Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой
Скачать 5 Mb.
|
19. Изучение лирики в старших и средних классах. Выразительный род литературы. Предмет лирики - внутренний мир человека в его движении – процессе мышления и внутр.пережив. В лирике чел-к рисуется в отдельн. переживании, котор. разворачивается как возникшее на наших глазах и тут же завершается. Материальн. предмет лирики не имеет цены сам по себе ( парус- не вид транспорта, а сознание одинокого человека). В лирич. произвед. особый тип худож. образа- образ-переживание, котор. передает целостное и конкретное переживание человека ( лирич. героя). Образ – переживание м.б. и философ.мысль (Пушкин «Вновь я посетил»), любовное увлечение,политич.высказы-е. Всё это имеет различие по содержанию, но имеет субъект.эмоц-ю окраску. Здесь иные, чем в драматич. произведении словообразы и образ-картина. Понятие переживаний не следует воспринимать узко – с ним связана любая эмоция, все это переживания. Не надо на уроках привязывать стихотворение к биографии поэта – чаще всего биография, лишь импульс и он влияет на создание стихотворения. Все, что случается в частной жизни- становится общечеловеческим. Но есть такие стих-я ,где нужна биография – «Смерть поэта». Тенденция к обобщению – очень важна. Стихотворная речь обладает необыкновенной емкостью. Цель анализа лирики в школе – научить ученика видеть в лирическ. произведении сознание автора. У детей должно сложиться представление о многообразии человеческих переживаний. Учитель должен развивать способность испытывать сложные человеческие чувства, или хотя бы понимать их ценность. Одна из задач лирики – развить способность к сопереживанию. Нужно обращать внимание на эмоциональное звучание стихотворения. Класс на протяжении урока нужно держать в определенном состоянии. В детях нужно развивать умение не только видеть самим, но и передавать свое видение другим. Нужно просить их представить, вообразить. Изучение стихотворений не должно сводиться к объяснению каждой строки – это разрушает поэзию! Нет единого пути для анализа лирических произведений. Каждый раз мы ищем новую дорожку, которая приведет нас к пониманию. Главная задача- проследить, как рождается, развивается и замирает образ переживание. В одних случаях – это работа над эпитетами, а других над ассонансом и т.д. Особую роль играет подготовка к восприятию – вступительное слово. Нужно создать настрой для учеников. При изучении пейзажной лирики – опора на собственный опыт, гражданской – опора на историю создания произведения ( например, «Смерть поэта» Лермонтова). Обязательно – чтение в классе, не нужно давать читать дома. После прочтения – пауза. Обязательный этап- выявление первоначального восприятия. Вопросы: какие чувства у вас вызвало стихотворение? каким настроением пронизано стихотворение? .и т.д. Анализ может идти через создание картин киносценария – но не всегда! Прием подготовки к прочтению – создание партитуры. Справа- стих, слева – с какими эмоциями мы должны его читать. Но обязательный этап анализа- чтение стихотворения целиком. Принципы и пути анализа: Трудности: м.б. формальный анализ, упрощение (огрубление мысли или же утонченности) О стихах нудно говорить прозой. Важен принцип творч-ого, а не объяснит-ого. Главная задача – не сообщение фактов и сведений по ТЛ и ИЛ, нравственно-эстетическое воздействию. Осн.моменты при изучении: -подготовка к восприятию (пейзажная – опора на жизн-ые впечат-я, политич. – ист.созд, факты биогр., завист. От тематики произ-я, любовная – факты биогр. Маяковский «Лиличка») Может звуч. Аудиозапись. первонач.восприятие (нрав/не нрав? Какое настроение в стих-ии, меняется ли оно?) -учебн.пауза -повтор чтения -словообр.разбор -беседа по содерж -повтор чт -изуч. наизусть В старших классов важно соединить логическое и эмоциональное начала. Уроки литературы дают интересные формы перехода от образного строя произведения к системе теоретических понятий и обратно. В V-VII классах. В центре – отдельные стих-я, рассматриваются вне контекста общего творческого автора, НО образ автора, его личность неизбежно присутствует в любом анализе. Научить выразительно читать поэтический текст и понимать особенности стихотворной речи. Эмоционально подготовить к восприятию текста (слово учителя об образе поэта или фактах его жизни, связанных с созданием произведения («Тучи» Лермонтова), обращение к впечатлением учащихся (перед чтением пушкинского «Зимнего утра»)). Приемы анализа. 1. анализ сливается с обучением школьников выразительному чтению. Вопросы побуждающ. представить красоту зим-него пейзажа и понять: главное в стихотворении не сами по себе картины природы, а вызванное ими душевное состояние. 