Природа у Тютчева – это хаос. «О чем ты воешь, ветр ночной?»: традиционный параллелизм, череда вопросов ( черта поэтов 2 пол 19 в). О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?.. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно? О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый! Главное слово – хаос, поддержано глаголами, связано с бурей. Душа человека – часть этого хаоса, она стремится слиться с ним. Слияние с беспредельным для человеческой души означает гибель. Стихотворение «Тени сизые смесились..» Тени сизые смесились,Цвет поблекнул, звук уснул. Тютчеву важно выразить мотив засыпания, почти абсолютного покоя. У Т часто звук, цвет смешаны: Мотылька полет незримый Слышен в воздухе ночном. Мир природы для Тютчева - живое существо, наделенное душой. Поэт стремится к цельности, к единству между природным миром и человеческим "Я". И когда поэту удается понять язык природы, ее душу, он достигает ощущения связи со всем миром: "Все во мне, - и я во всем". Таким образом, философская лирика Тютчева всегда пронизана грустью, тоскливым сознанием своей ограниченности и преклонением пред неустранимым роком. 36.Внеклассная работа по литературе. Её основные виды. Взаимодействие классной и внеклассной работы в развитии литературных навыков. Движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Виды: - Беседа – универсальная форма организации внеклассной работы, где основным, ведущим является метод беседы. Являясь методом и приемом обучения и воспитания, беседа может быть представлена в разных видах: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, повторительная, обобщающая; такого разнообразия видов не знает ни одна другая форма организации внеклассной работы по русскому языку. - Викторина – это игра в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания. - Лингвистические и литературные конкурсы. Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы. Лингвистические и литературные конкурсы называются “боями”, “турнирами”, “регатами”, “состязаниями”, а также повторяют названия популярных телевизионных передач: “Своя игра”, “Умники и умницы”, “Слабое звено” и др. Отличительная особенность этого вида внеклассной работы – обязательное присутствие игрового момента. - Олимпиада является соревнованием, в ходе которого учащимися решается целый ряд мыслительных задач с целью определения личного первенства. - Устный журнал – одна из свободных форм внеклассной работы, предполагающая большую свободу в выборе тематики, периодичности, возрастных особенностей учащихся. - КВН игра, которая в отличие от других форм предоставляет участникам большую свободу творчества и возможность показать себя на сцене. - Лингвистические и литературно-музыкальные вечера. Как правило, тематика вечера соответствует изучаемому в этот период учебному материалу по русскому языку или литературе. Взаимодействие классной и внеклассной работы: Во всех видах внеклассной работы так или иначе проявляется словесное творчество. Общение с литературой, накопление впечатлений, творческая активность – все это ищет своего выражения в слове. Учителю нужно не только стимулировать литературное творчество школьников, но и руководить им. Полезно начинать с записи личных впечатлений: путевые заметки, описания, запись воспоминаний, очерки. 37.Наглядность на уроках литературы. Функции и виды наглядности. Художественная литература является наглядным изображением действительности. Освоению литературного текста могут помочь картины, музыка, кино, телевидение. Они становятся на уроке новым источником информации, способствуют пробуждению эстетического чувства. На уроке полезна наглядность лишь тогда, когда она помогает углубить восприятия учащимися литературное произведение. Главная функция наглядности на уроке литературы – помочь учащимся в постижении литературного произведения и творчества писателя в целом. Наглядность может способствовать пробуждению эмоциональной отзывчивости учащихся, активизации ассоциативных связей, восполняет знания о бытовых и культурных нормах жизни прошлого, помогает проявить и углубить представления о писателе, произведении, герое. Дело учителя – определить функцию наглядности на каждом уроке. Виды наглядности: зрительная, слуховая, синтетическая. -Зрительная: репродукции портретов писателей, живописные картины самих писателей, автопортреты, иллюстрации к произведениям, картины жанрового характера, фотографии мест, связанных с жизнью писателя, скульптурные фигурки героев книг, макеты, раздаточный материал, презентации, графические пособия (схемы, таблицы, но здесь важна мера!) -Слуховая: программные произведения в исполнении актеров, романсы на слова стихотворений («Я помню чудное мгновенье…» Глинки, «Весенние воды» Рахманинова, «Парус» Варламова, песни на слова Некрасова). Важна мера и такт. Слух. наглядность уступает живому учительскому слову. -Синтетическая: учебные фильмы, содержащие богатый иллюстративный материал – портреты писателей и их современников, фрагменты писем, хроникальные кадры, запечатлевшие писателей (например, Л.