Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой
Скачать 5 Mb.
|
21. Монографическая тема. Структура и планирование. Способы активизации внимания учеников. Изучение личности и творческого пути писателя. Очерк жизни и творчества писателя: типы и возможные формы. Литература в старших классах изучается на историко-литературной основе: сочетание обзорных и монографических тем. В центре монографической темы - писатель и его произведения: одно или несколько произведений изучаются текстуально. Если в средних классах ученики получают сведения об отдельных сторонах жизни писателя, имеющих непосредственное отношение к чтению и анализу изучаемого произведения, то в старших классах работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художественного мира писателя. Структура: 1. изучение биографии и творческого пути автора. 2. анализ произведения –й, 3. заключительный урок по всей теме. 4. урок развития речи – сочинение. Монографические темы оч. объемные – встает вопрос о планировании. На примере тв-тва Толстого. 1. Сначала рассказ о жизни и твор-ком пути от начала до конца, включая романы, которые изучаются в школе обзорно – Воскресенье, Анна Каренина – переломный момент Т. Затем монографич-ки изуч-ся Война и мир. 2. Сначала изучаем тв-тво до 60-х гг, затем – изучение войны и мира, после – о говорим о Воскр. и Анне Каренинной. Достоинства путей: 1. – у учеников складывается целостное представление о жизни писателя, при этом приходится возвращаться к тому, о чем было сказано – к войне и миру. – преимущественно в слабых классах. 2. – целостная картина не так последовательно складывается, с другой ст. –сохраняется логика творческого пути. Изучение личности и творческого пути писателя. Выделить идеологические, нравственные и эстетические проблемы, которые интересны определенному возрасту и органичны для самого автора произв-я. Изучение жизненного пути писателя следует объединить с характеристикой его творческих исканий. ( роман Е.О. лучше давать как завершен-е характеристики жизни и тв-тва П. 20-х гг, предваряя знаком-во со сложным периодом 30-х., а не в конце изучения всего жизн. и тв-го пути автора). Очерк жизни и творчества писателя: типы и возможные формы: 1Лекция учителя. Важно: логичность построения, яркость содержания, темп речи, выразит-ть мимики и жестов уч-ля, избегать фактографии, постоянно ставить уч-хся перед решением какой-либо задачи (вопросы, связанные с выяснением отношения писателя к общественным явления, к искусству, к природе). Необходимо дать возм-ть уч-кам самим приблизится к писателю, самим говорить и спорить с ним. 2.самостоятельная подготовка доклада. формы опроса и домашних заданий: проведение викторины, словарная работа, подбор эпиграфа к уроку, сопоставление фактов биографии и лирич-кими признаниями писателя в его произведениях. Активизации внимания содействует и заключит. урок в виде диспута о книгах, посв. жизни и тв-тву писателя, применение наглядности, музыка, живопись, кино. Методы: - сопоставление портретов, фиксирующих внешне душевные перемены. - кинофильм -заочная экскурсия – вызывает интересов уч-ков, содействует развитю творч-го воображения. «Борис Годунов» А.С. Пушкина как первая в русской литературе реалистическая и историческая трагедия. Ее проблематика, система образов. Написана была за 2 недели до восстания декабристов 1824-25 в Михайловском. Опубликована в 30 г. События, факты и лица, ставшие основанием трагедии, поэт заимствовал из «Истории гос Российского» и летописей. Отличительной чертой композиции «Бориса Годунова» является решительный разрыв с правилами классицизма: нарушает три единства, типичные для трагедии классицистов; время действия охватывает период в восемь с лишним лет (вместо 24 ч), Отказался от деления трагедии на акты (23 сцены), место действия — не только дворец, но и площадь, и монастырская келья, и корчма, и поле сражения; даже не только Русь, но и Польша; действие не объединяется вокруг центрального героя и единой интриги, чем нарушается единство действия, как оно понималось классицистами. Перед нами многоликая картина Руси. проблематика. 