умкд 2022-2023 философия. Литература 165 Введение Что такое философия и как преподавать философию в высшем учебном заведении
Скачать 1.94 Mb.
|
Электронные ресурсы: http://kazatu.kz КАТУ им. С. Сейфуллина, официальный сайт http://portal.kazatu.kz/e-books КАТУ им. С. Сейфуллина, электронная библиотека http://rmebrk.kz Республиканская межвузовская электронная библиотека https://openu.kz/kz Қазақстанның ашық университеті https://www.coursera.orgcoursera — проект в сфере массового онлайн-образования https://ru.khanacademy.org Академия Хана – некоммерческая образовательная организация 6. Политика курса Учебный курс «Философия» организован в соответствии с требованиями Академической политики НАО «КАТУ им. С.Сейфуллина» (ссылка на сайт: https://kazatu.edu.kz/ru/pages/obucenie/akademiceskaa-politika). Рекомендуется обратить внимание на возможные последствия в случае невыполнения академических требований и низкой посещаемости занятий. В ходе изучения данной дисциплины преподаватель и обучающиеся должны следовать принятому в университете Кодексу академической честности участников образовательного процесса https://kazatu.edu.kz/ru/pages/obucenie/akademiceskaa-politika (пункт 7). Академическая политика университета и Кодекс академической честности участников образовательного процесса находятся в свободном доступе на сайте университета. Всем обучающимся предоставляются равные возможности участия в обсуждении учебных тем на занятиях. Все имеют права задавать вопросы и получать ответы по заявленным в Силлабусе учебным темам. Приветствуется оригинальность мышления, творческий подход обучающихся при выполнении заданий преподавателя. От всех обучающихся требуется соблюдение академической культуры поведения, демонстрации взаимного уважения друг к другу. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями могут воспользоваться правом на индивидуальный подход в обучении. 7. Политика оценки учебных достижений обучающихся Учебные достижения (знания, умения, навыки и компетенции) обучающихся оцениваются в баллах по 100-бальной шкале, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе с цифровым эквивалентом (положительные оценки, по мере убывания, от "А" до "D", и "неудовлетворительно" – "FХ", "F",) и оценкам по традиционной системе. Политика оценки учебных достижений обучающихся соответствует требованиям представленные в Академической политике в пункте 9 на сайте университета (ссылка на сайт: https://kazatu.edu.kz/ru/pages/obucenie/akademiceskaa-politika). 7.1 Критерии оценки учебных достижений обучающихся. Итоговый контроль обучающихся (экзаменационная сессия) проводится согласно расписания экзаменов (размещено на образовательном портале Вуза) в он-лайн режиме посредством компьютерного тестирования в АИС «Платонус». Тест состоит из 20 вопросов. Время выполнения – 30 мин. Критерии оценки: каждый из вопросов оценивается в один балл. Профессиональные компетенции считаются освоенными при выполнении не менее 50 процентов показателей одного из вариантов теста: соответствие заполненного теста эталлона ответа 1 балл, не выполнено - 0 баллов. В offline режиме принимается письменный экзамен, который сотоит из 3 вопросов, 25 билетов. Цель проведения экзаменов в письменной форме - повышение объективности оценки знаний студентов и развитие в них способностей грамотного изложения учебного материала. Задачи письменного экзамена: проверка соответствия знаний, умений и навыков обучающихся целям обучения на определённом этапе формирования компетенций; удовлетворение запросов обучающихся в объективной и независимой оценке знаний; получение объективной информации о результатах образовательной деятельности и его качестве; развитие в студентах письменной и речевой грамотности и интеллектуальных способностей. Итоговый балл по дисциплине в процентном содержании определяется по формуле: И% = ТКср * 0,6 + Э * 0,4 Критерии оценки учебных достижений обучающегося
Шкала оценки знаний обучающихся
В случае получения "FХ" обучающийся имеет возможность пересдать итоговый контроль без повторного прохождения программы учебной дисциплины/модуля (на бесплатной основе). В период промежуточной аттестации обучающегося допускается пересдача экзамена (FX) по учебной дисциплине (модулю) не более двух раз. В случае получения в третий раз оценки (FX) «неудовлетворительно», обучающийся отчисляется из вуза и теряет возможность записываться на данную дисциплину повторно. В случае получения "F" обучающийся повторно записывается на данную учебную дисциплину/модуль, посещает все виды учебных занятий (летний семестр), выполняет все виды учебной работы согласно программе и пересдает итоговый контроль. Разработала: ассоц.профессор, к.ф.н. Кульжанова Ж.Т. ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ Лекция 1 Философия как любовь к мудрости и культура мышления. 