Толстого, В. Маяковского, А. Фадеева). Другой вид учебных фильмов – киноэкскурсии по памятным местам. Кинофрагменты – фрагменты из худож. фильмов-экранизаций. 37Особенности художественного мастерства А.Н. Островского-драматурга в пьесе «Гроза»: специфика жанра, система образов, роль пейзажа и др. Островский в отечественной критике. Творчество О можно разделить на 4 периода . 1- 1847-1852 когда он создает исходную по основн мотивам для всего его театра комедию «Свои люди - сочтемся». 2 – 1852-1855 О сближается с редакцией «Москвитянина». Отказывается временно от сатирич изображения купечества. 3 – 1856-1868 расцвет творчества О, создание знаменательной пьесы «Гроза». 4 -1868-1884. Проработав несколько лет в Московском совестном суде, О был хорошо знаком с купеческим Замоскворечьем. Этот уголок Москве жил своеобразной, ранее никому неведомой жизнью. За глухими заборами купеческих домов царили невежество и суеверие, бушевали жестокость и самодурство, совершались бесчестные сделки и проливались слезы. Именно так живут и обитатели города Калинова, где происходит действие пьесы «Гроза». А.Н. Островский приехал на Волгу в 1848 году и был поражен открывавшимися с берега реки видами. В основу сюжета легла реальная история в мещанской семье Клыковых: в ней покончила с собой, бросившись в Волгу, молодая женщина, уставшая от преследования свекрови, бесхарактерного мужа и трагической тайной любви к почтовому чиновнику. В «Грозе» О изображает темное царство. Богатый купец Дикой и купчиха Кабаниха не только деспоты в семье, но и весь город держат в страхе. Дикой считает нужным не только влвзить в чужие дела, хочет растоптать всякие попытки самостоятельности в людях. Он обрушивается с ругательствами на изобретателя-самоучку Кулигина, котор хочет изобрести громоотвод. И Кабаниха держит в руках всех домашних: дочь Варвару и сына Тихона; и Катерине назойливо напоминает что бы она почитала мужа, а любовь это дело посторонее. Большим достижением Островского-реалиста было создание образа Катерины. Ее душа обречена зачахнуть в «темном царстве». Единствен светлые годы для нее – это годы девичества, жизнь у матери. Но кроме лиризма ей свойственна порывистость и мечтательность. Ей хочется взлететь как птица, расправить крылья. Замужество стало для нее пленом, а дом свекрови – тюрьмой. Верно определил ее Добролюбов «луч света в темном царстве». Муж Катерины духовно ниже ее. Он хотел убежать на сторону, запить, загулять от назойливой маменьки. Только рыдая над Катериной. Покончевшей жизнь самоубийством, он по-своему осознал то, что потерял и что до этого не ценил. Гордая и решительная Катерина не могла пойти по пути Варвары, котор бросает вызов «темному царству» гулянием по ночам. Катерине нужна была настоящая любовь. Показалось ей, что такую любовь может подарить ей племянник Дикого – Борис, такой же безвольный как и Тихон. Катерина просит сначала мужа, затем Бориса взять ее с собой, но получает отказ. Обе эти ситуации своеобразная параллель, показывающая. Что ничего в жизни Катерины не изменилось от того, что она во втором случае имела дело с человеком, вроде любящим и ценившим ее, то отрезала все пути назад. Добролюбов подчеркивал цельность характера Катерины. В ней отразился русский национальный характер. Ее протест против «темного царства», нежелание идти на компромиссы, по словам Добролюбова, были отголоском стремлений, требующих лучшего устройства. Добролюбов говорил, что самоубийство – горькая форма протеста, но жизнь в «темном царстве» хуже смерти.