Главная страница
Навигация по странице:

  • 24. Изучение теоретических понятий в школьном курсе литературы. Сущность и значение этой работы в 5-8 и 9-11классах.

  • Проблема положительного идеала в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», в поэмах «Мцыри» и «Демон». Композиционное своеобразие поэм.

  • 25. Развитие речи на уроках литературы. Критерии речевого развития школьников. Основные направления работы по развитию речи учащихся. Развитие устной и письменной речи

  • Основные задачи

  • Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой


    Скачать 5 Mb.
    НазваниеЛекция Щербаковой
    АнкорШпаргалки по литературе. Госэкзамен
    Дата01.04.2022
    Размер5 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГОСЫ по литературе МОИ.docx
    ТипЛекция
    #434149
    страница8 из 30
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   30

    Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.

    Творческий путь Лермонтова делится на два периода (1828–1836 и 1837–1841).Особ-ти: в ранний период написано огромное кол-во стих-й, но только некоторые могут считаться шедеврами: я не унижусь пред тобою, парус, демон, маскарад. Ранняя лирика Л. в основном несовершенна, это признавал сам Л. при жизни только некот стих-я были опубликованы. до 36 г. были намечены все осн. темы его позднего тв-тва. С 37-41г было написано немного, но каждое стих-е это шедевр. в 41г. завешился целый этап творч-го пути Л. Мотивы:

    • жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);

    • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);

    • любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...»);

    • критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);

    • трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»);

    Гражданская тема. Творческая деятельность М.Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому принадлежал и Лермонтов, на его характер и творчество. Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощая идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о светлом будущем, стал ярким творцом гражданственного, философско-психологического романтизма. После восстания наступил период реакции и Л. не находит возм-ти реализовать себя,жажда подвига никому не нужна. Лермонт-й героя страдает мучается от этого. лирика для Л. стала единственным полем для выражения своих идей, реализовать свою гражданскую позицию. ГШерой – деятельный, волевой, ищет в бурях покой, а в покое – бурю. лерм. герой не уступает Богу по своей духовной силе – «Нет, я не Байрон»: Я — или бог — или никто!

    В лирике 37-41 гг. стиль Л. становится проще, избавляется от языковых штампов романтизма, исчезает напряженность интонации. Тема родины. «Родина» 41 г., «Бородино» 37 г., «Валерик» 40 г. Тема Родины занимает в творчестве М.Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Тема исторической судьбы поколения 30-х годов раскрыта в стихотворении «Бородино». Это отклик на события 1812 года, поэт говорит о героическом прошлом России. Стихотворение представляет собой как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице старого солдата. Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бессилии: Да, были люди в наше время, /Не то, что нынешнее племя: /Богатыри — не вы!

    Прославляя подвиги предшественников, поэт осуждает современников за бесславно прожитую жизнь. Образ России и отношение к ней у поэта двояки. В стихотворении «Родина» он говорит: Люблю отчизну я, но странною любовью!, а в стихотворении «Прощай, немытая Россия…» поэт презирает «страну рабов, страну господ».

    Для Лермонтова природа — предпочтительный собеседник, бесконечный источник гармонии и жизни, верный путь к единению человека и мира. Это та красота, ради которой стоит жить. В стихотворении «Родина» поэт задает вопрос: Но я люблю — за что, не знаю сам — /Ее степей холодное молчанье, /Ее лесов безбрежных колыханье, /Разливы рек ее, подобные морям… Все, что дорого поэту, роднит его со своей страной. Он любит простой и надежный лад деревенской мирной жизни, ему дорога «чета белеющих берез», радостна «пляска с топаньем и свистом». Пейзажные детали меняют друг друга: то захудалые, крытые соломой избенки, то признаки довольства — полное гумно и резные ставни — и герой откликается душой на все впечатления окружающей народной жизни. Через образы природы в лирике Лермонтова воссоздается и тот идеальный мир, в который лирический герой уносится мечтой, памятью или воображением. Подлинный облик Родины запечатлевается в поэзии Лермонтова через конкретные природные реалии — «желтеющую ниву», скромную «чету белеющих берез», «дымок спаленной жнивы».

    3. философская лирика – осмысление своего я, своей позиции. лирический герой противопоставлен свету: «Дума» 38 г., «И скушно, и грустно» 1840, «Как часто пестрою толпою» 40, «Выхожу один я на дорогу» 1841.

