Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой
Скачать 5 Mb.
|
10. Заключительные занятия в системе работы над лит.произведением. задачи, содержание и возможные формы Задача заключительного этапа - создать ситуацию, в которой требовалось бы только повторить изученное, но осмыслить его заново. Нельзя повторять на заключительном уроке этап анализа, дублировать вопросы и задания. Он должен включать новые приемы разбора произведения и должен отличаться новым углом зрения. Заключительное занятие должно создать у школьников ощущение глубины и неисчерпаемости произведения. Факторы, влияющие на методику и содержание заключительного занятия: родо-жанровая специфика произведения; интеллектуальный фон класса; возраст учащихся; степень и глубина изученности произведения; возможности школы и учителя. Наиболее эффективные приемы: выразительное чтение учащимися и мастерами художественного слова; рассматривающие наглядности; составление монтажа из наиболее ярких отрывков произведения; беседа; заключительное слово учителя. Заключительные занятия - это этап анализа, его завершение, а не урок прощания с произведением, поэтому вопросы, над которыми работал класс в процессе разбора, на заключительных занятиях должны найти свое законченное выражение. Не анализ текста в его деталях, а взгляд на произведение в целом - такова цель заключительных занятий. Заключительные занятия должны также создать ощущение глубины и неисчерпаемости произведения и создавать «установку» на дальнейшее общение с текстом после завершения изучения. На заключительных занятиях необходимо создавать ситуацию, в которой требуется не просто повто-рить изученное, но и осмыслить его заново, убедить других в справедливости сложившегося мне-ния, защитить выводы, к которым привел анализ. При этом важно избегать повторения хода анализа, нельзя превращать в макет только что проделанного разбора, новый центр внимания, новый угол зрения на произведение, новый материал. В этом случае ученики придут к новому повороту мысли, углубленному осмыслению произведения в целом. Заботясь о том, чтобы заключительные занятия не сводились лишь к обобщению и повторению пройденного, на заключительных уроках часто предполагается чтение небольших произведений учащимися, составление монтажа из более ярких отрывков романа или повести, рассматривание иллюстраций в связи с пересказом событий и характеристик. Возбуждение эмоций новым открытием в произведении, которое как будто уже вполне знакомо и даже привычно ученикам. Но чтобы состоялось новое узнавание произведения, необходимо вызвать в учениках потребность повторного обращения к произведению, заставить их задуматься над более сложной задачей, чем те, которые уже решены, создать проблемную ситуацию в конце анализа. Плодотворным является на заключительных занятиях сопоставление сюжета произведения и реальной основы его. Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Они ориентируют школьников на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления. Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном. На заключительных занятиях по изучению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции, После уроков по драме - инсценировки, обсуждение сценических и кинематографических версия, составление различных трактовок ролей. Завершающие уроки по изучению эпических произведений включают задания творческого и исследовательского характера, сопоставление позиций критиков, самостоятельной работы («проба пера», «создаем иллюстрации», «пишем рассказ», «сочиняем сказку»). Итак, заключительные занятия по анализу произведения требуют, во-первых, потребности повторного обращения к произведению и осмыслению его в целом; во-вторых, пробуждения самостоятельных оценок и их защиты; в-третьих, введение нового материала, отстаивания сложившихся точек зрения в новой ситуации; в-четвертых, соединение конкретных образных представлений с общим концепционным подходом к нему и, наконец, «размыкания» концепции, ощущения известной ее условности, побуждения к дальнейшему общению с текстом. 11.