Шпаргалки по литературе. Госэкзамен. ГОСЫ по литературе МОИ. Лекция Щербаковой
Скачать 5 Mb.
|
Главное сюжетное событие (продажа имения) происходит вне сцены. Таким образом действие из текста переходит в контекст. То, что лежит на поверхности – не главное. Главные мысли в подтексте, их невозможно увидеть сразу. «Подводное течение» - отношения между персонажами и их поведение показано пунктирно. Остается место для мыслей читателя (отношения Вари и Лопахина, их женитьба. Варя считает, что у Лопахина есть дела и поважнее, поэтому Лопахин с ней не объясняется. Связка же ключей на поясе Вари говорит о том, что причина несостоятельности отношений в Варе – она окружена хозяйственными делами. Она приземленный персонаж и этим отличается от Лопахина – делец и человек тонкой душевной организации). Лопахин и Варя разные люди. Лопахин – артист, который может взглянуть на мир широким взглядом. Ему ближе Раневская. Он чувствует с ней духовную связь. Пьеса строится не на противопоставлении героев, а на их единстве (нет главного ведущего героя, , главных и второстепенных героев). Хотя сами герои убеждены в своей противоположности (дают друг другу прозвища, у каждого героя – своя тема в разговоре: Шарлотта – цирковое прошлое, Гаев – бильярд, Епиходов – истории из жизни). Автор указывает на их сходства, которые они не замечают или отвергают. Чехов использует один и тот же мотив по отношению ко всем героям – мотив мечтаний и надежд на светлое будущее. Эти мотивы также предают единство пьесе и героям. Автор не дает преимуществ героям «все одинаковы перед лицом времени» из этого выходит временной конфликт (конфликт человека со временем) «Подводное течение» проявляется и в том, что у Чехова нет героев-резонеров нет деления на положительных и отрицательных. Лопахин и + и – .С одной стороны он человек деятельный, сумевший трудом добиться положения в обществе, а с другой стороны это он выкупает и вырубает В. сад.(тут читатель понимает, что он вынужден вырубить сад тк Раневская не хочет сдавать его в аренду по частям). Его монолог «Я купил!» показывает, что Лопахин не победитель… Монолог заканчивается фразой «Когда же закончится наконец это непростое время». Чехов показывает фатальные расхождения между личными качествами героя и его соц ролью. Раневская: Неспособна противостоять движению времени. Не понимает что ей делать (уезжает с французским любовником и раздает деньги)Чехов не осуждает. С другой же стороны она беспомощна. Пережила гибель сына Гриши. Образ глубоко трагический. Жанровое своеобразие: Чехов назвал свою пьесу комедией. Это потому, что он явно смеялся в ней над смешными призраками старого времени - над Гаевым, Раневской, Симеоновым-Пищиком, Чехов недаром говорит: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс. Композиция пьесы отличается простотой и стройностью. Сцена в действии 1-м, где говорится об угрозе, нависшей над вишнёвым садом,- это экспозиция. Во 2-м действии драматизм положения владельцев вишнёвого сада нарастает; чувствуется приближение катастрофы. Действие 3-е, где рассказывается о продаже вишнёвого сада,--это кульминация. В 4-м действии происходит развязка. Образ вишневого сада является центральным образом в комедии Чехова, он представлен лейтмотивом различных временных планов, невольно соединяя прошлое с настоящим. Но вишневый сад – не просто фон происходящих событий, он – символ усадебной жизни. СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ Старшее поколение — это Раневская, Гаев, полуразорившиеся дворяне, олицетворяющие прошлое. Но ни Раневская, ни Гаев не пытаются ничего изменить. Говоря о «прекрасной» старой жизни, они, кажется, смирились со своей бедой, пускают все на самотек, уступают без борьбы. Среднее поколение, представлено в лице Лопахина. Лопахин — представитель буржуазии, человек настоящего. С одной стороны, это человек с тонкой и нежной душой, умеющий ценить красоту, верный и благородный; он труженик, работает с утра до ночи. Но с другой стороны, мир денег уже подчинил его себе. Делец Лопахин победил свою «тонкую и нежную душу»: не может читать книги, неспособен любить. Его деловитость вытравила в нем духовность, и он сам это понимает. Лопахин чувствует себя хозяином жизни. «Идет новый владелец вишневого сада!» Самое молодое поколение, судьба которого в будущем, представлено Аней, дочерью Раневской, и Петей Трофимовым — разночинцем, учителем сына Раневской. Петя и Аня, идущие на смену Лопахину, представляют будущее. Петя — «вечный студент», всегда голодный, больной, неухоженный, но гордый человек; живет одним трудом, образован, умен. Отрицая прошлое, он предрекает кратковременность пребывания Лопахина, так как видит его хищную сущность. Он полон веры в новую жизнь: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!» Петя сумел вдохнуть в Аню желание