1. Народ и власть. Душевные переживания монарха, на самом деле желавшего быть справедливым, но ставшим жертвой клеветы, народной жестокости; закономерно рождается мысль о невозможности взаимопонимания и любви между народом и властью; 2. Преступление и наказание. Убийство Димитрия мучает совесть Бориса Годунова сильнее, чем суд небесный и суд мирской; 3. Самозванство, жажда власти. В образе Гришки-Лжедмитрия эта тема получает глубокое, психологически достоверное, наглядное воплощение. В образе заговорщиков Шуйского и Воротынского ясно виден порок жажды власти. 4. Безмолвие народа, безучастность к своей судьбе. Система образов. Народ - это действующая сила. Массовые сцены, в кот поведение народа различны. Во время избрания «падают как волны», «глаза луком мажут». В последней сцене народ безмолвствует. Проблема народа проходит через всё произ-е. Бояре говорят о народе. Поддержка народа важна. Борис говорит об итоге своего царствования. Народ-это сила и в разговоре с Басмановым он говорит эту мысль («Всадник умело правит конём, но конь иногда сбивает всадника»). Система образов: трагедия бицентрична, т.е 2 центра:- Б.Годунов и Д.Самозванец. Бояре сторонники того и другого. Борис Годунов перед нами не классический злодей. У Пушкина он не только цареубийца-это прежде всего отец, это человек мученный совестью. Борис мучается, что к власти пришёл через преступление. Вначале ему удаётся добиться народного признания. Борис – просвещённый монарх. Борис-мудрый гос-й деятель. Он проявляется в отношении к своей дочери-это любящий отец. Его заботит не только семья, его заботит и гос-во. Но он и несчастливый человек. «Уж год я царствую спокойно, но счастья нет в моей душе». У него совесть не чиста. Борис сам участвовал в заговоре. Он чувствует, что народ от него отошёл. Он уничтожил Юрьев день (день памяти св. Георгия). Положение Бориса очень сложное в трагедии. Ему приходится вести борьбу с боярами. Образ самозванца раскрывается постепенно. Натура пылка. У него играет молодая кровь. Он ловкий, решительный, находчивый, умён, тонко ведёт свою игру. Сцена у фонтана даёт представление о хар-ре героя. Характерна влюбчивость (в Марину). «я заставил Дмитрия влюбиться в Марину, чтобы лучше оттенить её необычайный характер». Любовь в трагедии лишь одно из средств характеристики героев, но не пружина, движущая события. Во время похода на Москву Самозванец раскрывается как чел-к отважный. Его объявляют царём. Герои многогранные, разные. Летописец Пимен - это не историч лицо. Это вымышленный образ, наделённый мудростью, считает великий грех, что возвели на трон цареубийцу. Трагедия начинается с массовой сцены (избрания Бориса на Рос престол) и заканчивается массовой сценой. Пушкин назвал произ-е истинно романтическое. Пушкин считал, что трагедия должна быть освобождена от внешних правил, должно быть единство формы, что делает произ-е искусством. К определению жанра он пришёл не сразу- романтич трагедия, т.е написанная в свободном манере, свободное изложение. «Истинный романтизм-это искусство рождённое самой жизнью»-Пушкин. В соврем мире реалистич произ-е. Дополнительно. В области художественного изображения Пушкин также выступил новатором: в исключительных исторических обстоятельствах действуют обыкновенные люди. Ведут себя так, как подобает людям их сословия и состояния. Национально-своеобразный характер рисуется в определенной культурной среде. Для того чтобы выявить, насколько различны характеры людей православной Руси и близкой к европейской культуре католической Польши, Пушкин сравнивает их. Сцена любви (объяснение Марины и Димитрия) –идетельствует о европейской культуре. В «московских сценах» тоже идет разговор о любви: царевна Ксения горюет о своем женихе. Но ее любовь не требует индивидуального выражения – Ксения для передачи своих чувств пользуется оборотами народной речи, прибегая к фольклорным жанрам