Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Речевые ситуации, связанные с гипотетическим изменением социальной функции ученика, но приближенные к условиям реальной действительности.

  • 3. Художественно-игровые речевые ситуации, приближенные к формам искусства.

  • 28. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Проблематика. Основной конфликт. Система образов.

  • Комедия не клевета, а зеркало. Конфликт: мнимый

  • Проблема

  • 28. Развитие письменной речи учащихся в процессе изучения литературы. Основные виды работы.

  • Виды работы (упражнения)

  • 2. Репродуктивно-оценочные

  • 4. Сочинения и изложения с элементами художественного творчества

  • 29. Изложение как вид развития письменной речи. Виды изложений. Методика подготовки к написанию изложения. Изложение

  • Виды изложений: По отношению к объему исходного текста: 1. Подробное изложение.

  • 30. В.Г. Белинский – создатель русской реалистической критики. Статьи В.Г. Белинского о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, натуральной школе (по выбору экзаменующегося).

  • Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой


    Скачать 5 Mb.
    НазваниеЛекция Щербаковой
    АнкорШпаргалки по литературе. Госэкзамен
    Дата01.04.2022
    Размер5 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГОСЫ по литературе МОИ.docx
    ТипЛекция
    #434149
    страница10 из 30
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   30

    1. Учебно-дидактические. Предлагаются на обычном уроке литературы. Их цель – активизировать общение между школьниками, повысить внимание к работе (дискуссии, диалоги).

    2. Речевые ситуации, связанные с гипотетическим изменением социальной функции ученика, но приближенные к условиям реальной действительности. Например, ученик выступает в роли учителя, экскурсовода, кинокритика, журналиста и т.д.

    3. Художественно-игровые речевые ситуации, приближенные к формам искусства. Например, «воображаемые встречи», «часы воспоминаний». Они связаны с попыткой проникновения в художественную структуру произведения, со вступлением в общение с героями, с попыткой стать свидетелем их воображаемого диалога.

    28. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Проблематика. Основной конфликт. Система образов.

    «Ревизор». Сюжет подарен Пушкиным. Сюжет взят из самой жизни. Боязнь ревизии была в чиновниках постоянной.

    "На зеркало неча пенять, коли рожа крива", - таков эпиграф "Ревизора". Хотел собрать все дурное и за один раз над всем посмеяться. Комедия не клевета, а зеркало.

    Конфликт: мнимый: между чиновниками уездного городка и ревизором и истинный: с одной стороны чиновники ( казнокрадство, взяточничество), а с другой стороны интересы народа. Проблема: проблема служения власти в интересах народа. Цент фигура: Хлестаков (ревизор). Вокруг него вращается всё действия «Ревизора». Он коллежский регистратор, чиновник низшего класса(14). Тратил деньги, все спускает в игру в карты.

    Центральный образ, в системе образов комедии «Ревизор» - образ уездного городка. Уездный город стал прообразом всего Российского государства.

    Во главе городского чиновничества в комедии «Ревизор» стоит Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Благодаря здравому смыслу, ловкости, хитрому расчету, Антон Антонович сделал карьеру и нажил состояние. Его влияние и авторитет среди чиновничества огромны. Он полновластно распоряжается в городе. Беря взятки, Сквозник-Дмухановский считает взяточничество естественным явлением, размер взятки зависит от чина.