Выявление первоначального восприятия произведения: цели и способы. После прочтения произведения очень важно понять, как воспринято произведение. Читательское восприятие – первое осмысление. Выявление первоначального восприятия необходимо, чтобы реализовать естественную потребность ученика – поделиться впечатлениями после прочтения. Учитель сможет выяснить различные позиции учеников, увидеть, какие страницы ярко восприняты учениками, а какие прошли мимо их сознания и понимания. *Это первый шаг к анализу, поможет выбрать путь анализа: по образной системе путь (Ольга и Ленский, Ольга и Татьяна, Ленский о Онег.), вслед за автором(от главы к главе, от сцены к сцене), проблемно-тематический( ? – Чем ЕО не полюбил простую Татьяну, а полюбил светсткой?) *Позволит продумать над какими проблемами стоит поработать с учениками, а какие им ясны без учителя. *При выявлении первоначального восприятия учитель сможет увидеть, какие сферы читательской деятельности развиты у ученика хорошо, а какие недостаточно. Э – эмоции В – воображение П(С) – понимание содерж Ф – реакция на форму содерж ФОРМА – как представ.сист.перс,пейзажа,портрет интерьер. СОДЕРЖАНИЯ – сюжет, тема произв,проблемы, пост-ые автором. Эмоциональная реакция (Понравилось/не понравилось? Какие эпизоды понравились? Какое настроение было при чтении? Какие эпизоды показались самыми грустны-ми/смешными?Какие картины представлял, когда читал?Какую иллюстрацию создал бы к эпизоду?) Воображение(Какие картины представлял, когда читал? Какую иллюстрацию создал бы к эпизоду?) Последовательность вопросов важна. Учитель ведёт от общего впечатления к погружению в содержание и смысл произведения, просим обдумать элементы формы, понять поступки героев. Этап первоначального восприятия в школьном обучении должен быть построен таким образом, чтобы обеспечивалась подготовка к первоначальному восприятию, было организовано первоначальное чтение и осуществлялась проверка первоначального восприятия. Подготовка к первоначальному восприятию – важный этап, интеллектуально и эмоционально подготавливающий учащихся к первому знакомству с произведением. Задачи данного этапа, его методика зависит от этапа литературного образования, жанрово-родовой специфики литературного произведения, уровня развития школьников. В 5–7-х классах на этом этапе изучения произведения необходимо создать определенную атмосферу встречи с необычными героями, судьбой писателя. Эмоцио-нальное, яркое слово учителя, рассказ заставят учащихся с интересом отнестись к произведению. Если это эпическое произведение, то лучше использовать те факты из жизни писателя, которые имели непосредственное отношение к произведению, а также случаи из детства. Если это лириче-ское произведение то эта, эмоционально настраивающий учащихся на восприятие поэзии (репро-дукции с картин художников, музыкальные произведения). Подготовка к восприятию драмы будет носить теоретико-литературный характер, когда важно освоить такие понятия, как пьеса, драматические жанры, сценичность, афиша, диалог, реплики, ремарки, конфликт. Когда изучается историко-литературный курс, задачи этапа подготовки к первоначальному восприятию связаны с формированием представлений учащихся об историко-литературном процессе, особенностях мировоззрения писателя. Организация первоначального чтения тоже имеет особенности в зависимости от возраста школьников. В 5–7-х классах произведение обычно звучит в классе, если не целиком, то частично в исполнении учителя. Некачественное чтение учащихся может разрушить эмоциональную атмосферу, созданную на предшествующем этапе урока. В старших классах произведения учащимися прочитываются дома. Проверка первых читательских реакций, это проверка личностного восприятия. После чтения лирических произведений необходимы вопросы на то, как почувствовали школьники настроение, выраженное в стихотворение, как восприняли образную палитру. В школьных учебниках по литературе эта группа вопросов открывает систему вопросов и заданий, предложенных авторами учебников для изучения каждого произведения. 12. Изучение текста художественного произведения. Пути анализа: их достоинства и недостатки. Мотивы выбора пути. Изучение худ. произведения включает след. Этапы: 1) Вступительное слово 2) Чтение произведения. Изучение художественного произведения начинается с чтения. 3) Выявление первоначального восприятия. 4) Изучение текста произведения (анализ). 5) Заключительное занятие. Выяснение читательского восприятия необходимо учителю, чтобы определить направление анализа, выбрать основной путь разбора и приемы изучения текста. Изучение текста художественных произведений должно строиться, опираясь на принципы научности, историзма. Анализ – расчленение, разложение исследуемого предмета на составн.части, чтобы познать суть этого предмета. -на части -на главы -на образы сист -на цепочки.сюжетная ситуации -детали, тропы (эпит, метаф, сравн) Конечный итог анализа: Авторский взгляд на мир. Анализ зачастую подменяется пересказом. Цель совпадает с целью научн.анализа и принцип.