плача, причитания и фольклорной стилистике. Ксения говорит о любви так, как сказала бы любая простая девушка на Руси. И живет она, в отличие от Марины, в совершенно другой обстановке и атмосфере: в замкнутом помещении, уединенно, не принимая участия ни в политических, ни в придворных интригах. Через речь персонажей Пушкин передает особенности национальной культуры и национального характера. Когда Федор Годунов, сын Бориса, говорит: «Чертеж земли московской», то ясно, что это географическая карта. Придавая исторический колорит эпохе и преследуя точность исторического выражения мысли, Пушкин вкладывает в уста Федора слова, означающие географическую карту. Так возникает историческая дистанция между словом прошлого и словом настоящего, между словом персонажа и словом автора. Слово у Пушкина стало знаком древнерусской культуры, по которому безошибочно узнается принадлежность человека к той или иной эпохе. 22. Изучение обзорных тем в курсе литературы. В старших классах уже рассматривается историко-литературный процесс. В связи с этим, все темы в старших классах делятся на обзорные и монографические. Обзорные темы помогают представить историю литературы внутри исторического процесса, помогают раскрыть литературные явления в их историческом развитии, в связи друг с другом и с общественной жизнью. Обзорные темы предполагают: 1. Сведения об основных исторических и общественно-политических событиях данного периода. 2. Отражение этих событий в литературе. Общая характеристика литературы, основные течения, основные темы и проблемы, новые литературные герои, крупнейшие прозаики, поэты, критики, композиторы и др. 3. Анализ отдельных произведений, которые не будут изучаться монографически. Виды обзорных тем: 1. Собственно-обзорные – дают характеристику тому или иному историческому событию или литер-ному процессу. 2. Обзорное изучение твор-ва пис-ля или произ-я. Чаще встр-ся в собственно-обзорных темах. Н-р: «Русский исторический роман 20-30х гг». Здесь обзорно представлено твор-во Толстого и р-н «Петр Первый». На обзорные темы в старших классах отводится меньше времени, однако значение их в курсе велико: давая ученикам разнообразные историко-литературные сведения и представление о литературной обстановке определенных эпох, обзоры помогают школьникам понять русскую литературу как явление движущееся и меняющееся, увидеть процесс ее развития. Принципиальная особенность обзорных тем в том, что они ориентируют на охват в небольшое время значительного количества разнохарактерных сведений. Трудность в изучении обзорной темы – обилие материала. Нужно суметь поднести историю с помощью литературы. Строго логичное построение материала, составление плана и тезисов лекции. Пример: Обзор историко-литерат. ситуации 1 пол 19 в; монографическое изучение тв-ва писателей 1 пол 19 в (Грибоедов, Пушкин, Лермонтов); обзор историко-лит-ной ситуации 2 пол 19 в; монографическое и обзорное изучение тв-ва писат. 2 пол 19 в (Достоевский, Гончаров, Толстой); обзор историко-литерат. ситуаций последних этапов; монографич. изучение тв-ва писателей послед. этапов. Формы работы на обзорной лекции: лекция с элементами беседы; диспут; самост. работа с учебником; заочная экскурсия. Для краткого обзора можно взять «Воскресение» Л.Н. Толстого, «Вишневый сад» Чехова, «Поединок» Куприна. Это подведет учащихся к пониманию роли традиций в творчестве современных писателей. Приемы активизации учащихся: элементы беседы, ассистенты для чтения отрывков, попросить детей сделать наглядный материал, составление словаря эпохи, заочное путешествие, выразит. чтение; документы эпохи; мемуары; небольш. сообщения; наглядность. Поэмы «Полтава» и «Медный всадник» А.