трудиться, жить за свой счет. Ей уже не жалко сада, ведь впереди жизнь, полная радостного труда на общее благо: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого...» Осуществятся ли ее мечты? Неизвестно. Ведь она еще не знает жизни, чтобы ее изменить. Ожидание изменений — вот главный лейтмотив пьесы. Всех героев «Вишневого сада» угнетает временность всего сущего, бренность бытия. В их жизни, как и в жизни современной им России, «порвалась дней связующая нить», разрушено старое, а новое еще не построено, и неизвестно, каким будет это новое. Все они бессознательно хватаются за прошлое, не понимая того, что его уже нет. 47. Драматургия Горького В драматургию пришли Толстой «Живой труп», Чехов «Три сестры», «Вишневый сад». В годы революции (начало 1900г) Горький обращается к драматургии. В театре он видит своеобразную трибуну, с которой он может обратиться к читателю. 1901 г. – инсценировки «Фомы Гордеева». Пьеса требует конфликта. Горьковский конфликт необычен. Пьеса «Мещане» (1901). В ней Горький опирается на существовавшие традиции 2 конфликта: Основной. Между мещанами и рабочей интеллигенцией (Мещане – семья Бессеменовых, рабочая интеллигенция – Шишкин, Цветаева, Нил) Между отцами и детьми в семье Бессеменовых. (Этот конфликт носит комический характер. Дети Петр и Татьяна протестуют против порядков, царящих в семье). Петр – «был гражданином пол часа» (то есть не на долго примкнул к революции). Но не смог далеко уйти от семьи. Ведь он такой же как и отец. Татьяна находится в поисках смысла жизни. Пытается сблизиться с радикально настроенными интеллигентами, но как и Петр, возвращается к прежнему уровню жизни. С ними в конфликте Нил (машинист 27 лет) и Поля (дочь Перчихина, дальнего родственника Бессеменова). Работая над вторым конфликтом, Горький выступает как новатор. Он отказывается от интриги и конфликта между Нилом/Полей и Бессеменовым, который строится на несовпадении идеологии. Идейная сторона второго конфликта в том, что наступают новые люди, твердые в своих убеждениях («Мещане» сопоставляется с пьесой Ч. «Три сестры»- у Чехова наступает мещанство) Горький ненавидел мещанство, статья «Заметки о мещанстве»: «ненавидел мещанство как строй души». Олицетворение этого – Василий Бессеменов. Все его силы потрачены на создание домашнего уюта. В доме дети тяготятся домом, Татьяна впадает в состояние «нет сил жить». Удар по бессеменовщины совершил Нил. Горькому удалось избежать плакатности в изображении Нила (носитель нового отношения к жизни). Нил: «Хозяин тот, кто трудится», «Прав не дают, права берут». Чехов выделял Нила во всей пьесе, лучшая роль. Горький показывает идейное и нравственное превосходство над всеми, утверждает революционные идеалы. Нил – собирательный образ. состоит в кружках, читает газеты и книги. Понимает свою великую роль – роль рабочего человека, который может в будущем переустроить общество. «На дне» ( 1902) Возвращается к босякам, но в иной форме, с иной идеологической обстановкой. Нет положительного идеала, положительного героя. Показаны задворки жизни. Но не бытописательство, а философское осмысление человеческого бытия. Гл. проблема – лжи и правды. Тесно это проблема связана с именем Луки. Он усиливает своей ложью мечтания других героев в пьесе. Конфликт социальный в пьесе. Несколько сюжетных линий: 2 центра: 1) Лука – старик 60 лет – сострадание и жалость, не верит в человека; 2) Сатин – «человек – это звучит гордо», верит в человека. От чего неверие Луки? – от неверия в человека, верит, что нельзя ничего изменить, только отношение к этому, примерить с тем, что есть. А любил ли Лука людей? (Рассказ Луки о том, что он служил сторожем на даче. Которжан, которые ворвались в его дом, заставил высечь др. друга. Несколько исследователей считают, что Лука искренне жалеет людей). Есть ещё одна правда – правда Бубнова (Настена-проститутка читает романы, а потом рассказывает истории приминительно к себе – врет, и Бубнов говорит: «Все ты врешь!»). Горький сталкивает Луку с Сатиным. Горькому удалось показать, что Лука жалеет людей, но не верит в них. Любовный конфликт как разновидность социального. В нем участвуют супруги Костылёвы (Михаил Иванович и Василиса Карповна), Васька Пепел (вор) и Наталья (сестра Василисы Карповны). Василисой движут силы материальные (просит Пепла убить своего мужа). В этом конфликте Горький показывает, что самое светлое чувство ничего не решает. Конфликт заканчивается трагически. «Враги» (1906) Действие на фабрике помещиков Бардиных и Скроботова. Скроботов недоволен либеральной политикой своего компаньона Захара Бардина и сетует на то, что народ стал «подавать голос». «У меня никто не смел пищать!», — говорит Скроботов. Он искренне считает, что рабочему классу не позволены развлечения, образование и права голоса. На фабрике действует