анализа (анализ в единстве с формой и содержания) Принцип целостности и принцип историзма. В основе анализа – литературов.концепуия. По объему: 1) ученый - одноноправл 2) школьный учитель – общая картина (ученому достаточно изложить истину, учителю важен эмоцион-ый хар-р анализа) Учитель должен составить тематический план и определить путь анализа, т.е. послед-ть изучения произ-я. Характер изуч-я произ-я – какие эпизоды рассмотрим глубоко, какие обзорно, какие дадим для самост.изучения (текстуально глубоко, поверхностно, упоминание). «Нельзя все произ-е изучить с одинаковой мерой глубины» (Рыбникова). Путь анализа – это особая послед-ть разбора, своеобразный ход, сюжет рассмотрения лит.произ. Существует 3 основных пути литер.разбора: ЦЕЛОСТНЫЙ, «ПО ОБРАЗАМ» И ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Выбор пути анализа в школе определяется не только теми мотивами, кот. существенны для литературоведа (худ. природа произ., его структура, выявлять смысла произ-я при иных разных подходах к нему), но уровнем развития учеников, харак-м восприятия ими произ-й, педагог.целью, кот. ставит перед собой уч-ль в данном разборе. Целостный анализ («вслед за автором»), в основе кот. лежит сюжет произ-я, а основными звеньями явл-ся эпизод, сцена, глава, имеет ряд неоспоримых достоинств. Естественность порядка разбора, повторяющего на более сложной основе процессе чтения, следование за развивающейся мыслью автора, эмоцион-ть, возникающая при вовлечении класса в сопережив-е, рассмотрение произ-я в динамическом взаимод-ии формы и содержания – таковы возмож-ти целостного пути анализа. Но! Практич. удобство его, объясняющееся тем, что ученики могут постепенно, посильно познак-ся с отдел. частями произ., оборачивается ограниченностью анализа. Анализ часто сосредоточен здесь в рамках эпизода и потому не может достаточно глубоко и свободно прояснить связи отдел.звена со всем строем произ. Трудность свободного сопоставления разных звеньев произ. при целостном анализе ведет часто к смутности общей концепции, к отсутствию генерализации в анализе. Также сущ-т и опасность растворения в тексте, недаром в практике школы он иногда (при неправ. применении) превращ-ся в сложное комментир.чтение. Традиц.анализ «по образам». Деление героев на полож. и отриц., главн. и второст., «представителей» и «одиночек», сведение разбора к называнию черт героев и иллюстр-е черт цитатами – все эти схоласт-е искажения анализа системы образов заслонили от учителя и уч-ся полож.возможности этого пути анализа. Характерное для уч-ся 7-8 классов стремление к нрав.оценке героев произ-я, к осмыслению и объяснению их характ-в делает этот путь анализа в данных классах весьма плодотворным. Достоинства: обнаружение центральных для произведения связей, которые подчеркиваются естественным переходом от анализа характера одного героя к другому, сопоставлением их. Общие принципы проблемного анализа позволяют не только обогатить в отдел. звеньях традиц.пути анализа, но и дать законченное выражение пробл-темат. пути разбора, найти оправданную послед-ть пробл.анализа. Пробл.анализ как специф.путь разбора предполагает, что вопрос, возникший в сознании уч-ся при чтении лит.произ., организует сам процесс изучения. Поиски решения общего, перспективного вопроса приводят к возник-ю новых, дополнит-х. Необходимо найти острый вопрос, который явится завязкой проблемного подхода к теме. В вопросе «Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?» нет внешних признаков проблемности, но он предполагает неоднозначные ответы. Важно, чтобы вопрос создавал возможность неоднозначных ответов, вел к поиску и развернутому доказательству решения. Проблемный вопрос должен быть задачей, увлекательной для школьника, отвечать его потребностям и вместе с тем соответствовать природе художественного произведения, логике науки и литературе. При верно поставленном проблемном вопросе поиск истины объединяется с личной заинтересованностью ученика и ситуация затруднения, когда, вызывает потребность в новых знаниях, в более глубоком осмыслении материала. Одним из существенных качеств проблемного вопроса оказывается его емкость, способность охватить не только единичный факт, а широкий круг материала. Он, выявляет связи отдельных элементов художественного текста с общей концепцией произведения. Проблемные ситуации могут создавать и при рассмотрении эпизодов в рамках анализа «вслед за автором» и при изучении образа персонажа в системе пообразного анализа. Материалом проблемного анализа в рамках уроков может оказаться и событие, и характер героя. Пробл.