С. Пушкина. Композиционное своеобразие. Тема Петра I в поэмах. Пушкин видел в Петре черты деспотизма. Пушкин осознавал, что Пётр это человек, кот много сделал для России. Это фигура прогрессивная. Он рассматривает Петра как реформатора. В 28г интерес Пушкина к Петру, приводит его к созданию «Полтавы». продолжала тему Петра I, начатую «Стансами» и продолженную в написанном вслед за ними романе «Арап Петра Великого». Образ Петра I возник с надеждами П. на просвещенного монарха, каким поэту казался Николай I. Поэма посвящена победе русской армии над шведами в 1709 г. Композиционный центр поэмы – торжество русского оружия в знаменитой Полтавской битве. Главное достоинство Петра I, обеспечивающее победу, – выражение общенациональных интересов: Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, /Огромный памятник себе. Антипод Петра I – украинский гетман Мазепа. Основу сюжета составляет история его измены, переплетенная с историей его любви к Марии, дочери его ближайшего друга и сподвижника Кочубея, оставшегося верным России, Петру I и казненного царем по навету Мазепы. Изображен хитрым, коварным и злобным человеком. Мазепа соблазняет свою крестницу. В политической деятельности Мазепа также аморален: он воюет не за свободу Украины, а за личную власть. Истинные мотивы измены Мазепы чисто личные: месть оскорбившему его Петру I: И скоро в смутах, в бранных спорах, /Быть может, трон воздвигну я. причина вражды Мазепы к Петру I: украинскому гетману ненавистны преобразования русского царя. Поскольку казнь Кочубея – очевидная ошибка Петра I, то Пушкин намекал ею на такую же ошибку Николая I, казнившего декабристов. Следовательно, в «Полтаве» содержался и урок Николаю I, и назидание ему: император призывался к союзу с древнейшими родами, к союзу с древней аристократией. Сюжетную основу «Полтавы» сост-т историч события: полтавская битва. Но большое место-история Мазепы и Марии. Мазепа-гетман Украины. У него была мечта самот-но упрвлять Украиной. Он вступает в заговор с Карлом 12. Название «Полтава», т.к это тема важная. Мазепа противопост-н Петру. Пётр показан мудрым полководцем, сам учавствует в сражении. Главный акцент в хар-ки Мазепы-это его действия. Злобость, коварство, жестокость-черты Мазепы. Автор избегает прямой оценки героев. Образ Мазепы создаёт через его поступки, через его отношение к Марии. Пушкин изображает Мазепу через восприятие Марии. Она ужаснулась увидев истинное лицо Мазепы. Вначале это личность героическая ради кот она бросила свою семью. Но постепенно он раскрывается с другой стороны. Весть о смерти отца заставляет понять Марию о двойственности Мазепы. Состоит из посвящения и 3х песен. Пётр 1 появляется только в 3й. Остальное место-Мазепе и Марии. Любовная ситуация. Пушкин сосредоточил большое внимание на важнейшем событии – полтавская битва (речь о сохранении южных границ). Пушкин при создании опирался на историч материалы. Его герои действуют так, как они действовали в истории. Образ Петра выдержан в героических тонах. Пушкин подчёркивает, что прежде всего Пётр думает о России. Его появление выдержано в духе оды. Выходит Петр. Его глаза / Сияют. Лик его ужасен. /Движенья быстры. Он прекрасен, /Он весь, как божия гроза. Содержание лирич и героич и составляют структуру композиции. «Медный всадник». замысел - создать историко-филосовское осмысление личности Петра. Главное содержание связано с чиновником Евгением. Здесь фигура Петра статична, он неподвижен, но есть движение мыслей. Герой Евгений размышляет о том, как сложится дальнейшая жизнь. В прозведении сталкивается всеобщее (Пётр 1) и частное (Евгений), личное и государственное. Структура однородна. Состоит из вступления и 2х частей. Выдержена в одическом стиле. Образ Петра и Евгения противоположны: в своих думах. Думы Евгения о Пораше, о жизни с ней. Сюжет построен на событии, кот в корни изменяют героя. Наводнение. Судьба Евгения меняется: разрушен дом возлюбленной, нет следа. Герой страдает и приходит к сумашествию. Виновником видит монумент Петра, кот ради блага обосновал под морем(т.е ниже уровня моря). Пушкин ставит под сомнения деяния Петра. Евгений пытается бунтовать. Пушкин своё противоречие показывает в позе памятника. Он спиной к Евгению. Пушкин демострирует двойственность лика Петра: тиран и деятель. Пушкин на стороне Евгения, на стороне Петра преобразователья. Совр т.