№ п/п
| Тема урока
| Основное содержание
| Кол-во часов
| Характеристика основных видов учебной деятельности
| Планируемые результаты изучения
| Виды и формы контроля
| Дата
|
1.
| Удивительный мир музыкальных образов.
| Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе.
А. Гурилёв. «Колокольчик».
П. Булахов, сл. В.Ч уевского «Гори, гори, моя звезда».
А. Обухов, сл. А. Будищева «Калитка».
| 1
| Уметь характеризовать музыку, рассуждать о единстве музыкальной и поэтической речи в романсе.
| Определение музыкального образа. Знать специфику вокальной и инструментальной музыки.
| Входной
Устный опрос
|
|
2.
| Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.
| Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.
А. Варламов, сл. Н Цыганова «Красный сарафан».
М. Глинка – М. Балакирев. «Жаворонок».
3.Тухманов «Россия».
| 1
| Слушание музыки. Хоровое и сольное пение.
| Знать основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс.
Уметь проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений.
| Текущий
Устный опрос
|
|
3. 4.
| Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
| Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.
М. Глинка, ст. А.С. Пушкина. «Я помню чудное мгновенье».
М. Глинка. «Вальс-фантазия».
«Вальс» из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица», «Вальс» из балета С.С. Прокофьева «Золушка».
| 2
| Слушание музыки (расширение представлений о взаимосвязи музыки и других видов искусств).
Разучивание песни, просмотр видеоклипа
| Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения
| Текущий
Устный опрос
|
|
5.
| «Уноси моё сердце в звенящую даль…»
| Лирические образы романсов С.В. Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В. Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.
С.В. Рахманинов, сл. Е. Бекетовой. «Сирень».
С.В. Рахманинов, сл. Г. Галиной. «Здесь хорошо».
С.В. Рахманинов «Островок».
Ю. Визбор «Лесное солнышко».
| 1
| Слушание музыки (расширение представлений о взаимосвязи музыки и других видов искусств).
Исполнение песни, просмотр видеоклипа
| Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
6.
| Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
| Творчество Ф.И. Шаляпина.
Выразительные тембровые и
регистровые возможности голоса Ф.И. Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина
М.И. Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина.
М.И. Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».
Н.А. Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко».
Ю. Визбор «Лесное солнышко».
| 1
| Участвовать в коллективной исполнительской деятельности. Передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни
| Расширение музыкального кругозора и получения общих представлений о музыкальной жизни известных исполнителей, формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
7.
| Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.
| Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог.
Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).
М. Матвеев «Матушка, что во поле пыльно».
М.П. Мусоргский. Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина».
М.И. Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин».
М.И. Глинка. «Романс Антонды» из оперы «Иван Сусанин».
А. Морозов, сл. Н. Рубцова «В горнице».
| 1
| При изучении музыкального материала давать определения общего характера музыки,
| Определять принадлежность музыки к народной или композиторской.
Получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
8.
| Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
| Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф. Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.
М.И .Глинка «Венецианская ночь».
Ф. Шуберт «Форель».
Ф. Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».
Ф. Шуберт Серенада
| 1
| Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики
| Различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов:
М. Глинка,
Ф. Шуберт, их творчество.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
9.
| Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»
| Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
Ф. Шуберт. Баллада «Лесной царь»
В. Шаинский «Багульник».
| 1
| Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
| Знать о богатстве музыкальных образов. Выявлять взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
10.
| Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
| Особенности развития русского музыкального фольклора. Отличительные черты фольклора: импровизационность и вариацион-ность. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни,
инструментальное музицирование.
«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.
«Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши».
| 1
| Мини-сообщения на темы по
выбору: «Отражение жизни человека в жанрах народных песен», «Былинные образы в русском фольклоре», «Народные
музыкальные инструменты Руси», «Кто такие скоморохи?»,
| Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.
Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
11.
| Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.
| Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки.
Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.
Знаменный распев «Шестопсалмие»
Киевский распев «Свете тихий». П.Г. Чесноков «Да исправится молитва моя» М. Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть.
Б. Окуджава «Молитва»
| 1
| Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
| Знать принадлежность духовной музыки к стилю русского искусства, понятие – полифония.
Уметь соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
12.
| «Фрески Софии Киевской»
| Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.
Фрагменты из концертной симфонии В. Кикта «Фрески Софии Киевской»: «№3. Орнамент»; «№6. Борьба ряженых»; «№7. Музыкант».
| 1
| Слушать и эмоционально образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения
| Понимать интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.
| Текущий
Устный опрос
|
|
13.
| «Перезвоны». Молитва.
| Связь музыки В. Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных
композиторов.
В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года».
Фрагменты из симфонии-действа
В. Гаврилин Перезвоны: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри».
Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»
| 1
| Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее,
участвовать в коллективной исп-ской деятельности
| Научиться сопоставлять образное содержание музыкального произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения;
| Текущий
Устный опрос
|
|
14.
| Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.
| Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Выразительные возможности органа.
И.С. Бах «Токката» ре минор.
И.С. Бах «Токката» ре минор в исполнении рок-группы.
| 1
| Приобщать к эмоциональному восприятию музыки при прослушивании произведений.
| Знать понятие – полифония, фуга. Органная музыка.
размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
15.
| Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал.
| Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С. Баха.
И.С. Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».
И.С. Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал.
И.С. Бах «Рождественская оратория №4» Хорал.