2. От накопления и осознания образных впечатлений, от пробуждения конкретных представлений и чувств к пониманию обобщенной художественной идеи: от общего - к наблюдению, к частному открытию. 3. Учитель опирается на читательскую самостоятельность школьников. постоянная задача педагога -словесника: терпеливо учить их видеть в единичном переживании - общее, в эмоциональном отношении к конкретному факту - типичное. В старшем звене усложняется литературный материал, серьезнее становятся теоретические вопросы, стихо-творения рассматривается не замкнуто, а в контексте творчества поэта и отчасти в историко-литературной перспективе. Каждое лирическое стихотворение вписывается в творчество худож-ника и позволяет открыть ту или иную грань его поэтического мира. Способы рассмотрения поэ-тического текстаре: одни - целостно, монографически, некот. объединить тематически, останавли-ваясь на общих, ведущих идеях, переживаниях, выраженных в них, ряд стих-й - для самост. по-стижения. ( Наприм. Обзорно у П.: «Погасло дневное светило» и «К морю». - особенности пуш-кинского романтического стиля. Монографическое изучение: наблюдения за движением авторского переживания от начала к концу стихотворения («Вновь я посетил…»); вхождение во внутренний мир произведения через осмысление его жанровой природы («К Чаадаеву»); сопоставление стихотворения и музыкальной его интерпретации в романсе («Я помню чудное мгновенье…» Пушкина и Глинки). 20. Особенности изучения драматических произведений в школе. Родовые особенности драмы: изобразительный род литературы, близка к эпосу, изображает чел-ка в поступках, событиях, участником которых он является. Драма лишена речи повествователя, он явл. посредником между читателем и произведением. В минимальном объеме автор присутствует в ремарке, афише. Анализ драмы нужно начинать с афиши. Самое яркое отношение к афише проявл. у Гоголя в «Мертвых душах»: написал замечания для господ актеров. Из характеристики в афише можно заметить отношение автора к своим героям, а также положение в обществе, которое они занимают. В «Вишневом саде» указаны 3 возраста: 17 лет, 51 год и 81 год. Таким образом, определяется главный конфликт: пьеса о столкновении со временем. Прошлое связано с крепостным правом (Лопахин, Раневская) и будущее (Аня со своим молодым задором). Ремарки имеют служебный характер, иногда психологический подтекст. Драма – синтетический род литературы, т.е. она явл. произведением, предназначенным для постановки на сцене, должно быть искусством слова и театральным искусством: в спектакле не имеем присутствия автора вообще. В спектакле к автору добавляются актеры, режиссеры и т.д., драматург должен думать о возможностях сцены. Драматическое произведение отличается активностью, целеустремленностью, большей обнаженностью конфликта, максимальной уплотненностью и непрерывностью. Особенности изображения драматического героя: создается не только с помощью языковых средств, но и с помощью средств, кот. представляет драматургу сцена: вещи, звуки, свет и голос, внешность артиста. С одной стороны драматург ограничен, не может описать психологию героя. Как знакомиться с текстом пьесы? – самостоятельное знакомство; - читать учителю; -читать в классе по ролям; - посмотреть спектакль или кинофильм. В школе используются комбинированные способы изучения пьесы. Специфика анализа. Лучший анализ – вслед за автором. Для начала нужно определить конфликт. «Ревизор» - основной пружиной действия явл. самый ужас ожидания приближения закона. При анализе нужно помнить: образ героя создается через речь, с помощью диалогов и монологов. Монологи: чем вызван данный монолог? Какие темы затронуты в нем? Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе? Каково психол. состояние чел-ка в этот момент, как оно выражается? С какой целью введен драматургом данный монолог? Пример монолог Чацкого. Темы: крепостное право, показываются крепостники, кумовство, родств. связи, покрывающие все негативные поступки; тема молодых, творческих людей, которым нет места среди них. Обязательно обращать внимание на лексику. Как говорит герой с разными персонажами? Режиссерские ремарки – это письменные пояснения к тексту пьесы, в кот. ученик определяет настроение действующих лиц, изменение их чувств, интонацию, с кот. персонаж произносит слова, их подтекст. 