зрения в книге Макогоненко. Фигура Евгения не так простаю Он не просто бедный чиновник. В нём Пушкин отразил напряжённый путь России. Его размышления связаны с дворянством. Судьба Евгения трагична. Таким образом, в этих 2х произ-х Пётр 1 показан в разных проявлениях. Петр с помощью любых средств хотел поставить Россию в один ряд с ведущ европейск странами. 23. Изучение литературной критики и литературоведческих материалов в старших классах. Сущность, значение и особенности этой работы в 9-11 классах. В старших классах наряду с изучением художественных произведений осуществляется знакомство уч-ся с отдельными литературно-критич. статьями и высказываниями, а также небольшими фрагментами литературоведческих трудов, которые посвящены интерпретации и анализу этих произведений. Изучение литературных критических статей в школе имеет воспитательное и образовательное значение. Оно прививает навыки самостоятельного анализа, воспитывает художественный вкус читателя, призвано развивать умение соотносить писательскую позицию с собственным жизненным опытом, умение аргументировать предпочтение той или иной точки зрения; повышать уровень литературной образованности. Изучение критики в школе фрагментарно, однако в профильных классах целесообразно изучать статьи полностью. Методика работы: 1. Сопутствующий способ изучения. Хорошо использовать несколько статей. 2. Статьи после изучения произведения. 3. Выступления о причинах, побудивших критика к написанию статьи. 4. Обзор содержания (какие проблемы поднимаются). 5. Комментирование сложного материала (учить составлять тезисы). 6. Изучение следует вести во взаимодействии с изучением теоретико-литературных понятий, закономерностей развития литературы. Работа со статьями проводится на уроках и в процессе подготовки домашнего задания. Личность критика, его биографические данные раскрываются на обзорных занятиях или в ходе уроков текстуального разбора статьи. Должно происходить постепенное усложнение приемов работы над статьями, начиная от чтения и анализа под руководством учителя и кончая проведением деловых игр, показывающих и закрепляющих сформированные умения. Задача учителя – сделать изучение творческим. Пример: Образцом анализа произведения служат «Мильон терзаний» Гончарова, статья Белинского о «Герое нашего времени» и статьи 5, 8, 9 статьи Белинского о Пушкине. После изучения «Грозы» Островского стало традицией проводить диспуты о Катерине, сравнивая мнения Добролюбова и Писарева («Луч света в темном царстве» и «Мотивы русской драмы»). Критические статьи учат точности передачи содержания, ясности мысли, не теряя при этом выразительности языка. До 1991 г. в курсе лит-ры изучались лишь критич. статьи революционных демократов (Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев). Методика работы над статьями хорошо разработана. Сегодня появились и фрагменты литературоведческих статей, критич. статьи в их полном объеме почти исчезли в школе, но если есть возможность, то лучше посвящать изучению статьи отдельный урок. (Гончаров «Мильон терзаний», Добролюбов «Гроза»). Целесообразно использовать сопутствующий и завершающий анализ статьи. Сопутствующий: вслед за автором – изучаем эпизод, по ходу задаем вопросы, после их ответов читаем соответствующее место в критич. статье (н: «Гроза»: Как вспоминает Катерина свою жизнь в доме родителей? В чем видит различие жизни в своем доме и у Кабанихи? – читаем ст. Добролюбова). Методика работы над критич. материалом: Должно быть вступление о причинах, побудивших критика к написанию статьи. Далее обзор содержания делает учитель, комментирование сложного материала, составление тезисов. Работа с фрагментами статей и литературоведч. материалом: прочитать и письменно сформулировать главную мысль, уметь пересказать точку зрения: Добролюбов: Крепостное право повергло в рабство Обломова; Писарев: Обломов стоит на рубеже двух взаимно противоположных эпох, сочувствует Обломову. |