социал-демократическая организация, активисты которой требуют отставки жестокого мастера-узурпатора Дичкова. Скроботов категорически отказывается идти на поводу у рабочих, считая, что даже если увольнение и справедливо, в данном случае справедливость — «пагубное дело». Споры между компаньонами ни к чему не приводят, на фабрике ситуация выходит из под контроля. Скроботов прибегает к помощи жандармов. Проливается кровь. Один из разъяренных рабочих смертельно ранит Скроботова. Перед смертью он успевает сказать, что стрелявший был рыжим. Начинаются прессинги и поиски убийцы. Жандармы раскрывают организацию и проходят массовые аресты. Но рабочий класс не сдаётся и проявляет железное спокойствие, хладнокровие и мужество. Бардин спивается. Рабочий Акимов признается в убийстве, но за него вступаются другие рабочие. Горький дает оценку взаимоотношений народа и интеллигенции. Литературоведы считают эту пьесу наиболее соц-ой. Пьеса заканчивается арестом всех рабочих. Моральная победа на стороне рабочих. Герои: семья Скороботых, Левшин – правдоискатель, представитель крестьянства.. Его тревожат соц – этич. проблемы. Хозяева жизни виновны в бедствии положительного народа (он так считал), Сенцов, Захар Бардин, Акимов, Рябцев… Новаторство Горького-драматурга: Пьесы-диспуты, в ходе действия решаются важные проблемы; 2) социальные пьесы (разные соц. группы, рабочие, интелеггинция); 3) гл. конфликт: борьба соц. Групп, хар-ка строится как идеологическая. Горький рассматривает человека как носителя идей. Идеологические проблемы решаются не только на философском, но и на бытовом уровне.Главное то, что думают окружащие. Спор начавшийся в начале пьесы, проходит через всю пьесу («На дне»); 4) Название пьес – собирательные (названа социальная группа(«Мещане»), оценка людей, о которых говорится в пьесе, «Дачники» - об интеллигенции, оценка взаимоотношений – «Враги») 48. Творческий путь Л.Н. Андреева. Противоречия в содержании и стиле его произведений… Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Его творческий стиль своеобразен и представляет собой сочетание различных литературных направлений. Литературный путь Андреев начал с фельетонов в газете «Курьер», но подлинный путь ждал его в жанре реалистического рассказа. В традициях критического реализма наполнены рассказы «У окна», «Большой шлем» и др. Их объединяет обличие людей, живущих в тесной скорлупе обывательщины, пустых и нищих духом, индивидуалистов, циников. Андреев остро ощущал катастрофизм своего времени, поражения 1 революции он принял, как свидетельство неразрушимости противоречивости человеческого бытия. Приходит к мысли об изначальной дисгармонии мира. Особенности мировоззрения отразились на его эстетических взглядах, на особенностях творческого метода. Особенность творческого метода Андреева представляет собой синтез реалистических и модернистских тенденций. Андреев противопоставляет всем многообразным вопросам жизни общества и личности лишь неизменные: смерть, безумие и тьму, т. е. физическую, интеллектуальную и нравственную смерть. Уже в первых рассказах отчетливо видна устремленность к решению общих вопросов. Стремление увидеть через бытовое существование то, что движет человеческую жизнь. Определяющим структурным, композиционным, содержательным принципом его ранних рассказов (в том числе детских) является принцип двоемирия. С одной стороны Андреев рисует картину безотрадной, обыденной, будничной жизни, с другой стороны - другая реальность, идеальная, предстает в его рассказах как мечта, сон, а иногда, как и реальные события, как, например, в рассказе «Петька на даче». Андреев- художник-экспрессионист. Особая выразительность отличает его художественные образы. Человек живет в реальном, обыденном мире, но иногда судьба вдруг открывает ему иной, идеальный мир, такой, о каком он мечтал. С первых строк произведения мы видим мир парикмахерской, мир потных рук, туповатых бритв , скучных запахов и дешевых духов. Этот мир и является реальным для главного героя произведения 10-летнего мальчика Петьки. Но внезапно судьба шлет ему подарок. Благодаря совей матери он попадает на дачу. Глазам читателя представляется совсем другой мир: яркие, светлые пейзажи. Но судьба возвращает Петьку обратно, опять в грязную парикмахерскую. Принцип двоемирия является доминантным в художественной структуре произведения. Рассказ построен на антитезе мира парикмахерской и дачи. Своим рассказом Л.Н. Андреев стремится привлечь внимание прогрессивной общественности к положению детей в капиталистическом обществе. Ведь истинный гуманизм состоит не в том, чтобы пожалеть ребенка, а чтобы помочь ему. Такую реальную помощь оказывают мальчику Сашке из рассказа «Ангелочек» Свечниковы, которые оплачивают его обучение в гимназии. Однако сила художественного обличения жестоких капиталистических нравов в произведении такова, что напрашивается вывод о том, что изменить положение детей в обществе можно только на государственном уровне. М. Горький считал «Большой шлем» лучшим рассказом Л.