1. Многозначность определений философии 2. Основные этапы развития философии 3. Философия и мировоззрение 1. Многозначность определений философии Многообразие философских учений и направлений — от многообразия человеческих типов, характеров и многообразия форм деятельности. Еще Аристотель подметил, что взгляды философа определяются тем, чем он занимается. Самое известное деление философов — на материалистов и идеалистов. Оно же и самое древнее. Уже Платон делил философов подобным образом. Материализм и идеализм различны главным образом вследствие различия их объектов. Объектом материалистической философии является природа и все остальное она рассматривает через «призму» природы. Главным объектом внимания идеалистической философии являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Если за основу берется духовная жизнь человеческого общества — то это — объективный идеализм. Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это — субъективный идеализм. Материалисты идут от мира к человеку и его разуму, а идеалисты идут от человека к миру. Идеалисты пытаются объяснить низшее через высшее, а материалисты, наоборот, — высшее через низшее. Другое известное деление философов — нарационалистов, эмпириковииррационалистов. Слово «рационализм» происходит от французского «rationalisme», которое в свою очередь происходит от латинского «rationalis», а последнее от латинского же «ratio». Одно из основных значений слова «ratio» — разум. Соответственно рационализм часто понимают, как концепцию, утверждающую верховенство разума в жизни человека. А иррационализм методом от противного рассматривается как концепция, отвергающая верховенство разума в жизни человека. Рационалисты акцентируют внимание на верховенстве разума, а иррационалисты — на его ограниченности, что разум меньше самого человека, меньше жизни, и поэтому не может быть верховным руководителем жизни. И те, и другие правы по-своему. Различие между рационализмом и иррационализмом не только в их отношении к разуму. Они — это логика и интуиция, рассудочность и алогизм, возведенные в ранг философской концепции или сознательно принятые в качестве методологических установок, парадигм. Рационалисты склонны к порядку. Соответственно они абсолютизируют знание, всё непознанное пытаются истолковать с позиций познанного, наличного знания. Иррационалисты, наоборот, не любят обычный порядок вещей, склонны к беспорядку, готовы допустить все, что угодно. Иррационалисты — это любители парадоксов, загадок, мистики и т.п. Они абсолютизируют незнание, сферу неизведанного, непознанного. Эмпиризм (от греч. empeiria - опыт)— абсолютизация (преувеличение, гипертрофирование сверх всякой меры, возведение в абсолют, в нечто безусловное, самодовлеющее) опыта, промежуточного (между логикой и интуицией) способа мышления, вероятностного подхода. Он занимает промежуточное положение между рационализмом и иррационализмом. Эмпирики не жалуют интуицию (догадку, фантазию, воображение) и они выступают против мистицизма. Эмпирики отдают предпочтение чувственному опыту. Их наиболее яркий представитель — Д. Локк — утверждал: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Эмпиризм выступает в двух формах: в форме сенсуализма и в форме прагматизма. Сенсуалистический эмпиризм акцентирует внимание на чувственном опыте, чувственном познании. Прагматический эмпиризм акцентирует внимание на двигательной активности человека, на физических действиях, приводящих к успеху. Сенсуализм пассивен, созерцателен; прагматизм активен, деятелен. Философов делят также надогматиковискептиков. Философы-догматики вырабатывают свои идеи либо излагают чужие и отстаивают их, т. е. рассуждают в основном в духе позитивного, конструктивного, утвердительногофилософствования. Напротив, философы-скептики настроены в основном на волнукритического, деструктивногофилософствования. Сами они не вырабатывают идеи, а лишь критикуют чужие. Философы-догматики — это философы-изобретатели или философы-излагатели, а философы-скептики — это философы-чистильщики, философы-мусорщики. Заслуживает внимания и такое деление философов: на субъективистов, объективистов и методологистов — в зависимости от основного предмета философствования. Философы-объективисты акцентируют внимание на мировоззренческих проблемах, на осмыслении внешнего мира. К ним относятся натурфилософы, материалисты, онтологисты. Философы-субъективисты акцентируют внимание на проблемах человека и общества. К ним относятся большинство идеалистов, философы жизни, экзистенциалисты, постмодернисты. Философы-методологисты осмысляют преимущественно формы и средства человеческой деятельности. Это — кантианцы, позитивисты, неопозитивисты, прагматисты, представители лингвистической философии, философы науки. Предмет и методы философии Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структурупредмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: • онтология (учение о бытии); • гносеология (учение о познании); • человек; • общество. В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: • сущность бытия; • происхождение бытия; • материя (субстанция), ее формы; • сознание, его происхождение и природа; • взаимоотношение материи и сознания; • бессознательное; • человек, его сущность и существование; • душа, духовный мир человека; • общество; • общество и человек; • природа; |