анализ – это своего рода цепная реакция вопросов, разбор, построенный на соединении связанных др.с др. пробл.ситуаций. Пробл.ситуация не замыкается рамками одного урока, она должна предшествовать всему анализу в целом. Пробл.сит. каждого урока оказ-ся развитием общей, исходной пробл.ситуации. Пробл.анализ в его законченном виде доступен на послед.этапе изуч-я лит-ры в школе, когда причинно-следственные связи истор, соц, философ, эстетич. порядка выступают в сознании учеников на первый план. Пробл.анализ воспитывает в уч-ся умение защищать выбранную т.зр., логически аргумент-ть читат.впечатления и выводы разбора. ВЫБОР ПУТИ АНАЛИЗА учителем в значительной степ. опред-ся уровнем литер.развития уч-ся. Для того, чтобы контакт, возникший при чтении между читателем и писателем, развился в их диалог в литер.разборе, необходимо путь анализа сделать посильным, естестн-м для учеников. 13. Особенности школьного анализа художественного произведения. Сходство и различие научного и школьного анализа. Изучение худ. произведения включает след. Этапы: 1) Вступительное слово 2) Чтение произведения. Изучение художественного произведения начинается с чтения. 3) Выявление первоначального восприятия. 4) Изучение текста произведения (анализ). 5) Заключительное занятие. Анализ – расчленение на части исследуемого текста (части – тема, сюжет, эпизоды, образы). Анализируя произведение, необходимо всматриваться во все составляющие, потому что каждая деталь, каждая черта стиля, каждое слово важны. Часто анализ подменяется пересказом. Анализ – расчленение, разложение исследуемого предмета на составн.части, чтобы познать суть этого предмета. -на части -на главы -на образы сист -на цепочки.сюжетная ситуации -детали, тропы (эпит, метаф, сравн) Конечный итог анализа: Авторский взгляд на мир. Анализ зачастую подменяется пересказом. Цель совпадает с целью научн.анализа и принцип.анализа (анализ в единстве с формой и содержания) Принцип целостности и принцип историзма. В основе школьн.анализа – литературов.концепция, кот. удерживает этот анализ от примитивности. Но способ её постижения, уровень мысли другой, чем в научном исследовании. Учителю необходимо учитывать достижения литературоведения на уровне общего осмысления худ. Произведения, а не только комментария. Но иногда педагог переносит в класс вопросы, которые вызывают разные толкования в науке и не ориентируется на возможности учеников, забывая о доступном объеме анализа. По объему: 1) ученый - одноноправл 2) школьный учитель – общая картина (ученому достаточно изложить истину, учителю важен эмоцион-ый хар-р анализа). Важное: задача школьного анализа – организация плодотворного общения с искусством. Изучение литературного произведения в школе определяется не только стремлением раскрыть юному читателю художественный смысл произведения, постичь идеи автора, в шк.анализе присутствует задача развития читательских качеств ученика: воображения, эмоциональной чуткости, эстетической оценки, умения осознать свои впечатления, интеллектуально и эмоционально выразить их. Но между научным и школьным анализом есть определенные сходства и различия. Сходства: -принцип единства формы и содержания (не просто выделить тропы, а выделять их по ходу анализа). -Принцип историзма (Понять время, в которое создавалось произведение, например, Писарев анализировал образ Базарова согласно своему времени. -принцип связи мировоззрения и худ. Метода писателя. -принцип последовательности. Различия: -школьный анализ отличается по объему. Ученный может охватывать в своём анализе все сферы произведения, разбирая его на всех уровнях, а школьный может ограничиться одним направлением (система образов, стиль). -для учителя важны не только выводы, но и путь, по которому он ведёт к постижению истин. Произведение должно быть не только усвоено, но и освоено (Рыбникова). Поэтому по характеру воспитательной направленности школьный и научный анализы отличаются. -школьный анализ должен быть эмоциональным. Учитель должен не просто излагать истину, но и обеспечить эмоциональность. -анализ обращен к конкретной аудитории. В школьном анализе важно субъективное начало. Воспитание не должно быть прямолинейным. Важный момент в шк.анализе – развитие чит-их кач-в и навыков анализа, необх-ых для воспр-я пр-я. В шк – приёмы разв-я сотворчества читателя. Приближ-е уч-ка к твор-ой деят-ти. приемы: выраз.чтен, устн. и словес.рис, творч.переск, созд.киносц. + приемы, разв-щие театральн.вооб-е (созд-е вооб-й декораций, мизансцены, лирич-их ремарок) |