Н. Андреева. Герои отупели от игры. Суть: разъединённость, разобщённость людей. Отчуждение. Гуманизм к одинокому чел-ку звучит и в других произведениях. Лозунги Андреева «Пожалеть себя», «одинокие люди объединяйтесь». «Красный смех» -в произведении Андреев выразил свое отношение к русско-японской войне. По поводу этого рассказа у Андреева возник спор с Горьким. Для Андреева важно впечатление о войне. В одном из отрывков боя показано цветовое решение этого боя, доминирующий цвет-красный, «цвет красного рваного мяса». Но странное сочетание-красный смех. Это потому, что современную войну Андреев рассматривает как войну сумасшедших. Горький же был на реалистических позициях. Он предлагает Андрееву убрать эти краски, достаточно фактов-это уже страшно. Андреев возражал, «мои впечатления, отношения-это и есть факты». Постепенно все дальше уходит от реализма, это проявляется в пьесах «Жизнь человека» - 1906. Особенности: отошел от изображения человеческих, индивидуальных судеб. Образы аллегоричны, обезличенны, у героев даже нет имен, главный герой – некто в сером, который олицетворяет рок, судьбу. Эмоции героев контрастны, либо радуются, либо грустят. Контрастна и цветовая гамма пьесы. Использует символику: свеча в руках некто в сером. Она символизирует человеческую жизнь. Гости повторяют одни и те же фразы о славе и богатстве хозяина, при этом речь их никак не интонирована. Это абсолютно модернистское произведение: состоит из серии обобщенных фрагментов, которые изображают определенные ступени человеческой жизни, начиная с рождения, заканчивая смертью. Андреев обращается к традициям античной драматургии: монологи героев сочетается с хоровыми партиями. На ранних этапах он тяготел к реалистической эстетике, потом к модернистской. 49.Проблематика и поэтика прозы А.И. Куприна («Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся» и др.). Творчество А. И. Куприна своеобразно и интересно, в нем поражает наблюдательность автора и удивительное правдоподобие, с которыми он описывает жизнь людей. Как писатель-реалист, Куприн внимательно всматривается в жизнь и выделяет в ней главные, существенные стороны. Произведение «Молох» (1896), посвященное важнейшей теме капиталистического развития России. Правдиво и без прикрас писатель изобразил подлинный облик буржуазной цивилизации. В этом произведении он обличает лицемерную мораль, продажность и фальшь в отношениях между людьми в капиталистическом обществе. Куприн показывает большой завод, где рабочие подвергаются жестокой эксплуатации. Главный герой, инженер Бобров, честный, гуманный человек, потрясен и возмущен этой страшной картиной. В то же время автор рисует рабочих как безропотную толпу, бессильную предпринять какие-либо активные действия. В «Молохе» наметились мотивы, характерные для всего последующего творчества Куприна. Образы гуманистов-правдоискателей пройдут длинной вереницей во многих его произведениях. Герои эти тоскуют по красоте жизни, отвергая современную им уродливую буржуазную действительность. __________________________________________________________ -тема пробуждения общественного сознания, быт царской армии Армия являлась оплотом самодержавия, против которого в те годы поднимались все прогрессивные силы русского общества. Вот почему произведение Куприна «Поединок» имело большое общественное звучание. Повесть "Поединок" складывается накануне первой революции (1902г). В ней Куприн показал ужасающее состояние бесправной солдатской и опустившейся офицерской массы. Офицеры купринского "Поединка": почти каждый из них обладает минимумом "добрых" чувств, перемешанных с жестокостью, грубостью, равнодушием. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях человека освобождения от духовного гнета, и о проблеме взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа. Само название «Поединок» многозначно: это и дуэль в финале повести, и столкновение поручика Ромашова с отупляющим душу укладом офицерской жизни, и внутренний поединок Ромашова с самим собой. Центральное место отводится Ромашову. В начале повести он живет мечтой, но сама мечта его в чем-то убога — он видит себя «ученым офицером Генерального штаба, подающим громадные надежды», представляет себя то блестящим военным, удачно подавляющим бунт рабочих, то военным шпионом в Германии, то героем, увлекающим за собой целое войско Но жизнь вносит свои коррективы в его мечты: оплошность во время смотра сделала их несбыточными, но она же сыграла огромную и благотворную роль — происходит нравственное очищение героя страданием, его внутреннее прозрение. Он становится способным сострадать