    Подобно городничему, все чиновники относятся к службе как к возможности наживаться за чужой счет. Они не совершают крупных злодейств, но в результате их «грешков» в городе царит беззаконие и произвол.
    Чиновники одинаковы отношением к своему делу, но имеют свои особ-ти. Например, судья Ляпкин-Тяпкин известен «вольтерьянством». За жизнь прочел 5/6 книг, поэтому «несколько вольнодумен», пытается вести умные разговоры о политике. Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками, не считает это незаконным. Земляника, попечитель богоугодных заведений, обворовывает больных и даже не смущается, когда городничий советует перед приездом ревизора навести некоторый порядок в больницах. Земляника презирает бедных Смотритель училищ Лука— главная черта— постоянный страх перед начальством, даже перед одним его именем.
    Почтмейстер Шпекин имеет страсть читать чужие письма, причем делает он это, в первую очередь, из-за любопытства. Полиция представлена в лице частного пристава Уховертова. Здесь грубость, пьянство, побои; частный пристав даже не скрывает, что возвращается со службы «пьян». Каждый из система образов в комедии «Ревизор», созданных Гоголем, типичен и в то же время индивидуален, но вместе это чиновничество создает облик всего бюрократического аппарата, управляющего страной.
    Женские персонажи. Главным образом, это жена и дочь городничего. Дамы уездного города восхищаются всем столичным, в их речах присутствуют исковерканные французские слова, читают они только романы. Отношение чиновниц к людям зависит от чина и положения в обществе. Вместе, герои создают единый образ уездного города, живут для себя.

    Хлестаковщина – стремление человека сыграть роль повыше, показать себя значительной личностью, чем он есть на самом деле. У Городничего цель породнится, и стать важной особой. Он потрясён в конце тем, что его обманули, когда он сам столько обманывал. Страх завязал всю комедию, ставши главной пружиной действия. Количественная мера страха нарастает. В начале его было немного (городничий: «Страху-то нет, а так немножко) и нарастает от реплики к реплике, от действия к действию. Из-за страха не замечают очевидных фактов, указыв-щих на то, что Хл. Не ревизор! В сцене вранья он пытается показать, что он дейст-но знатный чел-к, чиновник. Но он постоянно оговаривается (г-т об арбузе кот 700 руб стоит и др). Страх формирует множество комических ситуаций (Городничий, отдавая приказания, путает слова; отправляясь к мнимому ревизору, вместо шляпы хочет надеть бумажный футляр, в первую встречу с Хлестаковым просит не губить его и маленьких детей, забыв, что детей у него нет).

    Самым положительным героем является смех, который облачает общественные пороки и устои самодержавного режима. Гоголь утверждал, что комедия должна быть смешна, но со смехом поучительным и исправляющим. Смех явл-ся очистительным.

    Жанр комедии избирает также для того, чтобы могли поставить в театре. Гоголь придавал большое значение театру. Расчёт на то, что зритель, увидит себя и попытается избавиться от дурного. Гоголь снял соц направленность своей пьесы и объяснил что действующие лица, это не люди, это пороки. Город-это душа, а внутри души пороки.

    28. Развитие письменной речи учащихся в процессе изучения литературы. Основные виды работы.

    Письменная речь имеет свои особенности: предназначена для зрительного восприятия, не имеет конкретного адресата. В ней максимально выражена способность ученика владеть словом. Находится во взаимосвязи с устной речью. Трудна для освоения.

    Работа по развитию письменной речи многообразна и зависит от: а) возрастных особенностей, б) уровня литературного и речевого развития, в) от рода и жанра художественного произведения, которое является базой работы, г) от поставленных познавательных и коммуникативных задач.

    Письменные работы в школе носят учебный характер, так как они прививают учащимся навыки письменной речи: способствуют обогащению речи детей, вырабатывают логику, уроки литер-ры заботятся о выразительности, эмоциональности, образности. Начинаясь в первых классах, развитие письменной речи идет постепенно, с каждым годом усложняясь и расширяясь в объеме и разнообразии форм.

    Одним из главнейших условий постановки всякой письменной работы является ее отчетливая целенаправленность. Учитель должен ясно представлять себе цель работы и те результаты, к которым она должна привести учащегося.
    Виды работы (упражнения):

    1. Репродуктивные: изложения подробное, сжатое, выборочное, с заменой лица рассказчика, осложненное грамматическими заданиями.

    2. Репродуктивно-оценочные: изложения с элементами сочинения.

    3. Сочинения разных жанров: сочинение-миниатюра, сочинение по пословице, загадке, по личным наблюдениям, сочинение по картине и т.д.