    «И скушно, и грустно» 1840. Тема - одиночество, мука печальной, изверившейся души. За скептическим монологом скрывается не внутренняя пустота, а горькое убеждение в трагизме своего существования, в невозможности достигнутой гармонии между человеком и равнодушным миром. Жанр - элегия. Стихотворение насыщено эпитетами, придающими ему образность: "пустая шутка", "холодное вниманье", "сладкий недуг", повторы: "и скучно и грустно, и некому руку подать", "и радость, и муки, и всё там ничтожно". Герой разочарован в жизни, он не видит смысла продолжения своего существования. Его не радуют окружающие, не приносят удовлетворения собственные мысли. Он делает вывод: жизнь - "глупая шутка". Ощущение бесполезности существования, быстротечности всего происходящего, смертельная скука - вот состояние лирического героя. Пессимистическая оценка собственного внутреннего несовершенства выражается в форме риторических вопросов: "Что пользы напрасно и вечно желать?", "Любить... но кого же?", "Что страсти?". Все проявления духовной жизни человека оказываются "напрасными", "ничтожными". В душе воцаряется пустота, а жизнь предстаёт бессмысленным и скучным существованием: И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - /Такая пустая и глупая шутка...

    2. тема поэта и поэзии. «На смерть Поэта», «Поэт», «Пророк».Сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта в светском обществе открывается в стихотворении «Смерть Поэта», написанном Лермонтовым после трагической гибели А.С. Пушкина. Скорбь и горечь, грусть и восхищение, боль и негодование - в стихотворении. В стихотворении три героя: Пушкин — «невольник чести», светская толпа и поэт, ее клеймящий и оплакивающий Пушкина. Толпа не оценила истинного таланта, не поняла подлинного искусства. Поэт открыто указывает на истинных убийц - это бездушное светское общество, которое направляло руку убийцы: Вы, жадною толпой стоящие у трона, /Свободы, Гения и Славы палачи!

    И в этом обществе Пушкин был так же одинок, как и Лермонтов: Восстал он против мнений света /Один, как прежде… и убит!

    В последней части стихотворения поэт выносит приговор убийцам и высказывает веру в возмездие: И вы не смоете всей вашей черной кровью /Поэта праведную кровь!

    Восхищаясь мятежностью поэта, Лермонтов одновременно осознает напрасность этого одинокого бунта, потому что свет неисправим, он равнодушен, низок и вероломен. В этом стихотворении по-декабристски звучат набатные ноты обличения рабства и деспотизма и остро поднят вопрос о роли и положении поэта в современном обществе.

    В.Г. Белинский писал в 1843 году: «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности».

    24. Изучение теоретических понятий в школьном курсе литературы. Сущность и значение этой работы в 5-8 и 9-11классах.

    От того, как поставлено изучение теории литературы в школе зависит уровень восприятия искусства учениками.

    Учителю нужно, чтобы изучаемые теоретические понятия, постепенно накапливаясь, развиваясь, вступая в связь между собой, образовали определенную систему и чтобы этапы становления системы были одновременно ступенями литературного развития школьников. Поэтому, в каком бы классе ни вел учитель работу над теоретико-литературными понятиями, ему важно представлять себе эту работу в масштабах всего школьного курса.

    На первом этапе (5–6 классы) происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5–6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции.

    На втором этапе (7–8 классы) важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее.

    9 класс готовит учеников к историко-литературному курсу старших классов. Теория литературы в 9 классе помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Усложняются понятия о структуре произведения (фантастическое и реальное, антитеза в композиции, реминисценции и заимствования, пародии, средства создания образа в литературе и кино и т.д.), о стихотворной речи (акцентный стих, пиррихий, спондей и пр.), о национальном и индивидуальном началах в художественном стиле.

    Основными теоретико-литературными понятиями для 10–11 классов являются: художественный образ, художественное время и пространство, содержание и форма, поэтика, авторский замысел и его воплощение, художественный вымысел, фантастика, историко-литературный процесс, литературные направления и течения; литературные роды; авторская позиция, пафос, тема, идея, проблематика, сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, лирическое отступление, конфликт, автор-повествователь, образ автора, персонаж, характер, тип, лирический герой, система образов.

    Методика работы:

    1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений.