ближнему, ощущать чужое горе, как свое. После встречи с солдатом Хлебниковым, "униженным и оскорблённым", в сознании Ромашова наступает перелом, его потрясает готовность человека пойти на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни. Ромашов потрясён силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет задуматься подпоручика о судьбе простого народа. В "Поединке" слышится, помимо протестующего голоса самого героя, увидевшего несправедливость жестокой и тупой жизни, и обличительный авторский голос (монологи Назанского).. В "Поединке" Назанский стремится найти истину, но спивается. Писатель показывает, что офицерство, независимо от своих личных качеств, - всего лишь послушное орудие бесчеловечно категорических уставных условностей. Шурочка Николаева, женщина, которая равнодушно обрекает на смерть любящего ее человека ради карьеры мужа. Ромашов соглашается на поединок. Происходит крушение мечты, и не только от сознания ее несбыточности, но и от понимания ее мелочности и суетности. Повесть заканчивается гибелью главного героя. Критика обрушилась на К за такое изображение офицерства, за клевету. Любовь до самоунижения и даже самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины, отражены в "Гранатовом браслете" (1911) В основе сюжета лежит реальное событие — любовь телеграфного чиновника Желткова к жене важного чина, члена Государственного совета Любимова. В жизни все закончилось иначе, чем в рассказе А. Куприна, - чиновник перестал писать письма, о нем ничего не известно. В семье Любимовых этот случай вспоминали как странный и курьезный. У К же он предстает как печальная и трагическая история жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Сама история необыкновенной любви, мы видим ее глазами разных людей: князя Василия, который передает ее как анекдотический случай, брата Николая, для которого все в этой истории видится оскорбительным и подозрительным, самой Веры Николаевны и, наконец, генерала Аносова, первым предположившего, что здесь, может быть, кроется настоящая любовь. Круг, к которому принадлежит Вера Николаевна, не может допустить, что это настоящее чувство, не столько из-за странного поведения Желткова, столько из-за предрассудков, которые владеют ими. Куприн же, желая убедить нас, читателей, в подлинности любви Желткова, прибегает к самому неопровержимому аргументу — самоубийству героя. Утверждается право «маленького человека» на счастье и возникает мотив его нравственного превосходства над людьми, столь жестоко оскорбившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое составляло весь смысл его жизни. Герой А. Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его миром непонимания, миром людей, для которых любовь — это род безумия, и, столкнувшись с ним, погибает. «Олеся» 1898г. Тема интеллигенции. В основе случай, который случился с Куприным. Схема повести литературно традиционна: интеллигент, человек обыкновенный, безвольный, робкий, в глухом углу Полесья встречается с девушкой, выросшей вне общества и цивилизации. Схема сюжета тоже традиционна: встреча, зарождение и драма «неравной» любви. В замечат. р-зе «Олеся», проникнутом подлинным гум-м, К. воспевает людей, живущих среди природы, не тронутых буржуазной цивилизацией. На фоне дикой, величественной, прекрасной природы живут сильные, самобытные люди — «дети природы». Такова Олеся, которая так же проста, естественна и прекрасна, как сама природа. Автор явно романтизирует образ «дочери лесов». Но ее поведение позволяет увидеть реальные перспективы жизни. Наделенная небывалой силой душа вносит гармонию в заведомо противоречивые отношения людей. Столь редкий дар выражается в любви к Ивану Тимофеевичу. Олеся как бы возвращает ненадолго утраченную им естественность переживаний. Таким образом, в повести описывается любовь человека-реалиста и романтической героини. Иван Тимофеевич попадает в романтический мир героини, а она — в его реальность. Олеся дитя природы. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу — это свободное, простое и сильное чувство. История девушки получает трагический конец, здесь вторгаются в привольную жизнь Олеси и корыстные расчеты деревенских чиновников, и суеверия темных крестьян. Избитая и осмеянная Олеся вынуждена бежать из лесного гнезда. Иван Тимофеевич не смог ее защитить. Олесе противопоставлен интеллигент Иван Тимофеевич - житель большого города. Сначала незаметна, завуалирована душевная ограниченность Ивана Тимофеевича. Он будто мягок, отзывчив, искренен. Его нельзя назвать дурным человеком, но, как говорит, гадая ему, Олеся: "Человек вы хотя и добрый, но только слабый Жанровые особенности «Олеси» можно охарактеризовать как своеобразный синтез этнографического очерка со сказкой, поскольку в произведении органично взаимосвязаны описания быта и нравов полесских крестьян и увлекательное повествование о любви героя- рассказчика и полесской колдуньи, в облике которой присутствуют черты реальной земной девушки и сказочной феи». 