    4. Сочинения и изложения с элементами художественного творчества: рассказ о герое произведения, сочинение сказки, афоризма, загадки, рассказа (по образцу изученных), домысливание неоконченных историй в соответствии с логикой развития сюжета и характеров героев и т.д., художественные зарисовки, сценки, написание сценариев для постановки произведений в кино и театре (фрагменты).

    ИЗЛОЖЕНИЕ – это письменный пересказ прочитанного или прослушанного и проанализированного текста.

    СОЧИНЕНИЕ – это собственные размышления пишущего по поводу прочитанного и разобранного художественного произведения или его отрывка в различных письменных речевых жанрах.

    К видам работы над письменной речью относятся также планы, тезисы, конспекты, рецензии.

    1. Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Замысел, композиция, образная система.

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

    К работе над «Мертвыми душами» Гоголь приступил в 1835 году. В это время писатель мечтал о создании большого эпического произведения, посвященного России. А.С. Пушкин, подсказал интересный сюжет. Он рассказал Гоголю об одном ловком мошеннике, который попытался разбогатеть, закладывая в опекунский совет купленные им мертвые души как души живые. В то время было известно немало историй о реальных скупщиках мертвых душ. Композиция организован так, чтобы как можно полнее показать негативн стороны жизни России. Гл герой – Чичиков. Завязка сюжета - приезд Чичикова в губернский город. Г. Продолжает тему обличения бюрократич системы гос-ва. Проблема: духовное оскудение чел-ка. Омертвение души, люди котор погрязли в мирской суете. – помещики – они бездуховны, у них эгоистич интересы.

    Соотношение частей в "Мертвых душах" строго продумано и подчинено творческому замыслу.

    Первая глава поэмы является своеобразным вступлением. Автор знакомит нас с главными действующими лицами: с Чичиковым и его постоянными спутниками — Петрушкой и Селифаном, с помещиками Маниловым, Ноздревым, Собакевичем. Главы со второй по шестую посвящены помещикам, олицетворяющим собой "благородное" сословие России, "хозяев жизни". В седьмой — десятой главах мастерски нарисовано губернское общество. Городские верхи, мелкие чиновники, дамы "просто приятные" и "приятные во всех отношениях" пестрой толпой проходят перед нашим мысленным взором. В одиннадцатой главе дана биография Чичикова, нечистоплотного дельца буржуазного склада, приобретателя мертвых душ. Заключительные строки "Мертвых душ" посвящены горячо любимой родине: Гоголь-патриот воспевает величие и силу России.

    Значительное место в идейно-композиционной структуре произведения занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В лирических отступлениях Гоголь касается самых острых, самых важных общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе родины и народа контрастно противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

    Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти половина первого тома поэмы. Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Образы помещиков, которых посещает Чичиков, представлены в поэме контрастно, поскольку несут в себе различные пороки. Один за другим, каждый духовно ничтожнее предшествующего,следуют в произведении владельцы усадеб: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Если Манилов сентиментален и слащав до приторности, то

    Собакевич прямолинеен и груб. Полярны их взгляды на жизнь: для Манилова все окружающие — прекрасны, для Собакевича — разбойники и мошенники. Бездушие Коробочки проявляется в мелочном скопидомстве; единственное, что ее волнует, — это цены на пеньку, мед; «не продешевить бы» и при продаже мертвых душ. Коробочка напоминает Собакевича скупостью,

    страстью к наживе, хотя тупость «дубинноголовой» доводит эти качества до комического предела. «Накопителям», Собакевичу и Коробочке, противостоят «расточители» — Ноздрев и Плюшкин. Ноздрев — отчаянный мот и кутила, опустошитель и разоритель хозяйства. Его энергия превратилась в скандальную

    суету, бесцельную и разрушительную.

    Если Ноздрев пустил по ветру все свое состояние, то Плюшкин превратил свое в одну видимость. Ту последнюю черту, к которой может привести человека омертвение души, Гоголь показывает на примере Плюшкина, чей образ завершает галерею помещиков. Он утрачивает не только духовность, но и человеческий облик. Чичиков, увидев его, долго гадает, мужик это или баба, и, наконец, решает, что перед ним ключница.