1 этап. Выписать ремарки и работать над ними. 2 этап. Создание режиссерских ремарок (самим определить интонацию, позу, жесты персонажа). Работа над языком тесно связана с воображением: разбуженная фантазия помогает представить и понять сценическую ситуацию, уловить подтекст отдельной реплики и всей сцены. Приёмы пробуждения театр. воображения: - создание режиссерских ремарок (работая над пьесой, необходимо учитывать мнение класса); - создание воображаемой декорации (представьте, что вы сидите в зале, расскажите, что вы видите на сцене). – создание мизансцен – расположение героев в определенный момент действия, их взаимодействие, передвижение. (Рисуем мизансцену и описываем её), – создание внесценических эпизодов. Родовые особенности драмы: Драма – синтетический род литературы, т.е. она явл. произведением, предназначенным для постановки на сцене, может быть искусством слова и театральным искусством. Драматическое произведение отличается активностью, целеустремленностью, большей обнаженностью конфликта, максимальной уплотненностью и непрерывностью. Драма лишена речи повествователя, он явл. посредником между читателем и произведением. В минимальном объеме автор присутствует в ремарке, афише. Анализ драмы нужно начинать с афиши. Самое яркое отношение к афише проявл. у Гоголя в «Ревизоре»: написал замечания для господ актеров. Из характеристики в афише - отношение автора к своим героям, положение в обществе, которое они занимают. (В «Вишневом саде» указаны 3 возраста: 17 лет, 51 год и 81 год. - определяется главный конфликт: пьеса о столкновении со временем. Прошлое связано с крепостным правом (Лопахин, Раневская) и будущее (Аня со своим молодым задором)). Ремарки имеют служебный характер, иногда психологический подтекст. Особенности изображения драматического героя: создается не только с помощью языковых средств, но и с помощью средств, кот. представляет драматургу сцена: вещи, звуки, свет и голос, внешность артиста. Драматург ограничен - не может описать психологию героя. Знакомство: самостоятельное знакомство, читать учителю, читать в классе по ролям, посмотреть спектакль или кинофильм. В школе используются комбинированные способы изучения пьесы. Специфика анализа. Лучший анализ – вслед за автором. Для начала нужно определить конфликт. («Ревизор» - основной пружиной действия явл. самый ужас ожидания приближения закона). Помнить: образ героя создается через речь, с помощью диалогов и монологов. Монологи: чем вызван данный монолог? Какие темы затронуты в нем? Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе? Каково психол. состояние чел-ка в этот момент, как оно выражается? С какой целью введен драматургом данный монолог? (Пример монолог Чацкого. Темы: крепостное право, показываются крепостники, кумовство, родств. связи, покрывающие все негативные поступки; тема молодых, творческих людей, которым нет места среди них). Обязательно обращать внимание на лексику. Как говорит герой с разными персонажами? Режиссерские ремарки – это письменные пояснения к тексту пьесы, в кот. ученик определяет настроение действующих лиц, изменение их чувств, интонацию, с кот. персонаж произносит слова, их подтекст. 1 этап. Выписать ремарки и работать над ними. 2 этап. Создание режиссерских ремарок (самим определить интонацию, позу, жесты персонажа). Работа над языком тесно связана с воображением. Приёмы пробуждения театр. воображения: создание режиссерских ремарок; создание воображаемой декорации (представьте, что вы сидите в зале, расскажите, что вы видите на сцене), создание мизансцен – расположение героев в определенный момент действия, их взаимодействие, передвижение. (Рисуем мизансцену и описываем её), создание внесценических эпизодов. 21. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – реалистический роман в стихах. Проблематика и центральные образы. Роман в русской критике. Автор и его герои. Оценка «Евгения Онегина» в критике. Стихотворные произведения 30-х годов. Роман в стихах «Евгений Онегин». Роман Е.О. занимает главное место в творчестве П. Появление романа оказало огромное влияние на развитие русской литературы. Роман в стихах был окончен в 1831 году, писался 8 лет. Охватывает события с 1819 по 1825 год: от походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. В романе переплетены история и современные поэту события. Е.О.-первый русский реалистический роман, правдиво и широко показывающий русскую жизнь 19 века. Неповторимым его делает широта охвата действительности, описание эпохи, ее отличительных особенностей. Белинский назвал Е.