50. Проза И.А. Бунина: «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Легкое дыхание». Сложность и противоречивость бунинской концепции современной ему жизни. Мастерство Бунина-художника. В своих рассказах, повестях, стихотворениях Бунин показывает нам весь спектр проблем конца XIX — начала XX века. Главная тема начала 1900-х годов — тема уходящего патриархального прошлого России. Наиболее яркое выражение проблемы смены строя, крушения всех устоев дворянского общества мы видим в рассказе «Антоновские яблоки»(1900г). Автор-рассказчик вспоминает недавнее прошлое. Ему вспоминается ранняя погожая осень, весь золотой, подсохший и поредевший сад, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок. Бунин сожалеет об уходящем прошлом России, идеализируя дворянский уклад жизни. Лучшие воспоминания Бунина о прежней жизни пропитаны запахом антоновских яблок. Он надеется, что вместе с отмирающей дворянской Россией корни нации все-таки сохранятся в ее памяти. "Антоновские яблоки" - это выражение глубокой и поэтической любви к своей стране. И. А. Бунин прожил сложную жизнь: он много видел, знал, трудился, любил и ненавидел, иногда ошибался, но на всю жизнь его величайшей и неизменной любовью была родина - Россия. Повесть «Деревня»(1910). В центре повести - судьба двух братьев Красовых: Тихона и Кузьмы. Оба они потомки крепостных. Тихон, человек с волевым характером, быстро пошел в гору и выкупил то самое имение, хозяин которого когда-то затравил борзыми его прадеда. Став владельцем Дурновки (говорящее название деревни напоминает о нелепостях и контрастах русской жизни в целом), Тихон Ильич показал себя властным хозяином: Через описание жизни братьев Красовых и других героев повести вырисовывается картина быта и нравов русского народа: кругом царят нищета, суеверия, ходят слухи о предстоящих бунтах. Однако Бунин, как известно, был противником социальных революций и всеми силами старался примирить интересы барина и мужика, полагая, что жизнь зажиточного крестьянина и обедневшего дворянина в России примерно одинакова. Неустроенность русской жизни ярко подчеркивает в повести интерьер. Пимеры: изба крестьянина Серого, где нет света, люди живут в одном помещении со скотиной, а посреди избы корчится в люльке от крика голодный младенец. Брат Тихона Кузьма — человек менее практичный. По убеждениям он анархист, пишет стихи. Передавая ему управление имением, Тихон думает: «Ненадежен брат, пустой, кажись, человек, ну да покуда сойдет!» В спорах Кузьмы и Балашкина И.А. Бунин пытается воплотить полемику о русском народе. Кузьма часто задумывается о том, для чего он живет на свете, и с горечью осознает свое беспросветное одиночество. Особую роль в повести играет образ Молодой, которую по своей хозяйской прихоти силой взял Тихон Ильич, затем опозорили мещане. Этот образ бесправной русской женщины, затравленной нищетой, тяжелым физическим трудом и неволей. Тихон Ильич помогая убраться в мир иной ее первому мужу, жестоко избивавшему женщину, он выдает ее замуж за Дениску, посулив богатое приданое. Узнав о предстоящей свадьбе с Дениской, Молодая сначала соглашается на нее, чтобы хоть как-то устроить свою судьбу. Молодоженам дарят подарки, к свадьбе зарезали свинью. В последний момент Кузьма, отговаривавший Молодую от этого замужества, спрашивает ее: «Может, кинуть всю эту историю?» Однако та чувствует, что отказаться неловко, так как из-за нее уже понесли расходы. Авторская тревога за судьбу Молодой в этом неравном браке сопряжена с болью за судьбу России. Деревня Дурновка в повести символизирует, по сути, всю нашу многострадальную страну. А центральные персонажи произведения — братья Красовы — две стороны российской жизни: стремление из деревни в город, а из города в деревню. В середине 1910-х годов тематика и проблематика рассказов Бунина начала меняться. Он уходит от темы патриархального прошлого России к критике буржуазной действительности. Ярким примером этого периода является его рассказ «Господин из Сан-Франциско. В центре произведения образ миллионера, у которого нет даже собственного имени, так как его никто не запомнил. Это собирательный образ буржуазного общества. Жизнь его была посвящена накоплению. Он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги — это жизнь, лишенная внутреннего содержания. Общество потребителей вытравило в себе все человеческое, способность к сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием, ведь «вечер был непоправимо испорчен», хозяин отеля чувствует себя виноватым, дает слово, что он примет «все зависящие от него меры» к устранению неприятности. Всё решают деньги: гости хотят получать