    Писатель очень точно прослеживает деградацию человека, и читатель понимает, что человек не рождается чудовищем, а становится им. Значит, эта душа могла жить! Но Гоголь замечает, что с течением времени человек подчиняет себя господствующим в обществе законам и предает идеалы юности.

    Помещики, владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые. Истинных движений живой души мы не видим ни в пустом мечтателе, ни в крепколобой хозяйке, ни в «жизнерадостном хаме», ни в похожем на медведя помещике-кулаке.

    Новый герой времени – подлец-преобретатель. Для него нет нравствен преград перед выгодой. Но Чичиков более умен и энергичен, чем остальные. Гоголь показывает появление в русской жизни человека нового, у которого нет ни знатного рода, ни титула, ни поместья, но который ценой собственных усилий, благодаря своему уму и изворотливости пытается сколотить себе состояние. Его идеал — копейка; женитьба мыслится им как выгодная сделка. Его пристрастия и вкусы чисто материальные.

    Гоголь сумел разглядеть в современном ему обществе отдельные черты зарождающегося типа и собрал их воедино в образе Чичикова. Чиновники города NN еще более обезличены, чем помещики. Их мертвенность показана в сцене бала: людей не видно, повсюду муслины, атласы, кисеи, головные уборы, фраки, мундиры, плечи, шеи, ленты. Весь интерес жизни сосредоточен на сплетнях, пересудах, мелком тщеславии, зависти. Они отличаются друг от друга только размером взятки; все бездельники, у них нет никаких интересов, это тоже «мертвые» души.

    Мертв души соедин в себе противопоставл мертвого и (душа) вечно живого. Г. Указывает на возможность пробуждения живого в мертвом.

    29. Изложение как вид развития письменной речи. Виды изложений. Методика подготовки к написанию изложения.

    Изложение является традиционным методом работы по развитию речи учащихся и служит для формирования навыков аудирования, запоминания, воспроизведения текста и для обогащения словаря и грамматического строя речи учащихся, а также для развития речемыслительных механизмов, тренировки памяти, закрепления и проверки правописных умений и навыков.

    Виды изложений:

    По отношению к объему исходного текста:

    1. Подробное изложение.

    Подробное изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение исходного образца, с сохранением его композиционных и языковых особенностей, обусловленное идейным замыслом автора.

    Главная дидактическая задача изложения этого вида - сформировать у учащихся умение подробно пересказывать тексты. При подробном пересказе ученику не требуется собрать материал, он дан в тексте. Задача ученика - понять позицию автора, осмыслить текст как определенное смысловое, структурное целое и воспроизвести его.

    2. Сжатое изложение.

    Сжатое изложение как особый вид учебного пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания.

    Главная дидактическая задача сжатого изложения - научить кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию.

    Также бывают изложения
    По отношению к содержанию исходного текста:

    1. Полное

    2. Выборочное изложение.

    Выборочное изложение - это такое устное или письменное изложение содержания исходного варианта, которое основывается на предварительном отборе материала на заданную тему и создании на этой основе нового высказывания.

    В основе выборочного изложения лежит тематический отбор материала и его воспроизведение.

    3. Дополняющее. Учащиеся должны дополнить текст концовкой, началом, описаниями или рассуждениями. Это вид работы называется изложение с элементами сочинения.

    По способу восприятия исходного текста:

    написанные на основе прочитанного и на основе услышанного текста, а также комбинированные (часть текста воспринимается на слух, часть излагается после прочтения).

    По характеру текста изложения делятся изложения повествовательного характерас элементами описания, изложения-описания, изложения-рассуждения, изложения-характеристики.

    По цели проведения изложения делятся на обучающие и контрольные.

    Методика подготовки к написанию изложения:

    Вот основные этапы работы:

    1. Прочитайте текст.

    2. Выясните значение непонятных слов (воспользуйтесь толковым словарём).