Писарев пытался оспорить слишком восторженное, как ему казалось, суждение Добролюбова об образе Катерины. Писарев подчеркивал отсутствие образованности у нее, узость ее духовного мира, преданность многим привычкам купеческого мира. Это учитывал и Добролюбов, но он видел главное: Катерина рвется из этого царства, она не терпит самодурства и угнетения. Именно потому, что она представительница массы простых людей, - в этом ее сила, ее народность. Кабаниха и Дикой с тревогой ощущают, что расшатывается их уклад жизни. Налетевшая на город гроза могла напугать Катерину и толкнуть ее на покаяние. Можно предположить, что в этом заключается смысл названия драмы – гроза. Но грозой оказывается для города сама Катерина, сила ее протеста, самоубийство. В этом заключается главный смысл драмы. Но подлинной жертвой темного царства является только Катерина, так как только она способна на протест. Остальные готовы мирится с действующими порядками, при условии, что они изменятся в их отношении. Воспроизводя атмосферу провинциального купеческого быта Островский (далее — О. ) значительно расширил пространство сценического действия. Оно выплеснулось на улицы Калиного, жизнь которого реалистична и многосторонне. Полноправным элементом вошел в пьесу городской пейзаж, красивая природа с высоким волжским берегом, заречными просторами, дивной ночью, пенье птиц и аромат цветов. Уже в первой ремарке содержится описание пейзажа: "...вид необыкновенный, прямо душа радуется. " Жизнь в пьесе представлена в слиянии бытового с надбытовым, волжского простора-с теснотой интерьеров, стремление к воле-с законами, ограничивающими частную жизнь человека, религиозности-с греховностью. Внутренняя культура Катерины основана на восприятии своего я, как части бесконечной и прекрасной природы. Силы природы мощно воплотились в особой символике "Грозы",в описаниях, в репликах, в песнях, предав пьесе национальный колорит и эпическую масштабность. Так, Волго-это не только место действия, не только фон, на котором происходят события, но и ведущая тема. С Волгой связана вся жизнь Катерины. Еще в детстве бегала она к реке, словно к защитнице, поверяя ей свои обиды. Волга стала и ее последним прибежищем. Волга-воля-вольная река... В народном осмыслении эти слова — синонимы. И становится понятно, почему Катерина мысленно парит над Волгой, раскинув нежные руки-крылья. Волга-это символ России, чей обликпостоянно обновляется, сохраняя при этом свои исконые природные черты. Именно над Волгой и разразилась гроза, приведшая в смятение героиню. Гроза стала предметом разговора калиновцев. О грозе, по-разному ее воспринимая, судят Кулигин и Дикой, горожане Катерины. Гроза — природная стихийная сила: она пугает, угрожает, вселяет страх в калиновцев. Гроза — смятение в душе Катерины. Гроза усиливает в ней муку совести. Гроза — приговор омертвевшим законам жизни. 38.Компьютерные технологии на уроках литературы. Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИКТ: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков. ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала (демонстрационно - энциклопедические программы), закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы), в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы). Активно используют интерактивную доску и мультимедийный проектор. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности, что очень важно на обучения уроках литературы. Работа с презентациями создаёт предпосылки к индивидуализации, что в свою очередь, предполагает появление новых форм взаимодействия, обучающего и обучаемого в учебном процессе. Мультимедиа позволяет готовить к урокам разные продукты: тесты, разно уровневые задания, стихотворения и прозу для анализа и сопоставительного анализа, рефераты, доклады, небольшие сообщения, буклеты. Слайды, подготовленные к уроку-презентации, помогают создать образ литературного героя, а зачастую и самого автора произведения. Должна быть органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения. Влияние мультимедийных презентаций на структуру урока. Типы презентаций: 1) Целостная. Отражает ход всего урока, является конспектом урока. Один этап связан с другим, вытекает из другого. Продумываются переходы, типы связи между этапами, подводятся итоги. Она целостная, но является фрагментом урока. Используется на одном этапе урока. 2) Фрагментарная. Сопровождает течение урока. Части презентации между собой не связаны. Обращение к тем или иным слайдам идёт по ходу урока. Т.е. сам урок носит целостный характер. 