удовольствия за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли, этим и объясняется неуважение к смерти. Таково нравственное падение общества, его негуманность в крайнем ее проявлении. В этом рассказе очень много аллегорий, ассоциаций и символов. Корабль «Атлантида» выступает как символ цивилизации; сам господин — символ буржуазного благополучия общества, где люди вкусно едят, изысканно одеваются и не заботятся об окружающем мире. Он их не интересует. Они живут в обществе, как в футляре, закрытом навсегда для людей другого круга. После смерти богача веселье продолжается, абсолютно ничего не изменилось. Автору важно было подчеркнуть мысль о ничтожности могущества человека перед лицом одинакового для всех смертного итога. Оказалось, что все накопленное господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, смысл жизни не в приобретении богатства, а в чем-то ином, не поддающемся денежной оценке или эстетской мудрости. Тема смерти получает в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. В повести «Суходол»(1912) И. А. Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода. В данном произведении речь идёт о фамильном имении Хрущёвых. Эта повесть о людях, которые не смогли приспособиться к изменившимся условиям жизни, которые всецело принадлежат прошлому: «Легко сказать — начинать жить по-новому! По-новому жить предстояло и господам, а они и по-старому-то не умели». СОДЕРЖАНИЕ Автор с горечью рассказывает о жалких попытках братьев Хрущёвых восстановить былое благосостояние семьи. Но ни Пётр Петрович, ни Аркадий Петрович не обладают необходимой деловой хваткой, смекалкой, энергией и практическим умом. Их предприятие (афера с лошадьми) терпит сокрушительный крах и приносит только убытки. Не в состоянии они оказываются и толково вести хозяйство: «А в хозяйстве братья только мешали друг другу. Один был нелепо жаден, строг и подозрителен, другой — нелепо щедр, добр и доверчив». Естественно, что раздор между ними рос, и неизвестно, чем бы всё кончилось, если бы не погиб внезапно и нелепо (как все умирали в Суходоле) Пётр Петрович. Усадьба осталась в руках беззаботного и легкомысленного Аркадия Петровича. Естественно, что её уделом стало окончательное обнищание и разорение. «Любовь в Суходоле необычна была. Необычна была и ненависть». Вот дедушка Пётр Кириллович, впавший в детство и доживающий свои дни в тихом помешательстве. Романтики из дворовых объясняли его слабоумие любовной тоской по умершей красавице-жене. Погибает Пётр Кириллович внезапно и нелепо от руки своего незаконного отпрыска Герваськи, страшного человека, которого боятся и дворовые, и сами господа: «У господ было в характере то же, что и у холопов: или властвовать, или бояться». Трагически сложилась и судьба Натальи, дворовой девушки. Неудивительно — ведь Суходол присушил её душу, овладел всей её жизнью. А самым прекрасным и удивительным в жизни Натальи была любовь к барину Петру Петровичу, которую она пронесла до конца своих дней. Со сказочным аленьким цветочком сравнивает её сама Наталья. Но не суждено цвести «аленькому цветочку» в Суходоле. Сказка кончилась очень скоро, кончилась стыдом и позором: «Аленьким цветочком, расцветшим в сказочных садах, была её любовь. Но в степь, в глушь, ещё более заповедную, чем глушь Суходола, увезла она любовь свою, чтобы там, в тишине и одиночестве, побороть первые, сладкие и жгучие муки её, а потом надолго, навеки, до самой гробовой доски схоронить её в глубине своей суходольской души». Очень тяжело, в большой нищете доживают свой век последние обитательницы Суходола: барыня Клавдия Марковна, тётя Тоня и Наталья. Их уделом стали заботы о каждодневном пропитании, ссоры, обсуждение снов и вздохи о прошлом. Вот как рисует Бунин картину их жизни: «Долги, тяжки были дождливые осени, снежные зимы в Суходоле. Холодно, голодно было в пустом разрушающемся доме. Заметали его вьюги, насквозь продувал морозный сарматский ветер. А топить — топили очень редко. По вечерам скудно светила из окон, из горницы старой барыни, — единственной жилой горницы, — жестяная лампочка». Естественно, что Суходол ждал жалкий и бесславный удел — полное исчезновение с лица земли. Потомки суходольцев мало знают о своих предках. Более того, порою думают: «Да полно, жили ли они?» Время сравняло с землёй их могилы. «Знаешь только одно: вот где-то здесь близко. И сидишь, думаешь, силясь представить себе всеми забытых Хрущёвых. И то бесконечно далеким, то таким близким начинает казаться их время». «Легкое дыхание»(1916) Герои: Оля Мещерская (гимназистка, ее застрелил офицер Малютин), Алексей Михайлович Малютин – друг отца, трахался с Олей, брат классной дамы. Оля вела дневник, где писала о своих чувствах к Малютину – отвращение. Здесь «легкое дыхание» - это легкое отношение к жизни, чувственность и