О. энциклопедией русской жизни. Правдиво показал быт, жизнь, интересы дворянства и дал точную характеристику представителям этого общества. Своеобразие сюжета. Композиция, стиль, стих. нет начала и нет конца. Начинается с середины – с отъезда героя в деревню. Отталкивается от литературных шаблонов и романных клише (Характеризуя Ольгу):любой роман /Возьмите и найдете верно /Ее портрет: он очень мил, /Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно. Нет и счастливого конца, оборван на драматической сцене. Отказался от завязок, развязок. Композиция. переплетены рассказ, отступления от него, воспоминания и размышления Автора. В этом собрании «пестрых глав» есть неуклонное движение сюжета, о котором автор ни на минуту не забывает, стройность, симметрия (например, письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне). В романе 8 глав. Роман написан особой «онегинской строфой». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырехстопного ямба. Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно («Мой дядя самых честных правил, /Когда не в шутку занемог, /Он уважать себя заставил /И лучше выдумать не мог), строки с пятой по восьмую — попарно (Его пример другим наука; /Но, боже мой, какая скука /С больным сидеть и день и ночь, /Не отходя ни шагу прочь!) , строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой (Какое низкое коварство /Полуживого забавлять, /Ему подушки поправлять, /Печально подносить лекарство). Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой (Вздыхать и думать про себя: /Когда же черт возьмет тебя!»). Проблематика: проблема положительного героя в дворянской среде (тоска Онегина, его поведение по отношени. К Татьяне), проблема дворянской женщины (ограниченость эмоций, обязанность выйти замуж, невозможность проявления чувств), проблема счастья (в чём видят герои счастье. Почему оно не состоялось?) В романе изображены типические характеры в типических обстоятельствах. Татьяна, Оне-гин – типичные герои. В Е.О. два сюжета: автора и героев. Эти два мира находятся в очень тесной взаимосвязи. Центральные образы: 2 сюжетных линии: Онегин – Татьяна; Ленский – Ольга; Главные герои: Онегин; Татьяна, автор, кот принимает участие в судьбах своих героев. В романе возникает 2 мира: 1 мир жизни героя; 2 мир автора. Автор как творец, создатель («Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас»); Автор как персонаж («Онегин добрый мой приятель»); Автор, как биография Пушкина (южная ссылка «Там некогда гулял и я:Но вреден север для меня»). Герои даны в развитии. (Рас-сказ об Онегене, Татьяне – Любовь Т – отповедь Онегина – дуэль – встреча – письмо О – отповедь Татьяны). Автор использует зеркальность сюжетных ходов, чтобы показать эволюцию героев. Эволюция Онегина: испытания, через кот он проходит (кровью-дуэль; путешествие; испытание любовью). КРИТИКА В. Г. Белинский: «П. умел коснуться так многого, намекнуть о многом, что принадлежит ис-ключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать эн-циклопедией русской жизни и высшей степени народным произведением». Пушкин воспроизвёл в лице Татьяны – русскую женщину. Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любя-щая, страстная. «Татьяна – это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы»,– пишет критик. Белинский отмечает, что Татьяна никогда, даже в раннем детстве, не вписывалась в окружающий ее мир. Ольга – существо простое, непостредственное, кот никогда, ни о чём не рассуждало, кот всё ясно и понятно по привычке. В Ленском Пушкин изобразил хар-р, совершенно противопол-й хар-ру Онегина, хар-р отвлечённый, совершенно чуждый дейст-ти. Онегин – страдающий эгоист. Писарев не воспринимал ни Белинского, ни Пушкина. Опровергает все положения статей Белинского. «в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения «Е О» есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица». «Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи». Тип «лишнего человека», введённый Пушкиным в образе Онегина, ока-зал влияние на всю дальнейшую русскую литературу. Из ближайших наглядных примеров — фа-милия «Печорин» в лермонтовском «Герое нашего времени». Реализм в Е.О. Действительность не разделена на две враждебные и несовместимые сферы – реальную и идеальную, а предстает в романе единой. Герои Пушкина мыслят, чувствуют и по-ступают в соответствии со своими характерами, которые обусловлены национальной и европей-ской исторической жизнью. Их образ жизни и поведение обставлены множеством подробных мо-тивировок, благодаря которым они прочно вписываются в реальность. саморазвитие характеров, литературных типов. Реализм романа отчетливо выразился в стиле и языке. Каждое слово автора точно характеризует национально-исторический быт эпохи и одновременно эмоционально окра-шивает его. Писарев отмечал, что Татьяна не любит Онегина, а Онегин мелкий человек. Писарев отрицал взгляд Белинского, он не был с ним согласен. |