А. Городницкий «Атланты»
| 1
| Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
| Научиться сопоставлять образное содержание музыкального произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения;
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
16.
| Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.
| Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения
музыкального материала. Контраст музыкальных образов.
Фрагменты из кантаты Дж .Перголези «№1. Стабат матер долороза»; В.А. Моцарт «Реквием»: «№1ч.»
Фрагменты из сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна!»;
« №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»; «№5. Тая, исчезает снег»; «№8. Купец, продай мне краску»; «№20. Приходите, приходи»; «№21. На неверных весах моей души».
| 1
| Сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний о полифоническом искусстве
| Знать отличительные особенности полифонического и гомофонического изложения музыкального материала.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
17.
| Авторская песня: прошлое и настоящее.
| Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.
Д. Тухманов «Из вагантов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти».
«Гаудеамус» - Международный студенческий гимн.
Авторские песни по выбору учителя:
Б. Окуджава «Песенка об от-крытой двери» или «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал».
| 1
| Наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности. Ансамблевое и сольное исполнение песен.
| Знать особенности авторской песни, историю становления авторской песни, эмоционально отзываться на разнохарактерные произведения
| Текущий
Устный опрос
|
|
№ п/п
| Тема урока
| Основное содержание
| Кол-во ча-сов
| Характеристика основных видов учебной деятельности
| Планируемые результаты изучения
| Виды и формы контроля
| Дата
|
18.
| Джаз – искусство 20 века.
| Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.
| 1
| Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки.
| Знать истоки джаза — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
| Входной
Устный опрос
|
|
19.
| Вечные темы искусства и жизни.
| Жизнь – единая основа
художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Закрепление жанра ноктюрна.
Ф.Шопен. «Этюд № 12».
Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор.
Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».
| 1
| Приобщение к эмоциональному восприятию музыки при прослушивании произведений.
| Знать характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Уметь на слух определять знакомые произведения.
| Текущий
Устный опрос
|
|
20.
| Инструментальная баллада.
| Особенности жанра
инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Контраст как основной принцип развития в балладе.
Ф. Шопен «Баллада №1» соль минор
.Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».
| 1
| Слушать и размышлять о произведении,
высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении
| Знать композиторов – романтиков:
Ф.Шопена, особенности жанра инструментальной баллады. Узнавать на слух знакомые произведения
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
21.
| Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
| Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа.
Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.
П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор.
А.П.Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2».
| 1
| Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
| Уметь сопоставлять по характеру произведения разных композиторов. Знать понятия: баллада, ноктюрн.
| Текущий
Устный опрос
|
|
22.
| Инструментальный концерт.
« Итальянский концерт».
| Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж.
А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».
А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».
А. Вивальди «Весна» 1часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.
4.А. Вивальди «Зима» 2 часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.
И.С. Бах «Итальянский концерт».
О.Митяев «Как здорово».
| 1
| Размышлять о музыке, высказывать свое отношение к различным музыкальным произведениям.
| Научиться сопоставлять образное содержание музыкального произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения;
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
23.
| «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея.
| Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Выразительные возможности электромузыкального инструмента.
Ч.Айвз «Космический пейзаж».
Э. Артемьев «Мозаика».
О. Митяев «Как здорово».
| 1
| Слушать и давать личную оценку музыке. Ансамблевое и сольное исполнение песен.
| Наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
24. 25.
| Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина
| Образы русской природы в музыке
Г. Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка.
Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка»
Г.Свиридова «Метель»: «Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».
Н.Зубов. «Не уходи».
О.Митяев «Как здорово».
| 2
| Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности
| Развитие музыкально-эстетического чувства, художественного вкуса. Стремление к художественному самообразованию.
| Текущий
Устный опрос
|
|
26. 27.
| Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен
| Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского.
Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Интерпретация и обработка классической музыки.
В. А. Моцарт «Симфония № 40».
П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.
Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».
| 2
| Наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности. Ансамблевое и сольное исполнение песен.
| Знать особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Понимать стилистические особенности музыкального языка
В. Моцарта и П.И. Чайковского.
| Текущий
Устный опрос
|
|
28. 29.
| . Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
| Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил
Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».
| 2
| Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки.
| Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, нравственности, любви к Родине на примере Увертюры «Эгмонт»Л. Бетховена.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
30. 31.
| Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
| Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».
| 2
| При изучении музыкального материала давать определения общего характера музыки.
| Знать строение сонатной формы. На примере увертюры-фантазии иметь представление о музыкальной драматургии. Иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
32. 33.
| Мир музыкального театра.
| Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле.
Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейшихдраматургических
приемов.
Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: «Вступление»; «Улица просыпается»; «Патер Лоренцо»; «Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты».
Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».
Фрагменты из оперыК Глюка
| 2
| Анализировать музыкальные произведения, проявлять личностное отношение к музыке.
| Понимать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
34.
| Образы киномузыки. Проверочная работа.
| Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
И.Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»: «Увертюра»; «Песенка о капитане»; песенка Роберта «Спой нам, ветер».
М. Таривердиев. «Мгновения» из к/ф «Семнадцать мгновений весны».
Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта».
К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.
Е. Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь».
| 1
| Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, слове, изобразительной деятельности.
| Знать особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами,
| Текущий тест
|
|
35.
| Обобщающий урок.
| Жизнь – единая основа
художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.
| 1
| Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме,проявлять творческую инициативу.
| Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Уметьаргументировать собственное отношение к различным музыкальным явлениям.
| Итоговый
|
|