импульсивность, которые были присущи Оле Мещерской. СОДЕРЖАНИЕ В ранние гимназические годы Оля Мещерская мало отличалась от подруг. Взрослея, её одноклассницы обучались сдержанности и манерам; она же, сохраняя живость и ветреность, постепенно обретала репутацию роковой красавицы, сводившей с ума многих поклонников. Её непосредственность, смелость и раскованность, равно как и тянувшийся за ней шлейф пересудов, тревожили начальницу гимназии. Однажды седая моложавая дама вызвала воспитанницу в свой кабинет для объяснения, что та должна вести себя в соответствии с возрастом, и напомнила, что она пока что «только гимназистка». На эти слова Мещерская откликнулась фразой: «Вы ошибаетесь: я женщина», после чего назвала имя своего первого мужчины — им оказался 56-летний помещик Алексей Михайлович Малютин, друг отца гимназистки и брат начальницы[3]. Месяц спустя Мещерская погибла на вокзале. Некий казачий офицер, давая показания следователю, сообщил, что был связан с гимназисткой близкими отношениями: она даже обещала выйти за него замуж. Однако в день его отъезда в Новочеркасск Мещерская заявила, что никогда его не любила, и предложила прочитать страницу из своего прошлогоднего дневника, где рассказывалось о её «падении». Офицер ознакомился с весьма откровенной записью, а затем выстрелил в прогуливающуюся по платформе гимназистку[3]. Для Олиной классной дамы посещение могилы ученицы превратилось в своеобразный ритуал: она стала регулярно приходить на кладбище и часами сидеть возле дубового креста с фарфоровым медальоном. Однажды она вспомнила подслушанный разговор Мещерской с подругой: девушка говорила о том, что главное в женской красоте — это лёгкое дыхание. После Олиной смерти «это лёгкое дыхание снова рассеялось в мире»[ «Сна Чанга» (1916). Чанг – собака. Дремлет, вспоминает, как шесть лет назад в Китае познакомился со своим нынешним хозяином, капитаном. Его продал бывш хозяин китаец. Раньше плавал с капитаном. Теперь капитан пьет, от него ушла жена. Хозяин умирает. Чанга забирает художник, приятель капитана. Чанг помнит о своем хозяине. 2 правды. Бунин подводин нас, что всё предопределенно. цель: противопоставить эти две правды и показать как осознание той или иной влияет на внешний образ человека. С этой же целью была создана и композиция рассказа. Она двойственна. Четко просматриваются две параллели. Одна — сегодняшний мир, в котором нет счастья, другая — счастливые воспоминания. Но как же происходит сообщение между ними? Ответ прост, именно для этого и понадобился образ собаки. Чанг является той нитью, которая соединяет реальную действительность с прошлым через его сны. Чанг — единственный в рассказе, кто обладает именем. Художник не просто безымянен, но и безмолвен. Мастерство Бунина-художника не оставалось непризнанным. И, несмотря на то, что в рассказах, написанных до 1910 г., можно найти своеобразную перекличку произведений Бунина и Чехова, влияние чеховской поэтики, все же новаторское значение Бунина отчетливо и бесспорно. Способ образного претворения действительности, свойственный Бунину, внес в искусство немало нового. Добиваясь максимально зримого, физически ощутимого изображения человека и природы, Бунин значительно расширил изобразительные возможности языка. Творческий путь Бунина отмечен упорным, непрерывным совершенствованием изобразительных возможностей слова. Он сознательно ориентировался на миниатюры, эскизы, единственным "стержнем" которых является меткое наблюдение, точное и оригинальное сравнение. 50. Проза И.А. Бунина: "Антоновские яблоки", "Деревня", "Суходол", "Господин из Сан-Франциско", "Сны Чанга", "Легкое дыхание". Сложность и противоречивость бунинской концепции современной ему жизни. Мастерство Бунина-художника. В своих рассказах, повестях, стихотворениях Бунин показывает нам весь спектр проблем конца XIX — начала XX века. Главная тема начала 1900-х годов — тема уходящего патриархального прошлого России. Наиболее яркое выражение проблемы смены строя, крушения всех устоев дворянского общества мы видим в рассказе «Антоновские яблоки». "Антоновские яблоки" (1898-1900) Через многообразие деталей и признаков показывается нам внутреннее богатство, интенсивность духовной жизни и глубина переживаний рассказчика. Сам герой будто скрыт от читателя, его история неизвестна, только то, что мужики зовут его барчук. Акцент делается только на его воспоминания и ассоциации, связанные с прошлым, с вкусом, запахом, видом антоновских яблок. Начало рассказа построено на поэтическом приеме — градации, изобилующей повтором слова«помню». Создается впечатление, будто герой боится, что хоть один оттенок чувства ускользнет из его воспоминаний. В рассказе несколько частей. Первая часть - воспоминания о деревне, мужиках, радости и беззаботности бытия, сопровождаемого хрустом антоновских яблок. |