    2. Общие представления о признаках этого явления.

    3. Определение понятия или установление его характерных признаков.

    4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения.

    5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления.

    6. Дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками.

    На третьем этапе мы вводим начальное понятие, а потом его развиваем.

    Современные авторы стремятся выделять центральные понятия в каждом классе (программа Кутузова). Это помогает превратить теоретические знания в систему, а не набор понятий.

    1. Проблема положительного идеала в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», в поэмах «Мцыри» и «Демон». Композиционное своеобразие поэм.

    «Песнь о купце Калашникове». В печати появляется в 1838г. Написана в духе исторических песен. Обращается к истории. Он выбирает основные темы, в частности проблемы чести и долга. В основе сюжета Степан, кот хочет отомстить обидчику. Все симпатии на стороне Степана, кот проявил смелость. В песне даны яркие бытовые зарисовки Московской Руси: пир в первой части. Показана вспышка царя на опричника. Опричник отказывается пить вино из чаши. Во 2й главе – семейный уклад в купеческой среде: частое посещение церкви, неограниченная власть главы семьи. 3е- сцена кулачного боя. Автор скуп на детали, ибо задача его показать мужественных людей. Киребеевич – удалой боец, это верный слуга царя, и любимец царя. Внешность подчёркивает красоту, богатую одежду. Главным героем явл-ся Калашников. Чувство чести превыше всего, чести за жену, всего рода. Осозновая обречённость своего поступка всё равно идёт на бой. Поведение Калашникова отличается от Киребеевича. Он поклонился и всему народу русскому, и святым церквям, а Киребеевич поклонился только царю. Это сильный, мужественный человек, кот может противостоять злу. Таким образом конфликт между героями носит частный хар-р, но Л. поднимает его до общественного. Движение сюжета начинается с пира, построенная по принципу былиной поэтики, сюжет взял из соврем-ти и обработал в народно-поэтическом духе, воспользовался фольклорным материалом. Поведение Кал. – это действенный пример, обращенный к современному поколению. мотивы поступка: личный (единственный заступник Алены Дм.) и общезначимая мотивировка (герой живет в то время, когда личности как таковой еще нет. Т.е. Заступаясь за Алену Дм., он заступается за нравственные особенности патриархально мира, оскорблен не только он, его семья, но и весь род). Призыв Л. ориентируется на опред-е героические личности. Но! Кал. защищая нарушает правила кулачного боя, он не может быть умышленным убийством, нельзя бить в лицо, кал. намеренно ударил в висок – в итоге оказался наказанным.

    «Мцыри». (1839г.) Классич. пример роман. искусства. Единодержавие героя – Мцыри. Большая часть поэмы, это его монолог (что характерно для героя ром. произвед.) Мцыри – это естественный человек, близкий к природе, мятежный герой. О судьбе героя говорится в первых главах. Отступление от романтического в том, что мы сразу видим все до конца, для того, чтоб сосредоточить внимание на внутренний мир героя. Монастырь с устоями сковывающими личность. От келий душных и молитв сбегает герой. Автор показывает и силу, и слабость – контраст, который проходит через героя. Физически герой слаб, в то же время «могучий дух его отцов», духовная сила. Но это не весь контраст: Мцыри и монахи, подчеркнуто в момент побега героя, не случайно выбирает грозу. Монахи молились в ужасе, а Мцыри «а я как брат, обняться с бурей был бы рад». Послушание – бунт. Идея вновь обрести родину – это главная цель. Родина – символ свободы «там люди вольны, как орлы».

    Природа друг героя, с другой стороны она вредит ему. Отношения с природой неоднозначны. Природа поразительно реагирует: и кусты цеплялись за него, мешают, бой с барсом. Но он слышит голоса природы «мне было свыше то дано». Это делает природу живой, делая и ее героем произведения. Природа взаимодействует с Мцыри. Так Лермонтов создает картину безграничной жизни. Монастырь --- герой---родина. Эти три предмета соединены движением. Мотив свободы и не свободы. Вернувшись он понимает, что путь на Родину закрыт. Мцыри – борец, который готов совершить подвиг, но его старания обречены. Идея свободной жизни. Герой в полном одиночестве. Лермонтов против неразумный запретов, он отрицает аскетическую мораль. Церковь ограничение развития личности. Поэма это протест против дух. рабства защита реальной жизни. Это плод насилия над чувствами человека. Это реальная судьба Мцыри. Позиция Лермонтова – это гармония между человеком и природой, окружение мира, что монастырские устои противоречат естественной сущности человека. Лермонтов не против религии, а против сковывающих правил.