38Тема власти и народа в «Истории одного города» и «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина “ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА” представляет собой цикл рассказов, не связанных между собой сюжетом или одними и теми же героями, но объединенных в одно произведение ввиду общей цели - сатирического изображения современного Салтыкову-Щедрину политического устройства России. “Историю одного города” определяют как САТИРИЧЕСКУЮ ХРОНИКУ. Действительно, истории из жизни города Глупова заставляют смеяться и нас, сейчас, более чем через век после смерти писателя. Однако этот смех - это смех над самими собой, так как “История одного города” - ЭТО, в сущности, сатирическая история русского общества и государства, изложенная в форме комического описания. В “Истории одного города” ярко выражены ЖАНРОВЫЕ ЧЕРТЫ политического памфлета. Это заметно уже в “Описи градоначальников”, особенно в описании причин их смерти. Так, один был заеден клопами, другой растерзан собаками, третий умер от обжорства, четвертый - от порчи головного инструмента, пятый - от натуги, силясь постичь начальственный указ, шестой - от стараний в преумножении народонаселения Глупова. В этом ряду стоит и градоначальник Прыщ, фаршированную голову которого откусил предводитель дворянства. ГАЛЕРЕЯ ОБРАЗОВ ГРАДОНАЧАЛЬНИКОВ, не заботящихся о судьбе отданного им во власть города, думающих лишь о собственном благе и выгоде, либо вообще ни о чем не думающих, так как некоторые просто не способны к мыслительному процессу. Показывая образы градоначальников Глупова, Салтыков-Щедрин часто описывает настоящих правителей России, со всеми их недостатками. В глуповских градоначальниках можно без труда узнать и А. Меншикова, и Петра I, и Александра I, и Петра III, и Аракчеева, неприглядную сущность которого показал писатель в образе Угрюм-Бурчеева, правившего в самое трагическое время существования Глупова. Но САТИРА ЩЕДРИНА своеобразна тем, что она не щадит не только правящие круги, вплоть до императоров, но и обычного, заурядного, серого человека, подчиняющегося правителям-самодурам. В этой своей серости и невежестве простой гражданин Глупова готов слепо повиноваться любым, самым нелепым и абсурдным приказам. В одной из первых глав произведения глуповцы, еще именовавшиеся головотяпами, сбиваются с ног в поисках рабских оков, в поисках князя, который будет ими управлять. Причем ищут они не любого, а самого что ни на есть глупого. Но даже самый глупый князь не может не заметить еще большую глупость пришедшего поклониться ему народа. Таким народом он просто отказывается управлять, лишь благосклонно приняв дань и поставив вместо себя в градоначальники “вора-новатора”. Таким образом, Салтыков-Щедрин ПОКАЗЫВАЕТ бездеятельность русских правителей, их нежелание сделать что-либо полезное для государства. Сатира Салтыкова-Щедрина разоблачает приспешников государя, льстецов, разворовывающих страну и казну. Идиотизма является в “Истории одного города” Уг-рюм-Бурчеев. Это самая зловещая фигура во всей галерее глупозских градоначальников. Салтыков-Щедрин называет его и “угрюмым идиотом”, и “угрюмым прохвостом”, и “тугохвостом до мозга костей”. Он не признает ни школ, ни грамотности, а только науку чисел, преподаваемых на пальцах. Главная цель всех его “трудов” - превратить город в казарму, заставить всех маршировать, беспрекословно выполнять абсурдные приказы. Налетевший смерч уносит Угрюм-Бурчеева. Такой конец идиота-градоначальника воспринимался современниками Салтыкова-Щедрина как очистительная сила, как символ народного гнева. Цель писателя - заставить читателя задуматься о неблагополучии, о неправильном государственном устройстве России. М. Е. Салтыков-Щедрин создал более 30 сказок. Темы сказок: деспотическая власть («Медведь на воеводстве»), господа и рабы («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), страх как основа рабской психологии («Премудрый пескарь»), каторжный труд («Коняга») и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий. Сказка «Дикий помещик» — помещик ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки, совершенно одичал. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита, С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя. Сальтыков-Щедрин убежден в том, что народ — созидатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. ЭЗОПОВ ЯЗЫК Эзопов язык, или иносказание, Вот сплошь построенная на иносказании «История одного города». Город Глупов - это условное, символическое изображение всей Росси. Кроме указанных иносказаний, есть в «Истории одного города» и более конкретные соответствия: Негодяев — Павел I, Беневоленский — Сперанский, Угрюм-Бурчеев — Аракчеев. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» также полна иносказаний. Мужик, вьющий по приказанию генералов веревочку, чтобы привязать себя, олицетворяет собой рабскую покорность народа. Генералы думают, что французские булки на дереве растут; эта сатирическая деталь иносказательно изображает, насколько далеки крупные чиновники от реальной жизни. Эзопов язык помогает создать глубокий, обобщенный образ действительности, а значит, лучше понять саму жизнь. Проблема русского национального характера в творчестве Н.С. Лескова. Особенности языка и стиля прозы Лескова. Проблема русского национального характера стала одной из главных для литературы 60 - 80-х годов XIX века. Уделял ей внимание и писатель Н.С. Лесков. Период творчества Лескова 70-х - середины 80-х годов характеризуется стремлением найти положительные идеалы в русской жизни. Главным Л считал – создание полноценного положит героя. Создавая своих «праведников», Лесков берёт их прямо из жизни, из повседневности. Повседневная, обывательская жизнь – фон произведений Л.Его «праведники» проходят сложные жизненные испытания, много терпят невзгод и горя. Положительн образ – Иван Северьяныч Флягин – «Очарованный странник» 1873г. Названо главное качество народа – очарованость и странность. Ивана Флягина изображена Лесковым в слиянии с его борьбой с враждебными и тяжкими обстоятельствами жизни. Автор проводит аналогию с образом первого русского богатыря Ильи Муромца. Он называет его "типическим простодушным добрым русским богатырем, напоминающим дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина.Примечательно, что Лесков избрал повествование в форме рассказа о странствиях героя по родной стране. Это позволило ему нарисовать обширную картину русской жизни, столкнуть своего неукротимого богатыря, влюбленного в жизнь и людей, с разнообразнейшими ее условиями. Флягин – основной рассказчик. Повествование ведется не только от лица Флягина, но и от др лиц. В 70-80-г Л создает целую галерею персонажей – праведников. Это один из способов решения темы положительного героя. «Несмертельный голован», «Однодум». Праведники взяты потому, что они натуры исключительные. Тема праведничества сопровождается темой чудес. «Запечатленный ангел»1873г. – повесть о старообрядцев. Эффект чуда тем сильнее, если имеет реалистич мотивировку. Чудо – понятие многогранное. Л сближается в теме чуда, старообрядничеством с Протопопом Аввакумом, сближает их темперамент и странное сочетание консерватизма и новаторства. У Л положительн образ построен на русск материале. Положит герои идеальны т.к. не от мира сего. Такой образ отмечен экзотикой. Л народность воспринимал как экзотику. Экзотика в лит-ре может осваиваться 2-мя способами: 1 романтический (Гоголь «Вечера…») 2 реалестич (Лесков) связан с языковым преувеличением, черезмерная насыщенность текста. Языковой геперболизм создают сказы Л. Сказ «Левша» 1881г. Замысел родился из поговорки «Ангел сделал бдоху из стали, а русский ее подковал». " В центре повествования - характерный для сказки мотив состязания. Русские мастера во главе с тульским оружейником Левшой без всяких сложных инструментов подковывают танцующую стальную блоху английской работы. Победа русских мастеров над англичанами одновременно представлена и серьезно, и иронически: присланный императором Николаем I, Левша вызывает изумление тем, что смог подковать блоху. Но подкованная Левшой и его товарищами блоха перестает танцевать. Левша - искусный мастеровой, олицетворяющий поразительные таланты русского народа. Но одновременно Левша - персонаж, лишенный технических знаний, известных любому английскому мастеру. Левша отвергает выгодные предложения англичан и возвращается в Россию. Но бескорыстие и неподкупность Левши неразрывно связаны с забитостью, с ощущением собственной незначительности в сравнении с российскими чиновниками и вельможами. Левша привык к постоянным угрозам и побоям, которыми грозят ему власть имущие на Родине. Герой Лескова соединяет в себе и достоинства, и пороки простого русского человека. Возвратившись на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный, лишенный всякой заботы. Мораль Левши – русская гениальность идет рака об руку с безалаберностью. Вторая тема левши – вечная проблема идиотизма отношения власти и народа. Эпос о Левше с одной стороны нелепый, с другой – с человечкиной душой. Хотя история о блохе нелепая, именно «дурак» оказывается самым умным. Л характеризует сюжет как сказочный, басенный. В образе Левши реальн образ Тульского мастера возвышается до условности сказочного героя. В сказе повествование ведется от лица вымышлен , чаще всего малообразован и при этом автору важно провести живой разговор, эффект присутствия, возникает убедительность. На этом построен «Левша». Повествование в сказе идет в одном стиле (И левша и царь говорят одинаково). Так рождается юмористич эффект, а потом правдоподобие. Сказы Л не переводимы. Критики о языке Л писали недоброжелательно. Меньшиков говорил, что у Л неправильная манера, но язык красив и пышен. 