    3. Запомните основные факты, их последовательность.

    4. Подумайте, о чём идёт речь в тексте, какова его тема.

    5. Определите основную мысль текста. Найдите слова, словосочетания или предложения, в которых она раскрывается.

    6. Определите тип речи.

    7. Разделите текст на части, озаглавьте каждую часть (составьте план).

    8. Выполните языковой анализ текста, то есть понаблюдайте за тем, как автор использует художественно-изобразительные средства (метафоры, сравнения, эпитеты).

    9. Прочитайте текст ещё раз.

    30. В.Г. Белинский – создатель русской реалистической критики. Статьи В.Г. Белинского о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, натуральной школе (по выбору экзаменующегося).

    Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) первый великий русский критик, создатель эсте-тической программы реалистического направления, с середины 1830-х и по 1840-х гг. являлся главным идейным вдохновителем и организатором самого мощного литературного направления в России. Ввёл основные теоретические понятия и термины реалистической критики. Белинский придал критике журнальный, публицистический характер. Его исходной позицией в области кри-тики был реализм. Уже в первой своей оригинальной статье - «Литературные мечтания» (1834). Белинский говорит, что лит-ра должна правдиво воспроизводить действительность. Ставит задачу: воспроизводить жизнь во всём её многообразии.

    Говорит о реализме как всемирном явлении. Белинский связывает реализм с повышенным интересом к изображению человека в его общественных отношениях. Реализм связывает с жанрами роман и повесть. Выступает против романтической эстетики. Главный принцип-это искусство связанное с жизнью. Искусство должно быть национальным.

    «Взгляд на рус литру 1847г» Это последняя статья Б. Написана в 1948. Состоит из 2х частей. В ней подробный анализ произведений натур школы («Кто виноват» Герцен, «Записки охотника» Тургенева, «Обык история» Гончаров и др) . Говорит, что Н.Ш. демократизировала лит-ру, приве-ла нового героя – маленького человека. Н.Ш. переосмыслила само понятие литературного героя. Герой – в котором нет ничего героического, возвышенного. Задача: изображение типич характера. Н.Ш. демократизировала язык литературы, наполнила его народной речью, разговорной речью. Литература по- настоящему стала народной. Разрабатывает теорию типического - это основа реализма. Эта статья стала программой целого лит-го направл-я – реализма.

    Впервые Белинский подробно анализирует творчество Гоголя в 1835 году в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя». Это одна из ранних работ Б. Здесь он ещё под влиянием идеалистической философии и эстетики. Творчество видит как бессознательный процесс (не зависит от писателя). Ещё не говорит об общественной роли литературы вообще (и творчества Гоголя в частности). Здесь Белинский зада-ется чисто эстетическим вопросом, самым важным для критика - «точно ли произведение изящно, точно ли этот автор поэт?»

    И тогда выяс¬няется, что Гоголь истинный поэт в отличие от всех его пред¬шественников в русской повести — Марлинского, Одоевского, По¬година — потому, что он «верен жизни до последней степени», создаёт ощущение безусловной художественной правды .

    Основной признак реалистической поэзии, по Белинскому — то, что ее герои живут как бы сами по себе. Эта верность жизни делает произведения Гоголя народными.

    Особенностью же, свойственной только Гоголю, индивиду¬альной чертой его таланта Белинский считает юмор.

    Для Б. важно умение Гоголя как подлинного художника-реалиста несколькими чертами обрисовать героя так, чтобы он был виден весь, «с головы до ног», быть «глубоким анатомиком души человеческой».

    В «Письме к Гоголю» говорит: «Вы у нас теперь один…» и свою любовь к искусству связывает с творчеством Н.В. Гоголя. Говорит, что с нетерпением ждёт выхода «М.д». Делится планами написать о сочинении несколько статей. И в статье «Похождения Чичикова или Мёртвые души» становит Гоголя на место, оставленное Пушкиным. Но отмечает, что Гоголь более социален, чем Пушкин.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   30


    написать администратору сайта