    «Демон» Основа на библейском мифе о павшем ангеле, кот восстал против бога. В основе сюжета дух зла. Стремится возродиться через любовь к женщине. Лермонтов создаёт 2 мира: мир демона (разума) и мир Тамары (естест-ть). Демон не принимает законы неба, Лермонтов не приемлет законы окружающей действительности. Но за этим протестом идет наказание (он не знает рая). Психологический портрет демона – это единство диалектики бытия, с другой стороны противоречивость двух начал. Это суть характеристики героя. Для духовного мира демона характерно постоянное движение. Постоянные смены картин движение непросто безостановочно, безуспешно. Постоянное движение в пространстве и времени – главное. Через любовь к Тамаре он пытается возродится к жизни. А возрождение это гармония с окружающим миром. Движение мысли демона- это предмет автора. Он мыслящий человек. Желание познать. Демон весь в процессе поиска, он стремится понять, осмыслить. В своем вечном стремлении к сознанию он принимает каждую общественную истину. Демон мечется . Лермонтов сталкивает два мира. Тамарин мир земной не отделим от природы. Тоесть мысль и чувства. Демон тянется к Тамаре. Автор стремится к гармонии соединение мира демона абстрактный и Тамары более земной. В разнобращенности двух миров Л. видел трагедию своего времени и своего героя. Лермонтов подчеркивает «веселья детского полна» - естественность Тамары. Воплощение райского блаженства. Л. сравнивает Тамару с ангелом. Распад природы при соприкосновении с миром демона. Она воплощает жизнь и радость. Её «берут» сомнения и мысли. В начале ей сложно понять, что ад и рай это звенья одной цепи. Единство и борьба противоположностей. Он окружает её «пучину гордою сознанья». Сначала демон рассказывает о своей судьбе. Демон идет революционным путем: он сеет зло. Тамаре предстоит понять намерение его деяни. В этом мире любая ценность имеет свою противоположность и это есть «гордое познанье». Т. не выдает этого познания. Она сделала шаг в царство мысли она уподобляет демону. Образ демона – это дух свободы. В этом произведении мечта Л. о гармонии царства мысли и царства чувства.

    25. Развитие речи на уроках литературы. Критерии речевого развития школьников. Основные направления работы по развитию речи учащихся.

    Развитие устной и письменной речи – одно из стержневых направлений в методике. Основные задачи – обогащение словарного запаса на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности.

    Основные направления работы по развитию речи:

    1. Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно-критических материалов.

    2. Обучение различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы от пересказов текста до индивидуально-творческих высказываний.

    3. Организация речевой деятельности в процессе диалогического общения.

    4. Создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи на деятельностной основе.

    5. Активизация межпредметных взаимодействий на уроках литературы в аспекте речевой деятельности.

    Выдвигаются следующие критерии речевого развития, которого школьники достигают в процессе обучения с 5-11 класс:

    1. Владение активной лексикой, характеризующей духовный мир писателя и героя произведения, нравственно-психологические особенности личности.

    2. Владение общественно-философской и научной терминологией, использование ее в характеристике эпохи, мировоззрения и творчества писателя.

    3. Владение теоретико-литературной и искусствоведческой терминологией, ее использование.

    4. Владение изобразительно-выразительными средствами языка, в том числе пословицами, поговорками, афоризмами, использование их.

    5. Понимание особенностей вида и жанра высказывания в соответствии с его целями, ситуацией общения и умение практически владеть им (аналитический пересказ, художественный пересказ, ответ, сообщение, доклад, слово о писателе и др.).

    6. Содержательность высказывания.

    7. Четкость, логичность, стройность композиции высказывания.

    8. Владение приемами общения со слушателями во время выступления.

    9. Ведение диалога на литературные темы.

    10. Самостоятельность в подготовке выступления.

    11. Оптимальное сочетание в высказываниях изученного материала с собственными рассуждениями.

    12. Владение особенностями речевых стилей.

    Исходя из данных критериев разрабатываются собственные критерии и уровни для учащихся каждого «речевого возраста».
    1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   30


    написать администратору сайта