39.Цели и задачи профильного образования в школе. Уроки литературы в профильных классах: специфика приемов и форм обучения. Сегодняшняя система обучения предусматривает проф. обучение в старшем звене. Основная идея обновления ступени старшего обучения состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, эффективным. Более 70% учеников хотят знать основы главных предметов и более углубленно знать те, что связаны с их профессией. Профильная подготовка привела к преемственности школ и вузов. Задача профильного обучения – создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы. Цели профильного обучения: - обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; - способствовать усвоению материала разными учащимися в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; - обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Урок литературы в профильной школе: Для углубленного изучения – Агеносов, Зимина (учебник). Расширяется массив чтения. Увеличивается количество часов на изучения текстов. Расширяется круг проблем. Расширяется объем теоретико-литературных понятий. Расширяется круг изучения литературно-критических материалов. Акцент делается на иные формы, методы и приемы. Формы и приемы работы: - могут быть групповыми и индивидуальными; - информационные мини-проекты, созданные на уроках; - после изучения темы (большие проекты). Темы проектов: - представлено односторонне в школьном курсе; - дающее общее представление о каком-либо явлении; - темы и проблемы, решения которых невозможно найти в учебнике. +формы проектов: - используют не только учебную литературу, но и дополнительную; - формируются умения и навыки исследовательской работы. *Лекционные метод: Лекция-беседа; 2) лекция-брейншторминг («мозговой штурм»). *Учебные и тематические конференции (проводятся при обсуждении наиболее существенных и обобщ. вопросов): повышают интерес к дополнительной литературе, расширяют кругозор, повышают интеллектуальный уровень. *Написание и защита рефератов. *Семинары (диспуты, дискуссии, круглые столы). В проф. школе увеличивается функция самостоятельной работы. 40.Элективные курсы в профильной школе: понятие, виды, задачи и особенности. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Цель преподавания элективных курсов – ориентация учащихся на индивидуализацию обучения и социализацию, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Перед элективными курсами стоит ряд задач: -расширить знания по изучаемым предметам; - обеспечить более высокий уровень знаний, умений и навыков; -способствовать активному самоопределению, в том числе и профессиональному; - формировать и развивать познавательный интерес к предметам. Виды: 1.Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы. 2.Межпредметные элективные курсы, задача которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе. 3.Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. Элективный курс в профильной школе также краткосрочен, но его объем от 36 до 72 часов. Это главные отличия элективных курсов в 9-х классах и 10-11-х классах, а требования к их разработке и оформлению сходны. Особенностями курсов по выбору в 9 классах, являютсянестандартизированность, вариативность и краткосрочность. Вариативность курсов по выбору предполагает, что в рамках предпрофильной подготовки ученик 9 класса, ориентированный на какой-то конкретный профиль (или наоборот еще колеблющийся в своем выборе), должен попробовать свои силы в освоении разных курсов, которых должно быть много как количественно, так и содержательно. Наличие большого числа курсов, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Временные рамки конкретных курсов по выбору могут быть разными. Особенности курсов по выбору в профильной школе (в 10-11-х классах) В 10-11-х классах количество элективных курсов определено учебным планом для каждого профиля. Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой 40. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Это первый роман из пятикнижья. Это роман, который вобрал в себя время каторги Д и после. Роман, в котором синтезировал образы и идеи. Как и другие романы «П и Н» представлен на современном злободневном материале. |